Для связи в whatsapp +905441085890

Философская антропология — Определение философской антропологии

Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, а также наука и культура в целом, охватывающая все науки, искусства, религию и, конечно, философию с ее грандиозными достижениями, требуют от нас, и особенно от молодых, мощной ясности, творческого воображения, пытливого мышления, тонкой интуиции, прозорливости и мудрости.

Философия — это сущность духовной жизни мыслящих людей и теоретическое ядро всей человеческой культуры. Человек с самого начала обладает любопытством. Само стремление понять таинственное, неведомое было склонностью к философским размышлениям, хотя бы в мирском плане; ведь и на этом плане люди часто склонны к философствованию. Само слово «философия» восходит к Пифагору. Буквально это означает любовь к мудрости, то есть к мудрости разума.

Человек испытывает духовную потребность иметь полное представление о мире; по словам С.Н. Булгакова, он не может согласиться ждать удовлетворения этой потребности до тех пор, пока будущая наука не даст для этого достаточного материала; ему необходимо также получить ответы на вопросы, которые находятся вне области положительной науки и могут быть даже специально ею не познаны. Однако человек не смог подавить эти вопросы, сделать вид, что их не существует, игнорировать их на практике. Для человека, как разумного существа, бесконечно важнее любой конкретной научной теории найти ответы на вопросы о том, что представляет собой наш мир, какова его основа, есть ли у него смысл и цель, имеют ли ценность наши жизни и поступки, какова природа добра и зла и так далее. Короче говоря, человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но и что, почему и зачем. На эти последние вопросы у науки нет ответа, вернее, она их не задает и не может решить. Их решение лежит в области философской мысли.

Философия включает в себя учение об общих принципах существования Вселенной (онтология или метафизика), учение о природе и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), эпистемологию (гносеология), проблемы творчества, этики, эстетики, теории культуры и, наконец, собственную историю, то есть историю философии, которая является основой науки в мире. История философии является существенной частью предмета философии: история философии является частью содержания самой философии.

Человек давно является предметом философского интереса, в той или иной степени, но не всегда находится в центре философской мысли. Проблема бытия человека — одна из важнейших проблем всей философии, но особенно остро она встает в переломные моменты истории, когда вопрос о смысле и цели существования не только для отдельного человека, но и для общества в целом стоит наиболее остро.

Человек, в своих частных проявлениях, изучал науки, специально посвященные ему: Биология, медицина, психология, социология и другие. Философия всегда пыталась понять его целостность, понимая, что простая сумма знаний отдельных наук о человеке не дает искомой сути, и поэтому она всегда старалась выработать собственные средства познания человека и с их помощью раскрыть его место в мире.

Известно, что в разные исторические эпохи предлагались новые интерпретации проблемы, связанной с человеком, его местом в мире и отношением к миру: Приоритеты и аспекты его понимания изменились.

В этом эссе мы попытаемся раскрыть философскую антропологию как учение, коснуться ее истории, определить основные проблемы философской антропологии и рассказать о некоторых концепциях, существующих в учении.

Философская антропология - Определение философской антропологии

Определение философской антропологии

Эпистемологический смысл термина «философская антропология» очевиден. Существительное антропология происходит от греческих слов anyrwpoq (человек) и logoq (мысль, слово) и обозначает рассуждение или трактат о человеке. Прилагательное философский обозначает способ изучения человека, который пытается рациональным мышлением объяснить саму сущность человека, конечную реальность, на основании чего мы говорим, что эта сущность — человеческая личность.

Правда, для того чтобы получить истинное и удовлетворительное определение философской антропологии, недостаточно обратиться к этимологии слов. Содержание этой науки было и остается очень богатым, но также противоречивым и проблематичным.

Прежде всего, следует помнить, что существуют различные виды антропологий. Необходимо различать их, чтобы ясно видеть собственное поле философской антропологии.

В области исследований существует физическая антропология или антропобиология, предметом которой являются палеонтологические темы, популяционная генетика, вопросы этоэкологии. Затем существует психологическая антропология, которая изучает поведение человека с психологической или психосоматической точки зрения, как у нормальных людей, так и у людей с психическими расстройствами. Психоанализ, парапсихология и так далее относятся к этой области. Культурная антропология, наиболее развитая, занимается изучением этнологии примитивных народов, их обычаев, ритуалов, родственных связей, языка, морали и религии. Этот тип антропологии, особенно в связи с развитием структурализма, претендует на то, чтобы быть единственно истинной антропологией. Она появляется как альтернатива философской антропологии и ее могильщику; она говорит об этнологической смерти философии и даже о смерти человеческого субъекта. Существует также социальная антропология, которая занимается изучением современных обществ и поэтому не всегда четко отделена от социологии. Наконец, существует богословская антропология; она изучает и разъясняет то, что Бог открыл людям о реальности, называемой «человек». Точнее, она излагает современным языком доктрину, которую классическая католическая теология содержала в трактатах о первородном грехе, о возвышении человека до состояния благодати и о его оправдании перед Богом.

Теперь понятно, что не всегда можно точно определить, что имеется в виду, когда говорят об антропологии без уточняющего определения. Поэтому часто возникают двусмысленности и недоразумения. Например, в континентальной Европе под антропологией понимают, прежде всего, физическую антропологию; другая дисциплина, этнология, занимается культурными и социальными аспектами. В Англии социальная антропология — это социальная антропология, физическая антропология — это палеонтология и генетика, а культурная антропология фокусируется на археологии и истории. В Соединенных Штатах антропология — это прежде всего культурная антропология, которая также включает некоторые темы палеонтологии и генетики человека.

Следует также предупредить, что название «философская антропология» может быть истолковано по-разному, в том числе и неверно. Именно потому, что существует множество других антропологий, претендующих на роль единственной истинной антропологии. Поэтому замечание Хосе Рубио о том, что было бы лучше говорить о философии человека, как говорят о философии истории, философии природы, философии науки или философии языка, кажется разумным. В названии «Философская антропология» философский компонент приобрел форму прилагательного. Это может быть связано с неосознанным комплексом неполноценности, проистекающим из неопозитивистских предрассудков. В действительности, то, чем занимается эта наука, является настоящей, подлинной философией. С точки зрения логики и с точки зрения эпистемологии название «философия человека» более корректно, чем «философская антропология». Тем не менее, мы сочли возможным сохранить последнее название, поскольку, по словам Макса Шелера, оно уже стало общепринятым, несмотря на свою двусмысленность. Но мы всегда помнили, что объектом наших усилий является именно философия человека.

Проблема человека в истории философии

Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как может показаться на первый взгляд. Философское понимание человека сопряжено с определенными трудностями. Размышляя о человеке, исследователь ограничен состоянием научного знания своего времени, условиями исторической или повседневной жизненной ситуации, а также собственными политическими предпочтениями. Все это так или иначе влияет на философскую интерпретацию человека. Вот почему современная социальная философия, изучая проблемы личности, интересуется не только проблемами человека как такового, но и другой вечно актуальной проблемой — «сопряжением личности и философии».

Сопряжение личности и философии является выражением сущности философской культуры. Философская культура — это форма самопознания человека, его мировоззрение ценностей и ориентация в мире. Поэтому человек всегда находится в основании философской ориентации; он функционирует и как ее естественно-гуманитарная предпосылка, и как ее естественная цель, сверхзадача философии. Другими словами, человек, как уже говорилось выше, является одновременно субъектом и объектом философского познания. Какими бы конкретными темами ни занималась философия на том или ином этапе своего развития, она всегда пронизана реальной человеческой жизнью и стремлением решить насущные человеческие проблемы. Эта связь между философией и людьми, их потребностями и интересами, постоянна и непреходяща.

Отношения между философией и человеком, как и проблема социальной философии в целом, исторически менялись и развивались.

В то же время в истории философии можно выделить два параметра ее развития:

  • Степень понимания проблемы человека как основной методологический принцип философствования. Другими словами, в какой степени философ осознает, что человек является центром, критерием и конечной целью всего философствования, насколько важен этот принцип.
  • Степень философского понимания самого человека, его бытия, смысла существования, его интересов и целей. Иными словами, в какой степени человек стал самостоятельным и особым объектом философской рефлексии, с какой теоретической глубиной, с какой степенью вовлеченности всех средств философского анализа он рассматривается.

Современный немецкий ученый Э. Кассирер выделил четыре исторических периода в истории изучения человека:

  • Изучение человека через метафизику (античность).
  • Изучение человека через теологию (Средние века),
  • Изучение человека через математику и механику (современность).
  • Изучение человека через биологию.

Первые представления о человеке появляются задолго до возникновения философии — в мифологическом и религиозном сознании. В то же время в представлениях древних людей человек как специфический объект рассмотрения еще не выделяется из окружающего его природного мира, а представляет собой лишь «младшего родственника» природных объектов. Наиболее ярко это проявляется в тотемизме — форме первобытных верований, заключающейся в поклонении растениям и животным, с которыми предполагается кровное родство и которые являются сверхъестественными покровителями семьи или племени.

Проблема человека не появилась в одночасье в философии и культуре. В философии античности и древнего Востока человек понимался как фрагмент природы, чья сущность обусловлена безличным мировым духом или разумом и чей жизненный путь определяется законами судьбы. Существенное различие между западной и восточной философией на этом этапе заключалось в том, что Восток никогда не знал того резкого противопоставления тела и души, которое сформировалось в западной философии и культуре, начиная с Платона.

Если подвести итог обсуждению проблемы человека в истории классической философии, то окажется, что практически каждая философская система так или иначе затрагивала эту проблему и пыталась ответить на поставленные вопросы: Что такое человек? Для чего он живет? Как он познает мир? И т.д. Другой вопрос: когда эта проблема стала центральной?

Первая половина двадцатого века ознаменовалась поворотом западной философии к человеку. Проблема человека оказалась в центре внимания целого ряда философских и религиозных движений. Шелер в своей работе «Место человека в космосе» (1928) поставил задачу создания фундаментальной науки о человеке. Он разработал комплексную программу философского познания человека во всей полноте его бытия, которая должна была сочетать конкретно-научное изучение человека с целостным и философским его пониманием. Термин «философская антропология» был закреплен за философским течением, основанным Максом Шелером. Однако у этого термина есть и другое, более широкое значение. Она относится к отрасли философского знания, посвященной всестороннему рассмотрению проблемы человека. «В этом смысле почти каждое философское направление изучает человека как специфический вид бытия, постигает проблемы человеческой природы и бытия, анализирует способы человеческого существования и раскрывает потенциал антропоцентрического мировоззрения. В этом смысле почти каждая философская система имеет свою антропологию, то есть пытается объяснить проблему человека.

Концепции человека в философской антропологии

В целом, историко-философские концепции человека можно разделить на две группы: объективистские и субъективистские. А человек воспринимается как полностью или частично зависимый от объективных сфер, принципов и норм космоса и глобальной разумности. Мы воспринимаем человека как полностью зависимого от объективных сфер, принципов и норм космоса и глобальной разумности. Через него человек понимается как существо, полностью или в значительной степени автономное и свободное от объективных сфер и институтов. Субъективисты ищут основы всеобщего человеческого существования в глубочайших сферах внутренней индивидуальной жизни человека, в спонтанной духовной активности, в умственных и нравственных силах, волевых импульсах и стремлениях. Две философские школы — «философская антропология» и марксистская философия — претендуют на преодоление крайностей объективистского и субъективистского подходов и создание синтетической концепции человека в современной философии. Давайте подробнее рассмотрим, как проблема человека решается в философской антропологии.

Представители «философской антропологии» выдвинули программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Они предложили объединить онтологические, естественнонаучные и гуманитарные исследования различных сфер человеческого существования с целостным философским пониманием. Фундаментальной задачей философской антропологии является разработка проблемы природы человека. Согласно основателям, философская антропология — это «фундаментальная наука о природе и сущностной структуре человека». Х.-Э. Херстенберг уточняет: «Философская антропология — это изучение человека с точки зрения самого его бытия. Этим она принципиально отличается от всех наук, которые также изучают человека, но делают это с региональных точек зрения: философской, биологической, психологической, лингвистической и т.д.».

В философской антропологии, в частности, проводится различие между биологической, психологической и религиозной концепцией человека.

Наиболее известным представителем биологической концепции является немецкий философ Арнольд Гелен (1904 — 1976). Он утверждал, что человек — биологически неспециализированное животное (отсутствие меха, сильных конечностей, клыков, когтей и т.д.), что не позволяет ему вести чисто природное существование, и что его интеллект и образ жизни обусловлены физико-анатомическим строением. Согласно Гелену, физиологическая неполноценность человека является стимулом для его деятельности, которая является компенсацией его биологической неполноценности и неспециализированности. В то время как животное органично привязано к окружающей среде, человек может обитать практически в любом уголке планеты. Создавая орудия труда, расширяющие его физиологические возможности, человек не только приспосабливается к природе, но и приспосабливает ее к себе, руководствуясь своими биологическими предпочтениями.

Согласно Гелену, жизнь человека регулируется тремя основными инстинктами:

  • Забота о потомстве;
  • Восхищение процветающей жизнью и сострадание к умирающей жизни;
  • Безопасность.

На этой основе формулируются устойчивые качества индивидуального характера. Из материального инстинкта, из заботы о потомстве вырастает гуманизм. Из восхищения и сострадания вырастает потребительство; из инстинкта безопасности — этика «закона и порядка»; возникает государство. Социальный статус человека определяется преимущественным развитием одного из инстинктов.

Другим представителем биологической концепции был австрийский лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц (1903-1989). Он считал, что биологическая природа человека определяется комплексом инстинктов, которые регулируют питание, воспроизводство, кровообращение и дыхание.

Основной инстинкт по Лоренцу — это агрессия (нападение, гнев, применение силы, ругань, оскорбление и т.д.). Этот инстинкт, который также присутствует у животных, является врожденным свойством. Она отражается в социальных отношениях, обычаях и ритуалах человека. Любое отклонение от привычных форм общения вызывает агрессию, поэтому люди должны придерживаться установленных норм, то есть «зверя в человеке» можно утихомирить. Этому способствуют не только всевозможные запреты — ТАБУ (правовые, моральные, религиозные), но и воспитательные приемы, способные вызвать энтузиазм, сплотить против врага и пропагандировать ценности, священные для всех.

В то время как традиционный католицизм считает, что Бог создал мир до появления человека, и его единственная обязанность — восхищаться и поклоняться его совершенству, Тейяр де Шарден считает, что процесс сотворения мира не закончен, а продолжается. И в этом процессе лежит неизмеримое поле деятельности для человека. А достоинство человека определяется его вкладом в процесс сотворения мира, который осуществляется через работу, труд. Работа, таким образом, не является наказанием за грехи; это главный моральный долг человека. Бездеятельность, праздность, пассивность — это зло. Можно отметить, что Тейяр де Шарден, модернизировавший христианство, отверг ряд его догм, за что был отлучен от права преподавания в католическом институте.

Дуалистическая природа человека согласно теориям М. Шелера и А. Гелена

В работе М. Шелера «Положение человека в космосе» положение человека в космической перспективе раскрывается через отношение человека к другим формам органического мира в связи с формированием и развитием духовного начала: чувственного инстинкта, инстинкта, ассоциативной памяти и практического интеллекта. Человеческая жизнь содержит в себе эти формы отношения к миру, и в этом смысле человек не отличается принципиально от животного. М. Шеллер убежден: «Естественный человек — это животное. Он не эволюционировал из животного царства, но был, есть и всегда останется животным». Однако, по мнению М. Шеллера, между человеком и остальными представителями животного мира существует существенное различие. Это различие обусловлено существованием человеческого разума. Самая основная характеристика человеческого разума — это его «открытость миру». Животные ограничены своей средой, в то время как человеческий разум преодолевает ограничения среды и входит в открытый мир, осознавая его как мир. Таким образом, сущностная особенность Шеллера связана с его онтологической свободой. Благодаря этой свободе разум способен постичь качественное бытие объектов в их объективном бытии. Благодаря этому человеческий разум предстает как объективность. Из этих базовых качеств человеческого разума вырастают такие его составляющие, как способность к интеллектуальному познанию и эмоционально-чувственное отношение к миру.

Каждый ум обязательно имеет личную природу. Личность — это сущностно необходимая единственная форма существования разума. Только на личной основе существует возможность творческой самореализации духа. Таким образом, в концепции Шелера человек, в силу своей дуалистической природы, представлен как определенная целостность — микрокосм — который находится в определенном отношении к «макрокосму — запредельному миру».

Идеи Шеллера были развиты его преемником А. Геленом. Он выводит и определяет особенность и сущность человека только путем сравнения его с животным. А.Геллен связывает эту особенность со своеобразной исключительностью биологической организации человека. По его словам, «человек — это существо, открытое миру». Эта «открытость» определяется его биологической неразвитостью и неадекватностью.

Человек, как биологически «неадекватное» существо, должен решить проблему собственного выживания. Это делает человека действующим существом.

Действие — это форма овладения человеком природой для обеспечения своей жизни. «Мирскость» и эффективность человека устанавливают главный принцип его существования — «принцип освобождения от бремени». Суть этого принципа заключается в том, что накопленные дефекты конструкции человека, которые в естественных, животных условиях ложатся тяжелым бременем на его жизненную силу, человек сам превращает в условия своего существования. Результатом этого является формирование человека как культурного существа.

С точки зрения А. Гелена, культура — это определяющая сущность человека. А в основе культуры лежит духовное начало. Таким образом, А. Гелен окончательно приходит к осознанию дуалистической природы человека.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Переосмысление соотношения бога и человека в философии зарубежного востока XX века
  2. Арнольд Гелен, немецкий философ
  3. Джайнизм как одно из направлений древнеиндийской философии
  4. Фундаментальные свойства бытия
  5. Философия эпохи возрождения и нового времени
  6. Предмет и методы политической философии
  7. Математизация технических наук
  8. Человечество как едино-цельная социально-планетарная система
  9. Иеремия Бентам, английский философ и юрист
  10. Функционирование общества и основные ориентации функциональных исследований