Для связи в whatsapp +905441085890

Представитель скептицизма М. Монтень

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. «Идеальное государство» Платона и его критика
  2. Философско-правовые взгляды Платона и Аристотеля
  3. Способы философствования
  4. Учение Фомы Аквинского – вершина средневековой схоластики
  5. Полемика между реалистами и номиналистами средневековой философии
  6. Теория познания Декарта
  7. Сравнительный анализ правовых теорий Т. Гоббса и Дж. Локка
  8. Понятие субстанции в философии Нового времени
  9. Философия Нового времени
  10. Философия французского Просвещения

Введение

Скептицизм подводит итог средневековой философии. Его отличительной чертой является сомнение в религиозных истинах и религиозной вере, противопоставление веры разуму. Скептицизм пытался показать, с одной стороны, что рациональное обоснование религиозной веры невозможно, а с другой стороны (здесь противоречие), что разум превосходит веру. Таким образом, скептицизм эпохи Возрождения — это прежде всего оружие против схоластики. Схоластика стремилась создать философскую доктрину, в которой система церковных догм должна была найти свое оправдание перед разумом. Возникшие трудности дали первый толчок скептицизму эпохи Возрождения. Философия и религия были разными отраслями культуры, и, сойдясь, насколько это было возможно, в учении Фомы Аквинского в тринадцатом веке, они снова начали расходиться, что привело к скептицизму. Попытка философски обосновать церковные догмы способствовала развитию философской мысли, которая становилась все более независимой. Философия эпохи Возрождения вышла из недр схоластики как естественный продукт ее развития.

Скептицизм разрушил усыпляющую веру в церковные авторитеты.

Позитивное направление философии Возрождения заключается в том, что она сосредоточилась на проблеме человека в его индивидуальности, свободе и творческих возможностях. Эпоха Возрождения — это время творчества титанов мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Шекспира и других. Без веры в безграничные возможности человека рождение их гениальных творений вряд ли бы состоялось. Человек стал центром Вселенной, что получило название антропоцентризма (по сравнению с космоцентризмом античной культуры и теоцентризмом культуры Средневековья).

Ренессанс — это также возрождение европейской жизни, возрождение самого человека к новой жизни. Из пламени Ренессанса возник современный человек культуры. Это возрождение человеческого духа. Началась действительно новая жизнь, которая оправдывает название «Новый век».

Фокус внимания философов эпохи Возрождения смещается с Бога на человека, и концепция гуманизма (от «homo» — человек) становится центральной. Как и у всего существующего, у гуманизма есть обратная сторона — чрезмерное прославление человека, мнение, что он является венцом творения, высшим существом вселенной, обладающим властью подчинить себе все вокруг. В то же время антропоцентризм не мог бы утвердиться в культуре без веры в великое этическое предопределение человека, в его способность достичь нового нравственного уровня, стать богоподобным как по своим творческим способностям, так и по своим моральным качествам. В отличие от «антропоса», термин «гуманизм» имеет моральное содержание, связанное с понятием человечества (аналогично соотношению между терминами «человек» и «человечество»).

Модернизм характеризуется программным концептуализмом, главенством поэтики над произведением, поиском нового языка искусства. Модернизм стоит у истоков поэтики «открытого произведения», которое вовлекает зрителя, читателя в творческий процесс и активизирует его восприятие. Значение модернизма в том, что он выступил как особая форма самопознания культуры, дал современные формы искусства, освободил художественное сознание, открыл возможность новой семантики, переориентировал отношения между искусством и обществом, предвосхитил глубокий интерес к бессознательным структурам языка.

Основные скептические идеи М. Монтеня

«Совесть и добродетели ученика должны отражаться в его речи и не знать другого руководства, кроме разума», — писал самый остроумный выразитель скептицизма Мишель Монтень (1533-1592). Здесь также самосознание признается отправной точкой всего достоверного знания, и именно отсюда тянется нить философии Нового времени. Когда Монтень призывает «все наши мысли и намерения направлять на себя и свое благо», он выражает одну из главных идей эпохи Возрождения: Центром Вселенной является человек с его «чувствами» и мыслями. Монтень нуждался в обращении к человеку, чтобы выразить свои сомнения относительно символа религиозной веры. В этом он близок к античным скептикам и замыкает круг средневековой служительской философии.

Как мыслитель, Монтень появился в эпоху позднего Возрождения, на пике культурного движения в Европе, обычно называемого гуманизмом эпохи Возрождения. Сделав своей главной задачей «возрождение» греко-римской культуры и стремясь приобщить к ее достижениям свою собственную позднесредневековую цивилизацию, гуманисты осуществили грандиозный синтез христианской «веры» и античной «мудрости». Такой синтез был возможен постольку, поскольку античность и христианство имели ряд сходных и даже совпадающих характеристик.

Пафос Монтеня прямо противоположен: он стремится максимально разделить гуманитарную науку, человеческое знание, с одной стороны, и истины христианской веры — с другой.

Абсолютное бытие (Бог), по Монтеню, настолько превосходит все способности человеческого разума, все «естественные» способности человеческого познания, что предстает как непостижимое начало мира, отделенное от человека непроницаемой завесой тайны. Позицию, отстаиваемую Монтенем в «Апологии», принято называть скептическим фидеизмом. Как таковой, фидеизм, утверждающий примат веры над знанием и, следовательно, примат «сверхразумных» истин над «разумными» истинами, имеет такую же долгую историю, как и «естественная теология».

Оригинальность Монтеня заключается прежде всего в скептических выводах, которые он делает из фидеистической позиции. Поскольку истина откровения неизмеримо превосходит все человеческие понятия и идеи, потусторонние стремления заставляют автора «Эссе» не отказываться от разума, но подвергнуть его испытанию, чтобы увидеть, чего он стоит, когда предоставлен самому себе — таково было намерение Монтеня.

Монтень обнаруживает, что мир явлений не принадлежит божественному (вечному, неизменному); явления предстают перед нами лишь как изменчивые, непостоянные, неуловимые «видимости», «явления». Этот мир, однако, не может быть четко расшифрован не только из-за его собственной изменчивости, но и из-за «ненадежности и слабости» человеческой чувствительности: во-первых, он уступает по способностям восприятия даже животным, одни из которых превосходят их по слуху, другие — по зрению, третьи — по обонянию и т. д. во-вторых, эта способность у разных людей разная; в-третьих, она зависит от «телесных изменений», которые с нами происходят (больной человек видит иначе, чем здоровый, окоченевшие пальцы по-разному ощущают твердость дерева и т.д.).

Но дело не ограничивается сферой чувств. Ведь «органы чувств — начало и венец человеческого познания», и поэтому даже наш интеллект не может претендовать на обладание достоверной истиной о вещах. Лучшим доказательством этого является борьба и смена различных философских и натурфилософских взглядов.

Хаос также проявляется у Монтеня, когда он углубляется в сферу человеческой морали, в сферу обычаев, традиций, верований, социальных правил и законов, которые совершенно отличаются от европейских. Поэтому есть такие народы, где оплакивают смерть детей и празднуют смерть стариков, где никогда не стригут волосы и ногти, где «уважаемый» сын должен убить своего отца, достигшего определенного возраста, где люди не стыдятся иметь детей от своей матери, где женщины с бритыми головами считаются красивыми и так далее.

Скептицизм, однако, отнюдь не является тем «идеалом», к которому стремится Монтень. Напротив, для него это скорее точка отталкивания или предел, который нужно преодолеть. (Не случайно Монтень не обращается к Сексту Эмпирику после 1580 года). Уже в «Апологии» автор отмечает, что скептикам свойственно «чрезмерное сомнение», которое «опровергает само себя», и признает относительность морали, которая варьируется от страны к стране, но делает это с тяжелым сердцем: «Такая изменчивость суждений не для меня. Что это за благо, которое я видел в почете вчера, но которым я не могу насладиться завтра, и пересечение которого по любой реке становится преступлением?».

Добровольно погрузившись в мир без истины, Монтень сразу же обнаруживает все его «неудобства», причем «неудобства» не только философские, но и вполне практические — невозможность найти фиксированные критерии для повседневного поведения людей. Монтень озабочен не только тем, что думать о жизни, но прежде всего тем, как ее прожить.

Мишель де Монтень — эссеист

Монтень, Мишель де (Montaigne, Michel de) Французский философ, автор «Эссе», заложивших основы новой литературной формы. Не претендуя на создание собственной философской системы, он стал основателем философско-морального эссе в европейской культуре. Темой большинства эссе было поведение человека в экстремальных ситуациях, раскрывающее как самые причудливые движения его души, так и самые разнообразные патологии его характера. Согласно Монтеню, природа человека амбивалентна: часто необузданные духовные стремления нейтрализуются физическими возможностями его тела. Понимание и принятие этого как неизбежной данности позволяет человеку ориентироваться на идеал по-настоящему счастливой жизни — жизни, прожитой в меру. Органы чувств человека несовершенны, наши познавательные способности ограничены; только Бог, утверждает Монтень, всеведущ. Неспособность человека сделать четкий выбор между «я знаю» и «я не знаю» естественным образом приводит к единственному правильному вопросу: «Что именно я знаю?», который предполагает воздержание от суждений, подлежащих дальнейшему размышлению.

Самые ранние эссе Монтеня датируются 1572 годом, годом Варфоломеевской ночи и начала Гражданской войны. Сначала это были заметки о том, что он прочитал. Любимыми книгами Монтеня в это время были Послания Сенеки, Плутарх во французском переводе Ж. Амио, латинские поэты, а также некоторые современные исторические труды и мемуары. Монтеня особенно волновали такие вопросы, как правительство, война и особенности человеческого поведения. Его также интересовали рассказы путешественников.

«Опыты» М. Монтеня

Результатом его трудов стали первые две книги «Опытов», опубликованные в 1580 году. Избранный мэром, Монтень был вынужден прервать работу над своим сочинением, но в 1586 году он вернулся к нему. Через два года вышло издание «Опыта», состоящее уже из трех книг. Еще через четыре года он умер.

В первой книге «Опыты», так называются главы, видна непритязательность оригинального автора.

Взявшись за перо в возрасте 39 лет, Монтень намеревался лишь скопировать из авторитетных морально-философских сочинений древних (Плутарха, Сенеки) поучительные примеры, исторические анекдоты и афоризмы, а снабдив эти образцы древней мудрости кратким комментарием, решил представить их современникам как «учебник» жизни (будь то обычная жизнь, политическая или военная) — учебник, которым «образцовый дворянин мог бы пользоваться». Такие поучительные сборники были столь же распространены в античности, как и во времена Монтеня. Хотя он не претендовал на оригинальность, уже во время написания своей первой книги он заметил, что «примеры» и «афоризмы», которые он приводил, и особенно «уроки», которые он из них извлекал, не стремились сформировать универсальные «правила», пригодные для всех времен и жизненных ситуаций; напротив, они противоречили друг другу. Не без удивления Монтень, обнаружив, что «правила» превращаются в «исключения», обнаружил, что выбранный им материал требует не просто беглого объяснения, а длительного размышления, основанного не только на прочитанном, но и на том, что он лично пережил, видел, слышал, с чем сталкивался. Действительно, если проследить переход мысли Монтеня от первой книги ко второй (законченной в 1579 году), то можно отметить усиление рефлексивного элемента.

Публикация первых двух книг, выдержавших подряд три издания (1580, 1582, 1587), была очень благосклонно встречена публикой. Вскоре в 1588 году появилась третья книга, опубликованная вместе с двумя предыдущими, в которой Монтень, вероятно, почувствовал, что не исчерпал свою тему, не высказался до конца, что сказанное им в какой-то мере не удовлетворило его. Поэтому к изданию 1588 года он добавил более 600 дополнений, но они не продолжали и не развивали книгу, а служили своего рода комментариями к уже сказанному.

Эта измененная копия, найденная в библиотеке Бордо («Бордосская копия»), легла в основу окончательного текста «Эссе», который был опубликован только в начале двадцатого века.

Описывая интеллектуальную жизнь этого замечательного периода, нельзя не упомянуть, хотя бы вкратце, выдающегося мыслителя Мишеля Монтеня, автора знаменитых «Опытов», мастера тонкого психологического анализа человеческой души, выдающегося писателя. Его эссе отличаются непреодолимой притягательностью и несут на себе печать неординарной личности автора. В книге глубоко отражен исторический опыт его эпохи, эпохи Возрождения, и воплощены ее лучшие гуманистические устремления. Она стала неисчерпаемым фондом жизненной мудрости и тонких наблюдений над тайнами человеческой души. Она сохраняет свое историческое, философское, психологическое и эстетическое значение и по сей день. В ней Монтень доказывает, что человеческая мысль должна постоянно совершенствоваться на основе объективного знания законов природы, которым в определенной степени подчинены жизнь и деятельность человека в рамках общественного бытия. Его скептицизм — это символ беспокойства ума, постоянного творческого поиска.

Монтень провозгласил идею естественного равенства людей и идеализировал «состояние природы» человечества. Он считал, что счастливая жизнь и исключительно высокие моральные устои обусловлены отсутствием классовых и имущественных различий. Но все эти преимущества теряются с развитием цивилизации. Эти идеи ярко отражены во взглядах Ж.Ж. Руссо.

Представитель скептицизма М. Монтень.

Считать все наши знания лишь относительными, без частицы Абсолюта в них, значит признать полный произвол познания. В этом случае знание превращается в сплошной поток, где нет ничего относительно стабильного, надежного, где граница между истиной и ошибкой, и получается, что ни в одно положение нельзя верить, а значит, ничем нельзя руководствоваться в жизни. Полный релятивизм в эпистемологии — одно из проявлений «усталости» мышления. Она характеризуется следующими рассуждениями: Если истина, то она обязательно должна быть только абсолютной, а если истина не абсолютна, то она не истина. Фактически, подразумевается неверие в абсолютную (даже не относительную) истину. Заранее зная, что истины нет, Пилат, уже повернувшись, чтобы уйти, спрашивает стоящего перед ним Христа: «Что есть истина?». Сторонники релятивизма обычно указывают на то, что история науки знает много случаев, когда утверждения, считавшиеся истинными, затем опровергались как ложные, и, наоборот, утверждения, считавшиеся ложными, в ходе развития науки оказывались истинными. Путь движения научного знания на самом деле не является прямой линией — это причудливая кривая, на отрезках которой возможны недоразумения. Но это ни в коем случае не доказывает, что все знания являются бессмыслицей. Релятивист подменяет правильную позицию. Знание содержит момент относительности, и поэтому нет необходимости в знании.

Скептическое мышление частично восходит к мышлению древних философов — Протагора, Горгия, Продика, Гиппия, Фрасимаха, которые были предшественниками и современниками высочайших мыслителей античности — Сократа и Платона (в диалогах Платона можно найти споры с софистами). А великий Аристотель заметил: «Тот, кто хочет знать ясно, должен сначала основательно усомниться. Собственное имя «скептик» принято связывать с философской школой, которая, по преданию, была основана Перроном, участником перехода Александра, воспринявшим некоторые идеалы индийской мудрости.

Заключение

Монтень — человек эпохи гуманизма, его знания для него — проблема, а его отношение к древним таково, что он никогда не пытался представить полную концепцию любимых им Плутарха или Сенеки, не говоря уже о других, менее близких ему философах. Для него «общение» с древними сводится к извлечению отдельных цитат или высказываний из контекста того или иного произведения, с которыми он играет в серьезную игру — рассматривает их, оценивает, одобряет или отвергает, причем само суждение Монтеня никогда не бывает окончательным. Он берет ту или иную проблему, указывает на трудности ее решения, говорит о своей точке зрения и о древних, пытается найти собственные подходы к волнующему его вопросу и пожимает руки в своем бессилии — все для того, чтобы вернуться к той же теме на следующей странице, в следующей главе или в следующей книге своих «Опытов». «Эссе» Монтеня, произведение, которое по форме представляет собой свободное сочетание размышлений, сгруппированных по главам, является одним из замечательных памятников культуры французского Возрождения.

Позиция Монтеня заметно отличается от установок философского рационализма, возникшего в XVII веке, поскольку разум Монтеня нацелен только на поиск истины, а не на ее нахождение. Критикуя свой собственный разум, бросая вызов традиционному мировоззрению, Монтень не сделал позитивного шага к переформулированию вопроса об истине; это будет задачей следующего века, следующего поколения философов.

Список литературы

  1. Богуславский, В.М. История философии и вопросы культуры / В.М. Богуславский. — М.: Высшая школа, 1975. — 370 с.
  2. Горелов, А.А. Философия в вопросах и ответах. / А.А. Горелов. — М.: Эксмо, 2005 г. — 336 с.
  3. Косиков, Г.К.. Последний гуманист, или Насыщенная событиями жизнь истины // М. Монтень. Эссе. — М.: Просвещение, 1991 г. — 343 с.
  4. Малевич, Н. Идейно-художественное единство «Опытов» Монтеня. / Н. Малевич / Проблемы литературы. — 1988. — №8.
  5. Монтень, М. Опыты / М. Монтень. — М.: Образование, 1986 г. — 230 с.
  6. Рогалевич, Н.Н.: Краткий словарь по философии. Более 1000 статей. / Н.Н. Рогалевич. — Минск: Гарвард, 2007. — 832 с.