Для связи в whatsapp +905441085890

Теория нравственного воспитания — Л. Кольберг: теория нравственного развития детей

Кульминацией познания являются науки. Поэтому неудивительно, что наука является наиболее четко структурированной, что отражается, в частности, в том, что существует 20 отраслей науки (параграф 1.2). Каждая из этих наук и некоторые их группы соответствуют определенным типам образования. Например, экономическое образование основано на экономике, политология — на политологии, юридическое образование — на юриспруденции, а историческое образование — на истории (точнее, исторической науке). Остерегаясь придуманных классификаций типов образования, мы должны ориентироваться на структуру современного научного знания. Если мы предлагаем форму образования, которая имеет сомнительный статус по отношению к структуре современной науки, мы должны критиковать ее соответствующим образом, и, конечно, с доброй волей. Давайте рассмотрим статус интеллектуального и нравственного воспитания в этом контексте.

Выше, в разделах 6.2-6.5, читатель был достаточно хорошо ознакомлен с природой этического образования. Моральное и этическое воспитание — это, по сути, одно и то же. Термин «этическое образование» является предпочтительным, поскольку он основан на теории, а именно на этике. С другой стороны, мораль — это не теория. Давайте теперь сформулируем три недоуменных вопроса: Почему характеристика духовности должна быть добавлена к этическому образованию? Что такое дух? Чем духовно-нравственное воспитание отличается от этического воспитания?

Итак, что такое дух? В истории философии известны авторы, в частности Г. Гегель и Ф. Энгельс, которые противопоставляли дух и материю. Научные попытки прояснить содержание духа и материи закончились неудачей. Противопоставление духа материи и использование самого понятия духа сошло на нет в девятнадцатом веке. Философы в основном отказались от этой концепции.

Наиболее энергичные попытки ввести понятие разума в науку были предприняты в конце XIX века немецким философом, психологом и социологом В. Дильтеем. Он изобрел концепцию Geisteswissenschaft. Дильтей различал науки о природе, с одной стороны, и науки о разуме — с другой. Философия, филология и социальные науки были включены в число наук о разуме. Из-за неоднозначности понятия духа термин Geisteswissenschaft был отвергнут не только русскими и англоязычными, но и немецкими авторами, например.

Англоязычные авторы, но также и немцы. На смену им пришли термины Geisteswissenschaften, Humanwissenschaften, Kulturwissenschaften (Kulturologie) или, как иногда выражаются англичане и американцы, Moralwissenschaften.

В науке понятие духа не в моде. В богословии ситуация принципиально иная. Таким образом, христианское богословие использует понятие Святого Духа как третьей ипостаси единого Бога, Святой Троицы. Все три личности, Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух, равны между собой по своей природе и атрибутам. Если исходить из христианского богословия, то термин духовно-нравственное формирование естественным образом наполняется определенным смыслом, а именно, исключительно богословским. Но теперь возникает вопрос не просто о соотношении этики и теологии.

Мы привыкли считать этику вершиной аксиологических наук, занимающихся не вымыслом, а реальными отношениями между людьми. В этом смысле мы назвали эти науки этически ориентированными. Теология не является такой теорией; ее основной фокус — эсхатологический. Имеется в виду, что теологическая этика является средством достижения единства между людьми и Богом в их окончательном загробном мире.

А. Кураев достаточно выразительно характеризует соотношение этики и теологии: «У религии и этики совершенно разные задачи», «Этика регулирует отношения в мире людей. Религия <> строит мосты, соединяющие человека с миром сверхчеловека…». «Сказать, что этика постепенно проникла в религию, — это полуправда. Правда в том, что сама этика была разработана в этой религиозной среде. Да, в религии был очень сильный моральный элемент. Но элемент — это просто элемент. Не следует заменять то, к чему он прикреплен. Присутствие этики в религии не означает, что религия стала этикой.

Теория нравственного воспитания

Л. Кольберг: теория нравственного развития детей

Идеи Жана Пиаже о стадиях умственного развития детей стали отправной точкой для исследований Лоуренса Колберга (1927-1987), чья теория нравственного развития детей стала одним из его самых важных открытий.

Колберг предположил, что в психическом развитии детей с когнитивными процессами связано не только формирование знаний об окружающем мире, моральных критериев, но и их эмоциональное развитие, развитие половой идентичности. В своих экспериментах он ставил перед детьми задачу оценить моральную сторону проблемы принятия решения (в частности, выбора, заведомо неоднозначного) и анализировал их систему рассуждений. Это позволило ему выделить три стадии в развитии моральных суждений, каждая из которых состоит из двух этапов:

Средний уровень, при котором дети оценивают действие на основе его последствий;

  • конвенциональный уровень, где социально принятые ценности превалируют над личными интересами ребенка;
  • постконвенциональный уровень; где люди основывают моральные суждения на принципах, которые они сами создали и приняли.

В соответствии с формальным, транзакционным мышлением, которое приобретают дети, второй этап характеризуется большим поворотом к абстрактным моральным принципам. Колберг предположил, что смена стадий морального развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями, особенно с децентрализацией и формированием логических операций. На нравственное развитие влияют и уровень образования, и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, и желание получать вознаграждение за хорошее поведение. Именно последний фактор вызвал наибольшую критику, хотя большинство исследователей в целом принимают разработанную ученым последовательность стадий морального становления.

По мнению Колберга, влияние уровня образования когнитивных процессов на образовательные тенденции психики ребенка проявляется и в том, что дети узнают о сексуальных стереотипах достаточно рано и почти независимо от семейного окружения. Это заставляет их искать дополнительную информацию о том, как различаются поведение и ценности мальчиков и девочек. Усваивая представления о мужественности и женственности, дети формируют стереотипы, основанные на их категоризации, которые определяют их деятельность. Эти стереотипы также учитываются при интерпретации событий во внешнем мире, в том числе при развитии морали. На наш взгляд, следует проводить четкое различие между научной и теологической этикой. Научная этика венчает очень специфические науки, но не теологию. Теологическая этика следует за теологической эсхатологией и не является вершиной теологии. В связи с этим можно утверждать, что понятие духовно-нравственного воспитания адекватно передает содержание христианско-богословского (религиозного) образования. Однако он не передает содержание этического образования, основанного на науке. Авторы, которые из благих побуждений собирают все положительные ценности под рубрикой духовно-нравственного воспитания, ошибочно отождествляют научную и теологическую этику. Если христианский священник не занимается духовно-нравственным воспитанием, то он не соответствует своему званию. Что касается российского учителя начальной школы, то от него можно ожидать и даже требовать этического воспитания, но не духовно-нравственного. Христианское религиозное образование не входит в число его обязанностей.

Современные теории формирования морально- нравственных основ личности

Ж. Пиаже (1896-1980) выделял две стадии морального развития детей: гетерономную и автономную. Дети младшего возраста на гетерономной стадии считают моральные правила абсолютными, священными и неизменными. Непослушание, которое случается время от времени, всегда кажется им непростительным, и они определяют зло в зависимости от причиненного вреда, другими словами, они оценивают его по последствиям. Смягчающие обстоятельства, такие как добрые намерения, не рассматриваются.

Дети постарше рассматривают намерения как критерий моральности поступка. Они считают, что моральные нормы возникают из взаимного согласия и уважения. Объективизм и абсолютизм морали уступают место субъективизму и релятивизму.

Выводы Пиаже приводят к выводу, что моральное развитие — это прежде всего когнитивное развитие, то есть оно зависит от постепенного структурирования психики растущего человека. Согласно теории Ж. Пиаже, на каждой стадии развития формируются новые когнитивные способности, которые определяют границы того, чему можно научить человека в данный момент.

По мнению ученого, любая этика — это система правил, и ее суть заключается в том, чтобы добиться уважения, почтения к этим правилам. Как правило, ребенок перенимает моральные правила от взрослых, то есть получает их абсолютно готовыми, а зачастую даже не выработанными в соответствии с его потребностями и не по его собственному наущению, а раз и навсегда данными непрерывной преемственностью предыдущих поколений взрослых. Отсюда вытекает чрезвычайная трудность в проведении различия между тем, что вытекает из содержания правил, и тем, что вытекает из уважения ребенка к своим родителям.

Пиаже выделяет два периода в общем процессе морального развития личности: примитивный моральный реализм и более зрелая автономная мораль. Первый период Пиаже называет гетерономной моралью, или моралью принуждения, а второй — моралью сотрудничества.

Суть морального развития, по мнению Пиаже, заключается в переходе ребенка от эгоцентрической (реалистической) перспективы к релятивистской. Эгоцентрическая перспектива — это отношение ребенка к окружающему миру, в котором он является центром; релятивистская перспектива — это отношение ребенка к окружающему миру, в котором ребенок способен включать в свой мир других людей и сопереживать им. Поэтому Пиаже утверждает, что моральное принуждение ребенка удерживается двумя взаимодействующими факторами: когнитивной незрелостью и эмоциональным, односторонним чувством уважения к старшим. Нравственный рост требует освобождения от оков как эгоцентризма, так и реализма и одностороннего почитания.

Согласно Пиаже, нравственное развитие зависит от опыта общения ребенка с окружающими его людьми и предметами. В этом взаимодействии моральные размышления и умственное развитие, по-видимому, связаны между собой. Пиаже обнаружил интересный факт: и у детей, и у взрослых то, что они говорят, часто расходится с тем, что они делают, то есть между словом и делом существует огромная дистанция.

Американский психолог Лоренс Колберг (1927-1987), основываясь на работах Пиаже, разработал теорию морального развития детей, которая показала взаимосвязь между моральными рассуждениями и умственным развитием. В серии исследований, посвященных моральному развитию, ученый представлял детям и подросткам гипотетические моральные дилеммы. Исходя из характера ответов детей, были выделены три уровня, отражающие формирование нравственных ориентиров.

  1. доконвенциональный (доморальный) уровень развития морального сознания характеризуется ориентацией на наказание и поощрение. Этот уровень характеризуется эгоцентрическими моральными суждениями. Действия оцениваются в основном по принципу полезности и по их физическим последствиям. Хорошо то, что доставляет удовольствие (например, одобрение); плохо то, что доставляет неудовольствие (например, наказание).
  2. конвенциональный (моральный) уровень развития морального сознания характеризуется ориентацией на модель «хорошего мальчика/девочки»; ориентация — на авторитет. Конвенциональный уровень развития моральных суждений достигается, когда ребенок принимает оценки своей референтной группы: Семья, класс, религиозная община.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Концепция (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) была разработана в 2009 году. Впоследствии он был внедрен в основную образовательную программу общего базового образования (GEP 1100). Его положения полностью соответствуют ФГОС НОО (2010) и Закону об образовании.

В основе концепции лежит формирование целостного пространства интеллектуального и нравственного развития ученика начальной школы. Это пространство, которое также называют жизненным пространством школы, интегрировано в учебную, внеклассную, внешкольную и семейную деятельность ученика и его родителей.

Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в рамках национального воспитательного идеала. Она представляет собой высшую цель воспитания, высоконравственную (идеальную) идею человека, на воспитании, образовании и развитии которого сосредоточены усилия главных субъектов национальной жизни: Государство, семья, школа, политические партии, религиозные и общественные организации.

В концепции заложен такой идеал, сформулирована высшая цель воспитания — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, берущий на себя ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Национальный образовательный идеал — это новое и очень важное понятие для педагогики. Целесообразность введения такого понятия диктуется полисубъектностью современного процесса воспитания и социализации ребенка. В этот процесс активно вовлечены не только традиционные субъекты (семья и школа), но и различные социальные, культурные, религиозные организации, СМИ и другие влиятельные субъекты. Важно обеспечить согласованность действий этих субъектов, когда речь идет об основополагающем вопросе о том, на формирование какого типа личности направлены их прямые или косвенные усилия.

Главная педагогическая цель сформулирована на основе национального воспитательного идеала: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, сохраненные в религиозных, этнических, культурных, семейных и общественных традициях и передаваемые из поколения в поколение. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания обеспечивает систему базовых национальных ценностей. В качестве критериев для их систематизации, разделения на определенные группы были выбраны источники нравственности и гуманности, то есть те области общественных отношений, деятельности, сознания, на которых можно противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь и систему общественных отношений.
Общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы систематизированы по направлениям, каждое из которых, тесно связанное с другими, раскрывает один из существенных аспектов духовно-нравственного развития гражданина России.

Каждое из направлений воспитания и социализации учащихся основывается на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить их принятие учащимися. Концепция была принята для реализации в начальных школах. Его положения отражены в ФГОС.

Организация воспитания и социализации учащихся начальной школы в перспективе достижения национального образовательного идеала осуществляется в рамках основной образовательной программы начального общего образования, в которой в качестве основных направлений выделены шесть направлений.

Особенности воспитания нравственных чувств и этического сознания в начальной школе

Моральное развитие начинается с рождения. В дошкольном возрасте у детей формируются первые нравственные чувства и этические представления, развиваются элементарные навыки нравственного поведения. В школе эта работа ведется систематически и целенаправленно во все годы под руководством учителей.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной чувствительностью к внешним воздействиям, верой в истинность всего того, чему учат, как говорится, в безусловность и необходимость этических норм; ему свойственна бескомпромиссность в моральных требованиях к окружающим, непосредственность в поведении. Именно в этом возрасте есть большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

Решающее значение для нравственного воспитания детей имеет положительный нравственный опыт. Воспитание происходит прежде всего в повседневной жизни ребенка, где он привыкает следовать моральным правилам, нормам, принципам и где его можно убедить в их необходимости.

  1. ядром воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических связей и отношений детей. То есть задача организации нравственных отношений детей должна ставиться педагогом независимо от содержания, методов и форм педагогической работы и ее текущих конкретных задач.
  2. Легко заметить, что вышеперечисленные этические концепции являются парными и дополняют друг друга. Благожелательность по отношению к одному человеку обесценивается, когда она оказывается несправедливой по отношению к другим. Точно так же дружба между двумя или более детьми не должна быть в ущерб дружеским, товарищеским отношениям со всеми членами классного коллектива. Для формирования нравственного сознания учащихся учитель помогает им размышлять над собственным опытом, а также над опытом других людей (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из книг). Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитания способствует развитию у детей способности сопереживать другим людям и формированию у них положительных нравственных чувств.
  3. Самостоятельные действия ребенка чрезвычайно важны для нравственного формирования личности. Если ученик действует только по указаниям взрослых и под их наблюдением, он учится в основном послушанию. Даже в младших классах следует избегать давать детям только готовые решения. Образовательный процесс должен быть направлен на создание ситуаций, в которых ребенок имеет возможность сделать самостоятельный моральный выбор действий. Такие условия постоянно возникают в повседневной жизни, но их также можно создать намеренно.
  4. условие нравственного воспитания: воспитательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить осознание детьми нравственной стороны их поведения и взаимоотношений. Осознание детьми мотивов своих и чужих поступков позволяет сформировать нравственную оценку и самооценку.

Особую ценность в этом контексте представляет общение и совместная деятельность в малых группах сверстников, которые могут быть сознательно или спонтанно сформированы учителем. Такие микроколлективы могут быть временными или постоянными, например, небольшая группа для выполнения школьного задания, пара дежурных, группа детей для определенной деятельности или объединенных для игры. В небольшой группе младший школьник имеет более частый и интенсивный совместный опыт; он способен строить отношения с другими детьми, самостоятельно организовывать совместную деятельность, легче понимать и оценивать поведение и личностные характеристики своих одноклассников и свои собственные в них.

  • процесс обучения в школе, охватывающий всех детей, должен в то же время обеспечивать оптимальные условия для развития каждого ребенка, исходя из неповторимости его индивидуальности. Индивидуальность в образовании означает, что поощряются и развиваются лучшие черты и качества каждого ребенка.
  • важным условием нравственного воспитания школьников является нравственный климат в классе и в школе, стиль общения учителя с детьми, взаимоотношения детей. Атмосфера взаимной заботы и внимания, доброжелательности и востребованности благоприятствует развитию достоинств и преодолению недостатков учащихся.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Проблемы музыкально-исполнительского искусства в образовании
  2. Основные задачи и цели педагогики
  3. Методика преподавания литературы
  4. Ключевые компетенции отечественного образования
  5. Влияние конфликтных ситуаций в среде младших школьников на качество усвоения учебного материала
  6. Соотношение дизорсрографических и орфографических ошибок в письме младших школьников
  7. Коммуникативный метод обучения иностранным языкам
  8. Методы сравнительной коррекционной педагогики
  9. Классификация и расшифровка f70 МКБ-10
  10. Общие тенденции в развитии системы образования в современном мире