Для связи в whatsapp +905441085890

Психология как наука. Развитие представлений о предмете психологии — История психологической мысли в античности и средневековье

Психология как наука изучает факты, механизмы и законы жизни души. История психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы были открыты человеческим разумом.

Задача истории психологии:

  • Изучить закономерности развития знаний о психике
  • Показать связь между психологией и другими науками, от которых зависят ее достижения.
  • Признать зависимость создания и восприятия знаний от социокультурного контекста
  • Роль человека в изучении своего индивидуального пути в возникновении самой науки.

Психология в своем развитии прошла несколько этапов. Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI веке до н.э., то есть до начала объективного, научного изучения психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, сказках и первых религиозных представлениях, которые связывали душу с определенными живыми существами (тотемами). Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI веков до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, поэтому и получила условное название философского периода. Его длительность также определяется достаточно условно — до появления первой психологической школы (ассоциативизма) и определения собственно психологической терминологии, отличной от принятой в философии или естествознании.

В силу условности периодизации развития психологии, что естественно практически для любого исторического исследования, существует некоторая неоднозначность в определении временных границ различных этапов. Иногда возникновение самостоятельной психологической науки связывают со школой В. Школа Вундта, то есть с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная гораздо раньше, осознав независимость своего предмета и уникальность своего положения в системе наук — как наука, изучающая как гуманитарные, так и естественные, внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое независимое положение психологии закрепилось с ее появлением в качестве предмета изучения в университетах уже в конце XVIII — начале XIX века. Поэтому правильнее говорить о появлении психологии как самостоятельной науки с этого периода; мы говорим о возникновении экспериментальной психологии в середине 19 века.

Период существования психологии как самостоятельной науки гораздо короче, чем период ее развития в потоке философии. Конечно, этот период не является однородным, и за более чем 20 веков психологическая наука претерпела значительные изменения. Изменились также предмет психологии, содержание психологических исследований и отношение психологии к другим наукам.

Психология прошла долгий путь развития, происходили изменения в понимании объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы его развития.

I этап — Психология как наука о душе. Это определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Они пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека присутствием души.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать была названа сознанием. Основным методом изучения было наблюдение за самим человеком и описание фактов.

III этап — психология как наука о поведении. Возникает в двадцатом веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать то, что можно увидеть непосредственно, поведение человека, его действия и реакции (мотивы, вызывающие действия, не рассматривались).

IV этап — психология как наука, изучающая объективные законы, проявления и механизмы психики.

Психология является одновременно одной из самых старых и одной из самых молодых наук. Уже в пятом веке до нашей эры греческие мыслители интересовались многими проблемами, которыми сегодня занимается психология — памятью, обучением, мотивацией, восприятием, сновидениями и поведенческими патологиями. Но хотя предшественницей психологии была наука древности, считается, что современный подход начал формироваться в 1879 году.

Современная психология отличается от «старой» философии в основном методами исследования. До последней четверти XIX века философы изучали человеческую природу на основе собственного ограниченного опыта, путем размышлений, интуиции и обобщений, а затем начали использовать тщательно контролируемые наблюдения и эксперименты и совершенствовать методы исследования для достижения большей объективности.

Процесс развития психологии можно интерпретировать по-разному. С одной стороны, с позиции «персоналистского» подхода, историю психологии можно рассматривать как цепь достижений отдельных личностей: все изменения в науке обусловлены влиянием уникальных личностей, способных в одиночку определять и менять ход истории. С точки зрения «натуралистического» подхода, с другой стороны, «дух эпохи» определяет возможность или невозможность самореализации того или иного гения; наука существует в контексте интеллектуальной среды.

На сегодняшний день психология сложилась как своеобразная система психологических школ. Психологическая школа — это группа ученых, разделяющих теоретическую ориентацию и работающих над общими проблемами на основе определенной системы идей. Таким образом, психология все еще находится на предпарадигмальной стадии развития: до сих пор ни один взгляд не смог объединить все существующие платформы.

Каждая новая школа сначала возникала как движение протеста против господствующей системы взглядов. Расцвет и господство большинства учений было лишь временным, но все они сыграли важную роль в развитии психологии.

Психология как наука. Развитие представлений о предмете психологии - История психологической мысли в античности и средневековье

История психологической мысли в античности и средневековье

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. anima — дух, душа) — древнейшими воззрениями, согласно которым все существующее в мире имеет душу. Душа понималась как независимая от тела сущность, которая управляет всеми живыми и неживыми объектами.

Более поздние философские учения античности затрагивали психологические аспекты, которые решались в терминах идеализма или в терминах материализма. Так, философы-материалисты древности, Демокрит, Лукреций и Эпикур, понимали человеческую душу как вид материи, телесную структуру, состоящую из сферических, мелких и очень подвижных атомов.

Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону (427-347 гг. до н.э.), который был учеником и последователем Сократа, душа — это нечто божественное, отличное от тела, и душа человека существует до того, как он соединяется с телом. Это образ и процесс мировой души. Душа невидима, возвышенна, божественна, вечна. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. Согласно своему божественному происхождению, душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Но иногда тело берет душу в свои оковы.

Великий философ Аристотель в своем трактате «О душе» выделил психологию как особую область знаний и впервые выдвинул идею о неразрывности души и живого тела. Аристотель отказывался рассматривать душу как субстанцию. В то же время он не считал возможным рассматривать душу отдельно от материи (живых тел). Согласно Аристотелю, душа нематериальна: это форма живого тела, причина и конец всех его жизненных функций. Аристотель предложил концепцию души как функции тела, а не внешнего явления. Душа, или «психика», — это двигатель, который позволяет живому существу осознать себя.

Таким образом, душа проявляет себя в различных силах действия: питании, чувстве, мышлении. Высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная способность человека к познанию — ощущение; он принимает формы чувственно воспринимаемых объектов без их материи, подобно тому, как «воск принимает отпечаток печати без железа». Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех объектов, которые ранее действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы связаны по трем направлениям: по сходству, по смежности и по контрасту, указав основные типы связей — ассоциации психических явлений. Аристотель считал, что человеческое познание возможно только через познание Вселенной и существующего в ней порядка. Таким образом, психология на первом этапе выступала как наука о душе.

В средние века преобладала идея, что душа имеет божественное, сверхъестественное происхождение, и поэтому изучение жизни души должно быть подчинено задачам теологии. Только внешняя сторона души, обращенная к материальному миру, может предстать перед человеческим судом. Величайшие тайны души доступны только в религиозном (мистическом) опыте.

С 17 века началась новая эпоха в развитии психологических знаний. В связи с развитием естественных наук началось изучение закономерностей человеческого сознания с помощью экспериментальных методов. Способность думать и чувствовать была названа сознанием. Психология начала развиваться как наука о сознании. Для нее характерны попытки концептуализировать психический мир человека преимущественно с общефилософских, спекулятивных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650) пришел к выводу о различии между душой человека и его телом: «Тело всегда делимо по своей природе, тогда как разум неделим. Душа, однако, способна производить движение в теле. Эта противоречивая дуалистическая доктрина привела к проблеме, названной психофизической: Как связаны физические (физиологические) и психические (психологические) процессы у людей? Декарт создал теорию, которая объясняла поведение на основе механистической модели. Согласно этой модели, информация, поступающая от органов чувств, проходит через сенсорные нервы «отверстия в мозге», которые расширяют эти нервы, чтобы «животные души», находящиеся в мозге, текли по тончайшим трубкам — двигательным нервам — в мышцы, которые раздуваются и тем самым вызывают отдергивание раздраженной конечности или выполнение определенного действия. Таким образом, больше не было необходимости прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают простые формы поведения. Декарт, с его центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешний физический стимул, заложил основы детерминистской (причинной) концепции поведения. Этот картезианский дуализм состоит в том, что тело действует механически, а управляет им «разумная душа», локализованная в мозге. Таким образом, понятие «душа» превратилось в понятие «разум», а затем в понятие «сознание». Знаменитая декартовская фраза «Я мыслю, следовательно, я существую» стала основой для постулата о том, что первое, что человек узнает о себе, — это его сознание. Существование сознания было существенным и безусловным фактом, и основная задача психологии заключалась в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. На основе этого постулата начала развиваться психология, которая сделала своим объектом сознание.

Голландский философ Спиноза (1632-1677) предпринял попытку вновь соединить человеческое тело и душу, которые были разделены учением Декарта. Нет никакого особого духовного начала, оно всегда является одним из проявлений протяженной субстанции (материи).

Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза считал, что такой подход позволяет рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, с какой в геометрии рассматриваются линии и плоскости. Мысль — вечное свойство вещества (материи, природы), поэтому в какой-то степени мысль присуща и камню, и животным, и в значительной степени человеку, проявляясь в форме интеллекта и воли на человеческом плане.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергая установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие бессознательной психики. В душе человека происходит постоянная скрытая деятельность духовных сил — бесчисленных «малых восприятий» (перцепций). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Развитие психологической мысли в эпоху Просвещения (18 век) и в первой половине 19 века

Термин «эмпирическая психология» был введен немецким философом Х в 18 веке. Термин «эмпирическая психология» был введен немецким философом Вольфом в 18 веке для описания течения в психологической науке, основным принципом которого является наблюдение определенных психологических явлений, их классификация и установление эмпирически проверяемой закономерной связи между ними. Английский философ Джон Локк (1632-1704) считал человеческую душу пассивным, но воспринимающим медиумом и сравнивал ее с чистым листом, на котором ничего не написано. Под влиянием чувственных впечатлений душа человека, пробудившись, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, то есть формировать сложные идеи. На языке психологии Локк ввел понятие «ассоциации» — связи между психическими явлениями, при которой осознание одного влечет за собой появление другого. Таким образом, психология начала изучать, как человек воспринимает окружающий мир через ассоциации идей. Исследование отношений между душой и телом в данном случае окончательно привело к изучению психической деятельности и сознания.

Локк считал, что существует два источника всех человеческих знаний: первый источник — это объекты внешнего мира, второй источник — деятельность собственного разума человека. Деятельность ума, мышление, познается с помощью особого внутреннего чувства — рефлексии. Согласно Локку, рефлексия — это «наблюдение, посредством которого разум направляет свою деятельность». Деятельность души может протекать на двух уровнях: процессы первого уровня — восприятия, мысли и желания (они есть у каждого человека и даже у ребенка); процессы второго уровня — наблюдение или «созерцание» этих восприятий, мыслей и желаний (они есть только у зрелых людей, которые размышляют о себе и понимают свои внутренние чувства и состояния). Этот метод интроспекции становится важным средством изучения психической деятельности и сознания людей.

Становление психологии как самостоятельной науки произошло в 60-х годах 19 века. Она была связана с созданием специальных исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в университетах, а также проведением экспериментов по изучению психологических явлений. Первой версией экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины была физиологическая психология немецкого ученого Вендта (1832-1920). В 1879 году Вундт открыл в Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии.

Вскоре после этого, в 1885 году, В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

В сфере сознания, считал Вундт, действует особая психическая причинность, которая подлежит научному объективному исследованию. Сознание было разложено на ментальные структуры, на простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Задача психологии, по мнению Вундта, состоит в том, чтобы описать эти элементы как можно более подробно. «Психология — это наука о структурах сознания» — это направление получило название структуралистского подхода. Использовал метод интроспекции, самонаблюдения.

Один психолог сравнил образ сознания с цветущим лугом: зрительные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния и мысли, воспоминания, желания — все это может находиться в сознании одновременно. В поле сознания есть особенно четкая и ясная область, «поле внимания» или «фокус сознания»; за пределами поля есть область, содержание которой неясно, смутно и неотчетливо; это «периферия сознания». Содержания сознания, заполняющие эти две области сознания, постоянно находятся в движении. Эксперименты Вундта с метрономом показали, что монотонные щелчки метронома непроизвольно ритмичны в восприятии человека; то есть сознание по своей природе ритмично, а организация ритма может быть как добровольной, так и недобровольной. Вундт попытался исследовать такое свойство сознания, как его объем. Эксперимент показал, что серия из восьми двойных ударов метронома (или из 16 одинарных нот) является мерой объема сознания. Вундт считал, что психология должна найти элементы сознания, чтобы разложить сложную динамическую картину сознания на простые, далее неделимые части. Вундт объявил индивидуальные впечатления, или ощущения, простейшими элементами сознания. Ощущения — это объективные элементы сознания. Существуют также I субъективные элементы сознания, или чувства. Вундт предложил 3 пары субъективных элементов: Удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, напряжение-разрядка. Из комбинации субъективных элементов формируются все человеческие чувства, например, радость — это удовольствие и возбуждение, надежда — удовольствие и возбуждение, страх — неудовольствие и возбуждение.

Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной: из простых элементов невозможно собрать сложные состояния сознания. Поэтому в 20 веке эта психология сознания практически прекратила свое существование.

Структурализм и функционализм

Основателем структурализма был Э. Титченер (1867-1928). Титченер считал, что содержание психологии должно стать содержанием сознания, упорядоченным в определенную структуру. Основные задачи психологии — как можно точнее определить содержание психологии, выявить исходные элементы и законы, по которым они объединяются в единую структуру.

Титченер определил психику как сознание, а все, что находится за пределами сознания, — как физиологию. В то же время, «сознание» в концепции Титченера и обычная человеческая интроспекция — это не одно и то же. Человек склонен совершать «ошибку стимула», путая объект восприятия и восприятие объекта: Когда он описывает свой психический опыт, он говорит об объекте.

Титченер отверг представление о том, что элементы сознания, выделенные Вундтом, должны ассоциироваться с особыми сущностями в виде ментальных образов или значений, не имеющих сенсорного характера. Эта позиция противоречила основам структурализма, поскольку сенсорные элементы (ощущения, образы) не могут порождать несенсорные, чисто интеллектуальные структуры.

Титченер считал психологию фундаментальной, а не прикладной наукой. Он отличал свою школу от других движений, не был членом Американской психологической ассоциации и основал группу «экспериментаторов», которые издавали журнал «Journal of Experimental Psychology».

Отвергнув взгляд на сознание как на устройство «из кирпичей и цемента», ученые, разработавшие новое направление в психологии, функционализм, пришли к выводу, что необходимо изучать динамику психических процессов и факторы, определяющие их направленность на определенную цель.

Почти одновременно с позициями Вундта австрийским ученым Ф. Брентано (1838-1917) была высказана идея о том, что каждый психический акт имеет определенную направленность на объекты внешнего мира. Он начал свою деятельность в качестве католического священника, но оставил его из-за несогласия с догматом папской непогрешимости и поступил в Венский университет, где стал профессором философии (1873). Брентано предложил собственную концепцию психологии, которую он противопоставил господствующей программе времен Вундта («Исследования по психологии чувств» (1907) и «О классификации психических явлений» (1911)).

Он считал проблему сознания, необходимость определить, чем сознание отличается от всех других феноменов бытия, центральной для новой психологии. Он утверждал, что позиция Вундта игнорирует активность сознания, его постоянную направленность на объект. Для обозначения этого неотъемлемого свойства сознания Брентано предложил понятие интенции. Она имманентна каждому психическому явлению и благодаря ей можно отличить психические явления от физических.

Убежденный в том, что при обычном самонаблюдении, как и в типах экспериментов, предложенных Вундтом, можно изучать только результат, а не сам психический акт, Брентано решительно отверг метод анализа, используемый в лабораториях экспериментальной психологии, считая, что он извращает реальные психические процессы и явления, которые следует изучать путем тщательного внутреннего наблюдения за их естественным ходом. Он также скептически относился к возможности объективного наблюдения, допускал этот метод в психологии лишь в ограниченной степени и считал очевидными только психические явления, данные во внутреннем опыте. Он подчеркнул, что знания о внешнем мире носят вероятностный характер.

Французская социологическая школа и описательная психология

Исследователи, считавшие, что общество, социум и культура являются основными детерминантами развития человека, предложили свой собственный объяснительный конструкт психического развития. Основы этой конструкции были заложены французской социологической школой; большой вклад в ее развитие внесла американская школа культурной антропологии.

E. Дюркгейм считается основателем социологического течения в психологии. Его работы оказали значительное влияние на развитие психологических исследований взаимоотношений между личностью и обществом. Решающую роль в развитии ребенка он отводит социальному фактору, который основан на коллективных представлениях больших сообществ людей. Коллективные представления — это целостная система идей, обычаев, религиозных верований, моральных правил, социальных институтов, священного писания и т.д. Они независимы от человека, непреодолимы по отношению к нему, тотальны (универсальны).

Развитие ребенка происходит в процессе усвоения традиций, обычаев, верований, представлений и чувств других людей. Воспринимаемые извне мысли и чувства ребенка определяют характер его психической деятельности и особенности восприятия окружающей среды. Социальный опыт усваивается путем подражания, которое так же важно в социальной жизни, как наследственность в биологии. Ребенок рождается со способностью к подражанию. Во французской социологической школе был раскрыт механизм формирования внутреннего мира ребенка — интернализация как переход от внешнего к внутреннему.

Видным представителем французской социологической школы является П.Жане. Он считал, что человеческая психика социально обусловлена и что ее развитие заключается в формировании системы множественных отношений с природой и обществом. Под связями П.Жане понимал действия как формы отношения человека к миру. Среди них наиболее значимыми являются социальные действия, выражающиеся в отношениях сотрудничества. Социальные отношения между людьми являются основой для развития каждого человека. Характерной чертой французской психологической школы является дифференциация стадий развития ребенка. П.Джанет выделяет четыре таких уровня. Первый уровень характеризуется развитием двигательных реакций (приближение и отдаление), где важны не сами реакции, а их социальная обусловленность. Второй уровень — это развитие перцептивных действий, где формируются перцептивные образы и репрезентации памяти. Эти психологические образования также направлены на взаимодействие с другими людьми. Третий уровень — социально-личностный — характеризуется способностью ребенка координировать свои действия с действиями другого человека. Четвертый уровень — интеллектуально-элементарный. На этом уровне у ребенка развивается язык как средство общения с другими людьми и контроля своих действий. Овладение языком создает условия для интенсивного развития мышления ребенка.

«Бихевиоризм» (от английского слова «behavior» — поведение) — это течение, возникшее в начале 20 века, которое утверждало поведение в качестве предмета психологии. Основателем бихевиоризма был американский психолог Джон Уотсон (1878-1958). С точки зрения бихевиоризма, объектом психологии как науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, то есть поведенческие факты. В качестве принципа научного подхода бихевиоризм признает принцип детерминизма — причинно-следственного объяснения событий, явлений. Бихевиористы определяют поведение как набор реакций организма, вызванных влиянием внешней среды. D. Уотсон разрабатывает схему поведения S — R, где S — «стимул», характеризующий все воздействия окружающей среды; R — «реакция» (или «следствие»), то есть те изменения в организме, которые могут быть обнаружены объективными методами.

Схема S — R означает, что стимул вызывает определенное поведение организма. Основываясь на этом выводе, Д. Уотсон представил научную программу, направленную на изучение способов контроля поведения. Большое количество экспериментов проводилось в лабораториях на животных, в основном на белых крысах. Различные виды лабиринтов и «проблемных ящиков» были изобретены в качестве экспериментальных устройств, в которых изучалась способность крыс формировать определенные навыки. Тема обучения навыкам путем проб и ошибок стала центральной. Ученые собрали и обработали огромное количество экспериментального материала о факторах, определяющих изменение поведения.

Уотсон отрицал существование инстинктов: то, что кажется инстинктивным, является социально обусловленными рефлексами. Он не признавал существования наследственных признаков, считал, что все в человеке определяется только воспитанием, обучением.

Бихевиоризм рассматривает эмоции как реакции организма на определенные раздражители (внутренние — учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления и т.д. — и внешние). Страх, гнев и любовь — единственные, которые не возникают в процессе познания. Младенцы от природы способны испытывать эти эмоции: Страх — при громких звуках и потере опоры; Гнев — при сдерживании; Любовь — при прикосновении, качании.

Уотсон утверждал, что мышление — это неявное моторное поведение (речевая реакция или движение), и подкрепил это экспериментами по измерению состояния «голосового аппарата».

Практическим результатом бихевиоризма Уотсона стала разработка программы «улучшения общества», которая построила экспериментальную этику на принципах бихевиоризма. Для создания идеального общества Уотсон попросил «дюжину здоровых младенцев» и возможность вырастить их в своем особом мире.

Бихевиоризм стал чрезвычайно популярен в Америке. Она послужила основой для внедрения психологии в «массы». Появилось большое количество журналов, популярных передач («Советы психолога», «Как сохранить психическое здоровье» и другие), сеть клиник психологической помощи («Психолог — встреча день и ночь»). С 1912 года Уотсон начал заниматься рекламой и применять на практике свои идеи о программировании поведения.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методы диагностики творческого потенциала
  2. Психология обеспечения безопасности участников дорожного движения
  3. Экстатические (измененные) состояния сознания
  4. Внешние мотивы деятельности
  5. Типы психологических проблем
  6. Диагностика и коррекция межличностных отношений в группе
  7. Проблема экологического воспитания
  8. Деятельностный подход к исследованию личности
  9. Компьютерная психодиагностика в профессиональной консультации
  10. Факторы удовлетворенности жизнью у людей разных возрастов