Для связи в whatsapp +905441085890

Проблемы музыкально-исполнительского искусства в образовании — Виды музыкальной деятельности

В детстве закладываются основы личности человека, пробуждаются его интересы и увлечения, все увиденное и услышанное быстро усваивается и запоминается на долгие годы. Музыка — самое эмоциональное искусство, и ее влияние на формирование личности огромно. «Без музыки трудно представить себе человеческую жизнь. Без звуков музыки она была бы неполной, глухой, бедной.
В настоящее время интерес к музыке чрезвычайно высок. По данным социологических исследований, он находится на одном из первых мест в сфере предпочтений молодежи. Однако проблема в том, о какой музыке идет речь. Очевидно, что с каждым годом растет популярность низкой, так называемой поп-музыки, а музыка классическая и фольклорная, с ее огромным духовным потенциалом, остается мало востребованной.
Первая задача учителя музыки — познакомить учащихся с шедеврами отечественной и мировой музыкальной культуры, пробудить потребность в общении с ней, расширить музыкальный кругозор, воспитать умение наслаждаться красотой музыки, эмоционально-эстетический отклик на музыкальное произведение.
Согласно этим принципам, ребенка следует приобщать к искусству с первых уроков, приучать его внимательно слушать музыкальный язык, вникать в его смысл и структуру, работать над качеством звучания. Слуховое воспитание студента должно основываться на художественном, доступном и интересном материале.
В настоящее время в теории и практике музыкального образования существуют различные подходы к трактовке понятия «виды музыкальной деятельности учащихся в музыкальном классе». В самом общем смысле их можно свести к различным позициям в зависимости от уровня обобщения, на котором рассматривается данный вопрос.
Если обратиться к традициям коренной педагогики музыкального образования, то к видам музыкальной деятельности учащихся принято относить слушание музыки, пение в хоре, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизацию и сочинение музыки детьми (детское музыкальное творчество). То есть, конкретные виды музыкальной деятельности, выполняемые учащимися в музыкальном классе, которые, за исключением слушания музыки, являются вариантами либо исполнительской, либо композиторской деятельности.
Согласно другой позиции, появившейся в музыкальном образовании в последние десятилетия, истинными видами музыкальной деятельности являются деятельность композитора, исполнителя и слушателя. А вышеперечисленные виды музыкальной деятельности, условно называемые «традиционными», следует рассматривать как форму приобщения учащихся к музыке.
Одним из аргументов в пользу правомерности такого подхода, по мнению сторонников этой точки зрения, можно считать то, что многие из традиционных видов музыкальной деятельности «являются лишь частным случаем с точки зрения исполнительства как категории более общего порядка (например, вокально-инструментальное исполнительство, исполнение музыки посредством художественного движения)».
Для решения задач художественного воспитания студента на начальном этапе обучения используются различные средства. Это, прежде всего, рассказ, объяснение, иллюстрация. Особое впечатление на ученика производит чтение стихов для иллюстрации предмета, например, при изучении нотной грамоты. Стихи раскрепощают на уроках, создают особое настроение и помогают представить предмет в особенно доступной и интересной форме.

Виды музыкальной деятельности

В настоящее время в теории и практике музыкального образования существуют различные подходы к трактовке термина «виды музыкальной деятельности». В общих чертах они могут быть сведены к различным позициям в зависимости от уровня обобщения, на котором рассматривается предмет.

Если обратиться к традициям отечественной педагогики музыкального образования, то виды музыкальной деятельности учащихся обычно включают слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизацию и сочинение музыки детьми (детское музыкальное творчество).

Целесообразно рассмотреть конкретные (слушание музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизация, сочинение музыки детьми) и обобщенные виды музыкальной деятельности (исполнение музыки, детское композиторское творчество) — и как виды музыкальной деятельности, и как формы или способы взаимодействия с музыкой. В этом видится особенность педагогики музыкального образования, рассматривающей каждое явление в музыкально-педагогической перспективе, и, соответственно, особенность музыкально-педагогической терминологии, которой она оперирует.

В последние годы разработана классификация видов музыкальной деятельности (Е.В. Николаева), учитывающая, с одной стороны, характер музыкального искусства в целом, с другой — особенности его понимания учащимися. При этом учитываются не только такие виды музыкальной деятельности, как слушание, исполнение и сочинение музыки детьми, — но и другие виды деятельности, предлагаемые учащимся на уроках музыки для изучения законов музыки как искусства и показа связей музыки с другими видами искусства и окружающей жизнью.

Например:

  • Размышления учащихся о музыке являются необходимой частью организации как слушания музыки, так и исполнения музыки и сочинения музыки;
  • Овладение музыкой, включая нотацию, также осуществляется в каждом из этих видов музыкальной деятельности;
  • Для того чтобы показать особенности музыки как вида искусства и установить ее взаимосвязь с искусством движения, в структуру занятия включаются музыкально-пластические занятия.

Если с этой точки зрения рассмотреть все виды музыкальной деятельности учащихся на уроке, то можно обнаружить, что они существенно различаются по степени представленности в них собственно звуковой музыки.
Поэтому при классификации видов музыкальной деятельности школьников целесообразно учитывать, какое место в них занимает собственно музыка и на что направлено внимание детей в процессе общения с ней.
На первом месте в этом ряду, конечно же, стоит собственно музыкальная деятельность учащихся во всех ее основных вариантах: слушание музыки; ее исполнение: вокальное (хоровое и сольное), инструментальное; сочинение музыки. Поскольку познание музыки практически невозможно без теоретических знаний, особое внимание на уроках музыки уделяется приобретению учащимися такого рода знаний и навыков оперирования ими. Эти знания усваиваются на основе музыкально-слуховых представлений, реально звучащей музыки и имеющегося интонационно-слухового опыта учащихся.

Вид деятельности учащихся на музыкальных занятиях

Любителями и ценителями музыки не рождаются, а становятся (Д.Д. Шостакович).

Знакомясь с основами музыкального воспитания, на начальном этапе обучения следует обратить особое внимание на развитие музыкальных способностей ученика — слуха, ритма, музыкальной памяти. Проблема развития музыкальных способностей ученика является доминирующей на начальном этапе обучения. В методологии фортепиано есть много рекомендаций по решению этой проблемы. Однако практика часто требует дополнительных нетрадиционных средств для решения определенных задач, в том числе развития чувства ритма, музыкальной памяти ученика.

В качестве особого вида деятельности учащихся на уроках музыки предусмотрена музыкально-теоретическая деятельность. На основе полученных теоретических знаний и музыкально-слухового опыта дети могут заниматься увлекательной музыкально-исторической деятельностью, необходимой для систематизации имеющихся у детей знаний о музыке и знаний о музыке, а также с целью последовательного и все более полного формирования представлений о музыке прошлого и настоящего, осуществляемого процесса становления музыкального искусства и музыкальной культуры.

Своеобразие музыки становится особенно очевидным, когда ее сравнивают с другими видами искусства — особенно с изобразительным искусством, литературой и искусством движения. По этой причине в последние годы рассмотрение взаимосвязей музыки с другими жанрами искусства все чаще включается в содержание уроков музыки. Таким образом, деятельность учащихся становится «полихудожественной» (термин Б.П. Юсова).

Эта деятельность имеет свои законы и, в зависимости от способа сочетания искусств, может решать чисто музыкальные или более комплексные — полихудожественные задачи. Поскольку одним из компонентов этой деятельности в музыкальном образовании всегда является музыка, эту деятельность можно назвать музыкально ориентированной полихудожественной деятельностью.

При разработке классификации музыкальной деятельности нельзя игнорировать тот факт, что любое музыкальное явление необходимо рассматривать в широком культурном контексте, прослеживая его связь не только с другими видами искусства, но и с окружающей жизнью. При установлении таких связей активность учащихся не всегда означает сосредоточение на конкретной звучащей музыке.

Например, когда студенты изучают примеры музыкального фольклора, преподаватель рассказывает им о различных народных ремеслах, народных костюмах и т.д. В этом занятии нет настоящей «живой» музыки, но она звучит как бы «свернуто» в сознании учащихся, исходя из приобретенного ими ранее опыта общения с народной музыкой.

Такую деятельность можно назвать музыкально опосредованной, а ее педагогическая цель видится в том, чтобы помочь детям самостоятельно открыть для себя жизненный или художественный контекст изучаемого музыкального явления.

Данная классификация основана на музыкально-центрированном подходе (термин М.И. Ройтерштейна), поскольку, как бы ни отличались по содержанию перечисленные виды деятельности, в каждом из них в большей или меньшей степени выражено музыкальное начало.

Музыкальная деятельность на уроках музыки

Самостоятельная музыкальная деятельность детей на уроках музыки состоит из слушания музыки, ее исполнения и опыта импровизации и сочинения музыки.

Основной задачей аудирования является формирование музыкальной слуховой культуры учащихся. В первую очередь это:

  • Накопленный опыт общения с высокохудожественными образцами народной, классической и современной отечественной и зарубежной музыки;
  • способность эмоционально и глубоко воспринимать образное и смысловое содержание музыки на основе усвоенных знаний о различных музыкальных стилях, жанрах, формах и т.д.
  • необходимость в аудировании.

Слушание музыки обладает поистине неисчерпаемыми возможностями в плане расширения и обогащения интонационного и слухового словаря учащихся. Чем богаче опыт слушания в сфере общения ребенка с образцами различных музыкальных стилей, творческих направлений, школ, с произведениями отдельных композиторов, тем больше ученик способен эмоционально откликаться и вести диалог с прослушиваемой музыкой, в том числе и новой.

В процессе вхождения ребенка в стилистически новый для него мир музыки можно выделить три этапа (Е.В. Николаева, Е.И. Плотица). Традиционно они могут быть определены как:

  • Накопление интонационного и слухового опыта с целью усвоения учащимися интонаций, характерных для определенного стиля;
  • Выявление интонационного слухового восприятия на основе интонации и стиля, характерных для данного стиля;
  • Понимание стиля через восприятие музыкального образа изучаемых произведений, каждое из которых содержит сплав жанровых и стилевых характеристик, характерных для данного стиля.

Для формирования слушательской культуры необходимо, чтобы в интонационно-слуховой палочке студентов были представлены образцы народной, классической, современной музыки в их жанровом и стилевом разнообразии. Чрезвычайно важно, чтобы систематическое изучение музыкального искусства начиналось с развития высоких интонационно-образных моделей родной музыкальной культуры ребенка и постепенного включения образцов музыкальной культуры разных стран и народов. При организации процесса развития слуховой культуры школьников следует учитывать, что существует несколько подходов к пониманию смысла и содержания музыкального искусства.

Первый основан на понимании музыки как отражения действительности в образной форме. Согласно этой позиции, понимание музыки возможно только на основе выявления взаимосвязи музыки и жизни.

Главное здесь — подвести учащихся к пониманию различных взаимосвязей между музыкой и жизнью. Содержательной основой для установления этих связей являются такие базовые категории музыкального искусства, как жанровая основа музыки, интонация, музыкальный образ, музыкальная драматургия, стиль, связь музыки с другими видами искусства.

Вторая позиция заключается в том, что смысл музыки должен быть найден в самой музыке. Поэтому, по словам Л. Бернстайна, «музыка никогда ни о чем не говорит. Музыка просто существует. Музыка — это масса прекрасных тонов и звуков, так хорошо собранных вместе, что они доставляют удовольствие при прослушивании». Он продолжает: «…если она нам что-то говорит, то дело вовсе не в историях и образах, а в чувствах; если она меняет нас внутри, то мы ее понимаем. В этом суть музыки, потому что чувства принадлежат музыке.

Виды инструментального музицирования

Основными видами инструментальной музыки могут быть:

Сольное, групповое и коллективное исполнение инструментальных образцов;

Исполнение аккомпанемента к выученным и исполняемым песням, введение дополнительного инструментального голоса или голосов для сопровождения песни или музыкального произведения, с которым дети знакомятся в процессе прослушивания;

Импровизация, сочинение инструментальных и вокально-инструментальных композиций.

Внедрение инструментального музицирования в процесс обучения музыке помогает развивать все аспекты музыкального слуха (высота тона, мелодия, гармония, тембр, динамика, гармоника, полифония и т.д.).

При работе с детьми, имеющими трудности с интонацией, особенно важно, когда инструментальное музицирование является для ребенка единственным способом самовыражения в исполнительской деятельности. Однако для детей с хорошо развитым музыкальным (в том числе звуковысотным) слухом этот вид деятельности полезен для их музыкального развития, поскольку в процессе музицирования ребенок естественным образом связывает исполняемые звуки со своими музыкально-акустическими представлениями о них. В этом случае педагог ставит конкретную задачу преобразовать инструментальный звук, который ребенок воспроизводит на инструменте, в вокальный звук. Игра на инструменте и одновременное пение также важны для развития слуховой и вокальной координации и для того, чтобы научиться воспринимать и координировать сочетание инструментальных и вокальных звуков.

Инструментальное музицирование помогает учащимся овладеть личными средствами выразительности, включая такие исполнительские штрихи, как forzando marcato и т.д., применение которых в пении возможно лишь на относительно поздних этапах обучения.

Игра на музыкальных инструментах создает благоприятные условия для изучения нотной грамоты, в том числе партитуры. И это имеет особое значение: в процессе певческой деятельности освоение полифонического пения гораздо сложнее по сравнению с инструментальным музицированием.

В литературе импровизацию и сочинение музыки принято называть творчеством сочинения музыки.

В отличие от других проявлений творчества в слушательской и исполнительской деятельности, музыкально-композиторское творчество заключается в создании новых музыкальных текстов. Здесь «творческая деятельность детей в процессе обучения понимается не столько как сам объектный результат, т.е. детские работы, сколько как творческий процесс, предполагающий развитие навыков и умений эстетического, художественного восприятия — сопереживания искусству (а не только приобретение знаний об искусстве), а также пробуждение на этой основе способности к импровизации, продуктивному самовыражению».

Импровизация — это процесс спонтанного сочинения детьми нового музыкального материала. Сочинение музыки подразумевает творческий процесс, организованный педагогом для создания музыкального произведения, отвечающего поставленным перед детьми целям.

Значение этих видов деятельности чрезвычайно важно, так как они способствуют раскрытию «зоны ближайшего развития» ребенка (термин Л.С. Выготского). Более того, в его рассказе прослеживается связь между воображением и реальностью. Таким образом, ребенок полагается не столько на знания, сколько на свою интуицию, что также важно для его личностного развития.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Воспитательная работа в логопедических группах
  2. Основные направления развития современной образовательной системы
  3. Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем
  4. Сущность профессионально-педагогической культуры
  5. Причины неправильного родительского воспитания
  6. Основные задачи и цели педагогики
  7. Методика преподавания литературы
  8. Ключевые компетенции отечественного образования
  9. Влияние конфликтных ситуаций в среде младших школьников на качество усвоения учебного материала
  10. Теория нравственного воспитания