Для связи в whatsapp +905441085890

Воспитание и школа древнего востока — Общее и особенное в генезисе воспитания и школы

История образования как особой сферы социальной деятельности восходит к цивилизациям Древнего Востока, возникшим в 5 тысячелетии до н.э.

В период позднего неолита в различных регионах мира появились первые признаки разложения первобытной формации. Этот процесс был многовековым и исторически затяжным. Одновременное возникновение новых социальных структур привело к сохранению старых форм образования наряду с новыми формами социализации молодого поколения.

В государствах, пришедших на смену племенным объединениям, образование осуществлялось преимущественно в семье. В эпоху перехода от родовой общины к рабовладельческому строю древние традиции семейного воспитания встречались и видоизменялись в древневосточных цивилизациях. Педагогические прерогативы патриархальной семьи отражены в таких литературных памятниках Древнего Востока, как законы вавилонского царя Хаммурапи (1750 г. до н.э.), Книга притчей иудейского царя Соломона (начало I тыс. до н.э.), индийская Бхагавад-гита (середина I тыс. до н.э.) и др.

В I тысячелетии до н.э. постепенное развитие ремесел и торговли, усложнение труда, рост городского населения способствовали тому, что все больше людей имели доступ к обучению и образованию. В школах обучались не только дети дворян и духовенства, но и наследники богатых ремесленников и торговцев. Однако подавляющее большинство населения было удовлетворено семейным воспитанием и образованием.

Образование и школу древнего Востока следует рассматривать как нечто относительно законченное и в то же время как результат специфического развития каждой из древних цивилизаций, давших человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшее развитие мировой школы и педагогики.

Государства между Тигром и Евфратом (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и т.д.) имели достаточно стабильную и жизнеспособную культуру. Здесь успешно развивались астрономия, математика, сельскохозяйственные технологии, процветали оригинальная письменность, система музыкальных записей, различные виды искусства. Школы существовали почти в каждом городе. Образовательные учреждения возникли в III тысячелетии до н.э. в связи с потребностью сельского хозяйства и культуры в образованных людях — писцах. Представители этой профессии занимали довольно высокую ступеньку социальной лестницы. Первые учреждения, где готовили писцов, получили название Дом скрижалей (эдубба по-шумерски). Они вырезали клинопись деревянным резцом на грубой глиняной табличке, которую затем обжигали. Первые доски относятся к III тысячелетию до н.э. С начала I тысячелетия до н.э. писцы стали использовать деревянные таблички: Они были покрыты тонким слоем воска, на котором писали иероглифы.

Очевидно, они появились в семьях писцов, затем в храмах и дворцах. Клинописные глиняные таблички, найденные археологами в развалинах древних дворцов, храмов и библиотек, помогают восстановить картину школьного образования того времени. Среди них — законы вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), законы Ассирии (вторая половина II тысячелетия до н.э.), летописи ассирийского царя Ашшурбанипала (669 — ок. 633 гг. до н.э.). Древние летописи, хроники и юридические тексты позволяют судить об уровне культуры и образования цивилизаций двух королевств.

Структура семейно-общинной школы сохранилась в истории древних восточных цивилизаций. Семья играла главную роль в воспитании детей. Например, как видно из Кодекса Хаммурапи, отец отвечал за подготовку сына к жизни и обучение его ремеслу.

Вначале обучение служило для подготовки писцов. Позже эдуббы стали культурными и образовательными центрами и получили определенную автономию. Позже эдуббы превратились в культурные и образовательные центры и получили определенную автономию. Там были созданы крупные книгохранилища, такие как библиотеки Ниппура (II тысячелетие до н.э.) и Ассура (I тысячелетие до н.э.). В фондах этих хранилищ находились десятки тысяч табличек.

Первые эдуббы были небольшими учебными заведениями с одним преподавателем. Студенты обычно жили дома. Учитель должен был уметь выносить разумные, обоснованные суждения, понимать жертвенные ритуалы, проводить землеустройство, делить имущество, ориентироваться в тканях, металлах, растениях, понимать язык жрецов, пастухов и ремесленников.

Воспитание и школа древнего востока - Общее и особенное в генезисе воспитания и школы

Общее и особенное в генезисе воспитания и школы

История школы и образования как особых сфер общественной деятельности восходит к цивилизациям Древнего Ближнего Востока, возникшим в 5 тысячелетии до н.э.

Уже в период позднего неолита в различных регионах мира появились первые признаки разложения первобытного образования. Этот процесс был многовековым и исторически затяжным. Неравномерное возникновение новых социальных структур привело к сохранению старых форм образования наряду с новыми формами социализации молодого поколения.

В древнейших государствах, пришедших на смену архаичным племенным объединениям, воспитание происходило в основном в семье. При переходе от общинно-родовой к рабовладельческой эпохе в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древнего Востока, как законы вавилонского царя Хаммурапи (1750 г. до н.э.), Книга притчей иудейского царя Соломона (начало I тыс. до н.э.), индийская Бхагавад-гита (середина I тыс. до н.э.) и др.

Поэтому мы читаем в Притчах: «Слушайте, дети, заповеди отца вашего и внимайте разуму». Главная педагогическая идея «Притч» — призвание отца быть наставником, почитающим родителей: «Мудрый сын угождает отцу, а глупый пренебрегает матерью» .

Одновременно с укреплением общественных государственных структур для специального образования чиновников, священников, воинов постепенно начал развиваться новый социальный институт — школа.

Школа и образование в государствах Древнего Ближнего Востока развивались под влиянием различных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя эти цивилизации не совпадали по времени, они имели схожие структуры, включая образование. Это сходство является объективным следствием возникновения школы в переходный период от общинно-родового строя к социально дифференцированному обществу. Эта типология подтверждается тем, что древние цивилизации имели нечто общее в области образования, хотя и существовали изолированно друг от друга.

Такая типология подтверждается историей древних южноамериканских цивилизаций, возникших в III-II тысячелетиях до нашей эры. Не имея связи с остальным миром, они, тем не менее, развивали опыт образования, схожий с древними цивилизациями Древнего Востока.

Образование в основном определялось социальным и имущественным положением, то есть утратило свой унитарный характер. Она все больше отрывалась от непосредственных интересов и потребностей детей и постепенно превращалась в подготовку к будущей взрослой жизни. С одной стороны, это усиливало сопротивление детей миру взрослых, с другой стороны, образование стало приобретать более жесткий, авторитарный характер .

Переходный период, в который возникли первые человеческие цивилизации, характеризовался глубокими изменениями в практике образования: Качественно изменился способ передачи культурного наследия предков от взрослых к детям. Возникли специальные образовательные структуры для обучения следующего поколения.

В этот период дописьменный период истории подошел к концу, когда примерно с III тысячелетия до н.э. язык и рисуночное письмо были частично заменены реальным письмом — клинописью и иероглифами — как основными средствами передачи информации.

Появление и развитие письменности является важным фактором и спутником в становлении школы. При переходе от пиктографического письма к логографии, передававшей не только общий смысл языка, но и его членение на отдельные выражения и слова (египетская и китайская иероглифика, шумерская клинопись), письмо стало технически более сложным и требовало специальной подготовки. Дальнейшее развитие письменности, сначала слоговой (в древней Ассирии), затем фонетической (в древней Финикии), привело к упрощению и облегчению обучения чтению и письму, что увеличило «производительную способность» школ .

Отделение умственного труда от физического, начавшееся в конце доисторического периода, привело к появлению новой профессии — учителя.

Школа в Древнем Египте

Первые сведения о школьном образовании древних египтян относятся к 3-му тысячелетию до нашей эры. Школа и образование в Древнем Египте были предназначены для перехода ребенка, подростка, молодого человека в мир взрослых.

На протяжении тысячелетий в долине Нила сформировался определенный психологический тип личности. Идеалом древнего египтянина считался немногословный человек, стойкий к трудностям и ударам судьбы. Обучение и воспитание следовали логике такого идеала.

В Древнем Египте семейное воспитание и обучение отражало характер отношений между женщиной и мужчиной, которые устанавливались в семье на равных. Поэтому образованию мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание .

Только те, кто принадлежал к привилегированному меньшинству, имели доступ к знаниям, которые, как гласит древний источник, должны были быть «завязаны в один узел» (именно поэтому слова «знание», «учение» и «узел» изображались одним и тем же иероглифом).

Судя по древнеегипетским папирусам, особое внимание уделялось детям, поскольку, согласно египетскому поверью, сыновья и дочери могли дать своим родителям новую жизнь, совершая погребальные обряды. Выполняя родительский долг наставления, египтяне верили, что совершают праведные поступки и обеспечивают предкам счастливое существование в загробном мире. Как считали египтяне, когда взвешивали душу умершего, боги помещали душу на одну чашу весов, а «кодекс поведения» (маат) — на другую. Когда весы уравновешивались, умерший мог начать новую жизнь в загробном мире. В духе подготовки к будущему были составлены и заповеди, обращенные к детям, которые служили стимулом для нравственного воспитания и отражали идею чрезвычайной важности образования: «Хромой, которого не научил отец, подобен каменному идолу».

Педагогические методы и приемы, использовавшиеся в Древнем Египте, соответствовали целям и идеалам образования. Прежде всего, ученик должен был научиться слушать и подчиняться. Известно высказывание: «Послушание — лучшее в человеке». Учитель обращался к ученику со следующими словами: «Будь внимателен и слушай мою речь; не забывай ничего из того, что я тебе говорю». Наиболее эффективным способом добиться такого послушания было телесное наказание, которое считалось естественным и необходимым. Удары постоянно осыпали ученика. Девизом школы стали слова, записанные в одном из древних папирусов: «Ребенок носит ухо на спине, его надо бить, чтобы он слышал».

Безусловный и абсолютный авторитет отца, наставника был освящен многовековыми традициями. Последователь таких традиций, автор «Поучений гераклеопольского царя» (XIII век до н.э.), писал: «Всегда следуй за своими отцами и предками». С этими традициями был тесно связан обычай передавать свою профессию по наследству — от отца к детям. Например, в одном из папирусов перечислены 25 поколений строителей, принадлежавших к одной семье.

Как бы ни был силен консерватизм древнеегипетской цивилизации, ее идеалы и цели образования постепенно пересматривались. Древний папирус I тысячелетия до н.э. показывает, что уже тогда существовали различия в понимании того, каким должен быть человек. Автор явно спорит с теми, кто отклонился от традиционного раболепия и безынициативности. Он пишет, что таких людей можно сравнить с растением, лишенным тепла и воды.

Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось преимущественно через заучивание нравоучительных наставлений, таких как «Лучше уповать на человечество, чем на золото в шкатулке», «Лучше есть сухой хлеб и радоваться сердцем, чем быть богатым, но знать горе». Чтение, запись и запоминание таких наставлений было отнюдь не легкой задачей, ведь они были изложены иероглифами на языке, все более отдаленном от живой речи.

Целью обучения была подготовка к деятельности, традиционно выполняемой членами семьи. Таким образом, семья была основной единицей обучения. Священники, музыканты, ремесленники и т.д. передавали свои профессии своим детям. Отцы-ремесленники иногда использовали детские игрушки: модели сельскохозяйственных орудий, мельниц, кузниц и т.д. Только военные вопросы выходили за рамки строго сословного профессионального обучения.

Воспитание в Древней Греции

Древняя Греция в VII-IV веках до н.э. состояла из небольших городов-государств — полисов, с культурой которых связано развитие воспитания, школы, педагогического мышления. Здесь развивалась философия, включающая различные отрасли знаний, формировалась обширная литература, создавались системы образования, развивалось педагогическое мышление. Самыми влиятельными государствами были Лакония со столицей в Спарте и Аттика с Афинами во главе. Они определили разные системы образования: спартанскую и афинскую.

Спартанское воспитание формировалось под влиянием природно-климатических условий, а также в связи с исторической судьбой государства, которое находилось в состоянии постоянных войн и имело большое количество рабов.

Спарта (VII — III вв. до н.э.) была политически изолирована от других греческих государств из-за своего местоположения. Спарта отличалась огромным военным потенциалом и стабильностью политической системы.

Целью спартанского воспитания была подготовка сильного, стойкого, мужественного воина, члена военного сообщества.

До 7 лет дети получали образование в семье, но государство контролировало родителей. Детей не пеленали, они воспитывались неприхотливыми в еде, не боялись темноты, не знали произвола и плача.

С 7 до 30 лет (7-15; 15-20; 20-30) человек постоянно находился под опекой государства. Мальчиков собирали в агеллены, где они содержались до 18 лет; это была государственная система образования. Как писал Плутарх, мальчики жили и ели вместе, их учили мужественно переносить трудности, побеждать врага.

Физическая сила, способность переносить голод, жажду и боль приобретались благодаря подходящим условиям жизни: мальчику давали пальто, которое защищало его от холода и жары, он спал на самодельной циновке, ему давали собственную еду. Дети коротко стриглись и учились ходить босиком. Большое внимание уделялось военным упражнениям: метанию диска и копья, борьбе, боевым искусствам и бегу.

В возрасте 14 лет каждый спартанец проходил агон — публичную порку, во время которой ученики должны были соревноваться в терпении и выносливости. Позднее такое соревнование было повторено.

Физическая подготовка дополнялась пением и танцами, которые носили боевой характер и вызывали мужество. Особое внимание было уделено разведению немногословности, ясной и чистой речи в сочетании с язвительным остроумием. Чтение и чтение вслух были сведены к минимуму.

С 18 лет молодые люди становились членами военного сообщества, имели право носить оружие, несли военную службу, участвовали в набегах и расправах над подозреваемыми в идолопоклонстве и рабами.

В последующие годы продолжалась военная подготовка и физическое воспитание, укрепляя моральные и идеологические установки.

Образование девочек было направлено на получение здоровых и нетребовательных женщин, способных произвести на свет потомство. Они были такими же жесткими и решительными, как и мужчины. Девочки соревновались в беге, борьбе, метании диска и копья так же, как и мальчики. Обнаженные девушки участвовали в церемониальных шествиях, танцевали и пели вместе с юношами во время исполнения различных церемоний.

У афинского образования были другие цели: «Больше всего на свете мы стремимся сделать граждан красивыми духом и сильными телом, ведь именно такие люди хорошо живут вместе в мире и спасают государство во время войны…». (Лукиан. Lucian).

До 7 лет все свободнорожденные дети воспитывались в семье; с ними были мать, няня и дядя-раб.

После 7 лет девочки оставались в семье, а мальчики посещали платные школы (одновременно или последовательно):

  • Музыкальные (8-16 лет) — давали литературное и музыкальное образование и некоторые научные знания;
  • Школы пятиборья: бег, прыжки, борьба, плавание, метание диска (13-14 лет). Большое внимание уделялось искусству танца, которое пыталось передать диапазон человеческого опыта. Студенты участвовали в народных играх и представлениях. Здесь выдающиеся граждане проводили беседы с детьми на нравственные темы;
  • Гимназии (16-18-летние) — их было три: академия, лицей и кино-гроб. В них учились самые богатые юноши, они совершенствовали свою гимнастику, здесь же они занимались умственным трудом. Более великие люди тоже приходили сюда, чтобы послушать популярного философа, почитать «Начри».

История возникновения школы и воспитания

История школы и образования как особых сфер деятельности берет свое начало в 5 тысячелетии до нашей эры. Истоки образования лежат в древних развитых цивилизациях Востока. Впервые идеи воспитания возникли в семье, где, согласно восточным представлениям, нужно было слушаться отца и учиться всему у него, а также почитать мать. Ранние восточные просветительские идеи нашли отражение в работах, дошедших до наших дней: Законы Хаммурапи в Вавилоне, Книга Притчей иудейского царя Соломона и Бхагавадгита. Изучая эти работы, можно увидеть, что большое внимание уделялось воспитанию детей. Образование древнего Востока было ориентировано не на личные интересы ребенка, а на подготовку к взрослой жизни. Методы воспитания были довольно жесткими и становились все более авторитарными. Растущая потребность общества в образованных людях, умеющих читать и писать, знающих арифметику, право и т.д., привела к появлению школ — специально организованных учебных заведений, где детей обучали централизованно специальные люди. Помимо семейного и государственного воспитания, в древних восточных развитых культурах существовало и религиозное воспитание. Религия была носителем идеалов воспитания и образования.

С ростом расслоения общества по социальным и имущественным критериям изменилась и организация образования. Теперь дети разных социальных классов воспитывались по-разному и учились разным вещам. Дети бедных горожан воспитывались и получали образование в основном в семьях собственных родителей. Для детей состоятельных граждан были открыты платные школы.

В I тысячелетии до н.э. быстро развивались ремесла и торговля, появились новые способы заработка, что сделало школьное образование более доступным.

Важным шагом в развитии школ стало появление и развитие письменности, которая не только облегчила обучение и сделала его более эффективным, но и стала средством сбора и сохранения традиционного опыта без потерь.

Развитие письменности и других наук, таких как астрономия, математика и сельскохозяйственные технологии, активно происходило в государствах между реками Тигр и Евфрат, которые имели достаточно развитую культуру. Для этих государств были характерны «дома скрижалей» (эдубба по-шумерски), которые были школами для обучения писцов. Они появились в III тысячелетии до н.э. в связи с экономической и культурной потребностью в образованных людях. Они писали на глиняных табличках деревянным резцом. Сначала они писали на мокрых скрижалях, потом их уволили. В I тысячелетии возникла новая техника клинописи: Глиняные таблички покрывались тонким слоем воска, на котором вырезались символы и знаки. Позже эдуббы стали обучать не только писцов, но и практиковали преподавание других наук. Созданные сначала в семьях, а затем при храмах и дворцах, они со временем стали автономными учреждениями. Многие эдубабы имели книжные склады с десятками тысяч планшетов. Обучение в «домах скрижалей было платным». В крупных эдуббах было несколько преподавателей, специализирующихся на разных дисциплинах, а в некоторых даже был специальный администратор, следивший за порядком и дисциплиной. Организация обучения в эдуббах отражала семейное воспитание, характерное для древнего Востока. Глава эдуббы назывался «отец-учитель», другие учителя — «братья отца», а ученики делились на «младших детей эдуббы» и «старших детей эдуббы». Некоторые из методов обучения, которые используются и сегодня, зародились в эдуббах: беседа, разъяснение и использование ролевых моделей. Выпускники Эдуббы владели письмом, музыкой, пением, арифметикой, религиозными знаниями и языками. Они также разбирались в металлах, тканях и растениях, умели проводить землемерные работы и делить имущество.

Дальнейшее развитие эдуббов выразилось в разделении на элиту и простых. В элитных эдуббах, предназначенных для детей знати, они преподавали философию, литературу, историю, географию и медицину.

Особенности воспитания в Древнем Египте были одинаковы в восприятии мальчиков и девочек, что отражало равенство мужчин и женщин в семье. Детей обучали по принципу передачи от детства к взрослой жизни для воспитания таких качеств, как сдержанность, сила воли и стойкость.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у старших дошкольников
  2. Педагогические технологии и технологии обучения
  3. Система воспитания в гимназии К.И. Мая
  4. Коучинг в педагогике, истоки развития
  5. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа
  6. Образ современного классного руководителя, каким его видят родители
  7. Основные организационные формы и технологии обучения взрослых
  8. Содержание и особенности метода изучения продуктов деятельности детей
  9. Социально-педагогическое консультирование детей и подростков группы риска
  10. Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях психоневрологического стационара