Для связи в whatsapp +905441085890

Методы диагностики творческого потенциала — теоретический анализ творчества, творческого потенциала и его развития

Творчество рассматривается как форма человеческой деятельности, выполняющая преобразующую функцию, и как основа внутреннего механизма всех познавательных процессов — восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, включая воображение. Степень развития воображения и его способностей не менее важна для творчества, чем, например, степень развития мышления.

Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т.д. Какие факторы определяют возможность творчества конкретного человека? Возможность творчества в значительной степени дается имеющимися у человека знаниями, поддерживается соответствующими навыками и стимулируется целеустремленностью человека. Важнейшим условием творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тонус творческой деятельности.

Проблема творчества всегда интересовала не только психологов. Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить и лишает этой возможности другого, не давал покоя умам известных ученых. Долгое время господствовало мнение о невозможности алгоритмов и тренировок для творческого процесса, обоснованное известным французским психологом Т. Рибо. Он писал: «Что касается «методов изобретения», о которых писали многие ученые, то их на самом деле не существует, потому что иначе мы могли бы производить изобретателей, как сейчас производят механиков и часовщиков». Постепенно, однако, это мнение стало оспариваться. На первый план вышла гипотеза о том, что способность к творчеству можно развить.

Результатом творчества является творческий продукт, который характеризуется новизной, оригинальностью, неповторимостью. Творчество — это выход за пределы заданного, в нем также проявляется активность бессознательных психических процессов. Творчество проявляется в потенциальной (творческий потенциал) или актуальной (творческая деятельность) форме.

Творческий потенциал интеллектуально одаренного человека характеризует его личность в целом и представляет собой систему когнитивных и некогнитивных компонентов, представленных интеллектуальными (оригинальность, гибкость, адаптивность, текучесть и эффективность мышления; легкость ассоциаций; уровень творческого воображения) и личностными (мотивационные, эмоциональные, волевые, рефлексивные и ценностно-смысловые) характеристиками в их взаимодействии.

Способность человека к творчеству проявляется в процессе его жизнедеятельности, причем каждый из видов деятельности может осуществляться индивидом как на репродуктивном, так и на творческом уровнях. Степень проявления творчества обусловлена, с одной стороны, творческим потенциалом самого человека, а с другой — степенью его активности в развитии и реализации собственного творческого потенциала. Следовательно, стимулирование активности в развитии своего творческого потенциала может выступать как самостоятельная педагогическая задача в процессе формирования творческой личности. Чем выше готовность человека к развитию собственного творческого потенциала, тем более эффективным будет этот процесс и тем более независимым станет человек как субъект собственного развития.

Методы диагностики творческого потенциала

Теоретический анализ творчества, творческого потенциала и его развития

Творчество — процесс человеческой деятельности, качественно создающий новые материальные и духовные ценности, или результат творчества субъективно новый. Основной критерий, отличающий творчество от производства (изготовления) — уникальность результата. Результат творчества не может быть получен непосредственно из начальных условий. Каждый, кроме, наверное, автора, не может получить одинаковый результат по точности, если для этого создать одинаковую исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор использует определенный материал, который нельзя свести к рабочим операциям или логическому завершению возможности, и выражает в конечном результате какие-либо аспекты личности. Этот факт повышает ценность продуктов творчества по сравнению с продуктами производства.

Творчество — это деятельность, которая производит нечто качественно новое, не существовавшее ранее. Творчество — это создание чего-то нового, ценного не только для самого человека, но и для других. Творчество — это процесс создания субъективной ценности.

Многие исследователи сводят проблему способностей человека к проблеме творческой личности: нет никакой особой творческой способности, а есть личность с определенными мотивами и характеристиками. А именно, если интеллектуальная одаренность не влияет напрямую на творческую успешность человека, если в процессе развития творчества формирование определенных мотивационных и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности — «творческой личности».

Одним из первых исследователей творческого мышления был психолог М. Вертхаймер. Согласно Вертхаймеру, процесс решения проблем в результате простого запоминания и механического повторения не является рациональным мышлением. Он связывает творческое мышление с двумя факторами: Адаптивность и структурированность.

Адаптивность означает, что творческие процессы направлены на улучшение ситуации.

Структурализм относится к творческому мышлению, при котором анализируется процесс решения проблемной ситуации, а затем изменяются функциональные значения отдельных элементов ситуации в рамках целостной структуры.

Вертхаймер первым указал на то, что задачи, стимулирующие творческое мышление, должны быть нетипичными, необычными для человека. Человек, решающий творческую задачу, должен по-новому взглянуть на ситуацию и попытаться использовать скрытые свойства предметов и их необычные связи.

Из этого взгляда на творческое мышление человека возникла возможность диагностики и тестирования творческих способностей. Среди психологов, экспериментально изучающих творческое мышление, — Дж. Гилфорд, Э. Торренс, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев, Р. Стенберг и другие.

Основным фактором наличия «креативности» считается легкость, гибкость, оригинальность и точность мышления. Торренс вывел 12 «материальных» факторов творческого мышления, которые в свою очередь были разделены на 3 группы: вербальные, изобретательские и вербально-слуховые. Предполагается, что экзаменуемый должен продемонстрировать способность мыслить творчески. Так, если ответ, данный человеком, повторяется очень часто — это типичный ответ, если редко — оригинальный.

Любого психически нормального человека можно научить мыслить творчески. Для этого необходимо развивать соответствующие навыки, задействованные в процессе творческого мышления, и преодолевать внутренние барьеры на пути к творчеству.

Этапы творческого мышления Г. Уоллес

В 1926 году англичанин Грэм Уоллес дал самое известное описание последовательности этапов творческого мышления. Он разработал четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка — формулировка проблемы; попытки ее решения;
  2. Инкубация — временное отвлечение от задачи;
  3. Инсайт — возникновение интуитивного решения;
  4. Проверка — тестирование и/или внедрение решения.

Однако это описание не является оригинальным и восходит к классической работе А. Пуанкаре 1908 года.

Анри Пуанкаре в своей лекции в Парижском психологическом обществе (в 1908 году) описал процесс совершения нескольких математических открытий и определил этапы этого творческого процесса, которые впоследствии подчеркивались многими психологами.

Сначала ставится проблема и предпринимается попытка решить ее в течение определенного периода времени.

«В течение двух недель я пытался доказать, что не может существовать функции, соответствующей той, которую я впоследствии назвал автоморфной. Однако я был совершенно неправ; каждый день я садился за свой стол, проводил час или два, рассматривал большое количество комбинаций и не приходил ни к какому выводу».

За этим следует более или менее длительный период не думать о проблеме, отвлекаясь от нее, которая еще не решена. Пуанкаре считает, что это время бессознательной работы над проблемой.

Наконец, наступает момент, когда внезапно, без каких-либо предварительных размышлений о проблеме, в случайной ситуации, не имеющей никакого отношения к проблеме, в сознании появляется ключ к решению.

«Однажды вечером, вопреки своей привычке, я выпил черный кофе; я не мог заснуть; идеи теснились друг к другу, я чувствовал, как они сталкиваются, пока две из них не сошлись в устойчивую комбинацию».

В отличие от обычных рассказов такого рода, Пуанкаре здесь описывает не только момент, когда решение появилось в сознании, но и бессознательную работу, которая чудесным образом стала видимой и непосредственно предшествовала ей. Жак Адамар, обращая внимание на это описание, указывает на его полную исключительность: «Я никогда не испытывал этого чудесного чувства, и я никогда не слышал, чтобы его испытывал кто-то, кроме него».

После этого, когда ключевая идея решения уже известна, наступает завершение решения, его проверка, разработка.

«К утру я установил существование класса этих функций, соответствующих гипергеометрическому ряду; мне оставалось только записать результаты, что заняло всего несколько часов. Я хотел представить эти функции как соотношения двух серий, и эта идея была вполне осознанной и намеренной; я руководствовался аналогией с эллиптическими функциями.

Творческий потенциал и его развитие

Творческий потенциал — это совокупность характеристик человека, определяющих возможности и границы его участия в трудовой деятельности.

Творческий потенциал — сложное, интегральное понятие, включающее природно-генетические, социально-личностные и логические компоненты, которые в совокупности представляют собой знания, умения, навыки, способности и стремления человека изменить (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках морально-этических человеческих норм.

Многие авторы связывают творческий потенциал человека с такими личностными качествами, как смелость, уверенность в себе, свобода, самопознание. Добавляет к этому списку независимое суждение, способность находить стимул в трудностях, эстетическую ориентацию и способность идти на риск. Описывая творческую личность, утверждает, что в творческий процесс всегда вовлечены ее когнитивные способности, личностные особенности и черты мотивационной сферы.

Творческий потенциал включает в себя компоненты:

  • Мотивационно-целевая направленность;
  • Значимый;
  • Оперативный-активный;
  • Рефлексивно-оценочные компоненты.

Мотивационно-целевой компонент отражает отношение личности к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах. Она подразумевает интерес студента к определенному виду деятельности; желание приобрести общие и конкретные знания, навыки и умения. Она представлена внешней мотивацией, которая обеспечивает интерес к предмету, и внутренней мотивацией, которая более важна для творческой деятельности:

  • Мотивация по результату, когда обучающийся сосредоточен на результатах деятельности;
  • Процессуальная мотивация, когда учащийся заинтересован в самом процессе деятельности.

Содержательный компонент включает совокупность знаний, умений, навыков общеобразовательного характера, способствующих решению творческих задач.

Операционально-деятельностный компонент основан на комплексе навыков и умений организации творческой деятельности. Она включает в себя виды умственных действий и мышления, логические операции, а также формы практической деятельности: общая работа, техническая, специальная. Этот компонент отражает способности учащихся создавать что-то новое и направлен на самоопределение и самовыражение в индивидуальной творческой деятельности.

Рефлексивно-оценочный компонент включает: внутренние процессы рефлексии и самоанализа, самооценку собственной творческой деятельности и ее результатов; оценку соотношения собственных способностей и уровня стремлений в творчестве.

Предполагается, что практически все дети, за редким исключением, от природы наделены творческой энергией. Почти все дети от природы наделены богатым воображением, способностью творчески мыслить и разрабатывать необычные идеи. Со временем, под влиянием взрослых, эти способности угасают. Но где-то в сердце каждого из нас живет маленький ребенок и его несбывшиеся фантазии и мечты.

Поэтому если вы хотите развить свои творческие способности, свой дремлющий потенциал, вы можете попытаться высвободить и реализовать неиспользованный в детстве потенциал.

Что блокирует нашу естественную способность к творчеству? Когда, в какой момент, мы потеряли его?

В детстве многие дети любили сочинять маленькие четверостишия, считалки, рифмовки и т.д. Представьте, что вам удалось написать небольшой рассказ, и вы решили показать его родителям. В свою очередь, родители смеялись над сочинением наивного ребенка и не выражали радости. Таким образом, ваш труд остается неоцененным и невостребованным, а это — застой.

Можно представить, что в младших классах вы написали стихотворение об однокласснике и разослали его по классу. Рифма точно «попала» перед учителем, учитель показал стихотворение твоим родителям, а родители в свою очередь отругали тебя за стихи.

Поскольку подсознание человека мыслит ассоциациями — «если его ругают за стихотворение — значит, писать стихи — это плохо», то после этого вы не то что не захотите писать стихи, вам будет трудно читать стихи другого автора.

Каковы же наиболее распространенные факторы, блокирующие нашу креативность? Это может быть невнимание, критика и насмешки окружающих.

Творчество в смысле психологии

По мнению Элиса Пола Торренса, творчество включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту знаний или противоречию, действия по распознаванию этих проблем, поиск решений на основе гипотез, проверку и модификацию гипотез, формулирование результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники и анализ производительности. Для стимулирования творческого мышления можно использовать учебные ситуации, характеризующиеся незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, в которых учащимся предлагается сформулировать множество вопросов.

Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что творческий потенциал человека не очень высок. Вовлекая всех сотрудников в постоянное совершенствование организации (метод Кайдзен), творческий потенциал организации резко возрастает.

Существует несколько гипотез о происхождении творчества. Согласно первой, считается, что творческие способности возникли постепенно в течение длительного периода времени и были следствием культурных и демографических изменений в человечестве, особенно роста населения, добавляющего способности наиболее умных и талантливых индивидов в человеческую популяцию, с последующим закреплением этих способностей у потомков.

Согласно второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Ричардом Клайном из Стэнфордского университета, появление креативности носило внезапный характер. Он возник в результате внезапной генетической мутации около 50 000 лет назад.

Проблема-диагностика креативности, проблема, которую не могут решить сами психологи. Тестирование, проверка чужой креативности оказалась очень спорной задачей внутри компании. Тесты на креативность предназначены для того, чтобы заставить человека придумывать новые, разные, оригинальные решения. Например, требуется придумать как можно больше способов необычного использования самого обычного предмета (карандаша, кирпича и т.д.), придумать как можно больше усовершенствований какой-либо игрушки, нарисовать как можно больше картинок с заданным исходным элементом и т.д. Это задания на так называемое дивергентное мышление — на способность использовать мыслительную деятельность разными способами, что является важной частью творческих способностей. Будет оцениваться общее количество ответов и их разнообразие. Оригинальность каждого ответа также оценивается. Он рассчитывается механически: как часто встречаются ответы у предварительно опрошенной группы людей. Существует стандартный список ответов с разной степенью оригинальности; эти списки могут различаться в разных культурах, профессиях и т.д.

Из полученных таким образом баллов рассчитывается общий балл за креативность. Все это кажется очень простым и логичным. Однако парадокс заключается в том, что проблема теста на креативность никогда не получит окончательного решения, а любое промежуточное решение быстро обесценивается.

Для развития креативности необходимо обращаться к своим эмоциональным состояниям и целенаправленно трансформировать интеллектуальные проблемы в эмоциональные. Этот принцип преобразования когнитивного содержания в эмоциональное является основным принципом развития творческого потенциала.

Механизм развития творческого потенциала через эмоции универсален, он работает во всех возрастах.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методы нейропсихологии
  2. Память: сущность, основные виды и пути развития
  3. Влияние стилей взаимоотношения в семье на формирование тревожности, страхов и фобий у детей — Механизмы формирования тревожности
  4. Брачно-семейные отношения — Основы развития взаимоотношений в семье
  5. Высшие психические функции
  6. Психология обеспечения безопасности участников дорожного движения
  7. Экстатические (измененные) состояния сознания
  8. Внешние мотивы деятельности
  9. Типы психологических проблем
  10. Психология как наука. Развитие представлений о предмете психологии