Для связи в whatsapp +905441085890

Закон как философская категория

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Истоки и смысл русского коммунизма
  2. Философские взгляды Чокана Валиханова
  3. Философско-правовые учения в СССР
  4. Постклассическая философия XIX–начала XX веков
  5. Философский смысл проблемы бытия
  6. Категории диалектики
  7. Природа как объект философского осмысления
  8. Диалектика. Закон отрицания отрицания
  9. Историко-философская концепция Гоббса
  10. Вопросы философии науки в работе Г. Риккерта «Науки о природе и науки о культуре»

Введение

Каждая наука, какую бы область действительности она ни изучала, представляет собой не только систему законов, но и систему определенных категорий, наиболее общих понятий, свойственных данной науке. Философия разработала свою собственную систему категорий. Философские категории — это такие понятия, которые отражают наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности. Прежде всего, это категории материи, сознания, движения, пространства и времени. В философии закон понимается как обобщенное отражение объективных связей и отношений вещей, позволяющее описать существенные свойства явлений и процессов, которые могут повторяться при определенных условиях. В статическом смысле каждая отдельная философская категория может рассматриваться как закон особого рода, поскольку каждая категория отражает нечто существенное и особенное в вещах, что отличает ее по отношению ко всему миру.

История законов в философии

Первые философские построения, возведенные различными философскими школами в ранг законов, возникли на заре развития философии и науки в целом. Например, конфуцианцы в древнем Китае, озабоченные проблемой государства и этики, считали, что судьба человека предопределена Небом в соответствии с законом чжэнь. Даосы, в свою очередь, размышляли о Дао, фундаментальном законе природы и естественном порядке вещей, и пришли к выводу, что эволюция происходит через противоположность и в круговом движении, без привязки к какому-либо предмету. На основе многочисленных натурфилософских концепций, начиная с III века до н.э., помимо учения о 5 элементах или первоосновах — воде, огне, металле, дереве и земле, полярных силах инь и ян, идеи ци как первозданной субстанции — возникла идея Ли как закона, принципа, нормативного начала, разумной творческой силы, которая находится в противоречии с ци.

В диалектическом материализме

Энгельс сформулировал «три закона диалектики», которые он получил, интерпретируя диалектику Гегеля и философские работы Маркса:

  • Закон единства и борьбы противоположностей («Движение и развитие в природе, обществе и мышлении обусловлены расщеплением Единого на взаимопроникающие противоположности и разрешением возникающих между ними противоречий путем борьбы»);
  • Закон перехода количественных изменений в качественные («Развитие происходит через накопление количественных изменений в объекте, что неизбежно приводит к нарушению его меры (устойчивого состояния) и к внезапному превращению в качественно новый объект»);
  • Закон отрицания отрицания («Развитие претерпевает постоянное отрицание противоположностей друг другом, их взаимное преобразование, благодаря чему в поступательном движении происходит возврат, в новом повторяются черты старого»).

Главным законом считается закон единства и борьбы противоположностей. В отношении последнего закона можно также сказать, что непрерывность развития осуществляется таким образом, что после второго последовательного отрицания старого новым, новое включает в себя старое в далеком, преобразованном на иной основе.

Законы и категории диалектики тесно взаимосвязаны

Рассматривая основные объективные законы диалектики, легко заметить, что они по существу выражаются и описываются тесной взаимосвязью категорий. Например, закон перехода от количественных изменений к качественным отражает тесную взаимосвязь категорий количества и качества. Поэтому, не зная категорий, невозможно постичь и законы. С другой стороны, знание объективных законов развития природы и общества позволяет понять сущность категорий диалектики. Например, закон единства и борьбы противоположностей дает возможность понять смысл таких противоположных категорий, как: Содержание и форма, необходимость и обусловленность, возможность и реальность и т.д., чтобы раскрыть.

Субъективные идеалисты в XVIII-XIX веках утверждали, что категории существуют только в сознании человека и не имеют ничего общего с реальностью. Так, немецкий философ И. Кант (1724-1804) считал, что еще до того, как человек начинает познавать мир, в его сознании уже существуют категории причинности, необходимости, случайности и другие, с помощью которых он якобы упорядочивает хаотичный мир явлений окружающей действительности. «Объективный» идеалист Гегель рассматривал категории как этапы, моменты в развитии абсолютной Идеи, мирового разума. Некоторые субъективные идеалисты и сегодня пытаются утверждать, что категории — это такие общие понятия, связанные только с непосредственным чувственным опытом субъекта, и что они не имеют никакого отношения к объективному миру, который существует вне человеческого сознания. Реальные события, развитие науки, технический прогресс, личный опыт людей свидетельствуют о том, что категории не придуманы человеком, а являются результатом познания, формами отражения самой объективной реальности в человеческом мышлении. Поэтому аргумент идеалистов в данном случае следует признать несостоятельным.

Философия права Категория диалектики

Важнейшим свойством категорий с точки зрения диалектики следует считать их взаимосвязь, изменчивость, подвижность. Связь категорий настолько тесная, что при определенных условиях они могут превращаться друг в друга: Причина становится следствием, а следствие становится причиной, необходимость становится случайностью, а случайность становится необходимостью и т.д.

Закон взаимного соответствия и диалектический закон единства и взаимопроникновения противоположностей.

Закон единства и взаимопроникновения противоположностей (закон единства и противоречия противоположностей, закон всеобщего противоречия) — один из основных законов диалектики, раскрывающий основание самодвижения и развития. По отношению к другим законам он выступает в качестве «ядра» диалектики. Вместо определения: диалектическое противоречие — это взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон, находящихся во внутреннем единстве и взаимопроникновении. В каждой развивающейся системе существуют противоречия от начала и до конца ее развития. Меняются только состояния, количественные параметры, характер противоречий, их значение в системе.

Основными состояниями диалектических противоречий являются:
1) Гармония;
2) Дисгармонии;
3) Конфликты.

Формула «единство — и — борьба» противоположностей выражает интенсивное взаимодействие «полярных» свойств, функций, сторон определенного целостного объекта. Диалектические противоречия неразделимы, как полюса магнита. Таким образом, в основе закона взаимного соответствия лежит принцип диалектического единства противоположностей с 19 признаками-свойствами. Ведь противоположности как предметы, процессы, величины, силы, состояния, идеи, словом, все, могут образовать единство, т.е. относительно самостоятельную систему, только если одна сторона достаточна для каждого отдельного случая соответствия другой стороне. Согласованность основана на этом соответствии. Поэтому эти два закона неразделимы. Особенность этой диалектической взаимосвязи, которая является исходной чертой самого диалектического единства, состоит в том, что она носит межфункциональный характер. Благодаря этой функциональной взаимозависимости элементы образуют единую систему, которая выступает как элемент другой, еще более обширной системы, и те же процессы повторяются, но уже на другом уровне.

Философское понимание права

Закон — это сущностное отношение, и как таковое оно присуще не отдельному индивиду, конкретному объекту, вещи, а всей совокупности объектов, составляющих определенный класс, вид, порядок и так далее. Следовательно, закон — это существенное общее отношение, определяющее характер «поведения вещей» определенного типа. Как и любая философская категория, понятие права объективно по своему содержанию. Она выражает независимый от нашего сознания факт, что предметы и явления окружающего нас мира имеют присущие им существенные взаимосвязи (отношения), в соответствии с которыми они функционируют и развиваются. Таков онтологический статус закона. Поскольку закон — это существенная связь, отношение сущностей, а сущность — это совокупность основных, внутренних, относительно устойчивых связей (отношений) объекта, то понятие сущности шире понятия закона. Сущность объекта в науке обычно выражается системой научных законов, которые в своей совокупности образуют научную теорию. На каждом этапе своего развития наука создает идеальные модели объективных законов, которые отражают сущность не полностью, а лишь приблизительно, относительно, частично.

Поскольку сущность выражается в явлении, а закон — это определенная сторона сущности, то закон неотделим от явления. Не существует закона «в чистом виде», независимо от «бытийных» связей бытия. Поскольку закон по своей сути является общим, он проявляет себя только через единичное и конкретное, т.е. через явления, не представляя, однако, всего конкретного многообразия действительности. Однако неоспоримое преимущество закона перед явлением заключается в том, что он выражает важнейшие, существенные связи (отношения). По сути, закон — это само явление, взятое в его определяющих сущностях, т.е. это нечто поддерживающее, тождественное явлению.

Существенным признаком права является необходимость, которая, разумеется, реализуется только при наличии соответствующих условий. Каждый объективный закон является частью общей связи явлений. Одновременно с каждым отдельным законом в природе и обществе существует бесконечное множество других отношений (как существенных, закономерных, необходимых, так и несущественных, случайных), которые так или иначе влияют на этот закон. Эти различные связи вместе формируют условия, при которых может быть реализован тот или иной закон. Необходимость закона, таким образом, заключается в том, что при наличии условий, которые служат оптимальной сферой для его проявления, действие закона неизбежно наступает. Отклонение от закона, изменение интенсивности его действия или формы проявления, замена одного закона другим может иметь место только при радикальном, качественном изменении условий, составляющих сферу действия этого закона. Таким образом, естественная связь является в то же время необходимой связью. Закон выражает необходимый характер существенных связей (отношений) объективного мира.

Поскольку необходимость проявляется в форме случайности, закон реализуется в форме случайности, то есть случайность — это форма проявления закона. Закон, проявляющийся в случайных явлениях и процессах, сталкиваясь с этими случайностями, обычно выступает как преобладающая тенденция, как результат действия многих факторов, как среднестатистическое значение. Поэтому законы науки, выраженные соответствующими математическими формализмами, являются не более чем идеализациями, в которых преобладающая тенденция принимается в форме, очищенной от случайностей и искажений.

Присущая закону всеобщность означает бесконечность по отношению к объекту, времени и пространству, т.е. любой закон распространяется на все явления и процессы определенного типа, определенной стадии, определенного класса, другими словами, на бесконечное множество одинаковых объектов без исключения. Этот закон действовал в прошлом, действует в настоящем и будет действовать в будущем, то есть всегда (во времени) и везде (в пространстве). Таким образом, закон является формой всеобщности и бесконечности в материальном мире. Поскольку закон имеет существенный, необходимый, всеобщий характер, он в то же время является устойчивой, постоянной, повторяющейся связью между явлениями.

Заключение

Философская категория «право» — одна из важнейших частей, которой во все времена уделялось и уделяется время. Эта категория сформировалась в результате длительного процесса развития философской мысли. Но философские законы часто предстают как концентрированное содержание этих философских систем. Однако вопрос о существовании объективных законов как таковых зависит от занимаемой философской позиции и не всегда подразумевает существование каких-либо философских законов.

Список литературы

  1. Шептулин А.Г. Природа и специфика философских категорий. М., 1973.
  2. Друянов Л.А. Право в системе философских категорий. М., 1973.
  3. Е.А. Сидоренко Закон // Новая философская энциклопедия / Институт философии РАН, Национальный соц. — Научный фонд. Президиум научно-редакционного совета В.С. Степин. — 2-е обновленное и дополненное издание. — М.: Мысль, 2010.
  4. Зубков И.Ф. Курс диалектического материализма. — Москва, Издательство Университета дружбы народов, 1990.