Для связи в whatsapp +905441085890

Роль арт-терапии в иерархии направлений — Общие характеристики арт-терапии

Мы приходим в этот мир. Мы живем в нем. Мы оставляем след позади. След, который, переплетенный с тысячами других следов, придает оттенок, окраску великому пути, по которому идет человечество в своей эволюции. Что путь этого конкретного человека будет зависеть от них и, в еще большей степени, от тех, кто ходит рядом с ними. Без этого лирического вступления трудно говорить об арт-терапии как о методе, который делает жизнь человека яркой и интересной.

Исторически сложилось так, что арт-терапия была альтернативным способом работы с тяжело больными пациентами, детьми или взрослыми, для которых было сложно вербальное выражение мыслей и чувств в общении с терапевтом. Следует отметить, что и другие типы групп также могут извлечь пользу из терапевтического использования зрительных аппаратов. Например, многие упражнения из области арт-терапии могут помочь фасилитаторам различных психокоррекционных групп ускорить процесс самоосознания чрезмерно вербализованных участников. Упражнения из области арт-терапии могут быть использованы в семейной психотерапии, а также при работе с женщинами с избыточным весом для уменьшения их изоляции путем организации взаимодействия во время творческой деятельности.

Роль арт-терапии в иерархии направлений - Общие характеристики арт-терапии

Общие характеристики арт-терапии

Мировой опыт показывает, что арт-терапия могла формироваться как самостоятельное и достаточно влиятельное направление в лечебной, коррекционной и воспитательной практике только там, где аутентичный опыт художественного творчества был связан с медицинской моделью и психотерапевтическими концепциями.

С этим связана попытка описать арт-терапию как метод социального, профессионального движения, перед которым стоят определенные социальные задачи, которые оно стремится выполнить в определенном культурном и историческом контексте. Гибко реагируя на динамично меняющиеся социально-экономические, политические и культурные условия во второй половине XX века, арт-терапевты смогли создать высокодифференцированную систему услуг для самых разных групп клиентов и категорий населения. При этом они всегда были привержены гуманистическим ценностям, осознавали свою ответственность за здоровье людей, уважали их достоинство и стремились быть открытыми для изучения особого образа жизни и культурного опыта своих клиентов, какими бы необычными они ни казались на первый взгляд.

Сегодня спектр возможностей арт-терапии достаточно широк и включает в себя не только оказание терапевтической и реабилитационной помощи больным с различными заболеваниями, но и помощь населению в условиях боевых действий (как например на территории бывшей Югославии), осуществление «посреднических» функций в различных конфликтах, работа с преступниками» алкоголиками и наркоманами, детьми и подростками с эмоциональными и поведенческими расстройствами, семьями и «небольшими общинами» граждан, объединенных религией, этничностью, убеждениями и традициями.

Это может показаться парадоксальным, но современная научная арт-терапия, со всеми ее многочисленными отсылками к различным культурным явлениям, по-видимому, наиболее близка к первобытному, «первобытному», доисторическому искусству. И для того, и для другого, процесс создания, свободный от любых условностей, искренность и полнота самовыражения важнее, чем конечный продукт и его оценка аудиторией.

Архаические формы искусства как прообраз современной арт-терапии дольше всего сохранились в народном искусстве. Его присущая наивность и непосредственность, а также опора на символический язык «коллективного бессознательного» были источником душевного здоровья для многих людей в эпоху высокого академического искусства. Поэтому логично, что интерес к детскому «первобытному» искусству, возникший в конце ХХ века, наряду с угасанием академической традиции и расцветом импрессионизма в Европе, сыграл свою роль в развитии арт-терапии. Эстетические клише «Золотого века» были переосмыслены, а «детское искусство» и «искусство первобытных народов» и «азиатское» получили высокую оценку как образцы аутентичного, нюансированного и выразительного творчества. По мере развития движения «детское искусство» развивалось и интерес к «патологическому искусству». Последнее, представлявшее собой работу психически больных и так называемых «чужих», а также «детское творчество», рассматривалось как пример творчества, свободного от подавляющего влияния какой-либо культурной традиции. Практика сбора и изучения произведений психически больных людей и попытки подражания им в собственном изобразительном искусстве относится к этому периоду.

Зрительная деятельность больных стала предметом художественной рефлексии и научных исследований и все чаще использовалась в диагностических целях. Также исследуется определенный терапевтический эффект от практики рисования. Все это приводит к формированию первых представлений о целебном потенциале художественного творчества и более широкому использованию изобразительного искусства как лечебно-коррекционной методики. Первая половина XX века стала временем первоначального становления арт-терапии как самостоятельного направления, использующего зрительные методики в работе с различными группами больных и школьников. Под сильным влиянием различных, в основном традиционных и архаичных, культур они ассимилируют новый опыт и художественные языки этих культур. Они учитывают различные взгляды, ценности и убеждения членов различных общин. Механическая передача некоторых уже устоявшихся методик работы арт-терапевтов и подготовка специалистов в этих условиях часто оказываются неэффективными.

Экономические реформы и изменения в социальной политике также являются важными факторами, влияющими на развитие арт-терапевтического подхода. Изменения в формах медицинского обслуживания в некоторой степени связаны с изменениями в социальной политике. Например, рынок медицинских услуг в большей степени ориентирован на средний класс, относительно молодых, трудоспособных и социально динамичных клиентов. В то же время развитые страны уделяют больше внимания медицинским и психотерапевтическим услугам, пожилые люди, дети и подростки — социально менее защищенные группы населения. Изменения в социальной политике отражаются также в повышении роли психотерапевтической и психопрофилактической работы с семьями и различными «малыми сообществами» граждан. Предпочтение отдается групповым формам психотерапии и арт-терапии.

Довольно важные изменения в деятельности арт-терапевтов отражаются и в том, что в последние годы они все больше ориентируются на неклиническую сферу, например, работают в социальных, общественных центрах, близких к населению, что позволяет гибко реагировать на различные потребности различных групп населения, работать с пожилыми людьми, детьми и подростками, бездомными, безработными, людьми, страдающими алкогольной и наркотической зависимостью, и т.д.

Среди различных изменений, произошедших в творчестве арт-терапевтов за последние годы, также возросла их роль в образовании. В основном это касается работ художников-терапевтов в специальных школах, а также детей, которые учатся в обычных школах, но имеют определенные эмоциональные и поведенческие расстройства, которые влияют на их успеваемость.

Несмотря на тесную связь с терапевтической практикой, арт-терапия во многих случаях имеет, прежде всего, психопрофилактическую, социализационную и развивающую направленность. Поэтому предпринимаются многочисленные попытки использовать его в образовательных учреждениях, социальной работе и социально-культурной деятельности.

Возможности арт-терапии

Наш внутренний мир наполнен образами чувств и идей, через которые происходит эмоциональное общение между людьми. С помощью эмоциональных образов наше бессознательное взаимодействует с нашим сознанием. Чем глубже и интенсивнее это происходит, тем сильнее реакция в душе зрителя и слушателя, потому что произведения искусства рассказывают на особом языке о глубине жизни души.

Поэтический язык образов снов и фантазий, чувств и переживаний чужд уму логически мыслящего городского жителя, живущего с головокружительной скоростью. Но как бы сложно это ни было, это важно, потому что знание этого языка может открыть скрытые, огромные горизонты способностей, возможностей, ресурсов, творчества и т.д.

Арт-терапия — это способ построения отношений. Через искусство можно не только выразить себя, но и узнать больше о себе и о других людях. Выстраивая отношения с людьми, которые знают язык звуков, цветов, движений, т.е. язык невербального общения, человек получает новый опыт, который он может принять в жизнь и который облегчает ему общение с другими людьми.

Арт-терапия — это процесс познания себя и мира. Чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирение воплощаются в творчестве. Творческие возможности ребенка и взрослого, реализованные в арт-терапии, — это их интеллектуальное и эмоциональное развитие, раскрытие творческого потенциала, реализация прав на достойную жизнь, возможность преодоления ограничений и даже инвалидности, вызванной болезнью или травмой. Арт-терапия — это творческий поиск. Каждый человек по-своему отвечает на вечные вопросы: «Кто и что я? Что это за мир, в котором я живу?» Творчество — это то, как человек ищет ответы на эти вопросы, как он на них отвечает, и сам ответ на них. Переживание момента творения дает силы преодолевать препятствия и разрешать внутренние и внешние конфликты.

Арт-терапия как способ социальной адаптации. Арт-терапия особенно важна для людей с ограниченными возможностями, которые в силу своих физических или психологических характеристик часто страдают от социальной дезадаптации и имеют ограниченные социальные контакты. Творческий опыт, самосознание, развитие новых навыков и способностей позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в общественной жизни и расширять спектр своих социальных и профессиональных возможностей. Развитие творческого потенциала человека способствует его способности принимать решения и более успешно жить своей жизнью.

Отличие арт-терапии от других методов психотерапии

Арт-терапия как метод безболезненна, не имеет ограничений, всегда изобретательна и применяется практически во всех областях психотерапии, образования, социальной работы и бизнеса. Методы арт-терапии позволяют безболезненно получить доступ к глубокому психологическому материалу, помогают обойти цензуру сознания, вызывают массовое удовольствие, стимулируют обработку бессознательных переживаний, обеспечивают дополнительную безопасность и снижают сопротивляемость изменениям.

Работа с символическим материалом в искусстве развивает ассоциативно-образное мышление и блокирует или недоразвивает системы восприятия.

Арт-терапия изобретательна, потому что выходит за рамки повседневных стереотипов, расширяя тем самым жизненный опыт и повышая уверенность в своих способностях. Чем лучше человек способен выразить себя, тем более полно он чувствует себя уникальным человеком.

Арт-терапия развивает творческое отношение к жизни с ее проблемами и «ударами судьбы», умение видеть многообразие путей и средств достижения целей, развивает ранее скрытые способности творчески решать сложные жизненные задачи, не дожидаясь «вдохновения» или особых условий для творчества.

Путем интеграции различных психических функций весь потенциал человека используется для целенаправленного изменения личности. Раскрываются общие законы творческого процесса, как в искусстве, так и в жизни, и постепенно два понятия сливаются в одно — искусство жить.

Спектр проблем, для решения которых могут быть использованы методы арттерапии, достаточно широк и включает внутриличностные и межличностные конфликты, кризисные состояния, в том числе экзистенциальные и возрастные кризисы, травмы, потери, посттравматические стрессовые расстройства, невротические и психосоматические расстройства и др. Арт-терапия используется в консультациях и терапии для взрослых, детей и подростков, индивидуально и в группах. Кроме того, одной из основных целей арт-терапии является восстановление невротически нарушенных связей между аффектом и интеллектом, развитие целостности личности, открытие личного смысла через творчество.

Арт-терапия — это метод психотерапии, использующий художественные техники и творчество для лечения и психокоррекции, такие как рисование, моделирование, музыка, фотография, фильмы, книги, драма, рассказывание историй и многое другое. Арт-терапия сочетает в себе традиционные теории и техники психотерапии с пониманием психологических аспектов творческого процесса, особенно тех его частей, которые вызывают эмоции.

Как профессия в области психического здоровья, арт-терапия используется в больницах при работе с различными пациентами. Однако арт-терапию можно найти и вне больниц в различных мастерских и студиях, посвященных развитию творческого потенциала личности. Художники-терапевты работают с детьми, подростками и взрослыми.

Арт-терапия в социально-культурной сфере

В последнее время арт-терапия все шире используется в социально-культурной сфере и включается в деятельность учреждений, оказывающих услуги различным категориям граждан, реабилитационных учреждений, психиатрических центров, а также в различные формы работы с местными сообществами и социальными меньшинствами. За рубежом арт-терапия используется, например, при работе с правонарушителями в местах лишения свободы и после освобождения из тюрьмы, при оказании помощи безработным, алкоголикам и наркоманам, а также во многих других областях.

Различные формы арт-терапевтической работы используются как в индивидуальной, так и в групповой работе, в основном в виде открытых студий или тематических групп. Отличительной особенностью этих форм работы является то, что они не являются «психотерапевтическими», как правило, не связанными с использованием психодинамического подхода. Участие в них является чисто добровольным и не требует заключения психотерапевтического контракта.

Основной упор делается на стимулирование общения участников группы, развитие их практических навыков, в том числе связанных с трудовой деятельностью. Целями работы таких групп также являются преодоление социальной деривативности, развитие более адаптивных форм поведения участников (особенно в конфликтной ситуации), выражение их опыта, работа над проблемами, характерными для групп с различным составом участников, повышение самооценки и укрепление их идентичности, развитие творческого потенциала, личностного «роста» и ряд других.

Деятельность открытых студийных групп может включать работу с различными материалами, например, изучение техники росписи, декоративных предметов из кожи, меха и других материалов.

В работе тематических групп используются различные темы и упражнения:

  • Темы и упражнения, связанные с работой с различными визуальными материалами;
  • темы вокруг самосознания
  • Упражнения и темы, которые позволяют нам исследовать семейные отношения и работать с семейными проблемами;
  • Групповые игры и физические упражнения;
  • Упражнения и темы для изучения и разрешения конфликтов;
  • Методы, предполагающие сочетание визуальной работы с другими формами творческого выражения (прослушивание музыки, чтение поэзии, движение и танец, ролевые игры и т.д.).

Фольклор и арт-терапия

Творчество — это та точка притяжения, к которой стремится каждая личность в той или иной степени. Творчество как способ самореализации создает условия для релаксации, снятия стресса, самовыражения, внутренней свободы человека. Наверное, это связано с тем, что творчество по своей сути конструктивно. Мир был создан. Человек, созданный по образу и подобию Творца, также является творцом на своем собственном уровне. Интересно, что в Библии сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу и подобию нашему». Некоторые комментаторы советуют понимать слово «творить» как приглашение человека к участию в собственном творчестве. Это подразумевает нашу активную работу на фоне тех природных задач, талантов и подарков, которые мы де-факто получили. Наше стремление к самосовершенствованию и то, что мы создаем, свидетельствует о том, что в природе творения стремиться к совершенству, гармонии и красоте. Воспроизведение всего того, что было, один на один, не обеспечивает этого движения, тормозит развитие человеческой культуры.

Вопрос о том, почему мы уделяем столько внимания творчеству и творческому подходу к образованию, содержит в себе ответ. Разум — это следствие творчества; творчество — это следствие разума. Творчество — это не просто создание чего-то, а вложение в это частицы своей души. Так получается, что в процессе творчества гармонизируются все три составляющие человеческой природы — тело, ум, сердце. Творческие установки являются основой для различных методов развития. Подумай о разработке слова. Структура, которая была закручена до того, как начинает раскручиваться, развиваться, становиться видимой во всех своих деталях. Творчество — результат развития.

Важнейшим условием успешного обучения, несомненно, является непременное присутствие творчества в классе и после занятий. При знакомстве с фольклорными традициями русского народа, одним из путей развития — умением творить — является работа с глиняными игрушками-трубками (на примере Орловской области — Плешковская и Чернышенская игрушки), лучший вариант — с игрушками, сделанными собственными руками. Другой вариант — кугикла, жалейки, рога и другие.

Приобретение звуков с помощью музыкальных инструментов (особенно свистков) позволяет сначала услышать, узнать, полюбить один звук, затем почувствовать расширение мира через появление второго звука и его взаимодействие с первым, и, наконец, добавить громкости и универсальности через появление третьего звука.

Если какое-то время работать только с одним звуком, можно сделать важное открытие: В пределах одного звука мир так же полон и сложен, как и окружающая его Вселенная. Чем тоньше человек научится чувствовать мир и звук как часть себя и мира, тем сильнее и глубже будут его чувства, и тем богаче будет его внутренний мир. Богатство внутреннего мира со свободой самовыражения позволит людям свободно обмениваться этими богатствами и тем самым умножать красоту и доброту во Вселенной. Удивительные возможности для волнения имеет учитель-руководитель творческого коллектива, который сам прошел эту школу глубоких знаний и пузырится радостью открытий. Трудно отрицать, что успех учителя напрямую зависит от уровня его неподдельного интереса к тому, что он делает, и от его участия в этом процессе.

Если во время занятия учитель только дает указания, проводит то или иное упражнение, а он сам остается в стороне — не поет с детьми, не заражает их своим энтузиазмом, не дополняет их уникальность, то расстояние между ним и его учениками постепенно превращается в пропасть. Совершенно нереально представить лидера группы песенного фольклора, который стоит в стороне, создав только условия для работы группы, как это часто бывает на определенных этапах арт-терапии. Ведущим может быть только тот, кто идет, кто не в уверенности, что достиг вершины, но кто постоянно развивается и не боится признать это.

Высочайший уровень творческого понимания, возникающий во взаимоотношениях с русской народной песней, — это импровизация, свободное владение ситуацией, основанное на глубоком знании текстов песен и их персонажей. Но такой уровень сплоченности становится возможным только тогда, когда ваши ученики уже настолько благодарны друг другу за соучастие в песне, что они учатся слышать и уступать друг другу.

Умножение радости через самовыражение и донесение радости до других — это главное ядро сотрудничества. Все будет хорошо, если мы будем слушать друг друга, и фольклор этому очень хорошо учит.

Наша цель не просто выступить, примерить песню, как будто она на красивом платье, а войти в мир песни и быть в нем. Можно даже сказать, что это обмен мирами, где песня становится нами, а мы — песней. Только тогда вы увидите восторженные лица слушателей и почувствуете страстное желание окружающих подпевать. Только тогда красота творения соединяется с его пульсациями для всех, кто в нем участвует.

В реальной жизни мы постоянно перемещаем наше сознание от «желания» к «не желанию» и обратно. Но бессознательно мы чувствуем, что нужно нашему телу, душе, духу, что хорошо для них, и иногда, сказав «нет» в реальной жизни, мы все еще ментально присутствуем на месте отторжения.

Взаимодействие и взаимная поддержка в постоянной или временной группе позволяет нам развивать уверенность в себе за счет негласных положительных оценок деятельности члена самой группы, а также принимать то, что мы делаем. Постепенно эти приобретения укрепляются и на физическом уровне. Взаимная поддержка, обретение уверенности в себе, самораскрытие, повышение самооценки — все это психотерапевтические элементы, органично вписывающиеся в структуру песенной культуры русского народа. Однако «вписываться» — это привносить что-то снаружи. Было бы точнее сказать «происходит», «имманентно».

Сказать, что пение преображает человека — бессмысленно. Пение кажется нам своеобразной лабораторией, в стенах которой есть все необходимое для каждого из нас. Мы утверждаем, что при работе с песенным фольклором, помимо работы над индивидуальными условиями, происходит также корректировка индивидуальных личностных черт, связанных с нежелательными для общества явлениями. Сдержанность, застенчивость, агрессивность постепенно выравниваются и превращаются в свою противоположность. Скандал и гнев разрушительны, потому что в нашем мире они не являются ритмами, которые подчинены другим ритмам. Они нарушают установленную гармонию, закономерность, красоту переплетенных мелодий. Более того, на физиологическом уровне все негативные эмоции, являющиеся следствием нежелательных черт личности, вызывают задержку дыхания, нарушают его ритм, что не может положительно повлиять на общее самочувствие человека.

Поэтому, когда индивидуальные задачи становятся групповыми, то движение всей группы в направлении поставленной цели становится необходимым условием развития индивидуальности каждого члена.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Ведущая деятельность в период раннего детства
  2. Принципы общей психологии
  3. Активность интеллекта — Интеллект уровня человека и сферы его деятельности
  4. Роль креативной функции сознания в реализации жизненных ценностей
  5. Стиль поведения в конфликте
  6. Вудвортс Роберт, американский психолог, представитель функциональной психологии
  7. Бихевиоральное направление и его применение в психологическом консультировании — Основные методы в бихевиоризме
  8. Взаимосвязь психологических характеристик молодых женщин с их стилевыми предпочтениями в одежде
  9. Деятельностный подход в психологии
  10. Психология предметной деятельности