Для связи в whatsapp +905441085890

Современная философия — Предмет философии и особенности философского знания

Объектом философии является универсальность в системе человек-мир: высшие начала, принципы и связи, свойства и законы всего сущего.

По определению Платона, философия — это «постижение того, что не является», то есть того, что незыблемо.

Традиционно наиболее важной философской проблемой является вопрос о конечном присвоении (материальном или ментальном, материи или духа), оригинала всех вещей. Это так называемый фундаментальный вопрос философии, который имеет два аспекта — логический (бытие мира) и гносеологический (знание мира).

Согласно определению Дж. Энгельса, «…главным вопросом всей философии, особенно новейшей, является вопрос о связи мысли с бытием». Этот вопрос был выявлен уже в ходе возникновения и формирования философской мысли — в древние времена. Фундаментальный вопрос неисчерпаем и поэтому вечен, и получает различные подходы к его решению в философских школах и течениях.

Существование этого фундаментального, по определению Ленина, вопроса определило со временем разделение и распад философской мысли на два основных направления (или философских направления): философский материализм («линия Демокрита») и философский идеализм («линия Платона»), — названные в честь их основателей, древнегреческих философов. Эти направления приняли исторические формы и в результате сформировали довольно сложную и разноцветную картину противоречивого и в то же время единого историко-философского процесса.

Особенность объекта и субъекта философии определяет особенность философского знания.

Известно, что духовный опыт человечества проявляется в трех основных культурных средах. Этими средами являются, например, истина (наука, идеология и другие формы знания); добро (мораль и религия); красота (искусство в его различных видах и формах). Что касается философии, то она всегда находилась на пересечении этих сред, на перекрестке интеллектуального творчества человека. Его место — в точке диалога всех форм духовной культуры. Она опирается на них и взаимодействует с ними, впитывая в себя все богатство и разнообразие мировоззрения духовной жизни. Ее большое влияние на философскую мысль России XIX века проявляется, например, в русской художественной литературе того периода, представленной А.И. Герценом, Ф.М. Достоевским, Л.Н. Толстым и другими писателями.

То же самое можно сказать и о православной религии, которая сформировала русскую философию. Философия находится под сильным влиянием «частных» наук: астрономии, биологии, физики и многих других. Они служат исходным материалом для глубоких идеологических обобщений и выводов, как это было, например, с появлением теории естественного отбора К. Дарвина или специальной теории относительности А. Эйнштейна. С другой стороны, философия долгое время служила общим методом («способом») познания для некоторых наук. Вот почему иногда говорят, что философия — это, во фразе Л. Фейербаха, «мать наук». Г. Гегель назвал его «королевой наук», которая ведет активный и взаимовыгодный диалог с различными науками.

Образно говоря, философия — это «книга» о построении духовной культуры общества, о коммуникации и «завершении» познавательного опыта человечества, о его результате и заключении.

Современная философия - Предмет философии и особенности философского знания

Предмет философии и особенности философского знания

Именно в природе философии она стремится к максимальному обобщению результатов познания (во всех его формах) и тем самым раскрывает наиболее общие черты и свойства, законы окружающего мира. Х. Гегель отметил, что философия изучает не мир «в целом», не отдельные его части, а мир «в целом». Философия, как он выразился, является «…современной эпохой, воспринимаемой в мысли» и выражается в формах вполне абстрактных понятий и суждений. Карл Маркс охарактеризовал философию как «интеллектуальную квинтэссенцию» того или иного исторического периода. Это как «чистая теория» с разветвленной системой понятий и богатейшим объемом знаний о своем объекте и предмете.

Философия также отличается антропологической направленностью, то есть сосредоточена на изучении феномена человека, его сложного внутреннего мира.

Эта традиция была инициирована Сократом, который попросил человека узнать себя. По словам Л. Фейербаха, человек — самый высокий и самый сложный объект для философии. Известный русский философ Н.А. Бердяев часто определял философию как учение о смысле человеческого существования и человеческой судьбы. «Философия человека, философское знание — это человеческое знание», — писал Бердяев об этой особенности философии. В наше время, когда происходит смена исторических эпох и веков, антропологическая направленность философского знания проявляется в стремлении понять общечеловеческие проблемы и ценности, судьбу и будущее современного человечества. Обращение философии к предмету духовного мира человека и смыслу его существования в мире, характеризует философию не только как науку, но и как единство науки и мудрости, как отражение человека на себе. Человек не исключается из философии, а подлинная философия всегда антропологическая и ориентированная на гуманистические ценности и идеалы.

Большинство философских вопросов вечны — и не только потому, что они сложны и неисчерпаемы. Их бессмертие (например, смысл жизни или призвание человека) также обусловлено специфическими социальными и культурными знаниями по этим вопросам. Поэтому эти проблемы вновь и вновь воспроизводятся в новых исторических условиях, но по-другому решаются другими поколениями людей, вступающими в самостоятельную жизнь. Невозможно представить себе, что вопрос о смысле человеческой жизни, о счастье и несчастье может быть решен раз и навсегда. Повышенный интерес к философским вопросам обычно наблюдается в критические или кризисные периоды истории, когда в обществе происходят изменения мышления.

Философские знания всегда формируют мышление человека, его жизненный путь и судьбу. В этом смысле, например, философия Аристотеля естественно отличается от философии Вальтера, а творчество Маркса не похоже на творчество Платона. Не стоит удивляться, что в обществе существует не только одна философия (разные течения, школы), хотя они и объединены (как форма культуры). Как «дело свободы мысли», как это было охарактеризовано В. С. Соловьевым, оно имеет личное отношение мысли к рассматриваемым проблемам. Эта особенность философского знания является одним из условий огромного разнообразия философских течений, школ и доктрин, идей. Образно говоря, философию можно представить как пышный букет разных цветов. Он всегда окрашен эмоциями и страстями живых мыслителей, которые через него выражают свое мировоззрение и понимание мира, свое отношение к окружающему их миру.

Философия и мировоззрение

Особое место и роль философии в культуре, жизни человека и общества проявляется в функциях философского знания.

Как развивающаяся система теоретических знаний философия выполняет, прежде всего, функцию мировоззрения (мировоззрение, словом, это общая картина мира, созданная мыслящим человеком). Формируется на основе интеллектуальной и практической деятельности человека и под воздействием различных источников знаний). Задача философии состоит, прежде всего, в том, чтобы, по словам Г. Гегеля, «понять, что есть» и сформировать полную картину мира и бытия человека в нем. Это основная или «общая» функция философского знания на протяжении всей его истории. Эта функция проявляется в решении философских вопросов во всех областях философии (онтологии, эпистемологии, антропологии и др.).

В своем первоначальном определении философия была сформулирована нами как особый вид знаний, стремящийся сформировать в ней картину мира и человеческого бытия. Решение этой задачи влияет на мировоззрение человека (и мира в целом). Какое отношение философия имеет к мировоззрению человека?

Мировоззрение охватывает весь опыт восприятия человеком окружающего мира. Философия, с другой стороны, как форма познания. Ориентированный на выход наиболее общих (фундаментальных) принципов этого мира и его основных черт, определяет методы познавательной и практической человеческой деятельности. Философия не пытается и не может ответить на все когнитивные вопросы. Сама по себе философия решает только самые общие, фундаментальные вопросы. К ним относятся, прежде всего, вопросы о том, что такое миф, что такое человек и т.д. На такие конкретные вопросы, как «Какова скорость света», «Каков состав воды», отвечают соответствующие науки — физика, химия, другие источники знаний.

Философия помогает мировоззрению достичь высокой степени упорядоченности, теории и обобщения. Великие открытия и повороты в развитии научного знания, в свою очередь, обычно приводили к изменению сложившегося философского взгляда на мир. Так было, например, в связи с появлением теорий Н. Коперника, К. Дарвина, А. Эйнштейна и других известных ученых, а также развитием различных научных теорий, таких как теория черных дыр, уничтожение космоса и др.

Хорошо развитое, богатое содержанием мировоззрение стимулирует и облегчает людям задавать и понимать философские вопросы. Это становится возможным благодаря разнообразным знаниям о мире, которые человек приобретает в процессе формирования своего мировоззрения.

Философия часто определяет природу и общее направление мировоззрения. В эпоху Возрождения, например, она была антропоцентрической, что связано с активными размышлениями в философии и культуре о феномене человека. Понятие человека как особого центра мировоззрения пронизывало не только передовую философскую мысль того времени, но и другие формы общественного сознания.

Мировоззрение и философия объединены изложением и решением проблемы человека в ее различных аспектах. Мировоззрение включает в себя различную информацию о человеке, которая поступает из многих источников: от религии, от повседневных знаний, от науки и т.д. Философия решает эту проблему в самом общем виде, отвечая, прежде всего, на вопросы о том, что такое человек, каково его место в мире, ради чего он живет.

Функции философии

В развитых системах мировоззрения философия, как правило, является наиболее важным интегрирующим элементом. Без него нет и не может быть полного «целого» мировоззрения. Поэтому принято считать философию теоретическим стержнем мировоззрения. Во многом это приводит к тому, что философия играет особую роль в духовном опыте человека и общества.

Рассматривая задачу философии, следует отметить, что она имеет методологическую или поисковую функцию. Философия формирует основные принципы (правила, подходы) знания для всего комплекса частных наук. Это, например, принципы единства и развития окружающего мира, принципы неисчерпаемости знаний, принципы творческой свободы человека и многие другие. Эти подходы реализуются в различных формах познания (искусство, наука) и в практической деятельности.

Функция социальной критики означает, что философия оценивает существующий в обществе порядок вещей (политический порядок, мораль и т.д.) с точки зрения его соответствия идеалу.

Прогностическая функция проявляется в том, что философия пытается предвидеть то, что грядет, заглянуть в будущее. Философия также выполняет идеологическую функцию, то есть участие философии в функционировании идеологии как системы взглядов, ценностей и идеалов той или иной социальной группы, функция отражения культуры предполагает, что философия является ядром «души» интеллектуальной жизни общества. Она запечатлевает и формирует наиболее типичные и значимые идеи и образы мышления, идеалы своего общества. Для этого она опирается на все другие сферы интеллектуальной культуры общества (религия, искусство и т.д.) и «присутствует» в них, как бы, изнутри.

Аксиологическая функция означает, что философия формирует человеческие ценности и ориентации.

В дополнение к вышесказанному, философия также выполняет интеллектуальную функцию. Поскольку философия — это синтез совокупных знаний человечества, ее изучение (особенно история философской мысли) является прямым способом развития способности человека к теоретическому мышлению. Через философию когнитивный опыт и способы (формы, методы) мышления передаются из поколения в поколение. Р. Декарт пошутил, что философия отличает нас от дикарей и варваров, и чем цивилизованнее и образованнее каждый человек, тем лучше он философствует. В этом смысле у философии есть функция социализации, она помогает людям войти в мир культуры и овладеть им.

Термин «культура» распространился в Европе с эпохи Просвещения (18 век). Само слово имеет латинское происхождение и переводится как «возделывание, обработка почвы», что непосредственно связано с сельскохозяйственной работой, выращиванием сельскохозяйственных культур. Впоследствии этот термин стал использоваться в первую очередь для характеристики явлений и процессов духовной жизни общества (искусство, философия, наука, нравственность, религия, исторические и национальные формы сознания), хотя важность материальной культуры неоспорима.

Для определения линий взаимосвязи философии и культуры (материальной и духовной, национальной и общечеловеческой) важно понять исходный, базовый тезис о том, что культура во всех ее проявлениях и формах исторически (генетически) является ребенком человека, его различными видами деятельности в личностных, групповых и общественных рамках. Это объективная реальность, воплощающая в себе пути и результаты деятельности людей — истинных творцов культуры.

Критическая функция философии в контексте культурного кризиса

Философский смысл имеет широкую проблематику культуры, включающую определение ее системы норм и ценностей, степень ее встраивания в общество; ее социальные носители, теоретическое и художественное содержание; закономерности наследования культуры, последовательное развитие в духовной сфере; природу во взаимоотношениях культуры и социальной реальности; социально-территориальные особенности, соответствие национальному характеру, духовным характеристикам населения; его связь с властью, социальной и государственной системой и т.д..

Главный вывод, вытекающий из рассмотрения вопроса о связи философии и культуры, состоит в том, что в этом мире она зависит только от человека, какую культуру он создаст и в какой степени она будет облагораживать (или подрывать) его существо и возвышать (или разрушать) его дух.

Раскрывая роль философии в культуре, в жизни человека и в обществе, мы не можем применить так называемый утилитарный подход к философскому знанию и искать в нем полезности. В отличие от предметов домашнего обихода и других вещей, интеллектуальная культура не имеет непосредственного использования. Роль философии была бы лучше, чем роль серьезного искусства.

Известно, что искусство развивает человеческую чувствительность и образное (художественное) мышление. Философия формирует интеллект, развивает способность мыслить творчески и концептуально. Искусство учит находить красоту в жизни, а философия учит свободно и критически мыслить. Искусство помогает человеку генерировать воображение, а философия помогает человеку делать высокие обобщения. Поэтому, по словам И.Канта, это «законодатель человеческого разума».

Философия — это искусство мышления, которое должно помочь человеку приобрести мудрость («хороший ум») как важное интеллектуальное качество. Истинная мудрость, по словам Гераклита, заключается в том, что он «говорит правду и действует в соответствии с голосом природы». Мудрость — это знание вечных истин, которое необходимо человеку на его жизненном пути. Мудрый — это человек, который не только мыслит правильно, но и поступает правильно в жизни.

Короче говоря, миссия философии, т.е. ее социокультурная роль, заключается в том, чтобы быть особой формой знаний, интегрирующейся в ткань духовной жизни и культуры человека и общества.

Философия призвана выражать и удовлетворять конкретные, духовные устремления мыслящего человека — к неисчерпаемости мироздания, к поиску рациональных ответов на фундаментальные вопросы мировоззрения.

Философская культура личности означает знакомство с философией как особой формой познания мира и бытия человека в нем, умение применять философские знания в своей интеллектуальной и практической деятельности. Философская культура — это не только умение формулировать мировоззренческие вопросы и находить на них ответы, но и особый взгляд на мир и его восприятие. Думать философски — это воспринимать мир как единое, многообразное и живое целое и видеть себя частью этого большого целого, активным наблюдателем и участником происходящего созидания мира. Философская культура — неотъемлемая составляющая духовного мира современного человека.

Культуру третьего тысячелетия также называют информационной культурой. Это ведущее направление научно-технического прогресса. Для специалистов в области информатизации, как и для других профессий, незаменимыми качествами должны стать аналитический ум в связи с развитием «синтетического суждения» (термин И. Канта); способность к абстракции и та высшая конкретность мышления, методы мышления, которые позволяют видеть предмет, явления, процесс во всех их контекстах в процессе развития; разработка алгоритмов действий и способность к переходу в новые условия.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Развитие западноевропейской философии в XV-XVIII веках
  2. Начало философии в индии: веды, упанишады. Буддизм
  3. Вопросы демографии
  4. Жан-Жак Руссо и его философия
  5. Типы мировоззрений
  6. Индивид, индивидуальность, личность
  7. Пространство и время в философии
  8. Иоган Готлиб Фихте, представитель немецкой классической философии
  9. Анаксимандр, древнегреческий философ
  10. Формационная парадигма общественного развития как разновидность стадиального подхода к анализу истории