Для связи в whatsapp +905441085890

Теория Л.С. Выготского — Краткая биография Л.С. Выготского

Личность — субъект собственной жизненной деятельности, социальное существо, наделенное сознанием и представленное психологическими характеристиками, которые постоянны, социально предопределены, происходят в социальных контекстах, отношениях с окружающим миром, с другими людьми и определяют поведение человека.

Личность выражает принадлежность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке, традициям и тому подобному.

В процессе совместной деятельности и общения в социокультурной среде человек приобретает особое качество, которое называется термином «личность». В гуманистических, философских и психологических концепциях личность — это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества.

Личность — одна из семи ипостасей человека. Остальные — это человек как личность, человек как организм, человек как личность, человек как личность, человек как роль, человек как физическое тело, подчиняющееся всем законам механики. Эти характеристики показывают понятие «человек» с разных сторон и не являются идентичными. Они образуют единое целое, и в то же время у каждого из них есть свои особенности.

Человек приходит в мир как полноправный член общества и с рождения, в отличие от животных, которых называют индивидами, является индивидуумом, то есть единым представителем человеческого вида Homo sapiens (рациональный человек), продуктом длительного развития и носителем индивидуально выраженных характеристик.

Он не ограничивался общими формулами марксистской философии, а пытался вывести из них положения, которые позволили бы психологии выйти на новые горизонты в своей области проблем.

Культурно-историческая концепция была разработана Л.С. Выготским в 20-30 годы. Практически нет ни одного выдающегося психолога, который занимался бы проблемами общей психологии и в то же время так или иначе не занимался бы духовным развитием. В этой области работали такие всемирно известные ученые, как В. Штерн, К. Левин, 3-й Фрейд, Э. Спрангер, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.

Л. С. Выготский разработал ряд фундаментальных проблем психологии, решение которых представляет интерес не только для психологов, но и для других специалистов. Это, во-первых, проблемы, связанные с тем, как анализируется психология — как препарировать психику, что означает «структура» в психологии, и что имеется в виду под «внешними» и «внутренними» структурами. Во-вторых, проблема социокультурного определения высших психических процессов и, соответственно, способа их объяснения; проблема роли знаков в определении этих процессов и в самих этих процессах. В-третьих, проблемы психического развития: как связаны развитие и обучение, что такое интернализация и как она происходит, как формируются высшие психические процессы.

Краткая биография Л.С. Выготского

Лев Семенович Выготский (первоначальное имя — Лев Симхович Выгодский (1896-1934)) — выдающийся ученый, мыслитель, известный в мировой психологии выдающийся советский психолог, педагог, нейролингвист, изобретатель-экспериментатор, вдумчивый теоретик, знаток литературы, профессор Института экспериментальной психологии в Москве, один из основоположников советской школы психологии, классик мировой психологической науки, основоположник культурно-исторической теории развития психики в процессе обретения индивидом ценностей человеческой культуры и цивилизации, теоретический и эмпирический потенциал которого еще не исчерпан, как это можно сказать почти по всем остальным аспектам творчества Льва Семеновича. Он проводил различие между «естественными» (данными природой) психическими функциями и «культурными» функциями (приобретенными в результате интернализации, т.е. процесса присвоения культурных ценностей индивидом). Он рассмотрел роль инструментов и знаков как необходимых компонентов культурного поведения. Он исследовал связь между мыслью и речью, развитие смыслов в онтогенезе и эгоцентрическую речь. Он представил концепцию зоны ближайшего развития.

Он оказал огромное влияние на развитие национальной и международной психологии. Л.С. Выготский работал во многих областях психологии. Он занимался историей психологии, внес большой вклад в решение ее методологических и теоретических проблем — он был одним из тех, кто поставил советскую психологию на основу марксистской философии. Он изучал сознание и отдельные психические процессы: Память, внимание, эмоции; провел фундаментальное изучение мысли и языка; разработал ряд проблем развития ребенка — нормальных и аномальных, и, в частности, заложил основы советской дефектологии. Он внес большой вклад в раскрытие влияния коллектива, общества на личность. Наконец, он внес значительный вклад в психологию искусства.

Лев Симхович Выгодский (в 1917 и 1924 гг. сменил отчество и фамилию) родился 17 ноября (5 ноября). Ноябрьский старый стиль) 1896 г. в белорусском городе Орше, второй из восьми детей в семье состоятельного заместителя управляющего Гомельского отделения Объединенного банка, выпускника Харьковского института коммерции купца Симча (Семена) Яковлевича Выгодского и его жены Силии (Сесилии) Моисеевны Выгодской. Через год, в 1897 году, семья переехала в Гомель (Беларусь), который Л.С. Выготский всегда считал своим родным городом. Молодой Лев Выготский учился в основном дома. Своё образование он получил у частного репетитора Шолом (Соломон) Мордухович Ашпиз (Аспиз), известного использованием так называемого сократовского метода диалога и вовлечённостью в революционную деятельность в качестве члена Гомельской социал-демократической организации. Он изучал только последние два класса в частной еврейской мужской средней школе А.Е. Ратнера.

Во всех предметах он проявлял необычные способности. В гимназии он выучил немецкий, французский, латынь; дома он также выучил английский, древнегреческий и иврит. Значительное влияние на будущего психолога в детстве оказал также его двоюродный брат, впоследствии известный литературный критик и переводчик, один из видных представителей «русского формализма», Давид Исаакович Выгодский (1893-1943). Интересно, что Л.С. Выготский поменял одну букву в своей фамилии, чтобы отличить себя от своего уже известного родственника Д.И. Выгодского. Лев Семенович увлекался литературой и философией. Его любимым философом был и оставался Бенедикт Спиноза до конца жизни.

После окончания средней школы поступил на юридический факультет Московского университета (участвовал в семинаре Г. Г. Шпеца) и одновременно поступил на историко-философский факультет Национального университета имени А. Л. Шанявского (Москва) (посещал курсы П. П. Блонского, сыгравшего важную роль в его интеллектуальном развитии), где учился во время Первой мировой войны (1914-1917 гг.). С энтузиазмом Л. С. Выготский изучал сначала медицину, затем юриспруденцию, и буквально «пожирал» книги, читал У. Джеймса и З. Фрейд, русская и европейская литература. Затем он заинтересовался литературной критикой, и в нескольких журналах появились его рецензии на книги авторов-символистов, мастеров души интеллигенции того времени: А. Белого, В. Иванова, Д. Мережковского. В эти студенческие годы он написал свое первое произведение — трактат «Трагедия датского Гамлета В. Шекспира» (1915), в котором появляются экзистенциальные мотивы вечной «печали бытия».

После окончания учебы в Москве Л.С.Выготский вернулся в Гомель. С 1918 по 1924 год он преподавал в нескольких институтах и играл важную роль в литературной и культурной жизни этого города. Организовал психологическую лабораторию при педагогическом училище в Гомеле и приступил к работе над рукописью учебника психологии для учителей общеобразовательных школ («Педагогическая психология: краткий курс», 1926 г.). Он был бескомпромиссным сторонником естественнонаучной психологии, руководствовался учением И.М. Сеченова и И.П. Павлова, которое он рассматривал как основу для разработки новой системы взглядов на определение поведения человека, в том числе и на восприятие произведений искусства.

В 1924 году он переехал в Москву, где провел последнее и в научном смысле наиболее продуктивное десятилетие своей жизни. Работал в Московском государственном институте экспериментальной психологии (1924-1928), Государственном институте научной педагогики при Ленинградском государственном педагогическом институте (ЛГПИ) и Ленинградском педагогическом институте имени А. И. Герцена (оба 1927-1934), Академии коммунистического образования (1929-1931), 2-м. Московский государственный университет (МГУ) (1927-1930), а также после реорганизации 2-го Московского государственного педагогического института имени А. С. Бубнова (1930-1934) и Экспериментального института дефектологии (1929-1934), в создании которых он принимал активное участие; читал лекции в ряде учебных заведений и научных организаций в Москве, Ленинграде, Ташкенте, Харькове.

Переезд в Москву дал возможность Льву Семеновичу сотрудничать с А.Р. Лурией, которая тогда занималась психоанализом, и другими видными учеными. Л.С. Выготский занимался рядом исследований, в том числе и «дефектологией», благодаря этому интересу в 1925 г. ему впервые и единственно удалось выехать за границу: его отправили в Лондон на дефектологическую конференцию; по дороге в Англию он остановился в Германии, Франции, где встретился с местными психологами. Так в 1924 году начался десятилетний московский этап работы Л. С. Выготского.

Важнейшее направление исследований Л.С.Выготского. Выготский в первые годы московского периода занимался анализом ситуации в мировой психологии. Он написал предисловие к русским переводам произведений лидеров психоанализа, бихевиоризма и гештализма, пытаясь определить значение каждого направления для развития новой картины психической регуляции.

Его также интересовали психоаналитические идеи. В 1925 г. Л.С. Выготский совместно с А.Р. Лурия издал предисловие к книге З. Фрейд «За принципом удовольствия», в котором он заявил, что З. Фрейд принадлежит к «самым бесстрашным умам нашего века», чья «заслуга Колумба» заключается в открытии феноменов психической жизни, которые «за пределами принципа удовольствия» и их интерпретации, содержащей в себе драйвы материализма. В том же году он защитил диссертацию «Психология искусства». 5 ноября 1925 года Л.С.Выготскому было присвоено звание старшего научного сотрудника, приравненное к доктору наук, без защиты. Контракт на издание книги «Психология искусства», которая, оценив «огромные теоретические ценности» и «положительные стороны психоанализа», подвергла критике его пансексуализм и недооценку роли сознания и — в этом контексте — работу русского психоаналитика И.Д. Ермакова, был подписан 9 ноября 1925 года, но при жизни Льва Семеновича книга так и не вышла в свет.

Вторым периодом творчества Выготского (1927-1931) в московское десятилетие стала инструментальная психология. Он вводит понятие знака, который функционирует как особый психологический инструмент, использование которого, не изменяя сути природы, служит мощным средством трансформации психики из естественной (биологической) в культурную (историческую). Таким образом, диадическая схема «стимул-реакция», принятая как в субъективной, так и в объективной психологии, была отброшена. Она была заменена триадической схемой «стимул-стимул-реакция», в которой специфический стимул — знак — опосредует между внешним объектом (стимулом) и реакцией организма (ментальной реакцией). Этот знак — своеобразный инструмент, при использовании которого индивид развивает из своих первичных естественных ментальных процессов (память, внимание, ассоциативное мышление) особую функциональную систему второго социокультурного порядка, свойственную только человеку. Л.С. Выготский назвал их высшими психическими функциями.

Наиболее значимые результаты, полученные Львом Семеновичем и его группой в этот период, были обобщены в объемной рукописи «История развития высших психических функций».

В последний период работы лейтмотивом исследований Льва Семеновича, связавшим воедино различные ветви его творчества (история учения об аффектах, изучение возрастной динамики сознания и словесно-семантического подтекста), стала проблема взаимосвязи мотивационных и познавательных процессов.

Идеи Л.С. Выготского имели широкий резонанс во всех науках, изучающих человека, включая лингвистику, психиатрию, этнографию, социологию. Они определили целый этап развития гуманитарного знания в России и странах СНГ и до сих пор сохраняют свой эвристический потенциал.

Исторические условия возникновения теории личности Л.С. Выготского.

Русская психология, которая развивалась под сильным влиянием западноевропейской психологии. Оригинальные работы К.Д. Ушинского, И.М. Сеченова и В.А. Вагнера заложили основы российской научной психологии. Особенно велико влияние И.М. Сеченова, считавшего психологическое и биологическое в человеке феноменом одного и того же порядка. Тенденция к распаду двух взаимно вытесняющих наук, а также другая историческая тенденция — объединение отдельных психологических дисциплин и течений в единую науку — нашли четкое выражение в российской психологии.

В 1930-е годы работы Л.С. Выготского на пути к пониманию внутренней жизни ребенка были осуждены, а педология — по определению Л.С. Выготского, наука о ребенке — признана псевдонаукой. Другие психологические работы также подверглись жесткой критике. После смерти Выготского в 1934 году его студенты были вынуждены рассеяться по всей стране и скрываться в различных институтах. В это время психология на Западе разделилась на несколько школ, в каждой из которых интересующая автора проблема переросла в целое течение, определившее целую систему психологии и сделавшее определенные законы ключом к человеческому сознанию в целом.

В это время психологи, занимающиеся различными проблемами, стали говорить на разных языках, начали неправильно понимать друг друга, и потребность в великом синтезе, способном найти достойное место всем научным достижениям в единой системе научной психологии, становилась все более очевидной.

Психологов заинтересовали наивные материалистические попытки построить психологию как натуралистическую науку, рассматривая социальные условия как нечто внешнее по отношению к человеческим реакциям, не оставляя без внимания реальную деятельность, характеризующую ребенка в игре и учебе, взрослого в его жизни и работе, каждого человека в тех реальных взаимоотношениях с социальной деятельностью, которые могут служить ключами к законам построения и развития его сознания. Такова была ситуация в психологии, когда в нее вошел Л.С. Выготский. Его задачей было разорвать этот тупик, снести эти стены, отделявшие психологию от реальной жизни, от конкретных форм человеческой деятельности и живых форм человеческого сознания. Л.С. Выготский видел существование этой задачи в построении человеческой психологии как науки исторического развития человеческого сознания, которому он посвятил свою жизнь.

Большое внимание привлекла «теория культурного развития высших психических функций» Выготского, которую он разработал совместно с группой коллег. Как в рефлексивной и реактологической теориях основной тенденцией было преодоление позиции идеалистической психологии и создание объективной психологии деятельности и поведения, так и основной тенденцией и задачей психологии было стремление к продвижению идеи развития и принципа историзма в психологии.

Эта основная начальная тенденция имела положительное значение. В сравнении со статической, анти-исторической позицией традиционной психологии, рассматривавшей психические функции человека вне всякого исторического развития, исходная генетическая, историческая направленность теории культурного развития высших психических функций представляла собой прогресс.

Л.С. Выготский посвятил свою жизнь попытке внедрить исторический метод в сложную область знаний, реализовать его в серии конкретных экспериментальных исследований, а также попытаться пересмотреть весь накопленный материал в свете этой идеи — идеи исторического развития сознания личности.

Когда Л.С. Выготский начинал свою работу, разговоры о внедрении исторического метода в психологию были странными и непонятными. Этот период был отмечен глубоким кризисом психологической науки, который был особенно острым на Западе, но фактически охватил психологию, которая только начала существовать в нашей стране. Она проявилась в том, что эта наука фактически распалась на две психологии, каждая из которых оказалась неспособной решить центральную для нас сегодня проблему, а именно проблему научного анализа построения сложных и высококонкретных форм реальной человеческой деятельности. В то время как идеализм в психологии, рассматривавший описание человеческого сознания как своего объекта, фетишизировал его и был практически неспособен объяснить его происхождение и развитие, материализм, пытавшийся выразить человеческое поведение с точки зрения физиологии и физики, на самом деле отдалился от психологии и считал, что научное изучение человека — это отказ от изучения именно человеческого, что человеческое сознание не может быть абсолютно никаким примером научного исследования, и что роль научного психолога — это лишь упрощенное переложение

Общие положения теории личности Л.С. Выготского

Личность не является чисто психологическим понятием, а изучается всеми социальными науками — философией, социологией, этикой, педагогикой и др. Литература, музыка и изобразительное искусство способствуют пониманию природы личности. Личность играет значительную роль в решении политических, экономических, научных, культурных, технических проблем, в целом, в повышении уровня человеческого существования.

Категория личности занимает одно из центральных мест в современных научных исследованиях и общественном сознании. Благодаря категории личности появляются возможности для целостного подхода, систематического анализа и синтеза психологических функций, процессов, состояний и характеристик человека.

В психологической науке нет общепринятого определения природы личности. Эпоху активного научного изучения проблем личности можно условно разделить на два этапа. Первый охватывает период с конца 19-го по середину 20-го века и примерно совпадает со временем появления классической психологии. В то время были сформулированы основные положения о личности и установлены основные направления изучения психологических особенностей личности. Второй этап исследования личности начался во второй половине ХХ века.

Ценность и уникальность личности не исключала, а предполагала наличие ее особой структуры. Л.С. Выготский отмечал: «Структурой обычно называют те целостные образования, которые не сводятся в сумме к отдельным частям и составляют их совокупность, но сами определяют судьбу и значение каждой из их составляющих». Структура личности:

  • Как целостность — это объективная реальность, которая воплощает в себе внутренние процессы личности. Более того, структура отражает логику этих процессов и подчинена им;
  • возникает как воплощение функции, как орган этой функции. Конечно, появление структуры, в свою очередь, приводит к изменению самих функций и тесно связано с процессом их формирования: Структура является как результатом формирования, ее состоянием, так и фактором дальнейшего развития личности;
  • означает целостность, которая включает в себя все психологические (сознательные и бессознательные) и непсихологические компоненты личности. Но это не простая их сумма, а новое особое качество, форма существования человеческой психики. Это особая аранжировка, новый синтез;
  • противоречит фактору стабильности. С одной стороны, он стабилен и постоянен (содержит те же самые компоненты, что делает поведение предсказуемым). Но в то же время, структура личности жидкая, переменная, никогда не бывает полной.

Культурно-историческая теория доказывает, что личностная структура человека меняется в процессе онтогенеза. Важной и нерешенной конечной проблемой является определение компонентов индивидуального содержания структуры личности. Для иллюстрации проблемы процитируем размышления Л.С. Выготского о поиске осмысленных единиц анализа психики в целом. Он проводит поразительную аналогию с химическим анализом вещества. Если перед ученым стоит задача определить основные механизмы и свойства, скажем, такого вещества, как вода, он может выбрать два пути анализа.

Во-первых, можно разложить молекулу воды (H2O) на атомы водорода и атомы кислорода и потерять ее целостность, так как возникающие в этом случае отдельные элементы не обладают свойствами, присущими воде (это так называемый «элементный» анализ).

Во-вторых, если попытаться совместить анализ с сохранением свойств, признаков и функций целостности, то не следует разбивать молекулу на элементы, а вывести отдельные молекулы как «строительные блоки» (Л.С. Выготский писал — «единицы») анализа, которые уже можно изучать и в то же время сохранять в сильно упрощенном, но в то же время резко противоречивом, «общем» виде все свойства вещества в целом.

Основная специфика личности как объекта психологического анализа заключается даже не в его сложности, а в том, что это объект, способный к собственному свободному действию (атрибут «деятельности»). То есть личность, будучи объектом изучения (или воздействия), тоже существует как субъект, что делает проблему понимания ее психологии очень сложной, но только сложной, а не безнадежной.

Акцентирование семантических единиц психологического анализа является руководящим принципом генетической психологии. Анализ показывает, что единица в личности не может быть выделена.

Развитие высших психических функций по Л.С. Выготскому

Системный подход к изучению психики и умственного развития является наиболее эффективным способом перехода от рассмотрения отдельных компонентов к рассмотрению единого целого в изучении психики человека. При реализации этого подхода центральной концепцией является концепция функциональной системы, определяемая как функциональная структура с заданным механизмом взаимодействия между функциями. То есть структура с существующим набором операций, которые определяют характер происходящих изменений и, соответственно, определяют ход развития системы. Взаимосвязь между структурными элементами системы изменяет ее состояние. Поэтому системы называются динамическими.

Под функцией в ее самом общем и широком смысле понимается взаимодействие объектов, при котором состояния и свойства должны соответствовать свойствам других объектов или других систем. Э. Кассирер, опираясь на опыт Платона, Аристотеля, Дидро, Р. Декарта, Г. Лейбница, применяет концепцию функции для определения модальностей динамики гностических действий, намерений самой динамики, интеграций между объектами и методов их воздействия друг на друга.

Благодаря исследованиям советских психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и других, в психологии появилось понятие «высших психических функций». Внедрение исторического метода в психологию позволило рассматривать высшие психические функции как комплексный продукт социально-исторического развития. Эти идеи, связанные с именами советских психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и других, а также с именами зарубежных психологов П. Джанет, А. Валлона и других, имеют решающее значение.

Развитие психики на уровне человека обусловлено, прежде всего, памятью, языком, мышлением и сознанием через усложнение деятельности и совершенствование средств, изобретение знаковых систем. У людей появляются более высокие психические процессы.

Высшие психические функции — это сложные, пожизненные, системообразующие ментальные процессы, которые имеют социальное происхождение. Высшие психические функции как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью их компонентов.

В психическом онтогенезе проводится различие между генетически детерминированным, внутренне детерминированным созреванием и образованием под влиянием окружающей среды и воспитания. Именно эта вторая половина онтогенеза, то есть формирование под воздействием окружающей среды и воспитание, происходит в процессе интернализации и экстернализации.

Формирование высших психических функций характеризуется тем, что существует сначала как форма взаимодействия между людьми, а затем как полностью внутренний процесс. Преобразование внешних средств выполнения функций во внутренние психологические средства называется интернационализацией.

В процессе интернализации ребенок «интернализирует» социальные, символические структуры и инструменты деятельности и социализации, на основе которых формируется его сознание и личность.

ИНТЕРНЕРИЗАЦИЯ (от латинского interior — внутрь) — это формирование внутренних структур человеческой психики за счет ассимиляции структур внешней социальной деятельности.

Яркий пример — человеческий язык. Сначала человек учится, запоминает слова в процессе общения, а затем язык становится инструментом мысли, частью личности, неотъемлемым ее элементом.

Экстериоризация (от латинского Exterior — внешняя) — переход внутренних, психических действий во внешний план, в конкретные внешние реакции и действия человека. Например — человек что-то понял, и в процессе объяснения другому человеку, он экстериоризирует этот продукт в речи. выготская личность экстрасенсорная интернационализация

Каждая из высших психических функций не связана с работой одного «мозгового центра» или всего мозга как однородного целого, а является результатом системной активности мозга, в которой по-разному задействованы различные структуры мозга.

С точки зрения современной психологии высшие психические функции — это сложные саморегулирующиеся процессы, которые имеют социальное происхождение, опосредованы в структуре, действуют сознательно и добровольно. Можно сказать, что материальной основой высших психических процессов является весь мозг как сильно дифференцированная система, части которой обеспечивают разные стороны целого. Эти системы, являющиеся материальной подложкой высших психических функций, не появляются в законченном виде и не созревают сами по себе, а формируются в процессе общения и предметной деятельности ребенка.

По мнению Л.С. Выготского, старость — это качественно особый этап психологического развития, характеризующийся рядом изменений, определяющих специфику строения личности на определенном этапе развития.

Л.С. Выготский рассматривал старость как эпоху, относительно замкнутый период развития, ценность которого определяется его местом в общем цикле развития, а общие законы развития характеризуются спецификой проявления.

При переходе от одной возрастной стадии к другой возникают новые образования, отсутствовавшие в предыдущие периоды, и весь ход развития реконструируется.

Возрастные характеристики определяются рядом условий: системой требований к ребенку на данном этапе жизни, характером отношений с другими людьми, видом деятельности, которым он владеет, способом приспособления.

Л.С. Выготский также вводит понятие возрастного кризиса как целостные изменения личности ребенка, которые происходят при смене стабильных периодов, как поворотные точки на кривой развития ребенка, которые отделяют один возрастной период от другого.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Виды психологического исследования
  2. Педагогическое невербальное общение
  3. Экспериментальный метод исследования в психологии
  4. Динамическая психотерапия
  5. Детский аутизм
  6. Психологические особенности ценностно-смысловой сферы старших подростков
  7. Роль и функции аффектов в жизни человека
  8. Жесты в психологии общения
  9. Вербальные и невербальные признаки тревожности у детей дошкольного возраста — Особенности тревожности у детей младшего школьного возраста
  10. Взаимосвязь волевой регуляции и стрессоустойчивости у студентов — Стресс в жизни студента