Для связи в whatsapp +905441085890

Томас Гоббс — Человеческий эгоизм

Томас Гоббс, один из величайших ученых Англии XVII века, продолжил философскую и эпистемологическую традицию Ф. Бэкона. Целью Гоббса было создание философии, идентичной человеческому разуму и способной научить правильному суждению. Будучи последователем методологической и эпистемологической мысли Бэкона, Гоббс отстаивал экспериментальный метод естественного исследования и утверждал знаменитый тезис эмпиризма о чувственном происхождении человеческого мышления и знания.

К главному вопросу философии — вопросу об отношении разума к природе, мысли к бытию — Гоббс подошел строго материалистически: материальный мир, независимый от человеческого тела, первичен, сознание вторично. Под этим он понимал отражение материальных вещей, запечатленное в нашем воображении.

Предмет философии Гоббс решительно противопоставляет предмету теологии. Теология, как нечто бесплодное и пустое, должна быть отброшена. Гоббс продолжил работу Бэкона по раскрытию эпистемологических корней идеалистического и религиозного мировоззрений и, как и Бэкон, видел эти корни прежде всего в отделении человеческого воображения от реальности. Человек, утверждал он, по своей природе ищет причины наблюдаемых событий; он твердо убежден, что у каждого явления есть причина. Когда человек не может быть уверен в истинных причинах вещей, он делает такие предположения об этих причинах, которые подсказывает ему его собственное воображение. Гоббс приводит следующий пример: человек узнает, что его идеи и образы должны иметь причину, а эта причина, в свою очередь, должна иметь причину и т.д. Как последнее звено в этом ряду, он предполагает вечную причину, которая уже не предполагает никакой предшествующей причины. Из этого он делает вывод, что существует нечто вечное. Но не имея никакого представления об этом вечном, он дает этому нечто имя Бог, то есть под именем Бог скрывается одухотворение вечности мироздания, то есть тех свойств, которые присущи самой материи.

В отличие от Бэкона, который делал акцент на развитии индуктивной логики, Гоббс делал акцент на понимании рациональных и математических принципов мышления. Как и философы-рационалисты, Гоббс считал математику образцом знания, поскольку она лучше всего выражает «естественный свет» человеческого разума и его способность самостоятельно постигать глубочайшие тайны природы. По мнению Гоббса, только математика способна дать достоверное и универсальное знание, которое можно получить путем логических размышлений.

Аналитическая деятельность разума, которая приводит к определению истинных принципов познания, всегда является одним и тем же экспериментальным методом исследования природы. Этот метод интерпретируется Гоббсом в чисто механистических и метафизических терминах, поскольку он предполагает, что каждое природное явление может быть разложено на составные части без остатка, и что совокупность частей тождественна целому.

Если рассматривать эпистемологию Гоббса в свете дебатов между эмпиризмом и рационализмом, то эмпирический характер доктрины философа наиболее очевиден: «Причиной ощущений является внешнее тело или объект», — пишет Гоббс, и к этому утверждению он возвращается снова и снова.

Томас Гоббс - Человеческий эгоизм

Человеческий эгоизм

В 1640 году Гоббс опубликовал свою первую работу по социальным и политическим вопросам под названием «Элементы законов», в которой он оказался убежденным сторонником монархии. В начале 1940-х годов он эмигрировал во Францию, где опубликовал свой труд «О гражданине» (1642). Однако главное философско-политическое произведение Гоббса называется «Левиафан» (1651), и в нем Гоббс выступает как сторонник сильной монархической власти. В то же время в этой работе он критикует роялистских эмигрантов, особенно духовенство. После разрыва с роялистами он возвращается в Англию, где у власти находится Кромвель. Именно здесь появляются его работы «О теле» (1655), «О человеке» (1658), дополняющие трактат «О гражданине». В этих работах представлены основные философские идеи Гоббса. Во время Реставрации Стюартов Гоббс жил в стороне от политики, и его труды никого не интересовали. Гоббс был одним из первых, кто попытался распространить принципы механистического естествознания на понимание общества, которое в его глазах оказывается «политическим телом».

Гоббс рассматривает окружающий нас мир как многообразное взаимодействие физических тел, действующих по чисто механическим законам. Мир, по его мнению, — это материя, а точнее — материальные тела в движении. И такое движение можно легко предсказать с научной точки зрения. Столь же механистичным является описание Гоббсом жизнедеятельности живых существ, включая человека, сердце которого подобно пружине, нервы — струнам, суставы — колесам. И все это заставляет наши тела, как машины, двигаться. Что касается человеческой психики, то Гоббс видел ее движущую силу в естественном стремлении к выживанию.

В человеческом эгоизме Гоббс видит совершенно естественное состояние, которое он отождествляет со свободой. А препятствия, которые стоят на пути к так понимаемой свободе, он характеризует как необходимость. Действительно, то, что Гоббс называет свободой, есть не что иное, как произвол, аналоги которого существуют в окружающей живой природе. Однако Гоббс не видит в самом человеке возможности противостоять эгоизму. В отличие от Сократа и затем Канта, для которых мораль является антиподом эгоизма в индивиде, Гоббс признает в эгоизме не внутреннее принуждение, а лишь внешнее, связанное с властью государства. Широко известно следующее оригинальное высказывание Гоббса о силе корысти и ее роли в обществе. В «Левиафане» он пишет, что «если бы истина о том, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы затрагивает эта истина, учение о геометрии было бы если не поставлено под сомнение, то заменено сожжением всех книг по геометрии». Что касается произведения «Левиафан», то это предсказание Гоббса полностью оправдалось.

Эпистемология — гносеология

Согласно Гоббсу, монарх является душой государственной власти, что делает ее способной к волеизъявлению. В то же время монарх не связан никакими обязательствами перед своими подданными, которые должны подчиняться ему абсолютно и безоговорочно. Наконец, в ходе общественного договора народ сам отчуждал свою личную свободу в пользу государства. И они отказались от своего права выбора в обмен на безопасность и порядок. Без общественного договора, утверждает философ, люди не могут мирно жить вместе из-за их естественной враждебности друг к другу, «борьбы всех против всех». А чтобы договор был обязательным для всех, необходима непреклонная власть, обеспечивающая соблюдение закона. По Гоббсу, абсолютная власть сосредоточена в руках государства, которое является «Левиафаном, библейским морским чудовищем» (Гоббс взял это имя из Книги Иова). Государство Гоббса по своей природе является абсолютистской организацией, которая обладает таким избытком власти, что внушает страх. Гоббс приносит свободу гражданина в жертву государству и делает это так, как будто это в интересах последнего. Худшим из всех зол, по мнению Гоббса, является анархия, которая неизбежна при отсутствии государства.

Гоббс, как и все мыслители XVII века, придавал большое значение такой отрасли философии, как эпистемология — гносеология.

И это понятно, ведь потребности практики требовали особого внимания к науке и ее выводам. Гоббса волнуют те же проблемы, что и Ф. Бэкона: как получить истинное знание — с помощью чувства или разума, интуиции или логики? Какие методы должны быть использованы в познавательном процессе?

Согласно Гоббсу, главная цель познания — выяснить причины того или иного процесса. Начальная стадия познания — это процесс осознания того, что нашему мышлению не хватает знаний об интересующем нас предмете. В этом случае нам следует обратить особое внимание на язык, который является не только средством познания, но и источником лжи и ошибок.

Познание начинается с чувственности, в которой заложен первый принцип эпистемологии. Продукты чувственного восприятия Гоббс предлагает называть «фантомами (призраками)». Люди, получившие восприятия — фантомы (образы) — обозначают их знаками. Роль знаков в жизни человека очень велика. В некотором смысле знаки создали самого человека, так что его можно определить как существо, оперирующее знаками.

Гоббс разработал целостное учение о знаках, показав их эпистемологическую роль, структуру и классификацию (типологию).

Каждый знак состоит в своей структуре, согласно Гоббсу, из смысла, который он воплощает, и материала. Будучи классическим представителем номинализма XVII века, Гоббс считал, что реально существуют только отдельные вещи, а понятия — это только их названия. Наиболее общие понятия — это «имена имен», используемые человеком в процессе познания. Согласно Гоббсу, человек обладает двумя видами знания: Знание физических тел и знание названий вещей.

В процессе познания, подчеркивал Гоббс, используются два противоположных метода: Индукция и дедукция. В то время как в механике чаще всего используется логическая дедукция, эмпирическая физика склоняется к индукции. В самой философии индукция преобладает в познании природы, а дедукция — в познании государства.

Понятие языка и речи

Первым шагом в объяснении человека является объяснение его чувственных процессов, ощущений, которые Гоббс, будучи эмпириком, рассматривает как начало всех остальных умственных способностей. Начиная с первоначальных определений материи и движения, Гоббс объясняет процессы ощущения как результат действия внешнего объекта (другого тела) на тело. Если объект воздействует на тело непосредственно, возникают ощущения вкуса и осязания; если он воздействует опосредованно, возникают ощущения зрения, слуха и обоняния. Давление извне, продолжаясь внутри по нервам, достигает мозга и сердца и вызывает сопротивление и желание освободиться от него, это то, что человек называет ощущениями. Восприятия — это ощущения, которые ослабляются другими движениями. Память — это процесс, не похожий на представление по сути, богатая память или воспоминания о многих вещах могут быть названы опытом человека. Сны (представления спящих) — это части предыдущих ощущений, возникающих при возбуждении внутренних частей человеческого тела. Понимание — это представление, создаваемое словом или другим знаком. Мысли — это представления, выраженные последовательным рядом названий вещей, объединенных в утверждения, отрицания или другие формы речи. «Все идеи — это движения в нас; они — остатки движений, произведенных в ощущениях.»[3] Благоразумие — это способность человека представлять себе последствия своих действий. «Только настоящее имеет существование в природе, прошлое имеет существование только в памяти, а будущее не имеет существования». Итак, природа наделила человека способностью — способностью «жить, используя свои пять чувств».

Гоббс считает, что взаимопонимание между людьми определяется способностью человека понять самого себя: «Тот, кто заглядывает в себя и рассматривает, что он делает, когда думает, предполагает, рассуждает, надеется, боится и т. д, и из каких побуждений он это делает, будет в то же время читать и знать, каковы мысли и страсти всех других людей при подобных обстоятельствах»[6] Поступая так, Гоббс отделяет страсти, которые, по его мнению, одинаковы у всех людей, от объектов этих страстей, желаемых вещей, которые различны у разных людей.

Особое значение в философии Гоббса имеют его взгляды на происхождение языка и функции речи. В отличие от многих других, Гоббс считает, что решающим событием в истории человечества было не изобретение печатного станка, а изобретение письменности в доисторические времена. Это позволило человечеству перейти к новому способу генерирования мыслей, их хранения и передачи другим людям. Письменный язык позволил человечеству обрести память. Поскольку Гоббс придерживается креационистской модели происхождения Вселенной, он считает, что первоначальный язык был вложен в уста Адама Богом, но затем он наказал человечество, «забыв» язык. Человечество рассеялось по всему миру и было вынуждено заново создавать языки. Однако, поскольку это были разрозненные и территориально разобщенные группы, возникли различные «новые» языки. Гоббс считает, что слова — это названия вещей.

Слова — это знаки (ярлыки) вещей. Они отличаются друг от друга «объемом» обозначаемых ими вещей: Собственные имена обозначают одну вещь, универсальные имена применяются ко многим похожим вещам. Язык выполняет ряд функций: регистрация причин возникновения вещей, регистрация хода мыслей, передача мыслей и знаний другим, информирование других о желаниях и намерениях говорящего; развлечение и невинное увеселение. «Истина заключается в правильном расположении имен в наших высказываниях».

Социальная философия

Научное знание определяется правильным использованием терминов (названий) и применением правильного логического метода прогрессии определенных элементов для определения взаимосвязи между ними. «Наука — это знание о взаимосвязях и зависимостях фактов»[8]. Одним из критериев достоверного знания является способность обоснованно доказать собственные мысли другого человека.

Идея равенства людей. Гоббс считает, что люди в целом похожи друг на друга, а различия, если они есть, относятся скорее к физическим способностям, чем к умственным. Люди не имеют врожденных преимуществ перед другими в плане умственных способностей, но когда вы встречаете человека с выдающимися умственными способностями, это результат его усердия, просвещения и дисциплины.

Равенство между людьми ведет к равным притязаниям, и когда количество благ меньше, чем количество людей, претендующих на них, возникают отношения взаимного недоверия и войны. В природе человека есть три основные причины войны: соперничество, недоверие и стремление к славе[9]. Гоббс придерживается иного взгляда на человеческую природу, чем Аристотель. Если Аристотель считал, что человек — это «социальное животное», у которого есть изначальная потребность жить и селиться вместе, то Гоббс, напротив, пишет, что человек — это «атом эгоизма». Следовательно, сосуществование в государстве возможно только на основе «власти, держащей всех в страхе» и на основе «естественного договора», который регулирует поведение человека по отношению к себе и к другим людям. Гарантом верности договора является суверен.

Гоббс считает, что существует единая и универсальная «природа человека». Эти законы природы являются первичным объяснением всех действий человека. В человеческой природе заложено стремление к самосохранению, удовлетворению потребностей и удовольствию. Поэтому «добро» является для человека объектом желания и влечения, а «зло» — объектом отвращения и ненависти. Добродетели и пороки — это то, что, по здравому размышлению, можно считать соответственно способствующим и препятствующим достижению блага.

Поскольку гражданский мир является высшим благом, гражданские добродетели, способствующие его достижению, соответствуют естественным законам морали. Таким образом, социальные законы уходят корнями в человеческую природу, которая является частью природы в целом. Таким образом, основа социальных законов вытекает из законов природы.

Великие географические открытия эпохи Возрождения заставили европейцев обнаружить, что большая часть населения Земли живет вне государственной системы (в условиях первобытного строя). Этот факт со всей остротой поставил перед учеными проблему происхождения государства. А революции нового времени, особенно первая английская революция, значительно подорвали веру в божественное происхождение королевской власти.

Гоббс определил государство не как божественный институт, а как созданное человеком «искусственное тело». Он выделял два основных этапа человеческой истории: догосударственный («состояние природы») и государственный. В состоянии природы люди живут изолированно и находятся в состоянии войны «каждый против каждого» (по принципу «человек человеку — волк»). Задаваясь вопросом о происхождении государства, Гоббс закладывает основы теории «общественного договора», которая получила широкое распространение и развитие в эпоху Просвещения.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека
  2. Формирование системы международной и отечественной научной коммуникации в инженерной сфере: возникновение научно-технической периодики, создание научно-технических организаций и обществ, проведение съездов, конференций, выставок
  3. Философские истоки и основные принципы скептицизма — Периоды развития скептицизма
  4. Соотношение понятий «субъект», «индивид», «я и общество»
  5. Теория государства в философии Платона
  6. Соотношение биологического и социального
  7. Философия возрождения
  8. Вера и знание, религия и наука в философии зарубежного востока xx века
  9. Реформаторское понимание добра и зла в философии зарубежного Востока XX века
  10. Западноевропейская философия нового времени