Для связи в whatsapp +905441085890

Общие представления о «я-концепции» — Понимание отечественных и зарубежных психологов сущности Я-концепции

В процессе познания внешнего мира человек использует систему внутренних средств: идей, образов, понятий, среди которых важную роль играет представление человека о себе («Я-концепция» или «Я-образ») — о своих личных чертах и качествах, способностях, мотивах. Я-концепция является продуктом самосознания. Но в то же время она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта, является источником ожиданий и установок. Таким образом, Я-концепция является и продуктом самосознания, и в то же время необходимым условием этого процесса.
Я-концепция формируется под влиянием различных внешних воздействий, которые человек испытывает в процессе жизни в обществе. Наиболее важными для него являются контакты со значимыми другими, которые, собственно, и определяют представления индивида о самом себе. На ранних этапах жизни практически все социальные контакты оказывают на него формирующее влияние, способствуя становлению Я-концепции. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция формируется под влиянием социальных контактов индивида, определяет восприятие этих контактов и опыта в целом, является источником ожиданий индивида.
Поэтому исследования в области Я-концепции имеют огромное значение для каждого человека, так как позволяют наиболее глубоко изучить особенности собственной психики и, возможно, решить какие-либо значимые проблемы.
На сегодняшний день существует множество исследований, посвященных происхождению Я-концепции, ее развитию и измерению. Разнообразие подходов, некоторые из которых весьма противоречивы, и недостаточная информация об этом феномене обосновывают актуальность заявленной темы. Ведь человек издавна хотел знать, кто он такой, почему он такой, какой он есть. В настоящее время к традиционным философским вопросам добавился еще один: «Почему я воспринимаю себя именно так?». Проблема Я-концепции привлекала и привлекает внимание многих авторов, однако в разных работах она может определяться как «образ Я», «когнитивный компонент самосознания», «самовосприятие», «самоотношение» и т.д.
Для начала необходимо определить, что же такое «Я-концепция»? Рассмотрим варианты, представленные в различных психологических словарях. Так, в психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского мы находим следующее определение: «Я-концепция — относительно устойчивая, более или менее осознаваемая, переживаемая как уникальная система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и свое отношение к самому себе». В словаре под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова Я-концепция определяется как динамическая система представлений человека о себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных и других свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие внешних факторов, влияющих на собственную личность. Также при анализе литературы, посвященной Я-концепции, можно найти два более подробных определения. Первое определение принадлежит К. Роджерсу. Он утверждает, что Я-концепция состоит из представлений о собственных характеристиках и способностях, представлений о возможностях взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений об объектах и действиях, представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Получается, что Я-концепция может быть представлена в виде сложной структурированной картины,

Общие представления о «я-концепции» - Понимание отечественных и зарубежных психологов сущности Я-концепции
Общие представления о «я-концепции» — Понимание отечественных и зарубежных психологов сущности Я-концепции

Понимание отечественных и зарубежных психологов сущности Я-концепции

Я, и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и установками Я — в прошлом, настоящем и будущем. Другое определение, принадлежащее Дж. Стейнсу, формулирует Я-концепцию как систему представлений, образов и оценок, существующих в сознании индивида и относящихся к нему самому. Она включает в себя оценочные представления, возникающие в результате реакций человека на самого себя, а также представления о том, как он выглядит в глазах других людей; последние также являются основой представлений о том, каким бы он хотел быть и как должен себя вести. М. Розенберг дает похожее определение. Я-концепция — это рефлексивное «я», «я», которое видит сам себя. Это совокупность мыслей и чувств индивида о себе как об объекте.

Таким образом, обобщив эти, казалось бы, разные понимания, можно сказать, что Я-концепция — это устойчивая, но в то же время меняющаяся система, включающая представления человека о себе и его самооценку, на основе которой он строит свое поведение.

Часть Я-концепции, связанную с описанием себя, представлениями о себе, часто называют образом себя или картиной себя. Часть, связанная с отношением к себе или одному из своих индивидуальных качеств, называется самооценкой или самопринятием. Получается, что Я-концепция определяет не только то, что представляет собой человек, но и то, что он думает о себе, как он смотрит на начало своей деятельности и возможности развития в будущем [Burns, 2004].

Р. Р. Бернс, выделяя в структуре Я-концепции содержательную и оценочную части, рассматривает ее как систему установок индивида, направленных на самого себя. Применительно к Я-концепции три основных элемента установки можно определить следующим образом:

  1. Когнитивный компонент установки — образ «Я» — представление индивида о самом себе. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой — избирательность нашего восприятия.
  2. эмоционально — оценочный компонент — самооценка — аффективная оценка данного представления, которая может иметь различную интенсивность, так как конкретные черты самовосприятия могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
  3. Потенциальные поведенческие реакции, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны самовосприятием и самооценкой. [Burns, 2004].

Считается, что образ «Я» — это то, что определяет поведение. Эту позицию мы находим в работах многих исследователей. Вот что, в частности, пишет об этом И.С. Кон: «От детства к юности и от юности к зрелости человек все более осознает свою индивидуальность, свои отличия от других и придает им большее значение, так что образ «Я» становится одной из центральных, основных установок личности, с которой она соотносит все свое поведение» [Кон, 1979]. «Я» — это активно-творческое, интегративное начало, которое дает человеку возможность не только осознать себя, свои качества, но и сознательно направлять и регулировать свою деятельность. Автор отмечает, что самосознание содержит в себе два «я»:

1) «Я» как субъект мышления, рефлексивное «Я» — активное, действующее, субъективное, экзистенциальное «Я» или «Эго»;

2) «Я» как объект восприятия и внутреннего ощущения — объективное, рефлексивное, феноменальное, категориальное «Я» или образ «Я», «концепция Я», «Я-концепция» [Кон, 1984].

И.С. Кон рассматривает возможность адекватного восприятия и оценки себя, в связи с проблемой соотношения основных функций самосознания — регулятивно-организующей и Эго-защитной. Для успешного направления своей деятельности и регуляции поведения субъект должен обладать адекватной информацией как о среде и обстоятельствах, так и о состояниях и свойствах своей личности. Однако иногда эго-защитная функция может приводить к искажению воспринимаемой информации с целью поддержания самооценки и стабильности самовосприятия. В результате такого искажения, помимо адекватных, у субъекта могут возникать и ложные самооценки [Kohn, 1978].

Структура Я-концепции и ее формирование

Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нем два аспекта: знание о себе и самовосприятие. В процессе жизни человек познает себя и накапливает различные знания о себе, эти знания составляют существенную часть его представлений о себе — его «Я-концепцию». Однако человек не может быть равнодушен к знаниям о себе. То, что входит в эти знания, вызывает у человека эмоции (как положительные, так и отрицательные), оценки. Содержание знаний о себе становится объектом более или менее устойчивого самовосприятия человека [Бодалев, Столин, 2006].

Рассматривая структуру Я-концепции, Р. Бернс отмечает, что образ Я и самооценка поддаются лишь условному концептуальному разграничению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Образ и оценка себя предрасполагают человека к определенному поведению, поэтому глобальную Я-концепцию можно рассматривать как совокупность установок человека, направленных на самого себя [Burns, 2004].

Автор выделяет следующие основные перспективы или модальности самоотношения:

  1. Реальное Я — установки, связанные с тем, как человек воспринимает свои реальные способности, роли, свой реальный статус, т.е. его представления о том, каков он на самом деле;
  2. 2. зеркальное (социальное) Я — установки, связанные с восприятием индивидом того, каким его видят другие;
  3. идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел быть (Burns, 2004).

Столин отмечает, что анализ конечных продуктов самосознания, которые выражаются в структуре представлений о себе, Я-образа, или Я-концепции, осуществляется либо как поиск типов и классификаций образов «Я», либо как поиск «измерений» (значимых параметров) этого образа. Наиболее известным различением образов «Я» является различие между «Я-реальным» и «Я-идеальным», которое присутствует уже в работах У. Джеймса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других. Известно также различие У. Джеймса между «материальным» и «идеальным». Джеймс различал «материальное Я» и «социальное Я». Более подробная классификация образов была предложена Розенбергом: «настоящее Я», «динамическое Я», «актуальное Я», «вероятное Я», «идеализированное Я» [Столин, 2006].

Идеальное Я состоит из ряда представлений, отражающих сокровенные надежды и стремления личности, эти представления могут быть оторваны от реальности. По мнению Хорни, большое расхождение между реальным и идеальным «я» часто приводит к депрессии из-за недостижимости идеала. Олпорт считает, что идеальное «Я» отражает цели, которые человек связывает со своим будущим. Комбс и Сопер рассматривают идеальное Я как образ человека, которым индивид хочет или надеется стать, то есть как набор черт личности, необходимых, с его точки зрения, для достижения адекватности, а иногда и совершенства. Многие авторы связывают идеальное Я с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления, такого рода идеалы присущи каждому человеку [Burns, 2004].

Идеальный образ, как и «суперэго», рассматривается как инстанция, выполняющая регулирующую функцию, отвечающая за выбор действий. Однако ошибочно путать эти два понятия. «Сверх-Я» имеет репрессивную функцию и лежит в основе чувства вины, тогда как через идеальный образ осуществляется относительная оценка различных действий; возможно, что идеальный образ влияет скорее на намерения, чем на действия. Понятие идеального образа можно соотнести с тем, что Адлер называет целью или планом жизни [Fress, Piaget, 2008].

Реальное «я», будучи сильным и активным, позволяет человеку принимать решения и нести за них ответственность. Это ведет к истинной интеграции и здоровому чувству целостности, идентичности. [Horney, 1998].

Методы исследования

Анализ понятия «самовосприятие» позволяет выделить в нем два аспекта: знание о себе и самовосприятие. В процессе своей жизни человек познает себя и накапливает знания о себе, которые составляют существенную часть его представлений о себе — его «Я-концепцию». Однако знания о себе, естественно, не безразличны ему: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его самовосприятия. Не все в этой системе четко осознается человеком, некоторые аспекты «Я-образа» оказываются неосознанными, поэтому перед нами довольно сложный объект для исследования.

Кроме того, одно и то же знание о себе по своему содержанию может иметь разное субъективное значение для разных людей.

Исходя из этого, задачей нашего эмпирического исследования была диагностика самооценки человека и выявление содержательных компонентов его Я-концепции. Целью данной диагностики было определение уровня самооценки личности и выявление наиболее используемых человеком характеристик его Я-концепции.

В соответствии с поставленными задачами для изучения когнитивного компонента самосознания, то есть представления человека о себе или «образа Я», был использован тест М. Куна и Т. Макпартланда «20 утверждений Я-концепции». Для изучения эмоционального компонента самосознания, который представляет собой переживаемое отношение к себе в целом или к определенным аспектам своей личности, использовался опросник С.А. Будасси «Самооценка личности».

В исследовании приняли участие 30 студентов из разных вузов города Волгограда.

На первом этапе мы провели исследование самооценки наших испытуемых. Опросник включал в себя 20 различных качеств личности, которые испытуемый должен оценить сначала в той степени, насколько они ему больше нравятся, более значимы (20 — высший балл, 1 — низший балл). Затем необходимо оценить эти качества по отношению к себе, в какой степени они присущи (от 20 до 1 балла). Далее, путем вычисления среднего значения и стандартного отклонения, выяснялся уровень самооценки обследуемого и результат относился к одной из трех групп: низкая, средняя или высокая самооценка.

На втором этапе мы изучали когнитивный компонент Я-концепции. Для этого мы использовали нестандартизированное самоописание с последующим контент-анализом.

Испытуемых просили дать 20 различных ответов на вопрос «Кто я?» в течение 12 минут.

Тест был обработан с помощью контент-анализа. Контент-анализ — это метод качественно-количественного анализа содержания текстов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих текстах.

В соответствии со стандартным применением контент-анализа, обработка теста проводилась в несколько этапов. Сначала были определены категории анализа — наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие задаче исследования. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы следует искать в тексте.

Результаты эмпирического исследования

Более того, в группе с низким уровнем самооценки наблюдается большее преобладание категорий «Социальные характеристики» и «Физические характеристики», чем у испытуемых со средним и тем более с высоким уровнем. Можно сделать вывод, что эти люди переживают выполнение своих социальных ролей как неудачное, что придает им особую значимость. Например, такие роли, как друг или сын/дочь. Отсутствие эмоциональных переживаний или напряжения в сферах, связанных с этой характеристикой, приводит к тому, что она выделяется как наиболее значимая. То же самое можно сказать и о «Физических характеристиках». Скорее всего, отношение к собственному физическому облику вызывает у человека некое эмоциональное напряжение. Оно не обязательно будет связано с недовольством своей внешностью, но, возможно, будет иметь более глубокий смысл, если человек воспринимает за своими физическими характеристиками какие-то стереотипы. Например, утверждение «Я блондинка» может содержать отношение человека к стереотипу «Все блондинки глупые» и тем самым вызывать определенное эмоциональное напряжение, делая эту характеристику наиболее значимой.

В группе с более высокими показателями самооценки этих категорий, наоборот, меньше. Однако такие категории, как «Личные качества» и «Интересы, ценности» были представлены больше, чем в других группах респондентов. Это может быть связано с тем, что другие характеристики не вызывают у этих испытуемых особого эмоционального отклика, поэтому они не так представлены в их сознании. Наиболее актуальными для них являются «Личные качества» и «Интересы, ценности». Именно они являются источником развития и самореализации для этих испытуемых, поскольку они считают себя достаточно адаптированными по своим физическим и социальным характеристикам. С другой стороны, представления об уникальности своих личностных характеристик, которые декларируют испытуемые, могут быть источником высокого уровня самооценки.

Таким образом, можно сказать, что испытуемые с разным уровнем самооценки имеют разные представления о выделенных ими понятиях «Я-образа». Различия в определении содержания собственной Я-концепции могут отражаться и на ее оценочном компоненте.

Если предположить, что содержание Я-концепции отражается в самооценке человека, то можно говорить о психологической поддержке людей с разным уровнем самооценки. Таким образом, анализ выделенных человеком компонентов Я-концепции и расширение представлений о них, изменение направленности самовосприятия, может привести к изменению самооценки, а значит, к лучшей психологической адаптации и благополучию.

По результатам нашего исследования когнитивных и эмоциональных компонентов Я-концепции человека, можно сказать, что у людей с разным уровнем самооценки по-разному представлены различные ее структурные компоненты. Возможно, что эта разница в выборе характеристик Я-концепции связана с определенным эмоциональным напряжением, вызванным ее осознанием, и вследствие этого с большей значимостью данной характеристики для индивида. Однако для более точных выводов и подтверждения гипотез, выдвинутых по результатам нашего исследования, необходимо проведение дополнительного исследования с применением статистических средств обработки результатов.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Формирующие методы психологии в работе с дошкольниками
  2. Классификация тренинговых групп
  3. Психологические особенности личности преступника
  4. Основы общей психологии
  5. Манипуляция как стиль социально-психологического взаимодействия
  6. Эрос и Танатос по Фрейду
  7. Групповая сплоченность по А. В. Петровскому
  8. Бине Альфред, французский психолог, доктор медицины и права парижского университета — Разработка тестов по измерению интеллекта (IQ-тест)
  9. Агрессия, ее причины и последствия — Агрессивность как инстинктивное поведение
  10. Дневные и ночные страхи у детей