Для связи в whatsapp +905441085890

Групповая арт-терапия — История арт-терапии

Арт-терапия — это направление психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на взаимодействии клиентов (пациентов) с изобразительным искусством. Арт-терапию можно считать одним из направлений арт-психотерапии, наряду с музыкотерапией, драматерапией и танцевально-двигательной терапией.

Термин «арт-терапия» впервые был использован в англоязычных странах примерно в 40-х годах XX века. Оно относится к вариантам лечебно-реабилитационной практики, отличающимся по форме и теоретической основе. Некоторые из них были инициированы художниками и реализованы в основном в студиях, организованных в крупных больницах. Другие допускали элементы психоаналитической интерпретации визуальной продукции пациентов и подчеркивали их отношения с аналитиком. В настоящее время арт-терапия — это терапевтическое применение изобразительного творчества клиента, которое предполагает взаимодействие между автором произведения искусства, самим произведением и специалистом. Создание визуальных образов рассматривается как важное средство межличностного общения и как форма когнитивной деятельности клиента, позволяющая ему выразить прошлые или настоящие переживания «здесь и сейчас», которые ему трудно выразить словами.

Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях имеет преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность. За время своего существования арт-терапия вобрала в себя достижения психологической науки и практики, теоретические разработки и техники различных направлений психотерапии, опыт и стратегии изобразительного искусства, педагогические методы и индивидуальные представления теории культуры, социологии и других наук. Она активно развивается в настоящем, завоевывая новые области практического применения и обогащаясь идеями благодаря интеграции с другими научными дисциплинами.

В настоящее время арт-терапия становится все более популярной. Создавая и проектируя, люди выражают свои переживания, страхи и проблемы в материалах, используемых для творчества. Здесь не нужно подбирать слова и думать с оглядкой на профессионала: «А вдруг меня не поймут или осудят?». Методы арт-терапии являются проективными методами и переносят то, что нас больше всего беспокоит, во внешний мир. В процессе терапевтической работы тревожные события мягко прорабатываются и корректируются.

Большой интерес представляют попытки некоторых арт-терапевтов расширить границы своих исследований за счет использования нейропсихологических данных, представлений психосоматической медицины, психологии восприятия зрительных образов и физиологии эмоций, некоторых аспектов теории привязанности, а также результатов исследований эффекта плацебо. Несомненно, даже в век развитой медицины невозможно справиться с проблемой только с помощью традиционных методов лечения: для тела назначают процедуры и снадобья, а для души — антидепрессанты. Необходимо решать проблемы комплексно, потому что тело неразрывно связано с душой, а душа с телом. Арт-терапия — это, прежде всего, целостная медицина, без возрастных ограничений и побочных эффектов. На мой взгляд, арт-терапия — очень прогрессивное направление. Благодаря знаниям смежных наук, дополняющих творчество, арт-терапия постепенно займет достойное место среди других терапевтических методов.

Групповая арт-терапия

История арт-терапии

Арт-терапия — это частная форма терапии, связанная с творчеством и в основном связанная с так называемыми визуальными искусствами (живопись, рисунок, фотография, скульптура и их различные сочетания с другими формами творческой деятельности). В отечественной литературе западный термин арт-терапия наиболее близок к термину изо-терапия. Помимо арт-терапии, в группу различных форм терапии творчеством входят также музыкотерапия, драматерапия, терапия танцем и движением и т.д. Некоторые авторы также рассматривают арт-терапию (или терапию творческого самовыражения) как терапию творческого общения с искусством и наукой, терапию творческого коллекционирования и других форм творческой деятельности, имеющих психотерапевтическое и психопрофилактическое значение.

Арт-терапия имеет древнее происхождение. В определенном смысле его прототипом являются различные виды сакрального искусства, часто используемые в терапевтических целях, которые включают суггестивно-магические, дидактические, эстетические и другие компоненты терапевтического воздействия. Утратив атрибуты святости в эпоху господства ньютоно-картезианской научной парадигмы, так называемая эмпирическая терапия или трудотерапия через различные формы творческой активности пациентов была довольно популярным вариантом гуманистической клинической психотерапии до середины прошлого века. Впоследствии, однако, она отошла на второй план в связи с дифференциацией психотерапевтических подходов.

Термин «арт-терапия» был введен Адрианом Хиллом в 1938 году. Пионеры арт-терапии опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее «я» человека проявляется в визуальной форме, когда он спонтанно рисует и придает форму, а также на мысли Юнга о личных и универсальных символах. Центральной фигурой в процессе арт-терапии является не пациент (как больной человек), а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению своих возможностей.

Вновь пробудившийся интерес к терапии творчеством, особенно к арт-терапии, можно наблюдать примерно с середины 20 века, когда она стала более распространенной формой трудотерапии, особенно в психиатрических и общих медицинских клиниках. Помимо единичных случаев, он рассматривался как фактор вторичной психопрофилактики и психотерапии, позволяющий преодолеть последствия социальной изоляции пациентов. В то же время арт-терапия находилась под большим влиянием биомедицинских концепций. Специалисты, проводившие такую арт-терапевтическую работу, как правило, не имели серьезной академической подготовки и не могли играть активную роль в лечении пациентов. Их основная роль заключалась в том, чтобы позволить пациентам относительно свободно заниматься простейшими изобразительными видами деятельности, в которых они могли бы отвлечься от негативных переживаний, связанных с их болезнью.

Исключением были психодинамические подходы последователей Фрейда и особенно Юнга, которые использовали материал из визуальной деятельности своих клиентов для анализа различных содержаний бессознательного, отраженных в ней. В нашей стране до недавнего времени арт-терапия использовалась в основном в работе с психически больными и находилась под большим влиянием клинического мышления. Реорганизация западной психиатрии в 1950-х и 1960-х годах, которая включала закрытие многих психиатрических больниц и расширение амбулаторных и дневных услуг, заставила арт-терапевтов более тесно сотрудничать с психотерапевтами, социальными работниками, педагогами и другими специалистами, а также с церковными общинами и широкой общественностью.

Теория арт-терапии

С самого начала психоанализ был связан с анализом визуального творчества. Дело в том, что спонтанная визуальная активность способна выражать бессознательные содержания психической жизни. Визуальное творчество — это особый вид сублимации, которая происходит, когда инстинктивный импульс заменяется художественно-образным представлением. По мнению Фрейда, изобразительное искусство имеет много общего с фантазиями и сновидениями, поскольку, подобно им, выполняет компенсаторную функцию, высвобождая психическое напряжение, возникающее при фрустрации (невозможности удовлетворения либидинальных потребностей). Это компромиссная форма их удовлетворения, которая реализуется не в прямой, а в опосредованной форме.

Каковы мотивы творчества? Депрессивная личность восстанавливает в творчестве то, что она воспринимает как разрушенное; шизоидная личность ищет скрытые смыслы в объектах, а не в отношениях с людьми; обсессивно-компульсивная личность противостоит навязчивым идеям в творчестве.

«Символические игры» являются неотъемлемым элементом всего визуального искусства, поскольку язык визуального искусства глубоко символичен, а цвет, форма, линия, объем и другие их изобразительные элементы имеют глубокий и сложный смысл, даже если он часто не осознается. Арт-терапия обращается к символической функции изобразительного искусства, поскольку оно является фактором психотерапевтического процесса, помогая пациенту осознать и интегрировать бессознательный материал, а арт-терапевту — оценить динамику этого процесса и изменения, происходящие в психике пациента.

«Социальные игры» или «игры с правилами» — это наиболее значимые в реализации групповых форм арт-терапевтической работы, которые предполагают применение определенных норм группового поведения, в том числе и в процессе совместной изобразительной деятельности участников группы.

Для арт-терапевтической работы необходимо иметь широкий спектр различных графических материалов. Помимо красок, карандашей, восковых мелков или пастели, используются журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин, специальный пластилин для лепки, песок с маленькими фигурками для «игры в песочнице», дерево и другие материалы. Бумага для рисования должна быть разных размеров и оттенков. Также необходимо иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания больших участков, ножницы, нитки, различные виды клея, скотч и т.д. Качество материалов должно быть как можно выше, иначе это может снизить ценность самой работы и ее результатов в глазах пациентов.

Следует отметить, что выбор того или иного материала может быть связан с особенностями состояния и личности пациента, а также с динамикой арт-терапевтического процесса. Пациенту должна быть предоставлена возможность выбора конкретного материала и средств для визуальной работы. Обычно в начале работы пациенты предпочитают использовать карандаши, восковые мелки или маркеры. Эти способы работы позволяют им хорошо контролировать процесс рисования, что отвечает потребности пациентов избегать конфронтации со своими чувствами на ранних стадиях работы. Выбор этого средства может быть связан с потребностью пациента в психологической безопасности. На дальнейших этапах процесса арт-терапии пациенты постепенно осваивают другие материалы, в том числе краски, что дает им больше возможностей для выражения различных переживаний и работы с собственными чувствами. Кроме того, смешиваясь и создавая разнообразные оттенки, цвета делают изобразительный процесс менее предсказуемым и включают в себя тонкие нюансы эмоциональных состояний пациента и различные аспекты его опыта.

Группы арт-терапии для детей и взрослых

Детские группы обычно подчиняются тем же правилам, что и взрослые группы. Цели детских групп также схожи с целями взрослых групп. Независимо от того, детская перед нами группа или взрослая, мы можем, например, обнаружить привычные паттерны общения между участниками группы; и взрослые, и дети могут осознавать привычные способы взаимодействия и пробовать новые формы поведения под наблюдением терапевта.

Однако терапевтическая работа в детских группах имеет свои особенности. Например, терапевтический процесс в детских группах должен быть более структурированным, чем в работе со взрослыми, и важно не переборщить, поскольку чрезмерное структурирование может подавить творческий потенциал группы и привести к гиперконтролю. Тем не менее, умеренное структурирование поможет снизить чрезмерную тревожность детей, даст им чувство безопасности, а также повысит сплоченность группы.

Когда дети участвуют в арт-группах (семейная терапия, детские группы и т.д.), терапевт должен убедиться, что он использует графические материалы, которые знакомы и безопасны для детей, подобраны с учетом уровня развития ребенка, а терапевтические вмешательства соответствуют возрасту ребенка.

В детских группах терапевтический процесс может быть гораздо более динамичным, чем со взрослыми, поэтому лидер должен постоянно контролировать процессы, иначе могут возникнуть внезапные деструктивные действия.

Групповая арт-терапия позволяет детям выразить свою индивидуальность с помощью изобразительных материалов и одновременно развивает их социальные навыки. В контакте с детьми бывает трудно использовать вербальные методы психотерапии, так как они часто вызывают тревогу, именно тогда на помощь приходит арт-терапия.

Для большинства детей желание общаться со сверстниками является естественным, поэтому, создавая условия для взаимодействия с другими детьми, терапевт помогает ребенку с коммуникативными трудностями раскрыться и наладить естественный процесс общения.

В некоторых случаях при работе с детьми арт-терапевт может использовать игровую терапию, где внимание сосредоточено не столько на отражении ранних травм, на новом опыте ребенка (в этом случае основной задачей терапевта становится создание благоприятной среды для выражения ребенком своих чувств), в играх дети приобретают базовый опыт взаимодействия. Иногда вся группа играет вместе как единое целое, иногда она делится на пары или группы по три человека. В последнее время игровые методы используются не только с детьми, но и со взрослыми.

E. Крамер пишет, что каждая стадия эмоционального развития ребенка характеризуется определенными особенностями графического выражения. Было выделено пять этапов взаимодействия ребенка с визуальными материалами: 1) «предшествующая» визуальная деятельность: каракули, размазывание краски, изучение физических свойств художественных материалов; 2) хаотичное выражение чувств: Разбрызгивание, размазывание краски, мазки кистью; 3) стереотипирование: копирование, создание линий и простейших форм; 4) пиктограммы; 5) формализованное выражение: создание символических изображений.

Примеры техник групповой арт-терапии

Техники групповой арт-терапии во многом пересекаются с индивидуальными техниками. Но, во-первых, те же самые техники могут модифицироваться при использовании в групповой обстановке, а во-вторых, существуют отдельные техники групповой терапии в дополнение к общим. Как и в индивидуальной терапии, в групповой терапии может быть много различных техник; давайте рассмотрим некоторые из них, самые основные.

Групповой рисунок или коллаж. Терапевт просит участников создать конкретную картину на тему, указанную терапевтом или спонтанно возникшую в группе.

Групповые фрески. Эта техника довольно часто используется в группах арт-терапии. Участники либо рисуют на общем рисунке все, что хотят, либо дополняют его в соответствии с темой, выбранной всей группой. Члены группы комментируют свои рисунки, а тьютор подкрепляет групповое взаимодействие Интерпретация символических отношений, выраженных в групповой росписи, помогает проникнуть в зоны внутриличностных и межличностных конфликтов.

Всеобщий групповой образ . Это упражнение Г.Василиоса основано на том, что члены группы могут быть вовлечены в работу того или иного члена группы. В начале каждой сессии группа выбирает рисунок участника. Обычно члены группы делают рисунки дома, а затем приносят их в класс. Автор рисунка описывает свои чувства (до создания рисунка, в процессе рисования и после завершения), описывает значение рисунка и дает ряд свободных ассоциаций к нему. Затем остальные члены группы описывают свои реакции на этот рисунок и связанные с ним ассоциации. Те групповые реакции и проекции, которые оказываются близкими к теме рисунка (именно это и называется «коллективным образом»), становятся направляющей темой групповой деятельности.

Рисование в парах. В основном эта техника используется в семейной терапии. Например, мать и ребенка или супружескую пару предлагают нарисовать на листе, чтобы наблюдать за характером взаимодействия. Однако эта техника может быть использована и в других художественных группах. Например, ведущий может попросить участников разделиться на пары и молча взаимодействовать друг с другом, рисуя. Помимо рисования, арт-терапевт может предложить другие парные упражнения — коллаж, конструирование, лепку и т.д.

Невербальное командное художественное задание. Эта техника была изобретена Х. Ландгартеном (6). Это одна из техник семейной терапии, в которой членам семьи предлагается выбрать себе пару, чтобы сформировать команду. Каждой команде предлагается создать картину, не общаясь друг с другом. После создания рисунка обычно предполагается обратная связь, где участники могут поделиться впечатлениями о своих рисунках и рисунках друг друга.

Генограмма. Это картина семейных отношений, которая представляет собой семейное дерево за последние три поколения. Цель состоит не столько в создании семейного дерева, рассказывающего о членах семьи, сколько в использовании художественных материалов для создания личных символов близких родственников (родителей, братьев, сестер и т.д.), которые могут помочь раскрыть бессознательные ожидания.

Спонтанные образы. Участники группы покрывают большой лист бумаги спонтанными линиями, а затем вращают лист в разных плоскостях в поисках изображений для завершения рисунка.
Групповая мандала. Каждому участнику отводится определенный сектор в нарисованном круге. Участник может выразить себя как в этом секторе, так и на границах со своими соседями.

«Собственные территории». Участникам предлагается обвести свою собственную территорию, подписать ее и разместить на ней некоторые свои вещи.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Внутриличностный конфликт у женщин с угрозой прерывания беременности
  2. Роли и ролевые ожидания
  3. Взаимосвязь зависти и «я-концепции»
  4. Психологическая коррекция в школе
  5. Теоретические методы исследования в психологии
  6. Использование педагогического наследия Е.И. Тихеевой в современном дошкольном и начальном образовании
  7. Связь культуры и развития личности
  8. Классификация эмоциональных процессов
  9. Виктор Федорович Шаталов, российский и украинский педагог-новатор
  10. Защитный механизм: рационализация