Для связи в whatsapp +905441085890

Разнообразие подходов к изучению науки. Модели науки

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Время и вечность: парадоксы континуума
  2. Влияние теории относительности А. Энштейна на развитие философских представлений о пространстве и времени
  3. Возникновение философии науки и её развитие
  4. Философия науки: современное состояние, проблемы и перспективы
  5. Философский образ науки
  6. Методы философского анализа науки
  7. Философия науки: традиции и новации
  8. Интерналистская и экстерналистская модели развития научного знания. Их основания и возможности
  9. Соотношение науки, культуры и цивилизации
  10. Свобода научных исследований и социальная ответственность ученого

Введение

Термин «философия науки» был впервые упомянут в Лейпциге в 1878 году в книге E. Упоминается работа Дюринга «Логика и философия науки». Ученый хотел представить философию науки «не только как трансформацию, но по существу как расширение области логики», к сожалению, эта цель не была достигнута, но этот неологизм в терминологии оказался весьма своевременным.

Структурирование знания и разработка подходов к его изучению, как основная проблема философии науки, началась еще во времена Платона и Аристотеля. В период начала формирования научных концепций Нового времени философия науки становится одним из важных направлений исследований в философии, наряду с формированием теории познания, на нее обращалось особое внимание в работах Ф. Бэкона, Декарта, Лейбница, позднее — Б. Больцано, которому принадлежит термин «Wissenscgaftslehre». В 20 веке философия науки также развивалась как один из наиболее технически сложных разделов специальной философии, который использует результаты логики, психологии, социологии и истории науки и является по сути междисциплинарным исследованием. Как таковая, она сформировалась во второй половине 20-го века. Но она сформировалась как особое философское направление столетием раньше и фокусировалась прежде всего на анализе когнитивных, или эпистемологических, измерений науки. [1]

Актуальность данной темы обусловлена тем, что наука является одной из важнейших сфер человеческой деятельности. Наука — это человеческая деятельность по генерированию, систематизации и проверке знаний. Чтобы справиться со сложными задачами, человеку необходимы всесторонние знания, получение которых является непосредственной целью любой научной деятельности. Полученные знания помогают объяснить и понять изучаемые процессы, сделать прогнозы на будущее и принять соответствующие практические меры.

Наука как особый вид знания

Существование общества нашего времени практически абсолютно невозможно без применения научных достижений. В настоящее время в каждом доме, будь то частный дом или квартира, есть электронные устройства: Холодильники, микроволновые печи, телевизоры. Основным средством передвижения теперь является не лошадь, как это было в начале века, а автомобиль. Самолеты летают на полной скорости, вирусы оспы и холеры, когда-то убивавшие сотни тысяч людей, забыты, а исследование других планет идет полным ходом. Все это во многом связано с развитием научных знаний, а причиной тому — новейшие эксперименты и открытия. Сегодня нет такой сферы жизни общества, где бы не применялись научные знания. Развитие человечества в будущем также связано с прогрессом науки.

Невероятно большое влияние науки на существование общества приводит к мысли, что необходимо не только заниматься наукой, но и уделять внимание ей самой, обобщать ее и делать объектом тщательного изучения. Философы начали задавать вопросы: Что такое наука? В чем разница между научно обоснованным знанием и мифом? Какова роль религии во всем этом? В чем ценность науки? По какому пути развития она идет? Что руководит учеными? В попытке найти ответы философия науки превратилась не только в отдельное направление философии, занимающееся только проблемами естественных или социальных наук, но и во всеобъемлющее исследование науки, прежде всего как результата познания. Философия науки является неотъемлемой частью изучения науки, которая охватывает ряд дисциплин, изучающих определенные аспекты науки.

Очевидно, что прежде чем приступить к непосредственному изучению науки и попытаться ответить на какие-либо вопросы о ней, исследователь должен получить представление о том, какова природа познания в принципе, изучить его сущность и ознакомиться с его социальными функциями. Таким образом, необходимо также понимать его взаимодействие с деятельностью по производству чего-либо. И только философия может дать ответы на эти фундаментальные вопросы. И, к сожалению, в зависимости от выбора философского направления, можно получить разный ответ.

«Объектом философии науки, — подчеркивают исследователи, — являются общие закономерности и тенденции научного познания как конкретной деятельности по производству научного знания, взятой в ее историческом развитии и рассматриваемой в исторически меняющемся социокультурном контексте».

Все, что существует и происходит, как известно, имеет определенные основания. Важность изучения оснований науки заключается в том, что они позволяют увидеть их теоретическую основу, в частности, генезис научных теорий в широком контексте факторов и событий

Подходы к изучению науки

Современная классификация наук имеет в своей основе профессиональное разграничение основных отраслей науки. С этой точки зрения можно выделить следующие науки:

Математические науки (математика, математическая логика, прикладная математика, включая кибернетику, и т.д.).

естественные и технические науки (механика, физика, химия, биология, теория машин и механизмов, электротехника и т.д.)

Социальные и гуманитарные науки (история, археология, социология, политология, экономика, психология и т.д.).

Иногда в классификацию наук включают философию и ее различные дисциплины (онтология, эпистемология, социальная философия, этика, эстетика, общая теория культуры и т.д.). Но сегодня включение философии в науку разделяют не все члены научного сообщества.

Роль науки в современном обществе можно схематично представить в виде основных функций науки в обществе (рис. 1).

Первый путь — трансцендентально-аналитический. Его суть состоит в том, чтобы, во-первых, установить параметры науки как специфической структуры сознания, а во-вторых, дать ответ на вопрос, как такая структура возможна в отношении универсальных свойств сознания, его оснований и познавательных средств. Этот подход опирается в первую очередь на категориальные ресурсы самой философии и лишь во вторую очередь на изучение эмпирической природы науки. Трансцендентально-аналитическая традиция была начата древнегреческими философами и доминировала до 19 века. Однако наиболее четкую формулировку дал И. Кант в виде поставленных им вопросов: как возможна математика, как возможно теоретическое естествознание и т.д. Поэтому такой способ философского исследования науки можно назвать «кантовской» парадигмой философии науки.

Второй способ философского анализа науки — синтетически-обобщающий. Она опирается прежде всего на эмпирическое изучение науки как социокультурной реальности со специфическими когнитивными, коммуникативными и практическими механизмами воспроизводства и функционирования. Философия науки в этом смысле опирается на метанаучные разработки (история науки, социология науки, логика науки, непознание и т.д.). Исследуя конкретно-исторические формы существования науки, многообразие ее дисциплин, этот подход стремится обобщить ее уникальность, выявить общие закономерности и тенденции в развитии науки. Впервые этот тип философии науки был четко представлен в работах О. Конта, поэтому его можно назвать «контовским».

В первом случае мы имеем дело с философией науки как элементом философской теории, а во втором — как с обобщенной философской дисциплиной науки. Вопрос «стыковки» этих двух парадигм является одной из самых актуальных и интересных проблем современной философии науки.

Роль философии на позитивном этапе

Главная особенность этого закона заключается в том, что как только мы достигаем следующего этапа развития, предыдущий становится для нас ненужным. Как только мы достигли уровня абстрактной метафизики, нам больше не нужна теология. Когда мы достигнем уровня позитивной науки, которую можно понять без использования скрытых сущностей, метафизика нам больше не понадобится. Нам остается только позитивная наука. Но тогда какова функция философии? Задача философии — построить целостную научную картину мира на основе данных, полученных науками, и соответствующим образом оценить статус той или иной науки. Еще одна задача позитивной философии: свести принципы и законы различных наук к минимально возможному числу основных утверждений. Поскольку задача философии — объединить науки, ей нет места в классификации наук.

Комт говорит о самоочевидности науки, о своего рода интуитивном предвидении. Таким образом, Комт приходит к принципу неизменности законов природы.

Критики позитивизма видят в этой позиции метафизический подтекст. Сам Комт не соглашался с этой критикой; он считал ее адекватным обобщением большого количества коллективных наблюдений. Наука является высшим достижением человека и противостоит как метафизике, так и религии.

О. Контара предлагает классификацию наук, а затем пытается дать обзор позитивного содержания каждой науки, важного для построения целостной картины мира. Комте выделяет шесть основных наук:

Математика (исчисление, геометрия и механика).
Астрономия
Физика
Химия
Биология
Социальная физика (термин «социология» был введен Контом).

Эта классификация основана на принципах:
Движение от простого к сложному.
Движение от абстрактного к конкретному.
Движение от старого к новому.

Математика — самая простая, общая и древняя; астрономия описывает структуру мира в целом. Астрономия, физика, химия, биология — это более конкретные науки, в то время как социология имеет дело с человеком. Интересно, что во времена Комта социология как наука еще не существовала. Именно он вводит термин «социальная физика». На самом деле, мы говорим о том, что должно быть, а не о том, что на самом деле разработано. Последователи этой идеи Комта позже, к концу XIX века, выделили психологию в самостоятельную науку. Комте делит науки на пары: Математика — астрономия, физика — химия, биология — социология. Он считает социологию целью позитивной философии, ее «короной».

Позитивная или научная [19 век] (позитивная, государственно-позитивная) — на этом этапе доминирует научное знание, возникает социология и начинают изучаться законы функционирования социальных систем; на основе позитивной философии происходит реорганизация общества; на этом этапе разум отвергает объяснение всех процессов абстракциями и отвлеченными принципами и пытается установить связи между явлениями путем наблюдения и рассуждений (не «почему?», а «как?»). На позитивной стадии вступает в силу закон постоянного подчинения воображения: любая пропозиция, недоступная для превращения в явление, не имеет смысла.

Анализ различных подходов к понятию аналогии в научно-методических исследованиях

Интерес к изучению аналогии, который отражен в научной и дидактико-методической литературе, нельзя назвать случайным. На самом деле, использование аналогий можно наблюдать в различных сферах человеческой деятельности. Аналогия помогает понять природные процессы и объяснить причины человеческого поведения, является генератором новых идей и гипотез, упрощает изучение сложных объектов путем рассмотрения их аналогов (моделей), помогает представить абстрактные объекты в более доступной форме, использование аналогии позволяет описывать явления, недоступные для прямого наблюдения.

Мы используем термин аналогия, когда говорим о похожих объектах, похожих процессах, похожих явлениях и так далее. Часто аналогия также выражает перенос свойств с одного объекта на другой: «По аналогии с … можно предположить о …».

Возникает вопрос о необходимости определения термина «аналогия». Чтобы ответить на него, обратимся к истории развития знаний человека и его представлений о мире.

Истоки науки в современном понимании этого слова, как известно, находятся в античной философии. Для философов античности аналогия играла важную роль в познании природных явлений и, в частности, в становлении философского знания. Большинство философских идей греческих мыслителей были основаны на аналогиях. Так, отправной точкой в объяснении явлений у Гераклита был огонь, у Фалеса — вода, у Анаксимена — воздух, а методом объяснения была аналогия. Гераклит говорит: «Все обменивается на огонь, а огонь на все, так же как товары обмениваются на золото, а товары на золото».

Считается, что термин «аналогия» происходит от греческого слова ashAoukx — соответствие, соразмерность. Первоначально оно было применено греческими математиками к отношениям между тремя числами: Среднее геометрическое — это число, которое относится к одному из чисел так же, как другое относится к самому себе. Позже люди стали говорить об аналогии как о связи между четырьмя числами, первое из которых относится ко второму так же, как третье относится к четвертому.

Такое же определение аналогии встречается у Аристотеля: «Аналогия есть равенство отношений», «и под аналогией я понимаю [случай], когда второе относится к первому так же, как четвертое относится к третьему». Однако здесь следует отметить, что Аристотель рассматривает не только отношение чисел; его аналогия гораздо более общая, чем равенство числовых отношений.

Например, в «Никомаховой этике» он связывает справедливость с равенством отношения между социальным статусом людей и отношением между их материальными условиями: «Для лиц и для вещей будет одно и то же уравнение (isotes), потому что отношение одной пары [то есть вещей] и другой [то есть лиц] одно и то же, а именно: если лица не равны, то у них не будет равных [долей]».

Идеи Аристотеля об аналогии между органами живых существ актуальны и сегодня — в биологии существует понятие «гомология», которое является частным случаем аналогии и относится к сходству органов, имеющих родственную структуру и развивающихся из сходных эмбриональных органов.

В математике, в период ее зарождения и развития, проявляется тесная связь между алгебраическими утверждениями и геометрическими образами. Исторически теорема Пифагора всегда ассоциировалась с понятием площади: «Квадрат, образованный на гипотенузе правильного треугольника, равен сумме квадратов, образованных на его катетах».

Аналогию между числами и геометрическими образами можно найти у Евклида. С числом он имеет образ отрезка, с произведением двух множителей — плоского числа, с произведением трех чисел — фиксированного числа, а множители при умножении Евклид называет сторонами. «Когда два числа, умноженные вместе, дают что-то, полученное [число] называется плоским числом, а его стороны — числами, умноженными вместе…». Когда три числа, умноженные вместе, дают что-то, то полученное число телесно, но его стороны — это числа, умноженные вместе».

Заключение

Известно, что истоки понятия «наука» возникли в глубокой древности, имея форму натурфилософии, которая была объединена в единую философскую науку. Очевидно, что лидером общей науки того времени, была философия, под знаменем которой росли и развивались другие науки, пока они находились в стадии зародыша. С распадом Римской империи и отказом от язычества католицизм укрепил свою роль пионера в распространении научных знаний в европейских странах. Но в это время, развиваясь под влиянием теологии, наука стала боготворить, стала более однобокой и превратилась лишь в придаток христианского мировоззрения. Истинная фундаментальная наука получила свое возрождение в эпоху Возрождения, когда она возродилась в форме естествознания. Его стремления были безудержными и далеко идущими: он хотел порвать с теологией, навсегда отделить себя от религиозных идей и идти по тому пути развития, который он сам для себя выберет. Именно естествознание впоследствии задало тон в науке. К девятнадцатому веку от нее пошел поток в социальные науки, которые тогда только развивались. Неудивительно, что девятнадцатый век назвали веком Дарвина, веком пара и железа. Это подчеркивало примат естественных наук, что проявилось в достижениях в области паровых технологий, а также в работе над теориями эволюции.

На рубеже 16 и 17 веков Ф. Бэкон считал, что задача науки — обеспечить власть, но до 20 века власть, обещанная наукой, оставалась лишь мечтой. Но с этого столетия наука превратилась из локального сообщества (ученых) в движущую силу глобальной трансформации социокультурных систем. Это позволило философам сосредоточиться не только на позитивных, но и на негативных последствиях научно-технического развития.

Список литературы

  1. Лебедев С.А., Ильин В.В., Лазарев Ф.В., Лесков Л.В. Введение в историю и философию науки. — 2-е изд. — М.: Академический проект, 2007.
  2. Никифоров А.Л. Философия науки и методология. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. 276 с.
  3. Кохановский В.П. и др. Основы философии науки. М.: Феникс, 2007. 608 с.
  4. Философия науки : учебник для вузов / под ред. А.Г. Троегубова. — Тула: Тульский государственный университет, 2006. — 136 с.
  5. Коэн Т. Структура научных революций. — М., 1987.