Для связи в whatsapp +905441085890

Философско-правовые учения в СССР

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Философия человека Н. Бердяева
  2. Основные течения философской мысли в России XIX-XX веков
  3. Основные этапы развития русской философской мысли
  4. Истоки и смысл русского коммунизма
  5. Философские взгляды Чокана Валиханова
  6. Постклассическая философия XIX–начала XX веков
  7. Философский смысл проблемы бытия
  8. Закон как философская категория
  9. Категории диалектики
  10. Природа как объект философского осмысления

Введение

Философия права — самостоятельная дисциплина, имеющая свою богатую традицию и специфический понятийный аппарат.

Российская философско-правовая мысль имеет глубокие и мощные исторические корни. В процессе своего развития она приобрела особенности, которые вобрали в себя как национальные, так и мировые философско-правовые знания. Огромное значение отечественные мыслители уделяли проблеме соотношения права и морали, нравственной основы права и борьбе с правовым нигилизмом, явлению не только для национального сознания, но и для сознания интеллигенции.

Актуальность данной темы обоснована тем, что в реалиях современной жизни ее быстротечность и изменчивость понимания философских и правовых процессов необходима как никогда. Справедливый юридико-философский анализ позволяет выявить культурно-историческую специфику отечественной правовой системы, особенности правового мышления русского народа, понять достаточно хаотичный и противоречивый процесс изменения российской правовой системы и определить ее основные ориентиры, обосновать принципы и способ формулирования нравственных и справедливых правовых норм.

Целью работы является изучение философии права в период существования Союза Советских Социалистических Республик.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

  1. Изучить исторические процессы образования СССР;
  2. Отношение к философии права в СССР;
  3. Особенности философских и правовых доктрин в СССР.

Исторические процессы образования СССР

На рубеже XIX-XX веков российский капитализм начал перерастать в свою высшую стадию — империализм. Ставшие господствующими буржуазные условия требовали ликвидации остатков крепостного права и создания условий для дальнейшего прогрессивного развития общества. Основные классы буржуазного общества, буржуазия и пролетариат, были более однородны, разделяли одни и те же лишения и трудности, были сосредоточены в крупных промышленных центрах страны и были более восприимчивы к прогрессивным инновациям. Все, что было необходимо, — это политическая партия, которая могла бы объединить различные когорты и предоставить им программу и тактику борьбы. Советская философия права

В начале двадцатого века в России сложилась революционная ситуация. Произошло разделение политических сил страны на три лагеря — государственный, либерально-буржуазный и демократический. Либерально-буржуазный лагерь был представлен сторонниками так называемого Союза освобождения, декларируемыми целями которого были установление в России конституционной монархии, введение всеобщего избирательного права, защита «интересов трудящихся» и т.д. После образования партии кадетов (конституционных демократов) Союз освобождения прекратил свою деятельность.

Социал-демократическое движение, возникшее в 1890-х годах, было представлено сторонниками Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), которая в 1903 году раскололась на два движения — большевиков во главе с В. И. Лениным и меньшевиков. Помимо РСДРП, сюда входила также Социалистическая-революционная партия.

В 1918-1922 годах малочисленным и густонаселенным народам России была предоставлена автономия в составе РСФСР. В то же время продолжалось формирование более крупных национальных образований — Союза Суверенных Советских Республик РСФСР. Летом 1922 года процесс объединения советских республик вступил в свою завершающую фазу. Советское партийное руководство подготовило проект объединения, который предусматривал присоединение союзных республик к РСФСР на правах автономий. Автором этого проекта был Сталин, который в то время был народным комиссаром по делам национальностей. Ленин считал этот проект нарушением национального суверенитета народов и настаивал на создании федерации равноправных союзных республик. 30 декабря 1922 года I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик отверг сталинский «проект автономизации» и принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик, в основу которых был положен план федеративного устройства, требуемый Лениным.

В январе 1924 года II Всесоюзный съезд Советов утвердил Конституцию нового Союза. Согласно Конституции, СССР являлся федерацией равноправных суверенных республик, которые имели право свободного выхода из состава Союза.

Процесс формирования СССР как государственного образования происходил в условиях жестких и быстрых перемен после распада Российской империи. Эти изменения не оставили равнодушными культуру и науку. Многие ученые, общественные деятели подвергались политическим преследованиям. Не остались в стороне и представители философских наук.

Отношение к философии права в СССР

В первые послереволюционные годы в России поддерживался высокий уровень юридико-философской мысли, особенно в Академии наук. Однако постепенно изучение философии права прекратилось уже в 1920-х годах. В марксистско-ленинской трактовке философия права теряет свое философское содержание и функционирует как один из аспектов теории государства и права Ї обобщающая, общетеоретическая дисциплина в системе юридических наук.

В марксистской версии юридический позитивизм прочно утвердился в юриспруденции, где доминирующим принципом становится «абсолютный суверенитет государства», а закон понимается как «воля правящего класса как выражение и кодификация воли экономически господствующего класса». Таким образом, возникновение и существование права объясняется его потребностью в нормативном регулировании общественных отношений в интересах экономически господствующего класса. Функциональное назначение закона сводится к контролю над поведением людей, а не к обеспечению их свободы.

Впоследствии марксистская позиция о классовом волевом содержании права была применена советской юриспруденцией к внутреннему праву. Марксистско-ленинская теория считает, что право — это явление, исходящее от государства и полностью определяемое его волей. Провозглашая примат государства над законом, марксизм вступает в конфликт с теорией верховенства права, которая не отрицает ведущей роли государства в законодательстве, но считает, что само государство должно быть подчинено законам, а не стоять над ними.

Таким образом, марксистско-ленинская философия права недостаточно учитывает роль субъекта-Ї личности в возникновении права как его исходной реальности, растворяет субъекта в общественных отношениях, выдвигает классовые экономические причины в качестве основы возникновения, функционирования и угасания права.

Революция 1917 года с силой изгнала упрямое нежелание видеть в праве систему регулирования, обусловленную внутренними потребностями функционирования и развития дифференцированного общества как такового, а не только классово-антагонистическими фазами социальной истории. Декрет о суде от 22 ноября 1917 года упразднил старую судебную систему и установил, что новые суды могут ссылаться на дореволюционные законы только в той мере, в какой они не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию.

Требование чистоты и ясности сознания эмансипированного пролетариата вытекало из идеи, что идеология, как ложное общественное сознание, производится социальным верхом и может заразить эксплуатируемый низший класс. Уже таким образом, начиная с самых высоких теоретических уровней юриспруденции, мысль вытеснялась идеологией. В результате «интуитивное право вообще» было заменено марксистским образом классового права как объективного пролетарского права.

Советская правовая теория 20-30-х годов дала пример более философского обоснования права, выходящего за рамки формализма, отведенного ему марксистской доктриной. П. И. Стучка, «признавал основополагающим правообразующим признаком не равенство субъектов, а классовый характер общества, что оправдывает сохранение правового регулирования до вероятного исчезновения классов».

Классовый центризм разрушил центральную идею философии права Ї идею права как социальной геометрии свободы нескольких равных субъектов. Тем не менее, автор старался избегать крайностей в отождествлении закона и права, что удерживало его построения на краю философской культуры.

В то время в умах преобладал правовой нигилизм, который был отложен до полной победы коммунизма. Правовая сфера не ищет критериев прогрессивности общества.

Особенности философских и правовых доктрин в СССР

Сущность, положение и роль государства в обществе, в его отношениях с гражданами были рассмотрены В.И. Лениным еще до Октябрьской революции 1917 года в работе «Государство и революция», а затем в лекции «О государстве», прочитанной после революции.

В своих работах он обосновал идею о том, что «государство — это машина для угнетения одного класса другим, машина для удержания других подчиненных классов в повиновении одному классу». Государство трактовалось как институт в политической системе классового общества, который управляет обществом и защищает его экономическую и социальную структуру.

Вслед за К. Марксом и Ф. Энгельсом В.И. Ленин раскрыл свое отношение к государству как историческому, важному и необходимому социальному институту, но призванному «исчезнуть» при создании бесклассового общества. И поскольку рабочие и крестьяне пришли к власти в стране, государство должно отражать их интересы и защищать страну и отечество рабочих и крестьян.

В дальнейшем роль и место государства в развитии страны были обусловлены объективными потребностями, которые возникали перед ним в различных сферах жизни общества и граждан. Конечно, в первую очередь, это были взгляды В.И. Ленина. Он утвердил существование государственной власти как диктатуры пролетариата, сформулировал идею федерации социалистических республик советов, заложил основы развития федерализма, установил принципы взаимоотношений СССР с другими государствами мира. Его социально-экономические статьи выражали идеи о взаимоотношении государства и личности, о правах и обязанностях человека как необходимом условии поддержания целостности и функциональности общества и его развития. Взгляды Ленина на природу государства и его роль в жизни общества и человека нашли отражение в создании Российской Федерации, а затем Союза Советских Социалистических Республик, в формировании их прав вплоть до выхода из Союза и создания независимых республик.

В этот период в стране сформировалась «пролетарская правота». Впервые этот термин появился в официальных документах в 1918 году, в работах Стучки, Козловского, Крыленко. Оно формировалось как средство управления страной, «пошедшее» от потребностей развития новой государственности и в достаточно сложных условиях экономической разрухи, социальной катастрофы, гражданской войны и иностранной интервенции.

Застрял. О пролетарском праве можно говорить только как о праве переходного периода, периода диктатуры пролетариата, или уже как о праве социалистического общества в его совершенно новом смысле, ибо с упразднением государства как органа угнетения в руках того или иного класса общественный строй будет регулироваться не принуждением, а сознательной доброй волей трудящихся, то есть всего нового общества.

Критерий определения первоначального основания права работников на правосудие. Этот критерий гораздо яснее, чем свобода и равенство человека (никто не дал конкретного определения человека, не больше, чем свобода и равенство). Право развивается, а право — это атрибут развивающегося общества, социально-исторического организма, находящегося в непрерывной, диалектической связи с природой.

Пашуканис. В своих работах он исходил из того, что «буржуазное право» — это наиболее исторически развитая форма права, согласно которой не должно и не может быть никакого права, в том числе и «пролетарского». Он писал, что «. Мораль, право и государство — это формы буржуазного общества. Если пролетариат вынужден их использовать, это не означает, что эти формы можно развивать в направлении наполнения их социалистическим содержанием. Они не способны вместить это содержание и должны умереть в процессе его реализации. Тем не менее, в нынешнюю переходную эпоху пролетариат должен использовать эти формы, унаследованные от буржуазного общества, в своих классовых интересах и тем самым исчерпать их до конца».

После совещания «По вопросам советской государственно-правовой науки», проходившего в Москве с 16 по 19 июля 1938 года, развитие философско-правовых взглядов на природу права, соотношение государства, права и закона практически зашло в тупик. В окончательном варианте заседания следующее определение.

Таким образом, российская юридико-философская мысль имеет глубокие и мощные исторические корни. В процессе своего развития она приобрела характерные черты, присущие как отечественному, так и мировому философско-правовому знанию. Огромное значение русские мыслители придавали проблеме соотношения права и нравственности, морального оправдания закона и борьбы с правовым нигилизмом — явлением, характерным не только для народного сознания, но и для сознания интеллигенции.

Заключение

Философия права в марксистско-ленинской трактовке теряет свое философское содержание и становится одним из аспектов теории государства и права Ї обобщающей, общетеоретической дисциплиной в системе юриспруденции. Марксистский юридический позитивизм утвердился в юриспруденции, лейтмотивом которой был «абсолютный суверенитет государства», а право понималось как «воля правящего класса, закрепленная в законе». Марксистская правовая философия исходит из тезиса, что право является выражением и закреплением воли экономически господствующего класса. Таким образом, возникновение и существование права объясняется необходимостью нормативного регулирования общественных отношений в интересах экономически господствующего класса. Функциональное назначение закона ограничивается контролем над поведением людей, а не обеспечением их свободы.

Марксистская концепция не выдержала испытания временем. Однако это не означает, что проблемы, которые марксизм ставит как самые важные философские проблемы, не существуют. Например, марксистская разработка проблемы отчуждения в свое время легла в основу «критической теории» философов Франкфуртской школы Маркузе, Адорно и других, которые называли свое учение неомарксизмом. Философия и практика марксизма также привели к рождению персоналистских и экзистенциалистских концепций как в Европе, так и в России. Поэтому в сегодняшней России, свободной от политизированного и идеологизированного марксизма, в условиях интеллектуальной свободы возрождение древней культуры философской мысли осуществляется через разработку вопросов, поставленных, в том числе, и марксистской философией.

Список литературы

  1. Аронов Д.В. типология государственной власти в России в феврале — октябре 1917 года / Д.В. аронов // история государства и права — 2017 № 19 — с.3-17.
  2. История политических и правовых учений / под общ. ред. С. Нерсесянц. — М.: Флинта, 2006. — 736 с.
  3. История философии / под ред. С.В. Кириллова, С.И. Попова, А.Н. Чумакова. — М.: Юристъ, 2006 г. — 304 с.
  4. Нерсесянц, В.С. Философия права / В.С. Нерсесянц. — М.: НОРМ, 2007 г. — 652 с.
  5. Некишев, В.Л. Философия права / В.Л. Некишев. — Владимир: Владимирский юридический институт Министерства юстиции Российской Федерации, 2010 г. — 147 с.
  6. Соловьев С.М. История России / С.М. Соловьев — М.: Эксмо, 2009 с. -1024.
  7. Философия права / под редакцией О.Г. Даниляна. — М.: Эксмо, 2005 с. — 416 с.
  8. Шелохаев В.В. Влияние революции 1917 года на трансформацию либеральной модели преобразования России / В.В. Шелохаев// История государства и права — 2017г. № 19 — S.3-12
  9. Алексеев С.С. Философия права. М., 2005.