Для связи в whatsapp +905441085890

Специфика процесса воспитания и его особенности — Закономерности и принципы воспитания

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и социальных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих спонтанно или в соответствии с определенными целями. При этом сам человек не является пассивным существом, он выступает как субъект собственного образования и развития.

Термин «образование» используется в широком и узком смысле. Образование в широком смысле рассматривается как социальное явление, влияние общества на человека. В этом случае образование практически приравнивается к социализации. Под воспитанием в узком смысле понимается специально организованная деятельность педагогов и учащихся по реализации целей воспитания в педагогическом процессе. В этом случае деятельность учителя называется образованием.

Определение понятия «образование» имеет ряд трудностей: во-первых, чрезвычайная сложность самого образовательного процесса; во-вторых, невозможность отделить образовательный процесс от комплекса жизнедеятельности (процесса социализации, обучения и психологического становления личности); в-третьих, неопределенность результата, самого образования (его структура сложна и нестабильна). Процесс образования — это многофакторное явление. Необычное определение образования можно найти в «Педагогической энциклопедии» А.В. Мудрика: «Образование — это общественное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека». В определении отсутствует реальный акт педагогического воздействия на ребенка и его взаимодействие с воспитателем.

Воспитание — это формирование воспитуемого индивида в условиях полного влияния воспитателя на воспитанника при их активном взаимодействии в процессе формирования, воспитания и развития личности. Решающим фактором в образовании является целенаправленное воздействие, но не само воздействие.

Важной категорией в педагогической теории образования должна быть «образованность».

Образование — это результат воспитания, представленный как устойчивая система ценностей, определяющая все социальные отношения индивида. Таким образом, процесс образования — это последовательная смена образовательных состояний, которая приводит к изменению личности человека.

Смысл существования предков человека задавался их мировоззрением. На первый взгляд, образование первобытных народов было бессистемным, спонтанным, оно не было функцией и проявлялось в традициях и фольклоре. Семья всегда была основой социального воспитания.

Первоначально педагогическое мышление формировалось в виде отдельных суждений и высказываний — своеобразных педагогических заповедей. Более того, образ жизни родителей сам по себе был воспитанием. До появления письменности мнения имели устное употребление и дошли до нашего времени в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений.

Вежливые манеры в обществе были неотъемлемой частью нравственной культуры людей, их воспитательных взглядов. В старославянском языке мы не найдем ни одного бранного слова. Поэтические нравственные правила можно найти в «Поучении» детям Владимира Мономаха. Позже появились другие образовательные и воспитательные учреждения.

Исторически сложившиеся типы образования развивались в рамках соответствующих типов культуры. Таким образом, первый исторический тип воспитания, основанный на стимулировании детей к воспроизведению деятельности взрослых, обязательный и коллективный, соответствует первобытной культуре.

Становление цивилизации определило другой тип образования, который был обусловлен социально-экономическим неравенством, разделением труда и, соответственно, различными педагогическими задачами. Историческое разнообразие образовательных моделей зависит от особенностей местной цивилизации, культурной типологии и национальной специфики.

Восточный культурный тип определил восточный тип воспитания, основанный на примате общества над личностью, строгом следовании традициям и канонам, ограничении независимости ума и свободы личности. В то же время педагогическая традиция Востока рассматривает человека как единство чувств, воли и разума, но подчиненное социальным и религиозным нормам.

Специфика процесса воспитания и его особенности - Закономерности и принципы воспитания
Специфика процесса воспитания и его особенности — Закономерности и принципы воспитания

Закономерности и принципы воспитания

Для практики образования наиболее важно связать закономерные отношения эффективности образовательного процесса с теми компонентами, которые влияют на качество образования. Степень эффективности зависит от:

1) сложившиеся образовательные отношения. Влияние на человека осуществляется через его отношение ко всему окружающему, а в ходе учебного процесса формируются взгляды, позиции студента;

2) соответствие цели и организация действий, способствующих достижению этой цели. Если организация, то есть сеть отношений, условий, эффектов и методов работы не соответствует цели, образовательный процесс не будет успешным;

3) Соответствие правил и практик социального поведения;

4) условия, в которых человек получает образование.

5) интенсивность самообучения

6) эффективность развития и обучения

7) интенсивность и качество отношений между самими студентами

8) интенсивность воздействия на психическую сферу ученика

9) качество педагогического воздействия.

Историческая и мировая практика показывает, что основная цель образования определяется как формирование всесторонне развитой личности, способной к самореализации в современном обществе и приумножению культурных ценностей в будущем. Нравственное, интеллектуальное, трудовое, физическое, гражданское и экологическое воспитание направлено на гармоничное развитие личности.

Педагог решает воспитательные задачи, эффективность которых зависит от многих факторов и условий, от последовательности и логики применения комплекса методов. Принципы воспитания могут выражать нормы человеческого поведения, необходимые для обогащения социального опыта; они могут служить конкретной задачей и помогать учащимся судить и понимать свои собственные поступки.

Формы обучения могут быть в виде команды, указания, просьбы, подсказки, с целью выявления интереса ученика, его опыта. Среди основных принципов воспитания следует назвать принцип гуманизации, который требует создания наиболее благоприятных условий для становления и развития способностей личности, ставя в центр педагогического процесса воспитание ребенка, развитие самой личности.

Принцип совместной деятельности учителя, ученика и родителей играет самую важную роль в современных условиях. В этом случае создается единая, целенаправленная образовательная среда. Также важными в педагогике являются принципы связи школы и жизни, учитывающие индивидуальные и возрастные особенности. Особенно важна роль принципа опоры на положительное в человеке, потому что положительное не так хорошо видно, как отрицательное. Особенно важно помнить об этом при работе с «трудными» детьми.

Процесс воспитания строится на ряде взаимосвязанных принципов и требует постоянного творчества со стороны воспитателя; он основан на общественной ориентации воспитания; он основан на связи воспитания с жизнью, с трудом. Принципы образования должны строго выполняться на практике. Основных принципов не существует, так как все они имеют одинаковое значение.

Образование — это процесс передачи знаний и культурных ценностей, накопленных поколениями. Система образования всех уровней и типов аккумулирует интеллектуальный и нравственный потенциал страны Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учебник. В 2 частях. — М., 2002.

Социокультурная традиция оказывает существенное влияние на формирование характера человека, стиля поведения, ценностей, стремлений и интересов, т.е. на принятый в обществе образ жизни, а также на развитие различных форм жизнедеятельности (трудовой, профессиональной, общественно-политической, семейно-бытовой) и на развитие психического потенциала человека к творчеству.

В различных социально-политических условиях образование выступает в качестве стабилизирующего фактора между новыми социальными идеями и идеями предыдущих поколений, позволяет определить преимущества и недостатки действий обоих поколений и способствует адаптации человека к новым условиям.

Воспитание и его место в структуре образовательного процесса

Образование как педагогическое явление является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса как деятельности, в ходе которой осваивается система знаний наук и соответствующих умений и навыков, закладываются основы мировоззрения, развиваются познавательные силы, творческие способности и эмоционально-волевая сфера личности, нравственные качества и привычки поведения Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания : учебник / Л.И. Маленкова. М., 2002.

Целостная структура образовательного процесса тесно взаимодействует с двумя взаимосвязанными и в то же время относительно независимыми процессами:

1) Образование — целенаправленная, специально организованная деятельность, направленная на передачу подрастающим поколениям (преподавание) и усвоение ими (обучение) совокупности знаний, воспитание на этой основе умений и навыков, развитие познавательных и творческих способностей;

2) воспитание — целенаправленная, специально организованная деятельность, направленная на формирование у подрастающего поколения системы личностных качеств на основе усвоения норм и правил поведения, принятых в обществе.

Взаимосвязь образовательного и воспитательного процессов в целостной структуре образовательного процесса выражается в нескольких аспектах.

  1. оба процесса происходят в рамках одного образовательного учреждения (детский сад, школа, гимназия, колледж, профессиональное училище, университет, учреждение дополнительного образования и т.д.), осуществляются одним и тем же человеком (учителем) и направлены на достижение общей цели — подготовку человека к активной жизни в обществе.
  2. воспитание всегда включает в себя элементы обучения, поскольку, обучая знаниям о нормах поведения (нравственное воспитание), достижениях человеческой культуры (эстетическое воспитание), разнообразии видов профессиональной деятельности (трудовое воспитание) и т.д., обучая навыкам поведения в конкретных жизненных ситуациях, учитель также воспитывает человека.
  3. в процессе обучения, направленного на приобретение научных знаний, всегда присутствует педагогический аспект (недаром в любой форме обучения намечается педагогическая цель), который реализуется через содержание учебного материала, методы его изложения, характер педагогического взаимодействия преподавателя и студента.

Обучение и воспитание — это самостоятельные процессы, каждый из которых имеет свою определенную цель в целостной структуре образовательного процесса. Цель процесса обучения — передача знаний, умений и навыков, то есть формирование интеллектуальной культуры личности; цель процесса воспитания — освоение норм поведения, то есть формирование поведенческой культуры личности. Образовательный процесс строго регламентирован, так как имеет четкие временные рамки (учебный год, четверть, учебный день, урок), осуществляется на основе обязательных учебных планов, его результаты измеряются на основе четких стандартов оценки; образовательный процесс не имеет четкой регламентации, во многом хаотичен, не ограничен во времени, не имеет конкретных качественных и количественных показателей. Хотя процессы обучения и воспитания работают с общим понятийным аппаратом (цели, содержание, принципы, методы, формы, средства), конкретное содержание этих категорий в теории воспитания различно.

Сущность эстетической культуры индивида

Прогресс человечества во всех сферах жизни, результаты проявления творческой энергии и инициативы людей, ярко представленные в достижениях мировой культуры, логически связаны с уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты. Другими словами, формирование эстетической культуры у отдельного человека является условием эффективного развития всего общества.

Решение проблемы нашего исследования потребовало, прежде всего, анализа сущности понятия «эстетическая культура». Этот анализ возможен только на фоне и в процессе раскрытия таких категорий, как «эстетика» и «культура».

Мы рассматриваем эстетику как науку о прекрасном, об общих законах художественного творчества, об эстетическом отношении человека к действительности, как теорию художественного познания.

Культура понимается как выражение единства человека с природой и обществом, как характеристика развития его творческих сил и способностей.

Культура включает не только субъективные результаты человеческой деятельности (машины, технические сооружения, результаты знаний, произведения искусства, права и морали и т.д.), но и субъективные человеческие знания и умения индивида, его способности, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, методы и формы взаимного общения людей в коллективе и в обществе.

Культура как совокупность материальных и духовных ценностей является сложным и противоречивым результатом социальной деятельности, воплощенным как в материальных объектах, так и в бытии людей.

Юрий Лотман рассматривает культуру «как деятельность людей по воспроизводству и обновлению общественного бытия и содержащихся в этой деятельности продуктов и результатов» (38, с. 23).

Сторонники деятельностной концепции (М. Каган, Э. Маркарян) считают, что аксиологическая концепция интерпретации культуры заключается в исчислении сферы человеческого бытия, которую можно назвать миром ценностей (26, с. 78. По их мнению — культура есть диалектически реализуемый процесс в единстве его объективных и субъективных моментов, предпосылок и результатов.

Они уточняют деятельностный подход к культуре двумя способами: один рассматривает культуру в контексте формирования личности, другой характеризует ее как универсальное свойство социальной жизни.

Итак, культура — это исторически конкретный набор тех методов, процедур и норм, которые определяют уровень и направление человеческой деятельности.

Культура — это открытая система, разрывающая и корректирующая энергию действующего человека, что невозможно без реального культурно-исторического созидания, творчества. Подъем культурного поиска — это создание «своего» мира, который вбирает в себя «внешний», но отвечает ему уникальностью, неповторимостью.

Сегодня мы все должны признать, что культура вступила в качественно новый этап развития. Возникает новая ситуация во взаимодействии культуры и социальной сферы. Культура выступает в качестве динамической силы, формирующей жизнь общества, и оказывает огромное решающее влияние на развитие общественных отношений. В этом смысле учреждения культуры должны стать важным средством повышения органичности социального и культурного развития.

По словам М.Й. Абзалова, эстетическая культура — это система эстетических потребностей личности, которая относится к духовной жизни человека. Сущность эстетической культуры человека заключается не в наличии набора стереотипов отношения к красоте, а в готовности и способности к художественно-эстетическому восприятию, переживанию и творчеству (2, с. 58).

Эстетическая культура — это высокий уровень развития у человека системы эстетических знаний, взглядов, представлений, переживаний, чувств, потребностей, вкусов и эстетической деятельности.

Эстетическое воспитание младших школьников как важнейшее условие развития личности

Н.А. Добролюбов придавал большое значение эстетическому воспитанию детей. Крупнейший представитель русской педагогики 19 века. К.Д.У. Эстетическое воспитание играет важную роль в формировании мировоззрения подрастающего поколения, призвано развивать нравственно-эстетические качества и творческие способности детей, их вкусы, идеалы, культурные запросы. В процессе эстетического воспитания у молодежи формируется отношение к действительности и искусству, которое перерастает в творческую деятельность по законам красоты, готовность бороться за прекрасное в жизни.

В средние века среди методов обучения в византийской школе были популярны состязания по риторике среди школьников. Для овладения искусством риторики требовались достаточно широкие знания. Учащиеся изучали поэмы Гомера, произведения Эсхила, Софокла и Еврипида. Литература была важнейшим источником образования. Ведущим направлением константинопольской школы было освоение античного наследия. Учебный план включал метафизику как метод познания природы, философию, теологию, медицину, историю, этику, политику, юриспруденцию.

Позднее европейское Средневековье было выдающимся периодом в истории мировой культуры и педагогической мысли, отмеченным гуманистическими идеями эпохи Возрождения. Гуманистов привлекали свобода, выразительность и красота классической литературы. Классическая литература превратилась из материала для обучения в источник воспитательных идеалов. В классическом наследии стремились почерпнуть то, что было утрачено — традицию воспитания физически эстетически развитого человека.

В Русском государстве главными центрами культуры, книжности и образования были монастыри. Они находились в наилучших условиях, поскольку церковь была освобождена от повинностей и уплаты дани в Орду.

Реформы Петра в области образования и воспитания вызывали глухое и явное недовольство. Один из первых представителей российского образования В.Н. Татищев разделил науки и знания на необходимые (домоводство, нравственность, религия), полезные (письменность, красноречие, иностранные языки, математика), щегольские (поэзия, музыка, танцы), любопытные (астрология, алхимия) и вредные (колдовство, черные искусства).

Приоритетом школьной политики во второй половине XVIII века было удовлетворение культурных и образовательных потребностей дворянства. Избавившись от обязательной службы, дворяне стремились заполнить свой досуг знакомством с культурными достижениями Европы. Возросло стремление к новому западному образованию. Если при Петре I действовала обязательная программа, согласно которой дворяне должны были приобретать знания в области науки и техники, то при Екатерине 11 в соответствующих школах учились только дети мелкопоместных дворян. Дворяне предпочитали учиться светским манерам и наслаждаться театром и другими искусствами.

Во время правления Николая I система образования и школьная политика претерпели важные изменения. Правительство было уверено в своем безраздельном праве руководить школьным делом. Ему была чужда идея свободы просвещения и образования.

XX век принес отечественной системе гуманитарного образования множество уроков, часто с прямо противоположными заявленным идеям результатами. Особое место в ней занимает эстетическое воспитание. Если вектор его стратегии как процесса постижения истины, добра и красоты не вызывал сомнений, то линии образовательной и педагогической тактики были весьма зигзагообразны.

Начиная с 1930-х годов, эстетическое движение стало приходить в упадок, постепенно принимая прагматическую ориентацию на подготовку узких специалистов. В педагогике стали процветать технократические идеи, и столь громко провозглашенное эстетическое воспитание становилось одним из самых игнорируемых аспектов развития личности.

Теоретическое осмысление проблем эстетического воспитания сопровождалось развитием студийного движения в стране: появились хоровые, балетные, театральные художественные студии, а затем на их базе были созданы музыкальные и художественные школы, школы искусств. К концу 60-х годов сложилась структура эстетико-воспитательного воздействия в детском саду.

Специфика культурно-досуговой деятельности детей

В рамках культурно-досуговой деятельности значение эстетического фактора является одним из центральных, однако ценностное преобразование личности человека средствами социально-культурной деятельности — очень сложный и многогранный процесс. Вопросы, связанные с изучением личности, привлекают внимание философов и экономистов, социологов и юристов, педагогов и психологов, искусствоведов и представителей многих других отраслей науки. Философов, например, интересует личность как часть классов и общества в целом, политэкономов — как производитель и потребитель ценностей в системе общественных отношений, психологов — с точки зрения изучения закономерностей проявления и формирования различных аспектов ее внутреннего, духовного мира и т.д. В то же время такое разделение аспектов изучения человеческой личности между различными науками не исключает их тесной, можно сказать органической, взаимосвязи, поскольку личность представляет собой сложное, но целостное образование.

Системный подход к решению проблемы психолого-педагогической организации досуга детей предлагает целостное рассмотрение проявлений, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности, их соотношение в деятельности свободного выбора; при этом необходимо учитывать особую значимость эмоциональной сферы во всех видах деятельности. Ведь эмоциональность опрашивает все досуговые мероприятия и все формы общения в соответствующих тонах. (19, с.21)

Преобладание эмоций в досуге и подчинение радостям, развлечениям как интеллекта, так и воли диктуется основным назначением «досуговой» деятельности дать человеку физиологический, психологический отдых, разрядку, отключение от трудовых и бытовых проблем. Активный отдых допускает разнообразные переключения от обязательных дел к необязательным, от серьезных к веселым, от умственных к физическим, от познавательных к развлекательным от пассивного к активному отдыху. И, наоборот, необходимо опираться на типичные для культурно-досуговых учреждений «схемы переключения» и способы эмоциональной и иной разрядки, имеющие психофизиологическое значение для детей.

Создавая различные программы досуга для детей, чередуя виды деятельности в свободное время, необходимо соблюдать временные, энергетические и другие ограничения, продумывая определенный набор переключений с одного вида деятельности на другой. Нарушение меры в любом виде деятельности (концерты, игры, праздники и т.д.) превращает ее в утомительную, а значит, непригодную для отдыха. Следовательно: много хорошего — это тоже плохо, ведь не всегда чем ярче, тем лучше, есть и свои пределы, когда мероприятие становится утомительным и даже начинает раздражать.

Современные культурно-досуговые учреждения имеют еще один важный специфический аспект в использовании эмоциональной сферы человека — создание гармонии внешних условий с внутренними, глубинными эмоциями людей. Чтобы общая эмоциональная реакция на свет, звук, декорации гармонировала и вызывала глубокие нравственные и эстетические чувства.

Не должно быть в учреждении культуры, когда уют и эстетическая выразительность помещения противоречат бессодержательности мероприятий и устарелости их форм. На фоне плохо организованных мероприятий даже хороший дизайн только усугубляет ощущение бессодержательности. А негативные аспекты дизайна только усиливают отсутствие содержания. Таким образом, необходимо стремиться к формированию целостной культурно-досуговой среды, влияющей на характер и содержание досуговых программ и вызывающей у людей потребность в активном участии в них.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность
  2. Нравственное воспитание – цели, особенности, методы
  3. Обучение как средство умственного воспитания дошкольников
  4. Основные принципы воспитания
  5. Образование в педагогическом процессе
  6. Сущность и специфика педагогического исследования
  7. Педагогический дискурс логопеда
  8. Надежда Константиновна Крупская, российская революционерка, советский государственный партийный деятель
  9. Анализ содержания работы по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних
  10. Особенности нравственного воспитания младших школьников