Для связи в whatsapp +905441085890

Гуманизм возрождения, его особенности — Гуманизм как идеология Возрождения

Ренессанс или возрождение (по-французски: Ренессанс, по-итальянски: Ринасименто; «ри» — «снова» или «переродился»). Ринасименто; от «ри» — «снова» или «переродился») — эпоха в истории культуры Европы, которая пришла на смену культуре средневековья и предшествовала культуре современности. Приблизительные хронологические рамки эпохи — начало XIV века, последняя четверть XVI века, а в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и особенно в Испании). Для эпохи Возрождения характерен светский характер культуры и ее антропоцентризм (т.е. интерес прежде всего к личности и ее деятельности). Возникает интерес к древней культуре и происходит ее «возрождение», так возник этот термин.

Термин Ренессанс уже встречается у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном понимании этот термин был введен французским историком XIX века Жюлем Мишеле. Сегодня термин «ренессанс» стал метафорой культурного расцвета: например, каролингский ренессанс девятого века. Новая эра принесла новое мировоззрение. Идеологическое содержание культуры Ренессанса, отраженное в научных, литературных, художественных, философских работах, сформировало гуманистическое мировоззрение. Гуманизм такой своеобразной культурной эпохи, как Ренессанс, имел ряд особенностей.

Важную роль в возникновении ренессансного гуманизма сыграла древняя традиция, склоняясь перед достижениями древних греков и римлян. Гуманисты не только много делали для сохранения, изучения древних рукописей, художественных памятников, они видели себя прямыми наследниками древней культуры с ее совершенно отличным от христианского подходом к жизни.

Главной особенностью культуры Ренессанса, в отличие от церковно-феодальной, был ее светский характер. Люди Ренессанса критиковали систему феодального мировоззрения; ее идеалы и догмы (идея «греховности» человека, его тела, страстей и устремлений) были им чужды. Система новых взглядов называется антропоцентризмом («антропос» в греческом языке означает «человек»). Человек, а не божество, находится в центре гуманистического мировоззрения. Идеал гуманистической культуры — это полностью развитый человек, который может наслаждаться природой, любовью, искусством, достижениями человеческой мысли, общением с друзьями. Один из итальянских гуманистов того времени, Пико делла Мирандола, последовал за античным автором, восклицая: «Великое чудо — это человек!». В своем трактате «О достоинстве человека» он писал: «Бог сотворил человека, чтобы он знал законы Вселенной, любил ее красоту, восхищался ее величием….. Человек свободен расти, свободен совершенствоваться. В ней начинается самая разнообразная жизнь».

Другой характеристикой был индивидуализм. Это было не происхождение человека, но его интеллект и талант, его предприятие, которые должны были обеспечить его успех, его богатство, его власть. Индивидуализм, составлявший основу нового мировоззрения, был прямой противоположностью феодально-корпоративного мировоззрения, согласно которому человек утверждал свое существование принадлежностью к любой корпорации. В селе один из них был членом общины, в городе — членом магазина и так далее. Идеализирующим выражением раннего индивидуализма было утверждение гуманистами ценности личности и всего, что с ней связано. Это, несомненно, имело прогрессивное значение.

Однако гуманисты склонны апеллировать в первую очередь к «сильным» личностям. Их идеал касался только избранных, а не масс. В этом мировоззрении скрыта тенденция утверждать личный успех, самоутверждение любой ценой.

Гуманизм возрождения, его особенности - Гуманизм как идеология Возрождения

Особенности философии Возрождения, ее основные этапы

Философия Ренессанса — это довольно пестрая картина, собрание различных философских школ, часто несовместимых друг с другом, и не является единым целым, хотя ее объединяет множество общих идей.

Выделим основные черты философии Ренессанса.

Антропоцентризм
Главной особенностью философии Ренессанса является антропоцентризм. Антропоцентризм (от греческого «человек» и латинского «центр») — это вера в то, что человек является центром и высшей целью Вселенной.

Антропоцентризм был представлен в различных формах на протяжении всей истории философской мысли. Христианство и ислам, а также буддизм являются антропоцентрическими и гуманистическими религиями, в которых человек является вершиной творения и центром мира, созданного Богом.

Ренессансный антропоцентризм был противопоставлен средневековому антропоцентризму. Антропоцентризм как главный фокус мировоззрения гуманистов означал замену понятия обожествления, т.е. нравственного совершенства человека, приближающего его к Богу, понятием обожествления человека и его максимального приближения к Богу на пути творческой деятельности.

Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей и художников, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пико де Мирандола, Лоренцо Валлат, Эразмус из Роттердама, Макиавелли, Томас Море, Мишель де Монтень и др.

Гуманизм
С антропоцентризмом тесно связан ренессансный гуманизм (латинский гуманизм — человек, человек). Слово «гуманист» было придумано в конце пятнадцатого века.

Ренессансный гуманизм — это не защита прав человека, а изучение человека таким, какой он есть. Гуманизм, с точки зрения фигур Ренессанса, означал поставить человека в центр мира, изучение человека на первое место. В этом смысле гуманизм, в отличие от теоцентризма, является синонимом антропоцентризма. В отличие от схоластической философии, гуманистическая философия — это изучение человека со всеми его земными и тонкими потребностями.

Гуманизм нашел свое выражение в нравственно-этических конструкциях, размышлениях, идеях и доктринах, которые так или иначе основывались на соответствующих учениях древних философов. Морально-этический аспект является наиболее распространенным и характерным выражением «studia humanitatis» (приверженность гуманизму).

Гуманисты провозгласили основополагающее равенство всех людей, независимо от их рождения или класса. Гуманистическое определение человеческой личности как результата своего труда, а не классового, было, пожалуй, самым сильным выражением роли гуманистов как идеологов зарождающегося буржуазного общества, отвергающего феодально-классовое общество.

Пантеизм
Пантеизм (от греческого pan — all и theos — Бог) — это философское и религиозное учение о Боге и мире, объединяющее их в единое целое. В эпоху Возрождения мы находим два течения пантеизма: христианское (Николай Кузанский) и антихристианское (Ж. Бруно). Для Николая из Кузы, Бог проявляется в мире, он предстает как чувственно воспринимаемое богословие. Для Бруно Бог становится внутренним делом природы, а жизнь в космосе — божественной. Все события происходят в соответствии с божественным законом, который абсолютно исключает возможность чудес.

В развитии философской мысли эпохи Возрождения в научной литературе выделяются три характерных периода[1]:

Гуманистический или антропоцентрический, в отличие от средневекового теоцентризма, с интересом к человеку и его отношениям с миром (с середины XIV до середины XV в. в Италии; с XVI до начала XVII в. в Центральной и Северной Европе);

Неоплатонизм, связанный с формулированием широких онтологических проблем (с середины XV-XVI вв. до первой трети XVI в.);

Философия природы (вторая половина XVI и начало XVII вв.).

Философия эпохи возрождения

Ренессанс был отмечен развитием промышленности, торговли, судоходства, военных действий, то есть развитием материального производства и, таким образом, развитием технологий, естественных наук, механики и математики. Это потребовало освобождения разума от догматических принципов схоластической мысли и перехода от чисто логических вопросов к научному познанию мира и человека. Изобретения и открытия, ознаменовавшие переход к новой эпохе, открытие Америки, создание новой астрономической системы, связанной с именем Коперника, изменили представление человека о мире и месте человека в нем, глубоко сформировали всю природу более поздней науки и философии.

Эпоха подъема капитализма породила титанов мысли, чувств, характера и действия. Выдающиеся люди этого периода были цельной, универсальной, масштабной натурой. Они ставят перед собой амбициозные цели: объяснить природу, общество и человека, опираясь на опыт. Одна из самых выдающихся фигур ранней фазы итальянского гуманизма — Франческо Петрарк (1304-1374), неутомимый коллекционер и исследователь древних рукописей и памятников, автор страстных гимнов, посвященных земной любви. А кто не читал «Декамерон» Джованни Боккаччо (1313-1375), чей пытливый ум и остроумие, пылкая энергия и полная жизнь нового типа горожан прославляются? Леонардо да Винчи (1452-1519) был не только великим художником, но и великим мыслителем, математиком, механиком и инженером. Альбрехт Дюрер (1478-1521) — художник, гравер, скульптор, архитектор, инженер и мыслитель. Никколо Макиавелли (1469-1527) — лучший дипломат, государственный деятель, историк, писатель, поэт, социолог, классический политический мыслитель — подчеркнул роль политической реальности, человеческой деятельности в целом, особенно политических страстей и интересов, утверждая, что судьба государства и народов зависит от политических способностей и мужества: политика — это нечто фундаментальное в жизни общества. Величайшим из великанов гейтгейста был гениальный Уильям Шекспир (1564-1616 гг.). Весь мир понимал Шекспира, и на протяжении поколений его почитали как величайшего драматического поэта. Ренессанс был освещен сияющим светом разума двумя великими гениями, Николаем Коперником (1473-1543) и Галилео Галилеем (1564-1642), которые положили начало принципиально новому периоду в развитии научного знания.

Эта эпоха характеризуется вторым рождением идей древней философии и, прежде всего, акцентом на человеке. Потребности социально-исторической практики явились мощным импульсом для развития естественных и гуманитарных наук и заложили основы экспериментальной естественной науки современной эпохи. Эта тенденция была выражена великими мыслителями эпохи Возрождения, общим пафосом которых была идея гуманизма, утверждение принципа творческой самостоятельности человека, его достоинства, права на земные наслаждения и счастье.

Эстетика раннего Возрождения как эстетика раннего гуманизма

На возникновение и развитие эстетической теории Ренессанса сильно повлияла гуманистическая мысль, противопоставившая средневековую религиозную идеологию и заложившая идею высокого достоинства человеческой личности. Поэтому, характеризуя основные направления эстетической мысли эпохи Возрождения, мы не можем игнорировать наследие итальянских гуманистов XV века.

В эпоху Возрождения термин «гуманизм» имел иной оттенок, нежели сегодня. Термин возник в связи с понятием studiahumanitatis — изучение тех дисциплин, которые противопоставлялись схоластической системе образования и были связаны традицией с древней культурой. К ним относились грамматика, риторика, поэтика, история и философия нравственности (этика).

Гуманистами эпохи Возрождения были те, кто посвятил себя изучению и преподаванию студийного гуманизма. Этот термин имел не только профессиональный, но и идеологический смысл — гуманисты были творцами новой системы знаний, ориентированной на проблемы человека и его земного предназначения.

Среди них были педагоги — Филельфо, Поджио Браччолини, Витторино да Фельтре и Леонардо Бруни, а также философы Лоренцо Валлат и Пико делла Мирандола, писатели — Петрарка и Боккаччо, художники — Альберти и другие.

Работы Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Боккаччо (1313-1375) представляют собой ранний период развития итальянского гуманизма и закладывают основу для более последовательного и систематического мировоззрения, разработанного более поздними мыслителями.

Петрарка возродился с необычайным интересом к античности, особенно к Гомеру. Тем самым он положил начало тому возрождению древности, которое было так характерно для всего Ренессанса. Однако Петрарка сформулировал новое отношение к искусству в отличие от того, что лежало в основе средневековой эстетики. Для Петрарки искусство уже перестало быть простым ремеслом и начало приобретать новый, гуманистический смысл. В этом отношении чрезвычайно интересен трактат Петрарки «Инвектива» против определенного врача, который является полемикой с Салутати, который утверждает, что медицина должна быть признана более высоким искусством, чем поэзия. Эта идея вызывает гневный протест Петрарки. «Возмутительное кощунство, — восклицает он, — подчинить любовницу слуге, а свободное искусство — механическому». Петрарка отвергает взгляд на поэзию как на ручную деятельность и интерпретирует ее как свободное, творческое искусство. Не менее интересен трактат Петрарки «Средства исцеления счастливых и несчастных», в котором представлена борьба разума и чувства по отношению к царству искусства и удовольствия, с чувством, которое ближе к земным интересам, в конечном счете, побеждает.

Не менее важную роль в обосновании новых эстетических принципов сыграл и другой выдающийся итальянский писатель, Джованни Боккаччо. Автор «Декамерона» посвятил четверть века работе над тем, что считал главным произведением своей жизни, теоретическим трактатом «Генеалогия языческих богов».

Кризис гуманизма

С конца пятнадцатого века экономическая и политическая жизнь Италии начала претерпевать важные изменения, вызванные смещением торговых путей после открытия Америки (1492 г.) и нового маршрута в Индию (1498 г.). Экономическое преимущество северной Италии уменьшилось. Это привело к его экономическому и политическому ослаблению. Италия все больше и больше становится объектом экспансионистских желаний Франции и Испании. Он разграблен военным путем и теряет свою независимость. Все это приводит к обострению католической реакции, которую поощряют испанцы. Активизируется деятельность инквизиции и учреждаются новые монашеские ордена. В 1557 году папская курия публикует «Указатель Запретных Книг», в который входят произведения Боккаччо. Интеллектуальная жизнь падает. Так начинается кризис гуманистического мировоззрения. Воинственная католическая реакция начинает продолжать преследование ведущих мыслителей того времени: в 1600 г. н.э. сжигается Бруно, чуть раньше Т. Кампанелла объявляется сумасшедшим и приговаривается к пожизненному заключению, Г. Галилео подвергается жесточайшему террору. Галилей.

Кризис идеалов гуманизма в Италии наиболее ярко отражен в творчестве Торквато Тассо (1544-1595). Этот кризис отражается и в творчестве Шекспира и Сервантеса. Для Гамлета мир уже выглядит как «сад, заросший сорняками». Он говорит: «Весь мир — это тюрьма с множеством магазинов, подземелий, а Дания — одна из самых худших». Макбет также придерживается пессимистического взгляда на жизнь:

«Так сгори, О, огненный Бранд!

Что такое жизнь? Проходящая тень, тщеславие,

«Сильный шум на сцене…

И через час, забытый всеми; сказка.

Во рту дурака, богатого словами.

И путаные фразы, но бедные по смыслу.

Шекспир отчетливо осознает враждебную природу зарождающихся капиталистических отношений к искусству и красоте. Он понимает, что в хаосе эгоистичной воли мало места для беспрепятственного развития человеческой личности. Конец ренессансной утопии безграничного человеческого совершенства в комической форме был провозглашен Сервантом. Последние книги романа Рабле Гаргантюа и Пантагрюэля также пропитаны пессимизмом. Таким образом, то, что теоретики искусства Ренессанса не замечают с огромной силой, отразилось в его творчестве. Но Рабле, Шекспир и Сервантес оставались верными сторонниками великих принципов гуманизма, даже когда видели, как они рушатся в мире буржуазной прозы.

Идеалы гуманизма претерпели значительную метаморфозу в искусстве барокко. В работах многих художников этого стиля природа человека уже не подчеркивает гармоничного начала и буржуазного пафоса, а его титанизм теперь противопоставляется тем чертам, которые характеризуют человека как слабое существо, находящееся под властью непостижимых сверхъестественных сил.

Искусство барокко отражает усиление католической реакции. Это отражено в темах произведений, в которых сейчас часто изображаются мученики за христианскую веру, всевозможные экстатические состояния, сцены самоубийств, люди, отвергающие мирские искушения и принимающие мученическую смерть. В искусстве барокко иногда появляются гедонистические мотивы, но они сочетаются с покаянными мотивами, и, как правило, здесь преобладает аскетическая доктрина.

Новый идеологический комплекс также соответствует стилистическим средствам. В изобразительном искусстве прямые линии, жизнерадостные цвета, ясные пластические формы, гармония и пропорциональность (что характерно для Ренессанса) в барокко сменяются замысловатыми, извилистыми линиями, массивной динамикой форм, темными и мрачными тонами, смутным и волнующим светом, резкими контрастами, диссонансом. Эту же картину можно наблюдать и в искусстве языка. Поэзия становится экстравагантной и воспитанной: они пишут стихи в виде стекла, креста, ромба и изобретают помпезные, напыщенные метафоры.

Искусство барокко — спорное явление. В его рамках были созданы значительные художественные произведения. Однако оно не породило выдающихся теоретиков, а влияние самого искусства не было таким сильным, как влияние искусства Ренессанса или искусства классицизма. Но было бы ошибкой недооценивать его влияние на формирование реалистического искусства в более поздние периоды развития мирового искусства. Некоторые черты барокко возрождаются в современном модернистском искусстве.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Политическая власть с точки зрения философии
  2. Философия религии
  3. Гностицизм
  4. Предтечи экзистенциализма
  5. Уильям Оккам и его философия
  6. Социальная и историософская мысль нового и новейшего времени
  7. Эрих Фромм: «Бегство от свободы»
  8. Бытие как совокупная реальность, единство форм и способов существования мира
  9. Познание
  10. Готфрид Вильгельм Лейбниц