Для связи в whatsapp +905441085890

И. Кант. Формы и границы познания — Границы познания.

Границы познания. И. Кант: вещи в себе и явления, знание и вера

Границы человеческого познания исследует И. Кант. На им же поставленный вопрос»Что я могу знать?», Кант отвечает,что познаваемы лишь явления (феномены),а вещи в себе (ноумены) находятся за пределами возможности познания, ибо они никогда не даются в опыте. Кант разграничивает «вещи в себе» и»вещи для нас».

Последние «являются»,то есть познаваемы. «Вещи в себе»непознаваемы. На этом основании Канта зачисляют в разряд агностиков.

Но это вряд ли правильно, так как Кант отказывает»вещам в себе» в познании лишь для того, чтобы не выходить за границы опыта и не поощрять разум заниматься объектами,которые никогда в опыте не могут быть даны. Так, Кант считает, что Луна может стать объектом возможного опыта, а потому она познаваема.

«Вещами в себе»являются лишь бог, бессмертная душа и загробный мир. Все остальное, поскольку оно может быть дано в актуальном или в возможном будущем опыте, познаваемо ,доступно математике и естествознанию.

В вину Канту часто ставят то, что он определяет границы познания до его начала.

На этот недостаток кантовской философии указывал Гегель, заявляя, что»исследование познания возможно только в процессе познания и рассмотреть так называемый инструмент знания значит не что иное, как познать его.

Но желание познавать прежде, чем приступить к познанию, так же несуразно,как мудрое намерение того схоластика,который хотел научиться плавать прежде, чем броситься в воду».

Знание – это отражение свойств,качеств, сущности объективной действительности в сознании человека.Вычленив «вещи в себе» и отказав им в познании, Кант отделяет знание от веры, мнения, спекулятивного мышления и таких форм сознания, как миф, религия,искусство и т.д., в которых главенствующее место принадлежит не знанию, но вере.

Вера – это такое знание, которое принимается без непосредственного эмпирического и рационального доказательства.
Веру можно подразделить, по крайне мере,на два вида: религиозную и прагматическую. Иногда выделяют и третий вид веры –мифологический,связанный с верованиями в различные мифы, созданные людьми как в прошлые времена, так и в нынешние.

Религиозная вера наиболее полноиспользуется в богословии, в религиозных философских трактатах. Она противопоставляется эмпирическому и интеллектуальному знанию и считается высшей формой человеческого знания, полученного черезбожественное откровение.

Кант считал,что доказать логически существование бога, бессмертной души и загробного мира невозможно, поскольку они суть вещи в себе, в их бытие можно только верить. Отсюда, правда, следовало, что в их бытие можно и не верить. Тогда для верующих все указанные выше сущности имеют свое реальное бытие. Неверующие их бытие не признают.

Верующие признают в качестве реальных событий все сотворенные Иисусом Христом чудеса,описанные в евангелях. Неверующие всеэти «чудеса» считают мифами, сказкамии т.д., без которых религия не может обойтись.

Один из «отцов церкви» Квинт Септимий Флоренс Тертуллиaн, говоря о ненужности человеческой мудрости и образования,писал: «Сын божий был распят; не стыдимся этого, потому что это постыдно;сын божий умер, – вполне верим этому,потому что это нелепо.

И погребенный воскрес; это верно, потому что это невозможно». «Нам после Христа, –говорил Тертуллиан, – не нужна никакая любознательность; после евангелия ненужно никакого исследования». Он провозглашает основной принцип верующего:

«Я верю, потому что это нелепо»

Прагматическая вера представляет собой
определенную научную гипотезу, стройные логические и эмпирические доказательства которой отсутствуют. Таковыми являются,например, все математические аксиомы:о нигде не пересекающихся параллельных прямых, о треугольнике, сумма внутренних углов которого равна двум прямым.На этих постулатах была построена геометрия Евклида.

И. Кант. Формы и границы познания - Границы познания.

Философия Канта — кратко

Иммануил Кант (22.04.1724 г. — 12.02.1804 г.) — философ, основоположник немецкой классической школы. В данной статье мы кратко рассмотрим ключевые аспекты философии Канта.

Периодизация творчества Канта:

  • Докритический период (до начала 70-х гг.)В 1755 году Кант опубликовал первую полностью философскую работу — «Новое освещение первых принципов метафизического познания». В этот период он занимался проблемами естествознания, природы и бытья.
  • Критический период (с начала 70-х гг. и до 1804 года)

Интерес Канта сместился в сторону этики и логики, механизмов и границ познания, социальной философии. В 1770 году вышла его работа «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира», в ней прослеживались основы «критической философии». За ней последовал период затишья до 1781 года — происходило переосмысление Кантом своих взглядов и формирование новой философии. В 1781 году вышла переломная, одна из важнейших, работа Канта — «Критика чистого разума». Еще два труда — «Критика практического разума» и «Критика способности суждения» появились, соответственно, в 1788 и 1790 годах. В 1798 году вышла последний крупный труд Канта – «Антропология с прагматической точки зрения».

Теория познания Канта
Одно из основных отличий теории познания Канта в том, что он считал причиной трудности познания действительности — субъект познания, человека и разум.

Знание у Канта – совокупность суждений, имеющих одновременно субъективно и объективно достаточное основание. Оно имеет две формы — апостериорное и априорное.

  • Апостериорное получено через опыт.

Оно не достоверно и носит предположительный характер, требует проверки на практике.

  • Априорное существует изначально и носит доопытный характер. Доказательств не требует. На такое знание опираются физика и другие естественные науки.

Нельзя не затронуть понимание Кантом разума. Разум – познавательная способность, которая может руководить рассудком, высшая форма сознания. Рассудок не имеет цели и спонтанен, оперирует предельно общими понятиями, категориями (возможность и невозможность, количество, качество и т.д.), с помощью которых систематизируются первоначальные ощущения.

С помощью категорий, рассудок переводит индивидуальное восприятие в общезначимый опыт. Разум же предлагает нечто безусловное в форме идей, представлений о конечной цели, побуждает рассудок к действию.

Существует еще одна форма сознания, помимо рассудка и разума — чувственность. Чувственность помогает систематизировать ощущения в своих формах – пространстве и времени.Подводя итог следует привести схему процесса познания, предложенную Кантом:

  • Окружающий мир оказывает воздействие на органы чувств.
  • Органы чувств воспринимают образы в формате ощущений.
  • Сознание систематизирует образы.
  • В разуме человека появляется целостная картина окружающего мира.Данная картина является лишь образом, не имеющим ничего общего с реальностью из-за неразрешимых противоречий и невозможности познания «вещей в себе».

«Вещь в себе». Неразрешимые противоречия

Понятие «вещь в себе» — важнейшее в философии Канта. Это то, что невозможно постигнуть разумом, истинная, внутренняя природа вещи. Человек способен знать лишь явления – вещи в том виде, в котором они существуют в его сознании, образы вещей. Качество же вещей вне своего сознания он понять не в силах.

Это абсолютно неопределенное, практически отрицательное понятие.

Окружающую действительность невозможно познать, о чем Кант говорит в работе «Критика чистого разума». Как доказательство этого, Кант приводит антиномии разума, неразрешимые противоречия, возникающие когда человек пытается познать «вещи в себе».

Кант обнаруживает четыре подобных противоречие:1. Конечность/ бесконечность мира – ограниченность мира или отсутствие у него границ в пространстве и времени.2.

Все сложные субстанции состоят из простых частей/ не существует ничего простого.3. Свобода существует/ причинность главенствует в мире.4. Бог есть/ Бога нет.

Для каждого из вариантов с помощью разума можно найти логические доказательства, что и приводит в тупик.

Этика Канта. Категорический императив

Этика Канта базируется на понятиях о духовном бессмертии, свободе воли и бытие Бога, т.е. – на антиномиях разума. По мнению Канта, этика может быть построена как точная наука и одна из главных ее проблем — обоснование системы нравственных норм, автономной и общей для всех, не ограниченной религиозными постулатами. Нравственность должна быть универсальной. Кант отказывался видеть основы подобной общей морали в природе.

В его этике человек сам является автором моральных норм, если выступает от имени всех и в общих интересах.В основе всей этики Канта лежит категорический императив, гласящий — поступай так, чтобы правила, которым ты следуешь, могли быть основой всеобщего морального законодательства. Человечество – величайшая ценность и самоцель в этике Канта. Категорический императив не нуждается в доказательствах и является высшим принципом науки о добре. При этом, он лишь дает форму способную породить более конкретные законы.

Человек должен быть морален не из-за надежды на лучшее, а из уважения к закону.Вне законов действия человека в нравственном плане, могут быть определены долгом, склонностями и страхом.Заканчивая рассказ об этике Канта следует упомянуть какое место в своей теории он относит понятию «счастья». Хотя создание и исполнение единых законов нравственности у Канта основная цель, он признает, что разумное существо стремится к высшему благу и оно распределено в мире пропорционально нравственным достоинствам личности. Разумное существо, считал Кант, соблюдая нравственные законы, при наличии высших сил, может на него надеяться.

Теория познания Канта: априорные формы познания, вещь в себе и явление, антиномии разума

Кант полагал, что нашему сознанию присущи априорные (доопытные) формы чувственного созерцания, априорные формы (понятия) рассудка, а также априорные формы связи чувственного многообразия и понятий рассудка. Наряду с эмпирическим (опытным) источником познания мыслитель, таким образом, признавал и априорный (предшествующий опыту).

Доопытные формы чувственного созерцания – это пространство и время. Они, по Канту, отнюдь не формы бытия вещей, а те субъективные формы чувственности человека, которыми он изначально наделен.

Мыслитель писал: “Пространство есть необходимое априорное представление, лежащее в основе всех внешних созерцаний.

Никогда нельзя себе представить отсутствие пространства, хотя нетрудно представить отсутствие предметов в нем.

Поэтому пространство следует рассматривать как условие возможности явлений, а не как зависящее от них определение; оно есть априорное представление, необходимым образом лежащее в основе внешних явлений».

Аналогичным образом, приписывая времени априорность, Кант подчеркивал: «Время не есть нечто такое, что существовало бы само по себе или было бы присуще вещам как объективное определение и, стало быть, оставалось бы, если отвлечься от всех субъективных условий созерцания вещей». При этом он уточнял: «Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, т.е. созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния».

Априорными формами (понятиями) рассудка Кант считал категории. Мыслитель полагал, что они не являются отражением содержания, найденного в чувственном опыте, и представляют собой формы, под которые рассудок подводит доставляемый чувственностью материал.

По Канту эти формы (категории), которыми наделен рассудок, не развиваются и почти не связаны между собой переходами. Мыслитель выделял 12 категорий, сведенных в четыре группы: количества, качества, отношения и модальности.

Он был убежден, словом, в том, что рассудок, упорядочивая восприятия человека, подводит их под эти всеобщие и необходимые формы, чем обусловливается объективность знания.

Априоризм Канта проявился и в том, как он трактовал «механизм» получения знаний. С его точки зрения, их выработка состоит в синтезе ощущений с понятиями рассудка.

Причем, разнообразие чувственных созерцаний превращается при помощи априорных форм рассудка в единство.

Высшим условием достижения этого единства, по Канту, также служит априорность: наличие в самом самосознании субъекта единства, которое предшествует возможности всякого соединения чувственных созерцаний.

Как видим, Кант, развивая идеи теории познания, исследует познавательные особенности субъекта, а не как было принято до этого, постигаемого объекта. И в данном случае в центре его внимания — акт самосознания субъекта. Причем, единство самосознания состоит в том, что человек не может жить, находясь в противоречии с самим собой.

Мыслитель рассматривал все, находящееся за пределами опыта, в качестве умопостигаемого мира, доступного только разуму. Именно разум руководит деятельностью рассудка, является высшей способностью субъекта.

По Канту, разум опирается на антиномии, т.е. взаимоисключающие друг друга суждения.

Иными словами, мы с одинаковым успехом можем доказать прямо противоположные утверждения: об ограниченности и неограниченности мира во времени и пространстве; о том, что все в мире состоит из простого и — что нет ничего простого, всё сложно; о том, что в мире существует свобода и — никакой свободы нет (все совершается по законам природы); о том, что Бог есть безусловная сущность мира и — Бога в мире нет.

Следовательно, утверждал Кант, разум по своей природе противоречив.

Вместе с тем философ полагал: эти противоречия основаны на стремлении исходить из ложной мысли о том, что мир как безусловное целое является предметом умозрительного теоретического познания.

Все противоречивые суждения о нем, по мысли Канта, отпадают, если учесть, что мир в качестве безусловного целого представляет собой непознаваемую «вещь в себе».

Если мир «вещей в себе» (или точнее, «вещей самих по себе») недоступен ни для чувственности, ни для теоретического разума, науки, то это, как уже отмечалось, не означает, что познающий субъект полностью лишен возможности знать о нем что-либо.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Интуиция как непосредственное знание. Роль интуиции в познавательной деятельности
  2. Понятие исторической корреляции
  3. Гераклит Эфесский, древнегреческий философ
  4. Концепция бессознательного З. Фрейда и неофрейдистов
  5. Джордж Беркли, ирландский философ
  6. Основные идеи философии нового времени
  7. Основные понятия философии марксизма и ее историческое значение
  8. Философский постмодернизм. Дискурс, ризома, симулякры – категории постмодерна
  9. Судьба марксизма в XX в — Рождение марксистской философии
  10. Происхождение и становление нравственности