Для связи в whatsapp +905441085890

Русская философия XVIII века

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Философия Мишеля Фуко
  2. Философия А. Шопенгауэра
  3. Философия культуры. Культура и цивилизация
  4. Культура и цивилизация. Перспективы развития человеческой истории на рубеже тысячелетия
  5. Основные проблемы и направления философии культуры
  6. Основные принципы философии постмодернизма
  7. Философское знание, его специфика и структура
  8. Функции и методы философии
  9. Философия в системе культуры
  10. От Мифа к Логосу: этапы становления философии

Введение

История», — пишет В.О. Ключевский, «это не учитель, а надзиратель, инструктор жизни, он ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Это утверждение звучит чрезвычайно актуально в современном мире. В настоящее время повышенный интерес к истокам и развитию философской мысли коренных народов можно рассматривать в контексте общего интереса людей к пониманию своего исторического прошлого. И вполне естественно, что в истории нашей философии мы ищем ответы на вопросы о разрыве между идеалами и реальностью, о духовной подструктуре и вечных социальных, нравственных, общеидеологических ценностях, а также об основаниях подлинного национального достоинства и гордости. Русская философия, в частности, занималась вопросами смысла и целей истории, главной темой которой был человек, его судьба и жизненные пути, определяемые духовными устремлениями, идущими из прошлого русского народа, общенациональными особенностями русской души.

Я выбрал эту тему именно потому, что мне было интересно проследить развитие русской философской мысли в XVIII веке.

Целью данной работы является анализ реформ Петра и их значения, а также анализ основных определений философских взглядов представителей «ученого круга» — Г.С. Сковороды, И.М. Ломоносова, А.Н. Радищева.

Реформы Петра, их социально-политическое и культурное значение

Преобразования, происходившие в России в 17-18 веках, охватывали практически все стороны жизни: экономику, политику, науку, быт, внешнюю политику, устройство государства. Они влияли на положение трудящихся масс, церковные дела и т.д. Эти изменения во многом были связаны с деятельностью Петра I (1689-1725).

Его заслуга в том, что он правильно понял и осознал всю сложность задач, стоящих перед страной, и сознательно подошел к их реализации.

Петра I в первую очередь волновала идея флота и возможность торговых отношений с Европой. Чтобы воплотить свои идеи в жизнь, он отправил Великую легацию и посетил несколько европейских стран, где увидел, насколько Россия отстала в своем развитии.

Это событие в жизни молодого царя стало началом его преобразовательной деятельности. Первые реформы Петра I были направлены на изменение внешних черт российской жизни: Он приказал брить бороды и одеваться в европейскую одежду, он ввел в жизнь московского общества музыку, табак, балы и другие новшества, которые потрясли его.

Указом от 20 декабря 1699 года Петр I утвердил летоисчисление от рождения Христа и празднование Нового года 1 января.

Главной целью внешней политики Петра был выход к Балтийскому морю, который обеспечил бы России связь с Западной Европой. В 1699 году Россия, в союзе с Польшей и Данией, объявила войну Швеции. На исход Северной войны, длившейся 21 год, повлияли победа России в Полтавской битве 27 июня 1709 года и победа над шведским флотом при Гангуте 27 июля 1714 года.

30 августа 1721 года был подписан Ништадтский договор, по которому Россия сохранила за собой завоеванные территории Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, часть Карелии и все острова Финского и Рижского заливов. Был обеспечен выход к Балтийскому морю.

20 октября 1721 года Сенат и Синод присвоили царю титул «Отец Отечества, Петр Великий и Император Всероссийский» в знак признания его заслуг в Северной войне.

В 1723 году, после полуторамесячных военных действий с Персией, Петр I завоевал западное побережье Каспийского моря.

Помимо военных действий, активная деятельность Петра I была направлена на проведение многочисленных реформ, направленных на сближение страны с европейской цивилизацией, повышение образованности русского народа, укрепление могущества и международного престижа России. Великий царь сделал многое; здесь приведены лишь самые важные реформы Петра I.

Вместо Боярской думы в 1700 году был создан Совет министров, заседавший в Ближней канцелярии, а в 1711 году — Сенат, который с 1719 года стал высшим органом государства. С учреждением губерний многие приказы прекратили свою деятельность, их заменили коллегии, которые подчинялись Сенату. Система управления также включала тайную полицию — Преображенский приказ (отвечавший за дела о государственных преступлениях) и тайную канцелярию. Оба учреждения находились под надзором императора.

Основной административной реформой местного управления в 1708 году стало создание восьми провинций во главе с губернатором. 8 губерний во главе с губернаторами, в 1719 году их число увеличилось до 11. Вторая административная реформа разделила губернии на округа, возглавляемые губернаторами, а провинции — на уезды (уезды), возглавляемые земскими комиссарами.

Для управления городом в Москве были созданы бурмистрская палата, переименованная в ноябре 1699 года в Ратушу, и магистраты, подчиненные главному магистрату в Санкт-Петербурге (1720 год). Члены ратуши и магистраты выбирались путем выборов.

Основной целью реформ Петра I в области эмансипации было формализовать права и обязанности каждого сословия — дворян, крестьян и горожан.

Большинство крестьян были крепостными. Крепостные могли записаться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости.

Функции верховного суда выполняли Сенат и Коллегия судей. В провинциях действовали апелляционные и провинциальные суды, возглавляемые губернаторами. Провинциальным судам были подсудны дела крестьян (за исключением монастырских судов) и горожан, которые не принадлежали к посадским. С 1721 года магистрат вел судебные дела горожан, находившихся в посаде.

«Ученая Дружина». Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, И.Т. Посошков

Реформы Петра I радикально изменили политическое и культурное лицо России. Вместо средневекового православного Московского государства возникла в основном светская Российская империя. Секуляризация растет. Россия изучала социальные, научные и технические достижения Европы. Философия также постепенно менялась. В дополнение к традиционной философской теологии появляется новый тип философии, ориентированный не на Библию и догмы церкви, а на науку и светскую культуру.

Важную роль в формировании новой культуры и философии должна была сыграть «Ученая дружина» Петра Великого. Главными идеологами, теоретически обосновавшими реформы Петра, были выдающийся историк и государственный деятель Василий Никич Татищев (1686-1750), церковный деятель и писатель Феофан Прокопович (1681-1736), сатирик, дипломат и мыслитель Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744), оригинальный мыслитель Иван Тихонович Посошков (1652-1726).

Лидером «петровской команды» был сам Петр Великий — крупнейший государственный и культурный деятель переломной эпохи русской истории, идеолог дворянства и сил обновления России в сложных исторических условиях.

«Ученая Дружина» была выразителем образа мыслей наиболее передовой и образованной части русского дворянства. В образе Петра Феофан Прокопович воплотил качества «идеального монарха», при котором только и возможно укрепление и процветание государства.

В своем трактате «Истина монаршей воли» (1722) он утверждал неограниченную власть царя, подчиняющуюся только одному суду — суду перед Богом. Ф. Прокопович утверждал, что «вся правда, как божественная, так и человеческая, лежит во власти монарха». Он писал, что абсолютный монарх подчиняется только божественному суду, а не земным церковным властям. Отсюда вытекала необходимость подчинения церкви государству и лично монарху «.

«Народ не может судить о делах своего правителя», — писал Феофан Прокопович, утверждая в то же время, что первая обязанность правителя — заботиться о своих подданных. Концепция Феофана Прокоповича об «идеальном монархе» по образцу деятельности Петра Великого легла в основу образа просвещенного монарха, который всегда отождествлялся с личностью Петра Великого.

Посошков, автор книги «Книга о скудости и богатстве», отражая чувства купцов, призывал к развитию мануфактур, ремесел, торговли, судоходства и поощрял купцов, которые «украшают империю». Он осуждал праздность и расточительство, выступал за облегчение положения крепостных и издание закона, ограничивающего повинности крепостных, считал необходимым созвать выборных для пересмотра старых и составления новых законов.

Татищев, Кантемир и в некоторой степени Прокопович в своих работах противопоставляли господствующей схоластической церковной догматике «живые истины разума», отстаивали независимое от церкви развитие научных и философских знаний, показывали необходимость образования и прогрессивных реформ в России. Таким образом, идеологически они проложили путь для развития науки и философии в России и были предшественниками М. В. Ломоносова.

Представители «научной команды» во многом оставались на позициях идеалистического мировоззрения, считали, что Бог является создателем Вселенной. Однако их философские взгляды по ряду вопросов выходили за рамки религиозных убеждений и иногда (особенно у Кантемира и Татищева) косвенно противопоставлялись теологическим учениям.

Кантемир и Татищев настаивали на том, что Церковь не должна вмешиваться в дела науки, которая одна должна судить об истинах, исходящих от «естественного разума». Таким образом, они проповедовали учение о двойственности истины, которое было прогрессивным для того времени, поскольку отстаивало независимость науки от религии и способствовало освобождению науки от духовной диктатуры церкви.

Философия Сковороды Г.С.

Сковорода Григорий Сковорода (1722 — 1794), родившийся в Украине, является одним из самых выдающихся философов XVIII века. Сковороду большинство исследователей считают родоначальником русской философии (В.В. Зеньковский называл его «первым философом в России в точном смысле этого слова»).

Сковорода выступал против крепостного права, горячо сочувствовал угнетенному народу, прославлял труд, осуждал праздность и мораль господствующих классов, призывал к просвещению, нравственному самосовершенствованию, призывал к совместным действиям украинского и русского народов.

Сковорода был глубоко религиозным человеком, но в то же время он был необычайно свободен внутренне. «Философия» Сковороды сводилась в основном к аллегорическому толкованию Писания. В этом случае библейские действия понимаются как аллегории, несущие в себе морально-этические императивы.

Сковорода был автором ряда философских работ: «Нарцисс», «Дружеская беседа о духовном мире», «Змий Израилев» и др. Философские взгляды Сковороды характеризовались дуализмом, иногда с оттенком мистицизма. Он признавал объективный характер природы и ее законов, существование бесконечного числа миров во Вселенной и был последователем гелиоцентрической теории Коперника. Сковорода верил в бесконечную возможность познания мира и критиковал средневековую схоластику и некоторые аспекты официальной религии. В то же время он признавал Бога творцом мира, иногда отождествляя его с природой и говоря о «духовной природе» как о проявлении божественной сущности. Он разделил мир на человеческий «обитаемый мир» и «символический» («тайный» или библейский) мир.

Он отстаивал интересы народа, призывал покончить с бесправием и невежеством рабочих, но его решение социальных проблем было утопическим, так как он считал моральные принципы главным фактором в создании нового общества. Сковорода отстаивал прогрессивные для своего времени идеи «конгениального» (творческого) труда, общности имущества, любви и равенства как основы общественной жизни. Работы Сковороды не были опубликованы при его жизни, но широко распространялись в рукописях.

В работе Сковороды есть прекрасный символ: Он сравнил слово божественной истины с маленьким семенем. Это семя кажется незначительным, но если оно упадет в сердце, сияющее любовью, то бесчисленные сады, скрытые в нем, зазеленеют и расцветут. «Ваше счастье и ваш мир, ваш рай и ваш Бог внутри вас», — красиво заключает Григорий Сковорода.

Таким образом, мы видим, что философия Г. Сковороды имеет, прежде всего, этическую направленность. Основная тема: познание человека, его души, стремлений, желаний, поступков; соотношение добра и зла в жизни человека, их обусловленность и влияние на существование людей.

Философские взгляды М.В. Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов вошел в историю как ученый энциклопедического типа, оставивший глубокий след во всех областях знаний своего времени.

Он является одним из величайших представителей материализма 18 века. Он является основателем материалистической философии в России. Он попытался дать единую материалистическую картину мира, полностью основанную на выводах современного естествознания. Все творчество великого русского ученого пронизано идеей познаваемости мира. Он безоговорочно утверждал основной принцип материализма, что мир идей производен от мира объективно существующих вещей и процессов.

Мировоззрение и философские взгляды М.В. Ломоносова формировались прежде всего на основе научных трудов его предшественников и современников, представителей механистического материализма 17-18 веков. В своих работах он неизменно опирался на их труды, хотя относился к ним критически и подвергал утверждения этих ученых строгому научному анализу.

Теоретической основой философских и научных идей Ломоносова является общий принцип сохранения, который применим как к материи, так и к движению. Этот принцип был впервые сформулирован русским ученым как общий закон природы.

Все работы М.В. Ломоносова по физике, химии и другим отраслям науки основаны на идеях атомизма. Его атомистическая концепция основана на признании материального единства мира и всех его тел, от планет-гигантов до мельчайших частиц материи — атомов. Естествоиспытатель видел единство мира в его материальности, в его непрерывном движении и субмикроскопических образованиях. Ломоносов распространил принцип материального единства не только на неорганические вещества, но и на мир растений и животных.

М.В. Ломоносов внес значительный вклад в развитие эпистемологии — важнейшей области философии, в которой рассматривается отношение знания к реальным предметам и явлениям природы. Ученый решительно отстаивал материалистическое направление в эпистемологии. Он считал, что материальный мир и природа познаваемы во всех своих проявлениях. Он был глубоко убежден в полной познаваемости природы и всех происходящих в ней явлений. Процесс познания рассматривался как «обращение к природе за истиной». В этом заключалась суть его научного метода. Наибольшее значение он придавал опыту. Он считал опыт самым надежным средством познания природы.

В своей работе Ломоносов пытался преодолеть ограничения метафизического мировоззрения. В его трудах часто можно встретить элементы диалектики — первые гениальные догадки о процессах развития материи. Русский ученый проследил процесс непрерывного развития материального мира во всей природе от мельчайших образований до космических объектов. Мельчайшие частицы материи, элементы или атомы, образуют более сложные формы, корпускулы, которые в свою очередь, соединяясь в различных комбинациях и количествах, дают все многообразие видимых тел, существующих в природе. В своей научной деятельности Ломоносов предвосхитил диалектическую теорию развития материалистического мира, которая была разработана много лет спустя.

Признавая универсальность движения, Ломоносов объяснил его причину. В его время была широко распространена идея о том, что движение изначально появилось в мире благодаря божественному импульсу. Ломоносов решительно отвергал эту точку зрения. В своем сочинении «О тяжести тел и вечности первичного движения» он устанавливает фундаментальное положение и доказывает, что «первичное движение не может иметь начала, но должно существовать вечно».

Ломоносов окончательно подтвердил идею вечности материи и движения открытием закона сохранения материи и количества движения.

Из всеобщей связи между материальными телами и природными явлениями Ломоносов выделяет как особо важные причинно-следственные отношения, существующие в самих вещах независимо от человека. Эти отношения присутствуют везде, где происходят изменения, потому что они всегда причинно-следственные. Это означает, что все причинно обусловлено.

Философская антропология и социально-этическая концепция А.Н. Радищева

После Ломоносова материалистические идеи в философии развивал А.Н. Радищев (1749-1802). Он также вошел в историю русской философии как основатель антропологической традиции — учения о человеке, его природных и социальных характеристиках, познавательных способностях.

В своем философском труде «О человеке, его смертности и бессмертии», написанном в 1792 году в ссылке, Радищев изложил материалистическое мировоззрение, признающее существование природы независимо от познающего субъекта как совокупности объектов, обладающих формой, твердостью, движением и новыми объективными свойствами. Материальный мир, однажды приведенный в движение импульсом творца, продолжает двигаться и развиваться самостоятельно. В ходе эволюции природа производит все более совершенные существа, и самым совершенным из них, живущим в единстве с ней и с космосом, является человек. «В нем все элементы и случайности природы сошлись параллельно, чтобы создать свой венец». Радищев называет особенностями человека — разум, язык, способность к социальной жизни (соучастие), главной особенностью — душу, духовный мир, где человек обретает лучшее из качеств — внутреннюю свободу. Философ считает, что функция человека заключается в самосовершенствовании, считая, что человек создает себя сам, а несовершенство его физического организма служит сильным мотивом. Социальный прогресс движим разумом, воплощенным в науке, искусстве и всех видах ремесел.

Человек, по его мнению, является произведением природы, он «самое совершенное из созданий», живущее в единстве с людьми и космосом; у него есть разум, язык и способность к социальной жизни. Человеческая рука сыграла важную роль в появлении человека и его последующей деятельности как инструмент деятельности.

Исходя из правила «подобия» (все, что можно сказать о животных, можно сказать и о человеке) и из идеи восходящей эволюции, Радищев впервые в русской философии заглядывает в сущность человека и выдвигает учение об активности его сознания и всей духовной жизни, что абсолютно совпало с поисковыми движениями мировой философской мысли, в том числе его современника И.Канта. В России заложены основы уникальной антропологической традиции с ее гуманистическими устремлениями.

Заключение

Русская философия является органической частью мировой философской мысли и внесла свой неповторимый и оригинальный вклад в решение проблем бытия, познания, нравственности, истории и других. Высокая духовность, обоснование нравственности как необходимого условия человеческого существования — главная черта русской философии, неизменный вектор многовековой традиции.

Особый период в развитии русской культуры и философии условно начинается с правления Петра I. На смену Святой Руси приходит Российская империя. В связи с потребностями торговли, промышленности, военного дела, расширением контактов с Западом возникают и активно развиваются светская наука и философия. Сторонники просвещенного абсолютизма — Ф. Прокопович, В. Татищев, А. Кантемир и другие члены «ученого кружка» Петра I внесли большой вклад в развитие науки. С основанием Московского университета в 1755 году возникает и развивается светская философия. Развитие философской мысли этого периода связано с именами М.В. Ломоносова, Г.С. Сковороды, А.Н. Радищева, работы которых охватывают весь спектр интеллектуальных интересов того времени. М.В. Ломоносов, всесторонний естествоиспытатель, видел в философии возможность примирения научного и религиозного объяснения причин и оснований мира. Основное внимание в своем творчестве Г.С. Сковорода уделил проблеме смысла и цели человеческой жизни. Он рассматривал бытие как единство трех миров — макрокосма (вселенной), микрокосма (человека), Библия является основой единства человека. Цель и задача человека — раскрыть свою сущность путем достижения наибольшего «сродства» всех частей бытия.

Таким образом, можно отметить, что XVIII век в развитии философской мысли в России характеризовался как век окончательного формирования светской философии.

Список литературы

  1. Анисимов Е.В. Период реформ Петра I XVIII века, первая четверть — Л.: Лениздат, 1989.
  2. Глазунов И.Д. М.В. Ломоносов — основатель русской материалистической философии. — Москва: Знание, 1981.
  3. Гриненко Т.В. История философии. — Москва: «Юрайт», 2007.
  4. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (Общий курс), 2009.
  5. философы России. Кувакин В. — Российское гуманистическое общество — М. — 2006.
  6. Петров Л.А. Ломоносов — великий русский ученый-материалист / философские науки. — 1971. — №1.
  7. «Русская литература и журналистика XVIII. Век». / Татаринова Л.Е. — М.: «Проспект», 2006.
  8. Философский словарь / под ред. И.Т.Фролова. — 4-е издание. Москва: Политиздат, 1981.