Для связи в whatsapp +905441085890

От Мифа к Логосу: этапы становления философии

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Русская философия XVIII века
  2. Основные принципы философии постмодернизма
  3. Философское знание, его специфика и структура
  4. Функции и методы философии
  5. Философия в системе культуры
  6. Древнеиндийская философия
  7. Древнегреческая философия
  8. Атомистические концепции Демокрита и Эпикура
  9. Античная философия
  10. Основные философские идеи М.М. Бахтина

Введение

Философия — одна из древнейших областей знаний, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках до нашей эры в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей во все последующие века. Философы начали искать ответы на вопросы и задавать вопросы о самом мировоззрении. Прояснение таких вопросов жизненно важно для людей. Это становится особенно ощутимым во времена перемен, с их сложной паутиной проблем, когда само мировоззрение активно проверяется и меняется. Так было на протяжении всей истории человечества. Но, пожалуй, никогда еще время не ставило столь актуальную задачу философского осмысления всего происходящего, как в настоящий период истории, в начале третьего тысячелетия.

Первоначально слово «философия» использовалось в более широком значении, чем то, которое закрепилось за ним впоследствии. По сути, это был синоним зарождающейся науки и теоретической мысли в целом. На вопрос о том, что такое философия, разные народы в разные периоды времени отвечали по-разному. В одну и ту же эпоху возникли разные варианты философского понимания мира и жизни, отражающие особый опыт и судьбы стран, а также образ мышления и характер мыслителей.

В основе философии на ее ранних стадиях и позднее лежало учение о фундаментальном источнике всех вещей, из которого все возникает и к которому все возвращается. Рациональное понимание того или иного явления должно было сводиться, по сути, к единому фундаментальному принципу. Проблема изначального, первичного была связана с другой важной проблемой: единого и многого. Поиск единства в многообразии мира был выражением характерной для философской мысли задачи синтеза человеческого опыта и знаний о природе. Философская мысль сохраняет эту функцию на протяжении многих веков.

Хотя на зрелых этапах развития науки, особенно с появлением ее теоретических разделов, философский интерес к природе значительно модифицировался, он не угас и, насколько можно судить, не может угаснуть.

Мифы как предпосылка философских истоков

История философии как методологического мышления началась два с половиной тысячелетия назад, но как мифологического мышления — гораздо раньше.

По мнению многих философов, возникновение мифологического способа мышления связано с особенностями мировосприятия. Кузнецов В.Г. и др. считают, что миф как древнейшая форма мировосприятия выступает в своей целостности, не расчлененной. По его словам, для первобытного сознания характерно не противостояние природе, а отождествление с ней, осознание собственной причастности к ней.

Мир мифов — это мир грез и фантазий. Мифы повествуют о сотворении мира (космоса) из первобытного хаоса, о происхождении животных и людей, о происхождение животных и людей, боги, определяющие все в этом мире, борьба между титанами и богами, грядущее разрушение космоса, за которым последует (или не последует) его возрождение, различные испытания, выпавшие на долю человека. Мифы не делают четких различий между природой и человеком, идеалом и материей, фантазией и реальностью. Миф связывал прошлое, настоящее и будущее, формировал коллективные представления людей, обеспечивал связь между поколениями.

Как отмечал А.Г. Спиркин, мифология является результатом острой духовной потребности объяснить мир и понять явления природы. Еще не вооруженный наукой и философией, пытливый ум первобытного человека стремился постичь регулирующие силы природы и человека. Этот процесс проходил через персонификацию, олицетворение в образах богов, перед которыми человек испытывал чувства удивления, бессилия и восхищения. В то же время реальная жизнь людей была тесно переплетена с образами богов, населявших Олимп. Им приписывались даже человеческие пороки. Боги считались не только могущественными, но и капризными и полными мести. Люди приписывали богам влюбленность, бесконечную неверность, любовную вражду и т.д.

Суть мифологического явления, по его мнению, метко определил Г. Гегель: «Все содержание, приписываемое богам, должно выступать вместе с внутренней сущностью индивидов, так что, с одной стороны, господствующие силы оказываются индивидуализированными в себе, а с другой стороны, это внешнее оказывается имманентным человеческому началу его духа и характера».

Кузнецов В.Г. и др. также считают, что мифологические представления могли быть только образами. А «образ», как бы мы ни думали, — это зрительный «облик», зрительная «внешняя» сторона предмета. Пространственные представления, ограниченные внешней визуальной данностью, единичные и фиксированные, не содержали и доли обобщения в своей совокупности. Мифический образ является производным мифического мышления со всеми законами мифического восприятия пространства, времени и причины, с его слиянием субъекта и объекта. Поэтому метафоры мифа, хотя и очень конкретны по своей природе, выступают как качественные образования.

Отсутствие качественных признаков является следствием отсутствия концептуального мышления, способного абстрагировать признаки и конструировать «качество» объекта. Необходимо понимать, что ни один эпитет, ни одно описательное имя, семантически относящееся к эпохе мифотворчества, не выражает никаких качественных признаков, плохих или хороших. Как процесс познания-восприятия, миф, имеющий дело с конкретной, сознательно сконструированной реальностью, имеет свою внутреннюю логику, которая следует заданным правилам не менее жестко, чем современная формальная логика. «Логика мифа определялась природой мысли: она была, как мы уже говорили, не абстрактной, а конкретной; она не расчленяла, а, напротив, стремилась буквально объединить все в связном представлении.

Как форма целостного, синтетического восприятия мира, миф является формой сознания, адекватной первобытной эпохе, и поэтому он не только объясняет мир, но и выполняет регулятивную и прагматическую функции. Она поучительна, потому что основана на истине, которая понимается как непреложный закон и святое слово, неверие в которое равносильно богохульству; ее предписания не требуют дополнительного обоснования.

Отход человека от оригинальности привел к исчезновению мифа, но поиск ключей к миру, с которого он начался, не прекратился. Многие мифы вошли в гуманитарную сокровищницу культуры.

По мнению А.Г. Спиркина, миф порождает философию и эстетику, которые в своей совокупности и составляют современное язычество. Миф не теряет своего значения, он лишь меняет свою форму.

Многие действия язычества, уходящие корнями в миф, теперь могут быть полностью объяснены с помощью философии. Например, для древних славян было характерно восприятие себя как потомков богов. Чтобы понять это, необходимо вспомнить языческий принцип универсальности (принцип всеобщности).

Знание как основа философии

Согласно Цицерону, слово «философия» было придумано Пифагором, греком с острова Самос, который жил в 6 веке до н.э. и оказал большое влияние на развитие греческой мысли.

Легенда гласит, что когда Пифагора спросили, мудр ли он (по-гречески «софос»), то есть человек, знающий природу вещей, он ответил: «Я не мудрец, а философ», то есть «любитель» (philos) «мудрости» (sophia), то есть человек, который любит мудрость, но не обладает ею.

Независимо от достоверности этой легенды, термины философия и философ, устоявшиеся с античных времен, сегодня используются во всех европейских языках. После знакомства арабов с античной культурой греческие термины были переведены на арабский язык в их прямой транслитерации. До конца восемнадцатого века проводилось различие между натурфилософией (философией природы), которая исследует природу (астрономия, физика, биология и т.д.), которая составляла часть философии), и моральная философия, которая изучала человека, его природу, его сознание, его отношения с миром, а также «первые», т.е. высшие «начала» или причины бытия: Бог, душа и т.д., «начала», составляющие предмет метафизики или философии в собственном смысле слова, которые Аристотель называл «первыми» или высшими.

С девятнадцатого века произошло уточнение терминов. Натурфилософия становится наукой, включая все, что подразумевает это слово (эксперименты, детерминизм законов, математическое обоснование законов природы); моральная философия распадается на несколько ветвей, которые становятся чисто «философскими»: Этика, логика, метафизика и т.д. Философия становится академической дисциплиной.

По мнению И.Т. Фролова, в отличие от мифологического мировоззрения, философская мысль принесла принципиально новый тип мировоззрения, для которого доводы рассудка стали прочным фундаментом. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытеснили фантастический вымысел, действия, образы и дух мифологического мышления, оставив их в сфере художественного творчества. С другой стороны, существовавшие в народе мифы были переосмыслены с точки зрения разума, они получили новую, рациональную интерпретацию. Понятие мудрости имеет возвышенное, небюджетное значение. Мудрость противопоставлялась более мирскому благоразумию и рассудку. Он ассоциировался со стремлением к интеллектуальному пониманию мира, основанному на бескорыстном служении истине. Таким образом, развитие философской мысли означало постепенное отдаление от мифологии, рационализацию мифа, преодоление узких рамок обыденного сознания и его ограниченности.

Так любовь к истине и мудрости, тщательный отбор, сравнение наиболее ценных достижений разума постепенно превратились в самостоятельный вид деятельности. В Европе рождение философии было одной из частей великой культурной революции в Древней Греции VIII — V. Век до н.э., в контексте которого возникла наука (особенно греческая математика VI — IV вв. до н.э.). Слово «философия» было синонимом зарождающегося рационально-теоретического мировоззрения. Философская мысль вдохновлялась не накоплением информации, не освоением отдельных вещей, а познанием «единого во всем». Древнегреческие философы, ценившие такие знания, считали, что разум «управляет всем посредством всего» (Гераклит).

Помимо знаний о мире, любовь к мудрости включала в себя рассуждения о человеческой природе, человеческой судьбе, смысле человеческой жизни и ее разумном замысле. Ценность мудрости видели в том, что она позволяет принимать продуманные и взвешенные решения, указывает правильный путь и служит руководством к действию. Считалось, что мудрость призвана уравновешивать сложные отношения человека с миром, согласовывать знания с поступками и образом жизни. Важность этого жизненно важного и практического аспекта мудрости была глубоко осознана ранними философами и великими мыслителями более поздних времен.

Таким образом, возникновение философии означало появление особой духовной установки — поиск гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей.

3 этапа в развитии философии. Краткое описание

За 2,5 тысячи лет философия прошла большое количество этапов своего развития. Однако современная наука рассматривает только четыре основных этапа:

  1. Античная философия — VI век до н.э.—III век н.э;
  2. Средневековая философия — с четвертого по четырнадцатый век;
  3. Современная философия — пятнадцатый-девятнадцатый века;
  4. Современная (актуальная) философия — двадцатый век.

В каждый из четырех отдельных периодов существовала особая философия, которая сохраняла тесную преемственность с предшествующей философией и в то же время была совершенно отлична от нее.

Особенностью античной философии является то, что первой задачей философской мысли было выявление различия между реальным миром, космосом, существующим по своим законам, и человеком с его сознанием и волей, то есть между объективным и субъективным в более поздней философской терминологии. Проведя границу между миром и человеком, философия вышла за рамки прагматического подхода.

Поскольку мир независим в своем существовании, человек, как разумное существо, должен стремиться познать мир и направлять свои действия в соответствии с его законами, а не пытаться тем или иным образом повлиять на волю богов. В философской мысли начинает формироваться теоретический интерес к миру: каков он есть и как он формируется. Теоретическое отношение к миру предполагает отвлечение от наглядных образов и представлений и развитие понятий, отражающих наиболее общие свойства объектов. Конечно, процесс теоретизирования мысли был очень долгим и длился веками. Философия должна была использовать этот уже накопленный материал мысли, но философия не просто заимствовала некоторые образы и символы из мифологии, а переработала их, включив в новые схемы мышления и наполнив новым содержанием.

Особенности стиля философской мысли Средневековья заключаются в следующем:

  1. Если античное мировоззрение было космоцентричным, то средневековое мировоззрение было теоцентричным. Для христианства реальность, определяющая все сущее в мире, — это не природа, не космос, а Бог. Бог — это личность, которая существует над этим миром;
  2. Особенность средневековой философской мысли заключалась в ее тесной связи с религией. Церковная догма была отправной точкой и основой философской мысли. Содержание философской мысли приобрело религиозную форму;
  3. Идея реального существования сверхъестественного начала (Бога) заставляет взглянуть на мир, смысл истории, человеческие цели и ценности с особой точки зрения. В центре средневекового мировоззрения находится идея творения (учение о сотворении Богом мира из ничего — креационизм).

Христианство привнесло в философскую среду идею линейности истории. История развивается до судного дня. История понимается как проявление Божьей воли, реализация Божественного плана спасения человека, предусмотренного заранее (провиденциализм).

Христианская философия стремится понять внутренние личностные механизмы оценки — совесть, религиозный мотив, самосознание. Направленность всей человеческой жизни на спасение души — это новая ценность, проповедуемая христианством.

Философия Нового времени

Философия Нового века внутренне неоднородна. Последовательность его основных положений не обладает строгостью математических теорем. Но она ясно показывает особенность философии Нового времени.

Философия Нового времени ставит в центр своего внимания индивидуального (Декарт, Локк, Кант, Ницше) или «коллективного» человека (Маркс). Это означает, что философия Нового времени антропоцентрична.

В философии Нового времени преобладает гносеологическая установка, т.е. предполагается, что доступ к пониманию мира открывается через знание.

Философия нового времени очень логоцентрична, т.е. идеалом познания признается ясное, строго рациональное мышление (это находит свое проявление в особом интересе Декарта к ясным идеям сознания, Канта — к познавательным способностям души, Гегеля — к универсальным идеям, Маркса — к науке).

Преобладающий интерес к методам, способам познания очень характерен для философии Нового времени (ср. с методами Локка, Канта, Гегеля, Маркса).

Особый интерес к познанию приводит к наукоцентризму (наука ставится выше всего, философия стремится встать на научные рельсы).

Наукоцентризм приводит к стремлению подчинить социальную жизнь законам — юридическим (Локк), моральным (Кант), экономическим и политическим (Маркс).

Все больше внимания уделяется практике. Кант, Гегель, Маркс начинают подчеркивать примат практики над теорией.

Философия нового времени знаменует собой третий, последний, после античной и средневековой философии, этап так называемой классической философии, классической философии. Идеалы классической философии уже в значительной степени отрицаются в философии Ницше.

Новейшая и современная философия XIX-XX веков иногда называется неклассической философией и объединяется в один период, иногда условно разделяется на философию XIX и философию XX века.

История современной философии обычно начинается с критики мощных систем немецкого идеализма, и прежде всего — спекулятивной системы Гегеля как вершины всей предшествующей классической философии. Философия Просвещения и немецкий идеализм сегодня определяются как философия абстрактного разума, как «умозрение» и «метафизика». С этого момента понятие разума уступает свое центральное место другим принципам. Разум теряет свою автономию, единство, чистоту и суверенитет и становится зависимым от других принципов. Различные течения неклассической философии объединяет отказ от рациональной метафизики, представление о философии как о высшей науке.

В XIX веке началось развитие трех ведущих течений современной философии:

  1. Позитивизм, который сводит философию к анализу или синтезу конкретно-научного знания, то есть отводит ей роль «служанки науки» (О.Конт);
  2. Марксизм, который прокладывает путь к революционному преобразованию мира и построению коммунистического общества (Карл Маркс);
  3. Иррационализм как «метафизика воли» и «философия жизни» (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше). Рационализм и классические течения остались, приняли модернизированную форму, но уже не доминировали (неокантианство, неогегельянство, неотомизм).

На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков возникают ведущие течения философии XX века.

Заключение

Философское понимание меняющейся, эволюционирующей реальности возможно только в форме творческого поиска, который рассматривает найденные решения не как окончательные, а как открытые для обсуждения, критики, переосмысления, уточнения и углубления.

Философское исследование всегда опирается на более ранние достижения философской мысли и оживляет их, но оно также одухотворяет эти достижения, делая их актуальными для мировоззрения и размышлений современного человека.

В современном динамичном, быстро меняющемся мире человек постоянно сталкивается с принципиально новыми ситуациями, задачами и проблемами во всех аспектах своей жизни. Философское осмысление реалий современного мира и тенденций его развития является одним из важных условий реализации человеческой деятельности как рациональной, сознательной и целенаправленной.

Философский анализ определяет те горизонты мышления, на фоне которых формируется рациональное отношение к проблемным ситуациям, возникающим в жизни человека и общества. Другими словами, философский анализ позволяет выразить на языке понятий наши интересы и стремления, нашу неудовлетворенность собой и тем, что нас окружает, и, соответственно, сделать их — словом, все то, что побуждает нас действовать, и не только действовать. Критическое философское исследование неизменно не только решает негативные задачи ниспровержения определенных отживших стереотипов, но и несет сильный позитивный заряд, утверждая все то, что соответствует как новой, изменившейся реальности, так и новым общественным идеалам в их совокупности и гуманистической направленности.

Список литературы

  1. Асмус В.Ф., Античная философия, М.: «Высшая школа», 1976, 541 стр.
  2. Введение в философию : учебник для вузов / авт. текста: Фролов И. Т. и др. — 3-е изд. М.: Республика, 2005 г. — 623 с.
  3. Канке В.А. Философия: учебник для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений / М.: Логос, 2001.- 272 с.
  4. Канка В.А. Основы философии. М.: Логос, 2008. 288 с.
  5. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. «Философия»; Уфа; 2004 — 207 стр.