Для связи в whatsapp +905441085890

Философия эпохи возрождения и нового времени — Темы и задачи философии в наше время

Термин «Ренессанс» (возрождение) появился в шестнадцатом веке античности. Рассматривая средневековье как простую цезуру в развитии культуры. О «возрождении» итальянского искусства писал даже Джордано Вазари, живописец и первый историограф итальянского искусства, автор знаменитых «Биографий» самых известных художников, скульпторов и архитекторов (1550 г.). Эта концепция была основана на тогдашней широко распространенной исторической концепции о том, что средневековье было периодом безнадежного варварства и невежества, последовавшим за смертью блестящей цивилизации классической культуры. Историки того времени считали, что искусство, некогда процветавшее в древнем мире, возрождается только в их время. Термин «Возрождение» изначально относился не столько к названию целой эпохи, сколько ко времени нового искусства, которое обычно относится к началу XVI в. Только позже этот термин приобрел более широкое значение и стал относиться к эпохе, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела против феодализма культура. Энгельс назвал Ренессанс «величайшей прогрессивной революцией, которую человечество пережило до того времени».

Анализ памятников культуры эпохи Возрождения свидетельствует об отходе от многих основных принципов феодального мировоззрения. Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному теперь уступили место страстному интересу к реальному миру, к человеку, к осознанию красоты и возвышенности природы. Бесспорное превосходство богословия над наукой в средние века поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума, которая становится высшим стандартом истины. Эти новые светские интеллектуалы, которые подчеркивали интерес к человеку, а не к божественному, называли себя гуманистами, черпая свое название из цицеронского термина studia humanitanis, означавшего изучение всего того, что касается человеческой природы и человеческого разума. При всей сложности и неоднозначности эстетики Ренессанса, одним из ее основополагающих принципов является абсолютизация человеческой личности во всей ее полноте. Для Ренессанса эстетические трактаты и произведения искусства характеризуются идеализированным взглядом на человека как на единство разума и чувственности, как на свободное существо с безграничными творческими возможностями. Связано с антропоцентризмом в эстетике Ренессанса и пониманием прекрасного, возвышенного и героического.

Теоретики Ренессанса сочетали принцип красивой, художественно-творческой человеческой личности с попыткой математически рассчитать все виды перспективной симметрии. Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые начинается с восприятия человека как такового и с чувственно-реалистичного образа мира. Эстетика эпохи Возрождения фокусирует искусство на подражании природе. Однако здесь в первую очередь речь идет не о природе, а о художнике, которого в своей творческой деятельности сравнивают с Богом. Постепенно от церковной идеологии создателя произведения искусства все больше ценится острый художественный взгляд на вещи, профессиональная независимость, особые навыки, а его творения уже становятся самодостаточными и не священными раскрепощенными.

Визуальное искусство Ренессанса во многом является антитезой средневековья. Она знаменует собой появление реализма, который долгое время определял развитие европейской художественной культуры. Речь шла не только о преобладании светской образности, развитии портрета и пейзажа или о новой, порой почти жанровой интерпретации религиозной тематики, но и о радикальном обновлении всей художественной системы. В эпоху Возрождения объективный образ мира воспринимался глазами человека, поэтому одной из важных проблем, стоявших перед художниками, была проблема космоса. Сочетание искусства и науки является одной из наиболее характерных черт культуры Ренессанса. Истинное представление о мире и человеке должно было основываться на их знаниях, поэтому когнитивный подход играл особенно важную роль в искусстве этого периода. Естественно, художники искали поддержки в науке, что часто стимулировало их развитие. Ренессанс характеризуется появлением целой серии художников-ученых, среди которых первое место занимает Леонардо да Винчи.

Темы и задачи философии в наше время

Предметом философии являются универсальные свойства и отношения (отношения) реальности — природа, общество, человек, отношения объективной реальности и субъективного мира, материи и идеала, бытия и мышления. Человек пытается найти ответ на самые общие и глубокие вопросы: Что такое мир вокруг нас, и каково место и назначение человека в этом мире? Что лежит в основе всего, что существует — материального или духовного? Есть ли в мире законы? Может ли человек знать мир, что это за знание? В чем смысл жизни, ее назначение? Такие вопросы называются философскими. Центральные идеологические проблемы (отношение мысли к существу, человека к миру, сознания к материи, разума к природе, ментального и физического, идеального и материального, первичного) составляют общие вопросы философии, ибо место человека в мире, его цель и смысл существования осознаются его отношением, мыслью, сознанием, умственной и духовной активностью.

Условия возникновения философии Нового времени связаны со смещением интереса мыслителей от проблем схоластики и богословия к проблемам натуралистической философии. В тот же период философы пытались заново обосновать естествознание, сочетая эксперимент и размышления как основу теоретического метода. В XVII веке интерес философов перешел к вопросам познания.

ГНОСЕОЛОГИЯ — это отрасль философии, в которой изучаются проблемы природы знания и его возможностей, связи между знанием и реальностью, исследуются универсальные предпосылки знания, выявляются условия их достоверности и правдивости. Человеческое восприятие определенных событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того, в какой степени в содержании понятий доминирует конкретная личность. Таким образом, речь идет о зависимости сенсорного опыта и восприятия от языка, от концептуального аппарата, который человек использует в своей практической деятельности. Однако эта зависимость не является односторонней.

Концепция является результатом исторического опыта человечества. Ассимиляция ранее существовавших концепций конкретными людьми, роль этих концепций в их сознании и деятельности — все это зависит от непосредственного контакта людей с объективной реальностью. В ходе таких контактов концепции многократно апробируются, обогащаются, дополняются новым смыслом.

В эпистемологии различают структурные объяснения (ответ на вопрос, как устроен объект), функциональные объяснения (как действует и функционирует объект), причинно-следственные объяснения (почему это явление возникло, почему именно этот набор фактов привел к этому конкретному результату). В этом объяснительном процессе мы используем уже существующие знания для объяснения других. Переход от более общих знаний к конкретным и эмпирическим знаниям представляет собой объяснительный процесс. Знание, которое служит основой для объяснения, называется пояснительным знанием. Знания, которые этим подтверждаются, называются объяснительными знаниями. Как закономерности, так и отдельные факты могут быть объяснены. Так что же нам дает процесс объяснения? Во-первых, она устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний. Во-вторых, это позволяет нам предвидеть и прогнозировать будущие ситуации и процессы. В чем разница между пониманием и объяснением? На всех этапах человеческой деятельности мы сталкиваемся с чем-то неизвестным, о чем не имеем представления. В этих случаях мы говорим, что данное явление непонятно, что мы ничего о нем не знаем. Возможно, мы не понимаем тексты из-за незнания языка и культурных особенностей. Необходимость решения таких проблем породила герменевтику (Ф. Шлейермахер, В. Дилтей, Г. Гадамер, Е. Бетти, П. Рикер), науку о понимании. Чтобы понять письменный или устный текст, необходимо понять значение каждого слова, фразы или отрывка, которые дали им авторы. Но чтобы понять эти детали и части, необходимо понять смысл и значение содержащего их контекста. Эта ситуация была названа «герменевтическим кругом».

Понимание — это не одноразовый акт, а длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим с одного уровня понимания на другой.

Это включает в себя такие процессы, как..:

  • Интерпретация — первоначальное присвоение значения и значимости информации;
  • Переосмысление — уточнение и изменение смысла и смысла;
  • Ковергенция — слияние, слияние ранее не связанных между собой значений и контекстов смысла;
  • Дивергенция — разделение единого значения на отдельные частичные значения
  • Трансформация — качественное изменение смысла и значения, их радикальная трансформация.

Таким образом, понимание представляет собой реализацию многих процедур, обеспечивающих преобразование информации при переходе от незнания к знанию.

Процесс понимания заключается не только в усвоении знаний, уже накопленных другими людьми или эпохами, но и в построении на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, чего раньше не существовало.

Иррационализм — философская доктрина, которая настаивает на ограниченных возможностях понимания, мышления и признает интуицию, чувство, инстинкт основным видом знания, реальность как хаотичную, без законов, подчиненную случайности, слепой воле (особенно иррационализмом является экзистенциализм).

Рационализм — это доктрина в эпистемологии, согласно которой универсальность и необходимость — логические атрибуты общечеловеческого знания — не могут быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть взяты из самого разума, либо из понятий, присущих разуму от рождения (Декарт), либо из понятий, которые существуют только как задания, предрасположенности разума. Опыт стимулирует их проявление (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг).

Учение о методе познания

Научные знания характеризуются двумя уровнями: эмпирическим и теоретическим.

Попробовать решить проблему можно двумя способами: путем поиска необходимой информации или путем независимых исследований с помощью наблюдений, экспериментов и теоретического мышления. Наблюдения и эксперименты являются основными методами исследования в области открытия научных знаний. Часто говорят, что теория — это обобщение практики, опыта или наблюдения.

В научных обобщениях часто используется ряд специальных логических приемов:

  • Техника универсализации, которая заключается в расширении общих точек и свойств, наблюдаемых в ограниченном наборе экспериментов, до всех возможных случаев;
  • Метод идеализации, который заключается в фиксации условий, при которых описанные в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как они не могут происходить в самой действительности;
  • Метод концептуализации состоит во введении в формулировку законов понятий, заимствованных из других теорий, которым в них придан достаточно точный смысл и значение.

Формы и методы научных исследований

Эмпирический и теоретический. Наука различает эмпирический и теоретический уровни исследований. Это различие основано на методах познавательной деятельности и характере полученных результатов. Эмпирические исследования предполагают разработку программы исследований, организацию наблюдений и экспериментов, описание и синтез экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Короче говоря, эмпирическое познание характеризуется фактофиксирующей активностью. Теоретическое познание является существенным познанием, осуществляемым на уровне абстракций высокого порядка. Инструменты здесь — понятия, категории, законы, гипотезы. Исторически эмпирическое познание предшествует теоретическому, но только таким способом невозможно достичь полного и истинного познания. Эмпирические исследования всегда выявляют новые данные посредством наблюдений и экспериментов, бросают вызов теоретическому мышлению и стимулируют его к дальнейшим усовершенствованиям. Однако обогащение теоретических знаний также представляет собой наблюдение и экспериментирование со все более сложными задачами.

Каждое наблюдение начинается не со сбора фактов, а с попытки решить проблему, которая всегда основывается на известном предположении, догадке, постановке задачи.

Постановка задач и исследовательская программа. Люди стремятся знать то, чего они не знают. Проблема в том, что мы апеллируем к самой природе, к жизни, к практике и теории. Поставить задачу иногда не менее сложно, чем найти ее решение: Правильное постановка задачи направляет, как бы то ни было, поисковую активность мысли, ее стремление. Когда ученый ставит проблему и пытается ее решить, он неизбежно разрабатывает исследовательскую программу, создает план своей деятельности. При этом он начинает с предполагаемого ответа на свой вопрос. Этот предполагаемый ответ действует как гипотеза.

Наблюдение и эксперимент. Наблюдение — это умышленное, направленное восприятие, целью которого является выявление существенных свойств и взаимосвязей объекта знания. Он может быть прямым и опосредованным приборами. Наблюдения приобретают научное значение, когда они соответствуют программе исследований, которая позволяет нам представлять объекты с наибольшей точностью и может повторяться много раз при различных условиях. Но человек не может ограничиться ролью наблюдателя: наблюдение фиксирует только то, что дает сама жизнь, а исследование требует экспериментов, в которых объект либо искусственно воспроизводится, либо ставится в определенные предопределенные условия, соответствующие целям исследования. В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в исследуемый процесс.

В процессе научного познания применяется и умственный эксперимент, когда ученый в голове работает с определенными образами, мысленно ставит объект в определенные условия.

Эксперимент двусторонний. С одной стороны, он способен подтвердить или опровергнуть гипотезу, а с другой — удерживает возможность выявления неожиданных новых данных. Таким образом, экспериментальная деятельность имеет сложную структуру: теоретические основы эксперимента — научные теории, гипотезы; математические основы — инструментарий; непосредственное осуществление эксперимента; экспериментальное наблюдение; количественный и качественный анализ результатов эксперимента, их теоретическое обобщение. Необходимым условием для научных исследований является установление фактов. Факт (из латинского фактума) — сделан, выполнен. Факт — это феномен материального или духовного мира, ставший засвидетельствованным свойством нашего сознания, фиксацией любого объекта, явления, имущества или отношения. «Факты — это воздух ученого», — сказал Павлов. Наиболее характерной чертой научного факта является его достоверность. Факт должен быть значимым, оправданным. Факты всегда передаются нашим пониманием, нашей интерпретацией. Пример утверждения: люди говорят об одном и том же, но по-разному. Так что очевидность ни в коем случае не является полной гарантией фактической подлинности факта. Факты сами по себе не являются наукой. Факты должны быть подвергнуты отбору, классификации, обобщению и объяснению, после чего они становятся частью ткани науки. Факт содержит много случайностей. Поэтому основой научного анализа является не один факт, а совокупность фактов, отражающих основную тенденцию. Только во взаимной связи и целостности факты могут служить основой для теоретических обобщений. Любая теория может быть построена на основе соответствующих выбранных фактов.

Описание и пояснение. В ходе наблюдения и экспериментов проводится описание, протокол. Главное условие описания — его достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и эксперимента.

Пояснение — это умственная операция, направленная на выявление причинно-следственной зависимости объекта исследования, понимание законов его функционирования и развития и, наконец, раскрытие его сущности. Объяснить средства для понимания объекта в свете уже существующих, исторически сложившихся знаний, определенных принципов, законов, категорий.

Гипотеза. Никакая научная теория не родилась в готовом виде. Впервые она существовала как гипотеза. В то же время сама гипотеза возникает не сразу, она проходит через определенные стадии формирования. Во-первых, это предположение, догадка, которая возникает в результате наблюдения за новыми фактами. Она может быть подвержена изменениям, модификациям. В результате, сама гипотеза формируется как наиболее вероятное предположение. Гипотеза — это предположение, основанное на фактах, вывод о том, что предпринимается попытка проникнуть в суть недостаточно исследованной области мира.

Обоснование гипотезы основывается на анализе накопленных знаний, сравнении с уже известными фактами, установленных новых фактов и таких фактов, которые могут быть установлены в будущем. Другими словами, обоснование гипотезы предполагает ее оценку с точки зрения эффективности объяснения существующих фактов и прогнозирования новых.

Гипотеза функционирует как определенное обобщение существующих знаний. Но это в корне вероятно по своей природе. Степень значимости гипотезы определяется степенью ее вероятности (Фрейд «Земное ядро затора»).

Теории. Теория является высшей, обоснованной, логически последовательной системой научного знания, которая дает целостное представление о существенных свойствах, закономерностях, причинно-следственных связях, определяющих способ функционирования и развития той или иной области реальности.

Теория может быть изменена путем включения в нее новых идей и фактов. Когда раскрывается противоречие, которое не может быть разрешено в рамках данной теории, его разрешение приводит к построению новой теории. Законы, составляющие теорию, составляют ядро научной теории. В теории выделяются следующие существенные элементы: исходная эмпирическая основа (факты, экспериментальные данные); различные допущения, постулаты, аксиомы; логика, теории, логические выводы и доказательства, допускаемые в рамках теоретического правила; совокупность производных высказываний с их доказательствами; законы науки, а также предвидение.

Проводится различие между описательными теориями, математическими теориями, теориями толкования и дедуктивными теориями.

Научные революции становятся поворотными точками в истории науки. Революция в науке выражается в качественном изменении ее основных принципов, понятий, категорий, законов, теорий, то есть в изменении научной парадигмы. Под парадигмой понимается: разработанные и принятые в данном научном сообществе нормы, образцы эмпирического и теоретического мышления, приобретшие характер убеждений; метод выбора объекта исследования и объяснения определенной системы фактов в виде достаточно обоснованных принципов и законов, формирующих логически последовательную теорию.

Период Возрождения

Важным этапом развития философской мысли является философия Ренессанса. Она затронула широкий круг вопросов, касающихся различных аспектов природного и социального бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии. Период Возрождения, который длился с 14-го по начало 17-го века, соответствовал последним векам средневекового феодализма. Вряд ли разумно отрицать идентичность этой эпохи и, следуя примеру голландского культуролога, I. Хейсинга, как «осень средневековья». Ренессанс — это другая эпоха, отличная от средневековья, поэтому можно не только отличить эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения.

Сами личности Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как время тьмы и невежества. Но особенность этого периода скорее не в движении цивилизации против дикости, культуры против варварства, знания против невежества, а в проявлении другой цивилизации, другой культуры, другого знания.

Ренессанс — это прежде всего революция в системе ценностей, в оценке всего существования и отношения к нему. Существует убеждение, что человек — это высшая ценность. Такой взгляд на человека определил важнейшую особенность культуры Ренессанса — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Одной из характерных черт духовной атмосферы этого периода было видимое возрождение секуляризма. Козимо Медичи — некоронованный властелин Флоренции — сказал, что тот, кто ищет на небесах опору для лестницы своей жизни, падет, и что он лично всегда укреплял ее на земле. Секуляризм также присущ такому яркому феномену культуры Ренессанса, как гуманизм. В самом широком смысле, гуманизм — это такой образ мышления, который отстаивает человеческое благо как центральную цель социального и культурного развития и поддерживает ценность человека как личности. Вот как этот термин понимается сегодня. Однако гуманизм возник в эпоху Возрождения как целостная система идей и как широкое общественное движение. Древнее культурное наследие сыграло большую роль в формировании менталитета Ренессанса. В результате возросшего интереса к классической культуре, люди стали обращаться к древним текстам, использовали языческие модели для воплощения христианских образов, собирали камеи, скульптуры и другие древности, возродили римскую традицию портретных бюстов. Возрождение древности, по сути, дало свое название целой эпохе (на самом деле Ренессанс и переводится как возрождение). Особое место в интеллектуальной культуре того времени занимает философия, и она имеет все те черты, которые были описаны выше. Важнейшей особенностью философии Ренессанса является антишоластическая направленность взглядов и произведений мыслителей того времени. Еще одной характерной чертой философии Ренессанса является создание нового пантеистического мировоззрения, идентифицирующего Бога и природу. В то время как средневековая философия была теоцентрической, антропоцентризм был характерной чертой философии Ренессанса. Человек является не только важнейшим объектом философских размышлений, но и центральным звеном всей цепи космического бытия. Призыв к человеку и его земному существованию знаменует начало новой эпохи, которая зародилась в Италии и стала общеевропейским феноменом на рубеже XV и XVI веков.

Гуманистическая мысль о Ренессансе

Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечество), который уже использовался в первом веке до н.э. знаменитым римским оратором Цицероном (106-43 гг. до н.э.). Для него гуманизм — это образование и формирование человека. В совершенствовании интеллектуальной природы человека основная роль отводилась набору дисциплин, состоящих из грамматики, риторики, поэзии, истории и этики. Эти дисциплины стали теоретической основой культуры Возрождения и получили название studia humanitatis (гуманитарные дисциплины). Поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374) широко считается отцом гуманизма. Его творчество является началом многих путей развития итальянской культуры Возрождения. В трактате «О незнании своего и многих других» он отвергает присущую средневековой науке схоластику, на основании которой он демонстративно заявляет о своём мнимом невежестве, так как эта наука совершенно бесполезна в своё время.

Трактат демонстрирует принципиально новый подход к оценке древнего наследия. По мнению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства и науки нельзя, слепо подражая идеям замечательных предшественников, и желанию подняться на высоты древней культуры и в то же время переосмыслить и в какой-то мере превзойти их. Эта линия, обозначенная Петраркой, стала руководящим принципом в отношении гуманизма к древнему наследию. Первый гуманист считал, что сутью истинной философии должны быть гуманитарные науки, и на протяжении всей своей работы он призывал к переориентации философии на человеческую сущность.

Аргумент Петрарки заложил основу для формирования личности Ренессанса. В разные эпохи человек по-разному осознает себя. Средневековый человек воспринимался как более ценный человек, чем больше его поведение соответствовало нормам компании. Он утверждал себя максимумом активного участия в социальной группе, в корпорации, в богоугодном порядке — это и есть та социальная ценность, которой требует человек. Ренессансный человек постепенно отказался от общечеловеческих средневековых идей и обратился к конкретному, индивидуальному. Гуманисты разрабатывают новый подход к пониманию человека, в котором концепция деятельности играет большую роль. Для них ценность человеческой личности определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а индивидуальными заслугами и плодотворностью его деятельности. Ярким примером такого подхода является, например, многогранная деятельность известного гуманиста Леона Баптиста Альберта (1404-1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов по искусству, сформулировал принципы живописной композиции — баланс и симметрию красок, жестов и поз фигур. По мнению Альберта, человек может преодолеть превратности судьбы только своей собственной деятельностью. «Тот, кто не хочет быть побежденным, легко побеждает». Тот, кто привык подчиняться игу судьбы, выдерживает.

Но было бы неправильно идеализировать гуманизм, упускать из виду его индивидуалистические тенденции. Работу Лоренцо Валлата (1407-1457) можно рассматривать как настоящий гимн индивидуализма. В своем крупном философском труде «Об удовольствиях» Вала провозглашает стремление к удовольствиям как неотъемлемый человеческий атрибут. Мера нравственности в его работе — это личное благо. «Я не могу в достаточной мере понять, почему кто-то хочет умереть за свою страну. Ты умираешь, потому что не хочешь, чтобы погибла твоя родина, как будто она не погибнет вместе с твоей смертью». Такая идеологическая позиция встречается как антисоциальная.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Проблема закономерности исторического процесса
  2. Переосмысление соотношения бога и человека в философии зарубежного востока XX века
  3. Арнольд Гелен, немецкий философ
  4. Джайнизм как одно из направлений древнеиндийской философии
  5. Фундаментальные свойства бытия
  6. Философская антропология
  7. Предмет и методы политической философии
  8. Математизация технических наук
  9. Человечество как едино-цельная социально-планетарная система
  10. Иеремия Бентам, английский философ и юрист