Для связи в whatsapp +905441085890

Психологические особенности Я — концепции в юношеском возрасте

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Анализ ценностных ориентаций старшеклассников в процессе преподавания психологии
  2. Особенности оказания психолого-психотерапевтической помощи детям и подросткам в Калининградской области
  3. Взаимосвязь самооценки и агрессивности у студентов
  4. Агрессивность как свойство личности
  5. Методы воспитания педагогически запущенных детей младший дошкольный возраст
  6. Психология мотивации эмоций воли
  7. Особенности проявления темперамента у ребенка в дошкольном возрасте
  8. Изучение особенностей мышления
  9. Психологические особенности девиантного поведения подростков
  10. Лингвистическое средство выражения нумерологем в современном английском языке

Введение

Ранний подростковый возраст — это вторая фаза жизненного этапа человека, называемого взрослостью или переходным возрастом, содержанием которого является переход от детства к взрослости.

Центральным психологическим процессом переходного возраста является развитие самосознания. «Подростковый и пубертатный периоды давно считаются периодом появления сознательного «Я», — пишет И.С. Кон, — независимо от того, насколько постепенно формируются его отдельные компоненты.

Из-за явления акселерации границы подросткового возраста смещаются вниз, и теперь этот период развития охватывает примерно от 10-11 до 14-15 лет. Соответственно, подростковый возраст начинается раньше. Ранний подростковый возраст — это только начало этого сложного периода развития, который завершается примерно в 20-21 год.

Развитие самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте настолько ярко и очевидно, что его характеристика и оценка значимости для формирования личности в эти периоды исследователями разных школ и направлений практически единодушна, авторы достаточно единодушны в описании того, как происходит процесс развития самосознания в этот период: Примерно в возрасте 11 лет подросток начинает интересоваться собственным внутренним миром, затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно усиливается его дифференциация и обобщение, что в раннем подростковом возрасте приводит к формированию относительно устойчивой Я-концепции, Я-концепции; в 16-17 лет происходит особая личностная перестройка, которая в психологической литературе называется термином «самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта, оно характеризуется осознанием себя как члена общества и конкретизируется в новой, социально значимой позиции.

Социальный статус подросткового возраста неоднороден. Деятельностная и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретает ряд новых взрослых характеристик.

Важнейшей социальной задачей в этом возрасте является выбор профессии. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути девочек и мальчиков, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями.

Расширяется спектр социально-политических ролей и связанных с ними интересов и обязанностей.

Промежуточное социальное положение и статус подростков определяют некоторые особенности их психики. Подростки по-прежнему остро озабочены проблемами, вытекающими из подростковой фазы — собственными возрастными особенностями, правом на автономию от старших и т.д. Но социальное и личностное самоопределение подразумевает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентацию и определение своего места в мире взрослых.

Самовосприятие в раннем подростковом возрасте

Молодой человек отчаянно хочет узнать, кто он, чего он стоит, на что он способен.

Есть два способа оценить себя. Один из них — измерять свой уровень стремления тем, чего он достиг. Второй способ самооценки — это социальное сравнение, когда человек сравнивает мнения других людей о себе.

Хорошо известно, что образы собственного «я» сложны и неоднозначны. Есть реальное «Я», динамическое «Я», идеальное «Я», фантастическое «Я» и множество других воображаемых «Я». Даже самоконцепция зрелого человека не свободна от противоречий, и не все самооценки являются адекватными.

Адекватность самооценки повышается с возрастом. Расхождение между реальным и идеальным «Я» является естественным следствием роста самосознания и необходимым условием целенаправленного самовоспитания. Открытие своего внутреннего мира — радостное и волнующее событие. Но он также вызывает множество тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «я» не соответствует «внешнему» поведению, что актуализирует проблему самоконтроля. «Я в своем представлении есть два существа: «внешнее» что и «внутреннее», — пишет второкурсник.- «Внешнее» обычно является проявлением внутреннего — внутреннее диктует ему решения, размышления, аргументы. Но иногда «оболочка» вступает в жестокую конфронтацию с «внутренним» существом. Например, «оболочка» не хочет флиртовать или вести себя не так, как надо, а как хотелось бы, но изнутри она кричит: «Нет! Нет! Вы не должны!» И как я рад, когда «внутреннее» склоняет чашу весов, — «внутреннее» вызывает больше доверия!

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Подростковое «я» все еще смутное, неопределенное и часто переживается как смутный дискомфорт или чувство внутренней пустоты, которую необходимо заполнить. Это увеличивает потребность в общении и в то же время повышает избирательность, потребность в конфиденциальности.

К подростковому возрасту отличия ребенка от других заметны только в экстраординарных, противоречивых ситуациях. Его «Я» практически сводится к сумме его идентификаций с различными значимыми другими. В подростковом и юношеском возрасте ситуация меняется. Ориентация на нескольких значимых других одновременно делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. «Значимые другие» — это те, кто играет важную роль в жизни человека. Они влиятельны, и их мнение имеет большой вес. Степень влияния значимых других на человека зависит от степени их участия в его жизни, близости отношений, социальной поддержки, которую они оказывают, и власти и авторитета, которыми они пользуются у других».

Бессознательное желание избавиться от прежних детских идентификаций активизирует его рефлексию, а также чувство своей особенности, отличия от других. Осознание своей особенности и непохожести вызывает чувство одиночества или страх остаться одному, что характерно для раннего подросткового возраста.

Исключительно важной чертой личности, которая в значительной степени формируется в раннем подростковом возрасте, является самооценка, то есть обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя.

Развитие Я-концепции в раннем подростковом возрасте

Развитие Я-концепции человека на протяжении жизни происходит по нескольким направлениям. Во-первых, мы исследуем изменения в содержании Я-концепции и ее компонентов — какие качества воспринимаются лучше, как уровень и критерии самооценки меняются с возрастом, какое значение придается внешнему виду и какое значение придается умственным и моральным качествам. Затем мы изучаем степень его надежности и объективности, отслеживаем изменения в структуре Я-образа в целом — степень его дифференцированности, внутренней согласованности, стабильности, субъективного смысла, контрастности, а также уровень самооценки. По всем этим показателям подростковый возраст значительно отличается как от детства, так и от взрослой жизни, и в этом отношении существует различие между подростковым и юношеским возрастом.

В раннем подростковом возрасте происходит постепенное изменение «предметных» компонентов Я-концепции, в частности, соотношения между телесными и морально-психологическими компонентами Я. Молодой человек привыкает к своей внешности, формирует относительно стабильный образ своего тела, принимает свою внешность и, соответственно, стабилизирует уровень связанных с ней стремлений. Постепенно на первый план выходят другие качества «я» — умственные способности, сила воли, моральные качества, от которых зависит успех деятельности и отношений с другими людьми. Когнитивная сложность и дифференциация элементов самовосприятия неуклонно возрастает от младшего к старшему возрасту, без заметных перерывов и кризисов. Взрослые дифференцируют больше признаков о себе, чем подростки, подростки — больше, чем подростки, а подростки — больше, чем дети.

Интегративная тенденция, от которой зависит внутренняя согласованность, целостность самовосприятия, увеличивается с возрастом, но несколько позже, чем способность к абстрагированию. Самоописания подростков и юношей лучше организованы и структурированы, чем у детей, группируясь вокруг некоторых центральных характеристик. Однако неопределенность уровня атрибуции и сложность переориентации с другой на самооценку приводят к возникновению ряда внутренних противоречий в содержании Я-концепции, которые служат источником для дальнейшего развития. Добавляя «Я в моем восприятии…», многие молодые люди подчеркивают собственную противоречивость: «В моем восприятии я гений + ничто.

Данные о стабильности самовосприятия неубедительны. Самоописания взрослых в меньшей степени зависят от случайных, ситуативных обстоятельств. Однако в период полового созревания и раннего подросткового возраста самооценка иногда резко меняется. Более того, значение элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Этот вид самоописания является способом характеристики уникальности каждой личности через комбинации ее индивидуальных особенностей.

Что касается контраста, степени выраженности самовосприятия, то здесь также наблюдается рост: от детства к подростковому возрасту и от подросткового возраста к зрелости человек все больше осознает свою индивидуальность, свои отличия от других и придает им все большее значение, так что самовосприятие становится одной из центральных установок личности, с которой он соотносит свое поведение. Однако по мере изменения содержания Я-образа меняется и степень важности отдельных его компонентов, на которые личность обращает свое внимание. В раннем подростковом возрасте шкала самооценки становится намного больше: «внутренние» качества воспринимаются позже, чем «внешние», но более взрослые люди придают им большее значение. Повышенное внимание к собственному опыту часто сопровождается гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом. Это часто встречается в раннем подростковом возрасте.

Возрастные сдвиги в познании человека включают увеличение количества используемых описательных категорий, повышение гибкости и уверенности в их использовании; повышение избирательности, последовательности, сложности и систематичности этой информации; использование более тонких оценок и корреляций; повышение способности анализировать и объяснять поведение человека; стремление представить материал точно, желание сделать его убедительным.

Аналогичные тенденции можно наблюдать в развитии самохарактеристик, которые становятся все более обобщенными, дифференцированными и связанными с большим количеством «значимых лиц». Самоописания в раннем подростковом возрасте носят гораздо более личностный и психологический характер, чем в возрасте 12-14 лет, при этом большее внимание уделяется также отличиям от других людей.

Самовосприятие подростка или юноши всегда соотносится с групповым образом «мы» — типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «мы» полностью. Образы себя оцениваются старшеклассниками гораздо тоньше и мягче, чем группа «мы».

Мальчики считают себя менее сильными, менее общительными и веселыми, но они добрее и лучше понимают другого человека, чем их сверстники. Девушки считали себя менее общительными, но более искренними, справедливыми и верными.

Преувеличение собственной уникальности, свойственное многим подросткам, имеет тенденцию уменьшаться с возрастом, но не с уменьшением чувства индивидуальности. Напротив, чем старше и развитее человек, тем больше различий он находит между собой и «среднестатистическим» сверстником. Это приводит к интенсивной потребности в психологической близости, что означает как самораскрытие, так и проникновение во внутренний мир другого. Осознание собственной инаковости логически и исторически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с другими.

Наиболее яркие изменения в содержании самоописаний, в образе себя обнаруживаются в возрасте 15-16 лет. Эти изменения происходят в направлении большей субъективности, психологического характера описаний. Известно, что психологизация описания другого человека резко возрастает после 15 лет.

Человек описывает себя, подчеркивая изменчивость, гибкость своего поведения, его зависимость от ситуации; в описаниях другого человека, наоборот, преобладают ссылки на устойчивые черты личности, стабильно определяющие его поведение в самых разных ситуациях. Другими словами, взрослый склонен воспринимать себя как обладающего субъективными характеристиками динамичности и изменчивости, а другого — как объект, обладающий относительно неизменными характеристиками. Это «динамическое» восприятие себя возникает во время перехода к раннему подростковому возрасту в 14-16 лет.

Формирование нового уровня самосознания в раннем подростковом возрасте происходит по линии, выделенной Л.С. Выготским — интеграция образа Я, «сдвиг» его «извне внутрь». В этот период происходит переход от «объективистского» взгляда на себя «извне» к субъективной, динамичной позиции «изнутри».

В.Ф. Сафин характеризует это существенное различие в самовосприятии младших и старших подростков следующим образом: Подросток в первую очередь сосредоточен на поиске ответа, «каков он/она среди других, насколько он/она похож/а на них», старший подросток — «каков он/она в глазах других, чем он/она отличается от других и насколько он/она похож/близок/близка к своему идеалу». Теоретические исследования И.И.Чесноковой указывают на существование двух уровней самопознания: низшего — «Я и другой человек» и высшего — «Я и Я»; особенность второго выражается в попытке соотнести свое поведение «с реализующей его и определяющей его мотивацией».

В период перехода от подросткового возраста к ранней юности, как часть формирования нового уровня самосознания, происходит также развитие нового уровня отношения к себе. Одним из центральных моментов в этом процессе является изменение оснований для критериев оценки себя, своего «Я» — они меняются «снаружи внутрь» и принимают качественно иные формы, по сравнению с критериями оценки других людей.

Переход от частной самооценки к общей, целостной создает условия для формирования собственного отношения к себе в подлинном смысле этого слова, совершенно независимо от отношения и оценок других людей, от частных успехов и неудач, от всех возможных ситуативных влияний и т.д. Важно отметить, что оценка индивидуальных качеств, сторон личности играет подчиненную роль в таком собственном отношении к себе, а некое общее, полное «принятие себя», «самооценка» оказывается ведущим.

В раннем подростковом возрасте, когда складывается система ценностей, формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, т.е. начинается «оперативная самооценка», основанная на соответствии поведения, своих взглядов и убеждений, результатов деятельности.

Самоопределение в раннем подростковом возрасте

Открытие внутреннего мира в раннем подростковом возрасте связано с переживанием его ценности. Открытие себя как уникальной личности неотделимо от открытия социального мира, в котором эта личность будет жить. Подростковая рефлексия — это, с одной стороны, осознание собственного «Я», а с другой стороны — осознание своего положения в мире. Первые вопросы, направленные на себя, задает, не всегда осознавая это, сам подросток. Второй, более общий мировоззренческий вопрос задает подросток, для которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения.

Сложность заключается в том, что ранний подростковый возраст, хотя и создает внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться о том, в чем смысл его жизни, не дает достаточных средств для решения этой проблемы. Хорошо известно, что проблема смысла жизни является не только философской, но и вполне практической. Ответ на него можно найти как внутри, так и вне человека — в мире, в котором раскрываются его способности, в его деятельности, в его чувстве социальной ответственности. И именно этот дефицит часто болезненно ощущается в подростковом возрасте.

Поиск смысла жизни, замкнутый на самом себе, таким образом, обречен оставаться лишь упражнением в подростковом мышлении. Это приводит к реальной опасности постоянного эгоцентризма и ухода в себя, особенно для подростков с чертами невротизма или тех, кто предрасположен к этому в сочетании с особенностями их предыдущего развития.

Однако, несмотря на все субъективные трудности, этот поиск смысла жизни имеет высокий позитивный потенциал: поиск смысла жизни развивает мировоззрение, расширяет систему ценностей, формирует тот нравственный стержень, который помогает юношам и девушкам справиться с первыми жизненными потрясениями, заставляет их лучше понять мир и себя, по-настоящему стать собой.

Формирование их мировоззрения

Определение и поиск своей идентичности неотделимы от развития мировоззрения.

Подростковый возраст является решающим этапом формирования мировоззрения, поскольку именно в это время созревают как когнитивные, так и эмоционально-личностные предпосылки. Подростковый возраст характеризуется не только увеличением объема знаний, но и колоссальным расширением интеллектуальных горизонтов старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и необходимостью свести многообразие фактов к нескольким принципам. Хотя конкретный уровень знаний, теоретические способности, широта интересов у детей очень разные, некоторые сдвиги в этом направлении все же наблюдаются, что дает сильный толчок к подростковому «философствованию».

Мировоззрение — это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Когнитивными предпосылками мировоззрения являются приобретение определенного и довольно значительного объема знаний и способность человека к абстрактному теоретическому мышлению, без которого разрозненные специальные знания не образуют единой системы.

Но мировоззрение — это не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающая отношение человека к миру, его основные ценностные ориентации.

Для понимания проблемы личностного самоопределения необходимо отметить одно чрезвычайно важное определение: уровень личности — это уровень ценностно-смыслового определения, уровень существования в мире смыслов и ценностей. Как отмечают Б.В. Зейгарник и Б.С. Братусь, для личности «основным уровнем движения является нравственно-ценностный уровень. Во-первых, существование в мире смыслов — это существование на актуальном личностном уровне; сфера смыслов и ценностей — это сфера, в которой происходит взаимодействие человека и общества; ценности и смыслы — это, строго говоря, язык этого взаимодействия. Второй момент — ведущая роль ценностей в формировании личности: практика ценностей закрепляет единство и самоидентичность личности и навсегда определяет основные характеристики личности, ее стержень, ее мораль, ее нравственность. Ценность приобретается индивидом, потому что «…нет другого способа справиться с ценностью, кроме как через целостный личный опыт ее переживания. Таким образом, приобретение ценности — это приобретение самого человека. Третья — это функции смыслотворчества, выделяемые Б.В. Зейгарник и Б.С. Братусем: создание эталона, образа будущего, оценка деятельности с ее нравственной и смыслообразующей стороны.

Ценностные ориентации

Ценностные ориентации — это элементы в структуре личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций сущность, самое важное для человека определяется приобретением ценностей. Ценностные ориентации — это устойчивые, инвариантные образования морального сознания — его основные идеи, понятия, «ценностные блоки», смысловые компоненты мировоззрения, выражающие суть человеческой морали и, следовательно, общие культурно-исторические условия и перспективы. Их содержание является текучим и изменчивым. Система ценностных ориентаций выступает как «развёрнутая» жизненная программа и служит основой для реализации определённой модели личности. Общение — это сфера, в которой социальное сливается с личным, а личное становится социальным, в которой происходит обмен индивидуальными различиями в ценностях и установках. Ценности представляют собой один из основных механизмов взаимодействия между личностью и обществом, личностью и культурой.

Ценности представляют собой один из основных механизмов взаимодействия человека и общества, человека и культуры. Ценности — это обобщенные представления людей о целях и нормах их поведения, воплощающие исторический опыт и фокусирующие смысл культуры эпохи, конкретного общества в целом, всего человечества.

Это точки отсчета, присутствующие в сознании людей, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. Таким образом, ценности, ценностное сознание лежат в основе целеполагания.

Цели не могут влиять на действия человека реально-причинным образом, но как идеальные ценности, реализацию которых человек считает своей насущной потребностью или долгом».

Старшеклассник стоит на пороге самостоятельной профессиональной жизни. Перед ним стоят фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения. Перед юношей и девушкой встает множество серьезных вопросов: как найти свое место в жизни, как выбрать профессию, соответствующую их способностям и умениям, в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многие другие.

Психологи, занимающиеся вопросами формирования личности на данном этапе онтогенеза, связывают переход от подросткового возраста к пубертатному с резким изменением внутренней ситуации, которое заключается в том, что устремленность в будущее становится главной направленностью личности, а проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути становится в центре интересов, планов старшеклассников.

Юноша стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя как члена общества, определить себя в мире, то есть понять себя и свои возможности, вместе с пониманием своего места и цели в жизни.

Практически, стало принято считать личностное самоопределение важнейшей психологической перестройкой раннего подросткового возраста, потому что в самоопределении кроется самое существенное, что возникает в обстоятельствах жизни старшеклассников, в требованиях к каждому из них. Она во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в этот период. Интерес к глобальным проблемам смысла жизни в целом и собственного существования в частности является существенной чертой зарождающегося самоопределения. Ф.М. Достоевский писал: «…Многие, многие из самых оригинальных русских мальчиков только и делают, что рассуждают о вековых вопросах». Помимо того, что эти проблемы волнуют мальчиков и девочек, они широко обсуждаются ими — со сверстниками и теми взрослыми, которых они считают достойными доверия. По мнению М.Р.Гинзбург, наличие интереса к смыслу жизни и его активное обсуждение свидетельствует об активно протекающем процессе самоопределения, а его отсутствие — о его искажении. В. В.В. Зеньковский пишет о подростковом возрасте: «Это время выбора жизненного пути и планов, это, прежде всего, время свободы и творческой самостоятельности, время грандиозных замыслов, ярких утопий, героических решений….. .

Как часто в этом… время в живом и пылком порыве юность отдает себя на всю жизнь любому уступу и остается беззаветно верной ему всю жизнь… В юности дар свободы достигает полноты своей субъективной и объективной зрелости. Возможно, молодой человек приходит к необходимости жить для Бога, и в этом случае его духовная жизнь обретает силу и глубину. Однако существует и возможность другого выбора. По мнению Зеньковского : «Возможно даже, что молодость, в горении сердца и в чистом энтузиазме, отдается разрушению религии в мире…». Также можно выбрать жизнь потребления, материальной выгоды и т.д. Осуществление выбора таинственно по своей природе и происходит в самых глубинах человеческого существа.

А.В. Мудрик писал, что в раннем подростковом возрасте «возникает потребность рассматривать и оценивать возможные альтернативы — особенно в области определения своих ценностных ориентаций, своей жизненной позиции».

Выбор своего пути подросток делает самостоятельно. В каком-то смысле это может показаться педагогическим фиаско: его учили, воспитывали, а он взял и выбрал что-то другое. Однако хорошее воспитание до пубертатного кризиса не оставляет следов. Молодой человек, получивший опыт любви, милосердия и радости учения, в будущем легче выберет путь добра, чем тот, кто не имеет такого опыта. А.В. Мудрик писал «Перед старшеклассником неизбежно встают вопросы: кто я в этом мире? Каково мое место в нем? Как ко мне относится мир? Как я отношусь к миру? Ответ на эти вопросы составляет суть процесса определения себя в мире. На этот процесс сильно влияют ценностные ориентации, сформировавшиеся у человека в раннем подростковом возрасте.

Сформулированная основная задача согласуется с тем, что ведущей деятельностью подросткового возраста считается поиск своего места в жизни.

В поиске смысла своего существования проявляется в самом общем виде ценностно-смысловой характер личностного самоопределения. Потребность в смысле жизни характеризует поведение взрослого человека и поэтому не может быть обойдена, когда речь идет о процессе становления личности, формирования человеческого «Я». Виктор Франкл считает желание искать и осознавать смысл своей жизни врожденной мотивационной тенденцией, присущей всем людям, и главной движущей силой поведения и развития взрослого человека.

Личностное самоопределение не заканчивается в подростковом и раннем юношеском возрасте, и по мере дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению. Личное самоопределение служит основой для развития человека.

Такое понимание позволяет нам создать целостную картину самоопределения в подростковом возрасте, в рамках которой пестрая мозаика различных «самоопределений», встречающихся в литературе, приобретает смысл. Личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе общественных отношений, предъявляемых к ним требований, то есть задает социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется профессиональное самоопределение.

В психологии развития профессиональное самоопределение обычно делится на несколько этапов, продолжительность которых варьируется в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития. Первый этап — это детская игра, в которой ребенок принимает на себя различные профессиональные роли и «играет» отдельные элементы связанного с ними поведения. Второй этап — это подростковые фантазии, в которых подросток видит себя в своих мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии. Третий этап, который охватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста, — это предварительный выбор профессии. Различные профессии сортируются и оцениваются в соответствии с интересами подростка, затем в соответствии с его способностями, и, наконец, в соответствии с его системой ценностей.

Конечно, интересы, способности и ценности проявляются, по крайней мере, неявно, на каждом этапе выбора. Однако ценностные аспекты, как социальные, так и личностные, являются более обобщенными и созревают позже, чем интересы и способности, дифференциация и консолидация которых происходят параллельно и взаимосвязано. Интерес к предмету побуждает ученика изучать его больше, он развивает его способности; а признанные способности, повышающие успешность деятельности, в свою очередь, усиливают интерес. Четвертый этап — принятие практического решения, т.е. собственно выбор профессии, включает два основных компонента: 1) определение уровня квалификации будущей работы, объема и продолжительности подготовки к ней и 2) выбор профессии.

Характерной чертой раннего подросткового возраста является формирование жизненных планов. Жизненный план формируется, с одной стороны, путем обобщения целей, которые ставит перед собой человек, в результате построения «пирамиды» его мотивов, формирования устойчивого ядра ценностных ориентаций, которым подчиняются частные, мимолетные стремления. С другой стороны, это результат конкретизации целей и мотивов.

Заключение

Ситуация развития в подростковом возрасте определяется противоречием биологической зрелости и социальной незрелости и отражается во внутреннем противоречии «чувства взрослости». Согласно И.С. Кону, слово «подростковый возраст» относится к этапу перехода от зависимого детства к независимой и ответственной взрослой жизни.

Внутренний мир личности и ее самосознание давно привлекают внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание — одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Его важность заключается в том, что учение о сознании и самосознании является методологической основой для решения не только многих важных теоретических вопросов, но и практических проблем, связанных с формированием жизненной позиции.

Способность к самосознанию и самопознанию является исключительной способностью человека, который в своем самосознании понимает себя как субъект сознания, общения и действия и непосредственно связан с самим собой. Конечным продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о себе, связанная с их оценкой, которая называется Я-концепцией.

Я-концепция индивида возникает в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно стабильный и в то же время подверженный внутренним колебаниям и изменениям ментальных приобретений. Она оставляет неизгладимую печать на всех проявлениях жизни человека — от детства до старости.

Подростковый и ранний юношеский возраст считается периодом формирования сознательного Я, независимо от того, насколько постепенно формируются его отдельные компоненты. Почти все психологи указывают на ранний подростковый возраст как на критический период в формировании самосознания и считают развитие самосознания центральным психологическим процессом переходного возраста.

Рост самосознания и интереса к себе у подростков приводит к изменениям в том, как формируется и структурируется Я-концепция. В раннем подростковом возрасте формируется относительно стабильная Я-концепция как часть становления нового уровня самосознания. В возрасте 16-17 лет происходит особое личностное новообразование, которое в психологической литературе называется концепцией самоопределения.

Список литературы

  1. Абрамова Г. С. Психология старости: учебник для студентов вузов. Екатеринбург, 1999.
  2. Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и образование. -М., 1986.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детстве. — М., 1968
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах.
  5. Зеньковский, Василий, проф., Проблемы образования в свете христианской антропологии, Москва, 1993.
  6. Кон И.С. Психология раннего подросткового возраста. — М., 1989.
  7. Мудрик А.В. Общение в процессе обучения. — М., 2001
  8. психическое развитие детей в детских домах. / Под ред. И. Дубровиной, А.Г. Рузской — М., 1990.
  9. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб, 2000.
  10. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: учеб. пособие. Свердловск, 1986.
  11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. — M. 2000.
  12. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. — М.: Наука, 1977.
  13. Салливан Г. С. Собрание сочинений Гарри Стэка Салливана в 2-х томах. Межличностная теория психиатрии, том I. New York, 1965..ru/journals_all/issues/1996/965/965063.htm Занимательная психология: L. С. Выготский и Л. И. Божович] * Фельдштейн, Д. И..
  14. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб, 2000.
  15. Бернс Р.В. Развитие самоконцепции и образование. -М., 1986
  16. Зеньковский Василий, проф. Проблемы образования в свете христианской антропологии. -M., 1993.
  17. Зеньковский Василий, проф. Проблемы образования в свете христианской антропологии.
  18. Мудрик А. В. Общение в процессе обучения. -М., 2001