Для связи в whatsapp +905441085890

Интерналистская и экстерналистская модели развития научного знания. Их основания и возможности

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Философия науки: современное состояние, проблемы и перспективы
  2. Философский образ науки
  3. Разнообразие подходов к изучению науки. Модели науки
  4. Методы философского анализа науки
  5. Философия науки: традиции и новации
  6. Соотношение науки, культуры и цивилизации
  7. Свобода научных исследований и социальная ответственность ученого
  8. Основные концепции взаимоотношения науки и философии
  9. Функции науки в жизни общества
  10. Роль науки в современном образовании и формировании личности

Введеение

Наука прошла несколько этапов своего становления. Вопрос о том, когда возникла наука, довольно сложен, поскольку нет однозначности в том, что считать настоящей наукой. С точки зрения современности, вся последовательность предыдущих этапов вплоть до начала Нового времени еще не выглядит как наука. Но даже в предыдущие эпохи рациональное мышление делало все возможное для решения когнитивных проблем. Культурный и исторический контекст ограничивал возможности мыслителей. Поэтому разумно говорить не о какой-то хронологической точке одномоментного возникновения науки, а об определенных этапах, последовательно проходящих через общий рациональный философско-научный проект познания мира.

Предметом данной работы является наука — как особый вид познавательной деятельности.
Предметом работы являются основные аспекты изучения естественных и предварительных наук.
Цель — изучение науки и преднауки.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
анализировать историю философии науки
определить понятие «преднаука» и «наука
определить подходы к изучению прогресса науки.

Теоретической и методологической основой данного исследования являются работы В.Н. Лавриненко, П.В. Алексеева.

В данной работе использованы такие методы, как синтез и анализ.

История философии науки

Развитие науки, усиление темпов ее роста и укрепление связей с промышленностью и народным хозяйством в целом не могло не вызвать общественного интереса к проблемам ее развития. В ответ на эти потребности возник ряд новых дисциплин, занимающихся различными аспектами существования и функционирования науки. К ним относятся изучение науки и наукометрии, социология и экономика науки, история науки и психология научного творчества. Ведущее место среди них занимает философия науки.

Философия науки имеет своим главным объектом изучение общих закономерностей производства, проверки и обоснования научного знания на разных этапах истории общественного развития. Поэтому ее главная цель — указать на те методы, способы и приемы, с помощью которых достигается объективно истинное знание об окружающем нас мире. Для достижения этой цели он опирается на результаты исследований в области истории науки, изучения науки, социологии и экономики науки, а также психологии научного творчества. Исследуя общие закономерности развития и обоснования научного знания на различных этапах общественной истории, философия науки точно определяет рациональные методы и нормы получения объективно истинного знания. Но без тщательного, документированного и глубокого исследования самих историков науки выполнить такую задачу невозможно. Поэтому здесь он обращается к работам историков науки, на основе анализа которых можно выявить определенные тенденции в формировании новых направлений в развитии науки. Результаты изучения социальной структуры групп и сообществ, занимающихся научными разработками, взаимоотношений между участниками, роли, которую играют в них лидеры, — все эти особенности и конкретные механизмы организации исследовательского процесса раскрываются в социологии науки.

В свою очередь, философия науки обеспечивает общее мировоззрение и методологический ориентир для конкретных дисциплин, изучающих отдельные аспекты функционирования и развития науки. Неопозитивисты и критические рационалисты, сопоставлявшие контекст обоснования научных результатов с контекстом их открытия, не способствовали объединению усилий ученых, занимающихся изучением науки. Поэтому после критики их концепций, основанных на гипотетико-дедуктивной модели развития науки, начался поиск новых моделей и методов их анализа. Во взаимодействии с историей науки философия науки не должна ограничиваться простым описанием фактов истории науки. Она должна попытаться указать на тенденции и закономерности в историческом развитии науки, помочь историкам науки наметить четкую исследовательскую перспективу, учесть многообразие связей науки с различными сферами интеллектуальной культуры и практической деятельности. При этом сама философия науки должна твердо опираться на богатый фактический материал и надежные выводы, которыми располагает история науки. Справедливо говорят, что без такого достаточно обширного и выверенного исторического содержания философия науки будет пустой, а история науки — слепой без должного научного и идеологического ориентира.

Преднаука и наука

В истории возникновения и развития науки можно выделить два этапа, которым соответствуют два различных метода построения знания и две формы предсказания результатов действия. Первый этап характеризует начинающуюся науку (преднауку), второй — науку в истинном смысле этого слова.

Зарождающаяся наука изучает, прежде всего, те вещи и способы их изменения, с которыми человек неоднократно сталкивается в повседневной практике. Он пытался создать модели таких изменений, чтобы предвидеть результаты практических действий. Таким образом, связь с практикой межевания земли можно найти в первых познаниях геометрии.

С развитием познания и практики в науке формируется новый способ построения знания. Это знаменует переход к собственно научным исследованиям. В этом методе исходные идеальные объекты не берутся из практики, а заимствуются из ранее сформированных систем знаний и используются как строительный материал при формировании новых знаний. Прямое или косвенное обоснование новой системы знаний практикой делает ее надежным знанием.

В ходе развития математики числа начинают рассматриваться не как прообразы фактических совокупностей, используемых на практике, а как относительно самостоятельные математические объекты, свойства которых подлежат систематическому изучению. Если применить операцию вычитания к любой паре положительных чисел, то можно получить отрицательные числа. Затем математика распространяет на них все операции, принятые для положительных чисел, создавая тем самым новые знания. Затем происходит новое расширение класса чисел: применение операции извлечения корня к отрицательным числам образует новую абстракцию, «мнимое число», и так далее.

В естественных науках этот метод известен как метод выдвижения гипотетических моделей с последующим их обоснованием на опыте. С этого момента заканчивается донаучная фаза и начинается собственно наука. Помимо эмпирических правил и зависимостей (которые донаука тоже знала), в ней формируется особый вид знания — теория, которая позволяет получить эмпирические зависимости как следствие теоретических постулатов.

Она требует особой формы практики, которая служит развивающейся естественной науке. Такая форма практики становится научным экспериментом.

Поскольку граница между преднаукой и наукой связана с новым способом генерации знания, проблема возникновения науки предстает как проблема предпосылок научного метода исследования. Эти предпосылки формируются в культуре в виде определенных установок мышления, которые делают возможным возникновение научного метода. Их появление — результат длительного развития цивилизации.

Переход к науке в собственном смысле этого слова был связан с двумя поворотными моментами в развитии культуры и цивилизации. Во-первых, с изменениями в культуре античности, которые обеспечили применение научного метода в математике и вывели ее на уровень теоретического исследования; во-вторых, с изменениями в европейской культуре, произошедшими в эпоху Возрождения и перехода к современности, когда научный способ мышления стал достоянием естествознания (формирование эксперимента как метода изучения природы, связь математического метода с экспериментом и формирование теоретического естествознания рассматриваются здесь как основной процесс). Алексеев, П.В. Философия / П.В. Алексеев. — МОСКВА: ТЗ: Велби, издательство «Проспект», 2005 г. — С. 176 — 168.

Подходы изучения прогресса науки

В понимании вопроса о возникновении и развитии науки, о причинах, вызывающих прогресс в науке, сталкиваются два подхода: интернализм, экстернализм

Интернализм считает, что главной движущей силой развития науки являются внутренние факторы, причины. Развитие науки следует рассматривать как ценность, которая не зависит от внешних социальных, экономических, политических причин. Наука понимается как саморазвивающаяся система. Видным сторонником интернализма является К. Поппер.

Экстернализм предполагает, что возникновение науки и ее развитие обусловлено, прежде всего, внешними для нее обстоятельствами (социальными, политическими, культурными и т.д.). Невозможно объяснить возникновение геометрии чисто внутринаучными причинами: Геометрия возникла в ответ на практическую необходимость развития сельского хозяйства. Влияние экстернализма прослеживается в работах О. Шпенглера, Дж.

Мы будем придерживаться позиции мягкого экстернализма. Наука — относительно самостоятельная область знаний, она имеет внутреннюю логику развития. Но в то же время на возникновение и развитие науки существенно влияют внешние для нее причины (экономические, политические и т.д.). Кохановский, Т.И. Философия : учебник для вузов / Т.И. Кохановский. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — С. 45 — 47.

В истории развития науки, особенно в истории развития естественных наук, есть два этапа:

преднаука, где возникают предпосылки, элементы науки. Преднаука включает в себя зачатки знаний в Древнем Египте, на Древнем Востоке (Китай, Индия, Рим), а также в Средние века. Хронологически этот период длится с IV тысячелетия до н.э. по XII век н.э. и считается отправной точкой для развития естественных наук.

Реальные вещи — это не настоящие вещи. Следовательно, на донаучной стадии идеальные объекты, теоретические конструкции выводятся непосредственно из практики.

Наука начинается с того, что на основе предыдущих теорий создаются идеальные объекты, теории. Здесь теории выводятся не из практики, а из предыдущих теорий. Следовательно, преднаука предполагает движение мысли снизу вверх по отношению к реальной практике. Наука в собственном смысле слова — это движение мысли от одной теории к другой. Здесь знания накапливаются как бы сверху в связи с реальной практикой.

Колыбелью донаучных знаний считается Древний Египет. Отсюда зачатки научных знаний распространились в Индию, Китай, Древнюю Грецию и Рим. Преднаука появилась в Египте по крайней мере в 4-м тысячелетии до н.э. Возникновение преднауки было обусловлено практическими потребностями, в первую очередь связанными со строительством пирамид, мумификацией и сельским хозяйством. Развитие сельского хозяйства способствовало возникновению геометрии, астрономических исследований, географических исследований (создаются первые карты). Достижением Египта является искусство строительства. В результате развиваются металлургия, камнеобработка, гончарное дело, деревообработка и так далее.

Интернализм и экстернализм

Наука развивается двумя путями:

-Интернализм — автономное развитие за счет внутренних факторов: А.Койре, К.Поппер;

-Экстернализм — общество влияет на развитие науки, материальных и интеллектуальных способностей: Т. Кун, П. Фейерабенд, Д. Малкэхи.

Согласно позиции интерналистов, движущей силой развития науки являются присущие ей цели, средства и закономерности. Научное знание в этом случае рассматривается как саморазвивающаяся система, содержание которой не зависит от социокультурных условий ее существования, степени развития общества и характера различных его подсистем (экономики, технологии, политики, философии, религии, искусства).

Согласно онтологической программе Поппера, одного из выдающихся интерналистов, существует три независимых, причинно не связанных между собой типа реальности: физический мир, ментальный мир и мир знаний. Мир знаний создан человеком, но некоторое время он был независимой объективной реальностью, в которой все изменения полностью предопределены его внутренними возможностями и предшествующим состоянием.

Как и другие интерналисты, Поппер не отрицает влияния существующих социальных условий на динамику науки (степень востребованности обществом научного знания как средства решения различных проблем, влияние на науку вненаучных форм знания), но считает это влияние чисто внешним и не затрагивающим содержание самого научного знания.

Существует два варианта интернализма: эмпирический и рационалистический. Согласно эмпирической версии, источником роста содержания научного знания является нахождение (установление, открытие) новых фактов. Теория — это вторичное образование, которое представляет собой систематизацию и обобщение фактов. Представителем этого направления является Дж. Гершель.

Представители рационалистической версии (Декарт, Гегель, Поппер) считают, что основой динамики научного знания являются теоретические изменения, которые по своей природе всегда или в результате процесса когнитивного создания или рекомбинации уже существующих идей (нематериальные идеи становятся эфирными и наоборот; а независимые — зависимыми, объясняемые — объясняющими). Любой вариант рационалистического интернализма имеет в своей основе интеллектуальный преформизм, согласно которому все возможные содержания знания уже предопределены определенным набором априорных общих базовых идей. В этом случае научные наблюдения интерпретируются лишь как один из внешних факторов, запускающих механизмы творчества и рекомбинации мира идей с целью достижения более высокой степени их адаптации к существующим воздействиям окружающей среды, имеющим по сути случайный характер.

Оценивая эвристический потенциал интерналистской парадигмы, следует отметить такие положительные черты, как акцент на (часто чрезмерной) качественной специфике научного знания по сравнению с вненаучными видами познавательной деятельности, преемственность в динамике научного знания, ориентация научного знания на объективную истину.

К негативным чертам интернализма относятся: Имманентизм, явная недооценка его представителями социального, исторического и субъективного характера научного знания, игнорирование культурной и экзистенциальной мотивации научного знания, непонимание его представителями предпосылочного, идеализирующего и идеологического характера собственных построений.

Согласно экстернализму, основным источником инноваций в науке являются социальные потребности и культурные ресурсы общества, его материальный и интеллектуальный потенциал, а не новые эмпирические данные или внутренняя логика развития научного знания.

С точки зрения экстерналистов, эпистемологический интерес к научному знанию не имеет самодостаточного знания (знание ради увеличения, совершенствование знания в соответствии с неким универсальным методом). Процесс познания всегда замкнут на определенном практическом интересе, на необходимости решения множества инженерных, технических, технологических, экономических и социально-гуманитарных задач. Видными представителями экстернализма являются Ж.Бернал, Т.Кун, П.Фейерабенд, М.Малкей, М.Поланьи.

Заключение

В изучении истории науки обычно выделяют два этапа: Первая называется стадией ее возникновения или преднаукой, вторая — наукой в собственном смысле этого слова или развитой наукой. Возникновение науки связано с непосредственными потребностями материального производства и повседневной человеческой практики. Это сопровождалось первоначальным накоплением эмпирических понятий и идей, которые постепенно становились более общими и абстрактными. Первые теоретические концепции и системы появились в древнегреческой математике, но только в XVII веке, когда возникла экспериментальная наука, математические методы стали широко использоваться для изучения природы. Элементарная математика древности, хотя и достигла зрелого теоретического уровня, изучала только константы. Следовательно, он не может быть использован для изучения взаимосвязей между переменными. Но последние были необходимы для изучения простейшей формы движения — механического движения земных и небесных тел. Поэтому в ответ на потребности механики и астрономии была создана в XVII веке Ньютоном и Лейбницем математика переменных величин в виде дифференциального и интегрального исчисления.

Преднаука, характерная для эмерджентной или зарождающейся стадии развития науки, в отличие от развитой науки, не выходит за рамки существующего материального производства и повседневной практики людей. Она появляется как ответ на самые простые, но насущные потребности экономической жизни людей: Счет предметов, измерение площади земли, объема тел, знание свойств вещей, необходимых в хозяйстве, и т.д. Преднаука основана на обычных эмпирических наблюдениях и простейших измерениях, хотя и предполагает использование элементарных абстракций и идеализаций.

Преднаука занимает промежуточное положение между донаучным и научным знанием. Оно близко к донаучному знанию тем, что использует эмпирические понятия и методы познания, которые ограничивают возможности его чисто логического развития и теоретического обоснования. Сходство с научным знанием обнаруживается в использовании некоторых приемов и методов исследования, которые соответствуют рациональным методам. Однако, в отличие от науки, преднаука является лишь переходным этапом к научному, теоретическому знанию.

Литература

  1. Алексеев, П.В. Философия / П.В. Алексеев. — М.: ТК: Велби, Издательство «Проспект», 2005 г. — 234 с.
  2. Коноплицкий, В.А. Библиография: экономическая, справочная, юридическая литература / В.А. Коноплицкий. — Киев: Эльга, Ника-Центр, 2007. — 408 с.
  3. Кохановский, Т.И. Философия: учебник для вузов / Т.И. Кохановский. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 143 с.
  4. Лавриненко, В.Н. Философия: учебник / В.Н. Лавриненко. — 2-е изд. исправленное и дополненное — М.: Юристъ, 2006 г. — 312 с.
  5. Урсул, А.Д. История и философия науки / А.Д. Урсул. — М.: РАГС, 2006 г. — 165 с.
  6. Фокеев, В.А. Библиография: теоретические и методологические основы / В.А. Фокеев. — СПб: Профессия, 2006. — 352 с.