Для связи в whatsapp +905441085890

Понятие, структура и типология личности — понимание структуры личности в различных психологических теориях

Личность характеризуется разнообразием черт, и это разнообразие естественно. В этом контексте задача изучения организации черт личности в единую структуру становится особенно важной. Психические черты личности нельзя обозначить как функциональные, а не как материально-структурные. Они относятся к категории признаков, определяемых как системные.

Изучение личности как момента деятельности и ее продукта составляет особую, хотя и не отдельную, психологическую проблему. Эта проблема является одной из самых сложных. Серьезные трудности возникают уже при попытке выяснить, какая реальность описывается в научной психологии термином «личность».

Личность — это не только объект психологии, но и объект философского, социального и исторического знания; наконец, личность возникает на определенном уровне анализа из ее природных, биологических свойств как объект антропологии, соматологии и генетики человека.

Один из них заключается в том, что человек — это уникальная сущность, целостность.

Другая позиция заключается в признании личности как высшей интегрирующей сущности, контролирующей психические процессы (Джеймс называл личность «хозяином» психических функций, Г. Олпорт — «определителем поведения и мыслей»).

Однако попытки дальнейшей интерпретации этих положений привели к ряду заблуждений в психологии, которые мистифицируют проблему личности.

Личность — это относительно стабильная поведенческая система индивида, построенная в основном на основе вовлеченности в социальный контекст. В основе личности лежит самоэффективность, которая является результатом оценки индивида другими и оценки этого индивида другими.

Среди многочисленных работ по теории личности и ее структуре в психологии выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова. А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостной психической природе личности, ее происхождении и структуре как вопрос синтеза сложных структур:

  • Темперамент (структура природных черт);
  • ориентация (система потребностей, интересов, идеалов);
  • Способности (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к действующим стимулам за счет наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности качества сочетаются определенным образом, в соответствии с требованиями деятельности.

В.Н. Мяшев характеризует единство личности по: направленности (доминирующие отношения: к людям, к себе, к объектам внешнего мира), общему уровню развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структуре личности и динамике нервно-психической реактивности (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).

С этой точки зрения структура личности является лишь одним из определений ее единства и целостности, то есть более специальной характеристикой личности, интегрирующие особенности которой связаны с мотивацией, установками и тенденциями личности.

Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех черт и характеристик к одной из четырех групп, которые образуют 4 основные стороны личности:

  1. Социально обусловленные характеристики (ориентация, моральные качества);
  2. Личный опыт (количество и качество имеющихся знаний (знаний, навыков, умений) и привычек);
  3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память);
  4. Биологически обусловленные характеристики (темперамент, предрасположенности, инстинкты и т.д.).

1 и 2 обусловлены социально, а 3 и 4 — генетически. Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом.

Однако доминирующее влияние всегда оказывает социальная сторона личности — ее мировоззрение, направленность, потребности, интересы, идеалы и эстетические качества.

Понятие, структура и типология личности

Понимание структуры личности в различных психологических теориях

Существует ряд психологических теорий, описывающих структуру личности. Русская и советская психологические школы представлены в работах И.П. Павлова, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, К.К. Платонова и др.

В советской психологии существует традиция различать индивида и личность. Больше всего в направлении этого различения сделали два советских психолога — Б.Г. Ананьев и А.Н. Леонтьев. При некоторых различиях в понимании личности и при некоторых общих различиях или подходах эти авторы определяли сущность и характеристики личности и проводили линию различия («демаркационную линию») в одном и том же месте. Человек, по их мнению, является естественным, биологическим существом, обладающим как врожденными, так и сформированными жизнью характеристиками. Личность — это социально сформированная черта.

По мнению А.Н. Леонтьева, человек как природное существо — это индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной деятельности, темпераментом и динамическими силами биологических потребностей.

Характеризуя человека как личность, Б.Г. Ананьев писал, что есть основания выделять два основных класса индивидуальных характеристик:

  • Возраст-пол;
  • Индивидуально-типичный.

Первый класс включает в себя:

  • Возрастно-типические характеристики, которые разворачиваются в процессе формирования индивида (этапы онтогенетического развития), и половой диморфизм, интенсивность которого соответствует онтогенетическим этапам;
  • Конституциональные характеристики (физическая и биохимическая индивидуальность), нейродинамические свойства мозга и особенности функциональной геометрии больших полушарий (симметрия-асимметрия, функция парных рецепторов и эффекторов).

Определяя вышеперечисленные характеристики как первичные, а психофизические функции и органические потребности — как вторичные, указанные авторы отмечают, что в темпераменте и предрасположенности происходит высшая интеграция всех этих характеристик. Определяя отличие личности от индивида, А.Н. Леонтьев писал, что личность, как и индивид, является продуктом интеграции процессов, осуществляющих отношения субъекта. В качестве основного отличия личности он называл специфические для индивида социальные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности.

Для Б.Г. Ананьева отправной точкой структурно-динамических свойств личности является ее положение в обществе, где данная личность формируется и формируется.

А.Н. Леонтьев считает, что личность — это относительно поздний продукт социально-исторического и онтогенетического развития человека.

Личность как общенаучное и светское понятие означает:

  • Человеческая личность как субъект отношений и сознательной деятельности;
  • Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих человека как члена определенного общества или сообщества.

В психологии личность понимается как ядро, интегрирующий элемент, который связывает различные психические процессы индивида и придает его поведению необходимую последовательность и стабильность. В зависимости от того, что именно видится в таком начале, теории личности делятся на психобиологические (У. Шелдон), биосоциальные (Ф. Олпорт, К. Роджерс), психосоциальные (К. Адлер, К. Хорни и другие неофрейдисты), психостатические («факторные») — (Р. Кеттел, Д. Айзенк и другие).

На основе этих теорий проводится типология личности. Проводится различие между конкретно-историческими типами личности, идеальными типами, соответствующими некоторым теоретическим концепциям, и эмпирическими группировками опрошенных лиц. В социологии выделение и существование различных социальных типов личности связано с характеристиками и свойствами социально-экономических формаций (классовые, социально-групповые типы личности). Категория «социально-исторический тип личности» используется для обозначения некоторых наборов черт личности, обусловленных той или иной исторической эпохой, социальной структурой общества.

В западной психологии существуют широко распространенные типологии, которые в основном учитывают личностные черты (черты и характеристики индивидов, обусловленные их изначальными врожденными ориентациями).

Типологии личности, основанные на характеристиках индивида

Идея психической энергии, саморегуляции, тесно связана с аналитической психологией психологических типов. Выделяют несколько таких типов. Они относятся к врожденным различиям в темпераменте, интегральному сочетанию устойчивых психодинамических характеристик, которые проявляются в деятельности и заставляют человека воспринимать и реагировать специфическим образом. Прежде всего, следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.

Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять психическую энергию или либидо вовне и привязывать носителя этой энергии к внешнему миру. Этот тип естественно и спонтанно обращает внимание на объект — других людей, предметы, внешние манеры и украшения. Связь экстраверта с субъективным внутренним миром слаба, и он избегает встречи с ним. Он считает любые субъективные требования эгоистичными.

Для интроверта характерна тенденция его либидо устремляться внутрь и связывать психическую энергию со своим внутренним миром мыслей, воображения и чувств. Этот тип уделяет значительный интерес и внимание предмету (себе), когда освобождается от обязанности соответствовать внешним обстоятельствам.

Помимо экстравертов и интровертов, К. Юнг выделяет четыре функциональных типа личности, основанных на четырех основных функциях: Мышление, чувство, ощущение, интуиция. Каждый потенциальный индивид обладает всеми четырьмя функциями, хотя обычно одна из них оказывается наиболее развитой и становится ведущей.

Мыслительный тип больше соответствует мужчинам. Умственная жизнь этого типа сводится к созданию интеллектуальных формул и последующей адаптации жизненного опыта к этим формулам.

Чувственный тип чаще встречается у женщин. Утверждение и развитие межличностных, партнерских отношений является здесь главной целью. Человек испытывает наибольшее удовлетворение от эмоционального контакта с другими людьми. В крайнем случае, этот тип функции может вызвать враждебность из-за чрезмерного интереса к личным делам других людей.

Сенсорный (воспринимающий) тип характеризуется тем, что он настроен на обычную сиюминутную реальность, «здесь и сейчас». Чувствующий тип кажется стабильным и приземленным, реальным и настоящим в смысле готовности жить в моменте, но в то же время он кажется довольно глупым.

Интуитивный тип в основном мотивирован постоянным потоком новых видений и предчувствий, исходящих из его внутреннего активного восприятия.

Существует также типология Э. Фромма, который выделяет следующие элементы личности: Накопление, обмен Ориентация, восприятие, использование и т.д. Отголоски персонологических классификаций встречаются во многих социально-психологических типологиях, в частности, в построении типологии личности на основе соответствия личности нормам группы и общества, типологии направленности и управляемости личности.

В эмпирических исследованиях большое значение имеет типологизация — группировка испытуемых, похожих на некий средний образ. Выделяя многочисленные черты, показатели, свойства личности, особенно с помощью факторного анализа, можно построить многомерное пространство ее атрибутов — личностное пространство. Психологи занимаются проблемами типологии личности в связи с необходимостью прогнозирования их поведения и развития, необходимостью выработки оптимальных вариантов их обучения и воспитания.

Структура личности как совокупность, отечественный подход

«Структура — это набор устойчивых отношений между множеством компонентов объекта, которые обеспечивают его целостность и самоидентичность. Понятие структуры подразумевает рассмотрение объекта как системы…».

Проблема структуры личности в психологии еще более запутанная, чем само понятие «личность». Давайте сначала рассмотрим взгляды бытовых психологов. Б.Г. Ананьев предлагает достаточно подробный анализ особенностей психологической структуры личности, указывая, в частности, на работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова, отмечая, что их расхождения «в трактовке понятия структуры личности достаточно характерны для современного состояния проблемы».

А.Г. Ковалев представляет личность как синтез сложных структур, таких как:

  • Темперамент (структура природных черт);
  • Ориентация (система потребностей, интересов и идеалов);
  • Способности (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств).

Все эти структуры возникают в результате взаимодействия психологических характеристик личности, которые «характеризуют устойчивый, постоянный уровень активности, позволяющий индивиду наилучшим образом адаптироваться к неактивным стимулам в силу наибольшей адекватности их отражения». В процессе деятельности черты определенным образом взаимосвязаны, в соответствии с требованиями деятельности.» Более того, он считает, что «структура психической жизни индивида» формируется соотношением психических процессов, психических состояний и психических свойств индивида.

В отличие от него, В.Н. Мясищев придерживался двухмерной структуры и функционирования психики — потенциальной и процессуальной. К потенциалу он относил такие качественные особенности личности, как ум, талант, характер, способности; к процессам — деятельность, опыт мышления, причем их функционирование всегда представляет собой диалектическое единство, в котором «о потенциале можно судить по его реализации в процессе, сам же процесс внутренне определяется природой потенциала». Согласно его концепции, единство личности характеризуется направленностью (доминирующим отношением к определенным объектам), уровнем психического развития, динамикой личностных реакций (темпераментом) и структурой личности, которая включает «…соразмерность, гармонию, целостность личности, ее широту и глубину, ее функциональный профиль, т.е. соотношение различных свойств психики или то, что прежде всего называют характером личности». Так, по мнению Б.Г. Ананьева, с точки зрения В.Н. Мясищева, структура личности — «лишь одно из определений ее единства и цельности, т.е. более специальное свойство личности, интегративные особенности которого связаны с мотивацией, установками и тенденциями личности».

К.К. Платонов по-разному представляет степень интеграции в структуре личности. В соответствии с набором критериев он выделяет динамическую функциональную психологическую структуру личности, состоящую из четырех подструктур:

  • Социально обусловленные черты, сформированные воспитанием (ориентации, моральные черты);
  • Биологически обусловленные черты (темперамент, половозрастные особенности, патологические органические изменения, предрасположенности, инстинкты, простейшие потребности);
  • Личный опыт, приобретенный, в том числе в результате обучения (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);
  • Индивидуальные характеристики различных психических процессов или психических функций как формы отражения (в наибольшей степени зависящие от биологически обусловленных характеристик).

В дополнение «к четырем основным, так сказать, линиям, на них накладываются еще две подструктуры — характер и способности. Более того, К.К. Платонов называет эту структуру функциональной, «поскольку и вся структура, и составляющие ее элементы рассматриваются как психические функции». Рано или поздно эта функциональная структура как «психологический паттерн» практически полностью перекроет морфологическую и физиологическую структуру как физиологическую канву…». Более того, он называет эту структуру психологической, потому что «она обобщает психологические характеристики личности, хотя и связана с социальными ролями индивида.».

Система типологий личности

Система как совокупность взаимосвязанных объектов и ресурсов, организованных в единое целое в процессе системогенеза и, возможно, противостоящих окружающей среде или надсистеме, может быть определена как совокупность сущностей (объектов) и связей между ними, выделенных из окружающей среды на определенное время и имеющих определенную цель и способность к взаимной связи.

Следуя логике этого определения, мы должны объединить китайский, японский, египетский и т.д. языки. Гороскопы в единую систему, добавить к ней аюрведические учения и объединить все это с бесчисленными психологическими типологиями, которые противоречат друг другу. Для этого необходимо будет выделить из этой совокупности классы с определенными основаниями, атрибутами и т.д. Однако это уже не тема для статьи — по крайней мере, для диссертации с десятилетним исследовательским опытом — потому что очень трудно, если не невозможно, связать различные теории и типологии личности, каждая из которых провозглашает что-то свое, со своей точки зрения. Вряд ли возможно установить систематическую связь и взаимное дополнение между психоанализом З. Фрейда и психоанализ второго этапа Л. Кузнецова; это совершенно разные концепции, которые не дополняют друг друга. Примером может служить религия, между которой можно провести параллели, но сказать, что это система…!

В то же время, исходя из противоречивости и относительности бытия, можно сказать, что во всем есть система. Определенный архитектурный комплекс в Украине, конечно, можно связать с системой архитектуры Земли и сказать, что он ее дополняет. В этом контексте мы можем объединить доктрину материалистов и идеалистов в одну систему и назвать ее глобальной доктриной человечности противоположностей или как-то иначе. Я всегда говорю, что необходимо создать систему знаний о процессах и этапах, происходящих после смерти биологического тела человека и продолжения существования эфирной души, но под этим я подразумеваю лишь набор этих знаний, некий класс, комплекс однородных течений, раскрывающих это явление.

Это предварительное замечание необходимо для уточнения понятия системы в основной части данной статьи, которая далее понимается как совокупность типологий личности, определенных в некоторых классах, категориях, разделах. Это не система в общем смысле — как совокупность прочно связанных объектов, обладающих свойствами организованности, связности, целостности и взаимозависимости. Это просто набор теорий, которые объясняют одно и то же явление с разных точек зрения, но не имеют связности в смысле системного объяснения этого явления. Если существуют различные теории личности, которые противоречат друг другу, мы скажем, что существует система теорий личности как их совокупность, но не скажем, что только в рамках этой системы возможна полная концепция человека, поскольку в этом комплексе могут быть как совершенно абсурдные теории, так и те, которые сами по себе способны дать полное объяснение.

«В одной деревне жили шесть слепых. Однажды другие жители деревни сказали им: «Эй, вот слон!». Слепые не знали, что такое слон. Они решили: «Раз уж мы не можем его увидеть, давайте пойдем и потрогаем его». Они подошли к слону и каждый потрогал его.

«Он похож на столб», — сказал первый слепой, который потрогал его ногу. «О, нет! Он похож на веревку», — сказал второй слепой и схватил его за хвост. «Нет, это не так! Он похож на толстую ветку дерева», — сказал третий слепой, который дотронулся до хобота слона. «Он похож на большой опал», — сказал четвертый слепой, потрогав слона за ухо. «Он похож на большую стену», — сказал пятый слепой, ощупывая свой живот.

«Он похож на трубу», — сказал шестой слепой, потрогав его бивень.

Они начали спорить, каждый настаивал на своей правоте. Все они были взволнованы. Мудрый человек, проходивший мимо них, увидел это. Он остановился и спросил: «В чем дело?». Слепцы ответили ему: «Мы не можем договориться, как выглядит слон». И каждый из них сказал, что он думает о слоне. Тогда мудрец спокойно объяснил им: «С вами все в порядке. Причина, по которой вы говорите о нем по-разному, заключается в том, что вы прикасались к разным частям слона».

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Педагогический анализ урока физической культуры
  2. Психологические особенности познавательной активности младших школьников с ЗПР
  3. Особенности развития мышления младших школьников — Развитие когнитивной сферы в младшем школьном возрасте
  4. Психологическая коррекция в социальной работе
  5. Ах Нарцисс Каспар, немецкий психолог — Исследование и анализ волевого акта
  6. Групповые эффекты
  7. Методы исследования характера
  8. Групповое сознание
  9. Психология воздействия игрушки и отношение ребенка к ней
  10. Критерии сформированной личности