Для связи в whatsapp +905441085890

Основные течения философской мысли в России XIX-XX веков

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Понимание культуры в немецкой классической философии
  2. Специфика философского осмысления проблемы человека в философии
  3. Русская философия XIX века
  4. Западничество и славянофильство и выбор пути развития русской культуры
  5. Философия человека Н. Бердяева
  6. Основные этапы развития русской философской мысли
  7. Истоки и смысл русского коммунизма
  8. Философские взгляды Чокана Валиханова
  9. Философско-правовые учения в СССР
  10. Постклассическая философия XIX–начала XX веков

Введение

История русской философии — одна из важнейших составляющих нашей культуры. Длительная история философской мысли в России является неотъемлемой частью общего историко-философского процесса. Она возникла гораздо позже, чем в других странах, и в результате русская философия испытывает значительное влияние сначала античной и византийской, а затем и западной философской мысли. Русские мыслители, в свою очередь, внесли значительный вклад в развитие мировой духовной и интеллектуальной традиции и смогли выработать свой особый стиль философствования, максимально тесно объединив философию, науку, религию и литературу.

Русская философия универсальна по своему содержанию: она охватывает широкий круг различных тем и вопросов. Говоря о ее сущностной сфере, нельзя обойти вниманием важную роль социальных проблем. В то же время вряд ли можно найти в мире национальную философию, которая уделяла бы столько внимания судьбам собственной страны, как это делаем мы в России. Как охарактеризовать внутренние процессы в России, что их ждет в будущем и какие меры необходимо предпринять в связи с этим? Это ключевые проблемы, к которым обращаются мыслители разных направлений.

Наряду с этим, проблемы человека, его судьбы, его места в обществе всегда были в центре внимания русской философии. Пытаясь понять цели и смысл жизни человека, русские мыслители пытались понять цели и смысл человеческой истории. Конечно, проблемы эпистемологии и проблемы природы тоже изучались нашими учеными, но в центре внимания русской философии всегда был человек, поиск единства всех граней его жизни, всех порывов его духа. Все это определяет несомненную актуальность нашей работы.

Основные тенденции философской мысли в России и их особенности

Русская философская мысль — органическая часть мировой философии и культуры. Она подходила к тем же проблемам, что и Западная Европа, хотя подход к ним, методы их понимания были глубоко национальными. Русская философия прошла долгий путь своего развития, который включает следующие этапы.

XI-XVII вв. — Постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках религиозного сознания (Иларион, Андрей Рублев, Максим Грек и др.).

XVII века. — первой четверти XIX века. — Философия русского Просвещения (М. Ломоносов, В. Татищев, А. Радищев, М. Щербатов, П. Чаадаев), философия декабристов (П. Пестель, М. Фонвизин, Н. Муравьева, И. Якушкина и др.).

Вторая четверть девятнадцатого века и начало двадцатого века. — Возникновение и развитие независимой философии в России включает в себя множество течений: вестернизаторское (А. Герцен, В. Белинский, Т. Грановский, Н. Станкевич) и славянофильское (А. Хомяков, И. К. Аксаков, Ю. Самарин), революционно-демократическое (Н. Чернышевский, В. Белинский; анархисты — M. Бакунин, П. Кропоткин; народники — Н. Михайловский, П. Лавров, А. Ткачев; марксисты — Г. Плеханов, В. Ленин); общественность (А. Григорьев, Н. Данилевский, Ф. Достоевский; консерваторы (М.Н. Катков, К.Н. Леонтьев, K.P. Победоносцев); русский космизм (Н. Русский космизм (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский); религиозно-идеалистический (В. Соловьев, Н. Трубецкой, Г. Флоровский, П. Флоренский, Л. Шестов, В. Розанов).

Русская философия после 1922 года — философия русского зарубежья (Н. Бердяев, С. Булгаков, И. Ильин, С. Франк, Б. Выславцев, Л. Карзавин).

Русская философия имеет ряд важных особенностей. В отличие от представителей немецкой классической философии, русские мыслители рассматривали философию как средство решения конкретных проблем человеческого существования. В русле русской философии (Н.А. Бердяев) возникли оригинальные историософские концепции. В них, в отличие от европейской традиции, история трактуется не как результат действия абсолютного духа, а как историческое действие людей и индивидов. Социальная ориентация в решении проблемы человека проявилась у представителей материалистической и социалистической мысли. Русские философы отстаивали идеал Богочеловека как нравственного абсолюта.

В философии ряда русских мыслителей (А.С. Хомяков и др.) нашла свое развитие концепция соборности. Идея соборности имела огромное значение. Соборность означала объединение единства и свободы многих людей на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям. Легко видеть, что принцип соборности имел значение не только для церковной жизни, но и для решения многих вопросов в плане синтеза индивидуализма и универсализма, для рассмотрения вопросов духовной и социальной жизни.

Одной из особенностей (и недостатков) русской философии 19-го и начала 20-го веков является отсутствие систематичности, системная незавершенность и несколько недооцененные рационалистические построения.

Наконец, нельзя не упомянуть о религиозности русской философии. В конце концов, религия и теология сами по себе были первой формой философствования и изобиловали философскими размышлениями. Кроме того, как уже упоминалось выше, русские философы с особым доверием относились к мистическому религиозному опыту, который устанавливает связь между человеком и Богом. Религиозный опыт, подчеркнуто Н. О. Лосского, дает важнейшие данные для решения главной задачи философии — разработки теории мира как целого. Ряд русских мыслителей — В. И. Соловьев, С. Г. Булгаков, П. А. Флоренский и многие другие — посвятили свою жизнь выработке всестороннего христианского мировоззрения.

К сожалению, формат нашей работы не позволяет подробно и внимательно рассмотреть все вышеперечисленные направления русской философской мысли, поэтому мы вынуждены ограничиться наиболее важными и значимыми течениями рассматриваемого периода.

Пути развития россии в дискурсе славянофилов и западников

Славянофильство и западничество Панморализм Космополитизм
В 40-х годах XIX века начались споры о путях развития России, которые продолжались до 80-х годов. Славянофилы утверждали особый путь исторического развития России, который принципиально отличается от западноевропейского. Сфера теоретических интересов славянофилов определялась задачей выявления самобытности русской истории, ее национальной исключительности. В своем понимании особенностей мировоззрения и исторической миссии славянства они опирались на тезис о самоценности и самодостаточности русского национального сознания и культуры. В сфере политической жизни русское национальное самосознание находит наиболее адекватное выражение в монархии. Эти идеи получили распространение в творчестве К.С. Аксакова, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова.

Западничество как идеологическое течение восходит к философии П.Ю. Витте. Чадаев. Для него в целом характерна европейская направленность мышления, интерес к западноевропейской философии и стремление вывести Россию на путь европейской цивилизации. По характеру социальной ориентации западничество неоднородно. Некоторые из них образовали радикальное направление (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев). Однако большинство принадлежало к либеральному направлению.

После Чаадаева тема самоопределения России и поиска ее места в системе «Запад-Восток» стала одной из важнейших в российской общественно-политической и философской мысли. Выявились две основные тенденции: Западники и славянофилы.

«Славянофилы» (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы) считали, что у России свой путь развития. У русского народа были свои жизненные ценности: православие с его духом соборности и святости и «крестьянская община», основанная на коллективизме и взаимопомощи. Европейская культура, в отличие от русской, характеризуется индивидуализмом, эгоизмом, рационализмом, «мещанством» и культом посредственности. Славянофилы критиковали Петра I за то, что он направил Россию по ложному пути и поработил всех во имя государства. Они настаивали на необходимости отмены крепостного права и верили в великую миссию русского народа — Россия призвана спасти западную цивилизацию от буржуазного разложения и бездуховности.

Западники» (В.Г. Белинский, В.П. Боткин, А.И. Герцен, Т.Г. Грановский, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин и др.), напротив, были убеждены, что Россия должна идти по тому же пути, что и Запад. Россия отстала от Западной Европы, законсервировалась внутри себя и теперь вынуждена наверстывать упущенное. У него нет особого «уникального» исторического пути. Они одобряли признаки буржуазного общества, которые появлялись в России в то время, и высоко оценивали работу Петра I по европеизации страны. Западная культура привлекала их прежде всего своим гуманизмом и либерализмом: идеей свободы, личного достоинства и стремления к справедливости. Они критиковали деспотическое, самодержавное правительство и невежество народа. Россия должна усвоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной. Они скептически или пренебрежительно относились к исторической роли православия и не видели в нем основы для будущего развития России. Основное внимание уделялось социально-политическим проблемам. Славянофилы стремятся к возрождению народной жизни, обычаев, традиций в виде «карнавала».

Общим для этих течений является попытка нарисовать такой путь развития России, который соответствовал бы национальным интересам России, вывести страну из отсталости и поднять ее на уровень решения не только своих собственных. Но также и универсальные проблемы. Славянофилы и западники имели общую цель, но предлагали разные пути и средства. У них была «любовь к России, но не та» (А.И. Герцен).

Религиозно-идеалистическая философия — одно из ведущих направлений в русской философии XIX — начала XX вв

Российская жизнь в XX веке характеризуется не только революционными движениями в социально-политической сфере, но и революционными или реформистскими движениями в религиозно-философской сфере. Это движение развивается под знаком «нового религиозного сознания» и строит свою программу в сознательной оппозиции к историческому христианству, — оно ждет новых откровений, создает (под влиянием В. Соловьева) утопию «религиозной общественности» и в то же время проникнуто эсхатологическими ожиданиями. Все это очень сложно, богато, порой туманно, но мы коснемся, конечно, только философских размышлений об этом замечательном периоде в жизни России ХХ века. Эти размышления очень разнообразны и разносторонни, и в то же время они оказались очень плодотворными для развития русской философской мысли.

Основное влияние во всем этом оказал В. С. Соловьев, и было бы трудно «оценить», на какой аспект его творчества он повлиял больше — как религиозный мыслитель и философ или как поэт. Соловьев заложил традицию русской философии универсализма. Он предвидел наиболее плодотворную тенденцию к синтезу философской и теологической мысли, рационального и мистического способов философствования, западной и восточной культурных традиций и реализовал ее своими способностями. В то же время, будучи чужд всякого рода национализму и интеллектуальной нетерпимости, он оставался глубоко русским, христиански-соборным мыслителем, чей интеллектуально-теоретический призыв к единству был подкреплен личной нравственной искренностью и жизненным достоинством.

Следует помнить, что философия Соловьева была в значительной степени реакцией на недостатки западной философии, а также на атеизм и материализм, проявившиеся в русской философии. Он был недоволен противостоянием рационализма и эмпиризма. Оно может быть устранено познанием предмета в его целостности. Бог В.С. Соловьева — это воплощение цельности, «положительного единства». Мир, человек и сфера сверхбытия кажутся единым целым. Ни одно явление не может существовать и быть познанным вне его связи с другими явлениями. Каждая вещь познается в ее отношении к целому. И целое — это не просто множественность вещей, а тотальность. Единство существует во всех своих элементах, является носителем всех своих мировых свойств. Единство включает в себя необусловленное (абсолютное бытие — Бог) и обусловленное (материя). Единство» постигается «цельным знанием», которое является синтезом религии, философии и науки, или, другими словами, веры, мысли и опыта.

Л. Шестов критикует рационализм, столь характерный для западной философии. Мир иррационален и полон бесчисленных загадок. Мы не имеем ни малейшего представления о том, что происходит во Вселенной. Мир вокруг нас — это хаос, господство стихий и случайность. Наш разум способен различать только необходимое, закономерное, а случайное и хаотичное, то, что составляет суть мира, скрыто от него. Поэтому претензии науки и рациональной философии на познание реальности несостоятельны. Настоящая истина лежит по ту сторону разума.

А.Ф. Лосев соединил в своей философии четыре компонента: филологию, феноменологию, диалектику и символизм. Лосева интересует прежде всего живая сущность предмета, пронизанная смыслами. Понятие не «схватывает» сущность живой конкретности; это делает только эйдос. Мир, однако, не состоит из неподвижных эйдосов и их выражений в словах. Соответственно, истинная философия приобретает диалектический, подвижный характер. Движение эйдоса и слова приводит к соединению с другим, взаимосвязанные реальности свидетельствуют друг о друге, в этом смысле они являются символами. Лосев рассматривает язык, миф, религию, искусство и философию как сферы эйдосов, слов и символов. Ему удалось создать очень своеобразную философскую систему, достоинства которой еще недостаточно изучены. Ее можно назвать философией жизненной силы эйдосов, слов и символов.

Как видим, различные учения, направления и фазы развития русской философии объединены общей картиной мировоззрения, в которой время трактуется как развертывание и исполнение определенной религиозной идеи — учения Христа.

В заключение мы можем сделать следующие выводы: Во-первых, русская религиозная философия как особое интеллектуальное и духовное течение мыслила себя в единстве континуума времени с многовековой традицией христианского богословия и рассматривала свое назначение как звено, реализуемое в творческом осмыслении связи времен. Во-вторых, такое пробуждение религиозных форм восприятия времени было вызвано неосознанной потребностью атеистического человека (большинство русских философов в гимназические и университетские годы проповедовали нигилизм и неверие) гармонизировать и упорядочить дезориентированную духовную жизнь. В-третьих, в контексте осмысления мира наиболее очевидными параллелями этой модели русской философии являются концепции времени в философии экзистенциализма М. Хайдеггера, К. Ясперса и других, а также философская герменевтика Г. Гадамера.

Особенности русского космизма

Космизм — это специфическое мировоззрение космоцентрической направленности, течение в философской и научной мысли. В России с середины прошлого века созрело уникальное космическое направление научного мировоззренческого мышления. Среди них такие философы и ученые, как Н. Ф.. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский и многие другие. Среди русских философов религии пространственное направление представлено в наследии Соловьева, Булгакова, Флоренского, Бердяева. Семенова отмечает принципиально новое качество мировоззрения, которое является определяющей чертой этого течения русской мысли. «Это идея активной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного развития мира, когда человечество направляет его в русло, диктуемое разумом и нравственным чувством… По сути, речь идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об овладении духом материи, об одухотворении мира и человека. Космистам удалось объединить заботу о великом целом — Земле, биосфере, космосе — с глубочайшими претензиями на высшую ценность — индивидуальную….. Гуманизм — одна из самых ярких черт этой «замечательной плеяды мыслителей и ученых…».

Русский космизм — это учение о неразрывном единстве человека, земли, космоса, о космической природе человека и о его безграничных возможностях освоения космоса.

Главная идея «Философии общего дела» Н. Федорова — победа над смертью, достижение бессмертия человека и воскрешение всех предыдущих поколений. Моральный долг потомков — вернуть жизнь всем предыдущим поколениям. Для того чтобы воскресить мертвых, необходимо прекратить все вражды между людьми, морально объединить всех людей, активно регулировать природу с помощью науки и техники.

Задача науки:

  1. Продлить жизнь человека как можно дольше, сделать его организм бессмертным;
  2. Обеспечить всем воскресшим предыдущим поколениям пространство и переселение на другие планеты для существования.

К. Циолковский («Грезы о земле и небе») предположил, что жизнь и дух на Земле не единственные во Вселенной. Безграничный космос населен разумными существами разного уровня развития: более «совершенными» и менее «совершенными». Чем более «совершенным» является порядок Вселенной. Со временем, в ходе эволюции, образуется союз всех разумных высших существ космоса. Сначала в виде союза, населяющего ближайшие солнца, затем союза союзов, и так далее, до бесконечности, поскольку сама Вселенная бесконечна. Земля — это «более поздняя» планета, которая имеет право на самостоятельное развитие. Нравственная, космическая миссия Земли заключается в том, чтобы внести свой вклад в совершенствование космоса.

Земляне могут оправдать свою высокую миссию по улучшению мира, только покинув Землю и выйдя в космос. Для него, как для ученого, изобретение ракеты — не самоцель, а «метод проникновения в глубины космоса». Суть его космической философии: «удалиться от Земли и заселить космос».

А.Л. Чижевский является основателем гелиобиологии — науки о Солнце и его влиянии на земные процессы. Ученый доказывает существование природных и космических ритмов, зависимость жизни на Земле от пульса космоса. Солнце влияет не только на здоровье человека, но и на социальные процессы на нашей планете. Социальные катастрофы (войны, бунты, революции) во многом предопределены солнцем. По расчетам Чижевского, во время минимума солнечной активности — минимум массовых общественных движений составляет 5%, а во время пика — 60%.

Своим учением о биосфере и ноосфере В.И. Вернадский внес большой вклад в развитие современного научного мировоззрения. По мнению В.И. Вернадского, биосфера — это целостная биогеохимическая оболочка нашей планеты, которая развивается по своим внутренним законам. Основным фактором, формирующим биосферу, является живое вещество, выполняющее разнообразные геохимические и планетарно-космические функции. «Стояние на эмпирической почве. Живое вещество, по Вернадскому, вечно, изначально присутствует в космосе и вездесуще в нем (космический характер жизни).

Заключение

Культурно-историческое развитие России и духовные процессы, развернувшиеся в самом начале XIX века, принято связывать с развитием русской философской мысли. Русская религиозная философия XIX-XX веков имеет глубокие корни в национальной духовной традиции. Язык, проблематика, идеи — все говорит за него. Обращение к историко-культурной ситуации, безусловно, интересно, и не только с точки зрения историософии. Философский процесс в России в этот период можно рассматривать как процесс исторического бытия русской культуры. Это период культурного «ренессанса», пробуждения самостоятельной философской мысли в России и обострения религиозных забот и поисков. Это явление совершенно естественно и органично в истории русской мысли и культуры. Русская философия в этот период была социальной. Это определило его общий дух и содержание, подход к вопросам человеческого бытия и обсуждение философских и идеологических проблем. Образованная интеллектуальная атмосфера «Возрождения» была благоприятна для различных направлений русской религиозно-идеалистической философии этого периода. Прежде всего, «Ренессанс» означал углубление экзистенциальной, антропологической, историософской и культурологической мысли. В XIX веке философские салоны и кружки стали особой формой развития русской общественной мысли, где изучались труды западноевропейских мыслителей, пропагандировались их идеи, обсуждались историософские, этические, эстетические проблемы и перспективы общественного развития России. Русская философская мысль сложна по своему внутреннему содержанию. Противоречивость и своеобразие бытия определили его ориентацию на социально-политические проблемы. Русская философия XIX-XX веков является воплощением идейного поиска исторического пути будущего развития России.

Список литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия; учебник — 3-е изд.
  2. Василенко Л.И. Введение в русскую философию религии. Курс лекций. — М.: Православный богословский Свято-Тихоновский институт, 2004. — 426 с.
  3. Задорин В.В., Кравцов М.Ю.. Философия: учебно-методическое пособие. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2000. — 52 с.
  4. Зеньковский В. История русской философии. — М.: Раритет, 2001. — 800 с.
  5. Канка В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. — М.: Университетская книга, Логос, 2008 г. — 288 с.