Для связи в whatsapp +905441085890

Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Идеальное государство Платона
  2. Этический рационализм Сократа
  3. Характерные черты средневековой философии
  4. Особенности средневековой философии
  5. Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук
  6. Мифология и философия. Специфика философского знания
  7. Особенности античной философии. Учение о микро- и макрокосмосе
  8. Объективный идеализм Платона. Теория идей
  9. Античная атомистическая философия
  10. Философское учение Аристотеля

Введение

Философия занимает важное место в системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире. Зародившись в античности, она прошла путь развития в течение столетий, в ходе которого возникли и существуют различные философские школы и течения.

Слово «философия» греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия — это система взглядов на окружающую нас действительность, система наиболее общих представлений о мире и месте человека в нем. С момента своего возникновения она пытается выяснить, что представляет собой мир в целом, понять природу самого человека, определить его место в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, распознать могущественные силы природы и обратить их на благо человека. Таким образом, философия задает самые общие и в то же время очень важные, фундаментальные вопросы, которые определяют подход человека к различным сферам жизни и познания. На все эти вопросы философы давали очень разные, даже взаимоисключающие ответы.

Философия существовала в древние времена в Китае и Индии. В V-VIII веке до н.э. философия возникла в Древней Греции, где она достигла наивысшего развития. В средние века философия не существовала как самостоятельная наука, она была частью теологии. XV-XVÌ века знаменуют начало решительного поворота от средневековой схоластики к экспериментальным исследованиям. Рост капиталистических условий, промышленности и торговли, великие географические и астрономические открытия, а также достижения в других областях естественных наук привели к появлению нового мировоззрения, основанного на опытном знании. Способ философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в себя частички воображения.

Философия существует около трех тысячелетий, и на протяжении всего этого времени шла борьба противоположных взглядов, которая не прекращается и сейчас.

Во все исторические эпохи мировоззрение, идеи здравого смысла, обширный и разнообразный повседневный опыт проявлялись и сохраняют свое значение по сей день. Их часто называют философией жизни. Эта стихийно сложившаяся форма мировоззрения захватывает мировоззрение, менталитет широких слоев общества. Этот слой сознания очень важен, потому что он является массовым и действительно «работающим» сознанием. Это необходимо для того, чтобы принципы нового политического, экономического, экологического, социального и нравственного мышления, которые утверждаются сегодня в нашей стране, не касались лишь немногих, а проникли в сознание тысяч, миллионов людей и стали стимулом их жизни и действий.

Мировоззрение как понятие. Структура и формы мировоззрения

Несомненно, каждый человек задумывается о моральных проблемах. Что такое совесть, честь, долг, ответственность и справедливость? Можно ли провести четкую грань между добром и злом? Откуда берется зло в человеческих поступках и в мировой истории? Возможно ли достичь такого состояния в эволюции человечества, когда зло исчезнет и наступит «век всеобщей любви и гармонии»?

Можно назвать множество серьезных проблем, интересующих человечество, которые рассматривает и решает философия. Но не только философы озабочены этими проблемами. Задолго до появления философии люди находили ответы на самые важные вопросы в мифологии и религии. Человек современного вида появился 40 000 лет назад. Первый президент Шведской академии наук Карл Линней (1707-1778) в своей классификации животного царства отнес человека к гоминидам (Hominidae) до Homo sapiens (Гомо сапиенс сапиенс). Ученый справедливо считал, что человек, будучи существом животного происхождения, отличается от всех других животных тем, что является разумным существом (сапиенс). Только человек как таковой вовлечен в сознание окружающей среды.

Произведя на свет человека, природа создала существо, осознающее себя. Ведь только благодаря человеку и в лице человека природа знает, что она красочная, теплая, съедобная, величественная, ужасающая, обычная, катастрофическая…..

В определенной степени природа также «реализует» себя через животных, которые также «знают», что им можно есть и чем можно отравиться; в чем им следует укрыться и от чего убежать; что и кому они должны показывать и что и от кого они должны прятать….. Но при всем этом, когда животное «знает», оно не знает, что оно знает. Только человек не только знает ту или иную сторону действительности, он знает, что знает, т.е. осознает себя как знающее существо. Знание человеком самого себя — это то, что мы называем самосознанием.

Самосознание включает в себя сознание, но не является механической суммой последнего, поскольку содержит то, что ставит его, самосознание, выше сознания. Духовно-творческое сочетание сознания и самосознания образует то, что мы называем мировоззрением.

Поэтому правильнее было бы назвать эти проблемы мировоззренческими, а не чисто философскими. Философия имеет свой особый подход к решению таких проблем. Об этом мы поговорим позже, а сейчас необходимо выяснить, что такое «мировоззрение»?

Мировоззрение является неотъемлемым компонентом человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов среди многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, установок, стремлений, надежд, объединяясь в мировоззрение, предстают как более или менее полное понимание мира и себя.

Жизнь людей в обществе имеет исторический характер. Медленно, затем быстро, интенсивно изменяются во времени все компоненты социально-исторического процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли, чувства, интересы. Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп и отдельных людей также подвержено историческим изменениям. Она активно фиксирует, ломая большие и малые, явные и неявные процессы социальных изменений. Когда мы говорим о мировоззрении в большом социально-историческом масштабе, мы имеем в виду предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизни, господствующие на том или ином этапе истории, то есть общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи. А в действительности мировоззрения формируются в сознании определенных людей и используются индивидами и социальными группами как определяющие жизнь общие взгляды. А это значит, что мировоззрение каждой эпохи живет и действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов в дополнение к типичным, обобщенным характеристикам.

Строго говоря, каждый человек или социальная группа, выделяемые по тому или иному критерию (например, по классу, социальному статусу, уровню образования, профессии, принадлежности к религии и другим), имеют свои, не совпадающие с другими, а иногда и сильно отличающиеся от них, весьма общие представления о мире и жизненных программах. И все же в многообразии исторически меняющихся мировоззрений можно выделить ряд расширенных градаций, типов.

Общая характеристика мировоззрения

Человек — рациональное, социальное существо. Его деятельность целенаправленна. А чтобы рационально действовать в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Он должен уметь выбирать цели, принимать то или иное решение. Для этого ему/ей необходимо, прежде всего, глубокое и правильное понимание мира — мировоззрение.

Мировоззрение — это система взглядов об объективном мире и месте человека в нем, об отношении человека к окружающей действительности и к самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и действия, ценностные ориентации. На самом деле, человек не существует иначе, как в определенных отношениях с другими людьми, с семьей, с коллективом, с нацией, в определенных отношениях с природой, с миром в целом. Это отношение коренится в самом главном вопросе: «Что есть мир?».

Человеку всегда было необходимо выработать общую концепцию мира в целом и места человека в нем. Такой взгляд принято называть универсальной картиной мира.

Универсальная картина мира — это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом человека. Человек всегда думает о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему есть жизнь и смерть; как относиться к другим людям и природе и т.д.

Каждая эпоха, каждая социальная группа и, соответственно, каждый человек имеет более или менее ясное и точное или смутное представление о решениях вопросов, волнующих человечество. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельного человека. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, человек на основе доступного ему мировоззрения вырабатывает картину мира, которая дает обобщенное знание о строении, общей структуре, закономерностях возникновения и развития всего того, что так или иначе окружает человека.

Имея общее представление о своем месте в мире, человек строит свою деятельность и определяет свои цели в соответствии с определенным мировоззрением. Как правило, эта деятельность и цели являются выражением тех или иных интересов целых групп или отдельных людей.

В одном случае их связь с мировоззрением четко видна, в другом — затушевана определенными личностными установками и особенностями характера человека. Однако такая связь с мировоззрением неизбежно присутствует и может быть прослежена. Это означает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всех видах деятельности людей.

В основе всех философских проблем лежат вопросы о мировоззрении и общем взгляде на мир, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понимать этот мир и осмысленно действовать в нем.

Мировоззрение — это основа человеческого сознания. Полученные знания, сформированные убеждения, мысли, чувства, установки, обобщенные в мировоззрении, составляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека — это определенные взгляды, представления о мире и своем месте в нем.

Мировоззрение — это целостное образование, обобщающее пласты человеческого опыта. Во-первых, это обобщенные знания, приобретенные в ходе профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.

Мировоззрение — необходимый компонент человеческого творчества, познания. Это не просто один из его элементов среди многих других, а их сложное взаимодействие. Жизнь людей в обществе имеет исторический характер. Медленно, затем ускоренно, интенсивно менялись во времени все составляющие социально-исторического процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли, чувства, интересы. Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп и отдельных людей также подтверждается историческими изменениями. Она активно фиксирует, ломая большие и малые, явные и скрытые процессы социальных изменений.

Структура мировоззренческого видения

Мировоззрение, в свою очередь, не является механической суммой сознания и самопознания. Мировоззрение — это качественно новое, более высокое духовное образование. В нем элементы сознания (знания об окружающей действительности) присутствуют в систематизированном и обобщенном виде, а самосознание (осознание этих знаний и самого себя, своего «Я») органично вплетено в систему знаний. Определив мировоззрение в грубой форме, перейдем к его содержанию, а точнее, к составляющим содержания мировоззрения.

С помощью мировоззрения человек постигает весь мир и живет и действует в этом мире, постигнутом его мировоззрением. Мы всегда живем в том мире, как мы его воспринимаем, как мы его себе представляем. Например, в библейские времена люди жили на земле под хрустальным куполом неба, во времена Коперника — в единой солнечной системе, во времена Гершеля и Канта — в единой галактической вселенной, а теперь — во вселенной бесчисленных галактик с «черными дырами». Религиозный человек живет в окружении и во взаимодействии со сверхъестественными существами — богами, ангелами, духами; атеист живет в мире без каких-либо сверхъестественных существ; суеверный человек живет в мире циркулирующих суеверий, в мире исцелений, чудес, предсказаний, ведьм.

Весь мир неизмерим и лишь частично присутствует в нашем мировоззрении через познание его. Наука дает нам эти частичные знания о мире в современных условиях. Научные знания являются наиболее доказательным и непоколебимым элементом нашего мировоззрения. Углубление и расширение наших знаний означает расширение и углубление нашего мировоззрения. Наука не только дает нам твердые убеждения в истинности наших знаний о мире, но и формирует в нас научный образ мышления, с которым мы подходим ко всем проблемам мировоззрения, даже если заранее знаем, что некоторые проблемы мировоззрения не могут и не должны быть решены научным путем. Следовательно, мы не знаем весь мир научным способом. Наука дает нам фрагментарные знания о мире. Итак, говоря с точки зрения научного знания, мы познаем мир по полосам: вот это мы знаем, а этого не знаем, а что касается «этого», то мы не предполагаем его существования сейчас. Но человек живет не в том мире, который ему научно объяснили. Он живет в самом настоящем, твердом мире. И он должен действовать в том мире, который перед ним, со всеми его известными и неизвестными сторонами.

И поэтому в мировоззрении, помимо реальных научных знаний, существуют также различного рода предположения о реальном положении вещей. Эти спонтанные или сознательные, реальные или воображаемые пробелы наших знаний о мире заполняются в мировоззрении предположениями. Следовательно, благодаря мировоззрению мы знаем то, чего на самом деле не знаем. Только в будущем дальнейшее развитие науки подтвердит или опровергнет наши мировоззренческие предположения. Но в функционирующем мировоззрении мировоззренческие предположения столь же убедительны для отдельного человека, а иногда и для общества в целом, как таблица умножения, законы всемирного тяготения, шарообразность Земли….. Возьмите людей, которые верят в телепатию, божественные сны, предсказания Глобы или покойной Ванги, обреченность и т.д., и т.п. Наука не только не подтверждает веру в телепатию, НЛО, ведьм и других злых духов, она неоднократно публично демонстрировала несостоятельность всего этого….. дьявольщина, или что? И что с этим делать? Для некоторых людей телепатия является правдоподобным фактом! Гадание и колдовство не подлежат осуждению. И среди них не обязательно изворотливые люди (таких в подавляющем большинстве), а люди с высшим образованием, творческая интеллигенция и даже ученые (правда, не специалисты в тех областях, в которых они признаются в антинаучных предположениях). Следовательно, знания и предположения сливаются в органическую амальгаму в мировоззрении человека. Для человека они являются синонимом знания, того же самого знания.

Обобщенные знания — повседневные или практические жизненные, профессиональные, научные знания — играют важную роль в мировоззрении. Чем значительнее запас знаний о той или иной эпохе, о том или ином народе или личности, тем серьезнее может быть представлено соответствующее мировоззрение.

Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия, как основные формы мировоззрения

Относится ли оно к далекому прошлому или настоящему, мы будем называть мифологическим мировоззрением, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, не на художественном и эмоциональном переживании мира, а на социальных иллюзиях, возникающих из-за неадекватного восприятия социальных процессов и своей роли в них большими группами людей (классами, нациями). Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», поскольку для него не существует непознанного или неизвестного. Это самая ранняя и, для современного сознания, самая архаичная форма мировоззрения.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Он возникает на самой ранней стадии развития общества. В то время человечество пыталось ответить в форме мифов, то есть сказаний, легенд, на такие глобальные вопросы, как происхождение и становление Вселенной в целом, появление основных явлений природы, животных и людей.

Мифология (от греч. mifos — предание, легенда и logos — слово, понятие, учение) — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних этапов развития общества. Мифы существовали у всех народов мира. Мифология доминировала в интеллектуальной жизни первобытного общества и функционировала как универсальная форма общественного сознания.

Мифы, древние сказания разных народов о фантастических существах, деяниях богов и героев, многообразны. Но некоторые основные темы и мотивы повторяются в них. Космологические мифы, посвященные строению природы, составили значительную часть мифологии. В то же время большое внимание уделяется различным этапам человеческой жизни, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые ждут человека на его жизненном пути. Особое место занимали мифы о культурных достижениях человека — огне, ремеслах, земледелии, обычаях и обрядах. Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф в том виде, в каком он существовал в первобытной общине, то есть в его живом, первозданном виде — это не история, которую рассказывают, а реальность, которая живет. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не в том, чтобы дать человеку знание или объяснение.

Развитые народы объединили мифы и выстроили их в единое повествование. Миф — самая ранняя форма интеллектуальной культуры человечества — объединил в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, различных видов искусства и философии. Лишь позднее эти элементы обрели собственную жизнь, развитие. Миф выступал как единая, нерасчлененная, универсальная форма знания. Она выражала мировоззрение, восприятие мира, понимание мира той эпохи, в которую она была создана. Мифологическое сознание формировало поэтическое богатство и мудрость разных народов. В мифологии отсутствовали четкие различия между миром и человеком, мыслью и чувством, знанием и художественными образами, идеальным и материальным, объективным и субъективным. Человеческая мысль проведет эти различия позже. В мифологии все объединено и не расчленено. Это целостное мировоззрение, в котором различные восприятия объединены в единую картину мира, сочетающую реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, смысл и веру, мысль и чувство. Природу мифологического сознания необходимо понимать в контексте той исторической эпохи, в которую оно в полной мере развивалось, было основным способом миропонимания. Миф выполнял различные функции. С его помощью связывалось прошлое с настоящим и будущим, формировались коллективные представления о том или ином народе, обеспечивалась духовная связь поколений. Мифология закрепляла систему ценностей, принятых в данном обществе, поддерживала, поощряла определенные формы поведения. Мифологическое сознание включало также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутренней гармонии человеческой жизни.

Схематическая связь философии, религии, мифологии

В первобытном обществе мифология тесно взаимодействовала с религией. Мифология существует отдельно от религии как отдельная, относительно самостоятельная форма общественного сознания. Но на самых ранних этапах развития общества мифология и религия составляли единство, то есть с точки зрения мировоззренческих конструкций мифология и религия не разделимы.

Мировоззренческие конструкции, интегрированные в систему культуры, приобретают характер доктрины. И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формального регулирования и регламентации, порядка и сохранения нравов, обычаев, традиций. Посредством ритуалов религия культивирует такие человеческие чувства, как любовь, доброта, терпимость, сострадание, милосердие, долг, справедливость и т.д., и придает им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

Религия (от латинского religio — благочестие, святость, объект культа) — это форма мировоззрения, которая делит мир на земной, естественный и чувственный мир и потусторонний, сверхъестественный мир.

Основная функция религии — помочь человеку выйти за пределы исторически изменчивых, преходящих, относительных аспектов его бытия и возвысить его до чего-то абсолютного и вечного. Говоря философским языком, религия призвана «ускорить» человека к трансцендентному. Отличительной чертой религии является особый характер мира и его смысловая роль. Основой религиозного мировоззрения является вера в существование того или иного вида сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мировоззрении и жизни людей.

Вера — способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состояние. Внешним, социально значимым проявлением веры является культ, система установленных ритуалов и догм. Социально значимые идеи, чувства, поступки связаны с религией, как с мировоззрением в целом, с индивидуальной причастностью людей к своим идеям, образам, смыслам, с их личным творчеством.

Религиозные убеждения нельзя вывести из чувств и переживаний отдельного человека. Они являются продуктом исторического развития общества. Существовало и существует множество разновидностей религиозных верований. Такие формы религии, как христианство, буддизм и ислам, считаются глобальными и имеют большое количество последователей в разных странах даже сегодня. Религия — это социально организованная (и организующая) вера человеческих сообществ, форма их обращения к «высшим силам», и поэтому она воплощает наиболее почитаемые ценности конкретного общества.

Природа религиозного мировоззрения сложна и требует тщательного изучения. До недавнего времени наша литература сильно упрощала и вульгаризировала его оценку, трактуя его просто как систему «невежественных» представлений о мире и человеке. Между тем, религия — это специфическое явление духовной культуры, форма идеологии, имеющая социальную природу и функции. Идеологическое содержание и социальные роли религиозных учений неоднозначны, подвержены историческим изменениям и реинтерпретации.

Исследования показывают, что фантастические религиозные представления о силах одушевленных, превосходящих человека, «природных» силах, отражают постоянное вторжение «чуждых» природных социальных процессов в жизнь людей, которые носят черты случайности, катастрофичности. Таинственные силы природы и истории (рок, судьба) представлялись как «высшие силы». Религия развивалась на основе осознания зависимости человека от таких неконтролируемых сил, как иллюзорная компенсация слабости общества перед ними. Идеи «высших сил» причудливо переплели начала добра и зла; демоническая и божественная стороны религии долгое время развивались параллельно. Следовательно, чувство страха и уважения верующих к высшим силам было сбито с толку. От кошмара злых духов верующие искали спасения, обращаясь к божественным силам.

Заключение

Философию иногда понимают как некое абстрактное знание, чрезвычайно далекое от реалий повседневной жизни. Ничто не может быть дальше от истины, чем такое суждение. Напротив, именно в жизни коренятся самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно в ней лежит главное поле ее интересов; все остальное, вплоть до самых абстрактных понятий и категорий, самых изощренных способов мышления, в конечном счете, является лишь инструментами для постижения реальности жизни в ее контексте, во всей ее полноте, глубине и противоречивости. Важно, однако, помнить, что постижение реальности с научно-философской точки зрения не означает простого примирения с ней и согласия с ней во всем.

Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устарело и отжило, и в то же время поиск в самой действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее преобразования и развития. Преобразование действительности, практика — единственная сфера, в которой могут быть решены философские проблемы и в которой раскрываются реальность и сила человеческой мысли. С самого начала философия выступает как критика нравов, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм морали. Первые древнегреческие философы считали одной из важнейших проблем различие между тем, что является общепринятым (т.е. мнением) и тем, что действительно истинно (т.е. знанием).

Философ все подвергает сомнению. Но это не значит, что он хочет уничтожить коллективные убеждения, моральные устои и т.д. Философы подвергают сомнению все, чтобы проверить, насколько прочны эти человеческие институты, отбросить те, которые отжили свой век, а также те, которые выдержали испытание временем, чтобы построить на более прочном фундаменте знания. Философия, таким образом, с самого начала имеет духовно-практическую направленность. В отличие от конкретной науки, философия может сомневаться, в то время как точные науки лишены этого правила.

Но главная цель по-прежнему человек и еще раз человек! Человек создает мир вокруг себя, все больше и больше продвигает научно-технический прогресс, но душа человека, его духовное начало, это основа всего. Душа — это не материальное понятие, она духовна. Без души человек — это робот, запрограммированный на выживание.

Список использованной литературы

  1. Введение в философию. Том 1, Том 2 — Москва — издательство политической литературы — 1989.
  2. Иофелиани А.Д. Сборник методических рекомендаций, тестов и контрольных заданий по философии.
  3. И.А.Крывелев «История религий» Москва — «Мысль», 1975.
  4. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. — Казань, 1989.
  5. Н.А. Бердяев «Новое религиозное сознание и общество» Москва; 1999.