Для связи в whatsapp +905441085890

Исследование творческого мышления — Изучение креативности в психологии

Творчество — сложная и запутанная тема. Границы изменчивы и варьируются от изобретения нового колпачка для зубной пасты до пятой симфонии Бетховена. Конечно, невозможно понять природу творчества, не поняв природу творчества, хотя на этот счет существует множество различных суждений, мнений, теорий и т.д.

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова творчество определяется так: «Творчество — создание новых культурных или материальных ценностей по замыслу», а в Советском энциклопедическом словаре: «Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и характеризующаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-историческим своеобразием…».

В. Н. Дружинин, опираясь на исследования Богоявленской и Матюшкина, считает, что творчество можно определить как некую трансгрессию (существующей ситуации или знания).

Ю.А. Пономарев разделяет понятия «творчество» и «деятельность», считая, что основным признаком деятельности является потенциальное совпадение цели деятельности с ее результатом, в то время как творческий акт характеризуется скорее прямой противоположностью — цель (идея, программа и т.д.) и результат совпадают. Творческая активность может возникать в процессе деятельности, но она связана не с достижением запланированной цели, а с производством побочного продукта в ходе деятельности. Этот побочный продукт является фактическим результатом творчества.

С. Л. Рубинштейн указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Особенность изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, состоит в том, что оно должно создать вещь, реальный объект, механизм или технику, решающую определенную задачу.

Как видно, существует ряд различных взглядов на креативность, но они сходятся в одном — ключевой характеристикой креативности является принципиальная новизна продукта, т.е. творческое мышление характеризуется поиском принципиально новых решений, преодолевающих ограничения существующей системы.

Следует отметить, что творчество всегда предполагает наличие творца. Термин «творчество» обозначает как деятельность индивида, так и создаваемые им ценности, которые из фактов его личной судьбы становятся фактами культуры.

Термин креативность (от лат. creatio — создание), введенный Торренсом и близкий к творчеству, обозначает творчество в более широком смысле — способность продуцировать новые идеи и находить нестандартные пути решения проблем. Творчество, которому Торренс так и не дал четкого определения, до сих пор понимается как синоним творческой активности в любой сфере человеческой деятельности. В данной работе эти термины также используются как синонимы.

Антонимом творчества является шаблон, действие в заданных рамках, в соответствии с принятыми стандартами.

На самом простом уровне творчество означает создание чего-то, чего раньше не существовало. В этом смысле приготовление ужина — это пример творчества. Важно отметить, что творчество всегда ассоциируется с материальным продуктом. Хотя фантазии могут быть совершенно новыми, их нельзя назвать творческими, пока они не воплотятся во что-то осязаемое, например, будут выражены в словах, записаны на бумаге, переданы в произведении искусства или воспроизведены в изобретении.

Эти работы должны быть совершенно новыми, их новизна проистекает из уникальных качеств человека в его взаимодействии с объектами опыта. Творчество всегда оставляет след человека на его продукте, но этот продукт — не сам человек и не его материалы, а результат отношений между ними.

По мнению Роджерса, все люди обладают творческим потенциалом, но не у всех достаточно развиты творческие способности, то есть способность создавать что-то совершенно новое. Нет нетворческих людей, но не все реализуют свой потенциал.

Это приводит к ряду дополнительных вопросов, например, ..: Каковы условия для поощрения и реализации творчества? Какие этапы творчества связаны с той или иной чертой творческой личности? Каковы особенности условий для проявления творчества?

Первоначально творчество считалось функцией интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем творчества. Позже выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует творчеству. В настоящее время креативность рассматривается как функция целостной личности, несводимая к интеллекту, которая зависит от целого ряда ее психологических характеристик. Соответственно, центральным направлением в изучении креативности является определение личностных черт, с которыми она связана. Изучение этих качеств выявило важную роль воображения, интуиции, бессознательных компонентов психической деятельности, а также потребности личности в самоактуализации в раскрытии и расширении ее творческих способностей.

Исследование творческого мышления - Изучение креативности в психологии

Изучение креативности в психологии

Проблема диагностики и развития творческих способностей является одной из центральных проблем психологии творчества. У него довольно длинная история и не слишком счастливая судьба. Хотя природа художественного таланта интересовала мыслителей, людей науки и искусства со времен Аристотеля, до недавнего времени в этой области было сделано сравнительно мало.

Существует три основных направления исследований творчества. Первое направление — это рассказ об исследователях, которые прожили плодотворную жизнь в науке, обогатив ее важнейшими открытиями, и которые в свои последние годы стремятся рассказать о своей работе. Эта традиция восходит к Чарльзу Дарвину, ее продолжили Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре, В. Стеклов. У. Кеннон, Г. Селье. Высказывания самих ученых, несмотря на неизбежную субъективность, очень интересны: это информация из первоисточника.

Однако, анализируя условия, в которых родилась та или иная идея, анализируя конкретные ситуации, в которых проблема кристаллизовалась в сознании, авторы не могут ничего сказать о механизмах творческого процесса, не могут судить о его психологической структуре.

Второе направление — это метод модельных экспериментов. Например, моделью для творческого решения может быть задание, в котором предлагается, не отрывая карандаша от бумаги, «провести» девять точек, расположенных в три ряда, через четыре отрезка. Даже на такой примитивной модели можно получить ценную информацию.

Однако у модельных экспериментов есть один важный недостаток. Испытуемому предлагают сформулированную проблему и говорят, что есть решение. Это само по себе является подсказкой. Однако творческий процесс включает в себя не только решение проблем, но и особую чувствительность к поиску проблем, дар видеть проблему там, где для других все ясно, умение сформулировать задачу. Это особая «чувствительность» или восприимчивость к несоответствиям и пробелам в окружающем нас мире, и особенно к расхождениям между принятыми теоретическими объяснениями и реальностью.

Третий путь исследования креативности — изучение особенностей творческой личности, с использованием психологических тестов, анкетных методов и статистики. Здесь, конечно, нельзя проникнуть в интимные механизмы творческого процесса. Исследователи пытаются выяснить лишь те черты личности, по которым можно было бы выбрать будущих Лобачевского, Резерфорда, Павлова и Эйнштейна еще в школе, да и вообще на университетской скамье.

Попытка выявить наследственные детерминанты креативности была предпринята в работах исследователей, принадлежащих к отечественной школе дифференциальной психофизиологии. Представители этой школы утверждают, что общие способности основаны на свойствах нервной системы (предрасположенности). В качестве гипотетического свойства нервной системы человека, которое может определять креативность в процессе индивидуального развития, рассматривается «пластичность». Противоположным полюсом пластичности является ригидность, которая проявляется в низкой вариабельности показателей электрофизиологической активности центральной нервной системы, трудности переключения, неадекватности переноса старых способов действия в новые условия, стереотипности мышления и т.д. Однако вопрос о взаимосвязи между пластичностью и креативностью остается открытым.

В.П. Эфроимсон открыл такой факт, как высокий уровень уратов в крови, а также такую биологическую особенность, как высокий костяк творческих людей.

Л.И. Полтавцева также отметила взаимосвязь между темпераментом и творческими способностями: Беглость зависит от особенностей активности темперамента (пластичности и темпа) и эмоциональной чувствительности в предметной среде, а гибкость — от социально-эмоциональной чувствительности и общего индекса активности.

Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет следующие факты.

О врожденных способностях также делают вывод на основании их повторения в потомстве выдающихся людей. Однако такие факты не являются строгими, поскольку не позволяют разделить эффекты наследственности и среды: если родители обладают отличительными способностями, то с большей вероятностью создадут благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у своих детей.

Более строгие факты дают исследования с использованием близнецового метода. Корреляции были низкими, что позволило сделать вывод о том, что вклад наследственности в определение индивидуальных различий в уровне развития дивергентного мышления довольно мал.

Таким образом, признано, что индивидуальные различия в креативности вряд ли наследуются.

С другой стороны, влияние окружающей среды изучается многими учеными. Поэтому результаты кросс-культурных исследований носят направленный характер (Торранс).

Природа культуры влияет на природу творчества и процесс его развития.

Развитие творческих способностей не является генетическим, а зависит от культуры, в которой вырос ребенок.

В развитии творчества нет прерывистости. Снижение уровня развития креативности можно объяснить степенью выраженности новых требований и стрессовых ситуаций, которым подвергается ребенок.

Снижение творческих способностей можно исправить в любом возрасте с помощью специальных тренировок.

A. Выводы Адлера о том, что творчество — это способ компенсации комплекса дефицита, также наводят на мысль о влиянии окружающей среды.

Исследователи отводят решающую роль влиянию семейных отношений. Исследования Д. Манфилда, Р. Альберта и М. Ранко выявили связь между дисгармоничными отношениями в семье, родителями-психопатами и высокой креативностью детей. Однако ряд других исследователей указывают на необходимость гармоничных отношений для развития креативности. Например, один из выводов Е.В. Алфеевой: дисгармоничное семейное воспитание оказывает тормозящее влияние на развитие творческих качеств личности. Анализ фактов семейных отношений привел Дружинина к выводу, что семейная среда, в которой, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой — разные, несогласованные требования к нему, в которой мало внешнего контроля над поведением, в которой есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию творчества у ребенка.

Из анализа условий воспитания и наследственности Б. Гиппенрейтер делает следующий вывод: факторы среды имеют вес, соответствующий весу наследственности, и иногда могут полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать влияние наследственности.

Большинство исследователей считают, что творчество является развивающим. Особенно эффективно влияние на его формирование в чувствительные периоды. Дошкольный возраст и подростковый возраст являются такими периодами (В.Н. Дружинин, Е.Л. Солдатова и др.).

Таким образом, существуют различные подходы, которые можно свести к двум основным позициям: рассмотрение творческой способности как врожденного, неизменного свойства и как изменяемого. Однако выясняется, что факторы, влияющие на развитие креативности, еще недостаточно изучены.

Творчество и специализация

Творчество и талант не безразличны к личности их носителя. Талантливому человеку должно быть интересно и важно в первую очередь содержание предмета, которым он занимается. М. Горький говорил: «Талант — это любовь к своему делу. Талант развивается из чувства любви к вещи, возможно даже, что талант — по своей сути — это только любовь к вещи, к процессу работы….. «.

Исходя из этого утверждения, можно сказать, что проявление творческих способностей студента зависит от того, нравится ли ему выбранная профессия, увлекает ли она его. Однако можно также утверждать, что существуют так называемые «творческие профессии», которые позволяют человеку проявлять творчество в гораздо большей степени, чем, например, исполнительская деятельность. К таким профессиям обычно относятся дизайнеры, художники, артисты, сценаристы, журналисты, психологи и т.д.

Обратившись к классификации профессий Климова, мы увидим, что каждый вид человеческого труда имеет следующие компоненты: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности. По первому признаку — предмету труда — все профессии и специальности Климов делит на пять типов:

  1. «Человек — природа» (H — P), где предметом работы являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы.
  2. «Человек-Технология» (М-Т), где объектом труда являются технические системы, машины, приборы и оборудование, материалы и энергия.
  3. «Человек — человек» (М — М), где объектом работы являются люди, группы, коллективы.
  4. «Человек — знаковая система» (S — S), где предметом работы являются условные знаки, шифры, коды, таблицы.
  5. «Человек — художественный образ» (CH — X). Здесь предметом работы является художественный образ, его роли, элементы и характеристики.

Конечно, каждый тип профессии требует своих навыков, умений и даже своего образа мышления. Как известно, существует так называемый технический и гуманитарный образ мышления. Их также называют «левополушарными» и «правополушарными», в зависимости от того, какое полушарие мозга доминирует.

Учитывая роль бессознательных процессов в творчестве, изучается функциональная асимметрия мозга (В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко, Р.М. Грановский и др.). Согласно этому подходу, человек с преобладанием левополушарной стратегии мышления должен быть менее креативным, а человек с преобладанием правополушарной стратегии должен быть более творчески продуктивным.

Если рассматривать творчество просто как создание чего-то еще не существующего, то все существующие профессии можно отнести к творческим. Однако, если рассмотреть этот вопрос более пристально, опираясь на исследования Богоявленской и Матюшкина, согласно которым творчество можно определить как некую трансгрессию (существующей ситуации или знания), можно определить творческую профессию как такую, которая дает человеку возможность, абстрагируясь от существующих правил и рамок, вырабатывать новые, нестандартные идеи и воплощать их в жизнь. В классификации Климова этому определению наиболее соответствуют профессии типа С-Х и С-С.

В целом, человек с гуманистическим, правополушарным мышлением больше подходит для творческих профессий типа C-X и C-CH.

Развитие творческого потенциала личности учащегося сегодня рассматривается ведущими учеными, психологами и педагогами как цель образования. Актуальность проблемы творческого развития личности возрастает сегодня в связи с изменениями в нашей системе образования — введением профилизации.

Поэтому каждый молодой человек сталкивается с вопросом: «Что должно быть? Какую профессию мне выбрать? Сегодня выбор профессии более свободен, и молодые люди выбирают жизненный путь в соответствии со своими интересами и способностями. Можно предположить, что люди с гуманитарным складом ума склонны выбирать такие профессии, как F-F или F-X. Однако не всегда бывает так, что молодой человек осознанно выбирает профессию, а когда это происходит, ему не всегда удается реализовать свой выбор.

Если принять точку зрения, что творческие способности развиваются под влиянием среды, то логично предположить, что гуманитарная среда предоставляет больше возможностей для их развития. Соответственно, уровень креативности должен быть выше у студентов гуманитарных дисциплин. Но так ли это?

Проблема творческих навыков в современных условиях становится особенно актуальной по мере того, как все больше и больше механических трудовых действий автоматизируется и потребность в простых исполнителях медленно, но верно исчезает. Обществу нужны люди творческие, незаменимые. Без творчества никуда. Но что это такое — творчество?

Творчество — это довольно сложное и обширное понятие. В науке не существует такого определения творчества, с которым согласились бы все. Однако ученые и исследователи сходятся в одном: творчество означает выход за пределы самого себя, создание чего-то нового и ценного для общества.

Было проведено много исследований по вопросу о том, от чего зависят творческие способности. Но здесь, как это часто бывает, мнения ученых расходятся: одни ученые считают, что креативность — это врожденный и наследственный фактор, другие полагают, что креативность формируется под влиянием окружающей среды. Обе теории были неоднократно подтверждены и опровергнуты.

В современных условиях развитие способности к творчеству считается одной из целей образования. Тем не менее, проводится различие между гуманитарными и техническими профессиями. В первом случае больше возможностей проявить себя как творческую личность, выйти за рамки существующих границ и создать что-то новое и ценное. Можно предположить, что молодые люди, особенно студенты, выбравшие гуманитарные профессии (такие как Ч-Ч и Ч-Х), имеют более высокий уровень креативности, чем студенты-«технари». Но так ли это на самом деле? Данная статья посвящена попытке ответить на этот вопрос.

Связь творчества с другими сферами

Многие авторы утверждают, что творчество тесно связано с мышлением, на что существуют различные точки зрения:

  • мышление — это психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой деятельности человека.
  • мышление — это процесс отражения предметов и творческого преобразования их субъективных образов в сознании человека, их смысла и значения для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизни человека, формирования его новых целей, обнаружения средств и заключенных для их достижения, раскрытия сущности объективных сил природы.
  • Мышление — это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, которое возможно только в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному пределу мышления. Понимание играет важную роль. Исследования по изучению мышления проводили Гартли, Пристли, Тан, Эббин Гаусс и Вундт.

Различают два типа мышления:

  1. сходящийся, когда все усилия направлены на поиск единственного правильного решения.
  2. дивергентный, когда ищется много правильных решений. Именно он ассоциируется с творчеством.

Чтобы глубже понять, что такое творчество, необходимо обратиться к таким понятиям, как одаренность и индивидуальность.

Согласно Гальтону и Спирмену, общая одаренность — это уровень развития общих способностей, определенный круг деятельности, в котором человек может достичь наибольшего успеха. Она является основой для развития специальных способностей, но сама по себе является самостоятельным фактором.

Высокая одаренность (по Шакировой и Сибгатуллиной) — это системное психическое качество, развивающееся в течение жизни и определяющее способность человека достигать более высоких (необычных, выдающихся) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Это сложное образование, в котором неразрывно переплетены различные области менталитета. Его проявления зависят от возраста и характеризуются большой индивидуальностью, которая определяется чрезвычайным своеобразием сочетания различных сфер психической деятельности человека.

Индивидуальность человека является результатом его врожденных предпосылок, социального окружения и волевого стремления к приобретению определенных культурных ценностей и творческой самореализации.

И, конечно, творчество неразрывно связано с интеллектом.

Интеллект — это некая общая способность адаптироваться к новым условиям жизни, по мнению В. Штерна. Согласно Л. Поланьи, интеллект относится к одному из способов приобретения знаний. Однако, по мнению большинства других авторов, приобретение знаний (усвоение по Ж. Пиаже) выступает лишь как служебный момент по отношению к применению знаний при решении жизненной задачи. Важно, чтобы задание было действительно новым или, по крайней мере, имело компонент новизны. Проблема интеллектуального поведения тесно связана с проблемой «трансфера» — переноса «знаний-операций» с одной, уже решенной задачи, на другую (новую) задачу.

А. Я. Пономарев считает, что пик интеллектуального развития достигается уже в 12 лет, но его не следует путать с пиком творческой продуктивности, который наступает гораздо позже. Другие авторы склонны считать, что пик творческой потенции, как и пик интеллектуального развития, наступает позже. Наверное, универсального ответа на этот вопрос нет, потому что творческие способности человека, как и интеллект, нельзя рассматривать в отрыве от содержания деятельности, которое существенно меняется с возрастом.

По мнению И.С. Кона, творческий потенциал человека не сводится к качеству его интеллекта.

Экспериментальные исследования советских психологов Д.Б. Богоявленской (1976), В.А. Петровского (1975) и других доказывают, что творчество, в отличие от простой целенаправленной приспособительной деятельности, имеет целенаправленный характер. Интеллектуальная креативность представляется частным случаем более общего свойства активности субъекта, включающего его готовность выйти за пределы ситуативной необходимости и способность к самоизменению. К сожалению, возрастные параметры креативности и сопутствующие ей черты личности еще не изучены.

Проблема исследования креативности

Творчество является одним из важнейших факторов радикального преобразования определенных логически, объективно или художественно связанных объектов или состояний и их последующей замены качественно иными, ранее неизвестными. Ее основной характеристикой является движение к обретению человеком все большей свободы, чтобы разорвать зависимость от них и в то же время максимально увеличить возможность самореализации личности в масштабах данной, нерасчлененной ценности (Платон, Аристотель, Бэкон, Гегель, Кант, Гете).

Творческое мышление происходит на двух уровнях: бессознательном, где основную роль играют эмоциональные и аффективные состояния, и сознательном, где в игру вступают мысль и воля.

Проблема творчества имеет несколько граней: творческий процесс, творческая личность, творческие навыки, творческий климат. Раньше творческие способности считались чем-то исключительным, уделом элитных натур. Такая позиция эквивалентна признанию того, что для творческих личностей должны существовать какие-то особые психологические законы.

На самом деле, каждый человек, каждый нормальный ребенок обладает творческими талантами. Вы просто должны уметь раскрывать и развивать их. Существует непрерывный «континуум талантов» от больших и ярких талантов до скромных и незаметных. Но суть творческого процесса одинакова для всех. Разница заключается лишь в конкретном материале творчества, масштабах его достижений и социальной значимости. Для изучения творчества не обязательно изучать только гениальных людей. Элементы творчества возникают при решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать в «нормальном» мыслительном процессе.

При решении творческой задачи можно выделить следующие фазы:

  • фаза логического анализа.
  • фаза интуитивного решения.
  • фаза вербализации интуитивного решения.
  • фаза формализации вербализованного решения.

Ю.А. Понамарев выделяет четыре стадии творческого процесса:

  1. Сознательная работа (подготовка). Особое состояние активности как необходимое условие для интуитивного восприятия новой идеи.
  2. Бессознательная работа. Созревание, инкубация центральной идеи (бессознательная работа).
  3. Переход бессознательного в сознание. Фаза вдохновения. В результате бессознательной работы в сферу сознания приходит идея решения. Сначала в виде гипотезы, в виде принципа или идеи.
  4. Сознательная работа. Разработка идеи, окончательное оформление идеи. Пономарев опирается на разделение этапов: — переход от осознанного поиска к интуитивному решению; — развитие интуитивного решения до логически завершенного решения.

Эта проблема долгое время не имела четкого предмета исследования или методологии. Отсутствие специальных исследований, посвященных воспитанию творческой личности, обуславливает зачастую неверный подход к решению поставленной задачи. В современной психологической литературе отмечается важность в формировании творческой индивидуальности внутренних задач и внешних социальных факторов, сознательных и бессознательных моментов в процессе творчества.

В настоящее время, когда вопрос воспитания творческой личности, независимости мышления особенно актуален, настоящее исследование значимо не только теоретически, но и практически. Рассмотрение индивидуальности как уникального мировоззрения, своеобразной формы бытия и творческой активности позволяет понять предрасположенность и склонности человека к той или иной профессии, что в определенном смысле дает возможность ориентироваться в выборе профессии.

С конца XIX века ученые-психологи разрабатывают методики определения интеллектуальных способностей, факторов, оказывающих решающее влияние на их формирование.

Сохраняется основная трудность в оценке интеллектуальной одаренности детей и подростков как индивидуальной черты, которую в меняющемся возрасте устойчиво идентифицировать как присущую данной индивидуальности.

Проблема сохранения и динамики интеллектуального потенциала, как индивидуального, так и общего, представляется особенно актуальной в условиях продолжающихся социально-экономических преобразований в обществе.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Взаимосвязь эмоционального выгорания и конфликтности офисных работников
  2. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии
  3. Приемы и техники взаимодействия с партнером в процессе общения
  4. Гендерный аспект агрессивности как детерминирующий фактор мотивации достижения
  5. Теория личностных конструкторов Д. Келли
  6. Психологические технологии управления стрессом в организации
  7. Понятие образовательной технологии
  8. Методы прикладной психологии — Предмет, проблемы и задачи клинической психологии
  9. Влияние типа семейного воспитания на развитие личности подростка — Семья как малая социальная группа
  10. Этапы психических расстройств