Для связи в whatsapp +905441085890

Философия личности и проблема идентичности — Идентичность как качество индивида

Термин «идентичность» ассоциируется с Эриком Эриксоном, который писал, ссылаясь на идеи Фрейда: «Я использую термин «самоидентичность»….. быть уверенным, что Фрейд называл внутреннюю идентичность смыслом жизни». Концепции идентичности были введены Эриксоном в его работах «Детство и общество», «Молодой Лютер». Психоаналитико-историческое исследование», «Идентичность: молодость и кризис» и «История жизни и исторический момент».

В работе Эриксона идентичность понимается как «качество индивида, позволяющее ему идентифицировать себя с набором внешних социальных факторов, на основе которых строится целостный образ самопредставления индивида о самом себе». Как известно, мы не можем жить вне общества, и конвенциональная знаковая система, предназначенная для социального взаимодействия, играет довольно большую роль в социальном разделении индивидов между собой, в выделении индивидуальности, абсолютной инаковости другого наряду с очевидными обобщающими чертами. В этом контексте идентичность играет стимулирующую роль: индивид во всем своем многообразии обретает большую часть социальной свободы».

Философия личности и проблема идентичности - Идентичность  как качество индивида

Идентичность как качество индивида

Эриксон выделяет два типа идентичности: групповая идентичность и эго-идентичность. Групповая идентичность формируется в процессе воспитания детей путем включения их в социальную группу, к которой принадлежат родители. Эго-идентичность формирует «чувство стабильности и непрерывности своего Я» в жизненном процессе, чувство целостности личности. Формирование эго-идентичности продолжается всю жизнь, проходя через последовательные этапы, на которых решаются жизненно важные задачи. Решит ли индивид задачу или нет, зависит от уровня развития индивида и социальной общности в целом. Когда решается очередная жизненная задача (победа над страхом, освоение социальной роли), меняется и эго-идентичность. Эриксон называет эти изменения «кризисами идентичности», которые являются «моментами выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой». Эриксон указывает, что основной кризис идентичности происходит в подростковом возрасте, а выход из подросткового кризиса идентичности приводит либо к «взрослой идентичности», либо к задержке развития, инфантилизму.

Кризисами идентичности

К.-Г. Юнг, исследующий взаимную связь между психикой человека и культурными символами человечества, вводит понятие «архетип», то есть архетип. К.-Г. Юнг называет примирение человека с архетипом, лежащим в «коллективном бессознательном», «индивидуацией». К.-Г. Юнг утверждает, что индивидуация неотделима от религии, поскольку архетипы являются частью религиозных верований народа. Конкретный человек, читающий сказки и мифы, перенимает «архетипические» модели поведения, свойственные определенной национальной культуре. Согласно Юнгу, религия не сводится к догме, которая является внешним признаком участия человека в религиозной культуре: «. привязанность к доктрине не всегда является религиозным феноменом; гораздо чаще она является социальным феноменом и как таковая не может дать человеку прочную основу. Чтобы иметь твердую опору, человек должен полагаться исключительно на свою связь с силой, которая не принадлежит этому миру. Критерием здесь является не утверждение веры, а тот психологический факт, что жизнь индивида определяется не только эго и его мнениями или социальными факторами, но в равной, если не в большей степени, трансцендентной силой». Таким образом, согласно Юнгу, у человека есть фундаментальная потребность пережить «первичный опыт» индивидуации.

К.-Г. Юнг, рассматривая процесс формирования идентичности, отметил взаимосвязь между индивидуальным и социальным развитием личности. Он считал, что процесс индивидуации — это отделение личности от коллективной психологии. Целью индивидуации является обретение «самости». «Я» — это «центр человеческой психики, на который накладываются все индивидуально-личностные качества индивида». «Самость», согласно Юнгу, лежит между сознательным и бессознательным и является точкой равновесия личности.

Таким образом, индивидуация — это жизненный эксперимент, в котором индивид переживает архетипические ситуации (потеря, поиск, помощь, обретение) и тем самым учится моделям поведения в соответствующих жизненных ситуациях.

Кризис идентичности в современном обществе

В современном обществе кризис идентичности является серьезной проблемой человека в подростковом возрасте. В основном это связано с тем, что традиционные ценности забыты и устарели, а молодое поколение испытывает трудности с выбором авторитетных фигур («значимых взрослых»). Общество и Интернет предлагают подростку очень широкий спектр ценностей, которые обещают успех в жизни и карьере. Но: цели и ценности, которые пропагандируются, обычно действительно недостижимы. Для многих молодых людей сегодня позитивный жизненный сценарий «взрослых» неприменим, потому что сами «взрослые» не всегда способны адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Что отличает взрослого человека от молодого — это уверенность в том, что его личность поможет ему жить счастливо и комфортно, что он сможет добиться того, чего хочет. Положительные ролевые модели — это: Артисты, шоумены, спортивные тренеры, бизнесмены или религиозные лидеры.

Как отметили Н.А. Олешкевич и Н.Ю. Кузнецова, в настоящее время в России существует ряд проблем, связанных с тем, что в России, в том числе и в России, не только в России. Малкова в своей статье «Миметические и перформативные практики в реализации подхода практико-ориентированного обучения» утверждают: «…современная мозаичная культура характеризуется постоянным поиском идентичности, поскольку фрагментированный мир жизни не дает ответов на вопросы: кто мы, откуда пришли и куда идем, а лишь заманивает нас в определенные сферы потребления и принуждает к ресурсно-ориентированному подходу как к другим людям, так и к живому миру в целом. Наиболее важным следствием ресурсного подхода является поиск ресурса, к которому мы можем привязаться и существовать. Именно поиск ресурса и составляет тусовку, которая является одной из важнейших форм существования в современной культуре. Тусовку можно определить как дрейфующее движение неиерархических (обычно сетевых) социальных групп, объединенных лишь формальными признаками вовлеченности (слоганы, атрибуты, бренды), в поисках ресурса для эксплуатации и существования, где эмоции и желания переживаются через характер привязанности к колеблющимся изменениям информации, связанной с этим ресурсом.

Процессы формирования идентичности

При освоении культурных паттернов внутренним психическим процессом является идентификация с архетипическим паттерном, а внешним процессом — социализация — освоение ролей в обществе. «Идентификация — это внутренний процесс приобретения идентичности, связанный с рефлексией, поиском соответствий и выбором идентифицирующих характеристик посредством личных усилий и в соответствии со значимыми другими, в то время как социализация — это система внешних усилий по конструированию идентичности «сверху».

А. Уотерман рассматривал идентичность с точки зрения структурно-функционального подхода. Согласно этому подходу, идентичность рассматривается с процессуальной и материальной сторон в «их единстве и взаимосвязи».

Есть четыре сферы жизни, которые наиболее значимы для формирования личности:

  • Выбор профессии и карьерного пути;
  • Принятие и переоценка религиозных и моральных убеждений;
  • Развитие политических взглядов;
  • Принятие социальных ролей, включая гендерные роли и ожидания относительно брака и родительства.

Таким образом, идентичность — это самовосприятие, принимаемое и проживаемое человеком в отношениях с другими людьми, окружающим миром и в «архетипических» ситуациях своей этнонациональной культуры.

Г.У. Солдатова в своей работе «Психология межэтнической напряженности» отмечает, что существуют различные типы этнической самоидентификации: «норма» или позитивная этническая идентичность и отклонения от нее — этническая индифферентность, гипоидентичность (этнонигилизм) и гиперидентичность (этноэгоизм, этноизоляционизм и национальный фанатизм). Ю.В. Арутюнян и соавторы различают позитивную этническую идентичность, этноцентрическую идентичность, этнодоминантную идентичность, этнический фанатизм, этническое безразличие и этнонигилизм в форме космополитизма.

В. Арутюнян в книге «Этносоциология» утверждает, что «межэтническая толерантность проявляется в действиях, но формируется в сфере сознания и тесно связана с этнической идентичностью. Все виды гиперидентичности усиливают нетерпимость в межэтнической среде. На толерантность негативно влияет не этническое самосознание в целом, а его преувеличение (эгоцентризм, этноэгоизм и т.д.). Перерастание этнического самосознания в гиперидентичность и рост интолерантных установок связаны не только с процессами в психической сфере, но и в сферах социальной, экономической, политической жизни».

Эриксон говорил, что неблагоприятное течение кризиса идентичности приводит к формированию «неадекватной идентичности», которая, в свою очередь, приводит к состоянию «неоплаченной идентичности». В этом случае «архетипическое» жизненное событие не проживается, а заменяется готовым, упрощенным шаблоном коллективно приветствуемого поведения. Подростки являются наиболее уязвимой группой для такого влияния, поскольку взросление — это процесс, в котором одним из важнейших психологических аспектов является формирование новой возрастной идентичности «Я-взрослый».

Гиперидентичность

Метод трансактного анализа трех состояний эго наиболее четко показывает изменение структуры личности в процессе формирования идентичности: ребенок, родитель и взрослый, разработанный Э. Берном и его американскими последователями из «Wellspring Rehabilitation Center for victims of cults» (Огайо, США). По их мнению, трансактный анализ позволяет четко выявить «патологическую» и «антисоциальную» систему культовых отношений, в которой формируется гиперидентичность с группой, по сравнению с моделью здоровой семьи обычного общества.

В книге Инго Михеля «Культовая травма и восстановление» представлена схема внутреннего диалога здорового человека-подростка, из которой видно, что преобладает диалог между заботливым родителем и свободным ребенком, а сам диалог контролируется взрослым, который следит за тем, чтобы этот диалог не отрывался от реальности и соответствовал фактам, наблюдениям и опыту. В культовой («гипер-идентичной») личности преобладает диалог критикующего родителя и конформистского ребенка, при полной изоляции и регрессии взрослого. Внутренние диалоги являются «интернализацией» тех преобладающих отношений, которые формируются в соответствующих социальных группах и контролируют процесс социализации и индивидуации личности. При гипериндивидуальности не развивается состояние взрослого, связанное с рефлексивностью, ответственностью и, в целом, со зрелостью и независимостью личности.

Итак, гиперидентичность — стремление расширить границы личности до размеров социальной группы, национальности, расы, религии. Это реакция на психологическое насилие или нарушение в процессе индивидуации. Гиперидентичность начинается с простого противопоставления группы «мы» и группы «они», развивается через обвинения и запреты для представителей группы «они» действовать или выражать себя каким-либо образом (язык, одежда, религия, национальные обычаи) и заканчивается физическим угнетением (люстрация, сепарация (отрицание чужеродных элементов в своей культуре), сегрегация и гетто, ксенофобия и антисемитизм).

Крайне важно предотвратить формирование гиперидентичности как можно раньше, поскольку люди, не преодолевшие ни одной стадии развития, перестают быть полезными ячейками общества, не могут функционировать самостоятельно и превращаются в обезличенную массу, управляемую групповыми лидерами.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Политика и нравственность
  2. Эпоха поздней античности
  3. Культура и цивилизация. Понятие культуры, ее сущность и основные функции
  4. Социально-философская проблема направленности исторического процесса
  5. Павел Александрович Флоренский, российский религиозный философ, богослов
  6. Антропология в русской средневековой философии
  7. Субъект познания в современной гносеологии
  8. Социальные группы как «субкомпоненты» общества. Основные типы социальных групп
  9. Эстетическое в различных формах творческой деятельности
  10. Идеальное государство Платона