Для связи в whatsapp +905441085890

Иоган Готлиб Фихте, представитель немецкой классической философии — Развитие философской рефлексии, понятие «Я»

Иоганн Готлиб Фихте — немецкий философ. Он является одним из представителей немецкой классической философии и основателей группы направлений в философии, известной как субъективный идеализм, которая строилась на идеях Канта. Идеи Фихте служили своего рода мостом между идеями Канта и германского идеалиста Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Так же как у Декарта и у Канта, проблема объективности и сознания служила мотивом его философских размышлений. Фихте известен своей теорией «наукоучения».

Иоган Готлиб Фихте, представитель немецкой классической философии

Развитие философской рефлексии, понятие «Я»

Исходным пунктом философии Фихте является тезис об автономности «Я».

Фихте пришел к пониманию того, что наше осознание существования внешнего мира обусловлено осознанием своих восприятий как независимых от нашей воли и сопровождаемых «ощущением необходимости». «Действенным» здесь называется образование чувственного опыта «чистым» Я, которое, так же как и у Канта, подчиняется категориям. От «чистого» Я Фихте отличает «эмпирическое» Я, которое не осознает это «чистое» Я. Осознается «чистое» Я по его результатам, которые мы, однако, не осознаем. Если бы Я со своими восприятиями зависело от внешнего мира, то оно было бы подчинено миру (было бы его «акцидентом»), потому что ощущения побуждают наши желания. Философия Фихте.

Фихте пришел к тому, что провозгласил ощущения собственным продуктом Я, однако продуктом отчужденным, который мы, собственно, не осознаем как таковой.

По Фихте, принципом теоретически действующего «чистого» Я является спонтанное образование чувственного содержания. Оно приравнивается к действию силы представления. Вместе с тем Фихте подчеркивает, что в эмпирическом сознании, осознающем результаты деятельности «чистого» Я и считающего ее чем-то чужим, осознание самого себя связано с внешним опытом. Фихте выводит тезис: «Я полагается как определенное через не-Я», т. е. осознание чего-то внешнего предшествует осознанию самого себя. В конкретных анализах Фихте указывает на приоритет внешнего опыта, но, разумеется, после теоретического объяснения его как продукта бессознательной деятельности самого Я.

Согласно Фихте, объяснение реальной жизни возможно лишь на основе практических отношений Я к миру. Поэтому предшествующий вариант «теоретического наукоучения» должен быть дополнен изложением «практического наукоучения», в котором отстаивается тезис о том, что к осознанию предметного характера реальности субъект приходит при посредстве биологических и трудовых отношений к миру (здесь мы видим большой сдвиг в понимании практических отношений по сравнению с Кантом). Видя недостаточность созерцательного сознания, Фихте пытается его объяснить на основе «практического» отношения к миру. Итак, является верным то, что Фихте сознавал, что «бытие для нас» предметов значит больше, чем присутствие, чем содержание в сознании, что в нем содержится практическая настоятельность предметов относительно биологического организма и их «сопротивление» влечению до сих пор не осознанного Я, которое бы их освоило.

Субъективным выражением противоречия между тенденцией к расширению собственной власти (которая присуща Я) и между ее ограничением, вызванным сопротивлением внешних предметов, является стремление преодолеть ограничение, которое давит на Я извне, и сделать внешнюю реальность самой собой. Разумеется, эта тенденция сдерживается «сопротивлением» внешних предметов, которое вызывает в Я ощущение ограничения и страха.

Право, как условие самопознания по Фихте

В философии права Фихте обсуждает вопрос о возможности реализации человеческой свободы. В философии права Фихте выводит понятие человеческого тела, которое, в отличие от других тел природы, не является только продуктом теоретических способностей — в противном случае тело было бы только феноменом, и невозможно было бы, к примеру, считать нарушением права телесное повреждение, нанесенное другому лицу. Тем самым Фихте устанавливает чисто практический характер человеческой чувственности, видя в ней не продукт природы, а орудие целесообразной человеческой деятельности.

Свобода, по мнению Фихте, невозможна вне правового состояния, — последнее необходимо отличать от состояния естественного, в котором никакая свобода не может быть реализована. Фихте подчеркивает, что в этом вопросе он следует за Кантом, который в трактате «К вечному миру» разделяет «естественное право» и «естественное состояние».

Фихте убежден, что правовая сфера не может быть произведена из нравственной: она занимает как бы особое — промежуточное — положение между законами природы и нравственными законами.

Правовой закон, по его мнению, требует, чтобы человек, живущий в обществе с другими людьми, ограничивал свою свободу, позволяя тем самым осуществлять свою свободу всем остальным. Но правовой закон при этом не требует, чтобы человек жил в обществе именно данных людей: каждый имеет право жить в том государстве и обществе, в каком он хочет. Но, живя в определенном государстве, он уже тем самым дает согласие соблюдать законы данного государства.

Этот довод предполагает, что государство является как бы результатом договора между его гражданами, и, соблюдая условия договора, каждый обязан либо подчиниться принятым законам, либо избрать себе другое государство, законы которого ему более близки.

Это — либерально-индивидуалистическая концепция государства, основанная на принципах общественного договора, широко распространенная в XVIII в. С таким пониманием государства и отношения к нему индивида тесно связана идея Канта о «праве всемирного гражданства»., в духе которой и Фихте строит государственно-правовую теорию в первый период своего творчества

Политические взгляды И. Фихте

Политические взгляды Фихте в чем-то схожи со взглядами Локка. Он также признает права на жизнь, свободу и собственность. Как и Локк, он видит в собственности одно из прирожденных прав личности, которое обязано охранять государство.

Фихте требовал равенства всех людей, которое должно быть не только юридическим, но и экономическим. В современном государстве, по мнению философа, такого равенства нет: не каждый получает в собственность то, что он должен иметь по праву, так как другие взяли себе больше, чем приходилось на их долю. В будущем государстве разума должна быть, согласно Фихте, устранена случайность вступления во владение собственностью: каждому должно быть предоставлено то, что ему полагается по праву; все должны быть равны не только формально, как собственники, но и по размеру принадлежащей им собственности.

Фихте считал, что земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает. Собственность на вещи означает только право препятствовать всем остальным людям воздействовать на них. Более того, если говорить не о землевладельцах, а о ремесленниках и предпринимателях, то в этом случае тем более ясно выступает принцип собственности, как его понимает Фихте; здесь право собственности на деятельность может осуществляться даже без какой бы то ни было собственности на вещи.

Характерная особенность фихтевской теории — настаивание на том, что собственность — это не столько результат деятельности, сколько ее условие и предпосылка. В самом деле, если собственность понимается как вещь, как внешний объект, то в нем воплощена прошлая деятельность. Если же собственность — это право на деятельность, то она призвана служить обеспечением будущей деятельности, ее условием и гарантом.

В идеальном государстве Фихте должна быть не только поровну распределена сфера свободной деятельности между отдельными, но и обеспечена для всех возможность реализовать эту деятельность. Принцип деятельности, на котором строится вся философия Фихте, предполагает, что источник благосостояния — труд.

Условием благосостояния государства должно стать разделение труда, глубочайшая профессионализация ремесел и промыслов, и вот тут и должна сказаться активная роль правительства: оно призвано регулировать этот до сих пор по большей части стихийно протекавший процесс. Для сохранения равенства и социальной справедливости нельзя допускать, чтобы нарушалось «равновесие промыслов», ибо те, чьи изделия пользуются спросом, превышающим предложение, могут продать свой товар по цене выше его стоимости и таким образом окажутся в привилегированном положении по сравнению с остальными. Экономический рычаг такого регулирования — свободную конкуренцию — Фихте справедливо признает главным источником социального неравенства, а потому единственным средством сохранить равновесие профессий считает соответствующую политику государства.

Регулирующая функция государства только тогда может достигнуть поставленной цели, если оно, как сказано, сумеет оградить национальную экономику от каких бы то ни было внешних связей и контактов.

Учение о свободе

Фихте ставит философию Канта очень высоко. Прежде всего, учение о свободе. Фихте полагал, что Кант вполне доказал реальность свободы. Человек в своей деятельности абсолютно свободен и не связан никакими эмпирическими условиями. Человек должен действовать в соответствии с принципом долга без оглядки на эмпирические условия (перекликается с протестантской этикой первых десятилетий протестантизма, безудержная активность).

Фихте, обосновав принцип свободы, приходит к выводу, что надо отказаться от вещей в себе, несовместимых с человеческой свободой. Как только убрал вещи в себе, устранил дуализм, перешел на монистическую позицию, последовательно субъективно-идеалистическую. Фихте и Канта пытался убедить, что понятие вещи в себе не нужно для Канта. Фихте обзывает его недоумком, «три четверти головы» в письме к третьему лицу. Сам Фихте мыслит последовательно. Есть только Я — позиция субъективистская.

«Моя система — первая система свободы. Моя система освобождает от вещей самих по себе».

Главной проблемой этики Фихте считал противоречие между необходимостью и свободой. Под влиянием Спинозы он признает, что воля человека и вся его духовная деятельность вообще детерминированы, так же как и физическая природа человека.

Человек подчинен закону причинной обусловленности не только как часть или явление природы, но и как субъект гражданской истории. Эта обусловленность настолько необходима, что все называемое нами случайным оказывается лишь видимостью случайности и объясняется недостаточным познанием. Однако всеобщий характер необходимости, действующей в истории, не исключает, по Фихте, возможности свободы Свобода состоит не в упразднении естественной и исторической необходимости, а в добровольном подчинении индивида законам и целям развития человеческого рода. Подчинение это основывается на познании самой необходимости

Мысль о том, что условием свободы может быть не отмена необходимости, а только действие, основанное на познании необходимости, не была нова.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Жан-Жак Руссо и его философия
  2. Типы мировоззрений
  3. Современная философия
  4. Индивид, индивидуальность, личность
  5. Пространство и время в философии
  6. Анаксимандр, древнегреческий философ
  7. Формационная парадигма общественного развития как разновидность стадиального подхода к анализу истории
  8. Блез Паскаль
  9. Корни философской культуры древней руси
  10. Чарльз Пирс как основоположник прагматизма