Для связи в whatsapp +905441085890

Основные законы материалистической диалектики

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Природа как объект философского осмысления
  2. Диалектика. Закон отрицания отрицания
  3. Историко-философская концепция Гоббса
  4. Вопросы философии науки в работе Г. Риккерта «Науки о природе и науки о культуре»
  5. Проблема первоначала в античной философии
  6. Предмет философии права
  7. Закон отрицания отрицания и Закон перехода количественных изменений в качественные
  8. Актуальность философии Конфуция в наши дни
  9. Конфуций — личность и учение
  10. Специфика античной философии. Ее место в историко-культурном развитии человечества

Введение

Обобщение повседневных наблюдений, экспериментальных фактов из различных наук и общественно-исторической практики показало, что явления действительности полярны и в каждом из них можно найти противоположности.

В биологии — ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, жизнь и смерть, здоровье и болезнь; в физиологии — возбуждение и торможение. Обнаружение противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций в различных явлениях и процессах имело принципиальное значение для диалектико-материалистического понимания мира, для понимания процессов изменения и развития.

Противоположности — это такие свойства предметов (явлений, процессов), которые занимают в школе «последнее», крайнее место. Примеры противоположностей: вверх-вниз, право-лево, сухой-мокрый, горячий-холодный и т.д. Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны и тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно являются взаимоисключающими и взаимообусловленными.

Диалектические противоположности характеризуются единством, взаимосвязанностью: Они дополняют друг друга, взаимопроникают и сложным образом взаимодействуют. Отношения между диалектическими противоположностями всегда динамичны. Они способны превращаться один в другой, меняться местами и т.д. Их взаимное изменение рано или поздно приводит к изменению самого объекта, сторонами которого они являются. И вследствие разрушения их связи они перестают быть противоположностями друг друга. Поэтому нет смысла говорить о диалектических противоположностях отдельно, вне их противоречивого единства в рамках целого.

Например, атом — это единство двух его необходимых компонентов: положительно заряженного ядра и отрицательно заряженного электрона (если речь идет о простейшей структуре атома, т.е. об атоме водорода). Очевидно, что их единство, взаимосвязь, определяет целостность атома. При его разрушении и атомное ядро, и электрон превращаются в объекты, которые существуют по-другому, в некоторых соединениях. Соответственно, они перестают быть противоположностями, сторонами противоречивого единства атома.

В обществе (там, где оно находится в достаточно живой форме), а также в живой и неживой природе, когда последняя рассматривается в процессе своего развития и возрастающей сложности и организованности, процессы изменения и развития осуществляются в столкновении противоположных сил и тенденций. Сложные, изменчивые отношения между противоположностями были названы ди-алектическим противоречием. Другими словами, понятие «единство и борьба противоположностей» и «диалектическое противоречие» имеют одно и то же содержание.

Однако следует учитывать, что если в социальной жизни борьба противоположностей в философском смысле может быть применена к реальной борьбе социальных групп и людей, конфликту реальных интересов и т.д., то применительно к природе и сознанию (а во многом и к обществу) слово «борьба» не следует понимать буквально. Было бы абсурдно думать, например, что при решении математических задач «борются» сложение и вычитание, экспоненция и экстракция; что ассимиляция и диссимиляция веществ в процессе метаболизма и т.д. «борьба». Очевидно, что термин «борьба противоположностей» имеет особый смысл для всех этих явлений, слово «борьба» используется метафорически, и лучше использовать его не отдельно, а как часть формулы «единство и борьба противоположностей».

Единство и борьба противоположностей

Каждый из нас не раз имел дело с самым обычным магнитом и знает, что его главной отличительной особенностью является наличие таких взаимоисключающих, но не прерывисто связанных сторон, как северный и южный полюса. Как бы мы ни старались отделить северный полюс магнита от его южного полюса, у нас ничего не получится. Магнит, разрезанный пополам, на четыре, восемь и т.д., по-прежнему имеет те же два полюса.

Противоположности — это те внутренние стороны, тенденции, силы объекта, которые являются взаимоисключающими и в то же время предполагают друг друга. Отношения неразрывного переплетения этих сторон образуют единство противоположностей.

Противоположности встречаются во всех предметах и явлениях. Все они представляют собой органическую связь, непрерывное единство противоположностей. Противоречивы не только элементарные частицы, но и состоящий из них атом. В его центре находится положительно заряженное ядро, вокруг которого движутся отрицательно заряженные электроны. Химический процесс — это противоречивое единство объединения (унификации) и диссоциации (разделения) атомов.

Противоречия имеют место и в живых организмах. Наследственность — это тенденция организма сохранять унаследованные характеристики, а изменчивость — его способность производить новые характеристики, совершенствоваться и эволюционировать.

Психическая деятельность человека характеризуется противоположными процессами возбуждения и торможения, концентрации и иррадиации (распространения) возбуждений в коре головного мозга больших полушарий.

Процессу познания присущи противоречивые аспекты. Человек использует такие противоречивые и взаимосвязанные методы исследования, как индукция и дедукция, анализ и синтез и т.д.

Таким образом, противоречивость предметов и явлений в мире носит всеобщий характер. В мире нет ни одного предмета или явления, которое нельзя было бы разделить на противоположности.

Противоположности не только взаимоисключают друг друга, но и обязательно предполагают друг друга. Они сосуществуют в одном предмете или явлении и немыслимы друг без друга. Мы уже отмечали неразрывное единство противоположных полюсов магнита. Ассимиляция и диссимиляция в живом организме, анализ и синтез в когнитивном процессе также неразделимы.

Таким образом, мы установили, что предметы и явления представляют собой единство противоположностей. Какова природа этого единства? Существуют ли противоположности в этом единстве мирно или они враждуют друг с другом?

Развитие различных предметов и явлений действительности показывает, что противоположности не могут мирно сосуществовать в рамках одного предмета: Противоречивый и взаимоисключающий характер противоположностей вызывает борьбу между ними. Старое и новое, новое и устаревшее в объектах не могут не ссориться и не бороться. Противоречие и борьба противоположностей является основным источником развития материи и сознания.

Утверждение, что борьба противоположностей имеет решающее значение для развития, не умаляет важности их единства. Единство противоположностей является необходимым условием борьбы, ибо борьба имеет место только там, где противоположности существуют в едином предмете или явлении.

Весь опыт развития науки и общественно-исторической практики человека неопровержимо свидетельствует о том, что источником развития является борьба противоположностей. Следует отметить, что эта борьба по-разному проявляется в различных сферах материальной действительности.

В неорганической природе широко распространена борьба (взаимодействие) таких противоположных сил, как притяжение и отталкивание. Взаимодействие механических, электрических, ядерных и других притягивающих и отталкивающих сил играет важную роль в образовании и существовании атомных ядер, атомов и молекул. Борьба этих сил, как следует из современных космогонических теорий, была основным источником формирования Солнечной системы.

Современная астрономия также показала, что взаимодействие притягивающих и отталкивающих сил является одним из важных источников различных процессов, происходящих в настоящее время в космосе. В различных регионах Вселенной не существует абсолютного баланса этих сил; одна из них обязательно доминирует. Там, где преобладает отталкивание, материя и энергия рассеиваются, и звезды исчезают. Там, где преобладает притяжение, происходит концентрация материи и энергии, и образуются новые звезды. Таким образом, взаимодействие этих противоположных сил в ходе борьбы представляет собой вечное движение материи и энергии в пространстве.

Диалектика количественных и качественных изменений

Еще в древности греческие философы обратили внимание на то, что незначительные, изначально незаметные изменения в том или ином объекте, накапливаясь, могут привести к сильно ощутимым изменениям. Например, уменьшение количества песчинок в куче песка или волос на голове человека рано или поздно приводит к тому, что куча песка исчезает, а человек становится лысым.

Таких примеров можно привести множество: жизненные, практические, а затем и научные примеры. Зерно за зерном накапливаются спортивные и профессиональные навыки и мудрость, которые со временем становятся заметными. Возраст подкрадывается к человеку. Существует коварная грань между случайным, разовым употреблением алкоголя или наркотиков и алкоголизмом или наркоманией. Многие из вредных промышленных воздействий на окружающую среду накапливаются постепенно. Загрязнение воздуха и воды, которое начинается в безобидных дозах, постепенно достигает катастрофических масштабов. Нагревание или охлаждение тел до определенной температуры изменяет их агрегатные состояния.

Гегель видел в таких изменениях не просто курьезные случаи, а всеобщий закон, названный им законом перехода количественных изменений в качественные. В марксистской философии этот закон приобрел научно-материалистическое понимание и был применен для объяснения всевозможных явлений в природе и обществе.

Качество и свойства

Мир многообразен. Человек воспринимает его не как совокупность одинаковых объектов, а как множество предметов, явлений и процессов с различными свойствами. Каждый предмет обладает не одним, а множеством свойств, и поэтому имеет не одну, а множество различных характеристик.

Существуют существенные и несущественные свойства. Скажем, с точки зрения бизнеса, важен не цвет глаз, рост человека, его стиль одежды, важно, какой он специалист, высокий или низкий уровень его профессионализма. Объекты, которые по какой-то причине утратили свои значимые свойства, не просто переходят в новое состояние, а становятся другими объектами. Например, самолет, попавший в аварию, перестает быть машиной, превращается в металлолом.

Существует также различие между специфическими и неспецифическими свойствами. Определенное значение атомного веса характерно для определенного химического элемента, но вес в целом является общим свойством любого материального тела в гравитационном поле. Специфические свойства, присущие определенному явлению и характеризующие его, называются признаками или симптомами. Они позволяют нам распознать тот или иной объект среди множества других, не имеющих подобных характеристик (отпечатки пальцев в ситуации преступления, сыпь, характерная для данного заболевания, и т.д.). Некоторые свойства объекта могут быть изменены, их можно приобрести или потерять. Но есть и нематериальные свойства. В философии они называются атрибутами. Таким образом, объекты немыслимы без атрибутов пространства, времени и движения. Для человеческой личности атрибутивным свойством является, прежде всего, память. Человек, потерявший память, теряет вместе с ней и человеческий облик. Также проводится различие между фактическими и потенциальными атрибутами. Первые уже реализованы и наблюдаются в определенный момент времени. Последние (их называют диспозициями) носят скрытый характер и развиваются, постепенно проявляют себя в различных взаимодействиях данного объекта с другими. Таким образом проявляются такие свойства, как электропроводность, растворимость, восприимчивость к человеку и т.д.

Объекты — это не механический набор или простая сумма свойств, а их отношение друг к другу, единство. Поэтому распознавание объектов требует усилий мышления — синтеза их многочисленных про-исшествий. Устойчивая совокупность свойств объекта выражается в философии понятием качества. А разнообразие различных объектов называется качественным разнообразием. Качество обнаруживается как выражение того или иного свойства, аспекта объекта в его отношении к другим объектам.

Каждый предмет многогранен. Он может поворачиваться к другим объектам и людям разными сторонами, устанавливать разные связи с другими объектами и по-разному использоваться в человеческой практике.

Закон перехода от количественных изменений к качественным

Качество — это детерминация объекта (явления, процесса), характеризующая его как данный объект, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу подобных объектов.

Количество — это свойство явлений, предметов, процессов по степени выраженности или интенсивности присущих им свойств, выраженное в величинах и числах.

Закон перехода от количественных изменений к качественным указывает, как и каким образом происходит процесс развития и каков механизм этого процесса.

Чтобы понять суть этого закона, необходимо сначала уточнить, что такое качество и количество.

В нашей окружающей среде существует множество различных вещей, которые постоянно движутся и изменяются. Однако мы не смешиваем эти вопросы, а различаем их. Они не сливаются для нас в серую, безликую массу, и каждый из них отличается от других уникальными характеристиками и свойствами, присущими именно ему.

Возьмем, к примеру, такой металл, как золото. Он имеет характерный желтый цвет, вязкость и пластичность, обладает определенной плотностью и теплоемкостью, точками плавления и кипения. Золото не растворяется ни в щелочах, ни в кислотах любого вида, оно химически инертно и не окисляется на воздухе.

Все, что делает один объект определенной вещью, а не другой, что отличает его от бесчисленного множества других вещей, — это его качество.

Все предметы и явления обладают качеством. Именно это позволяет нам отличать их друг от друга. Например, что отличает жизнь от нежизни? Это способность вступать в обмен с окружающей средой, адекватно реагировать на внешние воздействия, размножаться. Эти и некоторые другие характеристики обуславливают его качество.

Социальные явления также различаются качественно. Таким образом, капитализм отличается от феодализма преобладанием товарного производства, наличием капиталистической собственности, наемного труда и другими особенностями.

Качество было видно по свойствам. Свойство — это характеристика вещи самой по себе, а качество — это представление о целом. Желтый цвет, податливость, способность к глубокой вытяжке и другие характеристики предмета, если рассматривать их по отдельности, являются его свойствами, а те же свойства, взятые в целом, являются его качеством.

Каждый предмет, помимо определенного качества, имеет и количество. В отличие от качества, количество характеризует объект с точки зрения степени или интенсивности присущих ему свойств, а также его размера, объема и т.д. Как правило, количество выражается числом. Размер, вес, объем предметов, интенсивность присущих им цветов, звуки, которые они издают, и т.д. выражаются численно.

Количественная характеристика присуща социальным явлениям. Каждая социально-экономическая система имеет соответствующий уровень и степень развития производства. У государства есть определенные возможности, человеческие, сырьевые, энергетические ресурсы.

Количество и качество едины, являясь сторонами одного и того же предмета. Но между ними есть серьезные различия. Изменение качества приводит к изменению объекта, к его превращению в другой объект; но изменение количества в определенных пределах не приводит к ощутимому изменению объекта.

Диалектическое отрицание и его роль в развитии

В каждой сфере материальной действительности всегда происходит процесс отмирания старого, отжившего, и появления нового, передового. Замена старого новым, отмирание — это развитие, а преодоление старого новым, которое возникает на основе старого, и называется отрицанием.

Термин «отрицание» был введен в философию Гегелем, но он трактовал его в идеалистическом смысле. По его мнению, основой отрицания является развитие идей и мыслей.

Маркс и Энгельс сохранили понятие «отрицание», но интерпретировали его в материалистическом ключе. Они показали, что отрицание является неотъемлемым аспектом развития самой материальной реальности. «Ни в одной сфере, — говорил Маркс, — не может быть развития, которое не отрицало бы предшествующих форм существования». Развитие земной коры, например, проходило через ряд геологических эпох, и каждая новая эпоха возникала на основе предыдущей, тем самым отрицая старую. В органическом мире каждый новый вид растений или животных, возникающий на основе старого, является в то же время его отрицанием. История общества — это также цепь отрицания старых социальных порядков новыми: первобытное общество — рабовладельческим, рабовладельческое — феодализмом, феодализм — капитализмом. Отрицание также характерно для развития знаний и науки. Каждая новая и усовершенствованная научная теория побеждает старую, менее совершенную.

Отрицание не является чем-то привнесенным в предмет или явление извне. Она является результатом собственного внутреннего развития. Предметы и вещи, как известно, противоречивы и развиваются на основе внутренних противоречий, создавая условия для собственного разрушения, для перехода к новой, более высокой реальности. Отрицание — это преодоление старого на основе внутренних противоречий и является результатом саморазвития и самодвижения предметов и явлений.

Диалектика и метафизика по-разному понимают вопрос о природе отрицания. Метафизика, искажая процесс развития материальной реальности, понимает отрицание как абсолютное уничтожение старого.

Диалектическое понимание отрицания предполагает, что новое не уничтожает полностью старое, а сохраняет то лучшее, что в нем было. Она не только сохраняет, но и перерабатывает и поднимает на новый, более высокий уровень. Таким образом, высшие организмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохранили присущую им клеточную структуру, избирательный характер отражения и другие особенности. Новый общественный строй, отрицая старый, сохранил свои производительные силы, достижения науки, техники и культуры. Связь нового со старым реализуется также в познании, науке.

Марксистское понимание отрицания, таким образом, характеризуется признанием непрерывности, связи нового со старым в процессе развития. Но мы должны помнить, что новое никогда полностью не принимает старое в его прежнем виде. Она лишь берет от старого отдельные элементы, аспекты, не механически добавляет их к себе, а ассимилирует, преобразует их в соответствии с их собственной природой. Марксистская диалектика требует критического отношения к прошлому опыту человечества и указывает на необходимость творческого использования этого опыта, со строгим учетом изменившихся условий и новых задач революционной практики. Например, марксистская философия не просто переняла достижения философской мысли прошлого, а критически пересмотрела их и обогатила новыми достижениями науки и практики, подняв философскую науку на качественно новый и более высокий уровень.

Заключение

Утверждение прогрессивного характера развития является главной, но не единственной чертой закона отрицания отрицания. Этот закон характеризует развитие не как прямолинейное движение, а как чрезвычайно сложный, как бы спиралевидный процесс с определенным повторением пройденных этапов, с определенным возвратом в прошлое. «Развитие как повторение прошлых шагов, но повторение в ином виде, на более высокой основе («отрицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой…», — писал Ленин. — писал Ленин, указывая на эту особенность диалектики.

Спиральный характер развития присущ различным сферам реальности. Одним из наиболее ярких проявлений этой особенности развития в неживой природе является периодический закон химических элементов, открытый Д.И. Менделеевым.

Спиральное развитие происходит и в социальной жизни. Первой формой социальной организации был первобытнообщинный строй. Это было бесклассовое общество, основанное на общей собственности на очень примитивные средства производства. Дальнейшее развитие производства привело к отрицанию этой системы классово-рабовладельческим обществом и т.д.

Таким образом, развитие происходит через отрицание старого новым, низшего — высшим. Поскольку новое, отрицая систему, сохраняет и развивает ее положительные качества, развитие становится прогрессивным. В то же время существует спиральное развитие, при котором различные аспекты и особенности низших стадий конструируются в более высоких стадиях.

В этом суть диалектического закона отрицания отрицания.

Список литературы

  1. «Введение в философию» 2 тома, Москва, 1989.
  2. В.Г. Афанасьев «Основы философского знания», Москва, Мысль, 1987.
  3. И.И. Квасова «Учебное пособие по курсу «Введение в философию», Москва — 1990.