Для связи в whatsapp +905441085890

Связь виктимности и самооценки в период взрослости

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Изучение особенностей проявления агрессии
  2. Исследование уровня тревожности у учащегося ВУЗа
  3. Особенности супружеских конфликтов
  4. Психологическая готовность старшеклассников к будущей профессиональной деятельности
  5. Самооценка младших подростков в зависимости от степени привязанности ребенка членам его семьи
  6. Психологические корни рака
  7. Влияние психологической готовности ребенка на успешность адаптации к школьному обучению
  8. Взаимосвязь самооценки и уровня школьной тревожности у младших школьников
  9. Образ реального и идеального руководителя оптовой фирмы
  10. Психология ревности

Введение

Статья посвящена сложной и значимой проблеме исследования взаимосвязи между самооценкой и уровнем личностной тревожности в среднем возрасте.

В результате многочисленных теоретических и эмпирических исследований, проведенных в отечественной и зарубежной психологии на тему самооценки, возникла идея о том, что самооценка влияет на все аспекты человеческого существования.

С.Л. Рубинштейн (1973), Л.И. Божович (1955, 1979, 1995); А.И. Липкина и др. (1968); А.Н. Леонтьев (1975); И.И. Чеснокова (1977); В.В. Столин (1983), I. С. Кон (1987, 1989); Р. Бернс (1986); К. Роджерс (2007); Л.В. Бороздина; О.Н. Молчанова (1990, 1997, 2001); О.Н. Молчанова (2006); и многие другие.

Наиболее перспективной представляется модель самооценки, предложенная Л.В. Бороздиной, в которой самооценка включена в структуру уверенности в себе и определяется как оценка человеком себя по определенному признаку или оценка своего потенциала в целом.

Самооценка — это сложный конструкт, и в жилой психологии она рассматривается в контексте развития уверенности в себе и является, прежде всего, темой психологии старения. В психологии чужих людей проблема самооценки является предметом социально-психологического анализа, так же как и в психологии образования.

Изучение проблемы самооценки очень важно с точки зрения практической психологии — как в области психотерапии, так и в области психологического консультирования.

Что касается проблемы тревожности, то ни одна психологическая проблема не переживала таких взлетов и падений в своем изучении, как проблема тревожности. В российской психологии период активных исследований тревожности пришелся на 1970-е и начало 1990-х годов. Несмотря на большое количество исследований, мы имеем дело с широким спектром мнений при определении тревожности. Неоднозначность термина «тревога» в психологии является следствием его использования в разных значениях. Это как временное психическое состояние, вызванное стрессорами и фрустрацией социальных потребностей, так и особенность личности и мотивационных конфликтов.

Наиболее приемлемым является взгляд, предложенный Спилбергером, который различает тревожность как состояние и как черту характера. Его разделение тревожности на ситуативную тревожность (СТ) и личностную тревожность (ЛТ), которое было повторено и расширено Н.Д. Левитовым до тревожности как хронической черты характера, получило признание как в теории, так и в экспериментальной и диагностической практике.

Вопрос об этиологии тревоги очень важен. В настоящее время выделяют два типа источников стойкой тревоги, один из которых — длительные внешние стрессовые ситуации, приводящие к частому переживанию тревоги (Khanin, Spielberger, 1983), а другой — внутренние-психологические и/или/психофизиологические причины.

История идей о том, как люди оценивают себя

Понятие «самооценка» в психологии сформировалось не сразу. Ученые постепенно углубляли и расширяли эту концепцию. Одним из первых исследователей, изучавших проблему «самости» в психологии, и основоположником разработки проблемы самооценки был Уильям Джеймс (1890). Согласно пониманию Джеймса, самооценка — это эмоциональное образование; он рассматривает самооценку как неудовлетворенность или удовлетворенность субъекта собой. У. Джеймс понимал самооценку как самовосприятие.

Психоаналитическое течение, раскрывая структурный компонент своей собственной теории личности, специально не изучало самооценку. Однако в работе К. Хорни (2004) есть свидетельства о двух способах обращения к самооценке. Во-первых, она считает, что источником сложных переживаний — страхов и тревог — является постоянная потребность сравнивать себя с другими, притязания, с одной стороны, и реалистичная оценка возможности собственной неудачи или успеха других, с другой. Во-вторых, идеализированная самооценка обсуждается как тип невротического конфликта. Идеализированная оценка приводит к искаженному «образу себя», не позволяет невротику по-настоящему понять и принять себя. Причины таких конфликтов автор видит в неудачном развитии отношений в детстве.

Карл Роджерс, известный своей разработкой «клиент-центрированной терапии», утверждал, что главной проблемой в жизни каждого человека является понимание и принятие самого себя.

Роджерс утверждает, что в процессе «клиент-центрированной терапии» происходит уменьшение различий между «Я-реальным» (то, что я есть сейчас) и «Я-идеальным» (то, чем я хотел бы стать). После терапии уменьшается внутреннее напряжение, решаются многие эмоциональные проблемы, в представлении о себе появляется больше внутреннего спокойствия, самопринятия, самопонимания и большей ответственности за свои действия.

«Новый взгляд на личность был предложен представителями символического интеракционизма Ч. Кули и Д. Мид предложил. Они рассматривали личность в рамках социального взаимодействия. Кули был первым, кто указал на важность субъективно интерпретированной обратной связи, которую мы получаем от других людей, как основного источника данных о нашем собственном «я». «Я — как — я — вижу — других» и «Я — как — я — вижу — себя» весьма схожи по содержанию. Восприятие человеком того, как его оценивают другие, существенно влияет на его «Я-концепцию». В этом заключается суть теории зеркального «я», предложенной Кули в 1912 году. Согласно позиции Д. Мида, индивид воспринимает себя в соответствии с характеристиками и ценностями, приписываемыми ему другими. В этом случае именно общество определяет форму и содержание процесса формирования Я-концепции».

Оценки других выступают в качестве значимых факторов, влияющих на самооценку человека, но не предопределяющих ее.

Школа К. Левина также изучала проблему самооценки. В этом направлении изучались мотивы, потребности, степень влечения и их динамические связи. Полученные в школе Левина данные стали началом большого количества клинико-диагностических исследований, направленных на изучение личности: ее самооценки, уровня стремлений. Это направление признает взаимосвязь между уровнем самоуважения и уровнем устремленности, а также рассматривает несоответствие между уровнем самоуважения и уровнем устремленности как один из источников эмоционального напряжения, своего рода внутриличностного конфликта.

Таким образом, первым серьезным теоретиком проблемы самоуважения стал Уильям Джеймс. В начале 20-го века изучение этой проблемы переместилось из психологии в социологию. Новый взгляд был предложен представителями символического интеракционизма (Кули, Мид). Психоаналитическое течение, раскрывая структурный компонент своей теории — «Я» или самость, отождествляемую с сознанием, — не занималось специально изучением самооценки, но в работах К. Хорни встречаются упоминания двух видов на тему самооценки. Теоретические разработки в области изучения «Я-концепции» личности в работах К. Роджерса, представителя гуманистической психологии, во многом повлияли на современное состояние проблемы самооценки.

Современная концепция самоуважения

Развитию современной концепции самооценки посвящены работы Липкиной (1968), Сафиной (1975), Чесноковой (1977), Столиным (1983), Захаровой (1989), Бороздиной (1999), Молчановой (2006) и др.

Проблеме самооценки уделялось и продолжает уделяться достаточно много внимания в отечественной психологии. Например, Липкина и Рыбак (1968) рассматривают самооценку в учебной деятельности; Сафин (1975) изучает стабильность самооценки и механизм ее поддержания. Конечно, в каждом из этих экспериментальных исследований поднимаются и решаются вопросы теории самооценки.

Но есть и исследования собственно теоретического плана, хотя их значительно меньше: в них разрабатываются вопросы социально-психологической природы и нравственных основ самооценки, ее структуры и роли в психологической жизни личности (Ананьев, 2001; Рубинштейн, 1973, 2006; Бороздина 1999; Сидоров, 2006 и др.)

Необходимо обратить внимание на отсутствие единого определения самооценки как в зарубежной, так и в отечественной психологии, часто авторы используют разные термины для обозначения одного и того же явления: Самооценка (самоуважение), самооценка (самовосприятие), самопринятие (самопринятие), самооценка (самооценка, обобщенная самооценка), самооценка (самоконцепция, самоотношение), самооценка (декларируемая, общественная самооценка) и т.д. Очень часто под одним термином подразумеваются различные психические образования, но подробных определений не предлагается.

Известно, что человек становится личностью только через совместную деятельность и общение с другими людьми. Через деятельность и общение он получает важные ориентиры поведения. Исследования показали, что молодой человек в семье учится оценивать себя, но пока по-своему, доступным для ребенка способом.

Ю.Б. Гиппенрейтер отмечает: «В детстве мы узнаем о себе только из слов и взглядов близких нам людей. В этом смысле у ребенка нет внутреннего видения. Его образ себя строится извне; рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким его видят другие, более того, позитивное отношение к себе — основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него».

Бороздина и Молчанова провели многочисленные исследования, показавшие, что принятие оценок зависит от ряда факторов, таких как высокая компетентность и статус значимых других, привлекательность группы, степень согласия между желаемой и фактической самооценкой, степень доверия к «источнику» оценки и т.д.

Сущность самооценки проявляется не только в отношении к другим людям, но и в отношении к самому себе. Каждый из нас, сознательно или бессознательно, часто сравнивает себя с другими, и в результате вырабатывает достаточно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, то есть формирует «набор самооценок». Карл Роджерс, в частности, пришел к выводу, что «большинство людей, которых он знал, презирали себя и считали, что они ни на что не способны и не могут быть любимы». Джон Пауэлл пошел дальше в своих рассуждениях: «У всех нас есть комплекс неполноценности, — писал он, — те, у кого его вроде бы нет, только притворяются». «Умственная копилка ребенка работает непрерывно, и чем он младше, тем более неизгладимое влияние оказывает то, что мы бросаем в нее. Иногда мы перестаем заботиться о том, что накапливается в «сокровищнице» самооценки».

Влияние окружающих на формирование самооценки становится еще более важным, если рассматривать сущность коммуникативной потребности человека как «стремление познать себя с помощью партнера». Такое видение имеет поддержку и сегодня. Исследователи изучают не только природу самооценки, но и ее проявления. В частности, Морис Розенберг, наблюдавший за юношами школьного возраста, показал, что те из них, кто страдает от низкой самооценки, особенно уязвимы и чувствительны ко всему, что так или иначе затрагивает их самооценку. Молодых людей с низкой самооценкой беспокоит мнение окружающих, они чувствуют себя неловко в общении, заранее уверены, что у всех о них плохое мнение.

Продольные исследования С. Куперсмита, изучающие влияние высокой, средней и низкой самооценки на группу мальчиков от подросткового возраста до взрослой жизни в течение 8 лет, показали, что мальчики с высокой самооценкой характеризовались как активные, экспрессивные, в целом успешные в учебе и социальных отношениях, лидеры в дискуссиях, не отягощенные тревогой и т.д. Они не были озабочены внутренними проблемами и гораздо реже страдали от психосоматических расстройств. Куперсмит обнаружил, что отношения с родителями и стили воспитания у мальчиков с высокой самооценкой значительно отличаются от отношений в семье и стилей воспитания у мальчиков с низкой самооценкой.

Была предпринята попытка разработать структурную и динамическую модель самооценки. По их мнению, самооценка функционирует в двух основных формах — общей и частной (частичной или специфической). Частичные самооценки отражают оценку субъектом своих конкретных проявлений и характеристик. Автор понимает общую самооценку как иерархическую систему частных самооценок, которые находятся в динамическом взаимодействии друг с другом.

Известно, что самооценка является основным средством саморегуляции. Поскольку она формируется в процессе деятельности, самооценка рассматривается на разных ее этапах. Самооценка, отражающая этап ориентации на возможности предстоящей деятельности, направлена в будущее и называется «прогностической». Самооценка, которая происходит в ходе деятельности и направлена на ее коррекцию, называется «процессуальной». Самооценка на заключительном этапе деятельности, содержанием которой является оценка результатов деятельности, называется «ретроспективной». Все три типа самооценки тесно связаны, постоянно наблюдаются их взаимопереходы и взаимопроникновения, трансформация одного в другой.

Чеснокова отмечает, что «самооценка — это довольно сложное образование человеческой психики». Она указывает на наличие в структуре самооценки когнитивных аспектов, связанных с оценкой, сравнением своих личностных качеств, и ценностно-ориентационного компонента, являющегося результатом формирования личности человека и его представлений о важности определенных личностных качеств, их ценности для успешности их моральной оценки обществом. «Содержание самооценки многомерно, так же как и сама личность сложна и многомерна. Она включает в себя мир его моральных ценностей, установок, способностей. Единая, целостная самооценка личности формируется на основе самооценки отдельных сторон ее психического мира. Каждый из компонентов самооценки имеет свою линию развития, а также разные уровни сознания. Формы взаимодействия самооценок разнообразны и часто находятся в конфликтных отношениях, что выражается в постоянном поиске личностью самой себя, внимании к своему внутреннему миру.

Наиболее впечатляющим следствием деятельности по решению проблемы самооценки в западной культуре стало ее устойчивое восприятие как основного психологического ресурса человека или даже как актива, что неизбежно привело западное общество к формированию массовой потребности в достижении высокого уровня самооценки, движения за самооценку. Н. Эмлер (2001) пишет, что люди стали стремиться к высокой самооценке, как они стремятся к благополучию, хорошему физическому здоровью или свободе мысли. Например, в 1986 году в штате Калифорния была выделена специальная статья бюджета для финансирования мероприятий по повышению самооценки.

«…существование одновременно нескольких теорий, описывающих самооценку, является движущей силой для понимания самого предмета. Это главное условие совершенствования теоретических построений, попытка создать целостную теорию».

Место самооценки в структуре самосознания

В отечественной психологической науке самооценка рассматривается как компонент самосознания, функционирующий как его часть (Рубинштейн, 1973, 2006; Чеснокова, 1977; Захарова, 1989; Бороздина, 1992).

Самосознание — это осознанное отношение человека к самому себе, которое выражается в самооценке этого отношения и основанной на нем регуляции действий и поведения. Самосознание включает в себя три основных компонента: самопознание, самооценку, саморегуляцию.

Самосознание как высший уровень развития сознания является основой для формирования психической активности и самостоятельности человека в своих суждениях и поступках. Вкратце, самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе.

Чеснокова подчеркивает, что «достаточно обоснованным является предположение, что процесс исторического развития самосознания проходит через несколько этапов. Основная линия развития самосознания шла в направлении от недифференцированной природы объекта и субъекта к их все более отчетливому разделению. В самом начале своей дифференциации объект осознавался субъектом в тесной связи с самосознанием. Дифференциация самости и ее противопоставление миру, другим людям происходила вначале не на основе отношений между внутренней самостью и внешним миром, субъектом и объектом, а на основе коллектива и другого коллектива и противостоящей ему природы. В коллективном самосознании человек еще не полностью отделяет себя от общества окружающих его людей. Процесс выделения индивида происходит постепенно, и наступает момент, когда он осознает свое собственное «я», отличное от «я» других членов сообщества, к которому он принадлежит. И тогда можно говорить о возникновении его личного самосознания….. Самосознание индивида проявляется в том, что он определяет свое отношение к другим, тем самым определяя себя в системе производства и осознавая свою независимость».

Принцип историзма в отечественной психологии реализуется в конкретных экспериментальных исследованиях, и они обосновывают его теоретическую базу. Одной из первых оригинальных работ исторического характера о процессе формирования самосознания и самооценки является исследование А.Р. Лурия и других психологов, проведенное в 1931 — 1932 годах по предложению Л.С. Выготского в некоторых районах Узбекистана. В ходе исследования было установлено, что «способность анализировать свой внутренний мир, выделять в нем какие-то черты, была заменена описанием материальных условий жизни». Первые зачатки самооценки у испытуемых проявились в повторении собственных характеристик, рассказанных другими людьми. Но даже в этих случаях описание внутренних характеристик заменялось описанием различных форм внешнего поведения». У авторов исследования были все основания утверждать о решающей роли коллективных форм деятельности в развитии самооценки. Впоследствии было установлено, что наиболее активные участники присваивают и оценивают свои собственные психические качества.

Принцип историзма в анализе возникновения самосознания позволяет рассматривать самосознание как результат исторического развития человека. Этот подход важен как определенная методологическая позиция при анализе развития самосознания в онтогенезе. Формирование самосознания в онтогенезе проходит определенные этапы, связанные с возрастом психического и физического развития индивида. Для каждой стадии характерен свой уровень самопознания, способность к самооценке и саморегуляции поведения и деятельности. Онтогенетические стадии самосознания определяются уровнем развития сознания и психики в целом.

Чеснокова пишет: «Исследователи психологии детской самооценки считают, что к концу дошкольного возраста развитие психических функций — интеллектуальных, волевых и эмоциональных — поднимает самооценку ребенка до уровня, позволяющего возникнуть достаточно устойчивой самооценке. Содержание самооценки ребенка в этот период состоит из осознания практических способностей, поступков, своих нравственных качеств, которые он обнаруживает в себе, соотнося свои поступки с требованиями взрослых. Все чаще самооценка вовлекается в процесс регуляции поведения и деятельности ребенка».

Между тем, многие исследования показывают, что самооценка — это довольно позднее образование, которое начинает функционировать в подростковом возрасте (Божович, 1955, 1979; Бороздина, Молчанова, 2001).

Рассматривая самопознание как один из аспектов самосознания, Чеснокова пишет: «Познавая особенности других людей, их внешние проявления в деятельности и поведении, отношение других к себе, человек начинает соотносить эти отдельные аспекты познания объективного и в результате сравнительно-оценочной работы производит оценку самого себя. Самооценка выступает как своеобразный результат самопознания и отражает его уровень».

Самовосприятие вплетено в психическую жизнь человека, оно неотделимо от всех других психических процессов (когнитивных, аффективных, волевых).

В отечественной психологической науке самооценка рассматривается как компонент самосознания, функционирующий как его часть, важнейшей функцией самосознания является самоконтроль поведения человека. Упоминаются и другие функции самосознания: Самосовершенствование, самопознание, поиск смысла жизни. Самосознание также считается одним из основных факторов формирования личности.

По мнению Бороздиной, внутри самосознания есть некие образования, подструктуры, которые не следует путать: самовосприятие, самооценка и отношение к себе — это разные элементы, имеющие свою самостоятельную природу, сущность. В целом, самосознание — это отражение в сознании личности его носителя, конкретного субъекта.

В психологической науке принято следующее определение: «Совокупность психологических процессов, посредством которых индивид осознает себя как субъект деятельности, называется самосознанием, а его представления о себе складываются в определенный «образ «Я». «Образ «Я» — это не просто идея или представление человека о себе, а социальная установка, отношение индивида к самому себе. Таким образом, в образе «Я» можно выделить три компонента:

  • когнитивный (познавательный) — знание о себе, самосознание;
  • эмоциональный — отношение ценности к себе;
  • поведенческие — особенности регуляции поведения.

Самовосприятие — это не статичное, а чрезвычайно динамичное проявление личности. Образ «Я» может возникнуть как представление о себе в момент переживания себя, в психологии обычно называемое реальным «Я». В то же время образ «Я» является идеальным, то есть таким, каким он должен стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям других. Это то, кем человек стремится стать в будущем. Также можно иметь фантастическое «Я». В этом случае человек рассматривает себя через призму собственных желаний, не учитывая свои реальные возможности. В человеке одновременно сосуществуют все «я». При преобладании в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся действиями, происходит дезорганизация деятельности и самосознания личности.

«…образ Я и самооценка являются разными образованиями самосознания, но имеют определенные отношения друг к другу: знание о себе служит необходимым материалом для самооценки, а самооценка позволяет соотнести отдельные страницы «образа Я» с определенной системой ценностей». Более того, самооценка служит источником пополнения знаний человека о себе, знаний особых, которые прошли оценку и поэтому имеют более высокий порядок.

Знания о себе накапливаются в процессе самопознания и фиксируются в виде «Я-концепции». Во многих психологических исследованиях «Я-концепция» рассматривается как совокупность всех представлений индивида о самом себе в сочетании с их оценкой.

Существует мнение, что «образ эго» и «концепция эго» — это два разных компонента самосознания. Согласно этим взглядам, проводится различие между образным и концептуальным компонентами самосознания; они говорят об «эго-образе» и «эго-концепции» и различают образ себя и знания о себе. Столин указывает, что Я-концепция предназначена для себя, а Я-образ — для других.

А.А. Реан и Я.Л. Коломинский подчеркивают, что «иконцепция» — это относительно устойчивая, более или менее воспринимаемая и переживаемая, уникальная система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и свои отношения с самим собой. Несмотря на очевидную близость, психологические термины «самооценка» и «Я-концепция» имеют различия. «Я-концепция» представляет собой набор описательных, а не оценочных представлений о себе. Понятие самооценки, с другой стороны, напрямую связано с тем, как человек оценивает собственные качества. Одни и те же качества могут быть истолкованы одним человеком положительно, а другим — отрицательно. В целом, понятие «Я-концепция» шире, чем понятие «самооценка».

Таким образом, «самооценка — это независимый компонент самовосприятия, который начинает функционировать в подростковом возрасте. Функция самооценки заключается в процедуре реального оценивания общего потенциала субъекта или его индивидуальных характеристик (качеств) на основе определенной шкалы ценностей».

Параметры и виды самооценки

Традиционно выделяют три основных параметра самооценки: Адекватность, Уровень, Стабильность.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Адекватная самооценка позволяет человеку относиться к себе критически, она подразумевает равное признание своих достоинств и недостатков. Такая самооценка основывается на необходимом опыте и знаниях. Неадекватная самооценка свидетельствует о том, что человек необъективно оценивает себя, его мнение о себе в данном случае отличается от мнения других людей о нем. Различают неадекватную переоценку и недооценку.

Захарова пишет, что самооценка служит защитой, устанавливая эмоциональные барьеры, которые блокируют восприятие внешних воздействий или приводят к искажению и игнорированию опыта.

Неадекватная самооценка — это заниженная самооценка субъекта. Люди с низкой самооценкой ставят более низкие цели, чем те, которых они могут достичь, преувеличивают значение своих неудач. Когда самооценка низкая, человек чрезмерно неуверен в себе, что является устойчивой чертой личности и приводит к формированию таких черт характера, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности». Ратинов (1983) отмечает, что недостаточная, завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкое поле конфликтных ситуаций и при определенных условиях способствует проявлению делинквентного поведения.

Исследование, проведенное Бороздиной, показало элемент неадекватной переоценки у мужчин и неадекватной недооценки у женщин. Как пишет И.С. Кон, мужчины остаются менее самокритичными, чем женщины, даже в пожилом возрасте. Однако, согласно совокупности полученных результатов, частичная неадекватность противоположного знака — переоценка у женщин и недооценка у мужчин — не только не исключена, но и вполне вероятна в каждой из подвыборок. Эти данные свидетельствуют о выраженной индивидуальной дифференциации самооценки, что может означать ее зависимость от многих факторов — личностных характеристик человека, его общего образа жизни, образования и т.д..

«Доказано, что субъекты со средними показателями самооценки характеризуются более оптимальными, стабильными психическими состояниями, чем индивиды с высокими и низкими значениями этой величины».

Самооценка может быть высокой и низкой и различается по степени стабильности, независимости и критичности. Размер тела считается очень важным параметром самооценки, существует несколько вариантов измерения..

Наиболее распространенной в бытовой психологии является техника Дембо-Рубинштейна. В методике Дембо-Рубинштейна испытуемые ставят три отметки на графических шкалах, соответствующих реальной, идеальной и достижимой самооценке.

Анализ полученных данных показывает очень значительную разницу в позициях реальной самооценки в разных возрастных группах. Реальная самооценка имеет тенденцию снижаться с возрастом. Что касается идеальной самооценки по параметру размера тела, то для нее также характерно снижение с увеличением возраста испытуемых. Достижимая самооценка также имеет возрастную динамику. В пожилом и старческом возрасте достижимая самооценка почти неотличима от реальной, иногда она даже полностью сливается с ней. Расстояние реальной самооценки от достижимой и идеальной самооценки имеет линейную зависимость: оно уменьшается с возрастом. Это означает, что отдельные элементы общей структуры самооценки постепенно сближаются от раннего подросткового возраста до поздней старости. В результате общая структура самооценки с возрастом снижается, часто до полного слияния ее компонентов: реального, достижимого и идеального. Исследование Бороздиной самооценки в разных возрастных группах выявило следующую закономерность: испытуемые первой зрелости ориентированы в основном на идеальную самооценку; второй зрелости — на достижимую; пожилые определенно начинают склоняться к реальной самооценке; у стариков она становится ведущим элементом. Интересен конкретный механизм формирования самооценки в разном возрасте. У субъектов первого уровня зрелости основным механизмом является «социальное сравнение», то есть сравнение с другими, у субъектов второго уровня зрелости — отношение к собственному восприятию и реальным достижениям; старшие при подобном отношении обращаются к социальному сравнению и вводят «временное», к которому старшие также обычно тяготеют, фокусируя собственное «Я есть» в жизненном цикле и проводя это сравнение в диаде «Я был — Я есть».

Проблема поддержания устойчивой самооценки рассматривается в работе В.Ф. Сафина. В качестве механизмов поддержания относительно стабильной самооценки автор описывает повышение ее общего уровня до среднего за счет: (а) работа модели «Я не хуже и не лучше других»; (б) сочетание неуместно высоких и уместно низких позиций — модель «Я хуже в этом, но лучше в том»; (в) перенос высокой, уместной самооценки результатов в одной деятельности на другие сферы («Если я могу это, то могу и то»); (г) неуместная заниженная оценка других до уровня собственной самооценки («Они не лучше меня»).

Одним из направлений исследования самооценки является поиск ее связей с различными личностными чертами, в частности, с чертой тревожности. Имеются данные о корреляции определенных показателей самооценки с тревожностью как чертой личности. Предполагается, что высокая самооценка связана с относительно низким уровнем тревожности, и наоборот, при неустойчивой самооценке отмечается увеличение индекса тревожности. Учитывая, что самооценка человека последовательно признается фактором регуляции поведения, поиск ее корреляции с той или иной личностной переменной приобретает особый смысл, поскольку простые корреляции могут скрывать причинно-следственные связи. Это, в свою очередь, делает необходимым изучение самих отношений, их надежности и природы как основы для содержательного исследования.

Поскольку проблема самооценки является одной из ключевых в исследованиях личности, важно изучать и исследовать ее свойства (стабильность, адекватность, уровень, динамика) как таковые и во взаимосвязи с другими аспектами личности (интроверсия, тревожность, внушаемость и т.д.), поскольку такое исследование позволяет изучить личность в целом.

Заключение

Изучение самооценки дает возможность узнать, как человек оценивает себя, какими критериями он пользуется и каких социально-нравственных ориентиров придерживается.

Изучение уровня личностной тревожности позволяет выяснить, в какой степени тревожность является личностной чертой и является ли она устойчивой индивидуальной чертой для конкретного человека.

Уровень тревожности может повышаться, если человек не нравится себе, не любит себя, не понимает себя по определенным параметрам самооценки, в этом случае также можно говорить о нестабильности самооценки. Стабильная самооценка помогает принять и понять себя, придает уверенность и силу. Тревога также может быть сильной, когда реальная и идеальная самооценка имеют большое расхождение. Это происходит при наличии завышенных ожиданий в отношении себя, желания достичь большего, чем человек способен, или искаженного образа себя (фантазийное «я»).

Определение самооценки и уровня личностной тревожности и ее параметров, а также анализ корреляций, очень важны для диагностики личности. Это позволяет оказывать соответствующую профессиональную помощь во время консультаций и коррекционной работы. Работа в пенитенциарной системе должна быть направлена на снижение тревожности. Это требует работы, направленной на поиск ее причин. При работе над самооценкой необходимо уменьшить расхождение между реальной и идеальной самооценкой (с помощью клиент-центрированной терапии К. Роджерса) и помочь человеку принять и полюбить себя, больше доверять себе.

Наши результаты свидетельствуют о том, что эти конструкты и их взаимосвязи нуждаются в дальнейшем изучении для разработки техник, снижающих личностную тревожность и обеспечивающих правильную самооценку, которая дает человеку моральное удовлетворение, поддерживает его человеческое достоинство и является его опорой. Это необходимо для того, чтобы человек лучше знал себя, имел гармоничную личность и больше верил в себя и свои силы.

Список литературы

  1. Адлер А. О понимании природы человека / Перевод Е.А. Цыпина. — СПб: «Академический проект», 1997, 256 с.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как субъект познания. — Санкт-Петербург: Питер, 2001, 288 стр. 3.
  3. Анкудинова Н.Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся I — IV классов учебной деятельности // Вопросы психологии, 1968, № 3, с. 131 — 138.
  4. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению тревоги // Тревога и страх. — СПб.: Питер, 2001, 156 — 165 с.
  5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.: Наука, 1988, 270 стр.
  6. Бернс, Р. Развитие самоконцепции и образование. — М.: Прогресс, 1986, 421 с.
  7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. -Ленинград: Издательство Ленинградского государственного университета, 1965, 122 с.
  8. Божович Л.И. Особенности самовосприятия у подростков // Вопросы психологии, 1955, № 1, с. 98 — 107.
  9. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1979, № 4, с. 23 — 34.
  10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995, 352 с.
  11. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в первой взрослости // Вестник Московского государственного университета. Серия 14, Психология, 1990, №2, с.24 — 48.
  12. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал, 1992, Т.13, № 4 с. 99 — 100.
  13. Л.В. Бороздина и Е.А. Залученова, Повышение индекса тревожности при рассогласовании самооценки и ожиданий // Вопросы психологии, 1993, №1, с. 104-113.
  14. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка во втором возрасте взрослости // Вестник Московского государственного университета. Сер. 14. психология, 1997, №1 стр. 27 — 42.
  15. Бороздина Л.В. Теоретические и экспериментальные исследования самооценки. /Д. в области психологии. -М., 1999.
  16. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до пожилых людей. — М.: ООО «Проект-Ф», 2001, 204 стр.
  17. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Справочник по психодиагностике. — Санкт-Петербург: Питер, 2006, 528 стр.
  18. Гиппенрейтер Ю.Б. Об общении с ребенком. Б. Гиппенрейтер, Общаться с моим ребенком. Как. — Москва: АСТ : Астриль, 2007, 240 стр.
  19. Джеймс У. Психология / под ред. Л.А. Петровской. — Москва : Педагогика, 1991, 368 с.
  20. Дмитриева С.А. Особенности школьной тревожности у детей-сирот младшего школьного возраста // Дефектология, 2005, № 4, с. 86 -87.