Для связи в whatsapp +905441085890

Философско-правовые взгляды Платона и Аристотеля

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Древнегреческая философия
  2. Атомистические концепции Демокрита и Эпикура
  3. Античная философия
  4. Основные философские идеи М.М. Бахтина
  5. «Идеальное государство» Платона и его критика
  6. Способы философствования
  7. Учение Фомы Аквинского – вершина средневековой схоластики
  8. Полемика между реалистами и номиналистами средневековой философии
  9. Представитель скептицизма М. Монтень
  10. Теория познания Декарта

Введение

В Древней Греции философия была идеологической основой политических и правовых доктрин. Таким образом, была дана формулировка таких вопросов, как причины возникновения государств и законов, их взаимодействие и общие законы развития.

Философы античности вписали яркую и значительную страницу в историю развития знаний и представлений о человеке и общественных формах его существования. Платон, Аристотель. Платон и Аристотель были пионерами в освещении философских и правовых идей. В своих «трактатах» они освещали положения правосудия, законы, право, правовую структуру государства. Платон вошел в историю политической мысли как создатель двух проектов идеального государства, Аристотель внес значительный вклад в создание модели государственного устройства. Они предложили критерии справедливого правления — интересы общего блага, которые можно применить к любому современному государству. Их философские и правовые идеи остаются актуальными и в наше время.

Цель данной работы — рассмотреть философские и правовые идеи Платона и Аристотеля.

Для достижения цели мы поставим перед собой следующие задачи.

Определите философско-правовые идеи Платона, раскрывающие его учение об идеальном государстве, праве и справедливости.

Раскройте концепцию Аристотеля о верховенстве права. Изучите его представления о справедливости.

Философские и правовые взгляды Платона

В работе «Государство» философ сформулировал свою идею идеального государства, предпосылкой которого является рабский труд («Законы»). Это произведение относится к более зрелому периоду творчества древнегреческого философа и обобщает теорию государства в ее наиболее совершенной форме. Государство, по Платону, как и вся жизнь человека, подчинено единой небесной цели. Она должна быть прежде всего отражением внутреннего мира человека. Идеальное состояние человеческой души заключается в гармоничном согласовании всех ее частей, в подчинении всей душевной деятельности идеальному божественному порядку. Согласно Платону, такое гармоничное состояние души есть справедливость. В жизни общества, как и в душе человека, главным требованием является справедливость как гармоничное согласование всех частей социального организма в их общем подчинении идеальному миру. Эта справедливость заключается в том, что каждый отдельный член общежития должен заниматься своим делом, не вторгаясь в сферу действия другого, и что все вместе должны служить Идее, будучи совершенным зеркалом, отражением Идеи Добра.

Главной особенностью идеального государства Платона является полное подчинение индивида абстрактной родовой идее. Идеальный мир Платона исключает все индивидуальное, конкретное. Тот же божественный порядок мы находим в человеческом обществе, которое отражает и воспроизводит в себе мир идеала. В государстве Платона человек — это безличное существо, родовой тип, абстрактная родовая идея, не как индивид, не как отдельная личность, а как представитель родового, абстрактного понятия, как член известного общественного класса. Целью государства является не личность, не несчастье отдельного субъекта, а подчинение всех индивидуальных стремлений безличной общей идее. По мнению Платона, личность должна быть полностью подчинена общему благу: Не государство существует ради человека, а человек живет ради государства.

Для Платона основополагающим принципом идеального государства была справедливость. Руководствуясь справедливостью, государство решает важнейшие задачи: защищает людей, обеспечивает их материальными благами, создает условия для их творческой активности и интеллектуального развития. В этом контексте идеальное государство Платона делится на три класса; эти три сословия следующие: Правители-философы, воины и рабочие, ремесленники и крестьяне — соответствуют трем частям души — рациональной, страстной и похотливой. Каждый класс соответствует отдельной добродетели (мудрость, мужество и воздержание). Эти добродетели в совокупности образуют высшую добродетель — справедливость.

Все граждане идеального государства образуют одну семью, одно государство. Они все друзья между собой; а между друзьями должно быть все общее — жены и имущество. Отмена семьи и собственности должна была создать среди всех граждан общность интересов, единство, товарищество и взаимную любовь. Это требовало устранения всех изолирующих индивидуальных интересов. Таким образом Платон хотел положить конец всем социальным разногласиям и волнениям, прекратить борьбу политических партий.

В идеальном государстве рождение и воспитание детей не должно зависеть от случайной склонности, от эгоистического желания родителей, чтобы государство вмешивалось в заключение браков. Губернатор определяет количество браков и отбирает родителей, чьи физические и моральные качества могут произвести на свет лучших граждан для штата. Государство не терпит крепких, длительных связей, так как они вносят в общество эгоизм; любящая пара, изолирующая себя в эгоистическом чувстве, тем самым вносит в общество частный интерес, который нарушает единство общественной жизни, гармонию чувств и интересов, а потому угрожает разрушением идеального государства.

Согласно Платону, государство было образовательным учреждением, которое должно было облегчить своим гражданам трудный путь восхождения от чувственного мира смертных к вечному потустороннему миру. Платон видел в этой задаче то же самое, что и в задаче церкви в христианском мире: объединять людей ради их общего спасения. Он верил в сверхчувственное божество и провозглашал отказ от индивидуальной воли, от земного счастья, от всех земных интересов как необходимое условие спасения.

Руководство государством Платон отводил классу правителей — философов, которые живут внутренней жизнью идеала, в непосредственном созерцании постигают идею, видят красоту сверхчувственного, умопостигаемого мира. Задача правителя — во-первых, обдумать идею и, во-вторых, воплотить ее в практические действия. Идея блага признается философией, и поэтому задача управления, политики — это прежде всего философская задача. Правитель в идеальном государстве объединяет в своем лице всю полноту верховной власти и распоряжается по своему усмотрению.

Правители и солдаты — единственные свободные классы в идеальном государстве. Эти два класса полностью поглощены своими общественными, служебными обязанностями и свободны от материального труда. Если два высших класса свободны от материального труда и, напротив, всецело посвящают себя общественной деятельности, то третий класс, рабочие, не принимающие никакого участия в общественной деятельности, полностью поглощены своим частным, материальным трудом.

Справедливость, право и законы Платона

Главной идеей в трактатах древнегреческого философа Платона была идея справедливости и добра. Самые важные идеи — это идеи справедливости и добра. Все в мире должно стремиться к ним. По его мнению, справедливость подразумевает определенное равенство «правильной меры» Он различал два вида равенства: геометрическое и арифметическое. Лучшим, по мнению Платона, было геометрическое равенство, равенство, которое вознаграждает каждого пропорционально его природе.

Философ считал справедливость одной из добродетелей. Платон писал, что существует два вида человеческой «добродетели» — обычная (гражданская) и высшая (философская). Обычная (гражданская) добродетель основана на идее, воображаемой истине, правильном мнении. Высшая «добродетель», которая соответствовала созерцанию вечных идей, называлась «мудростью».

Платон пытался доказать, что идея справедливости существует «сама по себе» и имеет свое основание в мире идей. Идея справедливости рассматривалась философом на примере идеального государства. Платон утверждал, что государство должно строить свою деятельность так, чтобы вся система его граждан подчинялась нормам и принципам, вытекающим из идей блага и справедливости. Совершенное государство — это государство, которое стремится к справедливости.

Платон сравнивал идеальное государство с душой человека. В человеческой душе есть три сущности: разумная, гневная и желающая. Эти три начала слиты воедино, но в государстве они разделены и воплощены в разных состояниях: Философы, воины, производители (ремесленники и крестьяне). Платон рассматривал понятие государства с точки зрения функций, вытекающих из разделения труда, сословий. «Справедливость — это общественный порядок, при котором существует мудрое разделение труда между сословиями, при котором каждый успешно занимается своим делом, при котором существует твердый и достойный порядок».

Каждый штат занимается своими делами: мудрые философы правят справедливо, поскольку им доступно только истинное знание; стражи защищают общество; ремесленники и крестьяне создают материальные средства для жизни. Именно в «гармонии», согласовании этих трех классов государства заключается его совершенство, которое Платон называл справедливостью. Справедливость, по его мнению, выражалась в том, что все сословия посвятили себя своему делу, что каждое сословие выполняло свои обязанности. В этом случае, когда каждый класс выполняет свою деятельность, к которой он приспособлен, достигается справедливость.

Разумные, справедливые законы трактовались Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной, политической и правовой жизни. «Справедливость — это общественный порядок, при котором существует мудрое разделение труда между сословиями, при котором каждый успешно выполняет свою работу, при котором существует твердый и достойный порядок».

Идея справедливости Аристотеля

Аристотелю принадлежит заслуга в разработке идеи справедливости. При освещении проблемы справедливости становится понятной связь между этикой и политикой. Согласно Аристотелю, справедливость представляла собой все добродетели в человеческих отношениях и относилась к предмету политики. Политика, право и законы обладают добродетелью, то есть политической справедливостью. Как приобретенное душевное качество и черта характера, справедливость является величайшей из добродетелей и относится к предмету этики.

Описывая отношения между справедливостью и добродетелью, Аристотель различал формы политического (государственного) устройства, соответствующие принципу справедливости и идее закона. Он писал: «По существу они тождественны, но различаются в своем проявлении: одна — справедливость — добродетель, проявляющаяся по отношению к другим; другая — добродетель — приобретенное душевное качество, взятое без связи с ними» Этика, V, 3. Аристотель отмечал, что понятие справедливости означает одновременно законное и единообразное, а несправедливость — единообразно противозаконное. Неравное и незаконное отличаются друг от друга, как часть от целого: «Ибо все неравное незаконно, но не все незаконное неравно». Этика, V, 5 У Аристотеля нет общего определения справедливости. Он различал два типа справедливости: распределительную справедливость и компенсационную справедливость. Распределительная справедливость основана на равенстве; компенсационная справедливость предполагает и оправдывает неравенство. Распределительная справедливость — это проявление справедливости в распределении власти, почестей, выплат, которые могут быть разделены между членами общества, причем один получает больше, а другой меньше, в соответствии с их заслугами. В качестве принципа распределительной справедливости он обосновал необходимость распределения соответствующих благ, общих для всех граждан, в соответствии с их достоинством. Распределение по «достоинству» — суть справедливости, понимаемой как общее начало воздаяния. Таким образом, согласно принципу распределительной справедливости, больше благ должны иметь те, кто этого больше заслуживает. Аристотель считал: «Все люди согласны, что в качестве принципа распределительной справедливости следует руководствоваться достоинством, но меру достоинства видят не все, и граждане демократии видят его в свободе, олигархии — в богатстве, а аристократии — в добродетели». Этика,V,6 Распределительная справедливость представлена как геометрическая пропорция, как пропорциональность между четырьмя членами. Момент равенства в распределительной справедливости действует как равенство в геометрической пропорции.

Уравнительная справедливость действует в сфере обмена и «проявляется в уравнивании того, что составляет предмет обмена» Этика, V, 5. Без равенства не может быть обмена, а равенство без пропорциональности. Для того, чтобы возместить «подобное подобным», необходимо найти уравнение между различными стоимостями обмениваемых услуг и продуктов. Сначала необходимо найти соразмерную меру равенства, а затем на этой основе произвести реституцию равным. Уравнительная справедливость предполагает, что люди абсолютно равны, а достоинство не имеет никакого значения. Под равенством справедливости Аристотель подразумевал равенство арифметических пропорций. Аристотель писал: «Справедливость в обмене состоит в своего рода равенстве, согласно арифметической пропорции; нет разницы, сделал ли порядочный человек что-то плохое или плохой что-то порядочное, или же порядочный человек совершил прелюбодеяние, а не плохой». Платон. Этика, V,7 Баланс справедливости — это середина между вредом и благом, ограничение произвола. Отклонение от такой середины — это неравенство. Суд, в который обращаются участники спора, восстанавливает равенство путем наказания, лишая соответствующее лицо преимущества. Аристотель отмечал: «Обратиться в суд — значит воззвать к справедливости, поскольку судья хочет быть олицетворением справедливости; более того, люди ищут беспристрастного судью, и здесь и там судей называют «посредниками», поскольку это означает, что люди будут придерживаться среднего средства после того, как придут к справедливому решению». Платон. Этика, V, 7 Этот вид правосудия применяется в области гражданских сделок, возмещения ущерба, преступления и наказания.

Право и закон Концепция Аристотеля о верховенстве закона

Право — это нормы, которые регулируют социальную жизнь и придают ей определенную форму и стабильность. Согласно Аристотелю, закон — это мера справедливости, регулирующая политическое общение.

Аристотель считал, что самое главное в праве — это осознание и понимание природы и сущности права и государства. Аристотель считал, что справедливое и законное должны совпадать. Цель закона — общее благо и общая польза. В своем трактате «Этика» он писал, что закон регулирует отношения между свободными и равными людьми, отношения господства и подчинения, но отношения между рабами и рабынями не являются предметом закона. Право воплощает политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. «Понятие справедливости, — отмечал Аристотель, — связано с понятием государства, поскольку закон, служащий критерием справедливости, является руководящей нормой политического общения.

Он разделил политическое право на естественное право и условное право.

«Как естественное, так и условное право являются политическими явлениями и имеют политический характер». Платон. Этика, V, 10 «Что касается политического права, писал Аристотель, то оно отчасти естественно, отчасти условно.

Естественное право является естественным, потому что оно политическое, соответствует политической природе человека и выражает требования и идеи политической справедливости в человеческих отношениях. «Естественный закон — это любой закон, который имеет универсальную силу и не зависит от того, считают ли его люди действительным или нет». Под условным законом Аристотель подразумевал все то, что впоследствии стало называться позитивным законом. Он назвал создание закона и универсальных соглашений условным законом. И он говорил о писаном и неписаном законе. Неписаное право, которое также относится к условному (позитивному) праву, — это практика права (обычное право).

В учении Аристотеля различаются естественные и условные законы, но оба они относятся к сфере политических явлений и имеют политический характер. Что касается соотношения между естественным и позитивным правом, Аристотель считал, что естественное право вступает в силу, когда молчит рукотворное право.

Он обосновал свою позицию тем, что под вопросом права он подразумевал политическую природу человека как «природу». Согласно Аристотелю, человек по своей природе является политическим существом.

Он определил политический характер естественного права и условного права общим соответствием условного права естественному праву и необходимостью учитывать требования политической справедливости при принятии закона и установлении норм условного права.

Мыслитель считал, что политическое право должно соответствовать политической справедливости и закону. «Каждый закон в основе своей предполагает какое-то право». Платон. Политика, 1,2,18,1255 a,19 Следовательно, это право должно найти свое выражение, воплощение и соблюдение в законе. Аристотель считал, что для человека полезно, чтобы тело подчинялось душе, а часть души, склонная к аффектам, подчинялась разуму. Признавая важность разума в человеке, он был вынужден искать его аналог в социальной жизни. Закон признается таковым: «Закон — это уравновешенная причина».

Аристотель подчеркивал, что отказ от права означал бы переход от политических форм к деспотическому насилию и вырождение права как средства деспотизма. «Не может быть делом закона править не только по закону, но и против закона: стремление к насильственному подчинению естественно противоречит идее закона». Он отметил, что в то время как вся область права меняется, концепция справедливости в праве может меняться только определенным образом.

Существенной составляющей политического качества закона является его соответствие политической справедливости и праву. «Всякий закон предполагает некое право. Следовательно, это право должно найти свое выражение, воплощение и соблюдение в законе. Политическое правление, согласно Аристотелю, — это правление закона, а не человека. Разумность закона, в интерпретации Аристотеля, означает его правоту и легитимность, соответствие политической справедливости и праву.

Заключение

Платон и Аристотель внесли огромный вклад в историю философской, политической и правовой мысли, в создание философских и правовых идей о государстве, праве, законах и справедливости.

Идеи Платона об идеальном государстве можно найти в политических режимах Латинской Америки, Африки. Некоторые положения, например, неотвратимость наказания, лежат в основе уголовных кодексов почти всех современных государств. Аристотелю принадлежит заслуга в разработке структуры справедливости. Он разработал критерий справедливой формы правления — интересы общего блага.

Идеальное государство и разумные, справедливые законы трактуются Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной, политической и правовой жизни. Идея справедливости стала центральной темой его трактата о государстве. Платон пытался доказать, что идея справедливости существует «сама по себе» и имеет свою субстанциональную основу в мире идей. Философ рассматривал идею справедливости на примере идеального государства и считал, что она является высшим благом. Платон утверждает, что государство должно строить свою деятельность так, чтобы весь строй его граждан был подчинен нормам и принципам, вытекающим из идей блага и справедливости. Поэтому общественный строй в государстве он разделил на три сословия — крестьян воинов и философов. А именно, в «гармонии», согласовании этих трех сословий государства заключается его совершенство, которое Платон назвал справедливостью.

Взаимосвязь и единство полиса и законов — важнейший принцип философии Платона. Платон развил положение Сократа о естественном праве, согласно которому законное и справедливое — это одно и то же. В своем трактате «Законы» Платон представил себе государство, в котором законы предписаны правителям. Подход к праву как к «определению разума» стал общим местом для всей позднейшей рационалистической линии в правовой философии.

Аристотель внес значительный вклад в создание модели государственности. Его опыт вдохновил многих мыслителей и политиков разных эпох на действия, которые исправили ход истории. Его понятие справедливости связано с понятием государства. Согласно Аристотелю, принципу справедливости и идее закона соответствуют различные формы политического (государственного) устройства. Аристотелю приписывают разработку структуры справедливости. Он разработал критерий справедливой формы государства, то есть интересы общества. Этот критерий можно применить к любому современному государству. Аристотель различал два вида справедливости: распределительную, которая основана на равенстве, и компенсационную, которая подразумевает неравенство. Согласно Аристотелю, закон воплощает политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. Закон он разделил на естественный и условный. «Как естественное, так и условное право являются политическими явлениями и имеют политический характер». Мыслитель считал, что политическое право должно соответствовать политической справедливости и закону. «Всякий закон предполагает в своей основе некий вид права». Под понятием политического правопорядка Аристотель понимал свободу членов полиса — общение права.

Список литературы

  1. Зубов, В.П. Аристотель / В.П. Зубов. — М.: Либроком, 2009. — 368 с.
  2. Лосев, А.Ф. Критика платонизма Аристотеля / А.Ф. Лосев. — М.: Академический проект, 2011. — 252 с.
  3. Нерсесянц, В.С. Философия права / В.С. Нерсесянц. — М.: Норма, 2008 г. — 848 с.
  4. Платон. Политика. *(Книга в электронном виде без страниц).
  5. Платон. Этика. *(электронная книга без страниц).
  6. Трубецкой, Е.Н. Политические идеалы Платона и Аристотеля / Е.Н. Трубецкой. — М.: Либроком, 2011. — 112 с.