Для связи в whatsapp +905441085890

Педагогические условия организации театрализованных игр с детьми младшего школьного возраста — Виды и формы досуговой деятельности детей младшего школьного возраста

Границы младшего школьного возраста, который совпадает с уровнем начальной школы, в настоящее время установлены от 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, позволяющее систематически посещать школу. Начало обучения в школе приводит к радикальному изменению социальной ситуации в развитии ребенка. Он становится «социальным» субъектом и теперь имеет социально значимые задачи, выполнение которых социально оценивается. В младшем школьном возрасте между ребенком и окружающими его людьми начинают складываться отношения нового типа. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, и к концу младшего школьного возраста все большее значение для детей приобретают сверстники, возрастает роль детского сообщества.

В этом возрасте появляется еще одно важное новообразование — волевое поведение. Ребенок становится самостоятельным и сам решает, как вести себя в тех или иных ситуациях. В основе такого поведения лежат моральные мотивы. Ребенок впитывает моральные ценности и старается следовать определенным правилам и законам.

Формирование волевого поведения у младших школьников тесно связано с такими новообразованиями, как планирование результатов действий и рефлексия.

Ребенок способен оценить свое действие с точки зрения его результатов и изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Проявляется смысловая основа в действии, она тесно связана с различием между внутренней и внешней жизнью. Ребенок способен преодолевать свои желания, когда результат его деятельности не соответствует определенным нормам или не ведет к поставленной цели.

Развитие личности младшего школьника зависит от успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию, в результате чего он интенсивно впитывает знания, как интеллектуальные, так и моральные. Учитель играет важную роль в установлении моральных норм и развитии интересов детей. Другие взрослые также занимают важное место в жизни ребенка. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие нравственных чувств младшего школьника, ответственное отношение к правилам, с которыми он знаком в жизни.

В младшем школьном возрасте ребенок начинает ощущать свою уникальность, осознавать себя как личность. Это проявляется во всех сферах жизни ребенка, включая отношения со сверстниками. Дети находят новые формы групповой деятельности. Они учатся заводить друзей и находить общий язык с другими детьми. Они стремятся совершенствовать навыки тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной компании, чтобы выделиться в ней, добиться успеха. Мотив достижения успеха является основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте.

В младшем школьном возрасте у ребенка развивается поворот к другим людям, который выражается в просоциальном поведении.

Таким образом, младший школьный возраст является самым ответственным этапом школьного детства.

Полноценный опыт этого возраста, его положительные достижения являются необходимым фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создать оптимальные условия для раскрытия и реализации возможностей ребенка, принимая во внимание индивидуальность каждого ребенка, учитывая его интересы.

Педагогические условия организации театрализованных игр с детьми младшего школьного возраста - Виды и формы досуговой деятельности детей младшего школьного возраста

Виды и формы досуговой деятельности детей младшего школьного возраста

Развлекательные программы создаются как для студентов, которые посещают учреждение постоянно, так и для детей, которые посещают учреждение эпизодически или только один раз. Оздоровительные мероприятия могут быть организованы как массовые для детей или как камерные. В зависимости от содержания и объема, организаторами рекреационной программы могут быть отдельные группы или преподаватели. Это может быть совместная работа нескольких подразделений, например, детские новогодние праздники. Дети всегда выступают в качестве активных участников программ отдыха; при соответствующем педагогическом руководстве им можно поручить роль организаторов. Рекреационные программы часто демонстрируют творческие успехи групп детей, для которых подготовка к программе и участие в ней являются важным фактором развития самооценки. Большое внимание к сфере досуга обусловлено стремлением заполнить свободное время ребенка такими видами и формами деятельности, которые бы положительно влияли на его личность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группы, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей. Рекреационные программы вносят значительный вклад в обогащение досугового потенциала.

Формы игровой деятельности в рекреационных программах чрезвычайно разнообразны. Это ролевые игры, игровые симуляции, демонстрации, театрализованные игры, игровые соревнования. В развлекательных программах используются основные виды современных игр, включая:

  • физические и психологические игры и тренинги;
  • интеллектуальные и творческие игры;
  • социальные игры;
  • сложные игры.

Игровые технологии предполагают зрелищный, динамичный характер рекреационных программ, их ориентацию на эмоциональное восприятие содержания.

Практика дополнительного обучения отражает богатый опыт в реализации рекреационных программ. В зависимости от целей, планируемой продолжительности программы и степени участия в ней детей, выделяют несколько типов рекреационных программ:

  • Разовая игровая программа, не требующая подготовки участников, когда ведущий вовлекает детей в игру, массовый танец, пение, непосредственно во время программы. Он может длиться от 30 минут и более, в зависимости от возраста детей и выбора развлечений — это могут быть веселые игры за столом, в игровой комнате, подвижные игры и танцы в кругу; игры со сцены, дискотека и т.д. Такой сеанс «веселья» может быть частью более крупной программы, например, масштабной, праздничной.
  • Конкурсно-игровые программы на заданную тему с предварительной подготовкой участников. Такие программы могут быть подготовлены и проведены как учителями, так и старшими учениками под их руководством.
  • Праздник — это наиболее организационно значимый и достаточно трудоемкий вид рекреационной программы. Он предполагает разнообразные развлечения, шоу, выставки и публичные представления с активным участием детей. Здесь может быть использован принцип свободного выбора досуговых мероприятий (фестивалей) или смены жанров для всех одновременно: например, развлекательный, концерт-мистерия, представление героев каких-то событий и интервью с ними и т.д. В зависимости от педагогической задачи, праздник может быть торжественным ритуалом, связанным с общественно значимым событием или значимым событием в жизни коллектива, например, день рождения клуба, объединения, юбилей учреждения. Праздник обязательно рассчитан на активную подготовку всех участников, это одно из главных условий для создания атмосферы предвкушения праздника.
  • Пьеса для приглашенной (неподготовленной) аудитории. Возможно в учреждении, где есть хотя бы небольшая команда организаторов, обладающих сценическими и актерскими навыками. Сюжет спектакля построен так, что в него включены игры, аттракционы. В ходе спектакля дети неожиданно оказываются в игровой ситуации. Им предлагаются роли для выполнения заданий, которые помогают героям пьесы.
  • Непрерывная рекреационная программа — это система воспитательной работы преподавателя или педагогического коллектива. Он обязательно состоит из четко спланированных этапов в соответствии с поставленными педагогическими задачами. Эта программа рассчитана на весь учебный год или даже на несколько лет. Типичный пример — программа летнего лагеря для детей. В учреждении дополнительного образования может быть организована длительная программа игр в форме игры — путешествия с периодами отдыха (каникулами).

Игра — продуктивный способ обучения детей

Большая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду деятельности. Это эффективное средство формирования личности школьника, его нравственных и волевых качеств.

Игра — это самый естественный и продуктивный способ обучения детей: Приобретение различных знаний и навыков происходит в деятельности, которая является для них привлекательной и мотивирующей. Игра способствует развитию у детей волевого поведения и независимости. Игра является важным условием социального развития детей: в ней они знакомятся с различными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей и сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми.

Игра способствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность. Она обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как через игровую деятельность ребенок может бессознательно и непроизвольно высвободить накопленный негативный опыт.

Детские игры делятся на две группы:

  1. творческие игры:
  • Режиссерские игры (служат для проявления творчества и воображения ребенка, придумывают содержание игры, определяют ее участников — игрушки, предметы);
  • Ролевые игры (воображаемая или вымышленная ситуация, состоящая в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им игровой среде; структурные компоненты такой игры — действие, содержание, роль).
  • Театральные игры (разыгрывание сюжета в образах героев литературных произведений — демонстрация с использованием настольного театра с трехмерными или плоскими фигурами, теневого и кукольного театра);
  • Игры со строительными материалами (создание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов — природных, специально созданных, вспомогательных);
  1. игры с правилами:
  • дидактические игры:
  • По содержанию (математические, естественные, языковые игры);
  • дидактическим материалом (игры с предметами и игрушками, табличные и печатные материалы, словесные);
  • Подвижные игры:
  • По степени подвижности (малые, средние, большие подвижные игры);
  • по преобладающим движениям (игры с прыжками, со скакалками);
  • по предметам, используемым в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами).

Театральная игра — богатое поле для детского творчества. Творческая ролевая игра в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В театрализованной игре образ героя, его основные характеристики, действия, переживания определяются содержанием произведений. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажей. Чтобы осознать это, необходимо понять, каков персонаж, почему он поступает так, как поступает, представить его состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир.

Сочетание спектакля (представления спектакля) сюжетно-ролевой игры (театральной игры) дает возможность объединить детей через общие идеи, переживания, собрать на основе интересной деятельности, где каждый ребенок может проявить свою активность, индивидуальность и творчество.

Театральные игры развивают различные виды творчества детей: художественно-языковое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

Особенности организации досуга детей младшего школьного возраста

Организация свободного времени — традиционное направление деятельности школьных и внешкольных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования.

Школа — это не только учебное заведение, где дети получают знания. Школа — это сообщество, где проходит важная часть жизни молодых людей, где есть место для вечеринок, соревнований, шуток, спектаклей и тематических вечеров, где они могут проявить свои творческие таланты. Школа охватывает целое десятилетие, начиная с официальной церемонии Последнего звонка.

Независимо от типа школы, в ней всегда отмечают День учителя, Новый год, День Победы, Международный женский день и другие праздники. В то же время школа — это не театр, невозможно дважды провести мероприятие по одному и тому же сценарию.

Даже самому креативному классному руководителю срочно нужны свежие идеи. В то же время школьная педагогическая драматургия — это особая форма творчества, в которой современные школьные работники имеют преимущество. Они лучше других знают, чем живет в данный момент та или иная возрастная группа школьников, какая музыка в моде, какие художественные образы им наиболее близки.

Дети с энтузиазмом будут готовить праздник, напоминающий театральный «капустник», ведь по сценарию можно разыграть события из школьной жизни, и каждая шутка, каждый трюк, каждый намек будут понятны всем зрителям и вызовут неподдельный интерес. Кроме того, у каждого из участников праздничного шоу будет возможность проявить свои творческие способности: кто-то представит авторскую идею и разработает сценарий, другой подберет музыку и напишет текст, третий блестяще исполнит номер и т.д. Это гораздо интереснее, чем создание традиционного литературного монтажа (хотя и он не исключен в репертуаре праздничных выступлений).

Такие сценарии обычно готовятся втайне от будущих зрителей, поэтому выступление станет для них сюрпризом, но, конечно, работа над ними требует помощи кого-то из преподавателей. Это также поможет избежать неловких шуток, которые могут случайно кого-то обидеть.

Дети ставят на первое место общительность, доброту, душевность, искренность и разносторонность учителя. Он должен уметь предвидеть, разрешать конфликты, неизбежно возникающие с детьми, быть хорошим организатором интересных развлечений, спортсменом, туристом, танцором, певцом, массовиком-затейником. Все это обязательно пригодится в работе.

Однако, хотя умение организовывать различные мероприятия очень важно, организаторские способности учителя, не одухотворенного чувством современности, не найдут реальной поддержки среди ребят. Не чувствуя романтики нашего времени, не идя в ногу со временем, он не сможет привлечь детей к тому, что их интересует.

Достаточно любить детей — им нужно угождать. Очень важно соблюдать правило — «быть рядом, но немного — немного впереди» — общение на уровне глаз, но с небольшой дистанцией. В ребенке уважают личность, равную себе (но вы не опускаетесь до уровня ребенка, а поднимаетесь до его уровня).

Театрализация на уроках литературного чтения как средство развития творческих способностей младших школьников

Нестандартные уроки — это импровизация урока, имеющего нетрадиционную структуру.

Эти уроки позволяют изменить форму урока, повысить интерес и стимулировать познавательную активность учащихся. В педагогической практике существует множество типов нестандартных уроков. Одним из эффективных типов нестандартных уроков, развивающих творческую активность учащихся, является урок театрализации.

На уроке литературного чтения есть возможность использовать элементы драмы, потому что литература и драма — это два вида искусства, которые объединяет общее слово. Драматизация на уроках литературного чтения развивает память, образное мышление, язык, усиливает эмоциональную сторону анализа художественного произведения.

Театрализация — методический прием, предполагающий введение в класс подготовленных элементов театрального действия, оформления, при котором подготовленные учащиеся появляются в классе с элементами костюма героя и произносят наиболее выразительные реплики. Театрализация включает в себя различные художественные аспекты: Выбор репертуара, сценический язык, сценическое движение, создание сценариев, изготовление костюмов, декораций, реквизита.

Театрализация включает постановку, комментарий режиссера, упражнения по сценической игре и театральное видение пьесы.

Инсценировка — это создание драматической трансформации эпического текста.

Учащиеся вместе с учителем пишут диалог персонажей и создают их комментарии, уточняют поведение героев, место и время действия,

Режиссерский комментарий — создание описания будущего спектакля от лица воображаемого режиссера, размышления о персонажах, создание эскизов декораций и костюмов, поиск музыкального сопровождения.

Сценически — игровые упражнения — упражнения по текстам художественных произведений, с использованием методов драматического воспитания. Виды упражнений: Сценические эскизы, пробы ролей. Студенты работают над развитием речи, движений и актерских навыков.

Театральное видение пьесы — метод изучения произведения драматургии, когда работа над пьесой производится в форме имитационной игры — создания воображаемого спектакля. Во время спектакля даются режиссерские комментарии, эскизы костюмов и декораций, проводятся репетиции ролей, раскрывается идейно-художественное своеобразие спектакля. Во время подготовки театрализованного представления студенты занимаются поиском дополнительной литературы (справочной, художественной, критической), чаще всего они обращаются за советом к преподавателю. Такая работа предоставляет возможность для серьезной интеллектуальной деятельности учащихся, для тщательного изучения оригинального текста, создает условия для формирования навыков самообразования.

В становлении театрализации выделяют несколько этапов:

  • Подготовительный: первичное чтение, фрагментарное чтение, прямое чтение текста, понимание, анализ текста;
  • Выполнение: Интерпретация литературного текста, дополненная элементами театральной техники (интонация, костюмы, сценография:
  • репетиция: репетиция перед воображаемой аудиторией;
  • презентация: выступление перед воображаемой аудиторией
  • рефлексивный: обмен впечатлениями после просмотра.

При выборе материала необходимо придерживаться определенных критериев: Сохранение авторской идеи, авторского замысла, атмосферы произведения, соответствие темы интересам читателей и зрителей, возрастные особенности учащихся, преобладание диалогов в выбранном фрагменте. Инсценировка представляется наиболее эффективной формой обучения, которая позволяет превратить школьный урок в своеобразный импровизированный спектакль, не выходя за рамки школьной программы. Дети творчески зависят друг от друга во время игры, свободно фантазируют и осваивают актерское ремесло.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Значение ролевой игры для формирования личности дошкольника
  2. Психологические особенности инвалидности
  3. Метод наблюдения в клинической психологии
  4. Исследование успешности как характеристики личности ребенка
  5. Приучение к дисциплине и саморегуляция в раннем возрасте
  6. Психологические предикторы преодоления профессиональных кризисов у сотрудников организации
  7. Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности — Понятие функциональных состояний
  8. Возрастно-психологическое консультирование
  9. Проблемы педагогического общения
  10. Свойства памяти