Для связи в whatsapp +905441085890

Методология и методы научного познания — Научное познание как объект методологического анализа

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, объем научных знаний в настоящее время удваивается каждые 10-15 лет. Около 90% всех ученых, когда-либо живших на земле, являются нашими современниками. Примерно за 300 лет, век современной науки, человечество совершило такой огромный скачок, о котором даже не могли мечтать наши предки (около 90% всех научно-технических достижений было сделано в наше время). Весь мир вокруг нас показывает, какого прогресса достигло человечество. Именно наука стала основной причиной столь стремительного прогресса НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместного внедрения информационных технологий, появления «новой экономики», к которой не применимы законы классической экономической теории, начала перевода человеческих знаний в электронный вид, столь удобный для хранения, систематизации, поиска и обработки, и многое другое.

Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого знания — наука в наши дни все больше становится значимой и существенной частью реальности.

Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела такой внутренне развитой системы методов, принципов и императивов познания. Именно правильно выбранный метод в сочетании с талантом ученого помогает ему увидеть глубинную связь явлений, раскрыть их сущность, обнаружить законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания реальности, постоянно растет. Их точное количество, вероятно, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук, и каждая из них имеет свои специфические методы и содержание.

В то же время все эти методы диалектически связаны с общенаучными методами, которые, как правило, содержатся в них в различных сочетаниях, и со всеобщим, диалектическим методом. Это обстоятельство является одной из причин, определяющих важность философских знаний для любого ученого. Ведь именно философия как наука «о наиболее общих законах бытия и развития мира» изучает тенденции и пути развития научного знания, его структуру и методы исследования, рассматривая его через призму своих категорий, законов и принципов. Кроме того, философия вооружает ученого универсальным методом, без которого он не может обойтись ни в одной сфере научного знания.

Процесс познания включает в себя получение информации органами чувств (сенсорное познание), обработку этой информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение когнитивных фрагментов реальности (социальная практика). Существует тесная связь между познанием и практикой, в процессе которой происходит материализация (объективизация) творческих устремлений людей, превращение их субъективных представлений, идей, целей в объективно существующие объекты и процессы.

Сенсорное и рациональное познание тесно связаны и представляют собой две основные стороны познавательного процесса. В то же время, эти стороны познания не существуют в отрыве от практики или друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом; разум функционирует на основе необработанной информации, предоставляемой органами чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному, мы можем в некотором смысле говорить о них как о стадиях, этапах познавательного процесса. Каждый из этих двух этапов познания имеет свою специфику и существует в своих формах.

Чувственное познание осуществляется в форме непосредственного получения информации с помощью органов чувств, которые напрямую связывают нас с внешним миром. Следует отметить, что такое познание может осуществляться с помощью специальных технических средств (устройств), расширяющих возможности органов чувств человека. Основными формами сенсорного познания являются ощущение, восприятие и представление.

Ощущения возникают в мозгу человека в результате воздействия факторов окружающего мира на его органы чувств. Каждый орган чувств представляет собой сложный нервный механизм, состоящий из рецепторов, передающих нервов и соответствующей части мозга, которая управляет периферическими рецепторами. Например, органом зрения является не только глаз, но и нервы, ведущие от него к мозгу и соответствующему отделу в центральной нервной системе.

Методология и методы научного познания - Научное познание как объект методологического анализа

Научное познание как объект методологического анализа

Познание — это процесс избирательно-активного действия, отрицания и преемственности исторически изменяющихся прогрессивных форм накопления информации (информация — объективное свойство материальных систем, вторичное по отношению к представляемому объекту, порядок и структура которого передается отражающей системе в процессе взаимодействия). Особая форма представления информации, которая позволяет человеческому мозгу хранить, воспроизводить и понимать ее, образует такое понятие, как «знание». Знание — это проверенный общественно-исторической практикой и подтвержденный логикой результат познания действительности, который представляет собой, с одной стороны, ее адекватное отражение в сознании человека в виде идей, понятий, суждений, теоретических схем, теорий, а с другой — обладание ею и способность действовать на ее основе. Знание в его формировании и функционировании — это социальный феномен, средствами фиксации которого являются естественные и искусственные языки. Это обобщение служит для уточнения понятия «наука». Наука — это высокоспециализированная человеческая деятельность по разработке, систематизации, проверке знаний с целью их высокоэффективного использования. Наука — это знание, достигшее оптимума по критериям обоснованности, надежности, последовательности, точности, эмпирической проверяемости и в принципе возможной фальсифицируемости, концептуальной непротиворечивости, предсказательной силы и практической эффективности. Эти критерии (нормы, идеалы) характерны для всех паук, для всех компонентов дисциплинарной матрицы современного научного знания — от философских, логических, математических, кибернетических до естественных, технических и гуманитарных. Наука — особая отрасль рациональной человеческой деятельности по получению объективно истинных знаний об окружающем нас мире — возникает как естественное продолжение обычного, спонтанно-эмпирического позиционного процесса. Помимо научного знания, существуют и вненаучные способы постижения реальности. Самым важным из них является искусство, а самым известным — повседневное познание.

Известно, что задолго до возникновения науки люди приобрели необходимые знания о свойствах и характеристиках вещей и явлений, с которыми они сталкивались в своей повседневной практической деятельности. Светское знание, которое является основой для всех других форм знания, вовсе не следует недооценивать. Основанная на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной точкой отсчета для повседневного поведения людей и их отношений друг с другом и с природой. Эта форма знания развивается и обогащается с прогрессом научного и художественного знания. В то же время он впитывает богатый опыт мирских знаний. С помощью повседневных знаний мы и сегодня многому учимся. Все это показывает, что научное знание не отделено от повседневного непреодолимой границей. Ибо она является дальнейшим усовершенствованием и развитием последней.

Научное знание отличается от обыденного знания систематической последовательностью в процессе поиска новых знаний и упорядочивания найденных существующих знаний. Каждый последующий шаг в науке опирается на предыдущий, каждое новое открытие становится научной истиной, когда оно включается как элемент в определенную систему, чаще всего — теорию как наиболее развитую форму рационального знания. В отличие от этого, обычное знание фрагментарно, случайно и неорганизованно, в нем преобладают разрозненные отдельные факты или их простейшие индуктивные обобщения. Подлинное научное знание характеризуется тем, что факты классифицируются в концептуальной системе конкретной науки и включаются в структуру теории, которая является высшим уровнем научного знания. Как обобщения достоверных фактов, они находят необходимое и закономерное в случайном, общее — в единичном и частном.

Критерии научного знания

Отрасли научной методологии сформулировали несколько принципов для определения критериев научного знания. Один из них называется принципом верификации: понятие или суждение имеет смысл, если оно сводимо к непосредственному опыту или утверждениям о нем, то есть если оно эмпирически верифицируемо. Но если для такого суждения нельзя найти что-то эмпирически фиксируемое, то оно либо тавтология, либо бессмысленно. Поскольку концепции разработанной теории обычно не прослеживаются в экспериментальных данных, возможна косвенная проверка. Допустим, невозможно указать экспериментальный аналог понятия «кварк». Но теория кварков предсказывает ряд явлений, которые уже можно зафиксировать экспериментально. И тем самым косвенно подтвердить саму теорию.

Принцип верификации позволяет нам, в первом приближении, отличить научное знание от явно ненаучного. Однако это не поможет, если система идей построена таким образом, что все возможные эмпирические факты могут быть истолкованы в ее пользу — идеология, религия, астрология и т.д. В таких случаях полезно прибегнуть к другому принципу отличия науки от ненауки, предложенному величайшим философом 20 века Карлом Поппером. К. Поппер, величайший философ двадцатого века, предложил принцип фальсификации. Она гласит: критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость или опровержимость. Другими словами: Только то знание может претендовать на «научность», которое в принципе опровержимо.

Несмотря на внешнюю парадоксальную форму, а возможно, и благодаря ей, этот принцип имеет простой и глубокий смысл. К. Поппер обратил внимание на значительную асимметрию процессов подтверждения и опровержения в познании. Никакого количества падающих яблок не достаточно, чтобы окончательно доказать истинность закона всемирного тяготения. Однако одного яблока, улетевшего с земли, достаточно, чтобы объявить этот закон ложным. Поэтому именно попытки фальсифицировать, то есть опровергнуть, теорию должны быть наиболее эффективными для подтверждения ее истинности и научной обоснованности.

Теория, которая в принципе неопровержима, не может быть научной. Идея божественного сотворения мира в принципе неопровержима. Ведь любую попытку опровергнуть его можно представить как результат того же божественного плана, всю сложность и непредсказуемость которого мы просто не в состоянии понять. Но поскольку эта идея неопровержима, она находится за пределами науки.

Можно, однако, отметить, что последовательно применяемый принцип фальсификации делает все знание гипотетическим, то есть лишает его полноты, абсолютности, неизменности. Но это, вероятно, не так уж и плохо: именно постоянная угроза фальсификации заставляет науку «идти вперед», не дает ей застояться и почивать на лаврах. Критика — важнейший источник роста науки и неотъемлемая черта ее имиджа.

Методы научного познания: эмпирические и теоретические

Понятие метода (от греческого слова «методос» — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, которым он следует для достижения намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, как, в каком порядке выполнять те или иные действия для решения тех или иных задач, и способность применять эти знания на практике.

«Таким образом, метод (в той или иной форме) сводится к набору определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Это система правил, принципов, требований, которыми руководствуется субъект при решении конкретной задачи для достижения определенного результата в данной сфере деятельности. Она дисциплинирует поиск истины, позволяет (если она верна) экономить силы и время, чтобы достичь цели кратчайшим путем. Основная функция метода — регуляция познавательной и других форм деятельности».

Методология начала развиваться уже в науке нового времени. Его представители рассматривали правильный метод как руководство на пути к достоверному, истинному знанию. Выдающийся философ XVII века Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, который освещает путь путнику, идущему в темноте. Другой известный ученый и философ того же времени, Р. Декарт, объяснял свое понимание метода следующим образом: «Под методом, — писал он, — я понимаю точные и простые правила, строгое соблюдение которых….. без излишней затраты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует достижению разумом истинного знания всего, что ему доступно».

Существует целая область знаний, специально занимающаяся изучением методов, которую принято называть методологией. Методология буквально означает «учение о методах» (ведь этот термин происходит от двух греческих слов: «методос» — метод и «логос» — учение). Методология изучает закономерности познавательной деятельности человека и разрабатывает на этой основе методы. Основной задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других свойств методов познания.

Методы научного познания принято классифицировать по степени их общности, то есть широте применимости в процессе научного исследования.

В истории познания известны два общих метода: диалектический и метафизический. Это общие философские методы. Метафизический метод с середины XIX века стал все больше вытесняться диалектическим методом в естествознании.

Вторая группа методов познания состоит из общенаучных методов, которые используются в различных областях науки, то есть имеют очень широкую, междисциплинарную сферу применения.

Классификация общенаучных методов тесно связана с концепцией уровней научного знания.

Различают два уровня научного знания: эмпирический и теоретический. «Это различие имеет свою основу, во-первых, в неравнозначности способов (методов) самой познавательной деятельности, а во-вторых, в характере получаемых научных результатов» . Некоторые общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие — только на теоретическом уровне (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) — и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях.

Эмпирический уровень научного знания характеризуется непосредственным изучением реально существующих объектов, воспринимаемых органами чувств. Особая роль эмпиризма в науке заключается в том, что только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами. Здесь преобладает живое созерцание (чувственное познание); рациональный момент и его формы (суждения, понятия и т.д.) здесь присутствуют, но имеют второстепенное значение.

Формы научного знания: проблемы, гипотезы, теории

Благодаря новому методу построения знания, наука получает возможность изучать не только такие предметные связи, которые могут встретиться в сложившихся стереотипах практики, но и анализировать изменения в объектах, которые, в принципе, могли быть освоены развивающейся цивилизацией. С этого момента заканчивается стадия преднауки и начинается собственно наука. Вместе с эмпирическими правилами и зависимостями формируется особый вид знания — теория, которая позволяет получать эмпирические зависимости как следствие теоретических постулатов. Теория — достоверное (в диалектическом смысле) знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и предложений, позволяющую объяснить и предсказать явления этой области, высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научных знаний, дающая целостное представление о существенных свойствах, закономерностях, причинно-следственных связях, определяющих способ функционирования и развития определенной области действительности. Это также наиболее развитая организация научного знания, которая обеспечивает целостный учет закономерностей определенной области реальности и является знаковой моделью этой области.

Эта модель строится таким образом, что одни ее признаки, имеющие наиболее общий характер, составляют ее основу, а другие подчиняются фундаментальным или выводятся из них по логическим правилам. Например, строгое построение геометрии Евклида привело к системе утверждений (теорем), последовательно вытекающих из немногих определений фундаментальных понятий и истин, принимаемых без доказательства (аксиом). Отличительной особенностью теории является то, что она обладает предсказательной силой. Теория имеет набор исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т.е. в теории возможно получение некоторых знаний из других утверждений без непосредственного обращения к реальности. Теория не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение.

Не все философы считают, что надежность является необходимым атрибутом теории. В этой связи можно выделить два подхода. Представители первого подхода, даже если они называют теории концепциями, которые могут быть недостоверными, все равно считают, что задача науки — создание истинных теорий. Представители другого подхода считают, что теории не являются отражением реальности. Они рассматривают теорию как инструмент познания. Одна теория лучше другой, если она является более удобным инструментом познания. Принимая достоверность как отличительную черту теории, мы отличаем этот вид знания от гипотезы.

Теория — это средство дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. С помощью теории можно установить определенные отношения между утверждениями о фактах, законах и т.д., когда вне теории такие отношения не наблюдаются.

Я различаю описательные теории, математические, интерпретативные и дедуктивные теории.

Революции также становятся поворотными пунктами в истории науки. Революция в науке выражается в качественном изменении ее основных принципов, понятий, категорий, законов, теорий, т.е. в смене научной парадигмы. Под парадигмой понимают: выработанные и принятые в определенном научном сообществе нормы, образцы эмпирического и теоретического мышления, имеющие характер убеждений; способ выбора объекта исследования и объяснения определенной системы фактов в виде достаточно обоснованных принципов и законов, образующих логически непротиворечивую теорию.

Меняется и категориальный статус знания — оно уже не может соотноситься только с реализованным опытом, но и с качественно иной практикой будущего, а потому строится в категориях возможного и необходимого. Знание больше не формулируется только как рецепты для существующей практики, оно появляется как знание об объектах реальности «самих по себе», и на их основе разрабатывается рецепт будущего практического изменения объектов.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Соотношение биологического и социального
  2. Философия возрождения
  3. Вера и знание, религия и наука в философии зарубежного востока xx века
  4. Реформаторское понимание добра и зла в философии зарубежного Востока XX века
  5. Западноевропейская философия нового времени
  6. Антропология л. Фейербаха. Г. Гегель и к. Маркс об отчуждении человека
  7. Методология социальной философии
  8. Онтологические и ценностные теории человека. Проблема необходимости и свободы личности
  9. Идеи современной синергетики
  10. Метафизический этап в позитивизме