Для связи в whatsapp +905441085890

Сферы функционирования общества как системы — Новая система ценностей

На первый взгляд, ответить на этот вопрос легко. На самом деле, термин «общество» уже давно прочно вошел в наш научный и повседневный лексикон. Однако, как только мы пытаемся дать определение, мы сразу же убеждаемся, что таких определений может быть огромное количество.

Давайте попробуем вспомнить устойчивые сочетания известных нам слов, содержащие это слово. Например, общество библиофилов, дворянское общество, образовательное общество.

В данном случае под «обществом» мы понимаем определенную группу людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки.

А вот другой набор родственных терминов: первобытное общество, феодальное общество, французское общество. В самом употреблении термина «общество» здесь подразумевается определенный этап в развитии человечества или конкретная страна. Если идти дальше по этой логике рассуждений (от частного к общему), то обществом называют и человечество в целом — в его историческом и перспективном развитии. Это все население земли, совокупность всех народов.

Другими словами, это часть мира, изолированная от природы, но тесно связанная с ней, что включает в себя способ взаимодействия людей и формы их сосуществования.

Современное общество — это более 5 миллиардов жителей Земли, тысячи больших и малых наций, более ста пятидесяти государств; это многообразие экономических систем, форм общественно-политической и культурной жизни.

Одной из причин такого разнообразия является разница в природных условиях, физическом окружении людей. Эти условия влияют на многие аспекты общественной жизни, но особенно на экономическую деятельность людей.

В древние времена климат, плодородие почвы и растительность диктовали возделывание земли и разведение скота, стимулировали изготовление тех или иных орудий труда и производство различных продуктов. Природа влияла не только на жилища, одежду, инструменты и орудия труда.

Естественная среда обитания также повлияла на политическую организацию государств и человеческие отношения, а также на возникающие формы собственности.

Наряду с природными условиями, разнообразие социальной жизни связано с исторической средой обществ, сформировавшейся в результате их взаимодействия с другими племенами, народами, государствами.

Вот что писал об этом Г. Плеханов: «Так как почти на каждое общество влияют его соседи, то можно сказать, что для каждого общества, в свою очередь, существует определенная, историческая среда, влияющая на его развитие. Сумма влияний, которым подвергается данное общество со стороны своих соседей, никогда не может быть равна сумме тех же влияний, испытываемых другим обществом в то же самое время. Поэтому каждое общество живет в своей специфической исторической среде, которая может быть — и часто бывает — очень похожа на историческую среду других народов, но никогда не может быть и не идентична ей. Это привносит чрезвычайно сильный элемент разнообразия … в процесс общественного развития.

Сферы функционирования общества как системы -  Новая система ценностей

Новая система ценностей

Однако, если абстрагироваться от некоторых уникальных характеристик, присущих каждому отдельному обществу, можно утверждать, что человечество сегодня, как и много веков назад, представлено двумя основными типами цивилизаций, уходящими корнями в далекое прошлое.

Первый тип цивилизаций — это традиционные общества. Они берут свое начало в древней восточной цивилизации, где земля, ирригационная система были собственностью общины. У каждой семьи был свой определенный участок земли, который давался во временное пользование. Преобладала обширная технология, направленная в основном на овладение внешними процессами природы.

Этот тип общества, называемый традиционным, сохранился до наших дней. Она представлена многими странами третьего мира: азиатскими и африканскими странами, которые лишь недавно освободились от колониального гнета. И сегодня среди духовных ценностей в них одно из ведущих мест занимает установка на адаптацию к природным условиям, стремление к их целенаправленному преобразованию не поощряется. Внутренняя деятельность, направленная на самоанализ, очень ценна. Особое значение имеют традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколение. В целом, сфера ценности и духовности человеческого существования ставится выше экономики.

Однако экстенсивные технологии, которые доминировали в хозяйственной деятельности восточных народов и способствовали экономическому прогрессу (благоприятные природные условия, простота рукотворных средств труда), впоследствии стали тормозом, вызвав не только постепенное истощение природных ресурсов, но и стагнацию технологического развития. Эти факторы объясняют экономическую отсталость, характерную сегодня для ряда стран «третьего мира».

Религия играет важную роль в общественной жизни этих стран. Те из них, в которых доминирует ислам, приходят к идее возрождения исламской цивилизации, основанной на моральных и духовных ценностях, проповедуемых этой религией.

Что касается западной цивилизации, то она существует уже более 300 лет. Интенсивное производство, сформировавшееся в европейском регионе, с его более суровыми условиями по сравнению с восточными странами, требовало чрезвычайного напряжения физических и умственных сил общества, постоянного совершенствования средств труда. Методы воздействия на природу.

В связи с этим была сформирована новая система ценностей. Постепенно на первый план выдвигалась активная, творческая, преобразующая деятельность человека. Постоянное обновление и мощный темп прогресса стали идеалами цивилизации. Неоспоримую ценность приобрели научные знания, которые значительно увеличили интеллектуальные силы, изобретательские способности человека, его возможности изменить мир.

Таким образом, «созерцание» традиционных обществ было противопоставлено активности западных обществ.

К середине нашего века индустриальная цивилизация превратилась в общество массового производства и потребления.

Общество как саморазвивающаяся система

Однако к середине 1970-х годов производственная система и социальный уклад, построенные на этих принципах, начали давать сбои. Появились многочисленные ограничения для движения по уже проложенному пути. Первым из них стал энергетический кризис: продолжающийся рост потребления все более дорогой нефти грозил подорвать экономику стран, живущих за счет ее импорта. Другие планетарные ресурсы, необходимые для развития производства и общества, в том числе природные (уголь, руды различных металлов и т.д.), становились все более дефицитными.

Влияние оказали и экологические ограничения. Массовое производство было дешевым не только из-за его масштабов, но и потому, что производители не тратили деньги на защиту окружающей среды, исключение вредных выбросов в атмосферу и т.д.

Упадок духовно-нравственных ценностей западного общества, моральная и нравственная «вседозволенность» привели к такому обществу, в котором мы живем сегодня.

Идея разнообразия общества не противоречит идее единства человечества.

Рост и распространение экономических, политических и культурных связей, которые помогают преодолеть разногласия, привели к тому, что жители Земли ощутили свою принадлежность к единой человеческой семье.

Французский мыслитель первой половины нашего века Тейяр де Шарден выразил это чувство следующим образом: «… У человека нет будущего, ожидаемого в результате эволюции, вне его объединения с другими людьми».

Но это не просто взаимодействие людей на личном, индивидуальном уровне — это диалог культур, цивилизаций. И сегодня мы понимаем, что должны научиться вести этот диалог, который поможет сделать достижения разных культур и цивилизаций достоянием всего человечества.

«Мы вступаем в эпоху, когда культура будет важна как никогда. Культура — это не что-то окаменевшее в янтаре, а то, что мы создаем заново каждый день. Постиндустриальное общество будет содержать множество культур, и это является основой для морали. Возможно, это и есть истинная основа для взаимопонимания между людьми, для формирования новых моральных ценностей в отношениях между людьми» О. Тоффлер.

Общество — это сложная социальная система. Как и любая система, общество может быть охарактеризовано:

  1. с точки зрения способа существования — общество как часть мира, образованная людьми, действующими совместно и сознательно перестраивающими его;
  2. с точки зрения функциональных свойств — общество как организованная деятельность человеческих коллективов, способных собственными усилиями создавать необходимые условия существования. Общество образуется только таким коллективом, который способен действовать как единое целое, имеет общие потребности, осознает их и стремится к их удовлетворению в организованной совместной деятельности. В этом отношении человеческое общество — это реальная социальная группа, в рамках которой выполняются не только многие, но и все необходимые для существования людей функции, от производства вещей до воспитания подрастающего поколения, от политического регулирования до интеллектуального творчества, то есть общество образуется социальной группой, способной своей деятельностью обеспечить все необходимые условия жизни;
  3. по своей структуре — общество как совокупность элементов, подсистем, а также их взаимосвязь друг с другом. Последним неделимым элементом социальной системы является отдельный человек — индивид, а процесс человеческой деятельности является тем общим знаменателем, к которому можно свести все многообразие частей общества. Это деятельность как способ существования общества, который определяет его структуру и очерчивает его границы.

Структурная организация общества

Простейшими элементами организованной человеческой деятельности являются три класса структурных образований:

  1. Класс предметов, с которыми ассоциируется реальная способность к действию;
  2. Класс объектов, которые люди используют для достижения своих целей, делятся на два типа: вещи и символы;
  3. Социальные связи и отношения, наличие которых определяет существование самой системы, ее способность функционировать и развиваться как единое целое.

Самым важным в социальной системе являются общественные отношения, возникающие между людьми в процессе их совместной материальной и духовной деятельности, проявляющиеся в общественном разделении труда, собственности или власти. Они делятся на материальные и идеологические отношения. Производство материальных благ является основой существования и развития человеческого общества. Поэтому из всех общественных отношений наиболее важными являются производственные, экономические, они определяют характер политических, правовых, нравственных, религиозных и других отношений. Все это — элементы социальной организации (субъекты, объекты, отношения). Каковы его подсистемы?

В социальной жизни можно выделить четыре основные сферы (подсистемы), основанные на основных видах деятельности:

1.Материально-производственная, которая производит предметы практической жизнедеятельности;

2.Социальный (все виды деятельности, связанные со становлением человека)

3.Регулятивная (деятельность, направленная на создание и регулирование различных социальных связей и отношений).

4.Интеллектуальная (деятельность, направленная на производство и воспроизводство необходимых форм человеческого сознания: знаний, навыков, художественных идей, моральных норм, религиозных убеждений и т.д.).

Это структурная организация общества, включающая социальные элементы, социальные сферы (подсистемы) и социальные отношения.

Проанализировав общество как социальную единицу, мы набросали его структуру и проработали его компоненты. Но этого недостаточно, чтобы ответить на вопрос, функционирует ли общество как целостный, эволюционирующий социальный организм.

Для этого необходимо рассмотреть, как функционируют отдельные компоненты, как они взаимодействуют друг с другом, что вызывает это взаимодействие и что является его следствием, т.е. рассмотреть общество функционально; раскрыть совокупность важнейших взаимодействий на всех уровнях социальной системы, в результате которых общество оказывается способным функционировать, т.е. сохранять и воспроизводить свою целостность в самых различных условиях существования.

Общество — это не только социальная система, не только целостный организм, но и развивающийся организм. Поэтому мы можем поставить другой вопрос: Как обществу удается сохранять преемственность в процессе изменений? Чтобы ответить на него, необходимо выявить универсальные законы функционирования и развития, которые имеют место в любом обществе, а также основные факторы, лежащие в основе функционирования общества.

Истина и заблуждение. Вера и знание

Истина — это верное, правильное отражение действительности в мыслях, проверяемое в конечном итоге критерием практики. Характеристика истины относится именно к мыслям, а не к самим вещам и средствам их языкового выражения.

Истина принадлежит всем людям без исключения. Ибо они проистекают из него, так как истина обитает в истоках человеческого разума. Из этого следует, что истина в своей естественной простоте может быть доступна всем обычным людям. Но как только изложение истины становится сложным и непонятным, оно либо теряет свою чистоту и подлинность, либо описания теряются в мелочах, которые не имеют того же значения, что и суть.

Ядро — это истинное знание, которое должно быть понятно всем. Все, что искусственно возведено на пьедестал, далеко от природы и поэтому вряд ли может таить в себе мудрость. Человек, который не может представить истинное знание просто и естественно, не постиг его. Такой человек либо бессознательно пытается что-то скрыть, либо он похож на раздетую, но безжизненную куклу.

Истинное знание не имеет права использовать непонятный способ объяснения, поскольку в нем кроется не только возможность, но и необходимость объяснения простыми словами.

Истина — это законы природы, повинуясь которым мы достигаем блага.

Все, что противоречит этим законам, является обманом.

Мне жаль всех тех верующих и им подобных, которые в ложной скромности громких претензий на знание отказываются признать простую истину и даже высмеивают ее или доброжелательно пытаются «улучшить» ее еще больше. Такие люди вскоре почувствуют себя маленькими и несчастными и потеряют опору, потому что ни их вера, ни их знания никогда не поддерживали их. Они будут идти по пути, на котором настаивают, но на который никогда не смогут вернуться. Никто никогда не отнимал у них право выбора.

Они боятся возможности внезапно столкнуться с правдой, совершенно отличной от ленивого самодовольства, которым они убаюкивали себя до сих пор.

Так они попадают в смертельные объятия слепой веры, в которой они видят все остальное как бы в тусклом свете, так что в итоге вся картина искажается и над истиной оседает серая пелена. Единственная опора, которую они имеют в таком состоянии, — это искусственное построение тщательно продуманных теорий, которые неизбежно рухнут под собственным весом в день познания.

На самом деле в таких людях нет живой веры, потому что они верят в церковь, но не в Бога. Они не верят в Бога, потому что буря будет швырять их в разные стороны, как засохший лист, а ураган полностью уничтожит их. У них все еще есть путь к спасению; они должны вовремя осознать, что их вера была пустой и застойной, и приложить все усилия, чтобы укрепиться истиной, которая сияет над всеми бурями.

Неправедная вера — это обман! Она крепко привязывает человека к самому себе и может быть преодолена только живой силой истинного Слова Божьего. Каждый, кого она коснулась, должен услышать ее призыв. Только тот, для кого он предназначен, почувствует зов! Затем такой человек будет судим и взвешен — и тогда он будет свободен!

Но он не забудет, что только тогда, когда он самостоятельно примет решение, он сможет разорвать оковы, которые наложил на себя неправедной верой. Иногда удобство или лень соблазняли его принять решение слепо придерживаться того или иного учения, которое он не исследовал серьезно и во всех деталях.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Смена поколений ЭВМ и новые методы исследования в технических науках
  2. Mapкc, Энгельс, Ленин о происхождении и сущности государства — Сущность и характеристика государства в марксистской теории
  3. Эстетические категории
  4. Гилозоизм в философии
  5. Связь онтологии и гносеологии
  6. Законы и категории диалектики. Их методологическая роль и значение для теории и практики управления
  7. Мигель де унамуно, испанский писатель, философ, представитель экзистенциализма
  8. Проблема природы мира идей. Идея и истина
  9. Агностицизм и заблуждение в науке
  10. Природа, сущность и существование человека