Для связи в whatsapp +905441085890

Историко-философская концепция Гоббса

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Философский смысл проблемы бытия
  2. Закон как философская категория
  3. Категории диалектики
  4. Природа как объект философского осмысления
  5. Диалектика. Закон отрицания отрицания
  6. Историко-философская концепция Гоббса
  7. Проблема первоначала в античной философии
  8. Основные законы материалистической диалектики
  9. Предмет философии права
  10. Закон отрицания отрицания и Закон перехода количественных изменений в качественные

Введение

Семнадцатый век… Начало буржуазной философской мысли в основных странах Западной Европы. На основе гениальных достижений интеллектуальной культуры эпохи Возрождения начали зарождаться элементы новой механистической концепции мира. Состоит из великой системы Бэкона, Декарта, Гоббса, Спинозы, Лейбница. Они соответствуют духу эпохи и выражают ту временную победу, которую в XVII веке в борьбе двух одинаково односторонних методов — сенсуализма и рационализма — одержал второй из них. Поэтому семнадцатый век называют и веком великих систем, и веком более геометрически выписанных философий, и, в целом, веком рационализма.

Ренессанс подарил XVII веку нерешенные проблемы теории познания и метода — ощущение или разум, интуиция или рассудок, пантеистическая диалектика или строгая математика, чтобы проложить путь к истине? Должно ли познание быть аналитическим или синтетическим? Философия XVII века поставила проблему метода в более резкой форме, чем когда-либо прежде.

Рационализм, который начал брать верх после Бэкона, пустил глубокие корни в экономической, технической и, соответственно, научной деятельности эпохи. «Мир рационально упорядочен» — это означает, что он может быть разложен путем анализа на логически последовательные и математически точно описанные компоненты. Гоббс, который стремился понять каждый процесс как рациональный, уподобил общество хитроумно сконструированному механизму. У Спинозы сама природа разворачивалась в манере евклидовой геометрии. Лейбниц направил свой рационализм на измерение идеального, и в этом смысле божественного, разума, в лоне которого познание вещи тождественно ее созданию.

Семнадцатый век ознаменовался подъемом чувства личности, продолжая разрушение средневековой феодальной системы ценностей, присущей эпохе Возрождения. Предприимчивый купец и любознательный ученый теперь стали воплощением человеческого идеала. На смену средневековой антиномии «человек создан по образу и подобию Божьему, и Бог создал для него природу, но человек отягощен первородным грехом и не может избежать бездны искушения» пришла другая: «человек свободен и равен Богу, но он лишь маленькое звено в великом механизме природы». Отсюда проблема: естественный порядок вещей гармоничен, и место человека в нем достойно, но тот же порядок вещей неумолим для человека, если он отклоняется от него.

Этот вопрос стал еще более актуальным в двадцатом веке: Как найти место для всех в условиях разрушения старых отношений и формирования новых, буржуазных? Как жить в «нечеловеческом» мире с глубокими социальными противоречиями? Ни Декарт, ни Гоббс, ни Спиноза, ни Лейбниц не смогли избежать этого вопроса.

Прогресс технических искусств, навигации, торговли и науки был обнадеживающим и стимулирующим, но социальные последствия этих инноваций были неясны. Гоббс и Спиноза, например, были далеки от того, чтобы видеть окружающую их действительность в радужном свете и представлять будущее человека в ослепительном сиянии.

Каждая из философских систем XVII века диалектически отрицала предыдущую, что было конкретизацией общего процесса развития философской мысли, во-первых, как борьбы идеализма и материализма, во-вторых, как сохранения и укрепления преемственности внутри каждой из двух основных традиций решения основного философского вопроса. Синтез этих двух «линейных» отношений, протекающих в разных «измерениях», в конечном итоге приводит к «спирали» исторического и философского прогресса.

Основная борьба в XVII веке развернулась между материализмом и атеизмом, которые начали наступление на идеализм и религию, охранявшую традиционные феодальные нормы жизни. Усложнение этого основного теоретического противоречия стало следствием множественности противоречий в социальной реальности.

Большинство философов XVII века считали, что философия может и должна стать наукой. В целом, они стали рассматривать науку, знания как высшую ценность, практическое применение которой для удовлетворения различных потребностей людей только еще больше повышает познавательную активность разума. Они были в состоянии пойти дальше биша.

Историческая эпоха и личность Гоббса

Великий английский материалист Томас Гоббс (1588 — 1679) был современником английской гражданской революции, которая положила начало новой эре в истории Англии. Гоббс был современником раннего и высшего этапов развития Английской революции. Политическая жизнь того времени сильно повлияла на его философскую мысль. Гоббс жил в то время, когда революционная борьба велась под знаменем религиозного протестантизма. В интеллектуальной жизни Англии того времени значительную роль играла передовая часть аристократии, которая была ближе к буржуазии. Его теоретики видели в науках, которые более или менее непосредственно служили практике, модель знания.

В связи с борьбой против феодальной идеологии возрастает интерес к вопросам религии, религиозной терпимости, конституционного права. Юристы и публицисты английской буржуазии пытаются объяснить происхождение общества и государственной власти из законов и свойств человеческой природы. Человеческая природа рассматривается как продукт внешнего мира. За механистическим объяснением природы следует механистическое объяснение явлений общественной жизни. Все эти тенденции нашли яркое выражение в философии Т. Гоббса.

Гоббс учился в Оксфорде, а после завершения университетского образования, которое состояло из изучения теологии и античной философии, он оказался в образованной аристократической среде.

Четыре поездки Гоббса за границу сыграли большую роль в формировании его философских взглядов и, в некоторой степени, политических убеждений. После поездки во Францию и Италию Гоббс стал секретарем Фрэнсиса Бэкона. В Париже, который в то время был центром математических исследований, Гоббс изучал математику и естественные науки. Здесь он находился в постоянном контакте с французским материалистом и популяризатором учения Эпикура П. Гассенди. В Женеве он случайно познакомился с «Элементами геометрии» Евклида и был потрясен неожиданностью и в то же время строгим доказательством теоремы Пифагора. У него было желание сделать математический и дедуктивный метод основой политической, философской и вообще всей научной мысли. Учения Коперника, Кеплера, Галилея и Гарвея сыграли важную роль в научном развитии Гоббса. Особое влияние на него оказал диалог Галилея о двух главных системах мира, и, встретившись с ним в Италии, он разделил с ним его стремление объяснить все существующее в терминах универсального механического движения. Вскоре после возвращения в Англию он стал свидетелем первых взрывов революционных событий. Обострение социальных противоречий естественным образом ориентировало его на общественно-политические проблемы. В 1640 году он опубликовал свою первую работу по этим вопросам, «Элементы законов», в которой он предстает как убежденный сторонник монархии.

Изменения в политической ситуации вынудили его эмигрировать во Францию в начале 40-х годов XIX века (1640 — 1651).

Здесь Гоббс ведет очень активную жизнь: Он пишет работы, участвует в собраниях, проводит дискуссии по актуальным вопросам. В это время Гоббс начинает работать над своим главным трудом «Основы философии», который состоит из трех частей: «О теле», «О человеке» и «О гражданине». Большие беды на родине, неисчислимые жертвы Гражданской войны заставили Гоббса начать свою работу с конца.

В 1642 году он опубликовал трактат «О гражданине», надеясь, что декларация прав верховной власти поможет положить конец гражданской войне. Но война продолжалась, и в 1645 году Гоббс написал еще одну, самую известную свою работу на эту тему, «Левиафан». «Левиафан» является наиболее полным и систематическим изложением социально-политической теории Гоббса, а также философским обоснованием этой теории. Книга состоит из четырех частей. В первой части излагается учение о человеке. Вторая часть посвящена происхождению и природе государства. Третья и четвертая части книги содержат критику претензий церкви на власть над государством. Опять же, это рационалистическое толкование Писания.

Гоббс назвал государство в честь «Левиафана», мифического библейского чудовища, намекая на правомерность рассматривать его как вершину земной власти — своего рода Бога на земле.

Взгляд Гоббса на мир не может быть оценен однозначно. В его философских взглядах много отклонений от материализма в сторону идеализма и субъективизма. Ограниченность механистическо-метафизического материализма Гоббса, его методологии и эпистемологии не подлежит сомнению. Социальная доктрина автора «Левиафана» противоречива. Атеизм Гоббса также непоследователен. Он отверг Бога, требуя Его признания и поклонения. Он критиковал религию и настаивал на ее сохранении и использовании в интересах государства.

И все же имя Гоббса навсегда вошло в историю философии. Представители передовой философской и общественной мысли отметили его большой вклад в сокровищницу интеллектуальной культуры человечества. Принадлежа к далекой от нас эпохе, Гоббс продолжает привлекать внимание и интерес тех, кто помнит выдающихся мыслителей прошлого и борется за торжество научного познания мира.

«…Я зажигаю свет разума». Эти слова Гоббса, обращенные к читателям его сочинения «О теле», могли бы послужить эпиграфом ко всем произведениям английского философа, посвященным благородному делу борьбы с «царством тьмы», с невежеством, делу утверждения истины.

Предмет философии

«О философии, основы которой я собираюсь здесь изложить, вы, дорогой читатель, не должны думать как о чем-то, с помощью чего можно получить философский камень, или как об искусстве, представленном в трактатах по метафизике», — писал Гоббс в своем обращении к читателю, в своем эссе «О теле». Здесь ему удалось с наибольшей полнотой раскрыть свое понимание предмета философии, определить круг тем, которые, по его мнению, должны быть подвергнуты философскому исследованию.

Гоббс не только выступал против схоластики, как и другие ведущие мыслители его времени, но и углубил пропасть между материалистической философией и схоластикой. Он отвергал бэконовские «формы» и придавал значение только материальным и действующим причинам.

Методологически значимым в его определении философии является то, что оно провозглашает познание причины и следствия как основную задачу и цель философской науки. «Философия — это знание, полученное правильным мышлением, которое объясняет действия или явления из известных нам причин или производных причин, и, наоборот, возможные производные причины из известных нам причин».

Отождествляя философию с познанием причинно-следственных связей, Гоббс имеет в виду только материальные и действующие причины. И то, и другое он интерпретирует с точки зрения механического материализма как прямое или опосредованное действие одного тела на другое. Действующая причина — это активное тело, а тело, получающее эффект, — материальная причина. Вместе они образуют так называемую полную причину, которой вполне достаточно для объяснения любого действия. Гоббс принципиально отвергает так называемые формальные и целевые причины, утверждая, что «на самом деле и те и другие являются действующими причинами».

Начиная с определения философии, Гоббс также проясняет вопрос о ее объекте. «Объектом философии, или материей, с которой она имеет дело, является каждое тело, происхождение которого мы можем понять научными терминами, и которое мы можем сравнить в некотором отношении с другими телами; другими словами, каждое тело, в котором происходит соединение и разделение, то есть каждое тело, происхождение и свойства которого мы можем знать».

В понимании предмета философии Гоббс делает значительный шаг вперед, решительно преодолевая «теистические предрассудки бэконовского материализма».

Философия Гоббса — это учение о теле, и только о теле. Все, что не является телом или свойством тел, полностью исключается им из предмета философии. Отсюда категорический вывод: «Философия исключает теологию». Учение о природе и атрибутах Бога, которое является предметом теологии, не может и не должно быть предметом научного, философского познания, ибо «там, где нет ни происхождения, ни атрибутов, философии нет дела» (там же). Разделение философии и теологии было фундаментальной задачей века.

Для Гоббса философия исключает:

  1. То, к чему научные рассуждения неприменимы;
  2. Все ложные, сомнительные или плохо обоснованные доктрины;
  3. Знание, источником которого является то, что называется божественным внушением или откровением, и вообще все то, что опирается не на естественный человеческий разум, а на авторитет Церкви, и другие вещи, которые составляют предмет веры, а не науки;
  4. Знание, которое не приобретается путем правильного рассуждения, а имеет своим источником восприятие и память, т.е. «дано нам сразу от природы».

История, как естественная, так и политическая, как историческое знание, не основана на логических рассуждениях.

Правильное рассуждение, направленное на познание тел и их свойств, на исследование причинно-следственных связей, является, таким образом, основой и в то же время важнейшей характеристикой научного или философского мышления.

В своем трактате о человеке…. Гоббс характеризует науку следующим образом.

«Под наукой (scientia) мы понимаем истины, содержащиеся в теоретических утверждениях, то есть в общезначимых предложениях и выводах из них. Когда мы озабочены только достоверностью фактов, мы говорим не о науке, а о познании (cognitio)».

Оценивая интерпретацию и понимание Гоббсом вопроса о предмете философии, стоит подчеркнуть три момента.

Полный отказ от теории двойной истины, которая предполагала признание существования двух равноправных истин: религиозно-теологической и научно-философской. Он придал радикальное заострение концепции «двух истин», и нет ничего более далекого от философских взглядов Гоббса, чем компромиссы двойной истины. Есть только одна истина — та, которая достигается с помощью философии.

Отождествление философии и науки, стремление сделать философию строго научным знанием, чтобы вырвать ее, наконец, из-под влияния схоластики.

Сведение предмета философии к изучению происхождения и свойств тела, к познанию материальных и действующих причин. Это убедительное доказательство философского материализма Гоббса.

Философия, согласно Гоббсу, интересуется изучением любого тела, и она делится на философское изучение природы и государства. Первого интересуют естественные тела, которые являются продуктами природы. Последняя изучает явления общественной жизни, прежде всего государство, которое является искусственным политическим органом, созданным самими людьми на договорной основе. Для того чтобы познать государство, необходимо сначала изучить человека, нравы и склонности людей, объединенных в гражданское общество. Это делается с помощью этики, или моральной философии, которая, согласно Гоббсу, предшествует философии политики.

Методы философии

Необходимой и неотложной задачей Гоббс считал разработку нового метода научного и философского познания, а также определение предмета философии. При создании своей методологии он опирался, с одной стороны, на идеи Бэкона, основателя эмпирико-индуктивного метода, а с другой — на «Правила для руководства ума» Декарта, который был основателем дедуктивно-рационалистического метода. Он также применил некоторые методологические принципы Галилео Галилея, создателя нового естествознания, который разработал экспериментальный метод исследования природы. Галилей указал на существование двух взаимодополняющих методов познания: детерминативного или аналитического и композиционного или синтетического.

На основе этого Гоббс разработал два метода.

Аналитический или сепаративный метод заключается в «разделении объекта на его существенные элементы». Соединение последних осуществляется с помощью синтетического, или соединительного, метода. Используется либо один, либо другой метод, или даже оба вместе. «Выведение принципов из чувственных восприятий осуществляется аналитическим методом, все остальное — синтетическим».

Чувственное восприятие дает нам знание о том, что что-то существует, но ничего не говорит нам о его «природе». Природа вещей познается не с помощью органов чувств, а с помощью разума. Чтобы понять природу вещи, разум должен сначала разложить (разделить) ее на составные части, а точнее, на части ее природы. Это достигается с помощью анализа. В результате мы получаем общие и существенные свойства, составляющие природу каждой вещи.

Гоббс демонстрирует использование аналитического метода на примере исследования свойств квадрата и золота.

Согласно Гоббсу, аналитический метод также является методом восхождения «от явлений или действий к возможным причинам». Он подчеркивал ее гипотетический, вероятностный характер, поскольку знание последствий (действий) не дает и не может дать абсолютно достоверного знания о причинах, вызвавших эти последствия (действия). Это отличает аналитический метод от синтетического, который приводит к знанию следствий на основе знания причин и дает надежное, истинное знание.

Аналитический метод используется прежде всего в естествознании, поскольку там мы восходим «от чувственных данных к первым принципам», от явлений или следствий к возможным причинам этих явлений. Особенно это касается физики.

Согласно Гоббсу, при изучении управления, права и морали можно использовать как аналитический, так и синтетический метод, поскольку мы можем прийти к знанию «первых принципов» политики и морали эмпирическим путем, отталкиваясь от собственного жизненного опыта и, так сказать, исследуя собственную душу. И мы придем к тому же выводу, что и те, кто использует синтетический метод и исходит из «первых принципов философии», а именно, что «страсти и психические движения людей должны быть ограничены каким-то авторитетом, ибо иначе люди вечно воевали бы друг с другом».

Синтетический метод начинается с того, чем заканчивается аналитический метод — с общих понятий или «первых принципов». По мнению Гоббса, в качестве таковых могут выступать только определения. Он уделял большое внимание определению терминов. «…Каждое предложение, имеющее всеобщее значение, является либо определением, либо частью определения, либо получает свою очевидность из определений».

Определения, выполняющие важную эпистемологическую и методологическую функцию, Гоббс противопоставил догматическим предложениям, которыми оперировала схоластика.

Природа боится пустоты, природа ничего не делает напрасно и т.д. Гоббс заявил, что такие предложения не имеют научной ценности, что они не сразу правдоподобны и в то же время не могут быть доказаны и, вообще говоря, часто бывают ложными. Гоббс видел главную проблему схоластики, которая делала много бессмысленных и абсурдных заявлений, в том, что она игнорировала определения и не начинала устанавливать значение своих терминов. Гоббс считал необходимость установления определений самым важным требованием своего метода. «…Во всех отраслях науки определения должны быть на первом месте, чтобы сделать возможным истинное доказательство».

Философия природы

«Как мысли… у Гоббса не более чем чисто внешняя, механическая операция перечисления, так и природа для него не субъект как живое существо, а как мертвый объект….. и поэтому его натурфилософия — это не философия природы, а учение о телах и движениях…».

Учение о телах и их свойствах лежит в основе натурфилософии Гоббса. Здесь он стал видным выразителем механистического материализма, который рассматривает Вселенную как «совокупность всех тел», наделенных протяженностью и находящихся в движении или покое. Согласно Гоббсу, «…тело — это все, что не зависит от нашей мысли и совпадает или имеет равное продолжение с любой частью пространства».

Объективность, с одной стороны, и протяженность, с другой, являются, таким образом, наиболее важными свойствами тела в представлении Гоббса. Перед нами убежденный материалист, но материалист, который лишил материю, предметы и тела внешнего мира, всех их многообразных свойств, кроме протяженности. Материальность сводится Гоббсом к протяженности. «Сущность тела есть протяжение», — утверждал Гоббс. Гоббс понимал протяженность, способность тела занимать определенную часть пространства, измеряемую длиной, шириной и глубиной, как аксиому, присущую всем телам, имеющую, так сказать, атрибутивный характер, «и без протяженности или какой-либо формы нельзя представить ни одно тело».

Из сказанного уже ясно, что существуют не только тела. Помимо них существуют их свойства, Гоббс называет их случайностями. Случайности — это свойства тел, которые никогда не существуют отдельно от них. Это «особое свойство тела, благодаря которому оно производит в нас представление о себе». С помощью анализа философия приходит к основным действиям тел: протяжение, место, движение, покой. Гоббс считал расширение самой важной аксиомой.

Движение и покой, по мнению Гоббса, принадлежат многим, но не всем телам. Еще более оторванными от тела являются тактильные, слуховые, цветовые и другие качества, которые появляются и исчезают и зависят не столько от тела, сколько от воспринимающего субъекта. Эти качества тел постоянно меняются, но само тело остается.

Расширение, таким образом, представляет для Гоббса реальное, объективное пространство, которое следует отличать от воображаемого пространства, существующего только благодаря воздействию отдельных тел на наше сознание. «Воображаемое пространство — это накопление сознания, размер его — накопление тела, существующего вне сознания».

Гоббс подходит к проблеме времени аналогичным образом. Понятие времени выражает лишь идею или образ, который движущееся тело оставляет в нашем сознании. В противном случае, утверждает Гоббс, мы не сможем воспринимать время отдельно от движения. Но время — это не только образ движения. Оно также выражает порядок смены событий, обозначаемых словами «до» и «после». «Определение времени, таким образом, должно быть исчерпывающим: время — это фантом движения, поскольку мы представляем в движении то, что приходит раньше, и то, что приходит позже, или последовательность». Как можно видеть, Гоббсу удалось выразить в своем определении времени некоторые из его существенных аспектов; постоянство и особенно его отношение к движению. Идея Гоббса о зависимости пространства и времени от движения тел предвосхитила некоторые выводы современной физической науки. В то же время он поставил под сомнение объективность времени, заявив, что «время существует не в самих вещах, а только в мысли, осуществляемой нашим разумом» (там же). Если учесть зависимость нашего календаря от движения солнца и луны, то напрашивается вывод, что «время вообще не существует, не существовало и не будет существовать».

Чем объясняется нерешительность материалиста Гоббса в вопросе об объективной природе пространства и времени?

В то время существовали две концепции пространства и времени: субстанциональная и реляционная. Субстанциальная концепция отождествляла пространство с пустотой и считала его вместилищем всех тел, а время рассматривалось как чистая длительность, в которой происходят все реальные события. Ей противостояла реляционная концепция, согласно которой пространство и время не существуют самостоятельно, а являются результатом взаимодействия материальных объектов и процессов.

Заключение

Какова историческая судьба философской системы Томаса Гоббса?

Если говорить о материализме Гоббса, то он был воспринят и развит его соотечественниками: Локк и Толанд. Перед первым стояла задача, которую не решил Гоббс, — установить происхождение знаний и идей из мира чувств и детально разработать принципы материалистического сенсуализма. Вторая обогатила материализм Гоббса предложением о движении как атрибуте материи, ее существенном и неотъемлемом свойстве. Это был значительный вклад в учение о материи, помогающий преодолеть ограничения гоббсовского материализма в понимании движения, метафизического представления о том, что движение привносится в материю извне, передается ей «перводвигателем».

Если говорить о социологии Гоббса, о его доктринах государства, то они оставили очень заметный след в истории социально-политической мысли. Вряд ли можно найти другого теоретика государства, права и морали, который пользовался бы таким же вниманием, как Гоббс. И лишь немногие другие подвергались таким нападкам за свои труды, как Гоббс за свои труды. Достаточно сказать, что только в Англии в течение 1650-1700 годов было опубликовано более сотни произведений, прямо или косвенно противостоящих идеям «Левиафана».

Среди идейных противников Гоббса были ревностные роялисты, его критиковали философы-идеалисты, боровшиеся против материализма и идеализма, на него нападали воинствующие защитники англиканской церкви, а также университетские круги.

Но у философа и социолога Гоббса были не только враги, но и единомышленники в Англии, Франции, Германии и Голландии.

Многие политические и экономические идеи Гоббса были развиты Джоном Локком и Адамом Смитом. Что касается этики Гоббса, то Б. Мандевиль — их своеобразный преемник. С точки зрения Гоббса, в «Басне о пчелах» он выразил эгоизм, тщеславие, жадность, зависть и другие негативные моральные качества. Но в отличие от Гоббса, Мандевиль не рассматривал их как препятствия или помехи для создания и функционирования гражданского общества. Напротив, он был убежден, что «пороки частных лиц» служат благом для государства, толчком к его процветанию и величию.

Много сходства с философскими и социологическими взглядами Гоббса, с его этическими взглядами у французских материалистов и эпохи Просвещения. От его теории договора и возникновения государства ведет к «общественному договору» Руссо. Однако французские мыслители, как идеологи французской буржуазной революции, отличались от Гоббса своим демократизмом и стремились создать общество свободы и равенства. В области морали, как известно, французские мыслители эпохи Просвещения придерживались теории «рационального эгоизма», суть которой заключалась в призыве к сочетанию личных интересов с общественными путем ограничения самолюбия, сдерживания аффектов и страстей.

Социология Гоббса оказала большое влияние на политическую мысль Б. Спинозы. Однако, отходя от гоббсовской концепции естественного права, верховной власти и государственного суверенитета, голландский мыслитель отстаивал и обосновывал иной общественный идеал: он стремился к такому общественному строю, в котором люди будут свободными и добродетельными.

Идеи Гоббса оказали неоспоримое влияние на классическую немецкую философию, особенно на ее родоначальника И. Канта. Взгляды Гоббса на человека совпали с мыслями Канта «об изначальном зле в человеческой природе» (так он назвал одну из своих статей, позже опубликованную как глава в работе «Религия в пределах одного лишь разума»). Кант также разделял некоторые положения теории государства Гоббса, например, идею абсолютного повиновения подданных верховной власти. Но весь дух теории государства и права Канта, и в еще большей степени его этики, был, конечно, совершенно иным. Немецкий мыслитель, как известно, уповал не на нравственное чувство человека, не на «естественный закон», возведенный государством в ранг гражданского права, а на исполнение человеком своего нравственного долга. Таким образом, если идеи Гоббса послужили для Канта отправной точкой, то в своем интеллектуальном развитии он пошел в противоположном ему направлении.

Российская общественность также интересовалась наследием Гоббса. В девятнадцатом веке «Начальные основания философии о гражданине» Томаса Гоббса в переводе.

Список литературы

  1. Гоббс Т. «Избранные произведения» в 2-х томах. М., 1964
  2. Александров Г.Ф. «История западноевропейской философии».
  3. «Антология мировой философии». BD. 2. МОСКВА, 1970 4.
  4. Быховский Б.Е. «Гоббс — Философская энциклопедия» т.1. М., 1960
  5. Вейцман Э. М. «Великий английский материалист Томас Гоббс». Избранные работы. Гоббс Т. т.2. М., 1964.
  6. «Великие мыслители Запада». Ред. Ян Мак Грилл.
  7. история философии Гегеля. Op. XI.
  8. «История философии» в 6 томах. Т. 1. М., 1961