Для связи в whatsapp +905441085890

Вера и знание, религия и наука в философии зарубежного востока xx века — Развитие идеи джихада в мусульманском вероучении

Критика европоцентризма, наукообразных и технократических доктрин усиливается во всем мире, растет внимание к вненаучным или ненаучным формам знания: мифам, вере, интуиции, социальным утопиям, религиозному и нравственному опыту Востока. Более того, часто утверждается (особенно в коммерциализированной массовой культуре), что только религия может полностью объяснить фундаментальные законы Вселенной. Иными словами, критерий «научного» знания, завоеванный в многовековой борьбе разума с церковным догматизмом, сыгравший ключевую роль в формировании европейской культуры, ставится под сомнение[ii].
Особая ситуация сложилась в России, для которой актуальность этой темы не ограничивается академическими мотивами и заботами. Главным итогом «перестроечного» десятилетия в духовной сфере стал крах казавшейся монолитной и неприступной системы государственных идолов и идеалов, что породило мировоззренческий беспорядок и смятение умов, как государственных, так и частных. Наиболее кардинально образ религии и церкви изменился в общественном мнении, а точнее, в средствах массовой информации. На смену директивному атеизму пришло убеждение, что вера в Бога является единственным источником и оплотом истинной духовности, а материалистическое мировоззрение потерпело свое окончательное

историческое поражение. «Без религии у России нет будущего!» — таков консенсус церковных и, видимо, большинства светских авторов; даже робкая критика религии рассматривается как свидетельство либо гражданской неполноценности, либо ностальгии по временам ГУЛАГа. Этот поворот постоянно присутствует в нашей повседневной жизни. Экраны заполонили постные лица недавних номенклатурных богоборцев на фоне алтаря, сцены освящения армейских мероприятий, стадионов, бирж, школ, пивзаводов и прочих новостроек; повсюду самодостаточные лица провидцев, пророков, лицензированных ведьм и колдунов.
Однако выясняется неожиданное обстоятельство: без достоверного понимания религии невозможно серьезно заниматься и решать конкретные проблемы, влияющие на судьбу всего общества. Например, нас постоянно уверяют, что истинная нравственность возможна только на религиозной основе. Как это понимать практически? Речь идет о конкретной церкви или конфессии, или о «религии вообще», которой, как известно, не существует? Далее, как относиться к десяткам миллионов граждан (по сути, большинству населения), которые не принимают всерьез веру в Бога и не следуют велениям церкви? Не менее остро стоит вопрос о взаимоотношениях церкви и государства, о преподавании религии в государственных школах, об отношении к нетрадиционным религиям и, соответственно, о правовом обеспечении принципа свободы совести и даже о развитии трудовой этики.
Таким образом, обозначается емкая, многогранная тема «научное знание и религиозное сознание», представленная в истории европейской культуры огромным количеством трудов и размышлений блестящих умов. Попытка воспроизвести ее основные эпизоды, скажем, столкновения о происхождении Вселенной, Земли и человеческого рода, выглядела бы, конечно, несерьезной.

Вера и знание, религия и наука в философии зарубежного востока xx века - Развитие идеи джихада в мусульманском вероучении
Вера и знание, религия и наука в философии зарубежного востока xx века — Развитие идеи джихада в мусульманском вероучении

Развитие идеи джихада в мусульманском вероучении

Таким образом, эти два метода, пишет Сайид Кутб, должны сочетаться следующим образом: «Сначала путем вооруженной борьбы посредством джихада мусульманская община разрушает все институты джахилии, тем самым добиваясь «свободы» для людей в выборе веры. После установления исламской системы упор делается на метод убеждения, чтобы доказать свободным людям, что ислам — единственная истинная вера, цель вооруженной борьбы — расчистить путь для метода убеждения». Цитируется по: Коровиков А.В. Исламский экстремизм… P. 76. 76.

Вторая важная концептуальная часть теории Сайида Кутба, так называемая «стратегия действия», разработанная в отношении джахилийи, была заимствована им у одного из виднейших теоретиков исламизма С.В. Маудуди (1903 — 1979). «Основа этой стратегии состоит из двух принципов: «стадия развития», согласно которой «истинная» исламская община в современном мире — это стадия слабости «истидаф», на которой она должна изолировать себя от общества, чтобы беспрепятственно расти и укрепляться, и «стадия джихада», на которой она переходит к активным действиям по преобразованию общества в исламское.» Цитируется по: там же. С. 39.

Стоит кратко описать принципы джихада самого С. У. Маудуди, так как в определенной степени они повлияют на идеологическую концепцию джихада Сайида Кутба. Согласно С. У. Маудуди, «пять традиционных «столпов ислама» (вероучение, молитва, пост в месяц Рамадан, паломничество и милостыня) были лишь подготовкой к джихаду — борьбе против творений Аллаха, узурпировавших его суверенитет. Для ведения этого джихада он организовал «авангард исламской революции» (общество верующих). Примером для «авангарда» были первые мусульмане, сплотившиеся вокруг Мухаммада во время хиджры в 622 году и порвавшие с идолопоклонниками-мекканцами, чтобы основать исламское государство в Медине. Сторонники Маудуди поступили бы так же, превратив этот принцип в стратегию действий, которую Сайид Кутб позже позаимствует для своей теории». Кепель Дж. Джихад. Экспансия и закат исламизма… P. 39-40.

Поэтому Сайид Кутб мыслил вести войну во имя ислама не в категориях народного восстания, а в категориях гражданской войны «небольшой (поначалу) общины «истинных» верующих против «неверного» общества». Цитируется по: Коровиков А.В. Исламский экстремизм… P. 67 67.

Здесь у Сайида Кутба прослеживается очень четкое разделение между распространением исламской веры и установлением исламского порядка, между личными религиозными убеждениями и образом жизни. На уровне общественного устройства он считает исламскую систему жизни обязательной для всего мира, как для верующих, так и для неверующих. «Долг исламского движения — установить его повсюду» Цитируется по: Там же. С. 76. (Заметим, что обращение всего мира в ислам не является такой обязанностью). На уровне индивидуальных религиозных представлений Сайид Кутб заявляет о полной свободе каждого человека выбирать ту веру, которую он предпочитает, ссылаясь на Коран: «Нет принуждения в религии» (сура 2.257), при условии, однако, что этот человек будет подчиняться всем законам, установленным исламом. Цитируется по: Коровиков А.В. Исламский экстремизм…. P. 76-77. 76-77.

Следует отметить, — пишет современный исследователь А.В. Коровиков, — что Сайид Кутб склонен понимать джихад как борьбу с внешним врагом, причем, как правило, вооруженную. Так называемый внутренний джихад

(джихад ан-нафс), то есть борьба с собственными неисламскими желаниями, стремлениями и наклонностями, рассматривается им как второстепенная задача по сравнению с борьбой против джихилии». Цитируется по Ibid. p. 75. В рассуждениях Сайида Кутба, однако, есть определенный намек на духовную борьбу мусульманина, но она тесно связана с созданием исламского общества. Так, в своей книге «Столпы веры» он пишет: «Прежде чем мусульманин выйдет на поле боя, он уже должен выиграть великую битву против шайтана в своей душе — против своих личных желаний и амбиций, частных интересов и намерений, интересов своей семьи и своего народа, против всего, что не является истиной в свете ислама». Цитируется по: Парфи А. Аллах не любит Америку…. P. 101.

Мученики «шахиды» вконцепцииСаийдаКутба

Неотъемлемой частью джихада, согласно Сайиду Кутбу, является готовность к самопожертвованию, включая мученичество. В книге «Вехи на пути» он предупреждает, что «на пути борьбы во имя ислама возможны как неудачи, так и поражения. Аллах не гарантирует борцам за веру победу в каждом сражении, в его планах они могут быть готовы к трагическому концу». Цитируется по: Коровиков А.В. Исламский экстремизм…. P. 77. 77. Однако Сайид Кутб указывает, что «поражение, с человеческой точки зрения, может не быть таковым с высшей точки зрения». Ссылаясь на суру 85 Корана, где говорится о мучительной смерти мусульман от рук неверных, он пишет, что хотя в этом эпизоде мусульмане потерпели поражение, с высшей точки зрения они одержали победу, «победу духа над телом, победу веры над болью, над преследованием, и это истинная победа!». В то же время он отмечает, что счет мусульман с этими неверными еще не окончен — ведь наступит Страшный суд, который и определит, кто же победил на самом деле. Поэтому Сайид Кутб призывает мусульман не ждать награды в этой жизни, а выполнять свой долг, оставляя исход битвы в руках Аллаха, тем более что окончательная победа исламского движения все равно неизбежна. Цитируется по: Там же. С. 77

Оценивая концепцию джихада Сайида Кутба в целом, следует подчеркнуть два основных момента. Во-первых, она носит явно агрессивный характер: она отрицает принцип, согласно которому джихад носит оборонительный характер. Во-вторых, он обращает внимание на то, что джихад может вестись против людей, исповедующих ислам. Кроме того, Сайид Кутб отводит второстепенную роль духовному джихаду. Важно отметить, что взгляды Сайида Кутба встретили широкую оппозицию в мусульманской среде. Его оппонентов можно найти среди представителей различных течений мусульманской мысли. Особенно резкой критике подвергались авторы, которых следовало бы отнести к его потенциальным союзникам. Это такие известные мусульманские полемисты и фундаменталисты, как Абдаллах ад-Даваиш, Хади аль-Мадхали, Мухаммад Насир ад-Дин аль-Альбани, Мухаммад Тауфик Баракат. Эти авторы указали на искажение Сайидом Кутбом ряда важнейших исламских принципов, выявили близость целого ряда его высказываний к взглядам хариджитов, джахмитов, мутазилитов и других представителей исламских пандитов, давно отвергнутых мусульманской общиной. Резван Е.А. Коран и его мир. СПб, 2001. С. 312-313. Только в одной из своих работ под названием «Под сенью Корана» Абдаллах ад-Давайш насчитал до 180 ошибок, касающихся фундаментальных основ веры, которые были искажены Кутбом в угоду его политическим теориям. Там же. С. 313.

Сайид Кутб — главный, но не единственный мусульманский теоретик, который пытался переосмыслить принципы джихада в современных исторических условиях. Высказанные им идеи развивались. Среди них — мнение Абд ас-Салама Фараджа. К сожалению, его труды никогда не публиковались в русскоязычной литературе, и нам приходится судить о его взглядах на «джихад» по отдельным цитатам, приводимым в периодической печати, или даже по простому пересказу. Абд аль-Салам Фарадж написал книгу «Забытый долг», в которой, обильно ссылаясь на средневековых мусульманских богословов и особенно на Ибн Таймийю (1263-1328), утверждал, что «правитель — самый важный элемент общества, и если он неверный, то для восстановления исламского характера общества он должен быть свергнут, чтобы общество могло вернуться на «истинный путь». Цитируется по: Коровиков А.В. Исламский экстремизм… P. 75. Один из основных постулатов, выдвинутых Абд аль-Саламом Фараджем в книге «Забытый долг», заключается в том, что «мусульмане забыли свой долг — джихад, а улемы намеренно извратили и исказили смысл этого понятия. В то время, когда во всех мусульманских странах у власти находится враг, исламский джихад требует пота и крови каждого мусульманина». Цит. по: Коровиков А.В. Исламский экстремизм… P. 75. Таким образом, в основе создания исламского государства лежит принцип джихада как основного метода достижения цели. «Нет сомнения в том, что идолы на земле не будут уничтожены иначе как мечом». Цитируется по: там же. С. 75-76. Следует сказать, что неправильное понимание джихада (игнорирование или просто отрицание великого джихада) было одним из обвинений, выдвинутых великим муфтием Египта против «Забытого долга» Абд ас-Салама Фараджа. Цитируется по: там же. С. 74-75.

ИмамаятоллаРухоллаМусавиХомейни

В новое время не только Хасан аль-Банна, Сайид Кутб, но и многие другие теоретики современного исламизма занимались переосмыслением концепции джихада. Однако это происходило преимущественно в среде суннитского ислама. Следует сказать, что параллельное развитие концепции джихада происходило и в рамках современного шиизма. Наиболее яркой фигурой, затронувшей сферу джихада в шиизме, был имам Аятолла Рухолла Мусави Хомейни (1902-1989).

Как и в суннитском исламе, шиитская концепция джихада аятоллы Хомейни тесно связана с построением теократического мусульманского государства, неотъемлемой частью которого является принцип джихада. Согласно толкованию аятоллы Хомейни, «джихад — это самая совершенная форма борьбы за выполнение своего долга и самая идеальная форма совершенствования человека в области веры». Цитируется по: Islam in Modern Politics… P. 164. Это суждение опирается на классическое деление джихада: «Великий джихад» и «Малый джихад». Не случайно на основе этой схемы по его приказу в Иране в 1979 году была создана организация под названием «Творческий джихад», призванная мобилизовать массы на восстановление всего, что было разрушено при неверном режиме шахиншаха. Цитируется по: Islam in Modern Politics… P. 164. Вводятся такие понятия, как джихад-е сазандеги (созидательный джихад). На его основе провозглашается подъем сельского хозяйства и расширение сети железных дорог. «Джихад-е данешгахи» (образовательный джихад) предусматривает исламизацию высшего образования в стране. Там же. С. 107. Все это можно отнести к большому джихаду.

Что касается малого джихада, или военного джихада, то он основан на создании исламского государства. Аятолла Хомейни в своем завещании, призывая мусульман к выполнению своего долга (из приведенной выше цитаты, долг — это джихад), сказал: «Я даю наставление мусульманам и обездоленным всего мира: не сидите и не ждите, пока правители ваших стран или иностранные державы дадут вам независимость и свободу. Восстаньте, народы мусульманских стран, угнетенные и мусульмане всего мира! Боритесь за свои права! Верующие, берите власть в свои руки и объединяйтесь под славным знаменем ислама». Великий аятолла Имам Хомейни. Завет. б/г., б/м. С. 53.

Аятолла Хомейни также призывает мусульман к мученичеству, которое, с его точки зрения, оправдано шиитскими преданиями и традицией мученической смерти одиннадцати праведных имамов. Ислам в современной политике… P. 164. В этой связи интересно мнение другого современного шиитского богослова, Махмуда Талегани (1910 — 1977), который в своей книге «Священная война и мученичество» пишет следующее: «Шахид — это тот, кто постиг божественные цели и истину, сражался за эту истину и умер за нее, заслуживает внимания. Шахид — это тот, кто засвидетельствовал истину, показав, что его смерть была результатом ошибки, эмоций и провокации. Шахид — это тот, кто преодолел личную выгоду, осознал реальную ценность истины и растворился в ней. Взгляды на единство мусульман… P. 53.

Таким образом, Махмуд Талегани сделал попытку соединить понятия «свидетель» и «мученик». Обычно титул «шахид» присваивается человеку, павшему в бою, но во время иранской революции «шахидом» называли живого борца за дело Аллаха. Например, Хомейни называли «живым мучеником» за его чрезмерную стойкость, решительность и живучесть в борьбе. Перспективы мусульманского единства… P.53.

Из рассмотренных письменных источников мы видим, что ХХ век, с его сложной исторической ситуацией в странах исламского мира, породил такое неоднозначное явление, как фундаментализм. Теоретики этого направления радикально попытались переосмыслить классические принципы джихада. В их интерпретации понятие джихада приобрело качественно новое звучание. Наряду с отрицанием духовного и оборонительного джихада появляется новая основа. Главный принцип джихада заключается в том, что он становится инструментом борьбы за создание истинно исламского государства с де-факто мусульманскими странами. Надо сказать, что такая неоднозначная трактовка фундаменталистского джихада не была принята мусульманским миром, который считает, что джихад — это прежде всего духовная борьба человека

Воплощение исламской идеи джихада в наше время

Арабо-израильский конфликт является наиболее ярким примером воплощения идеи джихада на практике. Арабо-израильский конфликт — это противостояние между рядом арабских стран, а также арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения палестинских территорий, находящихся под контролем Израиля, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и государством Израиль, с другой. Хотя государство Израиль было создано только в 1948 году, на самом деле история конфликта охватывает почти столетие, начиная с конца 19 века, когда было основано политическое сионистское движение, ознаменовавшее начало борьбы евреев за создание собственного государства.

После распада Османской империи в результате ее поражения в Первой мировой войне конфликт между евреями-сионистами и коренным арабским населением Палестины сводился в основном к территориальным претензиям обеих сторон на подмандатную Палестину и, в частности, Храмовую гору. По мере накаления обстановки во второй четверти ХХ века к геополитической составляющей добавилась религиозная и культурная, что усилило межнациональную рознь. В 1948 году соседние арабские страны объявили войну только что созданному еврейскому государству. Таким образом, конфликт вышел за пределы Палестины и перерос в конфликт между Израилем и всеми другими арабскими государствами региона. После подписания мирного договора с Египтом (в 1979 году) и с Иорданией (в 1994 году) количество враждебных Израилю государств уменьшилось. В рамках масштабного арабо-израильского конфликта принято выделять региональный палестино-израильский конфликт, вызванный, прежде всего, столкновением территориальных интересов между Израилем и арабами, проживающими в Палестине. В последние годы этот конфликт является источником политической и религиозной напряженности и открытых вооруженных столкновений в регионе.

Наиболее яркими реализаторами идеи джихада являются такие организации, как «Аль-Каида» (она же «Международный исламский фронт джихада против евреев и христиан», «Исламская армия освобождения мусульманских святынь», «Сеть Усамы бен Ладена»). Создана в 1988 году Усамой бин Ладеном. Цель — «создание мусульманского государства» по всему миру. Насчитывает несколько тысяч боевиков. Поддерживает связи с другими экстремистскими группировками. До конца 2001 года штаб-квартира находилась в Афганистане. Хамас («Исламское движение сопротивления», вновь основано 14 или 15 декабря 1987 года, вскоре после начала Первой палестинской интифады, как палестинское отделение «Братьев-мусульман», точное число членов неизвестно, имеет десятки тысяч сторонников, пользуется поддержкой палестинской диаспоры, Ирана, некоторых религиозных деятелей в Саудовской Аравии и других арабских странах), Аль-Джихад («Священная война», создана в конце 70-х годов, базируется в Египте. В настоящее время разделена на два крыла, одно из которых возглавляет близкий соратник Усамы бен Ладена (Усама бен Ладен, Усама бен Ладен) Айман аз-Завахири. Насчитывает несколько тысяч религиозных фанатиков, имеет множество приверженцев. Отмечается присутствие в Афганистане, Пакистане, Великобритании и Судане. Египетские власти обвиняют Иран, Судан и арабских экстремистов в поддержке организации. В сентябре 2001 года было объявлено о ее слиянии с «Аль-Каидой».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Соотношение понятий «субъект», «индивид», «я и общество»
  2. Теория государства в философии Платона
  3. Томас Гоббс
  4. Соотношение биологического и социального
  5. Философия возрождения
  6. Реформаторское понимание добра и зла в философии зарубежного Востока XX века
  7. Западноевропейская философия нового времени
  8. Методология и методы научного познания — Научное познание как объект методологического анализа
  9. Антропология л. Фейербаха. Г. Гегель и к. Маркс об отчуждении человека
  10. Методология социальной философии