Для связи в whatsapp +905441085890

Вклад зарубежных и отечественных педагогов в развитие трудовой школы — Сетлемент Шацкого


Трудовая школа – направление в педагогической теории и практике педагогики конца XIX – первой половины XX веков. В трудах педагогов XVII—XVIII веков (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо) содержались многочисленные аргументы в пользу включения в учебный процесс трудовой деятельности в соответствии с физическими и интеллектуальными возможностями детей]. В середине XIX века появилось движение за введение учебного труда в общеобразовательную школу – активизм. На рубеже XIX-XX веков идеи активизма получили психолого-педагогическое обоснование в экспериментальной педагогике (Э. Мейман). В.А. Лай сформулировал принципы «школы действия» (педагогика действия). Европейские педагоги-эксперименталисты обосновали важнейшие идеи трудовой школы: о связи мысли ребенка с его двигательной активностью, о роли представлений и восприятия в процессе обучения, о соотношении практических работ с теоретическим обучением. Дж. Дьюи разработал модель трудовой школы, представлявшую собой оригинальный вариант активизма и прагматистской педагогики. Практическую реализацию эти идеи получили в методе проектов, дальтон-плане и других системах обучения . Сторонники мануализма (ручного труда в учебном процессе) – У. Сигнеус (Финляндия), Р. Зейдель (Швейцария) и др. – во второй половине XIX в. добились введения в народных школах ручного труда. Широкое распространение получили французская (Ж. Фонтень) и шведская (О. Саломон) системы обучения ручному труду. Психолого-педагогическое объяснение мануализму дал Х. Шерер (Германия) .

В дореволюционной России идеи трудовой школы наиболее полно и аргументировано изложены С.А. Левитиным, их практическая разработка представлена в педагогическом опыте С.Т. Шацкого. Критикуя традиционную школу за её «оторванность от жизни, чуждость детским интересам и детским радостям», С.А. Левитин приводит слова одного из создателей немецкой трудовой школы Г. Кершенштейнера: «Наша школа – это остров, изолированный от всего мира и от бьющей ключом непосредственной жизни, на который наши дети переправляются каждый день бодрыми и жизнерадостными, и откуда возвращаются усталыми и вялыми» . В идее трудовой школы как «школы будущего», С.А. Левитин выделяет два аспекта:

— трудовая школа как всеобщий принцип организации народного образования, суть которого состоит в ориентации образования на запросы жизни, труда, на потребности трудящихся (иначе говоря, подготовка к труду является ведущей целью образования);

— трудовая школа как метод обучения и воспитания: построение всего учебного материала на труде и активной самодеятельности школьников (в этом аспекте труд выступает средством обучения и воспитания).

Вклад зарубежных и отечественных педагогов в развитие трудовой школы - Сетлемент Шацкого

Сетлемент Шацкого

Несомненный интерес представляет система образования, созданная выдающимся русским и советским педагогом Станиславом Теофиловичем Шацким. Его Первый экспериментальный институт народного образования, являвшийся научно-производственным и образовательным объединением, успешно функционировал в течение четырнадцати лет.
Его социально-педагогические идеи об изучении социальной и природной среды, компонентов окружающей среды, проведенные им эксперименты, вопросы трудовой школы по-прежнему очень актуальны и важны для современников.

Летом 1905 года Шацкий и Зеленко собрали среди своих знакомых немного денег и необходимых предметов домашнего обихода и отвезли 14 мальчиков-подростков, в основном заключенных Сущевского приюта для бедных, в подмосковный летний дом. Так родилась Щелковская колония с художественным образованием и детским самоуправлением.
По воспоминаниям современников и современных свидетелей колонии, в то бурное и насыщенное событиями лето 1905 года она была поистине похожа на маленькую демократическую республику, где все вопросы жизни решались на пленуме детей и взрослых. Хорошо скоординированное и гармоничное было лето в колонии. Он поощрял своих организаторов. На средства, собранные среди владельцев крупных предприятий — братьев Сабашниковых, Кушнеревых и Морозовых — осенью 1905 года по проекту Зеленко был построен детский клуб. Так, на пустыре в Тихвинском переулке в Москве, в маленькой комнате заброшенной бани, был создан первый в стране детско-юношеский клуб. К весне 1906 года в клуб пришли около 120 детей из рабочих, ремесленных и городских малоимущих семей.
Ежедневно с 9 до 12 часов общественная работа была обязательной для всех в клубе, возглавляемом детским комитетом работников, обычно избираемым на неделю — своего рода продолжение и развитие идеи «собрания» как руководящего органа клуба. Также были сформированы различные кружки и мастерские, которые мы бы сейчас назвали «клубами по интересам». Интересы были самыми разнообразными — химия и физика, иностранные языки и рисование, пение и рукоделие. Дети вместе с репетиторами посетили картинные галереи, театры и музеи.
Неудивительно, что летом 1906 года в колонию Щелково приехало 80 детей. Среди учителей «поселка» видное место заняла Валентина Демьянова (далее — Шацкая). Она стала женой Шацкого и его самой верной сторонницей за все «годы поисков».
В основе образовательной системы «поселка» лежала идея «детского царства», где каждый ученик имел возможность в полной мере развивать свои способности. Дети посещали различные кружки: плотницкий, обувной, певческий, астрономический, театральный, биологический и другие. Каждый круг имел свое название и правила, разработанные детьми для регулирования отношений, которые строго соблюдались взрослыми, их лидерами. Решения, принятые на их заседаниях, считались обязательными, равно как и решения общего собрания.

Система Джей Дьюи

Наследие американского ученого Дж. Дьюи сегодня является объектом повышенного интереса и, не случайно, феноменом международного характера. Человек ХХ века», как его называют многие исследователи, оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики.

На рубеже XIX-XX веков философия Дьюи появилась как принципиально новая система по сравнению с традиционной гербертской системой, которая преобладала в то время. В этот период была предпринята попытка изменить педагогическую парадигму. Дж. Дьюи становится активным агитатором за замену школы «изучения книг», «пассивного слушания» на «школу работы» и активности. Его педагогический эксперимент может быть очень полезен для учителей, поскольку он представляет собой синтез теории и практики, мысли и действия. Будущие учителя найдут в своем опыте ценный материал для размышлений о вневременных педагогических проблемах и для проникновения в актуальные вопросы педагогики. Исторический материал становится очень полезным инструментом, показывающим процесс перехода от традиции к инновациям в педагогике.

Парадигма школы Дьюи была инновацией, которая не была сразу же признана многими культурами. Он представлял школу как социальное учреждение, которое воспроизводит жизнь ребенка, а также деятельность в семье. Для Джей Дьюи школа — это не подготовка к жизни, а сама жизнь.

Центральными принципами философии прагматизма Дьюи являются: понимание образования как «роста», при котором процесс развития рассматривается как открытый и ориентированный на будущее, причем будущее во многом определяется результатами настоящего и перспективами на будущее; акцент на возможности и важности рефлексивной реконструкции опыта как ключевой особенности процесса непрерывной реконструкции; и внутренняя связь между демократией и образованием.

Главная задача философии образования Дж. Дьюи заключалась в том, чтобы понять и связать различные части мира и жизни в единое целое — достичь наиболее полного, ясного и полного представления об опыте на мазо-, мезо- и микросоциальном уровнях.

Дж. Дьюи не рассматривал академический предмет как набор фактов и принципов, которые студент усваивает. По его мнению, это полностью игнорировало психологию ребенка, его интересы. Он хотел, чтобы ребенок научился переводить абстрактные знания в конкретные формы, актуальные для практической жизни.

Обращаясь к анализу педагогики Дьюи, современный учитель может увидеть свои практические шаги в решении ключевой проблемы педагогики — проблемы содержания образования, которая и сегодня остается одной из самых актуальных.

Трудоая школа Кершенштейнера

Идея сочетания умственного и ручного труда как средства развития общих трудовых навыков, необходимых работникам всех профессий, и формирования соответствующих моральных качеств была более ярко выражена в теории «трудовой школы» и «гражданского воспитания» немецким педагогом Георгом Кершенштайнером.

В своей статье «Школа будущего — школа труда» он изложил основные принципы организации такой школы и представил модель новой школы рабочего класса. Рабочая школа должна была стать таким учебным заведением, которое готовило бы детей, особенно из народа, к будущей трудовой деятельности, такая школа должна была дать ученику минимум знаний, максимум умений и трудолюбия, а также соответствующие гражданские убеждения. Новая школа требовала: обширное поле ручного труда, которое, в соответствии со способностями ребенка, должно стать средством интеллектуального развития; овладение работой, выполняемой родителями и работой в сотрудничестве с товарищами. При организации начальной школы лучше всего сочетать обучение с ручной работой и живописно-иллюстративной деятельностью, широко используя экспериментальную и лабораторную работу.

Г. Кершенштайнер предлагал различные семинары, мастерские, школьные сады и так далее.

Кершенштайнер предложил организовать профессиональное обучение в «дополнительных школах» для работающей молодежи, бросившей школу.

С концепцией рабочей школы Кершенштейнера тесно связана его теория гражданского образования, которую он изложил в своей работе «Концепция гражданского образования». В ней он считал начальную школу и армию самыми эффективными государственными учебными заведениями, способными воспитывать молодежь на благо Отечества и защищать его. Чтобы научить детей работать на практике, необходимо, чтобы после того, как они повзрослеют, они «поняли цель и добро государства, служения, которому оно посвятит себя, верно трудились во имя народа или великой идеи».

Государственный заказ, воплощающий в своих целях нравственную идею, является высшим внешним нравственным благом. Лучшее образование — это то, что делает самого педагога еще более лишним. Целью государственной школы является воспитание ценных граждан. Цель государственной школы — помочь в выборе профессии, воспитать в человеке уважение к профессии как к услуге. Целью рабочей школы является получение максимума способностей с минимальным количеством научного материала, умение получать удовольствие от работы.

Из этого можно сделать вывод, что рабочая школа — это школьная организация, для которой характерное образование имеет приоритет над всем.

Макаренко труд и воспитание

Актуальность исследования. В основе педагогического мировоззрения А.С. Макаренко лежат три основные идеи — «работа», «педагогический взрыв» и «перспективные линии». Насколько случайно они возникли в философии образования в первой половине ХХ века, представителем которой был выдающийся советский педагог? И что делает его идеи популярными в современной педагогике? Автор рассматривает наследие прошлого, ссылаясь на работы Гегеля и философов современной Италии.

Макаренко практиковал свою основную идею: работа — забота. Уже в начале своей деятельности в полтавской колонии он увидел, что «близости такого понятия, как работа, достаточно для того, чтобы быть уверенным в спасении многих средств, не имеющих никакого отношения к работе». Антон Семенович видел последствия нейтралитета трудового процесса, который он связывал с автономией, и с тем, что труд состоит из механических действий. Или, говоря словами учеников Макаренко, простое механическое выполнение работы освобождает ее от всякого морального обязательства.

Чтобы проиллюстрировать эту проблему, педагог заявил, что для получения образовательного и развивающего эффекта работа должна быть частью целостной образовательной системы, которая неотделима от жизни коллектива. В отличие от Маркса, этот выдающийся педагог пишет, что работа является не только экономической, но и моральной категорией. Как и Гегель, он убежден, что каждый человек делает свою работу при условии, что все остальные члены общества делают то же самое. Работа регулирует отношения между людьми и, в конечном счете, обеспечивает стабильность обществу, объединенному социальным договором.

Мораль — это один из способов нормативного регулирования человеческой деятельности в обществе, в котором удовлетворяется потребность людей жить вместе. Поэтому педагог и социальный реформатор не принимал общепринятых взглядов на работу в образовательном процессе, которые существовали в его время, а работа становилась заботой о работе, которая служит логической основой поведения человека в коллективе. Трудовое воспитание через заботу о других становится сущностью педагогического процесса, и поэтому чисто экономический смысл труда теряется ради нравственной ценности труда для членов коллектива.

Многие представители прогрессивной педагогики уделяли и продолжают уделять внимание трудовому воспитанию молодого поколения. Связь трудового воспитания с социальными условиями жизни общества и коллектива особенно характерна для педагогической семьи А.С. Макаренко, в основе которой лежит формирование личности в организованном социально-значимом труде. Он придавал большое значение целенаправленной трудовой деятельности как одному из важнейших факторов формирования характера человека.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Образовательная система в Англии
  2. Компьютерная зависимость у детей и подростков, ее воздействие на социальное становление личности
  3. Классификация принципов воспитания
  4. Проектирование образовательного процесса в соответствии с фгос
  5. Технология культурно-просветительской деятельности
  6. Подвижные игры в семейном воспитании
  7. Методы сравнительной педагогики
  8. Специфика и взаимосвязь объекта и предмета педагогики
  9. Этапы педагогического общения
  10. Тесты по математике как форма организации совместной контролирующей деятельности учителя и учащихся