Для связи в whatsapp +905441085890

Понятие субстанции в метафизике 17-18 века, в трудах Декарта, Спинозы, Лейбница. Критика понятия субстанции Юмом — Субстанция по Спинозе

Понятие вещество является основным понятием метафизики. Понятие вещество выражает материальную основу окружающей среды, чувственно-вещественную реальность, которая захватывается разумом. Таким образом, с помощью концепции вещества были обобщены наиболее важные явления реальности.

Именно в философии современности, в рационалистической метафизике CUII века, концепция вещества вышла на первый план как универсальная основа всего существующего. Основная роль в этом вопросе принадлежит Декарту.

Основным свойством материала или телесного вещества является расширение. Разделимость материального мира, способность двигаться, изменять, действует как универсальное объяснение всех процессов реальности.

Декарт понимал психическую жизнь по-другому. Его суть заключается в познавательной, мыслительной деятельности с помощью интуиции и дедукции. Декарт приходит к необходимому утверждению существования психической субстанции. Она обладает единственной собственностью — мышлением.

Механистический взгляд Декарта приводит его к убеждению, что материя в движении не обладает психическими свойствами. Напротив, анализ мышления, познания субъекта, предложения мыслящей субстанции оставил Декарта убежденным в неделимости (несущественности) психической субстанции.

Таким образом, в вопросе о проблеме существа Декарт является дуалистом. Особенность картезианского дуализма заключается в доказательстве существования двух веществ: 1) материального; 2) ментального. И эти два вещества взаимно исключают друг друга.

По мнению Декарта, взаимное исключение двух веществ может объяснить явление самого человека. Главное утверждение доктрины Декарта о знании заключается в том, что человек — это мыслящее существо (cogito ergo sum). Наши мысли всегда даются нам напрямую. Наши чувства даются нам с большей или меньшей вероятностью. Декарт заключает: мысли человека не зависят от его тела и чувств. Здесь возникает проблема знания объективного мира. Связь между человеческой мыслью и объективным миром — это понятие Бога. В этой концепции объединяются два взаимоисключающих вещества.

Человеческая способность мыслить как духовная субстанция находится в положении превосходства над материальной субстанцией. Действительность и последовательность этой позиции становится очевидной на уровне Божьего бытия. Трудно представить себе в повседневной жизни духовную составляющую человеческой мысли, которая становится очень ясной на уровне божественного Абсолюта.

Понятие субстанции в метафизике 17-18 века, в трудах Декарта, Спинозы, Лейбница. Критика понятия субстанции Юмом -  Субстанция по Спинозе

Субстанция по Спинозе

Последователь рационализма Декарта, голландский философ Б. Спиноза (1632-1677), проанализировав дуализм веществ, приходит к выводу, что две субстанции Декарта — это два атрибута одной субстанции. Такое единственное вещество, по мнению Спинозы, — это Бог.

В отличие от Декарта, Спиноза воспринимает в качестве отправной точки своих философских рассуждений не когнито, как Декарт, а определенный, бесконечный объект. Он объясняет мир на основе его реальных свойств, а не на основе субъекта мышления. Свойства «мировой» субстанции описаны Б. Спинозой в его фундаментальном труде «Этика».

Вещество согласно Спинозе:

1) Реальное существование. Бог создал мир и все, что в нем существует, включая природу. Поэтому нельзя сомневаться в существовании законов необходимости. Поэтому невозможно сомневаться в существе как в основе всего существующего.

2) является самодостаточной. Вещество само по себе является причиной. Это кауса-суи.

3) Бесконечно. Вещество вездесущие в пространстве и вечные во времени. Вещество выходит за рамки реального времени. В этом смысле идея Спинозы о постоянстве вещества во времени была высоко оценена A. Эйнштейн.

4) Униформа. Законы вещества (природы) единообразны, т.е. универсальны.

5) Невидимый. Вещество является первопричиной всего, что существует. Поскольку вещество само по себе является причиной, то, по логике вещей, оно является «первым» из своих различных состояний.

Следовательно, субстанция — это не что иное, как: Бог. Бог как духовный принцип растворяется в материальном мире. Важно, что Спиноза отвергает богословские представления о Боге как о личности. Значит, вещество — это «природа или Бог». Спиноза настаивает на том, что истинным обладателем божественной силы является природа. Он исключает из природы антропоморфные характеристики Бога. Таким образом, характерными чертами природы являются: единство, вечность, вездесущность, неизменность.

Атрибуты вещества

Спиноза определила реальные, фактические свойства вещества как атрибуты. Атрибуты вещества — это свойства вещества, выражающие его реальную сущность. Таким образом, ментальная (мышление) и расширенная (материал) субстанция Декарта, по мнению Спинозы, являются атрибутами субстанции. Вещество имеет бесконечное количество атрибутов.

Спиноза называет отдельные вещи и режимы процессов. Режимы вещества являются уникальными, неповторимыми свойствами объектов. В отличие от атрибутов как универсальных, неотъемлемых свойств объектов, режимы подчеркивают уникальное разнообразие природы. Человек — сложный режим в мыслях Спинозы.

Таким образом, по мнению Спинозы, весь окружающий нас мир является субстанцией со своими атрибутами (натуронатурами). Это и есть порождающая причина. Противоположностью вещества является набор режимов — «рождающаяся природа» (natura naturata). Все вместе они выражают единство и разнообразие мира. Вещество обладает свободой, которую Спиноза называет «свободной необходимостью». Вещество свободно как сама по себе и подвержено необходимости как следствие себя самого. У модулей нет свободы. Они зависят от вещества. Человек как режим, по словам Спинозы, это «умственный автомат». Спиноза лишает человека свободы. Решением этой сложной для человека ситуации является этика.

По его взглядам на проблему вещества, Спиноза — монист. Он оправдывает монизм существа.

Монизм

Монизм — это принцип понимания многообразия явлений в мире с единой основы. Монизм выступает против дуализма и плюрализма.

Немецкий философ Готфрид Лейбниц (1646 — 1716) пытался разрешить противоречия в системах Декарта и Спинозы.

Лейбниц поставил перед собой задачу исследовать бесконечное разнообразие реальности на основе одного вещества. В определение содержания должен быть включен принцип качественного разнообразия реальности. Таким единым принципом определения вещества является множественность веществ. Как и различия между людьми, вещества также индивидуальны и уникальны. Вещества обладают свойством неделимости. Они не имеют пространственных различий, но являются «точками». Эти точки метафизические. Развивая анализ веществ, Лейбниц приходит к выводу, что эти «точки» являются конкретными объектами. Это метафизические индивиды или монады. Термин «монада» происходит от греческого monaz — единство.

Монады не рождаются и не погибают. Монады «бессмертны», и в этом они похожи на духовные субстанции. Главной характеристикой монад является активность. Каждая монада представляет собой постоянный поток изменений, в котором идентифицируются реальность и сознание. Монада выражает духовный принцип деятельности. Деятельность монад направлена на материальный мир.

Монады рассматривались Лейбницом по аналогии с человеком, субъектом. Таким образом, монады обладали не только деятельностью, но и сознанием. Лейбниц описал следующие этапы развития монад: Сенсация, зачатие, воображение, самосознание. Все вещи и явления окружающего мира взаимосвязаны. Но, по сути, эта взаимосвязь — взаимная согласованность монад, согласованность их мыслительной деятельности. В этой связи Лейбниц говорит о существовании «заранее установленной гармонии» в мире.

Предварительно установленная гармония выражает принцип отношения объектов, их развития и взаимодействия. Он имеет онтологическое и эпистемологическое значение. Мир не только эпистеменен, но и гармоничен.

Таким образом, согласно доктрине Лейбница о материальном плюрализме мир бесконечен и неисчерпаем. У него есть внутренняя активность, динамизм. В то же время, это качество мира представляет собой развитие сознания и познания, которое, в свою очередь, ведет мир к свободе. Доктрина множественности веществ включает в себя утверждение о том, что окружающий мир — это организованное и гармоничное целое — система. Сознание (взаимосвязанность отдельных монад) и познание (взаимосвязанность наук) также являются системными. Философская система Лейбница имела большое значение для концептуализации всей последующей философии.

Критика субстанции

В своей основной работе Хьюм подверг критике еще один принцип эмпирического мышления — принцип содержания. Его функция, по мнению Хьюма, аналогична функции причинно-следственного принципа: он заключается в унификации фактов. Подобно тому, как принцип причинно-следственной связи объединяет последовательные факты, так и принцип существа — факты, которые происходят одновременно. Мы приписываем ощущения, передаваемые различными чувствами, одному веществу, и хотя эти ощущения меняются, мы предполагаем, что вещество постоянно остается одним и тем же; например, мы относимся к определенному цвету и определенному запаху как к свойствам одного и того же вещества, одного и того же цветка, и хотя он изменил цвет и потерял свой запах, мы постоянно думаем о нем, как об одном и том же цветке. Точно так же мы принимаем существование «Я», постоянной психической субстанции, хотя знаем только о ее изменяющихся переживаниях.

В этом мы выходим за рамки фактов — точно так же, как и в операции по выводу из причин и последствий. Критика Хьюма углубила критику концепции вещества, сделанную ранее Локком и Беркли, и распространила ее на концепцию психической субстанции. Это было похоже на его критику концепции причинности, так как давало понять, что, когда мы предполагаем существование существа, мы выходим за рамки фактов, и мы делаем это с помощью умозаключений, которые не являются ни априорными, ни апостериорными, т.е. ни анализом понятий, ни установленными фактами. Здесь действуют не разум и не опыт, а факторы другого рода — воображение и инстинкт. Основа умозаключения субъективна — как и в причинно-следственном умозаключении, т.е. привычке. Она субъективна, но не произвольна, поскольку эти умозаключения, сделанные на основе естественной склонности, имеют психологическую необходимость.

Локк понял, что существуют внешние вещества, выходящие за рамки ощущений, которые мы испытываем: Они — причины ощущений. С эмпирическими позициями Локк не имел на это никаких оснований, так как по опыту мы имеем дело только с ощущениями, а не с их причинами. Однако взгляды Лока на вещество соответствовали естественным повседневным взглядам людей, которым Локк с готовностью подчинялся. Хьюм, однако, как мыслитель, который не обращал внимания на места общего пользования и не боялся парадоксов, порвал с этой традицией: нет никаких оснований считать, что ощущения имеют причину во внешних веществах. Есть ощущения — и это говорит обо всем.

В своей критике существа, Хьюм пошел дальше, чем Беркли. Последний удалил вещество только из физики, в то время как Хьюм удалил его из психологии. Он пришел к выводу, что если нет причин предполагать материальные вещества, то нет причин предполагать духовные вещества. Нам кажется, что наше «я» — это вещество, что оно существует и продолжает существовать независимо от восприятия и чувств, но все это заблуждение. Когда я смотрю внимательнее на то, что я называю «я», Хьюм размышляет, я сталкиваюсь только с тем или иным восприятием, и никогда не замечаю ничего, кроме восприятия.

Это было удаление вещества с конечного положения, которое оно занимало. Таким образом, от концепции сохранившейся души была отнята почва, и затронуты основы теологии, психологии и всей философии. Все, что осталось от мира, было комплексами ощущений, а за этим ничего не осталось: ни со стороны субъекта, ни со стороны предмета; ни материи, ни души не осталось. Это была очень радикальная и парадоксальная точка зрения, которую трудно обосновать и защитить. Лишь спустя полтора века после Хьюма появились другие философы, которые его приняли; речь идет о позитивистах.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Взаимоотношение абсолютной и относительной истины в научном познании. Практика как критерий истины
  2. Христианская мораль и нравственные представления верующих и неверующих
  3. Понятие как основная форма рационального познания
  4. Изменение представления об истине в философии — Классическая концепция истины
  5. Пьер Абеляр
  6. Сознание в философии. Постановка проблемы сознания в философии
  7. Ван Янмин и его учение о сердце; традиционная философия в новое время
  8. Общественные отношения как связи субъектов коллективной деятельности и продукт социального взаимодействия
  9. Смысл жизни и назначение человека
  10. Гуманизм и религия