Для связи в whatsapp +905441085890

Политическое мировоззрение — Формирование мировоззрения

Прежде чем определить содержание понятия «политическое мировоззрение», необходимо обратиться к характеристикам понятия «мировоззрение». Эта категория является предметом исследования в философии, политологии, социологии, психологии, педагогике и культурологии.

Мировоззрение — это устойчивая система взглядов и отношений человека к тому, что происходит в окружающем его мире. Мировоззрение — это система представлений о мире, себе и обществе — как сознательных, так и бессознательных, говорит американский психолог Джон Гудвин.

Мировоззрение включает в себя цели и ценности жизни, социальные установки, убеждения, различные взгляды, мнения, ориентации. Мировоззрение классифицируется на различные типы в зависимости от системы взглядов, которую оно фактически представляет. Мировоззрение может быть научным, светским, философским, экономическим, юридическим, религиозным и т.д. Мировоззрение создает для конкретного человека общую картину окружающего мира, которой он руководствуется при принятии тех или иных жизненно важных решений и совершении тех или иных социально значимых поступков. Социальная группа и индивид выступают в качестве субъекта мировоззрения. Мировоззрение — это общее понимание мира, человека, общества, которое определяет социально-политические, философские, религиозные, эстетические, научно-теоретические ориентации человека.

В науке различают понятия «мировоззрение», «общее мировоззрение», «мировосприятие», «миропонимание», «понимание мира». Между всеми этими терминами существует тесная взаимосвязь. Они часто используются как синонимы. Но в то же время есть и некоторые различия. Общее мировоззрение — это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Целостное восприятие и переживание действительности, действующее на человека в виде чувств, представлений, идей и эмоций, формирует мировоззрение, мироощущение, мировосприятие. Понимание мира — это лишь концептуальный, интеллектуальный аспект мировоззрения, которое характеризуется еще более высокой интеграцией знаний.

Политическое мировоззрение - Формирование мировоззрения

Формирование мировоззрения

Мировоззрение — это не только содержание, но и способ восприятия действительности, а также жизненные принципы, определяющие образ действий. Важнейшим компонентом мировоззрения являются идеалы как решающие цели жизни. Характер представлений о мире помогает ставить определенные цели, из обобщения которых складывается общий план жизни; формируются идеалы. Мировоззрение имеет большое практическое значение в жизни. Она влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных устремлений, на его вкусы, быт, интересы.

Мировоззрение может формироваться спонтанно, на основе общего опыта или в результате взаимодействия различных мировоззрений, или сознательно, путем теоретической разработки основных идей, идеалов и принципов.

В обществе уже давно существует осознанное стремление выработать целостное и рациональное мировоззрение, в рамках которого была бы понятна вся история человечества, его познавательная и преобразовательная деятельность, его культура и нравственные ориентиры. Осознанное желание выработать такое мировоззрение выражают различные социальные группы, политические партии, которые видят в нем основу не только для духовного единения, но и для программ конкретных действий по преобразованию общества.

Социально-психологическое содержание личности

В мировоззрении человека всегда проявляются характеристики времени, которые определяют общие жизненные ориентации людей, их стиль мышления, их представления о действительности. Можно сказать, что полнота социально-психологического содержания личности определяется содержанием, целостностью, психологической сущностью мировоззрения. Мировоззрение человека напрямую влияет на его индивидуальные и социально-психологические особенности, поведение, действия и поступки.

Каждый человек имеет свое мировоззрение, сформированное в результате долгой, сложной работы. Такие взгляды становятся основой его духовной культуры, сутью его «Я», определяют жизненные позиции и установки. Мировоззрение отдельного человека, социальной группы или конкретного общества, хотя и взаимосвязано, но существенно отличается как по специфике процесса его формирования, так и по содержанию.

Психологическая литература содержит некоторые особенности в подходе к определению понятия «мировоззрение». Как отмечает Н.А. Менчинская, «психологи исходят из того, что мировоззрение человека — это форма индивидуального сознания, которая имеет специфические особенности, обусловленные возрастными и индивидуальными различиями. В сформированном мировоззрении отраженные закономерности наиболее общих законов природы, общества и психологической жизни человека сливаются с его личным отношением к ним.» С.Ю. Головин дает следующее определение мировоззрения: «… это ядро общественного и индивидуального сознания, включающее жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы познания и действия, ценностные ориентации».

Таким образом, несмотря на различия в определении самого понятия «мировоззрение», все они отвечают требованию, фиксирующему единство, слияние объективного (гносеологического) и субъективного (аксиологического), рационального и эмоционального в содержании этого понятия.

Вера как особое ментальное образование

Содержание сознания становится мировоззрением, когда оно принимает характер убеждений. Как единица мировоззрения, вера предназначена для реализации определенных личных ценностей. Поэтому вера может выступать в качестве эталона, способного служить критерием при сравнении между собой противоречивых мотивов (целей, средств их достижения, отмечает Г.Е. Залесский. Часто понятие «убеждение» отождествляют с понятием «социальная установка». Исходя из анализа научной литературы, в своей работе мы придерживаемся позиции, что попытки отождествления этих понятий недостаточно обоснованы.

Отношение, как известно, тесно связано с ситуацией действия, включает в себя как момент мотива, так и момент ситуации, и чаще всего действует на бессознательном уровне. Напротив, вера обычно рассматривается как сознательное образование, которое «функционирует как надстройка, обеспечивающая надситуативное руководство».

Мы считаем, что, несмотря на тесное переплетение лежащих в основе психических явлений, термины «вера» и «установка» не следует путать. Вера — это особое ментальное образование, которое имеет специфические функции, выполняемые им в структуре мировоззренческой деятельности. Она служит стимулом для выбора знаний и способов их практической реализации в проявлении личностной позиции (мотивационная, побудительная функция) и основой для выбора определенной желаемой системы ценностей и норм в качестве ориентиров (когнитивная функция). В последнем случае он участвует в выборе мотивов, целей и действий, что обеспечивает влияние личностных ценностей на характер социально ориентированной деятельности. Когнитивная функция веры позволяет ей выступать в качестве психологического регулятора между индивидом и обществом. Здесь вера имеет как бы двойной характер: общественные ценности, принятые человеком, «запускают» ее, а актуализируясь, сама вера вносит личностный смысл, пристрастность в реализацию усвоенной общественной ценности, участвует в действиях по выбору мотива, цели, действия».

Вера как регулятор, на наш взгляд, представляет собой осознанные ценности, субъективно готовые к реализации через их использование в деятельности. Убеждение — это морально-оценочная поддержка, с позиции которой человек осознает результаты своей деятельности, проверяет, насколько в ней воплощены его личные ценности. В этом смысле мы рассматриваем веру как единицу мировоззрения. Поэтому вера способна выполнять свою регулирующую функцию в экстремальных ситуациях, компенсируя недостаток информации, необходимой для принятия решений, используя в качестве стандартов те знания, оценки, нормы и стереотипы, которые личностно значимы и в ценности которых субъект убежден (даже если эти знания существуют в виде предрассудков, мифов и слухов) (M. Н. Алексеев, Г.Е. Залесский, Н.А. Менчинская, Т.К. Мухина, Р.М. Рогова).

Большинство авторов придерживаются позиции, согласно которой вера рассматривается как единство мировоззрения человека, придающее ему действенный характер (М.Н.Алексеев, Н.А.Менчинская, Р.Ф.Рогова, Г.Е.Залесский, А.Г.Спиркин). В психологии убеждения связаны с мотивационной сферой личности и традиционно определяются как «система мотивов личности, заставляющая ее действовать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением».

В то же время, и это следует особо подчеркнуть, в психологической литературе существует и другая позиция относительно природы убеждений, приверженцы которой указывают на неправомерность отождествления исследуемого понятия с понятиями мотива и установки (А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский, В.Момов, А.В.Зосимовский, Е.И.Рахманов, И.В.Сысоенко, Г.И.Школьник). Эта группа авторов предпочитает рассматривать убеждения как специальные знания, суждения, мнения, связанные с глубоким знанием и переживанием их истинности, бесспорной убедительности.

Отмечая отсутствие единообразия определений этого понятия, Г.Е. Залесский обращает внимание на то, что в многообразии мнений четко вырисовывается инвариант, который позволяет рассматривать веру как «органическое единство», «сплав» трех основных компонентов: Знания как основа принятия решений, позитивное личное отношение к этим знаниям, необходимость действовать в соответствии с имеющимися знаниями. Мы также придерживаемся этой точки зрения в нашем исследовании.

Политическое мировоззрение

Исходя из вышесказанного, мы решили изучить когнитивную сторону политического мировоззрения, семантической единицей которого являются убеждения. Убеждения составляют ядро мировоззрения и духовный стержень личности (А.Г. Спиркин, Г.Е. Залесский, Н.А. Менчинская, С.Н. Булгаков, П.В. Алексеев, А.В. Панин и др.)

Политическое мировоззрение является структурным компонентом политического сознания. Большинство исследователей политического сознания рассматривают его как многомерное, неоднородное, «пульсирующее», внутренне противоречивое, многоуровневое образование, которое в обобщенном виде отражает степень знакомства субъекта с политикой и его рациональное отношение к ней.

Внутренняя наука трактует политическое сознание как разновидность общественного сознания, которое в первую очередь отражает социально-экономические условия повседневной жизни людей. В общепринятой мировой традиции политическое сознание рассматривается в более широком контексте, как совокупность психических размышлений о политике, как ее субъективная составляющая, проявляющаяся на разных уровнях и в разных ситуациях. Политическое сознание — это система теоретических и обыденных знаний, оценок, установок, чувств, посредством которых происходит осмысление социальными субъектами (индивидами, группами) сферы политической жизни. Сущность политического сознания — это результат и процесс восприятия и понимания политической действительности с учетом социальных интересов людей, — говорит В.Г. Крысько. Содержанием политического сознания являются политические идеи, теории, взгляды, интересы, настроения и чувства людей, на которых влияет политика.

Политическое сознание принадлежит к числу междисциплинарных комплексных категорий. Среди понятий, которые не могут быть определены и классифицированы усилиями одной науки, — политическое мировоззрение как структурный компонент политического сознания.

Современная наука выделяет два основных направления в определении природы политического мировоззрения:

  • Во-первых, из-за огромного объема и разнообразия современных научных знаний и их быстрого накопления вообще невозможно построить целостное мировоззрение (Б.М. Бим-Бад, М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.), так как этот процесс связан с большим распространением суеверий и современных мифов, зачастую облаченных в научные «одежды»
  • Во-вторых, содержание понятия «политическое мировоззрение» постоянно расширяется, и многие ученые предлагают рассматривать его во всех аспектах. Наиболее распространенным является включение политических ценностей в понятие «мировоззрение» (Д.А. Леонтьев, О.Г. Дробницкий, Л.Г. Юлдашев, В.Н. Шилов и др.). Политические ценности можно определить как ценности, которые уже реализуются с помощью политической власти, с использованием государственного аппарата, или ради которых идет борьба за политическую власть, за обладание государственным аппаратом. Обязательным аспектом политических ценностей являются моральные ценности.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Социальные группы как «субкомпоненты» общества. Основные типы социальных групп
  2. Эстетическое в различных формах творческой деятельности
  3. Идеальное государство Платона
  4. Русская философия имени (П. Флоренский, С. Булгаков, А.Ф. Лосев)
  5. Идеалы и ценности современного человека
  6. Нравственность как потребность оценочного отношения. Источники нравственных представлений
  7. Основные идеи социальной философии
  8. Материальное производство
  9. Место и роль категории «движение» в философских учениях — Основные формы движения материи
  10. Развитие средств и систем обработки информации и создание теории информации