Для связи в whatsapp +905441085890

Патристика и схоластика: этапы развития — Основные этапы развития средневековой философии

Средневековье (с первого по пятнадцатый век) было периодом полного господства феодализма, крепостного права и христианства в Европе. Именно эти две особенности — феодализм и христианство — определили содержание и состояние философии Средневековья. Именно христианская религия оказала сильное влияние на западную средневековую философию. В основе монотеизма (веры в единого Бога) лежат два принципа, чуждые языческому миру: идея творения и идея откровения. Основными доктринами в средневековом христианстве считались патристика и схоластика. Патристика — интеллектуальное наследие отцов церкви Можно выделить три этапа: (1) — ранняя П., или апологетика (2-3 вв.), представители: Юстин, Татиан, Афинагор, Тертуллиан; Климент Александрийский, Тит Флавий, Ориген.

Центральной проблемой Патристики является проблема соотношения христианства и античного наследия. Василий Великий Кесарийский, его брат Григорий Нисский, Григорий Богослов Назианзин, Амфилохий Иконийский и др. основное направление развития П. в этот период — борьба с ересями, связанная с обретением статуса государственной религии и официальной формулировкой христианского вероучения на Вселенском Никейском соборе, в центре которой была проблема систематизации христианского учения. Ключевой фигурой является Иоанн Дамаскин, который завершил систематическую формулировку основ христианской теологии; на Западе также Леонтий и Боэций. В П. были заложены основы систематического христианского богословия как в его катафатической (утвердительной), так и апофатической (отрицательной, неприемлемой) версиях, а также введены многие основные концептуальные структуры христианского богословия. Именно в рамках П. была окончательно оформлена концептуально основополагающая для христианства идея примата личности над абстрактным человечеством. Отцы Церкви объяснили человеку, как Бог создал как духовный, так и материальный мир. Это учение позже было названо креационизмом (creatio — творение). Согласно ей, христианский Бог стоит над всем и управляет природой. Если в языческих религиях природа и космос были всесильны и вечны, то теперь все это было перенесено на Бога: многобожие сменилось монотеистическим принципом: есть только одно начало — Бог, все остальное — его творения.

В IX веке на основе патристической традиции начинает формироваться схоластика, которая начинает использовать рациональные методы познания при изучении сверхрациональных «вещей». В 11 веке начинают появляться университеты, и начинается конфликт между университетом и церковью, поскольку монахи учили бесплатно, а университеты платили за это. Она построена следующим образом: Постановка вопроса; исследование причин за и против него; предложенное и категорически объясненное решение; его обоснование; заключение, которое может служить опровержением всех возражений против этого решения. Главным стремлением схоластики, по крайней мере, ее доминирующих течений, было показать: Между разумом и откровением нет реального противоречия. Величайший схоластик периода зарождения схоластики — Иоанн Скот Эриугена.Схоластический еретик, его труды («О разделении природы», «О божественном предопределении» и др.) были осуждены церковью.Петр Абеляр, развивавший диалектику как искусство отличать истину от лжи, пытался избежать крайностей реализма и номинализма. Его собственная позиция по этому вопросу была названа концептуализмом. Диалектика Абеляра также способствовала развитию диалектического метода создателя томизма Фомы Аквинского. В своих обширных трудах «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» этот схоластик предложил свою версию аристотелевского «Примирения».

Патристика и схоластика: этапы развития - Основные этапы развития средневековой философии

Основные этапы развития средневековой философии

Средневековая философия в Западной Европе — это христианская философия, которая сформировалась во втором веке нашей эры. Основным источником христианства была иудейская религия, самая монотеистическая из всех религий древности. Философия раннего христианства называлась апологетикой, а ее представители — апологетами. Такое название они получили потому, что их произведения часто носили характер апологии, то есть сочинений, направленных на защиту и оправдание христианского учения и христианской деятельности, на доказательство преимуществ христианства перед другими религиями. Средневековая философия представляет собой синтез иудео-христианской мифологии и греко-римской философии. Непосредственными теоретическими истоками раннехристианской философии была эллинистическая философия первого и второго веков, особенно система еврейского философа из Александрии Филона.

В средние века (IV-XIV) религия приобрела первостепенное значение в жизни общества. Однако она включала в себя в качестве необходимого компонента философию, которая рассматривалась как средство достижения необходимой аргументации в теологических спорах. Философия помогла построить целостную картину мира, но мира как творения Бога.
В Средние века нельзя провести четкую грань между религией и философией. Христианская философия Средневековья оставалась приверженной основным принципам религиозно-философского стиля мышления и мировоззрения. Все основные понятия средневековой философии и мысли были связаны с Богом и определялись им.

В истории средневековой философии можно выделить два основных этапа: патристический и схоластический.

Патристика — это учение Отцов Церкви, которые стали привлекать рационалистические философские концепции для обоснования христианских догм. Представители патристики заложили основы философии христианства

Представительства:

Одним из самых выдающихся представителей патристики был Климент, который основал христианскую богословскую школу в Александрии. Придя в христианство из платонизма и стоицизма, Климент Александрийский сохранил уважение к философии, но стремился подчинить ее религии. Он утверждал, что античная философия была необходимым предшественником христианства, данным грекам и римлянам Богом. Таким образом, разница между религией и философией заключается лишь в том, что в религии истина дается полностью, а в философии — косвенно и частично.

В отличие от гностиков, которые пытались сблизить античную философию и христианство, Тертуллиан утверждал, что философия и религиозная вера несовместимы. Он утверждал, что между верой и разумом нет ничего общего. Вся философия является еретической и источником всех религиозных ересей. Ересь, говорит Тертуллиан, означает «выбор», философы — это «спорные умы», занимающиеся «пустыми вопросами и разговорами», не знающие истины, «они все еще ищут, поэтому еще не нашли ее». Истина — от Бога, а философия и религиозные ереси — от дьявола. Изречение Тертуллиана «Верую, потому что абсурдно» полностью выражает содержание и смысл его учения, в котором истина веры существенно отличается от истины разума. Концепция веры как конечной истины подготовила почву для подчинения философии теологии, что было характерно для всего последующего периода развития христианской философии.

Величайшим христианским мыслителем патристического периода был Аврелий Августин. Он написал около ста работ против науки и материалистической философии, в защиту и оправдание христианской религии. Он обсуждает проблему свободы человеческой воли и дает обзор истории всего человечества с религиозной точки зрения. Учение Августина стало определяющим интеллектуальным фактором средневековой мысли и оказало огромное влияние на всю христианскую Западную Европу.

Понятие патристики и общие характеристики

Отличительной чертой средневековой философской мысли, характерной для патристики, является то, что мыслители обращаются за поддержкой своих идей к самому авторитетному и древнему источнику — Библии. Она рассматривается как совокупность истин, сообщенных человеку Богом. Поэтому важно понять смысл библейских текстов, чтобы получить ответы на философские вопросы. Задача философа, таким образом, состоит в том, чтобы обнаружить и разработать истинный смысл того, что говорит Библия, и отразить его в своих собственных трудах.

Патристика находится в прямой преемственности с апостольским преданием, которое имеет наивысший авторитет после Ветхого Завета. Философия, созданная апостольской традицией, является первой в христианстве. И она считается прообразом всей будущей философии и ее классическим образцом из-за традиционализма мысли представителей патристики. На этом основании они строят свои труды как объяснения определенных положений Ветхого и Нового Заветов.

Особенностью трудов Отцов Церкви патристического периода является то, что, помимо знания текстов Священного Писания, они отражают все богатство и разнообразие античной философии. Это объясняется тем, что создатели философской литературы Отцов были самыми образованными людьми своего времени. Патристика создала традицию, которая нашла свое продолжение в схоластике. Это дает возможность рассматривать патристику и схоластику как явления одного порядка, во-первых, из-за общего способа философствования, а во-вторых, из-за обращения к одним и тем же принципам, которые определяют содержание философских произведений. Эти принципы включают:

  • Теоцентризм — признание того, что Бог является источником всего сущего;
  • Креационизм — признание того, что Бог создал все из ничего;
  • Провиденциализм — признание того, что Бог управляет всем;
  • Персонализм — признание того, что человек является «личностью», созданной Богом по его образу и подобию и наделенной совестью;
  • Откровение — признание того, что самый верный способ познать самые важные истины — это познать смысл Писания.

На этапе патристики большой вклад в развитие философии внесли такие отцы христианской церкви, как: Тертуллиан (160 — 220), Ориген (ок. 185 — 253/254), Киприан Карфагенский (после 200 — 258), Евсевий Памфил (ок. 260-339), Афанасий Великий (295-373), Григорий Богослов (Назианзин) (329/330-390), Василий Великий (ок. 330-379), Амвросий Медиоланский (333/334-397), Григорий Нисский (335-394), Иероним Стридонский (347-419/420), Августин Блаженный (354-430) и др.

Круг проблем, интересовавших представителей патристики, был широк. Фактически, все проблемы античной философии были в той или иной степени проанализированы отцами христианской церкви. И все же на первом плане оставалась проблема человека и его устройства в мире. Но если представители кинизма, эпикурейства и стоицизма возлагали ответственность за формирование мира на человека и видели в его деятельности средства для достижения этой цели, то христианские философы ставили институт человека в мире в зависимость от Бога. Человеческая деятельность и свобода были подчинены воле Всевышнего. Волевые усилия и деятельность человека стали рассматриваться через призму их соответствия божественным постановлениям. Ответственность за то, что происходит в мире, переносится за его пределы. «Не судите, да не судимы будете», — читаем мы в Библии. Наша ответственность перед людьми опосредована нашей ответственностью перед Богом. Это Бог, перед Которым грешники должны держать ответ.

Схоластика — наследие языческой античности

Когда работа по оформлению догматических основ христианства была завершена, патристика постепенно перешла в схоластику. Патристика боролась с язычеством и продвигала этико-религиозные учения христианства в мире, который еще не полностью принял новую религию и утвердил ее мораль. Схоластика, опираясь на авторитет Писания и философские идеи патристики, стремится включить в философскую практику наследие языческой античности, особенно наследие Платона, Аристотеля, Плотина и Прокла. Он делает это для того, чтобы осмыслить и рационализировать окружающую его человеческую реальность. Одной из важнейших проблем схоластики является проблема соотношения мира рационального знания и мира духовного опыта. Решение этой проблемы требует соотношения разума и веры. Представители схоластики, размышляя об этих отношениях, пришли к выводу, что вера и разум должны находиться в гармонии друг с другом. Дело в том, что разум, когда он правильно используется, ведет к приближению к Богу, к единению с Ним. Другими словами, истины разума и веры не могут противоречить друг другу. В этом суть одного из важнейших выводов схоластической средневековой философии.

Наиболее важными представителями средневековой схоластики считаются Иоанн Скот из Евгении (ок. 810 — ок. 877), Ансельм Кентерберийский (1033 — 1109), Бонавентура (1221 — 1274), Фома Аквинский (1225 — 1274), Дунс Скотус (1266 — 1308) и Уильям Оккам (1300 — 1349).

Схоласты считали, что сущность вещей может быть постигнута человеческим разумом. Однако это требует точности в использовании языка и тонкости в понимании различий между вещами. Этого можно было достичь только с помощью тщательно разработанного метода, основанного на знании логики. Суть схоластического метода заключается в том, чтобы обеспечить движение мысли от анализа возможностей высказывания о реальности, к анализу реальности. В то же время схоластика исходит из убеждения, что понятия коренятся не только в человеческом разуме, но и в божественном разуме, который создает бытие. Другими словами, концепция рассматривается как существующая дважды — в человеческом разуме и в Бытии. Ключом к пониманию мира считается постижение универсалий.

Фома Аквинский (1225/1226 — 1274) считается величайшим представителем схоластической философии, основными принципами которой являются принцип разъяснения и принцип принятия и примирения противоположных тенденций.

Согласно Фоме Аквинскому, связь с выдающимися предшественниками, наряду со знанием Библии, была основой для преподавания философии. Такое отношение привело его к написанию серии комментариев к трудам философов прошлого (Боэций, Аристотель). Однако его главными философскими трудами были «Summa contra Gentiles» и «Summa Theologica». Особенностью философии Фомы Аквинского было то, что он высоко оценил идеи Аристотеля и попытался интерпретировать их таким образом, чтобы создать последовательную систему, сочетающуюся с утверждением христианской веры. Фома казался своим современникам новатором, потому что в некоторых отношениях он дал новую интерпретацию проблемам, традиционно рассматриваемым философами, ввел новые методы и способы рассуждения, а также отбросил некоторые традиционные подходы к пониманию определенных вопросов. Он не хотел, чтобы его называли оригиналом, но в его мышлении была новизна. Это заключалось в терпеливом анализе различных мнений, в поиске истины и в систематическом синтезе различных позиций с использованием всеобъемлющих философских принципов и категорий.

Фома Аквинский стремился использовать философию для обоснования и доказательства истин веры. Он считал философскую теологию высшим проявлением философской рефлексии.

Согласно Фоме, объектом философии были истины разума, а объектом теологии — истины откровения. Конечным объектом философии и теологии является Бог, который является творцом мира и вдохновителем его развития. Бог, согласно учению Фомы, — это вечное, самое совершенное духовное существо; он — чистая форма, источник всех возможных форм, благодаря которому из пассивной материи возникают самые разнообразные вещи.

Схоластика. Проблематика и этапы развития

Схоластика — это направление религиозно-философской мысли IX-XIV веков, характеризующееся попыткой систематизировать и рационально и логически обосновать христианскую доктрину. В своем развитии схоластика проходит три этапа. Его ранняя форма (IX-XP вв.) характеризуется склонностью к идеям платонизма и неоплатонизма. Его представители — Иоанн Скот Эриугена (810-877), Пегр Абеляр (1179-1142), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Росцелин (1050-1120),

Период зрелой схоластики приходится на XII-XIII века. Наиболее важными мыслителями этого периода были Альберт Великий (ок. 1200-1280), Фома Аквинский (1225-1274), Сигер Брабантский (ок. 1240 — ок. 1281). На смену платонизму пришли идеи христианского аристотелианства, которое было признано официальной доктриной католической церкви в виде учения Фомы Аквинского — важнейшего представителя схоластики. Схоластика достигает своего зенита в деятельности многих университетов, из которых Парижский университет можно считать самым важным, и пишутся огромные трактаты (summae) по логике и теологии, содержащие все соответствующие знания.

Поздний период схоластики (XIII-XIV века), представленный именами Джона Дунса Скотуса (1265-1308) и Уильяма Оккама (1285-1349), протекал на фоне ослабления авторитета католической церкви — процессов эмансипации философии от влияния теологии и все возрастающего влияния позитивного, экспериментального знания.

Проблема веры и разума по праву может быть названа центральной проблемой схоластической философии. Впервые она актуализируется в самых истоках средневековой философии. Знаменитое высказывание Тертуллиана «Я верю, потому что это абсурдно» явно отвергает разум в вопросах веры; христианская вера принципиально непостижима с точки зрения философского рационализма.

Схоластика (аристотелианство) — это рациональная философия, которая занимается вопросами эпистемологии и логики. Проблема взаимоотношений между верой и знанием. Ф. Аквинский: «Я верю, потому что это разумно». Знание, противоречащее вере — обман, ересь. Избирательное использование знаний. Философия на службе теологии (теперь философия на службе науки).

Проблема универсалий (наиболее общих категорий):

1.Реализм — объективный идеализм.

Общее понятие существует само по себе, а не только как слово.

2.Номинализм — субъективный идеализм.

Общее понятие существует только как слово, понятие, но не как явление.

Уильям Оккам. Тезис «лезвия бритвы»: «Суть вещей не следует умножать».

В своем развитии схоластика проходит три этапа. Его ранняя форма (9-12 века). Его представителями являются Иоанн Скотус, Петр Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Росцелинус. Период зрелой схоластики приходится на XII-XIII века. Главными мыслителями этого периода были Альберт Великий и Фома Аквинский. Схоластика достигла своего пика в деятельности многих университетов, из которых Парижский университет можно считать самым важным.

Поздний период схоластики (XIII-XIV века), представленный Джоном Дансом Скотусом и Уильямом Оккамом, начал свое развитие на фоне ослабления авторитета католической церкви, процесса освобождения философии от влияния теологии и усиления влияния позитивного, экспериментального знания.

Борьба между номинализмом и реализмом

На протяжении веков шла борьба между реализмом и номинализмом. Реализм тогда понимался как учение о том, что истинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, что сближало его с платонизмом. Утверждалось, что универсалии существуют до вещей, как мысли, идеи в божественном разуме; благодаря этому человеческий разум знает сущность вещей, а эта сущность есть лишь универсальное понятие.

Номинализм подчеркивал примат воли над разумом и был противоположен традиции реализма. Термин номинализм имеет латинское происхождение и означает «имя». Для номиналистов общие понятия — это только имена; они не имеют независимого существования вне единичных вещей. Поэтому универсалии существуют не до вещей, а после них.

Спор между реалистами и номиналистами возник в связи с проблемой единичного и общего, поднятой еще Аристотелем. Номинализм отражает идею божественного всемогущества, поскольку творение — это акт божественной воли. Идеи не существуют в божественном разуме до вещей: Бог сначала создает вещи, а идеи возникают после вещей. Только единичное существует реально; все вещи вне души единичны, и только в познающей душе возникают общие понятия. Бог может создать любую случайность. Они отрицают концепцию субстанциональной формы. Умозрительное бытие вещи (сущность) и эмпирически данное бытие (явление) отождествляются. Онтологическая иерархия не признается. Ориентация на опыт является характерной чертой номинализма.

Номинализм дал новую концепцию познания и природы познающего разума; поскольку познание направлено не на сущность вещи, а на вещь в ее единственности, оно является интуитивным познанием (созерцанием отдельных свойств вещи), его объектом оказывается конкретность. Теоретический факультет теряет свой онтологический характер; разум не рассматривается как высший в иерархии сотворенных существ. Субъект сталкивается с объектом, и познание — это субъектно-объектное отношение. Выделяется гносеология. Возникает субъективистская интерпретация разума.

В Средние века возникает новое отношение к природе. Доктрина божественного всемогущества лишает природу автономии, поскольку Бог не только творит природу, но и может совершать чудеса. Природа больше не является самым важным объектом познания; основное внимание уделяется познанию Бога и человеческой души. Более того, природные явления превращаются в символы, указывающие на другую, более высокую реальность, а именно религиозную и моральную. Конечно, символическая интерпретация природы в определенной степени повлияла на научные знания, хотя интерес к изучению природы не уменьшился.

Теоцентризм — это историческое выражение субъекта. Из него вытекает принцип абсолютной личности, принцип Бога. Этот принцип является результатом более глубокого, чем в древности, понимания субъективного. Хорошо известно, что древние мыслители не приняли христианство, но они подготовили почву для теоцентрического взгляда. В средневековой философии Христос предстает как Богочеловек; человеческая природа Христа является истинной основой средневекового гуманизма.

Средневековая философия рассматривала человека как образ Божий. Это определение человека является откровением, которое не должно подвергаться сомнению. Средневековые философы также исходили из античного понимания человека как «разумного животного» и задавались вопросами о соотношении разумного и животного в человеке, о сущностных качествах человека, разума и жизни.

Двойное суждение о человеке было отличительной чертой христианских философов. Человек — не только царь природы, но как образ Божий он превосходит природу, возвышается над ней. Бог наделил человека разумом и свободной волей, то есть способностью судить и различать добро и зло. Это сущность человека, образ Божий в нем. Более того, Бог дает ему тело и душу, чтобы он мог стать царем в мире телесных вещей и существ.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Гуссерлинцы Шпет и Лосев — русские философы
  2. Эрих Фромм, немецко-американский философ и социолог, главный представитель неофрейдизма
  3. Н.Федоров и его философия
  4. Философия как самосознание культуры
  5. Космическая этика К.Э. Циолковского — Космозм Циалковского и его основные этапы
  6. Философские основания современного либерализма
  7. Славянофилы
  8. Диалектика Гегеля
  9. Социально-философский анализ
  10. Проблема творения. Бытие и небытие в арабо-исламской философии