Для связи в whatsapp +905441085890

Религия любви и гуманистическая этика Фейербаха — Критика религии и теологии

В середине девятнадцатого века немецкий философ Людвиг Фейербах выступил с резкой критикой идеализма. По мнению Фейербаха, идеализм — это не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия, согласно Фейербаху, противоположны друг другу по своей сути. Религия основывалась на вере в догмы, а философия — на знании, стремлении познать истинную природу вещей. Поэтому первую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в раскрытии тех иллюзий, которые составляют суть религиозного сознания. Согласно Фейербаху, религия и духовно близкая к ней идеалистическая философия возникают из отчуждения человека путем приписывания Богу тех качеств, которые на самом деле принадлежат самому человеку.

Ключом к освобождению от религиозного заблуждения, по мнению Фейербаха, является понимание того, что человек — не творение Бога, а часть — и самая совершенная часть — вечной природы. Он писал: «Мою доктрину или мировоззрение можно выразить двумя словами: Природа и человек. Существо, которое предшествует человеку, которое является причиной или основанием человека, которому он обязан своим происхождением и существованием, называлось и называется, на мой взгляд, не Богом — мистическим, неопределенным, многозначительным словом, а Природой — ясным, чувственным, определенным словом и существом. Существо, в котором природа становится личным, сознательным, рациональным существом, является и называется мною — человек. Ф. Энгельс писал об эссе Фейербаха «Сущность христианства»: «Природа всегда существует независимо от всякой философии. Это фундамент, на котором выросли мы, люди, продукты природы. Вне природы и человека нет ничего, а высшие существа, созданные нашим религиозным воображением, являются лишь фантастическим отражением нашего собственного бытия.

Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века тем, что, в отличие от последнего, он не сводит всю реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а как организм. Она характеризуется как антропологическая, поскольку в центре внимания Фейербаха находится не абстрактное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическая сущность, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отказывается от идеалистического взгляда, который рассматривает человека прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело во всей его полноте составляет сущность человеческого «я». Духовное в человеке нельзя отделить от физического; дух и тело — это две стороны той реальности, которая называется организмом. Таким образом, интерпретация природы человека у Фейербаха преимущественно биологическая, и для него индивид — это не историко-духовная сущность, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.

Критикуя идеалистическую концепцию познания и будучи неудовлетворенным абстрактным мышлением, Фейербах обращается к чувственному восприятию. Вера в то, что ощущения являются единственным источником нашего познания. Согласно Фейербаху, только то, что дано нам через органы чувств — зрение, слух, осязание и обоняние — обладает истинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей. Фейербах не признавал никакой сверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто абстрактного познания посредством разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляции.

Антропологический принцип Фейербаха в эпистемологии выражается в том, что он по-новому трактует само понятие «объект». Согласно Фейербаху, понятие объекта впервые формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первым объектом для каждого человека является другое человеческое существо, «ты». Именно любовь к другому человеку является способом признания его объективного существования, а значит, и существования внешних вещей в целом.

Именно из внутренней привязанности человека, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна занять место иллюзорной привязанности к Богу. Любовь к Богу, по мнению немецкого философа, является лишь отчужденной, ложной формой истинной любви — любви к другим людям.

Религия любви и гуманистическая этика Фейербаха - Критика религии и теологии

Критика религии и теологии


Л. Л. Фейербах известен в нашей стране в основном как автор антирелигиозных произведений, как критик теологии и идеализма. Сам философ говорил, что вопрос, который всегда был в центре его внимания, — это природа религиозного мира и борьба с ним. Даже его первая работа «Мысли о смерти и бессмертии» (1830), принесшая ему много горя, была подчинена этой задаче; за смелую критику христианской догмы о личном бессмертии он был отстранен от преподавания в Эрлангенском университете и лишен возможности получить должность в другом месте. Фейербах был вынужден уединиться в деревне Брукберг на долгие годы.

Индивидуальное бессмертие, Фейербах отстаивает идею морального бессмертия: человек достигает его, создавая нечто неизменное, писатель — влиянием своих трудов. В 1841 году появляется «Бытие христианства» Фейербаха, работа, в которой он, уже будучи последователем философского материализма, лишает религию ее таинственной, мистической оболочки и сводит ее к сущности человека. Цикл лекций «Природа религии» (1848) следует сразу за «Природой христианства». Таким образом, критика религии и теологии оставалась главной темой Фейербаха снова и снова до конца его жизни. Фейербах также написал несколько работ по истории философии. Его интерес к этой области не был кратковременным или случайным. После окончания Берлинского университета он читал лекции по логике и метафизике в Эрлангене. Уже в 1833 году он опубликовал объемную книгу под названием Geschichte der Philosophie der Neuzeit von Bacon of Verulam bis Benedict Spinoza. В 1837 году он опубликовал монографию «Описание, развитие и критика философии Лейбница», а в следующем году — «Пьер Бейль. Эти основные работы Л. Фейербаха по истории философии принесли ему немалую популярность. Помимо этих основных работ, Фейербах написал ряд рецензий на историческую и философскую литературу 1930-х годов. Особенно примечателен тот, в котором он критикует кантианца Бахмана, выступающего против Гегеля («Анти-Гегель»). Для всех работ Фейербаха по философии истории характерно то, что они пронизаны борьбой против религиозного мировоззрения; мыслитель рассматривает историю философии как процесс освобождения человеческого разума от власти религии и теологии. Как известно, Гегель противопоставлял религию и философию, но только по форме, объявляя философию более адекватным, логическим выражением истины, а религию — отражением ее в символических представлениях. Фейербах противопоставляет их по содержанию и приходит к материализму, полностью преодолев религию. Во введении к «Истории философии» Фейербах говорит о ситуации, в которой оказались наука, философия и искусство в Средние века. Безраздельное господство религии в этот период, по его наблюдениям, привело к страшному обеднению и упадку, особенно в области знаний. Как может христианин, живущий только в Боге, оторванный от этого мира, понимать природу и сохранять склонность к ее изучению? Природа имела для него значение лишь конечного, случайного, неважного. Не менее негативной была роль религии в развитии искусства. Оно лишило его свободы и независимости, превратило в средство украшения и прославления. Философия также занимала незавидное место: она должна была доказывать истинность религиозных догм с помощью разума. Но человеческое сознание пробило себе путь к свободе даже «в этих трудных условиях». Та же средневековая философия, которая была так унижена в своем стремлении оправдать предмет веры, невольно доказала, согласно Фейербаху, авторитет разума.

Проблема религии в работах Фейербаха: человек и Бог

Итак, мы увидели, что Фейербаха вначале привлекали взгляды Гегеля. Но когда Гегель начал излагать свою «философию религии» и теологию в Берлинском университете, Людвиг Фейербах не смог согласиться с идеей Гегеля об «Абсолютном духе», в которой для него было «послевкусие» протестантского религиозного сознания и теологии. И так он сформировал свою собственную позицию и философскую концепцию религии, на разработку которой ушло много лет.

Концепция сущности христианства и религии в целом является первым проявлением зрелого материалистического видения Фейербаха. Философ, отстаивая позицию антропологии, стремился понять: Какова природа религии? В чем его особенность и что заставляет человека постоянно балансировать между «любовью к Богу» и «любовью к ближнему»? Ответ на этот вопрос можно сформулировать в терминах четырех основных положений концепции религии Фейербаха:

1) Религия, по мнению мыслителя, формируется человеческим сознанием и является неотъемлемой частью человеческого сознания. Человеческое сознание часто определяет характер религиозных отношений, совокупную систему религиозных правил и культовых действий. Бог — по мнению философа, это фантастический образ в сознании человека, который своеобразно отражает его собственную сущность. Но Фейербах представляет объяснение религии не только и не столько через призму фантастических образов. Он не хочет сводить суть религии только к этому. Проникая все глубже в сущность религиозного сознания, Фейербах, в отличие от своих предшественников-материалистов, доказывает, что смысл религиозной веры лежит в субъектно-объектных отношениях между людьми.

Например, любовь в семье к матери, отцу, жене и детям — это определенный компонент психологических чувств, отражающий взаимодействие субъектно-объектных отношений. Такие чувства завуалированы в религиозном сознании. Бог — это откровение сущности внутреннего «я». Такое антропологическое обоснование сущности религии Фейербах называет «торжественным раскрытием тайных сокровищ человека», признанием его загадочных мыслей, открытым признанием его тайн любви;

2). Религия также предстает с точки зрения Фейербаха как «родовая» и социальная сущность человека. Он отмечает, что внутренняя сущность человека связана с его родовыми, семейными и социальными отношениями. Более того, в религиозном мировоззрении объектом человеческого сознания является не только совокупность индивидуальных характеристик человека, но и, прежде всего, родовые характеристики;

3.) Фейербах не видел сущность религии только через классическое объяснение «страха перед неизвестным», как это часто случалось в работах французских материалистов. Философ не мог согласиться с мнением, что источник всей религии лежит только в незнании человеком самого себя и природных явлений. Религиозная сущность Фейербаха, напротив, становится суммой глубоких знаний и совокупностью различных эмоций. Такой подход к пониманию религиозной сущности есть не что иное, как сочетание и даже синтез знаний и эмоций. Однако, как только философское знание начинает пробиваться сквозь истинную антропологию религиозного мировоззрения, религиозное представление о Божестве автоматически исчезает. Ведь отношения «человек-Бог» в действительности являются проявлением отношений «человек-человек», только с мистическим оттенком. Религия в понимании Фейербаха — это «отношение человека к своему собственному бытию». Это также дает понять, что именно в этом заключается суть религии: чем больше Бог очеловечивается, тем больше человек отказывается от своей собственной субъективности.

Атеизм Фейербаха

«Я отрицаю Бога; для меня это означает: я отрицаю отрицание человека».

Фейербах рассматривал историю философии в современную эпоху как борьбу нескольких тенденций: Эмпиризм с рационализмом, реализм с романтизмом, а в некоторых случаях материализм с идеализмом. Однако, как показано выше, центральную тенденцию он видел в борьбе разума с верой, науки с религией, философии с теологией. Эта борьба, как показывает Фейербах, пронизывала всю философию нового времени — Бэкона и Гоббса, Гассенди и Декарта, Лейбница и Бей-ли, Декарта и Спинозы. Фейербах отметил стремление каждого из этих мыслителей освободить человеческий разум от религиозного влияния и их несомненный вклад в это дело. Но ни один из них, по его мнению, не освободился полностью от дуализма веры и разума. «Философы более позднего времени признавали веру, но в том смысле, в котором законная жена признается законной личностью своего мужа, когда он уже внутренне отделен от нее». Фейербах требовал последовательности и бескомпромиссности в этом вопросе. Лишив Божество его тайны, Фейербах поначалу все еще верил, что человеческая мысль как таковая обладает независимым бытием. Под влиянием гегелевского принципа тождества субъекта и объекта, мысли и бытия, он заменил сверхчувственного Бога сверхчувственным духом, мыслью.

Следует подчеркнуть, что для Фейербаха атеизм не сводился к простому отрицанию Бога. Он считает этот взгляд характерным для семнадцатого и восемнадцатого веков. «Тот, кто не говорит обо мне и не знает обо мне ничего больше, чем то, что я атеист, вообще ничего не говорит и не знает обо мне. Вопрос о том, существует Бог или нет, достоин семнадцатого и восемнадцатого веков как поворотный пункт между теизмом и атеизмом, но ни в коем случае не достоин девятнадцатого века. Я отрицаю Бога; это значит для меня: я отрицаю отрицание человека, я утверждаю чувственное, истинное, следовательно, обязательно и политическое, социальное место человека вместо иллюзорного, фантастического, небесного местопребывания человека, которое в реальной жизни обязательно становится отрицанием человека. Для меня вопрос о бытии или небытии Бога — это только вопрос о бытии или небытии человека».

Фейербах, таким образом, не довольствовался негативным атеизмом своих предшественников. Атеизм Фейербаха требует позитивного утверждения человека в противовес его религиозному, фиктивному утверждению. Утверждение человека должно быть не только реальным, но и всеобъемлющим, охватывающим все сферы его бытия. Фейербах понимал, что нет смысла заботиться «о ясности и здоровье головы и сердца», если «желудок не в порядке» и «основа человеческого существования повреждена». Согласно Фейербаху, для того, чтобы вылечить «болезни головы и сердца», к которым он относил и религиозную идеологию, необходимо решение проблемы «желудка». Ссылаясь на физиологию и антропологию, он высказал ценную мысль о том, что духовное (и, следовательно, религиозное) освобождение человека является частью его более широкого освобождения, включая социальное и политическое освобождение. Упоминая об этой чрезвычайно важной задаче, Фейербах, однако, сознавал, что в его работах едва ли указаны конкретные пути ее решения. Поэтому он поставил перед собой гораздо более скромную задачу — «тщательное исследование и лечение болезней головы и сердца человечества». Таким образом, Фейербах ограничил свой атеизм узкими рамками Просвещения.

Изучение исторических и философских трудов Фейербаха показывает, что его путь к материализму и атеизму был не «случайным» и «произвольным», как он выражался, а «органичным» и «необходимым», проходящим через его труды 1930-х годов. Каждая из этих работ была шагом в его интеллектуальном развитии, а с последней, монографии «Пьер Байль», переход к природе христианства был, по словам самого Фейербаха, уже беспроблемным.

Любовь как основа новой философской концепции человека в учении Фейербаха

Если Фейербах отвергал религию как несовершенный способ взгляда на мир, он должен был что-то противопоставить ей. Этой новой основой стала концепция любви. Если, в понимании Фейербаха, человек раньше выражал свою любовь к человеку через религию, проецируя любовь на образ Бога, то теперь, поняв свою ошибку, он должен в процессе общения между «Я» и «Ты» полностью отдать любовь другому человеку. В каждой религии любовь проявляется недостаточно, потому что каждая религия рассматривает человека не как единство, а как конфликтующие части (дух, душа, тело), и рассматривает общество как череду «своих» и «чужих». Отойдите от этого, и вместо веры в Бога у вас появится вера в собственные силы. Поскольку Фейербах в своей концепции любви предстал как законченный атеист, его работы оказали влияние на представителей материализма и атеизма, особенно на К. Маркса.

Даже в своих самых ранних лекциях, а затем почти во всех своих работах Фейербах не устает говорить о любви. Для него любовь — основа общественных отношений: Взрослея, ребенок учится любить, создавая семью, человек любит, мужчина и женщина любят друг друга, продолжение рода человеческого. В то же время любовь к женщине была для философа особой темой, он считал ее выше всех остальных и отводил женщине исключительное место в обществе.

В своей работе «Мысли о смерти и бессмертии» (1830) Фейербах Л. Фейербах пишет, что любовь может быть очень разной и ее ценность определяется не только объектом любви, но и глубиной ее содержания, а практическим выражением любви является самоотдача — труд для объекта любви. Человек может как работать исключительно ради денег (любовь к деньгам), так и сочетать работу с альтруистическими побуждениями (любовь к людям). Но любовь как таковая не имеет особого назначения, а является естественным следствием разума и воли как природных явлений. Снова прослеживается антропологизм. В книге «Сущность христианства» философ писал: «Человек существует для того, чтобы знать, любить и желать. Но какова цель разума? — Причина. Любовь? — Любовь. Воля? — Свободная воля. Мы знаем для того, чтобы знать, любим для того, чтобы любить, волим для того, чтобы волить, то есть для того, чтобы быть свободными. Истинно совершенным, божественным является только то, что существует ради самого себя.

В то же время Фейербах настолько воодушевлен любовью «от человека к человеку», что призывает к новой религии, основанной не на вере в Бога, а на его антропоцентрическом принципе любви, на обожествлении человека. Именно поэтому современные приверженцы светского гуманизма часто ссылаются на мнение Л. Фейербаха.

Развивая идею любви, Фейербах органично объединил все компоненты своей философии. Любовь была основой общественной морали, самой совершенной формой общения «ты» и «я», превращения индивидов в общество. И в то же время любовь — это объяснение природы религии: любовь заставляла людей изобретать новые религии и культы. Противоположностью любви является ненависть, она имеет те же корни, что и любовь — в биологическом начале человека, но это неправильный вариант развития человеческой личности, потому что ненависть разрушительна. Именно религиозная вера может перерасти во вражду и ненависть, считал мыслитель. Однако в таком наивном объяснении также отсутствовал социальный компонент; Фейербах не до конца объяснил социальную природу любви и ненависти.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Взаимосвязь культуры и экономики
  2. Дэвид Юм
  3. Философия Ф. Шопенгауэра
  4. Неоевразийство конца xx – начала xxi вв.
  5. Основные теоретико-методологические подходы к осмыслению общества: социальный номинализм и социальный реализм
  6. Религия любви и гуманистическая этика Фейербаха — Критика религии и теологии
  7. Революционизм и реформизм как типы политического менталитета
  8. Модерн и постмодерн в исследовании феномена человека
  9. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека
  10. Формирование системы международной и отечественной научной коммуникации в инженерной сфере: возникновение научно-технической периодики, создание научно-технических организаций и обществ, проведение съездов, конференций, выставок