Для связи в whatsapp +905441085890

Нравственность как потребность оценочного отношения. Источники нравственных представлений — Моральное сознание

Соловьев доказывает способность человека оценивать себя и окружающий мир с позиций добра и зла фактом своего приспособления к действительности и свидетельством развития его нравственных сил. Наиболее общим результатом оценочного отношения является иерархическая классификация всех оцениваемых явлений на те, которые ниже человека, те, которые равны ему, и те, которые выше его.

Классифицируя результаты оценки, Соловьев апеллирует к здравому смыслу, согласно которому человек считает ниже себя все, что относится к миру его материальной природы; равными себе — людей независимо от их социального положения и отношений, складывающихся между ними; выше себя человек считает все, что незримо присутствует в его жизни, влияет на нее, но недоступно и необъяснимо его разумом. Чувства стыда, жалости и благоговения одновременно являются свидетельствами, причинами и последствиями осуждающего отношения. Эти первичные элементы морального отношения не сводятся друг к другу и не заменяют друг друга; они взаимозависимы, дополняют и взаимопроникают.

Стыд — это первое естественное основание морали. Это импульсивная, немедленная внутренняя реакция морального чувства на нарушение запретов, наложенных человеком на естественные проявления его телесности, и которую абсолютно невозможно усмирить иначе, чем самоубийством. Победа телесности над духовностью порождает в человеке аффект стыда.

Определение природы стыда представляется Соловьевым довольно трудным для моральной философии, поскольку стыд не является ни продуктом социального существования людей, ни результатом эволюции животного начала в человеке. (Только в процессе трансформации в совесть стыд обогащается нормативным содержанием). Животное не имеет в себе зачатков стыда, поэтому стыд не может иметь животного происхождения. Она также не может быть следствием божественного откровения, поскольку является чисто человеческим качеством. Главную ошибку Ч. Дарвина он видит в том, что тот приписывает морали исключительно общественный характер и тем самым уподобляет ее социальным инстинктам животных. Между тем, утверждает Соловьев, у человека есть чувство, которое не служит никакой общественной пользе и совершенно отсутствует у животных. Из стыда человек вырывает себя из природы и показывает, что он является чем-то высшим по отношению к природе.

Стыд — продукт борьбы двух начал в человеке: низшего, природного и животного, и высшего, рационального и духовного. Способность стыдиться присуща человеку как таковому и инстинктивно универсальна, хотя люди испытывают стыд в разных случаях и по-разному его выражают. Человек раскрывает одну из ипостасей своей духовности тем, что стыдится. Стыд свидетельствует об имманентном присутствии в человеке морального закона, суть которого — признание собственной «исключительной судьбы».

Соловьев не ограничивает действие стыда только сексуальным стыдом, как утверждает Е. Н. Трубецкой. Из его дальнейшей аргументации следует, что стыд регулирует не только отношение человека к своей телесности, но и ко всем проявлениям его природы, которые унижают его человеческое достоинство. Чувство стыда свидетельствует о способности человека к самоограничению своих материальных потребностей, что позволяет видеть в нем основу аскетизма.

Аскетизм, как его понимает Соловьев, не требует от человека умерщвления или истощения плоти. Тело человека является естественной оболочкой его души, поэтому повреждение его не способствует нравственному развитию личности, напротив, оно может только замедлить его или изуродовать. Полнота добра выражается не в аскетизме, а в гармонии всестороннего развития человека.

Нравственность как потребность оценочного отношения. Источники нравственных представлений - Моральное сознание

Моральное сознание

Мораль — это термин, являющийся синонимом нравственности, хотя в теории этики существуют различные трактовки этих понятий. Например, мораль считается формой сознания, а нравственность — сферой манер, обычаев и практических действий.

Мораль отражает отношения человека с обществом, отношения человека с человеком и требования общества к человеку. Она представляет собой правила поведения людей, определяющие их обязательства друг перед другом и перед обществом.

Моральное сознание пронизывает все сферы человеческой деятельности. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и семейную мораль. В этом отношении моральные требования имеют идеологическую основу, они относятся к пониманию того, как должен вести себя человек. Моральное поведение должно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, и здесь большое значение имеют понятия добра и зла, чести и достоинства.

Основная функция морали — регулировать отношения всех членов общества и социальных групп. Каждый человек имеет определенные потребности (материальные и духовные) и интересы, удовлетворение которых может противоречить потребностям и интересам других людей или общества в целом. Согласно «закону джунглей», эти противоречия могут быть разрешены путем утверждения сильнейшего. Однако такое разрешение конфликта может привести к вымиранию человечества. Поэтому возникла необходимость утвердить метод разрешения конфликтных ситуаций. Человек был вынужден сочетать свои интересы с интересами общества, он был вынужден подчиняться коллективу. Если он не подчинялся нормам и правилам поведения племени, он должен был покинуть его, а это означало смерть.

С развитием морали были сформулированы определенные принципы и правила поведения, которые передавались из поколения в поколение; их соблюдение было обязательным, а несоблюдение — наказуемым. В первобытном обществе мораль и закон были идентичны, а система наказаний была суровой.

С разделением общества на классы мораль приобрела классовый характер. Каждый класс имел свои представления о собственных нормах и правилах поведения, которые определялись социальными и экономическими интересами.

Моральные нормы, отраженные в категориях добра, зла, долга, совести, чести, достоинства, ответственности, имеют конкретно-историческое содержание, определяемое уровнем развития общества.

Но представления о моральном долге человека существенно меняются с течением времени. Каждое общество на определенном этапе своего развития имеет определенную мораль. Так, в эпоху рабовладельческого общества послушные и верные рабы получали высокую моральную оценку, а в эпоху крепостного права в России ценились покорные слуги, а душевное состояние угнетенных не принималось во внимание.

В современных условиях развития общества, когда человечеству в полный рост приходится сталкиваться с глобальными проблемами, угрожающими его существованию, особенно актуальными становятся обоснование и признание приоритета общечеловеческих ценностей.

Моральное сознание изучается одной из философских дисциплин — этикой. Этика (греч., от — нрав, обычай, привычка) — это теория морали, наука о нравственности, которая занимается вопросами человеческих отношений, смысла жизни, понятия счастья, добра и зла, моральных ценностей, причин морали. Еще древние философы считали этику практической философией, поскольку она стремилась утвердить представления о праведности в виде моральных принципов и норм, в виде идеалов и духовных потребностей. Этика рассматривалась как практическая философия, которая стремилась ответить на вопрос, что должен делать человек в той или иной ситуации. Термин «этика» был введен Аристотелем.

Источники морального долга

Откуда берется сам долг, который возвышается над нами и заставляет нас подчиняться ему? Давайте рассмотрим несколько точек зрения.

  • Первая и, возможно, самая старая точка зрения связана с представлением, возрождаемым в настоящее время рядом ученых, о космическом происхождении моральных законов и морального долга. В эзотерических учениях древности мы находим образ живого, одушевленного, многослойного космоса, живущего в соответствии с определенной этикой, которая вырастает из самой структуры, самого построения тонких планов бытия. Человек и общество являются микрокосмом, аналогом и отпечатком структуры Вселенной, а потому должны подчиняться тем же строгим этическим законам доброжелательности, не причинения вреда, отсутствия «грубых вибраций» гнева, ненависти, ярости, которые обладают огромной разрушительной силой. Говоря современным языком, энергоинформационные законы «тонких миров» таковы, что диктуют необходимость любви и созидания, а не злобы и разрушения.
  • Вторая позиция, также достаточно древняя, рассматривает идеальный мир — царство идей Платона — как источник морального долга. Это особое царство бытия, в котором все моральные образцы, все высшие и совершенные ценности и идеалы присутствуют для того, чтобы человек мог их реализовать на практике. Наши конкретные земные представления о правильном происходят из сферы идей и являются бледной копией, слабой тенью этих бессмертных и абсолютных стандартов морали.
  • Третья, наиболее широко принятая версия, которая в целом не противоречит первым двум, — это идея о том, что долг коренится в воле Бога. Нравственный закон навязан людям Богом; он налагает на них обязанность вести себя по-божески и по-человечески: человечно, справедливо, бескорыстно. Бог, как кажется в христианстве, сначала оставляет человеку Ветхий Завет, в котором повелевает не убивать, не красть, не отвечать на зло равным злом. А затем Новый Завет дает человеку новую мораль, устанавливая очень высокие, идеальные требования к человеку. Только избранные могут полностью соответствовать этим требованиям — любить своих врагов, отвечать на зло добром.
    Любить врагов, отвечать на зло добром, быть нищим духом в смысле отвержения эгоизма и быть открытым для Творца. Все это формулировки нравственного долга истинного христианина, которые до сих пор мало кто смог выполнить, но которые служат ориентиром сознания для миллионов людей.
  • Следующий взгляд, уже светский, рассматривает моральный долг либо как продукт человеческого разума, либо как естественный эмоциональный механизм. Первая точка зрения четко прослеживается в работах Спинозы, для которого знание законов субстанции является основой мудрого нравственного поведения, а вторая точка зрения выражена в работах Ж.Ж. Руссо, который утверждал, что сострадание, сочувствие и альтруизм коренятся в природе опыта, в чувственности человеческой природы.
  • Следующей, пятой точкой зрения на происхождение долга, которую можно выделить, является социологическая точка зрения. Если концепции Нового времени возводили мораль к неизменным качествам человека — разуму и эмоциональности, из чего можно понять, что моральный долг в целом неизменен на все времена, то социологический подход рассматривает мораль как текучее и преходящее лицо социальной жизни.
  • Последняя позиция — это представление о «высшем Я» как источнике морального долга. Более того, природа «высшего Я» часто не фиксируется, а просто имеет место существование структуры, не сводимой к эмпирической личности индивида. «Высшее Я» — это, так сказать, лучшее начало в нас, потенциальный максимум наших человеческих возможностей, своего рода самость, идеальная структура души. Именно Высшее Я приписывает человеку бескорыстное, доброе, а иногда и самопожертвенное поведение, «руководит» альтруистическими импульсами и «спускает» со своей высоты стандарты, которым необходимо соответствовать.

Бог как источник нравственного закона

Концепция Бога как создателя и правителя вселенной и источника нравственного закона достаточно ясно прослеживается в Библии (греческое название книг Ветхого и Нового Заветов, составляющих Священное Писание христианства).

С точки зрения традиционного религиоведения, первоначальной формой религии, вероятно, является монотеизм, причем примитивный, то есть поклонение предку, родоначальнику внутри семьи. Появление других героев, предков, вождей, изобретателей вместе с поклонением различным природным явлениям приводит к политеизму (многобожию). Монотеистическими в более узком смысле являются иудаизм, христианство и ислам. Более поздний всеобщий монотеизм отчасти объясняется слиянием политеистических богов в некое единство, связанное с политической централизацией власти. Изначально, однако, один бог мог быть превращен обратно во множество богов путем обожествления его атрибутов. В этом процессе достаточно четко выделились два слоя религиозного сознания: первый — народный, профанный[1] и второй — эзотерический (закрытый), священнический, предназначенный для избранных, посвященных, мистиков (последователей мистицизма).

Идеи народной религии, в зависимости от их происхождения, в большинстве своем остаются антропоморфными. В них Бог — это человекоподобная личность. Однако для непосвященных Бог — это единая, индивидуальная, самосознающая и самодействующая сила, которая существует вне и над миром. Бог рассматривается как создатель, хранитель и правитель мира.

Существуют так называемые религии спасения. Среди них — христианство, которое подразумевает избавление человека от всех бед. Но если, например, в буддизме спасение может быть достигнуто исключительно собственными усилиями (самоискупление), то в христианстве оно возможно только благодаря Искупителю (спасение через Бога). Христианство в основном связано с искуплением первородного греха. Согласно христианской доктрине, человеческий род унаследовал грех, совершенный первым человеком, и утратил первозданную добродетель. Следствием этого стало искажение природы человека, его склонность к греху. Однако своей собственной силой человек не может выйти из этого состояния, так же как мертвый не может воскреснуть. Для спасения человека нужна помощь Бога.

В. С. Соловьев подчеркивал: «Итак, если кто имеет непоколебимую, убежденную веру в Бога, то эта вера уже есть его непременная принадлежность — не в том смысле, что он должен всегда иметь в уме утвердительную мысль о Боге, с соответствующими чувствами и стремлениями, а только в том смысле, что всякий раз, когда мысль о Боге действительно возникает в его душе, или всякий раз, когда ему задают вопрос о Боге, обязательно следует определенный, положительный ответ, сопровождаемый соответствующими состояниями чувств и воли».

Личные качества человека

В основе личности человека должна лежать нравственность как внутреннее, духовное качество человека, потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, способность творить добро, делать добро людям.

Основы нравственных знаний человек получает в процессе образования и воспитания.

Личные качества бизнесмена можно представить как систему общих специфических и конкретных моральных качеств .

Общие моральные качества являются базовыми, а все последующие раскрывают их субъективно. К общим нравственным качествам относятся: верность Отечеству, уважение к лучшим традициям своего народа, признание суверенитета личности и незыблемости ее достоинства, вера в неисчерпаемость человеческой доброты, справедливость как объективная оценка качеств людей и их деятельности, открытость к общению, самокритичность.

Конкретные моральные качества:

  • гражданская совесть — сильное чувство личной ответственности;
  • Моральная сила воли — способность завоевывать уважение людей и развивать самоконтроль.
  • Честность — требования бизнеса, самоотверженность в работе, способность «докопаться до истины»;
  • Работа в команде — социальная аккуратность
  • Самоконтроль — способность переносить личные проблемы и ошибки в работе.
  • Честность — последовательность в следовании и отстаивании своих моральных принципов.

Конкретные моральные качества:

  • Трудолюбие — страсть к работе;
  • Смирение — разумное использование власти, критическое отношение к собственным достоинствам и недостаткам.
  • Ответственность — единство слова и дела;
  • Бескорыстие в помощи людям;
  • Щедрость — терпимость к недостаткам людей.
  • Способность прощать личные обиды и не держать зла.

Моральные качества помогают сформировать умственный и нравственный портрет человека. Их устойчивость и содержание определяют его нравственное здоровье, характер поступков в условиях морального выбора.

Рассмотрим специфику некоторых из них.

Честность — самое важное качество для человека. Невозможно установить нормальные отношения.

Такт — это качество, подразумевающее способность человека предвидеть все объективные последствия своих действий или поступков и их субъективное восприятие другими людьми.

Совесть человека выражается в чувстве моральной ответственности за свое поведение, необходимости действовать в соответствии с личными представлениями о добре, благе и справедливости и содержит как рациональные, так и эмоциональные компоненты.

Справедливость всегда должна присутствовать в отношениях между людьми.

Терпимость — это обязательное качество в человеческих отношениях и неотъемлемое качество личности.

Сила воли всегда необходима человеку в его практической деятельности. Сознательная волевая концентрация на выполнении объективно необходимых действий, умение не отступать перед препятствиями, возникающими в процессе деятельности, и доводить дело до конца.

Самообладание и самоконтроль — качества человеческой личности, без которых невозможна его профессиональная деятельность.

Внимание и усердие незаменимы в повседневной практической деятельности.

Доброта, основанная на гуманизме и любви к людям, имеет специфическое содержание: она активна.

Любовь к людям — без нее человек никогда не станет другом, близким другом. Но, как говорится, «легче любить все человечество, чем ближнего своего».

Оптимизм — уверенность в будущем, а это возможно только при сохранении веры в справедливость и торжество добра, приносит людям радость и дает надежду на лучшее будущее.

Эмпатия (от греческого — сопереживание) — понимание эмоционального состояния другого человека в форме сочувствия, сопереживания, способности поставить себя на место другого.

Стремление к самосовершенствованию должно выражаться в постоянном стремлении к профессиональному росту, приобретению практического опыта, навыков, умений и новых теоретических знаний, а также в умственном и нравственном совершенствовании, развитии моральных качеств и преодолении недостатков.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Эстетическое в различных формах творческой деятельности
  2. Идеальное государство Платона
  3. Русская философия имени (П. Флоренский, С. Булгаков, А.Ф. Лосев)
  4. Идеалы и ценности современного человека
  5. Политическое мировоззрение
  6. Основные идеи социальной философии
  7. Материальное производство
  8. Место и роль категории «движение» в философских учениях — Основные формы движения материи
  9. Развитие средств и систем обработки информации и создание теории информации
  10. Философские проблемы исследования антропогенеза