Для связи в whatsapp +905441085890

Функции и методы философии

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Культура и цивилизация. Перспективы развития человеческой истории на рубеже тысячелетия
  2. Основные проблемы и направления философии культуры
  3. Русская философия XVIII века
  4. Основные принципы философии постмодернизма
  5. Философское знание, его специфика и структура
  6. Философия в системе культуры
  7. От Мифа к Логосу: этапы становления философии
  8. Древнеиндийская философия
  9. Древнегреческая философия
  10. Атомистические концепции Демокрита и Эпикура

Введение

Философия — это все бытие, «постигаемое в мысли»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, теоретическое ядро всей культуры народов планеты. Изначально человек обладал любопытством. Само желание понять природу таинственного, непознанного, проявляло склонность к философским размышлениям, хотя и в мирском плане: ведь и на этом плане человек часто склонен к философствованию. Само слово «философия» восходит к Пифагору. Буквально это означает любовь к мудрости, то есть мудрость ума.

Человек испытывает духовную потребность иметь полное представление о мире; он не может, по словам С.Н. Булгакова, согласиться ждать удовлетворения этой потребности, пока будущая наука даст для этого достаточный материал; ему необходимо также получить ответы на вопросы, которые выходят за рамки позитивной науки и не могут быть поняты даже ею. В то же время человек не в состоянии подавить эти вопросы, сделать вид, что их не существует, практически игнорировать их. Для человека, как разумного существа, бесконечно важнее любой конкретной научной теории решить вопросы о том, что представляет собой наш мир в целом, какова его основа, есть ли у него смысл и рациональная цель, имеют ли ценность наши жизни и поступки, какова природа добра и зла и т.д. Короче говоря, человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но и что, почему и зачем. На эти последние вопросы у науки нет ответа, вернее, она их не задает и не может разрешить. Их решение лежит в области философской мысли.

Задачи, решаемые в ходе работы:

  1. Показать смысл, основное содержание, функции и методы философии;
  2. Происхождение философии:
  3. От мифа к логосу;
  4. Мировоззрение, специфика философского мировоззрения;
  5. Структура философского знания;
  6. Философия как форма самосознания культуры.

Смысл, основное содержание, функции и методы философии

Преобладающий первый взгляд на философию определяет ее как специфический способ познания. Это мнение разделяют многие в истории философии, начиная с Аристотеля, который в «Метафизике» утверждал, что предметом первой философии является знание причин вещей, поскольку они являются вещами. Это убеждение берет начало от гносеологической установки в представлениях о человеке: главное назначение человека, быть человеком, — познавать мир, «добывать знания»; для этого существуют естественные науки и особая наука (или знание) — философия.

Доминирующий в истории философии второй взгляд, взгляд философии исходит из другого взгляда на человека — как на существо, сущность которого наиболее достоверно реализуется в массе, в повседневной жизни, квинтэссенцией которой является мораль, нравственные отношения. Философия трактуется здесь как нормативно-практическое знание или жизненная мудрость, вырабатывающая оптимальные нормы поведения. Другими словами, это ответы, рецепты, разработанные мудрыми философами, дающие человеку знания о том, как организовать свою жизнь, чтобы достичь счастья и душевного покоя.

Третий взгляд на философию появился относительно недавно и сопровождается фундаментальными изменениями в концепции человека. Она предполагает, что качество «человека» определяется не его знаниями или его «внешними» моральными действиями, а его саморефлексией и его жизненным выбором, основанным на самоанализе. Самоуглубляющийся человек, размышляющий о своем духовном опыте — стал главной фигурой философского внимания Кьеркегора, Хайдеггера, Сартра и других. Этот взгляд на философию вытекает из противопоставления эссенциализму — экзистенциалистской позиции, утверждающей, что «существование предшествует сущности».

Функции философии в культуре во многом определяются спецификой философской деятельности и знания, о которых мы говорили в предыдущей лекции. Люди, создающие философские системы, серьезно озабочены вопросом своего статуса в этом мире (кантовские вопросы: «Что я могу знать?», «На что я могу надеяться?», «Что я должен делать?»).

Философия: от мифа к логосу

Наиболее сложными и влиятельными являются мифогенные идеи происхождения философии (Шеллинг, Гегель, Корнфорд, Лосев). Таким образом, Гегель считал, что и религия, и мифология уже являются философией, но выраженной в образной, несовершенной форме. Миф возникает из-за невозможности представить разумное, концептуальное содержание в разумной форме, поэтому оно воплощается символически. Философия, согласно Гегелю, возникает из мифологии /религии/, преодолевая ее репрезентативную форму. В этом процессе специальные знания, ставшие зачатками науки, не играют никакой роли.

Гносеогенные концепции (Спенсер, Богданов, Богомолов) являются выражением позитивистской традиции «онаучивания» философии. Считается, что философия возникает на основе позитивного знания, накопленного предыдущей эпохой, как оппозиция религиозному опыту. Она основана на знании и, таким образом, противостоит религии, которая основана на вере. Современный отечественный профессор Богомолов утверждает, что философия возникает как разрешение противоречия между мифом и элементами первоначального, эмпирического знания о природе и обществе.

Действительно, мифогенная теория кажется более предпочтительной. На мой взгляд, следует считать, что возникновение философии связано с процессами разложения мифа, которые в качестве компенсации требовали интеллектуальной активности для выработки достаточно устойчивого мировоззрения, а также с параллельным формированием понятийного мышления.

Мировоззрение, специфика философского мировоззрения

Мировоззрение человека выражает только жизнь, которая разнообразно представлена в философских, религиозных учениях, произведениях искусства и литературы. Концепцию Дильтея о взаимоотношениях между «жизнью» и «мировоззрением» можно схематизировать в следующих основах.

Первая предпосылка вытекает из лекций Ницше о проблеме бытия и человека, точнее, о бытии человека. Его можно сформулировать так: «Реальность для нас обязательно имеет ценность». Этот тезис устанавливает трансцендентно-ценностный характер всей философии Ницше. Что это значит?

В своих взглядах на природу реальности Ницше разделяет трансцендентальную установку Канта и Шопенгауэра на «антропологизацию» бытия — отождествление бытия как такового с «бытием человека», для которого все остальное может быть дано только ценностями человеческого существования /»опыта»/.

Таким образом, Ницше принял кантовский тезис о «дихотомии» реальности на «мир-для-себя» и «мир-самого-себя»: трансцендентное и трансцендирующее. Более того, Ницше радикализировал этот тезис Канта. Если последний, говоря о «вещах как себе», неявно предполагал, что существует некий порядок, который каким-то образом входит в наш феноменальный опыт, то Ницше отвергает и это. Человеку даны только явления мира, но «за» явлениями ничего нельзя определить — там, вероятно, есть только «бесформенный, недоступный мир хаоса ощущений, то есть феноменальный мир другого рода: «непознаваемый» для нас».

Поэтому существует только «реальность для нас». И здесь все зависит от нас, от нашей общей активности. Ницше здесь использует фихтеанскую идею самоопределения субъекта над своим бытием/=Самость, Я устанавливает себя как Бытие/, но интерпретирует ее антропологически — фундаментальные смыслы или ценности нашей реальности устанавливает сам человек /где человек — зоологический вид со своими специфическими характеристиками/. Эти смыслы, таким образом, задаются императивами/институтами биологического вида «homo saliens» — основными условиями его сохранения и размножения. Именно эти условия формируют наши априорные формы восприятия и основы мышления, которые создают для нас наш «мир явлений».

«Мир явлений, — говорит Ницше, — это мир, рассматриваемый в соответствии с ценностями: обставленный и отобранный в соответствии с ценностями, то есть в соответствии с полезностью в смысле сохранения и прославления силы определенного зоологического вида. Ценности, таким образом, «вживлены» в «плоть» смыслов нашего бытия, и человек с его ценностными предпосылками укоренен в таком мире.

Второе предположение касается эпистемологии Ницше и вытекает из первого. Если значения «реальности для нас».

Структура философского знания

И философский, и научно-теоретический типы знания имеют бесспорные общие черты: это типы знания, представленные во всеобщем значении и в объективистской форме, дистанцирующей конкретные и личностные моменты процесса приобретения теоретического знания; в обоих случаях знание организуется по определенным методологическим схемам.

Специфика философского знания проявляется в следующем.

Философское знание имеет тенденцию быть рефлексивным, т.е. оно осознает условность исходных предпосылок и их возможный плюрализм в зависимости от специфики сознания рефлексирующего человека. Напротив, научное знание основано на безоговорочном принятии так называемой «естественной установки» в качестве исходной посылки.

Последнее означает «генетическую» веру в объективность таких утверждений, как:

  • «Мир реален и объективно действителен; он общий для всех нас, единый и однозначный;
  • «Наше познание направлено на сам мир;
  • «Существует гармония между миром или истинами, имеющими собственное значение, и между нашими познавательными актами и формами».

Следствием этого является то, что в философском знании гораздо больше методологических закономерностей, чем в научном. Таким образом, философское знание менее унифицировано и ограничено по содержанию и более метафорично и креативно.

Философия как мудрость

Можно сказать, что философия — это все однородное, «постигнутое в мысли»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, теоретическое ядро всей культуры народов планеты. Изначально человек обладал любопытством. Само желание понять природу таинственного, непознанного, проявляло склонность к философским размышлениям, хотя и в мирском плане: ведь и на этом плане человек часто склонен к философствованию. Само слово «философия» восходит к Пифагору. Буквально это означает любовь к мудрости, то есть благоразумию

У человека есть духовная потребность иметь полное представление о мире; по словам С.Н. Булгакова, он не может согласиться ждать удовлетворения этой потребности, пока будущая наука не даст для этого достаточного материала; ему нужны также ответы на вопросы, которые выходят за пределы сферы положительной науки и даже не могут быть ею поняты. В то же время человек не способен замалчивать эти вопросы, делать вид, что их не существует, практически игнорировать их. Для человека, как разумного существа, бесконечно важнее любой конкретной научной теории решить вопросы о том, что представляет собой наш мир в целом, какова его основа, есть ли у него смысл и рациональная цель, имеют ли ценность наши жизни и поступки, какова природа добра и зла и т.д. Короче говоря, человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но и что, почему и зачем. На эти последние вопросы у науки нет ответа, вернее, она их не задает и не может разрешить. Их решение лежит в области философской мысли.

Философия как форма культурного самосознания

Человек обладает удивительным даром — разумом с его пытливым полетом как в далекое прошлое, так и в будущее, миром мечты и воображения, творческим решением практических и теоретических задач и, наконец, воплощением самых смелых идей. С древних времен мыслители искали решение загадки, связанной с феноменом сознания.

Сознание — это высшая форма отражения объективной реальности, свойственная только человеку, способ его отношения к миру и к самому себе, представляющий собой единство психических процессов, активно участвующих в постижении объективного мира и собственного бытия человека, определяемых не непосредственно его физической организацией (как у животных), а способностями объективного действия, приобретаемыми только через общение с другими людьми. Сознание состоит из чувственных образов предметов, которые являются ощущениями или представлениями и поэтому имеют смысл и значение, знаний как набора ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, возникающих в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Сознание, таким образом, является особой формой взаимодействия человека с другими людьми.

Заключение

В конце работы мы можем сделать следующие выводы.

Философия — это все сущее, «запечатленное в мысли»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическое ядро всей культуры народов планеты.

Философия — вечный спутник человечества, а это значит, что она выражает нечто имманентное и необходимое для человеческого существования — те качества, которые присущи человеческой природе настолько, что их устранение разрушает саму уникальную определенность человеческого существования. Речь идет о рефлексии, а философия, как мы уже выяснили, — это концептуальная рефлексия, которая в то же время выражает сущностное своеобразие самосознания философа.

Итак, основой философского знания является самосознание. Это, однако, не рациональная самоочевидность /»в умственном воображении»/, а иррациональная вера и одновременно мгновенное падение «чувства себя» в «субстанцию себя», которая является основой всех смыслов «человеческого мира». Специфически человеческое отношение к миру самоорганизуется «Я-формой» — первой точкой отсчета всех смыслов нашего мира. Ницше определил статус познания в человеческой жизнедеятельности, исходя из тезиса о его подчиненности общим задачам онтологического сохранения вида «homo» и создания условий для его дальнейшего распространения. Следовательно, и логика, и категории разума являются лишь средствами обработки мира в целях видовой полезности, а потому не могут быть ничем иным, кроме как «полезной фальсификацией».

Список литературы

  1. Агацци Э. Человек как объект философии. V.F., 1989, NO.2.
  2. Бердяев Н.А. Философия как творческий акт // Смысл творчества. — М.,1989.
  3. Библер В.С. Что такое философия? — J.V.F., 1995, no.1.
  4. Г.А. Брутян, Философия и метафилософия. — J.V.F., n.9.
  5. Гегель Г.В.Ф. Введение // Лекции по истории философии. Книга 1. — СПБ. 1994.
  6. Григорян Б.Т. Что такое философия. — V.F., 1985, № 1.
  7. Давыдова Г.А. Об идеологической природе философского знания. — In. V.F., 1988, #2.
  8. Желнов М.В. Философская предметность в истории философии. — М., 1981.