Для связи в whatsapp +905441085890

Основные характеристики культуры межнационального общения — Концепция нравственного воспитания. Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания

Суть нравственного воспитания — это совокупность моральных установок (к Родине, к обществу, к живой и неживой природе, к коллективным, материальным и духовным ценностям, к другим людям, к самому себе и т.д.). И эти отношения устанавливаются в соответствии с общепринятыми в обществе нормами, оцениваемыми с точки зрения добра и зла. Достижения науки, культуры, труда, проявление лучших человеческих качеств (героизм, патриотизм, чувство долга, коллективизм и т.д.) оцениваются в нашем обществе как хорошие — они имеют социально ценные результаты. Проявления безнравственности, проступки, правонарушения, негативные личностные качества (лживость, лицемерие, ханжество, бабничество, карьеризм и т.д.) оцениваются с позиции зла, потому что они имеют негативный результат для людей.

Цель нравственного воспитания — сформировать у учащихся систему отношений (с людьми, с обществом, с Родиной, с самим собой), соответствующую нравственным нормам. Отношение к труду занимает в этой системе особое место: оно проявляет отношение к человеку в материализованной, наглядной и осязаемой форме. Центральным является отношение к человеку как к высшей ценности.

Нравственное воспитание можно определить как целенаправленное формирование у учащихся способности видеть человека в окружающем мире, рассматривать его как высшую ценность, сопереживать человеку, способствовать благополучию человека и человечества через производство материальных и духовных ценностей.

Содержанием нравственного воспитания являются такие качества личности, как гуманизм, коллективизм, патриотизм, отношение к труду. Нравственное отношение к труду — это такое отношение, при котором основным мотивом труда является забота о «другом человеке».

Эти обобщенные моральные качества включают в себя множество других моральных качеств:

  1. дисциплина и ответственность,
  2. доброта и вежливость,
  3. трудолюбие и честность и т.д.

Специфика нравственных отношений придает нравственному воспитанию исключительный характер. Нравственные отношения в самом широком смысле отражают отношение к человеку как таковому, постольку, поскольку они пронизывают все общественные отношения индивида: политические, правовые, эстетические, научно-познавательные, экологические и др. — всех социальных сферах общественной жизни.

Развитие социальной культуры означает не только обогащение знаний во всех сферах жизни и отношений людей, утончение мыслей и чувств, но главное — развитие социальных качеств человека, правильное восприятие высшего смысла человеческой деятельности — активного служения обществу, гуманистических идеалов, умения строить свое поведение на основе общественных ценностей, высоких устремлений.

Средствами нравственного воспитания являются:

  1. обучение;
  2. личный пример учителя;
  3. Убеждение;
  4. умелое обращение с учащимися (педагогический такт);
  5. превентивные меры и меры поощрения и наказания.

Духовно-нравственная сфера личности ребенка требует самого внимательного и тактичного отношения со стороны педагога. От него во многом зависит психическое здоровье ученика и общества в целом. В связи с этим внимание многих ученых и практиков сосредоточено на поиске и определении методов духовно-нравственного воспитания детей и лежащих в их основе механизмов. Т.И. Власова называет среди методов воспитания духовности школьников формирование и медитативное закрепление образов, «парадоксальную» аналогию, самооценку и др. С.И. Маслов, в свою очередь, предлагает методы возбуждения адекватных эмоций, акцентирования ценностей и сравнения ценностей. Определенная последовательность этих методов формирует механизм приобретения ценностей: их эмоциональное принятие, осознание и включение в систему ценностных ориентаций человека. Механизмами являются внушение, заражение, убеждение, подражание, идентификация, изоляция, интернализация, экстернализация, механизм переноса мотива на цель, игра и т.д. Их знания и соображения помогают сделать процесс умственного и нравственного воспитания детей более эффективным. Выбор механизма зависит от возрастных особенностей учащихся, навыков преподавателя и принципов обучения. Например, рассмотрим образовательную систему «Школа 2100», ограничившись двумя заложенными в ней принципами мотивации и решения проблем. Первый требует от учителя «обеспечить, чтобы идеи, внедренные в сознание человека, приобрели для него субъективный личностный смысл». Личностный смысл отражает субъективное и часто эмоциональное отношение к преподаваемой ценности. Она возникает в результате воздействия не на интеллектуальную, а на эмоциональную сферу человека.

Основные характеристики культуры межнационального общения - Концепция нравственного воспитания. Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания

Концепция нравственного воспитания. Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания

Это влияние может быть основано на механизме внушения. Суггестия (или внушение) определяется как воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие информации и изменение настроения, поведения человека в соответствии с этой информацией. Эффективность внушения зависит от ряда факторов. Чтобы изменить настроение и поведение ученика, в высказываниях учителя должны преобладать образность, ритм, внушающая интонация, а не логика и доказательства. Образность достигается не только с помощью речи, но и визуальных средств. В медицине внушение проявляется в методе лечения гипнозом. В педагогике гипноз недопустим. В данном случае, например, эффективен метод демонстрации.

С точки зрения А.А. Леонтьева, «образование начинается тогда, когда мы, взрослые, вместе со школьниками обнаруживаем проблему и ищем пути ее решения». Реализация принципа проблемности связана с механизмом убеждения, под которым понимается интеллектуальное и эмоциональное воздействие на ребенка, основанное на логике и доказательствах, способствующее формированию нравственных взглядов и убеждений. Такое влияние будет тем успешнее, чем лучше преподаватель умеет раскрывать противоречия и неоднозначность концепций и идей, представленных студентам. Следует отметить, что повышенная чувствительность к убеждениям характерна для интеллектуально развитых детей. Этот механизм почти идеально соответствует методу парадокса. Под парадоксом здесь понимаются суждения, мнения, которые резко отличаются от привычных представлений, противоречат здравому смыслу. Парадокс приводит к взрыву чувств (момент переживания), побуждает к неожиданным выводам, которые ребенок делает самостоятельно, без подсказки взрослого. Эти выводы надолго остаются в памяти и стимулируют дальнейшую мыслительную деятельность ученика. Приведем пример такого парадокса — высказывание известного русского философа В.С. Соловьева: «Справедливость в нравственном смысле есть род самоограничения, ограничения своих притязаний в пользу прав других; справедливость, значит, есть род пожертвования, самоотречения. В этом решении студентам противопоставляется привычный взгляд на справедливость как на равенство людей с другим взглядом, который требует нарушения прав человека, добивающегося справедливости. Почему? Сюрприз стимулирует размышления и формулирование собственной позиции.

Парадокс может стать частью другого, более общего метода, например, анализа художественного произведения. Сегодняшних школьников нелегко убедить в любви к труду. Именно здесь на помощь приходит парадокс. Одно популярное изречение «Работа кормит и одевает» легко опровергается другим: «От праведного труда не найдешь палат каменных». Вопрос о том, почему нужно любить труд, то есть труд, который требует больших усилий, напряжения, но приносит мало материальных благ, стал принципиально проблематичным. Ответ на это можно дать, вместе с детьми поразмышляв над сказкой К.Д. Ушинского «Два лемеха»: «Два лемеха были сделаны из одного куска железа и в одной мастерской. Один попал в руки фермера и сразу же пошел в дело, другой долго и совершенно бесполезно лежал в лавке торговца. Через некоторое время случилось так, что два земляка снова встретились. Плуг, который был у фермера, блестел, как серебро, и был даже лучше, чем когда он только что вышел из мастерской; плуг же, который простоял без дела в мастерской, потемнел и покрылся ржавчиной. «Скажи мне, пожалуйста, почему ты так блестишь?». — Ржавый плуг спросил своего старого знакомого. «От работы, моя дорогая, — ответил тот, — и если ты заржавела и стала хуже, чем была, то это потому, что ты все это время лежала на боку и ничего не делала.

Таким образом, метод парадокса исключает назидание и принуждение, которые противоречат духовно-нравственному воспитанию. Как часто мы слышим из уст учителей аргументы в защиту своих действий, направленных на жесткую регламентацию мнений, позиций, поведения учеников. При всем разнообразии этих аргументов, они сводятся к тому, что ребенок просто не понимает, какое благо несет ему действие учителя. На самом деле, в силу своих возрастных особенностей дети не могут понять и предвидеть многие вещи. Давайте также согласимся с тем, что необходимо помочь им в этом. Но как? Налагая на них жесткие требования? Регулируя их деятельность шаг за шагом? Это снизит их мотивацию, потому что они почувствуют, что учитель не доверяет им и не видит перспектив в их деятельности. Учителю важно обеспечить понимание учащимися ценности тех или иных понятий, норм, правил жизни, не запрещая противоречие, а создавая условия для обретения личностного смысла той или иной духовно-нравственной ценности. Стремление человека к смыслу, к самоопределению, к обладанию жизненными целями является необходимым условием для сохранения психического здоровья. Общепризнанным является тезис о том, что знание становится духовным, когда оно приобретает личностный смысл. В реализации этого тезиса учителю помогает метод общего поиска, который стимулирует ученика в развитии его духовной жизни. Общий поиск считается производным от метода частичного поиска, известного в дидактике. Он также включает в себя проблемную ситуацию (парадокс, загадку, сомнение и т.д.), предположения, мнения, позиции, которые могут способствовать решению этой ситуации, диалог между учителем и учеником.Результатом общего поиска может стать понимание учениками того, что, например. Простить — значит не скрывать обиду, перестать злиться (гнев всегда порождает взаимный гнев), избавиться от желания отомстить обидчику; не ждать, пока обидчик осознает свою ошибку и первым помирится; не обвинять человека за плохую мысль или поступок, не винить его за нанесенную обиду;найти в себе мужество признать свою неправоту;получать удовольствие от общения с другими людьми;проявлять мужество, терпение, силу воли и сострадание.

Самостоятельно сделанные выводы помогают детям найти личностный смысл духовно-нравственных понятий и норм и включить их в свою систему ценностей.

Нравственное воспитание в системе образования

Говоря о нравственном воспитании в системе обучения ребенка в средней школе, прежде всего, следует отметить необходимость введения элементов социальной этики во все предметы во всех классах. В первую очередь эти вопросы должны рассматриваться в следующих образовательных областях: «Технология», где есть разделы «Бытовая культура», «Основы предпринимательства», культура труда;филология, искусство, обществознание (во всех этих областях важно анализировать этические вопросы в литературе, искусстве, истории).

Затем эти вопросы должны рассматриваться при изучении языка (можно изучать соответствующие тексты), математики и естественных наук (особенно в рамках общественной деятельности) и физического воспитания (спортивная этика, общественная деятельность).

Программа раздела «Отечественная культура» образовательной области «Технология» в начальной школе включает темы нравственного воспитания.

Основной целью данного раздела является развитие знаний, умений и навыков в области социальной этики, воспитание уважения к личности, особой заботы о родных и близких, восстановление и укрепление семейных и национальных традиций.

Целью изучения социальной этики в школе должно быть: Анализ и обсуждение различных жизненных ситуаций, выбор гуманной, честной, порядочной линии поведения человека, обсуждение проблем семейной жизни: семейного уюта, тепла, уважения и доверия в семье, проблем взаимоотношений в трудовом коллективе, правил поведения как «технологической» стороны реализации порядочного поведения.

Жизнеспособное общество должно воспитывать свою молодежь в духе патриотизма: Любовь к своей стране, к своей общей многонациональной, многокультурной, многоконфессиональной стране — России, к природе своей страны, к великой российской культуре, созданной усилиями всех народов нашей страны, уважение к национальной культуре каждого народа, к отечественным достижениям в науке и технике, уважение к победам наших предков в защите нашей страны. Любовь граждан к своей стране является основой для развития общества и государства.

При изучении всех школьных предметов во всех классах необходимо затрагивать вопросы патриотического воспитания. Это легче всего сделать в следующих областях образования: обществознание (при изучении отечественной истории), филология и искусство (русская и национальная культура), естествознание, математика, техника (вклад российских ученых в развитие мировой и отечественной науки и техники), физическая культура (достижения наших спортсменов и ученых в области экологии человека).

Важно избегать преувеличений и националистического шовинизма, сохраняя уважение к другим народам в нашей стране и за рубежом. В феврале 2001 года Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2001-2005 годы.

Образование в области экологической этики предполагает формирование бережного отношения к природе — источнику физического и психического здоровья людей и бережного отношения к здоровью человека. Это здоровье — богатство человека, его иждивенцев, страны и человечества. Экологическое образование и воспитание включает формирование бережного отношения к природе — источнику физического и психического здоровья людей, бережного отношения к здоровью человека, экономии материалов и энергии, использования отходов. Целью такого воспитания является формирование экологической морали.

Экологическое образование и воспитание должны быть непрерывными и включать в себя компоненты дошкольного, школьного и послешкольного образования, включая университет.

Необходимо провести большую работу по экологизации всех учебных предметов в школе, начиная с I по XI класс, насыщению всех сфер образования идеями социальной экологии (взаимосвязь человеческой цивилизации и окружающей среды) и экологии человека (сохранение физического и психического здоровья человека в условиях загрязненной окружающей среды. Это здоровье — богатство самого человека, его близких, его страны и человечества). В первую очередь, «экологизация» должна проводиться для дисциплин естественнонаучного цикла: Биология, география, химия, физика, а также в образовательной области «Технология», где рассматриваются процессы, ведущие к разрушению окружающей среды. Многое уже сделано. Дальнейшее «озеленение» должно происходить в математике (экологические примеры и задачи), литературе, искусстве, общественных дисциплинах, языках (экологические тексты для перевода), физической культуре. Необходимо учесть опыт японского «озеленения» школьных предметов. Необходимо оперативно выпустить методические рекомендации по «экологизации» отдельных предметов, подготовить приложения (вкладыши) к учебникам, слайд-фильмы, кодограммы и видеофильмы, в которых должны быть освещены экологические аспекты изучаемых предметов.

Для усиления практической линии экологического образования целесообразно проводить экологические праздники: Международный день Земли 22. Апрель и Праздник осени в конце сентября, когда листья становятся желтыми и красными, и что школьники в эти дни выезжают за город, чтобы полюбоваться природой и очистить леса от мусора, тем самым оказывая практическую помощь природе; целесообразно проводить субботники в городах и пригородных лесах и избавлять их от мусора, организуя команды школьников и энтузиастов, поощряя их и освещая их деятельность в СМИВажную роль в экологическом воспитании детей и взрослых должны играть средства массовой информации, особенно телевидение; необходимо усилить экологическую пропаганду, чаще показывать телевизионные фильмы, посвященные красоте природы и бережному ее использованию, борьбе с городским мусором и пригородными лесами.

Пропаганда патриотизма, культуры межнационального общения, гуманизма

Воспитание патриотизма, бескорыстной и деятельной любви к Отечеству занимает центральное место в системе нравственного воспитания. Любовь к отечеству, писал Ушинский, есть самое сильное человеческое чувство, которое при общем разрушении всего святого и благородного, умирает последним в дурном человеке.

Шовинизм и ненависть к нациям не имеют ничего общего со священным и глубочайшим нравственным чувством патриотизма, который, по Ушинскому, есть живое проявление истинной народности, творческой и деятельной силы народа. Это глубокое чувство, что «последний пойдет даже в злодея», постоянно с «истинно львиной силой» проявлялось в народе, в трудные для Родины моменты русской истории и помогло ему выстоять в героической борьбе против татаро-монгольских захватчиков, в войне 18612 года, Отечественной войне 1812 года. Познакомить детей с героическими страницами прошлого родного края, привить любовь к его великим деятелям — важнейшая задача преподавания истории России. Глубокое чувство патриотизма воспитывается в детях родным языком, устными традициями и художественной литературой. На его формирование влияют также окружающая природа, изучение наук, деятельность чела, формирование правильных взглядов на жизнь современного общества, любовь и уважение к кормильцу русской земли — крестьянам-труженикам, «Мы считаем выражением патриотизма, — писал Ушинский в 1860 году, — Мы считаем выражением патриотизма, — писал Ушинский в 1860 году, — те проявления любви к Отечеству, которые выражаются не только в битвах с иноземными врагами: сказать смелое слово правды иногда гораздо опаснее, чем подставить лоб под пулю врага, которая может пролететь мимо». Долг патриота — осознавать социальные недостатки российской действительности и всеми способами активно помогать своей родине «найти лучший путь». Нравственное воспитание должно развивать в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним. Ушинский призывал к гуманному отношению к детям, но и к странности и избалованности. По отношению к детям учитель должен быть соответственно требовательным и воспитывать в них чувство долга и ответственности.

Нравственное развитие ребенка не может строиться на страхе наказания. В этом случае рациональная деятельность и воля ребенка парализуются, у него развивается способность быть лицемером и обманщиком. Она не может быть основана на авторитаризме, утомительных «словесных наставлениях», «предписанной морали», что является таким же наказанием для ребенка, которое ранит его активную душу и отчуждает его от воспитателя. Нравственность приходит к ребенку «через общение со взрослыми и товарищами», основанное на любви, взаимном расположении, разумной совместной деятельности.

Классный руководитель, безусловно, должен порицать эгоизм, карьеризм, праздность, корысть, лицемерие и другие пороки.

Нравственность приходит к ребенку «через общение со взрослыми и товарищами», построенное на основе любви, взаимопонимания, взаимной готовности, разумной совместной деятельности. Личные связи ребенка, включающие любовь к родителям и членам семьи, дружбу с товарищами по играм, труду и учебе, уважение к учителю, создают благоприятные условия для развития нравственных чувств. Однако, исходя из этого, они формируются только в процессе осмысленно организованной деятельности ребенка, а не в его безделье. В этих условиях ребенок учится сопереживать душевному состоянию других людей, ставить себя на место обиженного, приобретает способность быть справедливым, понимать и чувствовать собственную неправоту, развивает способность нравственной самооценки, старается активно внедрять в жизнь все разумное и нравственное, активно заботиться о людях.

Бесконечные «моральные проповеди» мешают ребенку «нормально развиваться на основе своих собственных действий и действий других людей, что является единственным, что остается».

Все школьное преподавание и вся школьная жизнь должны иметь нравственную направленность. Сила влияния примера на детей очень велика. В школе это, прежде всего, моральное влияние личности учителя. Именно он создает в школе атмосферу серьезности, разрешает шутить, «не превращает все дело в шутку», проявляет «привязанность без пренебрежения, справедливость без грубости, доброту без слабости». Такая школа предлагает «порядок без педантизма» и «постоянное полезное занятие ребенка». В такой школе нет места наказаниям; остаются только мягкие наказания и поощрения, а также разумные требования к учителю. В своих требованиях учитель выражает «образ действий» ребенка в виде четкого короткого правила и постоянно следит за его выполнением. Нравственный пример родителей и учителя дополняется в процессе обучения «книжным примером» — нравственным влиянием истории, литературы и других предметов, формирующих правильные жизненные нравственные идеалы молодого поколения.

Трехкомпонентная концепция работы

Концепция работы, состоящая из трех частей, включает в себя:

  1. трансформация человека,
  2. качество жизни,
  3. воспроизводство и развитие систем деятельности.

Эта концепция напрямую связана с работой в сфере образования. Элементы труда, объединенные в единую концепцию, реализуются в едином умственном усилии индивида или сообщества.

Работа — это всегда и во все времена кропотливый труд по воспроизводству своей человечности, качества жизни и системы деятельности. Она состоит из умственного и волевого усилия, которое преодолевает хаос и разрушение универсального целого и организует развитие. Труд всегда социален в том смысле, что не отдельные люди, а множество людей, каждый со своей позиции, на своем месте, выполняют единую, целостную работу.

Высокие требования к работе не означают, что каждый должен своими усилиями изменить мир (это невозможно и не нужно), а скорее способность осознавать, какую именно работу он делает и почему усилия труда всегда духовны. Вспомним известную притчу о том, как одна и та же работа может быть выполнена разными способами и как деятельность оказывается трудом или работой, в зависимости от случая. Когда трех каменотесов, перевозивших камни на строительную площадку церкви, спросили, что они делают, один ответил: «Перевозим камни на тачке, разве вы не понимаете?». Другой ответил: «Строю храм». А третий сказал: «Спасаю душу мою».

Общество и школа, вооруженные концепцией труда, могут творить чудеса воспитания. И это доказал наш соотечественник, классик научной педагогики Антон Семенович Макаренко.

Восемьдесят лет назад в СССР было сделано социальное открытие, имеющее не только научно-педагогическое, но и политическое значение: впервые в мире в организованной и воспроизводимой форме были показаны воспитательные возможности образцового, полноценного, то есть наиболее развитого, передового и чрезвычайно полезного, необходимого труда. Именно такой труд определяет социальную систему, поэтому вокруг него реально создать педагогические детско-взрослые производственные сообщества — своего рода педагогические «реакторы» высокой производительности. Такие сообщества называются «школьными экономиками».

Известно, что еще вчера воспитанники трудовой колонии М. Горького и коммуны Ф.Э. Дзержинского были беспризорниками и даже преступниками. Но уже через короткое время, как мы знаем, используя самые передовые технологии того времени из Австрии и Германии, они стали производить электроприборы и фототехнику, получали огромные доходы от собственного труда и фактически существовали как полноценное эффективное предприятие. Так был реализован главный принцип Макаренко: «Только организация школы как предприятия воспитает ее». Как это получилось, известно из «Педагогической поэмы» и других произведений Макаренко.

Логика Макаренко была проста: высокоэффективное, передовое, сложно организованное производство предъявляет такие требования к молодежи, мотивирует ее так, что появляется шанс на эффективное образование и воспитание. Но производство и экономика должны быть именно образцовыми, идеальными — именно это делает работу не только высокопроизводительной и экономически эффективной, но и познавательной. Помните, в последний год работы Антона Семеновича в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского руководство НКВД предложило ему «не мучить детей» и поставить на их место взрослых профессионалов. Макаренко ответил: «Мы не делаем здесь камеры, мы делаем людей». Конечно, не только приносила образцовую работу, но и учебу, жизнь, которые были организованы как образец. В основе человеческой нравственности лежит стремление к счастью, которое К. Д. Ушинский видел в свободном творчестве, общественной работе. Труд, полезная деятельность на благо общества — основа морали и нравственного воспитания. Нравственность требует активного стремления к выполнению своего долга перед обществом. От воспитания зависит, будет ли это желание подавлено или превратится в страсть, перед которой «умолкает голос личного интереса…». Она зависит от воспитания, чтобы человек не сбился с пути и не создал нравственные идеалы, противоречащие истории человечества или давно отжившие свой век.

Гуманные, истинно нравственные отношения с другими — это такие отношения, в которых человек не признает себя «ни выше, ни ниже» других. Только в такой среде и в ребенке успешно воспитывается — «чувство правды и справедливости» — это глубочайшее, по мнению Ушинского, основание нравственной гражданской жизни. Он видел, как в условиях крепостного права и после его отмены эти чувства грубо попирались, особенно по отношению к трудовому народу, и это больно ранило душу учителя-патриота и гуманиста.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Виды образовательных систем
  2. Проблемы педагогического общения в дошкольном образовательном учреждении
  3. Метод проектов как средство раскрытия эстетического потенциала математики при обучении учащихся
  4. Квест-технология в образовательном процессе
  5. Обучение в целостном педагогическом процессе ДОУ
  6. Пути активизации речи у детей с множественными нарушениями в развитии
  7. Система физического воспитания в школе
  8. Современные технологии музыкального воспитания дошкольников
  9. Содержание и структура подготовки педагога
  10. Основные элементы педагогической культуры