Для связи в whatsapp +905441085890

«Идеальное государство» Платона и его критика

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Древнеиндийская философия
  2. Древнегреческая философия
  3. Атомистические концепции Демокрита и Эпикура
  4. Античная философия
  5. Основные философские идеи М.М. Бахтина
  6. Философско-правовые взгляды Платона и Аристотеля
  7. Способы философствования
  8. Учение Фомы Аквинского – вершина средневековой схоластики
  9. Полемика между реалистами и номиналистами средневековой философии
  10. Представитель скептицизма М. Монтень

Введение

Нам часто приходится думать о том, кто должен быть у власти, каким должно быть идеальное государство. Проблема устройства государства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем человечества. Многие люди на протяжении тысячелетий пытались понять, каким должно быть государство «в идеале». В связи с этим одни считают, что лучше всего сильное, боевое государство с хорошей экономикой, а другие — государство, в котором каждый человек чувствует себя абсолютно свободным и счастливым. Таким образом, проблема общественного и государственного устройства перерастает в проблему понимания добра, человеческих ценностей и свободы личности.

В истории политических учений «Утопия» Платона является одной из самых известных. Она представляет собой как отражение ряда реальных черт современных Платону государств, так и критику ряда недостатков греческого полиса, рекомендуя идеальный тип жилища взамен отвергнутого. Маркс показал, что источником государства Платона было его наблюдение за общим строем Египта. Он также показал, что идеальное государство Платона было всего лишь афинской идеализацией египетской кастовой системы.

Актуальность работы. Данный реферат посвящен изучению учения Платона об идеальном устройстве государства. С Платоном связано возникновение политической философии. Он стоит у истоков философии государства и права. Именно он впервые поставил на теоретическую основу и проанализировал многие фундаментальные вопросы политико-правового профиля, которые не утратили своего значения для современных исследователей. Учение Платона о государстве — первый крупный вклад в политическую теорию. Это учение можно рассматривать как синтез сократовской этики и платоновского учения об идеях.

В работах Платона огромное внимание уделяется проблемам государства, права и политики. Две его величайшие работы — «Государство» и «Законы». В первой описывается идеальное, с точки зрения Платона, государство. Во втором случае, благодаря правильному законодательству, государство максимально приближается к идеалу.

Роль и место концепций «идеального государства»

Возникновение политической философии связано с именем Платона. Именно Платон стоит у истоков философии государства и права. Он впервые поставил и проанализировал на теоретической основе многие фундаментальные вопросы политико-правового профиля, которые не потеряли своей актуальности для современных исследователей.

Некоторые философы, такие как Б. Рассел и К. Поппер, резко критиковали Платона, считая его сторонником тоталитарной системы. Другие, такие как В.Ф. Асмус, считают этого великого философа сторонником тоталитарной свободы государства в его тотальности, целостности, неделимости. А третьи, как Р. Пельман, видели в Платоне антикоммунистические призывы к борьбе против народных масс.

Многие исследователи согласны с тем, что, согласно взглядам Платона, человек должен служить государству, а не государство служить человеку.

В данной статье рассматриваются основы идеального государства Платона на основе сохранившихся трудов великого древнегреческого ученого.

Раскрывая план идеального, справедливого государства в своем труде «Государство», Платон предполагает соответствие, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Трем основам человеческой души — разумной, похотливой и дикой — соответствуют три аналогичные основы — благоразумная, защитная и предприимчивая, а последним три состояния — правители, воины и производители (ремесленники и крестьяне).

Согласно теории Платона, государство возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих основных потребностей. Платон включил эту идею в определение государства: «Нуждаясь во многих вещах, многие люди собираются вместе, чтобы жить вместе и помогать друг другу: такое общее поселение называется государством».

Разделяя людей на классы, Платон приводит в качестве аргумента преимущества реализации принципа разделения труда.

Разделение труда создает многочисленные, четко дифференцированные отрасли, которые производят продукцию для государства или вносят тот или иной вклад в производство и потребление.

У Платона это выражается в идее совершенного исполнения единственного долга гражданина, соответствующего его сословию. Такой «человек не позволит никому из присутствующих в начале его души исполнять обязанности другого или раздражать друг друга взаимным вмешательством». Философ ставит его на совершенно естественную основу. Он пишет: «… Мы назначили каждому … поручал каждому только ту задачу, к которой он приспособлен по своей природной склонности».

В основу идеального государства Платон положил идею блага, или принцип справедливости, который определяет профессию и место для каждого гражданина, тем самым объединяя все части государства в гармоничное целое.

Государственная система должна обладать моральными, политическими и экономическими организационными характеристиками, которые в совокупности обеспечивают выполнение основных задач, таких как:

  • Обеспечение всех членов общества необходимыми материальными благами;
  • Защищая государство и направляя свою интеллектуальную и творческую деятельность.

Согласно Платону, в идеальном государстве за детьми наблюдают чиновники, чтобы определить, кто из них годится на роль воина и защитника государства, ремесленника и крестьянина, а кто способен постичь высшее благо и стать правителем.

Образование должно развивать в детях, прежде всего, такие качества, как серьезность, порядочность и мужество. Должна была быть введена строгая цензура на литературу, которую молодые люди могли читать с раннего возраста, и на музыку, которую им разрешалось слушать. Матери и няни должны были рассказывать детям только разрешенные истории.

Таким образом, в идеальном обществе формируются три класса: Купцы (ремесленники и крестьяне), Хранители и Правители. Чтобы родители сами не отнесли ребенка к тому или иному классу, Платон считал, что дети всех классов должны воспитываться вместе, чтобы взрослые не знали, кем именно является их ребенок. И поскольку ребенок не знает, кто его родители, он должен назвать каждого человека, который может быть его отцом, в соответствии с его возрастом; это также относится к матери, брату и сестре.

Критика концепции «идеального состояния» Поппера

Одним из величайших выразителей постпозитивистской философии является Карл Поппер. «Открытое общество и его враги» — его главный труд, в котором он анализирует основные периоды развития античного общества, особенно греческой демократии. Проблемы общественного развития и история философии — вот основные источники внимания Поппера.

В борьбе против древнегреческого демократического правления возникли. Во главе аристократической формы правления стоял привилегированный класс греческого полиса — рабовладельческая аристократия. Выдающиеся философы, такие как Платон, были сторонниками этой аристократической формы правления. Поппер проанализировал взгляды этого философа на общество и государство.

Проведя обзор литературы, он пришел к выводу, что Поппер критикует идею коллективизма и социальной справедливости в учении Платона. Он говорил, что «коллективизм, является препятствием для развития индивидуальности, индивид вынужден подчинять свои личные интересы интересам коллектива».

Поппер критиковал социальные и политические взгляды Платона. Вот что говорит Поппер об идеальном государстве Платона: «Идеальное общество в учении Платона — это государство, основанное на тоталитарной форме правления».

По мнению Поппера, «коллектив препятствует реализации творческих возможностей индивида». Человек должен подчиняться приказам лидера». Однако, как было рассмотрено выше, такое рабское поведение оправдано с точки зрения Платона, поскольку люди с самого начала разделены на исполнителей и руководителей. В этом отношении высшие классы общества должны править, а низшие — подчиняться им. По мнению Платона, именно такое разделение классов ведет к идеальному обществу.

Как утверждал Поппер в своем социально-политическом учении, «Платон пытается объединить две такие полярные силы, как патриархальный строй и государство. В недрах античного общества зародилась и развивалась принципиально иная социальная система — демократическое общество, такие выводы сделал Поппер, проанализировав вышеуказанные полярные силы.

Демократия означает равенство всех перед законом, поэтому демократия защищает равные права всех граждан. Согласно Попперу, современное демократическое общество отличается от идеального общества Платона тем, что в демократическом обществе каждый гражданин имеет право избирать правительство и право быть избранным в правительство. Если мы сравним мнения двух философов, то придем к выводу, что в идеальном обществе Платона представители одного класса не могут переходить в другой класс, а в демократическом обществе, по мнению другого философа, каждый гражданин имеет право заниматься свободной деятельностью.

Демократическая форма государства защищает права граждан, а государство защищает право на частную собственность. Таким образом, можно сделать вывод, что через призму взглядов Платона мы имеем представление о самом раннем тоталитарном обществе.

Карл Поппер считает платоновское учение о государстве иррациональным. Платон игнорирует интересы индивида, он подчиняет их интересам коллектива и придает особое значение основному принципу государства — справедливости.

Поппер обвиняет Платона в том, что он противопоставляет общество индивидууму, а коллектив — индивиду. К. Поппер создает свою доктрину открытого общества. Платон считал, что в кастовом обществе переход из одной касты в другую в социальном классе приводит к нарушению принципа справедливости. По мнению Платона, то, что соответствует интересам государства, справедливо, а то, что не соответствует интересам государства, не справедливо. Поппер считает такую интерпретацию принципа справедливости тоталитарной. По мнению Поппера, учение Платона об обществе — это учение о закрытом типе общества.

Аристотелевская критика платоновского коммунизма

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был древнегреческим философом и учеником Платона. Он критикует утопию Платона с разных сторон.

Коммунизм Платона раздражает Аристотеля. По словам Аристотеля, было бы лучше, если бы каждый занимался своим делом. В отличие от идей Платона, Аристотель считал, что собственность должна быть частной, что люди должны развивать чувство благотворительности, чтобы использование этой собственности было в основном совместным. Согласно Аристотелю, благотворительность и щедрость являются добродетелями, и без частной собственности они невозможны.

Аристотель отвергает платоновский проект «идеального государства» и предлагает свою теорию государства, основанного на рабстве. Именно такое государство, по мнению Аристотеля, представляет собой наилучшую форму сообщества. В таком государстве власть должна принадлежать не богатым и бедным, а среднему классу рабовладельцев. Как сказал философ, «…в каждом государстве мы встречаемся с тремя классами граждан: очень богатыми, очень бедными и третьим, который стоит посередине между богатыми и бедными. Поскольку, по общему мнению, умеренность и середина — лучшее между двумя крайностями, то, конечно, средний достаток из всех благ — лучший.»

Платон разделял и противопоставлял искусство и знание, и в этом отношении Аристотель расходился с ним, поскольку, по его мнению, искусство имело познавательную ценность, а трагедия была высшей формой искусства, очищающей человека посредством катарсиса и облагораживающей его эмоции.

Заключение

Таким образом, можно сказать, что Платон оставил нам замечательную степень проработанности и последовательности суждений проекта государства, которое должно освободить души своих граждан от всего телесного и чувственного. Для этого все жители должны довольствоваться чем-то средним и умеренным во всем, избегать чрезмерных удовольствий и страданий. А поскольку сильные желания неизбежно порождают либо одно, либо другое, то в государстве, где граждане не испытывают этих желаний, души, по словам Платона, становятся чище и ближе к божественному. Идеальное государство Платона, таким образом, — это религиозная община, целью которой является достижение духовного совершенства всеми ее членами.

В идеальном государстве не нужны ни искусство, ни свободная наука. Они лишь отвлекают от истины и способствуют моральному разложению. Все религии и мифологии также запрещены и отвергнуты, кроме одной-единственной, обязательной для всех, которая основана на учении Платона об идеях. Это также единственная наука и философия. Интересно также отметить, что Платон демонстрирует четкое понимание неадекватности как полицейских мер, так и мер морального воздействия: рассматриваются методы манипулирования общественным мнением. К ним относятся обман, дезинформация, отвлечение внимания на побочные вопросы, редактирование общественного сознания, предвосхищение действий государства, организация псевдосенсаций, сокрытие авторства законов, кампании против мнимых врагов государства и народа как средство подавления инакомыслия.

Как утверждает Платон, только при правителях-философах государство не замечает царящего в нем зла.

Государство Платона, в отличие от современных утопий, было создано для того, чтобы быть реализованным на практике. Это было не так фантастично и невозможно, как может показаться на первый взгляд. Многие из его предположений, даже те, которые сегодня пришлось бы считать совершенно невыполнимыми на практике, были реально реализованы в Спарте.

Список литературы

  1. Аристотель. Политика. Москва: АСТ, 1973. 400 с.
  2. Асмус В.Ф. Платон. М.: Мысль, 1975. 341 с.
  3. Бертран Рассел. История западной философии и ее связь с политическими и социальными условиями с древнейших времен до наших дней: в трех книгах. Том 3, стереотипное издание. — M. Академический проект, 2010 г. — 762 с.
  4. Блинников Л.В. Великие философы. В: Логос, 2009. 432 с.
  5. Болдырев Н.Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Хьюм. Шопенгауэр: биографические повествования. Челябинск: Урал, 2010. 452 с.
  6. Дианина Н.Н. Платон. Государство: искусство дебатов. 2009. 335 с.