Для связи в whatsapp +905441085890

Технология культурно-просветительской деятельности — Дифференцированный подход к обслуживанию различных экскурсионных групп

Из-за отсутствия сегментации туристических потоков туристам сегодня зачастую предлагается однообразный культурный продукт, не учитывающий специфику пожеланий и потребностей отдельных туристов.

Поэтому развитие тематического культурного туризма, который должен удовлетворять различные интересы, является весьма актуальным. Создание тематического культурного продукта позволяет активизировать и вовлечь в туризм учреждения культуры «второго плана», которые в основном ориентированы на местное население.

Еще одной проблемой современного культурного туризма является качество туристического продукта. Не все, что предлагается туристам, является достаточно качественным. Часто культура в культурном продукте адаптируется к туристу путем упрощения церемоний, предложения популярного искусства, реконструкций и имитаций, которые упрощены для понимания, но искажают суть национальной культуры. Но турист легко наслаждается и «потребляет» все, что соответствует стереотипам, сложившимся в его голове. Примером такого упрощения является Россия как страна снега, леса, медведей, балалайки и водки. Созданные стереотипы становятся основой для производства сувениров (шапки-ушанки, матрешки, балалайки и т.д.).

Те, кто участвует в культурном туризме, находятся в поиске неподготовленных реальных впечатлений. Аутентичность впечатлений зависит от степени контакта с местной культурой, количества туристов, степени самостоятельности туриста в стране, степени соответствия полученного впечатления климату и ландшафту, новизны. Сегодня многие туры лишены этой аутентичности. Туристов водят по стандартным маршрутам, на которых представлены только самые популярные достопримечательности. При этом на посещение каждого памятника отводится лишь минимальное количество времени, так как маршруты перегружены демонстрационными объектами. Свободное время сведено к минимуму. В результате остается только информационная усталость. Эти проблемы характерны для автобусных туров по Европе, которые сегодня очень популярны в России — 7-10 стран за 10 дней по низкой цене.

Создание чувства подлинности в туризме сегодня принимает несколько форм. Это может быть представление мест, находящихся вне туристической тропы (удаленные ландшафты или нетронутая природа). Иногда туристов могут пригласить принять участие в традиционном сельскохозяйственном производстве того или иного места (например, в Перу туристам показывают продовольственные амбары, старые ирригационные системы, сельскохозяйственные террасы). В Пекине поощряется туризм в хутонах, где основное внимание уделяется национальным жилищам. Кулинарный туризм (дегустация национальных блюд и напитков) пытается познакомить с культурой потребления пищи. В Бразилии, например, продвигается проект «Цвета и вкусы», представляющий блюда всех народов, проживающих на территории Бразилии.

В итальянской провинции Эмилия-Романа кулинарный туризм предлагает дегустацию блюд в сочетании с произведениями искусства, описывающими эти блюда. Создание аутентичности может быть связано с литературными произведениями (путешествие по жизни писателя или его литературных героев). Иногда туристические организации создают миф о территории и активно используют его для продвижения туристического продукта (Северный Йоркшир в Англии — земля капитана Кука). Опасность во всем этом заключается в том, что безудержное стремление к подлинности (genuineness) может привести к ее искусственному созданию.

Технология культурно-просветительской деятельности

Дифференцированный подход к обслуживанию различных экскурсионных групп

Экскурсии для каждой конкретной экскурсионной группы проводятся по-разному, с учетом специфики этой группы. Поэтому гиду желательно заранее знать, с какой группой он будет работать, чтобы подготовиться.

Экскурсии для детей характеризуются более активной формой проведения, быстрым темпом движения по маршруту, построением рассказа в форме беседы. Экскурсовод в этом случае гораздо чаще задает вопросы аудитории, используя прием вопросов-ответов, прием заданий, исследование-прием. Участие взрослых в детских экскурсиях допускается только в виде сопровождения (1 взрослый на 15 детей). Взрослые должны стоять в стороне и сидеть в задней части автобуса, чтобы не загораживать детям обзор. Желательно, чтобы разница в возрасте между детьми в группе не превышала 2 лет.

Детские экскурсии могут быть четкими и тематическими, в музеи, зоопарки, ботанические сады, планетарии, заповедники.
Детские экскурсии обычно разрабатываются людьми с педагогическим образованием и опытом работы с детьми. Гиды, проводящие экскурсии со школьниками, должны быть воспитателями и учителями, любящими свою профессию. Они должны хорошо знать школьную программу и психологию детей, быть чуткими и внимательными к ним, уметь находить общий язык с детской аудиторией, чтобы они оставались довольными на протяжении всей экскурсии.

Выездные экскурсии для школьников делятся на учебные и внеклассные. Учебные выездные экскурсии проводятся учителями в соответствии со школьной программой. Можно использовать метод полевых экскурсий при изучении таких предметов, как физика, химия, ботаника, литература, география, история. При выборе темы экскурсии необходимо учитывать, прежде всего, связь с учебным материалом. Полевые экскурсии должны уточнять, углублять и расширять знания учащихся по основным разделам учебной программы. Полевая экскурсия должна иметь четкую цель и конкретные задачи. Во-вторых, следует учитывать возрастные особенности младших школьников: Тема и экспонаты должны быть доступны для понимания студентов.

Существуют разные мнения о том, стоит ли проводить предварительную дискуссию перед учебной поездкой. Некоторые методисты (например, В. И. Адо) считают, что предварительная беседа создает у учащихся соответствующий настрой, устанавливает основную цель экскурсии, концентрирует их внимание, обеспечивает целостность восприятия. «Слабая, невнимательно проведенная подготовка может с самого начала обусловить неудачу экскурсии (учащиеся не приобретут знаний или навыков в результате экскурсии» (Адо В. И., с. 31). По мнению других (например, А.Ф. Родина), учителю невыгодно проводить беседу перед экскурсией: Материал может потерять очарование новизны, не будет неожиданных «открытий».

На наш взгляд, предварительная беседа необходима, так как нужно подготовить и настроить студентов, после предварительного знакомства, понимание увиденного будет более глубоким, наступит момент «узнавания» знакомых памятников.
В школьных экскурсиях обязательно должна присутствовать самостоятельная работа учащихся, выполнение ими определенных заданий с последующей оценкой этой работы на уроке.

Пешеходные экскурсии

Для младших школьников лучше проводить экскурсии пешком. Скорость младших школьников во время экскурсии составляет около 2 км/ч, старших — 3. Большое внимание следует уделять безопасности во время поездки в автобусе и на остановках. Перед началом поездки необходимо провести инструктаж о правилах поведения в автобусе, на дороге и во время переходов от объекта к объекту. Необходимо проинформировать родителей о времени и месте окончания мероприятия, чтобы они могли забрать своих детей после экскурсии.
Туристический автобус, в котором перевозятся дети, должен быть оборудован специальными знаками спереди и сзади. Перед началом экскурсии убедитесь в наличии аптечки первой помощи. Если в туре участвуют несколько автобусов, колонну должен сопровождать полицейский патруль.

Экскурсовод должен разместить детей в соответствии с их ростом, чтобы все могли их видеть и слышать, иначе те, кто не видит, будут мешать другим.

Гид должен увлечь детей своим рассказом, научить их смотреть и видеть. При работе с детьми необходимо помнить, что трудный и богатый материал экскурсии может привести к переутомлению, усталости, ослаблению интереса и даже безразличию. Поэтому необходимо делать больше перерывов, можно предложить детям некоторые физические упражнения. Для разгрузки используются стихи, загадки, викторины, игры (особенно во время выездов на природу). Однако все должно быть в меру, вы не должны превращать тур в развлекательное мероприятие.

У детей обычно много вопросов: что, где, когда, почему? На все вопросы должны быть даны исчерпывающие ответы.

В конце экскурсии следует подвести итоги и записать материал, так как «отсутствие записи того, что было изучено на экскурсии, или использование индивидуальных вопросов, задаваемых учащимся после экскурсии, убаюкивает учащихся и резко снижает эффективность метода использования экскурсии в целом» (Field Trip Leader’s Manual, 1925).

Таким образом, выездные экскурсии для детей должны быть разнообразными, интересными. Они должны учитывать возрастные особенности и интересы детей, чтобы воспитать в них лучшие человеческие качества, любознательность и наблюдательность, стремление проникнуть в тайны человека и природы.
Сегодня туроператоры предлагают такие экскурсионные программы для детей, в которых есть игровой элемент со сменной одеждой. Например, московская туристическая компания «Мир путешествий» разработала экскурсионную программу «Остров сокровищ» — сотрудники компании вывозят группу детей в Коломенское, там они переодеваются в настоящих пиратов и вместе с профессиональными аниматорами участвуют в различных конкурсах. Или детей посылают к Бабе-Яге за пряниками. Иногда устраивается не костюмированная сказка, а погружение ребенка в суровую реальность современного города. Это программа «Экскурсия в город Н-ск» туристического клуба «Робинзон». Сотрудники клуба проведут экскурсию по «каменным джунглям». Конечно, все эти развлечения значительно увеличивают стоимость экскурсий, но недостатка в клиентах нет.

Критерии и показатели эффективности организации культурно-досуговой деятельности

Процессы социализации и инкультурации могут быть связаны с основными ориентирами культурно-досуговой деятельности. Содержание этих процессов включает освоение индивидами собственного культурного «пространства и времени», технологии культурно-досуговой деятельности, взаимодействия и общения, нормативные стандарты досугового поведения, значимые для социальной жизни.

В практике организации деятельности государственных культурно-досуговых учреждений сложились следующие наиболее часто встречающиеся критерии их эффективности:

  1. Объем государственных финансовых расходов, выделенных на нужды культурно-досуговой деятельности (соответственно, оценивается работа руководителей культурно-досуговых учреждений, которым каким-то образом удалось повлиять на выделение бюджетных средств для решения задач культурно-досуговой деятельности);
  2. Объем валовых показателей культурно-досуговых учреждений (развитие сети, объем культурно-досуговых услуг, количество посетителей и т.д.)
  3. Совокупность нормативных документов, изданных органами культуры для решения той или иной задачи культурно-досуговой деятельности (объем этих документов и их качество). Давайте прокомментируем эти критерии.

Критерий «объем государственных финансовых расходов, предназначенных для нужд культурно-досуговых учреждений». Как известно, сектор культуры и отдыха хронически недофинансируется, поскольку почти полностью зависит от государственного финансирования своего «экономического отдела». Соответственно, объем этого финансирования в значительной степени зависит от искусства руководителей культурно-досуговых учреждений привлекать такое финансирование посредством определенных организационных и административных усилий. Привлечение этих средств, помимо планового бюджетного финансирования, напрямую зависит от личных контактов руководителей культурно-досуговых учреждений с держателями фондов, а потому носит сугубо «кабинетный», закрытый характер, недоступный широкой общественности и рядовым специалистам.

Таким образом, существуют реальные условия субъективизма в выборе объема этих средств, приоритетов финансирования, контроля за расходованием этих средств. Алгоритм деятельности руководителей культурно-досуговых учреждений, ориентированный на сбор и распределение средств как основной вид деятельности, страдает «экономизмом», зачастую оторванным от реального содержания финансируемой культурно-досуговой деятельности. На практике этот критерий не соответствует задаче привлечения населения к организации собственного досуга, что способствует контролю над процессом финансирования культурно-досуговой деятельности, распределению, присвоению финансовых ресурсов.

Вторым широко используемым критерием является «оценка деятельности культурно-досуговых учреждений на основе «валовых» показателей»: Количество проведенных мероприятий, их посещаемость, объем культурно-досуговых услуг, предоставляемых этими учреждениями, и т.д. При всей внешней очевидности и кажущейся объективности этого критерия, остаются неясными следующие вопросы: «Какую роль в росте этих показателей реально играют работники культурно-досуговых учреждений?», «Является ли тот или иной количественный рост деятельности культурно-досуговых учреждений показателем роста качества их работы?», «Каковы качественные критерии оценки соответствующих показателей культурно-досуговой деятельности?»

Музейное дело

В последние годы ситуация в музеях изменилась весьма противоречиво. С одной стороны, произошедшая деидеологизация общества расширила возможности музейной деятельности в разнообразии экспозиционно-выставочной работы, объективном подходе к изложению фактов и проблем окружающей действительности. С другой стороны, усложнились критерии экспертизы музейной деятельности, поскольку выставочно-экспозиционная деятельность является бесплатной.

Количество музеев растет, в основном за счет увеличения числа общественных музеев, что свидетельствует о реальном увеличении культурно-досуговой деятельности населения в музейной сфере. Наметилась тенденция делить финансирование музеев на два вида: государственное, необходимое для самого существования музеев (реставрация зданий и музейных предметов, зарплаты, охрана и т.д.) и внегосударственное, необходимое для научных, образовательных, выставочных и других проектов из таких источников, как гранты, благотворительность и коммерческая деятельность. Следовательно, развитие музеев как творческих организаций зависит в первую очередь от культурно-досуговой активности различных слоев населения, которые поддерживают «свои» музеи как жизненную ценность.

Для этого есть предпосылки, потому что музеи как институты формируют только то историческое сознание, ту систему эстетических представлений, которая одобряется государством. Каждая социальная и культурная группа имеет возможность сформировать собственные представления о ценности тех или иных экспонатов, музейных предметов и выставочных программ, в соответствии с собственными представлениями о прошлом и настоящем.

Однако эта возможность используется не полностью, поскольку многие музеи не располагают технологиями для вовлечения разнообразных групп населения в музейную работу. В этом контексте общественное движение музейных педагогов следует рассматривать как важную социальную инициативу, формирующую ассоциации и общественные организации, разрабатывающие и внедряющие новые технологии информационно-образовательной и выставочной деятельности среди различных групп населения с учетом их социальных и культурных потребностей.

Актуальной остается проблема освоения музеями технологий социального взаимодействия с различными партнерами как вне музея, так и непосредственно в музейной среде (интерактивные технологии) и формирования привлекательного имиджа музея на данной территории. Не менее важной является проблема представления культурного наследия того или иного региона через музеи, выявления его социокультурной специфики и формирования тем самым культурной идентичности местного населения как необходимого условия его культурно-досуговой деятельности.
В этом контексте особую роль играют краеведческие музеи, которые способствуют сохранению «местной памяти» в регионах и привлекают к музейной деятельности тех активистов, общественные группы, которые заинтересованы в сохранении устойчивого культурно-исторического лица региона, а также преемственности местных историко-культурных традиций.

Развитие краеведческого музея лучше всего можно оценить с помощью концепции культурного ландшафта, которая объединяет пространственные и временные характеристики, а также культурную и рекреационную деятельность населения.

Известно, что культурный ландшафт включает в себя следующие элементы.

Артефакты — элементы культуры, непосредственно связанные с жизнедеятельностью: все орудия труда, инструменты и другие предметы антропогенного происхождения, производство во всех его аспектах, система расселения, транспортная система, системы собственности и землевладения, медицина, производство продуктов питания и напитков, одежда и т.д;

Социофакты — элементы культуры, наиболее тесно связанные с межличностным общением: Семейная система, политические институты, образование, социальный этикет, добровольные организации, рекреационное поведение и т.д;

Ментифакты — преимущественно психологические и социально-психологические компоненты культуры, включая религию и идеологию, базовую систему этических и эстетических ценностей, философские концепции, язык, музыку, танец и другие виды искусства, фольклорные традиции.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Организация процесса обучения
  2. Образовательная система в Англии
  3. Компьютерная зависимость у детей и подростков, ее воздействие на социальное становление личности
  4. Классификация принципов воспитания
  5. Проектирование образовательного процесса в соответствии с фгос
  6. Вклад зарубежных и отечественных педагогов в развитие трудовой школы
  7. Подвижные игры в семейном воспитании
  8. Методы сравнительной педагогики
  9. Специфика и взаимосвязь объекта и предмета педагогики
  10. Этапы педагогического общения