Для связи в whatsapp +905441085890

Приобщение детей дошкольного возраста к искусству дизайна — Особенности детского дизайна

На сегодняшний день активно привлекается внимание к новому направлению в художественном воспитании дошкольников — детскому дизайну, который дает детям широкий простор для творчества. Для реализации этого направления необходимо обратиться к общепедагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность является новой и малоизученной, но она имеет несомненный потенциал для развития во всех сферах личности. Введение данного вида деятельности в образовательный процесс обусловлено также возросшими культурными запросами людей, живущих в современном мире, способностями детей и концепцией дошкольного образования, которая в качестве основной базы для реализации содержания программы рассматривает развивающую материальную среду детской деятельности как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и психического развития ребенка.

Однако, подходя к изучению этой темы, мы столкнулись с проблемой полного отсутствия методической литературы по данному вопросу.

Известный исследователь детского дизайна, Г. Н. Пантелеев, дает определение этому термину: дизайн — это «конструирование вещей, машин, интерьеров и т. д. на основе принципов удобства, эффективности, эргономики и красоты». А. Ярыгина в своей статье «Графический дизайн» дает несколько иное определение термина: «это деятельность, направленная на разработку и проектирование материально-пространственной среды и жизненных ситуаций с целью получения результатов проектирования с высокими потребительскими качествами, эстетическими качествами и оптимизацией и гармонизацией взаимодействия с человеком и обществом».

На сегодняшний день особую роль играют системы визуальной информации: компьютерная графика, телевидение, фотография, поли- и голография, глобальная сеть Интернет. С этой точки зрения, культура дизайна — это интегративный способ восприятия мира.

Анализируя различные работы исследователей дизайна, мы выяснили, что сегодня мнение экспертов о том, является ли дизайн искусством или нет, сходится в том, что дизайнерский продукт может быть произведением искусства, так как он имеет как эстетическую, так и художественную ценность, является результатом творческой деятельности, сочетает в себе научно-техническое мышление и художественный образ.

Дизайн также нельзя рассматривать как область вне архитектуры, изобразительного искусства и прикладного искусства (дизайн интерьера, мебели, посуды, одежды, садового дизайна и т.д.).

В дизайне произведение искусства обладает фундаментальными качествами: содержание, форма, образность, декоративность — все средства, с помощью которых мастер добивается выразительности.

Таким образом, в области графики и пространственных искусств дизайн не имеет границ. Дизайн постоянно расширяет и укрепляет свои позиции, при этом дизайнеры делятся по своей специализации: одни разрабатывают игрушки, другие — мебель, одежду, посуду и т.д. Сегодня дизайн характеризуется стремлением к интеграции искусств: живописи, графики, скульптуры, фотографии, литературы, музыки.

Декоративность, как форма выражения красоты, как особый тип художественного мышления, должна быть признана как отрасль детского дизайна и правомерность ее использования в детском творчестве.

Приобщение детей дошкольного возраста к искусству дизайна

Особенности детского дизайна

Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как проектную деятельность, поскольку он может спроектировать определенный результат даже в более простых макетах. Ребенок знакомится с различными художественными техниками и декоративными материалами, доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручивание, сгибание, разрывание и смятие, вырезание, сшивание, шитье, вышивание, плетение, шнуровка, сшивание, склеивание, плетение, оплетение и т.д.

Потребность ребенка в практической деятельности помогает учителю направить свои усилия на полезную для детей проектную деятельность. Дети моделируют декорации и сувениры, делают одежду для кукол, костюмы и декорации для спектаклей и утренников, обставляют игровые комнаты и дома. Детская проектная деятельность похожа на рукоделие, поэтому в таких странах, как Япония, Италия, США и Франция, ее называют дизайн — ремеслом. Г.Н. Пантелеев включает понятия «дизайн-ремесло» и «дизайн-проект» в содержание понятия «детский дизайн». Дизайн-творчеством можно назвать небольшие украшения-аранжировки, которые дети делают самостоятельно и одновременно. Дизайн-проект» придает деятельности более сложный, долгосрочный и коллективный характер (дизайн одежды, архитектурно-художественный, декоративно-пространственный дизайн).

Детский дизайн может быть направлен как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых, полезных предметов, составляющих окружение ребенка. Продукты детского дизайнерского творчества могут использоваться детьми в игре и в жизни одновременно. Г.Н. Пантелеев, автор единственной на сегодняшний день книги по детскому дизайну, также различает типы и виды детского дизайна. Он выделяет три типа детского дизайна: плоскостной (аппликативно-графический), объемный (предметно-конструкторский) и пространственный (архитектурно-художественный). Для каждого типа реализуются три направления деятельности (виды детского дизайна).

Первое направление — «макеты» — предполагает развитие у ребенка ремесленных традиций, с ориентацией на украшение одежды и предметов интерьера. Это могут быть: композиции фитодизайна, букеты, гербарные картины, украшения из искусственных и природных материалов, витражи из цветного стекла и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы тематических, сказочных, волшебных и декоративных композиций.

Второе направление — «дизайн одежды» — предполагает приобщение детей к культуре одежды и доступным дошкольникам рисункам — эскизам, фасонам и способам декоративного оформления одежды. В свободное время дети рисуют эскизы костюмов для героев литературных произведений, мультфильмов, спектаклей и для себя — для повседневной и праздничной одежды.

Третье направление — декоративно-пространственный дизайн — фокусирует внимание детей на декоративном оформлении зданий и ландшафтов, эстетике пространств для кукольных игр, интерьеров классных комнат, помещений утренников в детском саду во время праздников. Дети приобретут опыт конструирования моделей комнат и домов из подручных материалов.

Таким образом, искусство дизайна активно входит в их жизнь. Дети обращают внимание на предметы в своем окружении, которые им нравятся или не нравятся, отмечая разнообразие их цветов, форм, размеров и пропорций. Они могут собирать растения и минералы, использовать бумагу, ткани и синтетические материалы, создавать аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего дома. Художественные игры и ролевые игры побуждают детей подбирать наряды для кукол (платья, шляпки, обувь), декорации для спектаклей, развлечений и праздничных утренников.

Проблемы обучения дизайну дошкольников

Проблема, с которой мы столкнулись при выборе предмета нашего исследования, заключалась в полном отсутствии научной литературы по данному вопросу. Хотя многие педагоги считают необходимым ввести в детских садах обучение планированию деятельности и излагают свои идеи в различных статьях в Интернете и в журналах «Воспитание в детском саду», на практике не существует книг по планированию для детей. Некоторые воспитатели детских садов представляют свой опыт на веб-сайтах для тех, кому это интересно, и мы не могли не воспользоваться этим опытом.

В своей статье «Работа с дошкольниками» педагог Кузнецова Ольга Валентиновна говорит о том, что в современном мире растут культурные запросы людей и, как следствие, меняется концепция дошкольного образования, «которая провозглашает в качестве важнейшей основы реализации содержания учебных программ развивающую физическую среду детской деятельности как систему материальных объектов, систему, функционально моделирующую содержание физического и психического развития ребенка». Ссылаясь на авторов программы «Истоки», Кузнецова О.В. говорит о том, что через проектную деятельность с детьми можно развивать художественный вкус дошкольников, умение выражать свой внутренний мир, используя элементы проектной культуры.

Другой автор, А. Ярыгина, представляющая свои статьи на страницах журнала «Дошкольное воспитание», считает, что фитодизайн и графический дизайн — наиболее подходящие виды дизайна для детей. В своей статье «Дети и дизайн» она предлагает педагогам создавать трехмерные композиции из растений (макеты с растениями) и представляет несколько вариантов таких композиций: «Пустынный пейзаж», «Японский сад», «Жемчуг Рована», «Мышь в гнезде», «Зеленая лягушка».

В приведенной выше статье «Графический дизайн» автор указывает на серьезную роль, которую графический дизайн играет в нашей жизни, и на то, как он доступен детям дошкольного возраста. Здесь она предлагает детям в классе разработать различные коробки и упаковки на разные темы: «Новогодние сапоги», «Дизайн новогодних коробок», «Умные сумки», «Коробка Торто», «Веселые ведерки», «Коробки для карандашей» и т.д.

Что касается современных образовательных программ, то только одна — программа «Истоки» — уделяет внимание новому направлению — детскому дизайну для дошкольников. В программе «Радуга» раздел «Художественное творчество» основан на народном искусстве; в программе «Детство» раздел «Дети в мире изобразительного искусства и музыки» посвящен задачам приобщения детей к искусству и их эмоционально-эстетическому отношению к окружающему миру.

Таким образом, можно сказать, что под давлением времени вопрос обучения детей элементам дизайна стал невероятно актуальным, его изучение только начинается, а серьезные работы на эту тему, возможно, уже на подходе. Но пока объем ресурсов невероятно мал, хотя лучшие имеющиеся педагогические практики можно и нужно использовать для проектной деятельности в детских садах. В конечном итоге мы хотим, чтобы наши дети понимали красоту и умели ее создавать, ведь это так важно для общего развития ребенка.

Организация обучения дизайну

Сегодня новая концепция детства и художественного воспитания повышает ответственность семьи и учителя в развитии эстетического подхода ребенка. Взрослый призван развивать эти природные качества: научить ребенка «активно» видеть красоту действительности, окружающей природы и произведений искусства, научить его «изображать, украшать, строить и творить», познакомить его с богатством и разнообразием произведений культуры и искусства.

Как мы уже говорили, детский дизайн — это один из видов деятельности, который вносит наибольший вклад в развитие творческой активности детей.

Поэтому одним из главных условий организации занятий по обучению детей элементам конструирования является организация интересной и содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и в семье, подарить ему яркие впечатления, обеспечить эмоциональный и интеллектуальный опыт, который послужит основой для зарождения идей и станет материалом для образной работы. Здесь важно сотрудничество с родителями и их активное взаимодействие с учителем.

Одним из важнейших условий развития детского творчества является общее понимание педагогами перспектив развития детей и взаимодействия между ними.

Овладение художественно-творческой деятельностью и, соответственно, обучение детей элементам дизайна немыслимо без общения с искусством, в данном случае дизайн-артом. Под правильным влиянием взрослых ребенок понимает смысл и суть искусства, изобразительные и выразительные средства и их глубинную ценность. И на этой основе он лучше понимает свою собственную работу.

Поскольку творчество — это всегда выражение личности, то при обучении детей целенаправленно заниматься такой деятельностью необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Важно учитывать темперамент, характер и особенности тех или иных психических процессов, и даже настроение ребенка в тот день, когда выполняется та или иная творческая работа.

Атмосфера творчества является необходимым условием для организации занятий по детскому дизайну. Другими словами, поощрение взрослыми такого состояния души, в котором дети чувствуют себя свободно, раскованно, комфортно и могут творить.

Важнейшим условием развития креативности является комплексное и систематическое использование методов и приемов.

Задачная мотивация является необходимым условием для творческой деятельности ребенка.

Еще одно условие — внимательный подход к процессу и результату деятельности детей.

При обучении детей дошкольного возраста элементам дизайна используются следующие художественные материалы:

  • бумага и картон: окрашивание бумаги различными способами: тиснение, различные техники аппликации (мозаика, вырывание); плетение из бумаги, бумагопластика, оригами, изготовление игрушек с подвижными деталями, изготовление уникальных поделок из бумаги и картона.
  • природные материалы: использование растений, соломы, тополиных чешуек, ваты, семян, костей, природных сыпучих материалов (измельченная скорлупа, опилки, чай), мозаика из яичной скорлупы, изготовление объемных предметов из сосновых шишек, соломы, лыка и других природных материалов.
  • отбракованный материал: аппликации из поливиниловой пленки, тонкого пластика, упаковочного картона. Изготовление поделок из коробок (мебель, транспортное оборудование, сказочные персонажи и т.д.), работа с проволокой и фольгой (каркасные куклы).
  • ткань и другие волокнистые материалы: аппликация из ткани, тонких штапельных волокон, окрашивание ткани красителями по трафаретам и свободное окрашивание.

Очень важно, чтобы творческие задачи, поставленные взрослыми, были приняты ребенком. Поэтому все эти условия должны быть созданы в дошкольных учреждениях и, по возможности, в семье.

Взаимодействие с детьми и родителями

В детстве художественные идеи устойчивы, и ребенок способен взять на себя любую из ролей «художника», «скульптора», «дизайнера». Он может мотивировать выбор материалов, передавать настроение и эмоциональную реакцию на окружающий мир.

Для проверки усвоения понятий и концепций и в качестве психологической рекреации я провела следующие игры. Я познакомила дошкольников с различными новыми методами и техниками в дизайне: «Скрапбукинг», «Ремейк», «Декупаж», «Пескография». Обучение умению моделировать одежду, тем самым развивая эстетический вкус, художественный подход, понимание дизайна одежды как творческого процесса, а также знания и навыки, необходимые для создания дизайна одежды.

Наблюдая за творческой работой детей, мы видим, какое значение дети придают своему «богатству» (камни, бусины, кусочки ткани, пуговицы и т.д.). В наших глазах это бесполезные вещи — хлам, отходы, но в руках детей они становятся настоящими «драгоценностями» — жемчужина — жемчужиной из далекого синего моря, тряпка — платьем принцессы, оберточная бумага — тропической бабочкой. Эта способность видеть необычное в обычном используется на уроках дизайна для детей.

В процессе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий и достигает личных результатов. Хотя объективно он не создает ничего совершенно нового или неизвестного, результаты его работы субъективны, поскольку для ребенка важен сам процесс. В ходе проектной деятельности дети и родители узнают о характеристиках, свойствах и возможностях различных художественных материалов и новых технологий.

В своей работе с детьми я почувствовала желание родителей творить вместе с детьми и стала привлекать их к совместному творчеству. Родители стали активно помогать в сборе материалов, участвовать в выставках, посещать занятия, потому что видели, что дети стремятся участвовать, учиться фантазировать, творить, создавать прекрасные произведения искусства.

Родители помогают нам в нашей работе. Они принесли поделки, композиции, панно, украшения для группы, плакаты. Они продемонстрировали свою способность создавать коллекции. Бабушки активно участвовали в подготовке конкурсов. В результате занятий дети и родители получили положительные эмоции, проявили творчество и фантазию, хорошие навыки и умения в проектной деятельности.

Возрос искренний интерес родителей к творчеству своих детей, появился момент соревнования. Выставки всегда были празднично оформлены. Все «шедевры» были оценены по достоинству и не остались незамеченными. Все могли их видеть. Сколько разных тайн открыли дети, изучая мир природы. В такие моменты разум ребенка необычайно открыт. Он начинает понимать, что результат зависит от него. И самое ценное, что дети и взрослые проводят время вместе.

За активное участие в конкурсах и изготовление замечательных поделок группы получают благодарственные письма с именами родителей и детей. Организация таких выставок стала доброй традицией.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Вклад е. И. Тихеевой в создание отечественной методики развития речи дошкольников
  2. Основные проблемы обучения англоязычному произношению в средних классах общеобразовательной школы
  3. Кризис трех лет, его характеристика и значение
  4. Методы, формы и средства обучения
  5. Виды рассказов из опыта
  6. Воспитание: сущность, назначение, особенности
  7. Технологии интеграции в образовании
  8. Зарождение педагогической мысли в первобытном обществе
  9. Моделирование деятельности воспитателя по обучению рисованию детей 5-6 лет через игровую деятельность
  10. Возможности развития неформального и информального образования в регионах россии