Для связи в whatsapp +905441085890

Синергетический подход в педагогике — Межличностные отношения

Если понимать образование в собственном смысле слова как изменение внутреннего образа, происходящее в восприятии собственной личности в окружающем мире, то нельзя не приписать ему мировоззренческую функцию. Именно в осознании окружающего мира и своей личности в нем формируется мировоззрение. Является ли этот взгляд правильным или искаженным, зависит от обоснованности исходных позиций и логики погружения в них. В этом отношении двадцатый век вошел в историю человечества не только как век научно-технического прогресса, но и как век кризиса, переломный момент в мировоззрении человечества. Как в свое время открытия Коперника, Лобачевского, Эйнштейна произвели переворот в представлениях людей о мире, так и открытие Н. Бора (1927) положило начало переосмыслению взглядов на мир в целом, на отношения между людьми. Это открытие, примененное к сложным системам, получило развитие в новой отрасли научного знания — синергетике. Синергетика определяется как наука, которая изучает, объясняет и предсказывает процессы самоорганизации сложных систем в их движении от хаоса к порядку и от порядка к хаосу. Состояние сложной социальной системы в любой момент времени определяется по шкале «хаос-порядок», крайние точки которой являются наименее благоприятными: Как крайний хаос препятствует выбранному направлению движения, так и крайний, жесткий порядок является препятствием для нового, для прогресса. Разумные тенденции функционирования и развития, как и любая истина, возможны где-то посередине.

Однако это производные суждения от основного тезиса, сформулированного Н. Бором как всеобъемлющий принцип дополнительности, который предлагал вместо борьбы противоположностей их дополнение. Она пересекла многовековой «главный вопрос философии» о первичности-вторичности бытия-сознания. Его противопоставление предполагало наличие границы, по одну сторону которой находилось идеальное, духовное, а по другую — реальное, материальное. Эта идеологическая доминанта пронизывает все частности как общее, как сущность всех явлений. Через эту призму мы смотрели на мир, она была заложена в каждом как система убеждений через систему образования и другие социальные институты. Передовая философская мысль применила принцип дополнительности к фундаментальным «противоположностям»: материальному и духовному, и объявила их противопоставление бессмысленным, ложным. Материальное дополняет духовное, духовное дополняет материальное. Или, как доказывает биоэнергоинформатика, материя — это плотный дух, дух — тонкая материя, они находятся в состоянии постоянного взаимопроникновения, континуума.

Синергетика как теория самоорганизации сложных систем описывает то общее, что есть в поведении сложных систем, как социальных, так и физических, биологических,… Новая философия их поведения заключается в пересмотре традиционных взглядов на противопоставление в них материи и разума. Принцип дополнительности (дополнительности) коренным образом изменил философские основы мировоззрения. Его всеобщность, применимость к физическому микрокосмосу и космическому макрокосмосу ставят человечество перед необходимостью пересмотреть философию социального поведения, социокультурные нормы различных отраслей науки, кардинально изменить сознание как атмосферу процесса мышления и мыслить самостоятельно. Сегодня синергетика разрабатывается различными отраслями знаний и имеет определенный задел, который позволяет сформулировать основные постулаты синергетических подходов в социальном заказе образования.

Духовное и материальное, идеальное и реальное, внутреннее и внешнее дополняют друг друга, между ними нет разницы, одно постоянно проникает в другое (континуум духовного и материального): материя — плотный дух, дух — тонкая материя. Материя воспринимается как единство целостности «био-социо-духовное» во внешнем и внутреннем — человек = биологическое + социальное + духовное. Пограничная» сфера между ними — это осознание их взаимосвязи, которое происходит в сознании как процесс формирования, как изменение внутреннего образа. Она включает в себя идеальное и реальное и образует своего рода образовательное пространство, в котором реальное реализуется, реализуемое реализуется (социальный заказ на целостную позицию).

Когда противоположности борются, энергия тратится на преодоление другого, на борьбу, на разрушение. Когда они дополняют друг друга, возникает дополнительная энергия совместной работы, совместного творчества — синергия. Коллективная деятельность, направленная на созидание, требует согласованности, организованности, взаимопонимания, развития мыслительных, коммуникативных, рефлексивных навыков (социальный заказ на инновационные образовательные технологии).

Социальная система, которой удается организовать себя, становится более автономной. Его собственные цели, внутренние нормы и методы работы становятся более приоритетными, чем интересы, правила и рабочие механизмы систем, к которым он принадлежит. Это создает опасность диверсификации систем более общего порядка, угрозу их целостности и воспринимается как сепаратизм (социальный заказ на освоение при формировании моделей «дерева целей», «дерева проблем», разнообразных методов).

Целостность социальных систем сохраняется, когда самоорганизация ее подсистем (элементов) регулируется самоорганизацией более крупной системы, которая служит ее стабилизации, устойчивости жизнедеятельности (социальный заказ для педагогических моделей работы в «малых группах»).

Синергетический подход в педагогике - Межличностные отношения

Межличностные отношения

В межличностных отношениях синергетика предлагает рассматривать любое другое действие как возможное дополнение к своему собственному, как приглашение к обмену и, следовательно, к сотрудничеству. Рыночные отношения в этом направлении меняют образ мышления, менталитет общества. Производитель и потребитель дополняют друг друга, делают друг друга активными, заинтересованы в сотрудничестве. Их союз создает дополнительную энергию — синергию. Даже два производителя в условиях конкуренции дополняют друг друга, возникает синергия, направленная на то, чтобы сделать товар еще лучше и создать новые преимущества для потребителя.

Человеческое в каждом из нас — это осознание связи между идеальным (субъективным) и реальным (объективным). Чем глубже погружение в сознание, тем эффективнее образовательный процесс. И тогда его функция (детерминация) заключается не только в получении готовой информации, но и в ее понимании, не только в «знаниях, навыках, умениях», но и в убеждениях — понятой и принятой информации, которые (как дополнение) порождают собственные суждения. Процесс образования каждого человека происходит индивидуально (в соответствии с его способностями) в атмосфере социокультурных норм, сочетая субъективное и объективное. Каждое общество выделяет огромные ресурсы (финансовые и человеческие) на содержание специалистов, профессионально владеющих моделями и технологиями образовательных процессов. Это ученые, государственные служащие, педагоги, студенты — по статистике 25% населения проводит свой рабочий день в системе образования, чтобы оптимально и эффективно осуществлять процесс собственного формирования, осознания себя в окружающем мире, адаптации к условиям перемен.

Проблемы образования на пороге нового тысячелетия сегодня волнуют и теоретиков, и практиков. Осознание того, что было достигнуто в прошлом, состояние дел в настоящем и прогноз на будущее являются характеристиками текущей ситуации. Переход к новому десятилетию, новому веку, новому тысячелетию углубляет ответственность нынешнего поколения за будущее. Историческая ретроспектива позволяет сравнить образовательные проблемы ХХ и предыдущих веков, выявить их специфику, наметить пути преодоления противоречий, несоответствий, проблем и конфликтов.

Состояние образования в мире все чаще характеризуется как кризисное. Постоянные реформы свидетельствуют о неудовлетворенности общества процессом и результатом образования. Поиск новых подходов, новых парадигм становится все более актуальной проблемой образования. Поднимаются вопросы о новых ценностях и национальных идеях, новом мышлении и национальном менталитете, которые остаются без ответа. Все эти категории зависят от образования. Именно система образования выполняет функцию культивирования сознания, воспитания духовности, развития цивилизованного отношения к природе. Каждый человек в обществе больше года проводит в учебных заведениях, где специалисты создают условия для трансформации сознания. В зависимости от приоритетов в образовательных моделях в сознании учащихся формируется определенный стереотип образа мышления, особенности ума, уровень разумности. Это так, с одной стороны. И, с другой стороны, уже сложившийся уровень общественного сознания, специфическое поле информации, постоянно воздействует на сознание каждого через всевозможные средства коммуникации. Идеальные модели, усвоенные в системе образования, естественно, деформируются в разной степени, в зависимости от их внутренней крепости и устойчивости. Это главное противоречие между обществом и образованием, на котором держится судьба материальной и духовной культуры как всего ценного, что общество создало, пронесло через века, сохранило.

Смена поколений в двадцатом веке российской истории сопровождалась разделением общественного сознания. Насаждаемый на протяжении многих лет «примат материального» проявляется сегодня как утрата духовного в собственном смысле слова: разума, продуктивного мышления, свободы выбора, творчества и т.д. Примером тому служит чудовищное разрушение, совершаемое сегодня….. Вероятно, ростки рациональности не получили плодородной социальной почвы, не были взращены наставниками, не стали ценностью. В системе образования доминирует репродуктивное мышление, воспроизведение материализованной информации стало основным критерием результативности образовательных процессов. Укоренившиеся подходы к содержанию образования направлены на получение информации в готовом виде без производства собственного интеллектуального продукта, продуктивного знания. Только строго системное структурирование создает условия для поиска связей, для порождения мыслей, т.е. для продуктивного мышления.

Характерным для российских социальных условий на протяжении многих лет было отсутствие свободы выбора, как бытового, так и профессионального. Позиция исполнителя, не создающего условий для выбора, для принятия решений, для самоопределения, не практикующего рефлексию, а исполнение инструкций — в адекватности. Система образования добросовестно выполнила социальный заказ на такого специалиста.

В педагогике сложилось представление о творческой личности как о необыкновенном, особенном даре. Слово «творец» является синонимом творчества — это проявление духовности в каждом моменте озарения, понимания и сопутствующего возвышения над обыденностью. Когда ученик каждый день многократно практикует понимание, делая собственное объективное открытие истины, он является творцом, он создал свое собственное мышление, продолжая мышление других, он является производителем, потому что он произвел интеллектуальный и эмоциональный продукт, он практикует быть рациональным человеком.

Образовательный процесс

Выявление основного противоречия в жизни общества как выстроенной оппозиции материального и духовного позволяет понять корень проблем и конфликтов в современной образовательной ситуации и предложить новые синергетические подходы для их преодоления.

Полезно представить логику их понимания, задавая ключевые вопросы. Каково распределение субъектных позиций в цепочке: общество — учитель — ученик, или: ученик — учитель — общество? Что понимается под субъектом образования? Какова цель образования? Каковы его цели? Что должны содержать образовательные программы? Каковы оптимальные пути, методы воспитания? Что и как оценивать результаты образовательных процессов, каковы критерии их качества?

Прежде чем выстраивать подходы, давайте определим некоторые ключевые термины. Процесс взросления в школе характеризуется осознанием действий … и меняет внутренний образ. И поэтому образовательный процесс можно определить как осознание своих действий и взаимодействий с окружающей средой. Когда образовательный процесс более правильно структурирован, он называется педагогическим процессом. Мы будем говорить о последнем, имея в виду, что образовательный процесс, безусловно, является педагогическим, в то время как не всякий образовательный процесс является педагогическим.

1. вопрос о предмете образования. Закон РФ «Об образовании» ставит ученика (в широком смысле) во главе всей образовательной деятельности, объявляя его субъектом образования. Именно от студента ожидается высокое качество образования, которое позволит каждому жить в бесконфликтной среде, понимать происходящее вокруг него, соответствовать собственной субкультуре и осваивать цивилизованные формы взаимодействия с природой — экологическую культуру. Российское образовательное пространство огромно и громоздко, инертно и разнообразно. Цепочка: общество — учитель — ученик получила заказ «Карусель!»: ученик — учитель — общество! Но системе образования не хватает гибкости, мобильности для реализации, поворот происходит крайне медленно и застревает на оси, которой в любом состоянии (старом, новом, среднем) является учитель: его внутренний настрой, цели, содержание, методы. Именно учитель дает результат, определяет, каким будет новое поколение, потому что он отражает не только содержание своего предмета, но и способ мышления, общения, осознания происходящего. Изменения в обществе в режиме реформ … обречены на дополнительные препятствия, потому что сознание людей недостаточно изменено, что должно привести к пониманию, убежденности и конкретным действиям. Такова функция системы образования, если она предназначена для жизни, для деятельности, и если она так воспринимается и обеспечивается обществом.

Совершенно очевидно, что общество не осваивает демократические условия ни на одном уровне: ни на высшем, ни на всех последующих. Его освоение, как и освоение любой технологии, требует не только знаний, но и многократных упражнений, действий в гармоничных моделях, созданных специалистами. К ним относится, прежде всего, модель учебного предмета. Если рассматривать предмет системно в соответствии с окружающим миром и вне его, состоящий из составных частей по их принадлежности к окружающему миру, то, вероятно, пора отказаться от усеченного взгляда на предмет как на биосоциальную систему, принятого в российском педагогическом сообществе, и признать равноценную значимость третьей составляющей — духовной, которая выше бытия, выше мирского, которая укрепляет «ядро сознания» и дает дорогу абсолютной свободе мысли, творчеству, рациональности. Когда учитель видит и распознает все это в ученике, его (учителя) технологии будут полностью инновационными. Педагогическая инновация как поиск чего-то нового внутри, как активизация ранее неиспользованного потенциала, имеет своим источником ментальную составляющую субъекта. Признание этого не на словах, а на деле в конкретных действиях конкретного учителя в корне меняет, реформирует педагогическое взаимодействие. В этом случае педагогический процесс имеет разные цели, разное содержание, разные методы и, соответственно, разные результаты, в общем, разные технологии и модели. Если учитель овладеет ими, то ученики, студенты и слушатели усвоят их и распространят по всему обществу. Если система образования захочет навязать себя таким образом, средства для этого будут найдены.

Сложите все это вместе и вы сможете ответить на вопрос: Кто такой обучающийся? По своей внутренней структуре (человек) — это сложная, стабильная система, гармонично сочетающая в себе элементы (биологические, социальные и духовные)… Более того, обучающийся определенно является субъектом. Его субъективность заключается в основном в контекстах, во взаимодействии: Студент — Преподаватель — Общество. Он — клиент, он — «кирпичик», от прочности которого зависит прочность всего здания под названием «общество».

Вопрос о целях образования чрезвычайно актуален в современном российском образовании. Историческое отступление в поисках ответа весьма интересно. На протяжении большей части человеческой истории воспитание имело целью понять природу, принять ее как объективную реальность, жить в гармонии с ней, не бояться природных явлений, распознать — адаптироваться; изменить — поддерживать стабильное состояние; использовать — восстановить исходные условия. Здесь кроется разум, сочетание биологического и духовного. С усложнением структуры общества возникла необходимость организовать социальные отношения, производство и потребление продукта каждым, проследить правила обмена. В этих условиях был создан социальный заказ системе образования на превращение человека в личность (социальную единицу). Появилось групповое обучение, «Великая дидактика» Я.А. Коменского. Это семнадцатый век. В последующие три столетия общество количественно выросло, и его невозможно представить без адекватной по своей структурной сложности системы образования. Социальная составляющая человека становилась все более важной, оттесняя на второй план биологическую и духовную в предмете образования. Непоследовательность, проблема, конфликт, дисгармония его целостности была прочно укоренена в нем: человек как единство биологического, социального и духовного начал.

Экология и гуманизм

В начале двадцатого века человечество выделяет два глобальных проблемных круга: Экология и гуманизм. Источник первого в нарушении гармонии «природа-человек» проявляется в пренебрежении ценностями: пол (женский, мужской), возраст (младший, старший) родство (родители, родственники, родина), темперамент, и самое ценное — здоровье. На каждое разрушительное действие природа отвечает столь же разрушительным, хотя и косвенным эффектом. На биологический компонент в признании этих ценностей, сильно влияет социальный. Стирание различий между женщинами и мужчинами (во внешности, образе мыслей и поступков), снижение значимости деторождения, ослабление семейных связей, сокращение продолжительности жизни, отведенной природой, и повсеместные колебания в состоянии здоровья — вот скромное перечисление достижений гипертрофированной социализации. Особое место в этом процессе занимает двадцатый век, в котором искусственно было создано так много, что это составляет 95% от всего, что было создано за всю историю человечества. Эти достижения породили универсальную проблему — кризисное состояние экологии, которое ставит под вопрос устойчивое состояние планеты.

Вторая проблема, без решения которой невозможно решить первую, — это гуманизация общественной жизни, то есть гуманизация общественных отношений. О том, что такая проблема существует, свидетельствуют многочисленные попытки ее уничтожения….. Человечество духовно со всеми его составляющими (вера, надежда, любовь, свобода, творчество, разум и т.д.). Когда этому учат в образовании, каждый профессионал понимает свою профессию как способ служить людям и делать это с любовью, а не с широко распространенным желанием показать власть над теми, кто от него зависит. Духовная составляющая также подвержена влиянию социальной. Разум и человечность, вера и оптимизм, свобода и автономия обретаются в способности продуктивно мыслить и соотносить свои ценности с общечеловеческими. Если рассматривать окружающий нас мир системно с тремя одинаково важными сферами: «природа», «общество», «духовное пространство» и субъектом воспитания в каждом случае как «целостную» личность, то их свобода от конфликта вполне возможна. Цели образования, сформированные в этой парадигме, требуют соответствующего им содержания и методов.

Каковы требования к содержанию образования, если его целью является гармоничное существование субъекта образования «человек» с окружающим миром — «природа — общество — духовное пространство» в его единстве и целостности? Он состоит из трех взаимосвязанных частей: Информация о природе и понимание себя в ней, информация об обществе и понимание себя в нем, информация о духовном и понимание себя в нем. В образовательных процессах происходит приращение, и гармония, которую мы декларировали (как цель образования) в требованиях к содержанию, проявляется как согласие приращений: в представлениях (объективных), в понятиях (абсолютных) в их целостности и единстве. Они взаимосвязаны, взаимодействуют.

Восприятия индивидуальны, от них можно перейти через чувственное, интуитивное к пониманию, которое, состоявшись, изменит взгляд. Через логические построения определений, доказательств и выводов можно также создать понимание, без которого определения не воспринимаются, не запоминаются. Субъективные идеи ограничены обществом, когда позиция становится социальной, появляется общение с другими. Им поставлен предел — восприятие других людей. Из них в обществе извлекается некий инвариант, так называемое определение. Субъективное восприятие корректируется объективным определением. При усвоении нового содержания сочетание восприятий, определений, идей дает наивысший результат, который проявляется во внутренней гармонии субъекта как личности (восприятия + определения + идеи). Гармония позиции целостной личности подвержена влиянию содержания, которое либо деформирует ее, если в исходном состоянии не было установлено согласие. Но как насчет гармонии внутреннего и внешнего содержания? Оно недостижимо, это уже сказал Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю». Сравнение показывает их несоизмеримость, если рассматривать мир в целом. Но каждый человек соприкасается с пространством, которое ему близко и в котором разворачивается его жизнь. Именно с этим пространством он взаимодействует; именно это пространство обеспечивает его потребности, нормы и способности; именно это пространство создает среду для его взросления, обучения и развития — образовательное пространство. Усилия по его пониманию реализуются через приобретение новой информации (содержание) и новых способов действия (методы).

Содержание

Если содержание структурировано в виде «туннеля», через который протаскивают обучающихся, то нет условий для развития своих «буду» и «могу». Поэтому нет условий для упражнений в удовлетворении потребностей (воспитание), для культивирования навыков (развитие), есть только репродуктивное восприятие пути, который многие прошли. Сегодня этого уже недостаточно. Нам нужно учиться думать, выбирать, создавать…; нам нужен активный образ действий, потому что только в действии развивается способность к развитию. И поэтому нам нужна другая структура содержания, которая соответствует структуре окружающего нас мира, которая не является туннелем, и по которой мы не просто идем вперед и прямо, а постоянно изучаем то, что вокруг нас, что нас окружает, и распознаем это. Пространственная «планетарная» модель предусматривает три координаты пространства: биологическую, социальную и духовную. В духовном мы определяем себя: сравниваем внутреннее и внешнее, размышляем, сомневаемся, принимаем решение. Именно там проявляется человечность нашего внутреннего содержания. В социуме мы обмениваемся содержанием (интеллектуальным, эмоциональным, материальным). И мы должны производить собственное содержание и форму, понимать и оценивать содержание другого, иметь представление о наборе норм, регулирующих обмен, быть готовыми к культурному социальному взаимодействию, владеть критериями деятельности. В отношениях с природой вырабатываются навыки, уровень воспитанности проявляется в способах действий, формируется экологическая культура.

Поэтому, если содержание должно соответствовать цели — жить в гармонии с окружающим миром, — его главным критерием является понимание окружающего мира, планомерное развитие в информационном поле от ближнего к дальнему, от дальнего к ближнему.

Главный вопрос решения любой проблемы «как»? не является началом в технологии решения проблем. Ему предшествует осознание новой цели и новой нормы, необходимого содержания как критерия деятельности. Преодолев эти этапы, можно попытаться ответить на вопрос «Как? Какими методами? Каким образом?». Их очень много: особенности предмета, личность учителя, особенности учеников. Но есть нечто общее для всех них. Вернемся к нашей логике — строить доказательства на основе целостного представления о субъекте как единстве «биологического, социального и духовного». Следует учитывать, что в образовании усваивается не только содержание, но и метод, используемый как способ деятельности, взаимодействия с окружающим миром. Как же обеспечить гармонию в методе? Очевидно, что каналами взаимодействия с компонентом являются «био» — движение, «социум» — слово, «разум» — мысли. Когда они в согласии, мысли — разумные, слово — честное, движение — осознанное. О взаимосвязях между ними: Знание (слово для движения), вера (разумное слово), действие (разумное движение). Их конгруэнтность — это внутренняя гармония. Их несоответствие — это отклонение от нормы, противоречие, конфликт. Любой метод в образовании обусловлен структурированием содержания, его дозировкой и оформлением каждой дозы информации через актуализацию, стимулирование к деятельности, интерес к приобретению новой информации: через участие в организованной мыслительной деятельности, в условиях продуктивного мышления, общения, рефлексии. В процессе освоения метода развивается способность думать (техника мышления), говорить (коммуникация), действовать (рефлексия) в соответствии с культурными нормами, правилами — осваивается техника решения проблем.

Результат образования как степень приобщения к культуре через цели, содержание, методы педагогического процесса с трудом поддается измерению. Более того, введение количественных параметров должно быть тщательно продумано. Гораздо важнее определить критерии: либо оценить, чего не хватает до некой общей нормы — например, стандарта — либо оценить рост, который субъект приобрел в своих потребностях, нормах и способностях. Второй подход кажется более правильным и соответствует общей логике нашего аргумента. Состояние сознания постоянно меняется, и его структурная представленность в состоянии природы, в образовательных процессах, в деятельности позволяет делать выводы о качественных изменениях в субъекте образования.

На пороге XXI века, как никогда, должно быть усилено внимание к духовной составляющей, к рациональности, к продуктивному, творческому мышлению в образовании, благодаря которым возможно «примирение» биологического и социального в объекте образования через духовное, рациональное, человеческое.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Основные направления развития и признаки современной образовательной системы
  2. Особенности воспитания одаренных детей
  3. Методика профессионального образования
  4. Виды нарушений звукопроизношения
  5. Методика развития речи школьников
  6. Методы эвристического поиска. «Мозговой штурм»
  7. Государственная политика в области образования
  8. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе Зайцева
  9. Народная педагогика
  10. Содержание высшего педагогического образования